Взаимосвязь воспитания и культуры. понятие ценностей жизни и культуры с позиций общего, особенного и единичного в развитии той или иной национальной и межнациональной общности

Воспитание, образование, культура - неотъемлемые элементы цивилизационного развития общества. Они являются одновременно его содержанием, предпосылкой и результатом. Характеризуя сначала лишь новую форму коммуникации внутри одной общности (например письмо, навыки речи как элемент обучения), они затем превращаются в.способ связи между поколениями, передавая и сохраняя таким образом самое ценное и значимое из созданного и приобретенного.

Являясь частью науки и производства, воспитание, образование и культура, превращаются в важнейший элемент общественных производительных сил. На современном этапе, характеризуемом как общество постмодерна, они - фактор новых качественных изменений в росте производительности труда, обеспечивая через индивидуализацию воспитания и образования преодоления отчужденности труда, роста его эффективности. При этом они - обязательное условие развития нынешнего, т.е. гражданского общества.

Признавая значимость и взаимообусловленность этих трех феноменов развития общества, их следует различать, поскольку и содержание и социальные роли у них - различны. Дадим определение каждому, исходя из логики нашего курса.

Представляется, что воспитание - это привитие личностных качеств, способности к труду, творчеству, саморазвитию. Это - умение жить и работать в коллективе, соизмеряя свои действия с интересами других. Воспитанием занимаются с самого рождения ребенка. Наиболее эффективно это делают родные, любя и понимая его лучше других. Обеспечить достойное воспитание каждому ребенку, таким образом, трудно, но создавать необходимые условия общества может и обязано. Образование - часть воспитания, связанная в большей мере с профессиональной подготовленностью индивида. Оно способствует приобретению суммы знаний, необходимых для жизни и труда, привитию трудовых и квалификационных навыков. Одной из форм образования можно считать повышение общей культуры как условие гармоничного развития личности, как фактор наращивания его творческого и производственного потенциала, как форму повышения групповой и общественной коммуникабельности.

Еще более специализированным направлением развития личности является культура.

Определяя ее как выделение и сохранение для потомства лучших образцов поведения, морали, достижений в области науки, производства и искусстве, происходит качественное сужение сферы ее доступности. Она не может носить обязательного для всех характера, предполагает определенную подготовленность, учитывая личную предрасположенность к тому или иному виду культурной деятельности. Ее развитие можно поощрять, культивируя все формы приобщенности к ней, понимая, что широкое признание общественности есть лучший стимул для творчества особо одаренных - тех, кто реально способен на новации.

Итак, воспитание, образование и культура - три части единого процесса - духовного развития личности и общества. При этой общности, их социальные роли существенно различны. Так, воспитание - способствует развитию в каждом человеке необходимых норм его самореализации и социализации. Оно доступно каждому и направлено на каждого. Образование - организует процесс труда, как основу, но отнюдь не все богатство человеческой жизни. В силу этого, оно желательно, но не обязательно. Можно не иметь образования, но приносить пользу обществу, любя ближнего, воспитывая детей, поддерживая порядок в обществе, гармонию в природе. Культура еще менее доступна каждому, но зато успех. приобщенных к таинству ее создания остается на века, являясь всеобщим достоянием, передаваясь из поколения к поколению.

Признавая важнейшую социальную роль воспитания, образования и культуры, общество контролирует и организует процесс их развития и распространения. Забота о них является обязательным для любого государства, что отражено в Конституциях многих стран. Рассматривая их как важнейшую услугу, государство способствует дополнительной мотивации ее производителей и потребителей.

Признаками, характеризующими воспитание, образование и культуру как услугу, является соучастие участников процесса духовного производства (производителей и потребителей духовных благ), неповторимость творческого акта, зависимость результата от настроения и подготовленности зрителей или учеников, равно как и от внутреннего настроя производителя услуги - учителя, актера и т. д.

Еще по теме 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их социальных ролях, обоснование их принадлежности к сфере услуг:

  1. Приложение 3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по организации индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица в сфере образовательных услуг* 1.
  2. 40. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
  3. Маркетинговые подходы к формированию эффективной системы управления малыми и средними предприятиями в сфере социальных услуг

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться .

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.) .

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Любовь Звягина
Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника»

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» А. С. Макаренко С возрастом мы чаще и чаще вспоминаем эти слова.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения? Случается, что взрослые люди не всегда выглядят воспитанными , т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения , поэтому вопрос нравственного воспитания является одним из важных в воспитании ребёнка . Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость. Быть культурным , воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Эти вопросы обсуждались в нашем детском саду в ходе круглого стола «Воспитание культуры поведения дошкольника » . Мы поговорим о том, как преодолеть проблемы, связанные с воспитанием ребёнка . В беседе приняли участие не только родители, но и гости – настоятель Покровского храма Отец Сергий, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Каликина - Зоя Викторовна Трунова. Мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно, и к сожалению, иногда не придаём им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам правильно воспитывать наших детей .

Многих может заинтересовать то, почему мы сейчас затрагиваем этот вопрос? Ведь наши дети совсем маленькие. Они только пришли в детский сад? Но так как к 5 – 6 годам у ребёнка уже должны быть сформированы основные правила культурного поведения , именно сейчас нужно начинать готовить детей к школе и к самостоятельной жизни. Трунова З. В. информировала родителей о том, с какими проблемами и трудностями они могут встретиться в стенах школы, если не будут уделять должного внимания воспитанию детей сейчас в дошкольном возрасте . Отец Сергий призвал родителей к духовно – нравственному воспитанию детей , чтению православных книг, к воспитанию в детях милосердия и гуманности, трудолюбия и отзывчивости.

При обсуждении вопросов : «С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка , «Что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер ?» родители самостоятельно сделали вывод - конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Обсуждая ситуации, делясь своим опытом и мнениями все присутствующие отметили, что одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть родителей. Именно они авторитет для ребёнка. И именно с них, в первую очередь, он берёт пример во всём. Особенно в речевом этикете. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал не только правильную, но и вежливую речь. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли мы, взрослые, обращаемся к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляем слово «пожалуйста» , благодарим его, высказываем своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Давайте задумаемся над этим.

Родители познакомились с основными правила культурного поведения , которые должны быть сформированы у дошкольника : формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками : вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного; соблюдение правил культурного поведения в автобусе , в общественных местах; воспитание у детей любви и привычки к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания : «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам» ; воспитание привычка всегда говорить правду; необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило : «Каждой вещи – своё место» .

Каждый родитель должен ответить на вопросы самому себе :

- Воспитан ли мой ребёнок ?

Не стыдно ли за него в обществе?

Присущи ли ему чуткость, внимательность?

На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы.

«Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом» С. Харрис

Основой любой системы воспитания должна быть любовь . Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность , нежность и признательность. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения , от которых зависит, каким вырастает человек.

С первых лет жизни ребёнок должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо» , «нельзя» , «можно» . Пусть хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения .

Гигиеническое воспитание детей

как элемент культуры поведения

Консультация для родителей

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневного общения с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей взрослый сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаром для систематической проверки состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура домашних, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Воспитание культурой

Сегодня наступило новое время в жизни общества - экономические реформы, социальные преобразования, технический прогресс и другие изменения диктуют новые правила жизни.

У каждого времени свои ценности, но есть некие незыблемые истины, необходимые в любые времена. Существует такое понятие как "культурная среда", которая не только окружает человека, но и незаметно воспитывает его. Культурная среда создаётся многими поколениями людей, и процесс этот непрерывен, поскольку каждый из нас в той или иной мере является её творцом. Сохранить культурную среду - значит дать возможность каждому участвовать в созидательном процессе, который способствует созданию культурологической среды, формирующей этническую, региональную, гражданскую, общечеловеческую идентичность. Особенно это важно для молодого человека, студента, школьника, так как именно в это время формируется система жизненных ценностей. Важно знать культуру, традиции края, в котором живёшь.

Дополнительное образование исчисляется не только наличием хорошо оборудованных кабинетов, наличием финансирования и т.п., сегодня для воспитания важно иметь развитую систему сохранения культурных ценностей: библиотеки, музеи, театры. Чистые улицы, красивые фасады зданий, оборудованные тротуары, цветущие клумбы, ухоженные парки, вежливые люди – это важные составляющие процесса воспитания, которые призваны вырабатывать норму поведения иными словами «Культура» должна создавать благоприятную среду для воспитания личности с высоким культурным потенциалом.

Современное учреждение дополнительного образования это не только место, где царит мир увлечений - это центр роста, социализации и предпрофессиональной подготовки детей. С самого начала важно донести детям идею о том, что в основе успешности человека лежат культурные и моральные ценности, без них формируется примитивный, рационально-потребительский тип сознания.

И здесь, конечно же, огромна роль такого учреждения как музей. Значение музея как образовательного, просветительского центра в культурной жизни особенно велико.
Музей как культурный центр синтезирует в себе возможности эстетического, нравственного воспитания и образования, способствует творческому развитию личности. Музейная культура является составной частью общечеловеческой культуры. Но её не воспитать за одно посещение. Выполнение такой задачи требует постоянной и последовательной работы. Вот почему сегодня так важно руководителю музея образовательного учреждения основывать свою работу на принципах музейной педагогики - новой научной дисциплине, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Воспитание посетителя музея - дело трудоёмкое, кропотливое, творческое. Каждый посетитель музея, будь школьник, дошкольник, студент, должен непременно найти в музее что-то своё, именно ему интересное. Поэтому экспозиция музея в равной степени обращена и к интеллекту, и к эмоциям посетителя, то есть она даёт возможность познания истории края и личностного с ней соприкосновения, сопереживания. У музея образовательного учреждения особый статус и особая миссия.

Особенно важна работа с детьми младшего возраста. Здесь уместно использовать ролевые игры, соревнования, викторины и т.д., то есть нужно вовлечь ребёнка в диалог, сделать так, чтобы ему в музее было комфортно. Не менее важно встретить подростков, пришедших в музей впервые, так, чтобы им захотелось зайти ещё не раз. Современный посетитель не нуждается просто в общеобразовательной информации. Гораздо важнее пробудить потребность думать и чувствовать, а не только усваивать знания. Поэтому, чтобы, пришедшему впервые захотелось прийти ещё раз, надо, чтобы в музее было интересно. А это значит, что музей должен меняться. Одним из новых направлений в музейном маркетинге стал так называемый "событийный маркетинг", когда музей организует серию "событий", не меняя основной экспозиции. Цель события - информировать и привлекать в музей посетителей. Таким образом возникла идея: на фоне постоянной экспозиции организовывать временные и передвижные выставки. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, очень важно внимательно относиться к событиям сегодняшнего дня и заботиться об их фиксации. Поэтому открытия выставок работ творческих людей, живущих с нами рядом, и есть такой способ фиксации, но и способ воспитания нравственных патриотических начал человека.

Итак, реализуя принципы музейной педагогики, мы включаем учащихся в безграничное культурное пространство, приобщаем их к общечеловеческим ценностям, помогаем им ощутить потребность в общении с культурными ценностями. Посетитель музея - не бессловесный объект, на который обрушивается поток информации, а собеседник, партнёр, участник диалога, викторины или ролевой игры. Музейные предметы воспитывают уважение как к их контексту, так и к посетителю.

Статьи по теме: