Развивающая среда в доу по фгос. Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников

Организация: ТГПУ

Населенный пункт: Томская область, с. Мельниково

Главной задачей воcпитания дошкольников является создание у детей чувcтва эмоционального комфорта и пcихологической защищённости. В детcком cаду ребёнку важно чувcтвовать cебя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

В грамотно организованной образовательной среде можно выделить следующие элементы:

  • субъекты образовательного пространства (дети, педагоги, родители);
  • предметно-пространственная среда (объекты, предметы, стимулирующие развитие, обучение, воспитание ребёнка, способствующие становлению самостоятельности, активности, инициативности, взаимодействию с другими людьми);
  • коммуникация и связи между субъектами и объектами, способствующие становлению открытости или закрытости ребёнка в мир культуры, в мир людей, природы, открытости к самому себе, собственному опыту (тип коммуникации между людьми – стиль педагогического общения, тип взаимоотношений в семье и т.п., доступность среды и её безопасность, комфортность и пр.);
  • общий социокультурный контекст (внешние параметры среды: климатический пояс, географическое расположение, экономические и политические «параметры» государственной системы, историческая эпоха и т.п.).

Связность всех элементов образовательной среды выражается в их взаимосвязи и взаимовлиянии и представляет собой целостное интегративное образование – систему. В этой системе каждый элемент, с одной стороны, самостоятелен, автономен, имеет собственную структуру и содержательное наполнение. С другой стороны, находится в отношениях со всеми другими элементами системы и зависит от их состояния и качества. Совместная «работа» всех элементов даёт общий образовательный результат в виде появляющегося интегративного качества у ребёнка, профессиональной компетенции у педагога, социально-психологического климата группы, коллективизма, чувства профессионального сгорания или удовлетворённости и ощущения самореализации у педагога и т.п.

Предметно-пространственная среда рассматривается нами как важная физическая часть того места, которое может иметь высокий образовательный потенциал для развития ребёнка.

Общий подход к организации этого элемента образовательной среды представлен в виде проектирования зон. Пространство группы устроено в виде специальных зон (например, зона развивающих игр; игровые зоны; учебная зона; зоны проб; зона достижений; место презентаций; зоны развития трудовых и бытовых навыков; зоны отдыха (в том числе места уединения); зоны для перевоплощений).

Переходы между зонами свободны . И в течение дня ребенок может свободно перемещаться, следуя своему естественному желанию и интересам. Пространство устроено под конкретные образовательные задачи, когда ребенок может «проживать» свой интерес в том темпе и объеме, который ему необходим. Зоны насыщены различными материалами для детской деятельности.

Описание игровых зон. В игровых зонах могут быть намечены контуры для разделения игр на настольно-печатные, предметно-манипулятивные, спортивные, подвижные, сюжетно-ролевые. В группе должно быть много «строительного» материала для конструирования, моделирования игрового пространства (столы, стулья, маленькие скамеечки, кубы, тряпочки, веревки), то есть материал, не закрывающий процесс фантазирования ребенка.

Одни места для игры открыты, а другие содержат специальные шторки - «закрывалки», позволяющие детям сохранить интимность своей игры.

Материалы для игр, предполагающих конструирование, постройки располагаются на нижних ярусах шкафов. Рядом находится коврик, чтобы ребенок мог развернуть свою постройку на полу, а не только на столе. Детям также нравится строить и на скамеечках. Рядом могут располагаться ящики для материала игр предметно-манипулятивных (машинки и пр.).

Настольно-печатные игры расположены на более высоких этажах стендов для игровых материалов. Главное требование здесь – они должны быть открыты, доступны для детей. Чтобы ребенок мог осуществлять выбор игры, ему надо из чего-то выбирать. Педагоги могут время от времени менять игровой материал, чтобы «запускать» новые линии игр.

В группе наряду с игровыми зонами есть «учебная». Её создание и выделение в групповом пространстве придает особую значимость новым, пока еще складывающимся учебным формам. В пространстве группы она занимает немного места, по сравнению с игровым. Ее появление обуславливает переход ребенка от игровой деятельности к учебной.

Описание учебной зоны. В «учебной» части размещены доска, информационные стенды, полки с учебным материалом. В группе обязательно должны быть “места проб”: всевозможные альбомы, тетради, доски, дощечки, отдельные листы бумаги и т.д. Это то личное пространство, которое позволяет ребёнку без страха и напряжения, свободно и естественно тренировать необходимые навыки. И доступ к этому материалу можно получить лишь с разрешения самого ребёнка. Всё, что делается детьми в этих зонах, не подлежит критике . Это пробное поведение ребёнка разворачивается без директивных вмешательств со стороны взрослых, без указаний и команд, что создает условия для формирования самостоятельности у ребенка в определении режима своей работы.

Также существуют и “зоны презентаций”, “зоны личных достижений”. Это как раз те места, куда ребёнок может поместить свои работы, как признанные им в качественном плане. Где ребёнок может проявить себя, как человек, достигнувший определенного успеха.

В групповом пространстве размещается Доска достижений , на которой фиксируется успехи ребёнка, приобретение им определённых навыков и умений в виде различных графиков совершенствования разнообразных «техник». Каждая следующая работа ребёнка сравнивается только с его предыдущей работой, а не с работами других детей. Таким образом, закладывается положительная самооценка ребёнка и предупреждается возникновение школьной тревожности.

Зоны информационные и действенные. Информационные зоны – это стенды, карты, глобус, библиотека, карточки. Пространство действия для детей – это все пространство группы, где может развиваться любой вид деятельности. В группе есть «закрепление» за определёнными местами характера деятельности: возле кухонного блока занимаемся кулинарией, возле шкафов, где размещены материалы для прикладных видов деятельности, находятся столы, чтобы эту деятельность развивать. Специально оборудованы зоны для игр с конструкторами. Есть место для разворачивания театральной деятельности.

Информационные зоны в группе создаются не только для детей, но и родителей . Они могут иметь вид индивидуальных кармашков для персональной информации, доски для объявлений организационного характера, отдельного стенда с информацией содержательного характера, где располагают статьи из журналов и газет на тему педагогики и психологии. Совершенно особое информационное место – «Словарь для педагогов и родителей». Он помогает преодолевать «бытовое» понимание родителями педагогических терминов. Здесь и «Дневник индивидуального развития ребёнка» – это поле и информационное и действенное как для родителей, так и для педагогов. В качестве информационного места выступает также библиотечка для родителей.

В пространстве выделяем поля коллективных и индивидуальных действий . Коллективное и индивидуальное не противопоставляется, а органично дополняют друг друга. Коллективное – это все общие места, а индивидуальные – это места, очерчивающие личное пространство ребёнка. Это – индивидуальные шкафчики не только те в приемной, где хранится одежда, но и в учебной зоне места, где собирается материал для индивидуальных тренировок в штриховке, разукрашивании, «печатании» букв, шнуровке, вырезании, самовыражения в альбомах и тетрадях. Там же дети могут собирать и хранить продукты своей деятельности – рисунки, поделки. В этих шкафчиках также хранятся принадлежности для занятий по математике и грамоте.

На Дереве достижений в учебной зоне дети вывешивают и индивидуальные работы и коллективные. В индивидуальных работах отражается своеобразие каждого ребенка, его собственная интерпретация общего задания. Присутствие индивидуальной работы рядом с другими придает ей большую значимость в глазах автора, он испытывает удовлетворение, гордость. А это позитивные чувства, «подталкивающие» на новые творческие дела. В коллективных работах, как в совокупном продукте деятельности детей, отражается вклад каждого ребенка в общее дело. Дошкольник ощущает приобщение к общей цели, к общему достижению. В течение года педагогами собираются работы каждого ребенка в индивидуальные папки. В конце года на их материале педагоги делают персональные выставки. Выставки работ по общей теме сочетаются с персональными выставками работ каждого ребёнка.

Для родителей также в группе есть индивидуальные «места» (кармашки для персональных сообщений, индивидуальные консультации и встречи) и групповые (стенды для информации, обращенной ко всем, библиотека для родителей, общие собрания, встречи).

Кроме этого, в группе создаются специальные (тематические) зоны – «экологическая зона», «центр детского экспериментирования», «уголок изодеятельности» и т.п.

Развивающая предметно-пространственная среда устроена таким образом, что позволяет решать актуальные образовательные задачи каждого воспитанника. В ней ребенок может «проживать» свой интерес в том темпе и объёме, который ему необходим. Зоны насыщены различными материалами для детской деятельности.

Знание педагогом зон актуального развития ребёнка в соответствии с возрастом будет способствовать более точному определению его зон ближайшего развития и подбору образовательных задач и средств для их решения. В совместной деятельности со взрослым или сверстниками ребёнок может решать задачи разного типа в зависимости от своих способностей и возможностей.

Вывод.

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Литература:

    Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, В. И. Исаев. – Москва: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

    Файзуллаева, Е. Д. Дневник индивидуального развития ребёнка как инструмент индивидуализации воспитательно-образовательного процесса / Е. Д. Файзуллаева // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 6. – С. 34 – 49.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

    Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – Москва: Смысл, 2001. – 366 с.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников

Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом,

на которую об­становка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира...

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Среди нее ребенок будет жить-развиваться

собственной само­довлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы...

Е. И. Тихеева

Слайд 1

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Воз­можности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-про­странственной развивающей среды. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует форми­рованию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 2

Созданная развивающая предметно-пространственная среда любой возрастной группы в ДОУ, учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Под, развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Слайд3

Речь- ведущая средство общения сопровождает все виды деятельности

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира

В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Елена Ивановна Тихеева.

Слайд 4

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Насыщенность, полифункциональная, трансформированная, доступная, безопасная и вариативная

Слайд 5

Насыщая групповое пространство, наши педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы детского сада оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Слайд 6

полифункциональность , предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- пространственной развивающей среды. Данный принцип реализуется в детском саду благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно- пространственная развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который служит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Слайд7

Трансформируемость предметно-пространственной развивающей среды наших групп происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Слайд 8

вариативность , которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным речевым направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. Наш детский сад имеет 5 групп компенсирующей направленности, в каждой из которых работает учитель-логопед. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание речевым уголкам оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.

Слайд 9

Доступность среды нашего детского сада предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 10

Безопасность среды

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности

Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Заключение

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной среды.

Организация «Развивающей предметно- пространственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Слайд 11

Спасибо за внимание

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.

2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова пространство определяется как промежуток между чем-нибудь; место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью, безвоздушное пространство); объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью; форма сосуществования материальных объектов и процессов. В данном определении при характеристике пространства выражается предметная объективно-существующая среда, окружающая, в том числе и человека .

Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». Раньше чем «встать», к предметам этой действительности в какое бы то ни было теоретическое «духовное» отношение, он должен питаться, дышать и отправлять другие свои жизненные функции, т.е. он должен действовать как весьма практическое и материальное существо. Итак, ребенок выступает перед нами, прежде всего, как субъект материального процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа» .

Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней .

По мнению А.И. Леонтьева, среда - это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания .

Таким образом, на основании выше сказанного можно заключить, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.

Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важное требование к развивающей предметной среде - ее развивающий характер .

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Исходное требование к предметной среде - её развивающий характер. Она должна объективно через своё содержание и свойства создавать условие для творческой деятельности каждого ребёнка, служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития .

Целью используемых в педагогической работе программ, является - познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

Под развивающей средой педагоги понимают естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка среднего дошкольного возраста к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания.

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды включает следующие организационно-педагогические блоки:

Мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения воспитателей к экологическому образованию дошкольников;

Теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды;

Проектировочный, включающий развитие умений воспитателей конструировать среду;

Практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием .

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

Полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

Трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

Вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня).

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям..

При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением .

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Следует также систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.) .

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

Провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

2. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

3. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды:

Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны).

Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Так, например, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой). Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды - создается для исследовательской деятельности детей. Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений нашей страны, однако, его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Могут быть использованы такие элементы среды, как зимний сад, альпийская горка, музеи, огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая тропа.

Важна функциональная роль в экологическом образовании таких элементов среды, как разнообразные игры и игрушки, модели природных объектов, наглядные пособия (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов), а также современные средств обучения - компьютерные игры экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы), аудиозаписи (звуки природы, музыкальные произведения), оборудование для опытов и т.п. .

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

Познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

Эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

Становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

Формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

Экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изо деятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей .

Итак, развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. При ее построении необходимо учитывать общепедагогические основы системного проектирования социального, пространственно-предметного и организационно-технологического компонентов и ориентироваться на реализацию целей экологического образования. Экологически ориентированная предметно-развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы, находящихся в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности в природной среде.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Чебурашка»
Материалы
городских педагогических чтений
«Современные подходы к реализации задач ФГОС ДО
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Тема
Организация развивающей предметно-пространственной среды, как средство
нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Соколова Наталия Леонидовна, старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Вологда
2015 г.
Актуальность:
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
В связи с этим, целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение задач (на современном этапе дошкольного образования перед педагогами стоит довольно сложная задача: не отклоняясь от содержания образовательной программы ДОУ реализовывать комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС):
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-традиционных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром
Создавая соответствующую РППС мы решаем и главные задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников:
Через приобщение детей к истории, культуре и искусству родного края, многообразию художественной деятельности, знакомство с народными промыслами воспитывать у детей позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу
Знакомить дошкольников с символикой государства, области, города Вологды; географическими особенностями расположения
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению

Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому
Формировать представление детей о фольклоре, системе обычаев, народных праздников, традиций в одежде, еде, формах досуга и отдыха, Вологодской области
Развивать творческие способности дошкольников в познавательно - речевой, продуктивной и музыкальной деятельности на региональном материале
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Принципы построения развивающей среды в групповой и раздевальной комнатах, на которые мы опираемся в своей работе:
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств - принцип активности, самостоятельности
При организации развивающей предметно - пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения, то есть трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно). В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности (принцип мобильности стабильности, динамичности)
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (принцип эмоциогенности среды)
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада (принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды)
Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание зелёных зон в группе. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта гендерных и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей дошкольников
Представленные вам Требования к организации Предметно-игровой среды группы направлены на то, что бы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции
образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Развивающая функция среды является ведущей, так как деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого всё групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: пособия, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Для эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в группе активно используются следующие центры развития:
Центр конструктивных и творческих игр
Центр художественно – эстетического развития
Центр театрализованных и музыкальных игр
Центр познавательного развития
Особое внимание в нашей группе уделяется наполнению речевого
Центра. Художественная, познавательная литература подбирается в соответствии с тематическим планированием и сезонными праздниками
Центр нравственно-патриотического воспитания оборудован так, что бы дети могли не только знакомиться с представленными экспонатами, но и играть с ними
Выставочный центр в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Оформление групповой и раздевальной комнат фото – газетами, коллективными персональными детскими работами разными видами художественной деятельности.
В воспитательных целях мы используем пространство не только в здании, но и на территории участка.
Подводя итоги, можно отметить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Приложенные файлы

Ирина Петрюк
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС

1 слайд :

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС »

Подготовила : воспитатель Петрюк И. М.

2 слайд :

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

3 слайд :

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС :

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей .

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды , представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ , необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы , на которую нацелена данная среда .

4 слайд :

РПП среда в младшем дошкольном возрасте :

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения .

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии , это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

5 слайд :

РПП среда в среднем дошкольном возрасте :

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами . Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

6 слайд :

РПП среда в старшем дошкольном возрасте :

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной , нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

7 слайд :

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе :

ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка . Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде . Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде . Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности :

Рабочая

Активная

Спокойная

8 слайд :

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

9 слайд :

Насыщенность среды предполагает :

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

10 слайд :

Полифункциональность материалов предполагает :

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители )

11 слайд :

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

12 слайд :

Вариативность среды предполагает :

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

13 слайд :

Доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

14 слайд :

Безопасность среды :

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

15 слайд :

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

16 слайд :

Социально-коммуникативное развитие :

Центр ППД

Центр пожарной безопасности

Центр труда, уголок дежурств

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

17 слайд :

Познавательное развитие :

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

18 слайд :

Речевое развитие :

Центр речевого развития или уголок речи грамотности

Центр «Будем говорить правильно»

Центр «Здравствуй, книжка!»

Логопедический уголок

19 слайд :

Художественно-эстетическое развитие включает :

Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально-театрализованной деятельности

20 слайд :

Физическое развитие :

Центр физического развития

Центр сохранения здоровья

Спортивный уголок «Будь здоров!»

21 слайд :

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!

Статьи по теме: