Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения. «Психологический портрет воспитателя современного дошкольного учреждения

Современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника – педагога.

Воспитатель должен быть достаточно компетентен в учебно – познавательном процессе. Мог уметь свои знания и навыки применять в своей профессиональной практической деятельности. Он должен владеть механизмами целеполагания, планирования своей деятельности, анализа, рефлексии, самооценки своей успешной деятельности. Владеть приемами действий в различных профессиональных ситуациях. Также педагог должен уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса.

Педагог должен быть коммуникативен – уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, работать совместно в групповой деятельности. Должен любить детей, так как мы рассматриваем воспитателя, то педагог должен заодно быть очень добрым к детям, отзывчивым и мочь сочувствовать и переживать детским проблемам и переживаниям.

Воспитатель должен быть настолько компетентен к детям, чтобы его знания, умения и навыки имели успех в его профессиональной деятельности, он обязан (я думаю) обладать индивидуальными – личностными характеристиками. Т. е. обязательно творческой, креативной, инициативной, самостоятельной личностью. Хотел развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться, ставить перед собой все новые и новые цели к достижению своих профессиональных вершинств и качеств. Поднимать свою профессиональную планку.

Конечно у воспитателя все таки особая роль. Он важная фигура для детей в системе образования. Содержание образования, формы общения, которые реализуются в процессе образования, определяет направление и качество развития детей. Именно взаимосвязь педагога с детьми и происходит развития личности детей. Поэтому педагог и должен обладать такими качествами, которые я описала выше, чтобы дети также как и воспитатель был разносторонне развиты.

Взаимодействия педагога и детей начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Дети становятся активными субъектами обучения.

Также педагог должен уметь взаимодействовать с родителями детей. От них воспитатели могут получить дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях детей. При взаимном положительном взаимодействии с родителями, наиболее лучше сказывается на детях, их учебно – образовательный процесс.

Делаем вывод, что субъекты образовательного процесса – это воспитуемые дети и их родители.

Таким образом, при активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагог – дети – родители), становится возможным обучать детей различным образовательным областям. Поэтому и воспитатель должен развиваться так, как развивается современное общество: быстро и качественно. Осваивать современную образовательную программу.

То, что я описала о воспитателе, я думаю это и есть портрет современного педагога в современном развивающемся обществе.

Данный материал является размышлением о том, каким должен быть современный воспитатель.

Современный воспитатель детского сада. Каким он должен быть?

Закрываю глаза на миг и представляю этот образ – с добрыми глазами, милой улыбкой, открытой душой…
Приводишь своего ребенка в детский сад, вместе с ним первый раз переступаешь порог, и охватывает какое-то непонятное волнение (скорее всего еще это чувство появилось задолго до этого момента): кого увижу? В чьи руки я передам самое дорогое, что у меня есть – этого маленького человечка с тревожно бьющимся сердцем? До сих пор все было ясно: с момента рождения он все ночи и дни проводил со мной, я по одному слову или взгляду угадывала любое его желание, рядом были близкие, родные люди. И вдруг в один день всё изменилось – ребенок оказывается в совершенно незнакомом ему мире, среди новых людей: и взрослых, и детей.
Вот именно в этот момент и понимаешь, что для тебя и твоего ангелочка начинается новая жизнь со своими заботами, радостями, тревогами. Понимаешь, что многое в этом мире будет зависеть от воспитателя, которому ты доверяешь своего ребенка – частичку своей души.
Помню как сегодня то утро, когда я свою дочь в первый раз привела в детский сад. Оставила ее, а потом долгие два часа только и делала, что думала о ней: как она там? Каково ей там? Помню также свое волнение, когда по дороге домой дочь на только ей и мне понятном языке делилась своими впечатлениями со мной. Одно было ясно: ей здесь понравилось. И как вдруг стало легко и радостно на душе! Мой ребенок в хороших руках, ему там будет тепло и хорошо. И с каждым днем я все больше и больше убеждалась в этой мысли.
Моя дочка ходила в детский сад с желанием, с удовольствием разучивала песни, стихотворения, танцы. По вечерам она нам пересказывала сказки со своими комментариями, рассуждениями. Лепила из пластилина различные фигуры. Альбомные листы заполнялись интересными рисунками. То есть мир детского сада постепенно перешел и в наш дом: тихо, незаметно, ненавязчиво. Потом начались игры в куколки. И что интересно было заметить – моя дочь всегда выбирала себе роль воспитателя. Она копировала ее слова, движения, даже голосу придавала ее нотки: то строгие, то спокойные, то с доброй улыбкой, то со словами утешения, одобрения, похвалы.
А сколько таких маленьких детишек ходит в одну группу? Все они по характеру разные, для каждого нужно найти свой подход. Каждый ребенок реагирует на замечания по-своему. Приходит с утра с разным настроением. Сколько всего этого разного нужно увидеть, почувствовать, пропустить через душу и сердце воспитателю! Ведь ты выбрал эту профессию не просто так, а потому, что ты любишь детей, любишь по-настоящему. Ты хочешь, чтобы они стали хорошими людьми в будущем. И ты знаешь, что первые шаги в становлении каждой личности делаются при твоем участии, под твоим руководством. Любое занятие в детском садике направлено прежде всего на то, чтобы сеять в сердцах этих чудесных малышей семена добра. Чтобы каждый ребеночек понял, что он тоже должен отвечать за свои поступки и слова. Чтобы он мог различать, где добро и зло. Чтобы он всегда тянулся к прекрасному. И сколько этих «чтобы» еще?..
Я по - особому волнуюсь, когда пишу эти строки. До сих пор я работала в школе, учила детей. И совсем недавно судьба привела меня в детский сад. Даже не верится – я сама воспитатель. Мне доверили целую группу маленьких ребят. Через какое-то время волнение мое прошло. Ведь дети всегда остаются детьми – в школе ли или в садике. Это те же самые маленькие человечки, которые глядят на тебя доверчиво, с надеждой, с любовью. И как же не ответишь им тем же? Как не подарить им свое тепло, искренность и доброту? Если ты просто взрослый человек. Если ты еще к тому же мама. Этим, думаю, всё сказано…

Пусть эти строки станут небольшим моим подарком для всех тех, кто выбрал профессию воспитателя:
И глаза эти с любовью
Излучают добрый свет –
Не простого человека.
Не простого. Вовсе нет.

В них ты видишь всё от мира,
Всё от сердца и души.
Здесь и детство, и наивность,
Что так любят малыши.
Оставляя дома маму,
Папу, брата иль сестру,
Маленький ребенок ходит
Спозаранку, поутру.

И с надеждой, верой смотрит
В эти добрые глаза.
Ждет он ласки, пониманья,
Без которых жить нельзя.

Ты в душе ребенок тот же.
Твое счастье тоже здесь.
Ты им друг, товарищ, мама.
Ты им кто – не перечесть…

Разве можно перечислить?..
Детский сад – он тот же дом,
Где растет ребенок, зная,
Как любим в раю своем.

Пусть сейчас он мал, наивен,
Может, и порой капризен.
Скоро станет он большой
И полюбит мир душой.

В этом - вся твоя заслуга.
Твое счастье, твой приют.
Ты тепло свое им даришь.
А потом с лихвой вернут.

Низкий наш поклон примите,
Воспитатели души!!!
Мы за всё вам благодарны! –
Мамы, ваши малыши.

юлия зиновьева
Эссе «Портрет педагога дошкольного учреждения»

Введение

Дошкольное детство является уникальным периодом развития личности. В отличие от последующих возрастных этапов данный возраст служит фундаментом формирования отношения к миру и получения основных знаний и умений. Педагог должен создать условия для полноценного проживания ребенком этого периода жизни. От профессионального образовательного уровня педагогов дошкольных учреждений зависит психофизическое развитие детей, их эмоциональное благополучие.

В детском саду ребенок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В воспитании ребенка в стенах детского сада, воспитатель играет важную роль. От этого зависит отношение ребенка к детскому саду и психологический климат в группе. Каким же должен быть идеальный педагог ?

Конечно дошкольный педагог должен иметь профессиональное образование, должен знать детскую и возрастную психологию. Также должен обладать такими качествами как : аккуратность, сдержанность, доброжелательность и многими другими. Это должен быть человек, владеющий разными методиками воспитания и образования, заниматься подготовкой ребенка к школе. Но это ли самое важное?

Как педагог , работающий в дошкольном учреждении уже 9 лет , могу сказать, что намного важнее уметь находить общий язык с детьми, уметь понимать потребности, интересы и проблемы ребенка. Воспитатель должен суметь понимать ребенка в любой ситуации, сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в детский сад и ничего не боялся. Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботится о детях, любить детей. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире. Воспитатель должен уважать ребенка, видеть в нем полноценную развивающуюся личность, считаться с его правами, потребностями, щадить детское самолюбие. Педагог должен верить в возможности ребенка, поощрять его стремление быть хорошим, хвалить его даже за самые не значимые успехи, серьезно относится к увлечениям и интересам каждого ребенка.

Проявлять выдержку и терпение в любых ситуациях, находить индивидуальные способы воздействия на детей, пытаться понимать детские поступки. Не менее важно умение воспитателя вставать на место ребенка, видеть ситуацию его глазами.

Так же педагог должен обладать педагогическим тактом , уметь общаться не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению, находить разрешение конфликтам. Воспитатель – это сложная и ответственная профессия. Здесь много требований и от родителей.

Для того, чтобы выстроить доверительные отношения с родителями, необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить их к себе. Нужно стать авторитетным педагогом в их глазах . Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности . Авторитет педагога – это важнейшее средство, как в воспитательном процессе, так и в взаимоотношениях с родителями.

Еще одна необходимая черта для успешного воспитателя – эмоциональная выразительность. Влияние взрослого человека на ребенка протекает чаще всего путем игр, бесед, занятий и др. Успеху в этом процессе как раз в значительной степени будет способствовать именно такое качество, как эмоциональная выразительность.

В конце хочу добавить, что воспитатель не должен ни при каких обстоятельствах не допускать грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку или родителям, так же к коллегам. Огромное значение для хорошего педагога конечно имеет оптимизм и юмор. А еще нужно любить свою профессию, и чтобы быть в ней успешной, нужно постоянно совершенствоваться, нужна постоянная работа над собой.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Эссе «Профессиональный портрет. Моя работа-моё призвание-моя жизнь!» Мое призвание - любовь к детям и доброта! Испытываю волшебное состояние влюбленности в профессию. Несу запас знаний, умений, нежности, чуткости.

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Воспитатель: Курочкина Татьяна Владимировна С поступлением.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Семинар для родителей «Формирование целостной картины мира у детей раннего возраста через развивающие и адаптивные игры» Цель: создание.

Елена Турищева
Семинар для педагогов «Профессиональный портрет современного педагога»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТРТЕР СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

«Все мы родом из детства!» Эта известная фраза имеет под собой серьёзную доказательную основу.

Воспитатель детского сада ежегодно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда, может быть, и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями,а с работниками детского сада, с воспитателями, помощниками воспитателя. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога .

Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям , сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную , семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.

Сегодня мы с Вами поговорим о личностных и профессиональных качествах педагога ДОО ,

профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) »,утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.0.2013 № 1155.

В п. 3.2.1. ФГОС ДО перечислены конкретные действия, требующие определённых знаний и умений от педагога по реализации программ дошкольного образования.

Основные требования к педагогам определены в тексте . Главной фигурой,способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог . И не просто педагог .

Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога . Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог . И не просто педагог , а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности .

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

«Мозговой штурм»

Педагоги делятся на две группы : группа родителей и группа воспитателей и специалистов и высказывают мнение по вопросу : «Что включает в себя понятие «качество дошкольного образования?»

Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия : «Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЁНКА увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания обучения»

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями . Эти умения условно делятся на гностические,конструктивные,коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса , воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т. д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять, вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Предлагаю Вам ещё одну небольшую мозговую разминку : давайте попробуем подобрать определения - характеристики для творческого воспитателя (Воспитателям предлагается ромашка, на лепестках которой написаны буквы слова «ВОСПИТАТЕЛЬ» )

К. Д. Ушинский сказал : «В деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образовательным профессионалом , берущим на себя ответственность за всё, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Публикации по теме:

Инновационная культура современного педагога Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества.

Педагогический семинар-тренинг «Имидж современного педагога ДОУ» Цель нашей встречи: выявить основные качества современного педагога, воспитателя. Проанализировать достаточно ли у каждого из нас качеств,.

Эссе «Профессиональный портрет. Моя работа-моё призвание-моя жизнь!» Мое призвание - любовь к детям и доброта! Испытываю волшебное состояние влюбленности в профессию. Несу запас знаний, умений, нежности, чуткости.

Профессиональный тест для педагогов по ФГОС дошкольного образования 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает требования: К структуре, процессам, результатам.

Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Психологический портрет воспитателя современного дошкольного учреждения

Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно - стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно - проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки. Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

Гуманность- данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

Толерантность -воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

Педагогический такт и справедливость- данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника.

Справедливость - обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

Современные педагоги ДУ - творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности. Воспитатель - прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием.

В настоящее время педагог должен демонстрировать мобильность, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям, ответственность в принятии решений. Сегодня все еще действуют громоздкие должностные инструкции, квалификационные характеристики, которые сковывают зачастую инициативу преподавателя, обременяют его формальностями, предписаниями, дополнительными обязанностями. Безусловно, требования профессионального стандарта педагога должны отвечать духу современности. Вместе с этим они должны формировать пространство для творчества и самореализации специалиста.

Таким образом, педагог должен обладать следующими качествами: умение передавать знания и навыки воспитанникам, требовательность; умение заинтересовать воспитанников, общая эрудиция, доброжелательность; педагогический такт; умение организовывать интересные занятия; любовь к профессии, любовь к детям; терпение, понимание детей, справедливость; стремление к самосовершенствованию, умение внедрять новые технологии в обучение и воспитание; чувство юмора, общительность, хорошая дикция, трудолюбие, уравновешенность, артистичность, умение организовывать работу с родителями и эмоциональность, добросовестность, чувство эмпатии, тактичность, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знание особенностей психического развития детей; способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Статьи по теме: