Формы работы с родителями в д саду. Новые формы работы с родителями

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой -- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых -- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное -донести до родителей знания.

Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на:

коллективные;

индивидуальные;

наглядно-информационные.

К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) (14, с 15)

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые родительские собрания -- это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Конференция помогает родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации (10, с 38)

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3--4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-- 40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям (6, с 56)

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих

воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи -- выяснить общие условия семейного

воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и

предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения

положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи -- обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

Главная задача наглядной пропаганды -- целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.

Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей,

Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;

Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.

Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок.

Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Ирина Вилимавичюте
Новые формы работы с родителями

«Только вместе с родителями ,

общими усилиями, педагоги могут

дать детям большое человеческое

счастье».

В. А. Сухомлинский

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Формы работы с родителями постоянно меняются . Традиционные формы работы , в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые , активные формы работы с родителями , позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения , развития и познания собственного ребенка.

Расширить диапазон методов взаимодействия с родителями позволяет использование новых , интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю» , говорится в китайской поговорке.

Задачи новых методов работы с семьями :

Повысить уровень родительской компетентности ;

Гармонизировать семейные и родительско - детские отношения ;

Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Семейный клуб.

Цель семейного клуба :

Установление доверительных отношений между детьми, родителями , воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Задачи семейного клуба :

1. Повышение педагогической культуры родителей , изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

2. Создать действующую модель сотрудничества с семьями воспитанников, которая включает в себя интерактивные формы взаимодействия с семьей.

3. Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности

4. Приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.

5. Установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.

Основные направления работы клуба :

Психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности) .

Участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с педагогами» .

Повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлений творческих способностей, в полноценном эмоциональном общений.

В нашем детском саду работают два семейных клуба : «Невероятные годы» и «Я + МАМА» .

Программа «Невероятные годы» помогает родителям научиться эффективно справляться с трудностями, возникающими в процессе воспитания детей, получать удовольствие от общения с детьми. Родители знакомятся с эффективными стратегиями воспитания, учатся правильно играть с детьми, хвалить его. В ходе занятий используются разнообразные формы работы :

просмотр видеозаписей о взаимодействии родителей и детей в различных жизненных ситуациях;

групповые дискуссии, беседы и поиск решения проблем родителями ;

консультации и поддержка со стороны руководителей;

практические игры и упражнения, ролевые игры;

домашние задания.

Семейный клуб «Я + МАМА» организован для родителей и детей , не посещающими детский сад, будущие наши обучающиеся. С детьми проводят занятия специалисты и воспитатели детского сада : музыкальное, физкультурное, мир природы, изодеятельность, коррекционные.

Проектная деятельность.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей . Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы , оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

В старшей и подготовительной группах мы провели два долгосрочных проекта : «Ломоносову посвящается …» , «Мой город» .

Проект «Ломоносову посвящается …» .

Цель : Дать детям и родителям представления о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.

Задачи :

1) Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М. В. Ломоносова.

2) Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме .

3) Создать условия для обобщения информационного и демонстрационного материала по формированию у старших дошкольников и их родителей интереса к жизни и творчеству М. В. Ломоносова.

План работы над проектом .

1. Анкетирование родителей .

2. Родительское собрание (дискуссионный клуб) по теме : «Наш великий земляк»

3. Цикл занятий : «В гости к Михайло» , «Из Холмогор в Москву» с использованием ИКТ, «Великий ученый» , «Ломоносовские мозаики» .

4. Экскурсия в село Ломоносово (виртуальная, к памятнику М. В. Ломоносову у САФУ.

5. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картинок, разгадывание кроссвордов.

6. Изготовление дидактических игр : «Из Холмогор в Москву» , «Собери портрет» , лото «Предметный мир Михайло Ломоносова» , «Архангельск – Ломоносов» и др.

7. Досуги : «Поморская семья» - театрализованная игра, «Вопрос на засыпку» - интеллектуальная игра с детьми, «Что? Где? Когда?» - интеллектуальная игра с родителями и детьми , поморские посиделки с родителями «Якие мы, поморы!»

8. Создание родителями и детьми информационных папок об объектах г . Архангельска, названных именем М. В. Ломоносова, их презентация.

9. Выставка творческих работ на тему «Ломоносову посвящается…» .

10. Создание кроссвордов.

11. Создание карты г. Архангельска и виртуальных экскурсий : по объектам г. Архангельска, названными именем М. В. Ломоносова; в село Ломоносово; к памятнику М. В. Ломоносова у САФУ.

12. Создание фильма «Дети о Ломоносове» на основе рисунков и рассказов детей.

13. Родительское собрание (круглый стол) по итогам проделанной работы , презентация материалов.

14. Информационный бюллетень по теме : «Мы знатоки М. В. Ломоносова» .

15. Оформление мини-музея М . В. Ломоносова «И мы признательные внуки …» информационными материалами и творческими работами .

16. Презентация мини-музея М. В. Ломоносова для детей и родителей .

17. Размещение информации и фотографий с мероприятий на сайте МБДОУ.

Проект «Мой город»

Цель : Формирование у детей любви к родному городу, его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к истории и культуре своего народа.

План :

Рассматривание картин, открыток, фотографий.

Беседы, ННОД.

Сюжетно – ролевые игры.

Целевые прогулки, экскурсии, в т. ч. виртуальные.

Дидактические игры.

Оформление альбомов .

Выставки творческих работ .

Самостоятельная художественная деятельность.

Интернет – сайт детского сада, группы.

Сайт детского сада – это источник информации учебного , методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. В Фотоальбоме хранятся интересные фотоматериалы мероприятий детского сада. В нашем детском саду создан сайт для родителей интернет пользователей. На сайте нашей группы родители :

Обсуждают проблемы;

Знакомятся с новыми документами

Получают информация , объявления;

Проходят консультации со специалистами;

Просматривают фоторепортажи с мероприятий;

Фотоальбомы;

Поздравления;

Аудиозаписи;

мультфильмы :

Фильмы о группе.

Совместные мероприятия.

Экскурсии в музеи, библиотеку, ГИБДД;

Целевые прогулки;

Праздники, концерты, театрализованные представления;

Конкурсы, выставки;

Спортивные соревнования;

Благоустройство участка и группы;

Флешмобы.

Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь» , которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Мир интерактивных игр позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно – следственные взаимосвязи происходящего.

Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака :

1. Игровой характер.

Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака :

1. Игровой характер.

2. Возможность взаимодействия.

С помощью компьютерной программы «ActivInspir» были проведены интерактивные игры с родителями «Сто к одному» , «Своя игра» , «Что? Где? Когда?» .

Организация медиа – теки.

В нашей группе организована медиа – тека. В нее входят виртуальные экскурсии, видеофильмы. Мы предлагаем родителям диски с виртуальными экскурсиями : «Места г. Архангельска с именем Ломоносова» , «Село Ломоносово» , «Памятник Петру 1» , «Памятники искусства г. Архангельска» ; мультимедийные презентации, информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам, он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители , изучив информационный материал , могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.

Использование средств мультимедиа (ИКТ) в организации деятельности с родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы , но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Результаты.

На наш взгляд, созданная система работы дошкольного учреждения с родителями , основанная на реализации главного принципа – вовлечение семьи в жизнь детского сада, в целях создания единого пространства развития ребенка; позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей .

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Используя нетрадиционные методы работы с семьей педагогам дошкольных групп удается привлечь около 80% родителей .

Совместно с родителями мы создаем пространство доверия, партнерства и уважения. Формируем поколение успешных людей, ответственных за будущее страны.

Смолякова Светлана Анатольевна, воспитатель
Качуренко Светлана Борисовна, воспитатель
д/с №13 г. Алексеевки Белгородской области

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский садтолько помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательнообразовательного процесса.

Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности о родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”. В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные , задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в нескольких направлениях:

В рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду;

В рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья детей;

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом МДОУ.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

В каждой группе имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты дошкольного отделения: инструктор по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности, преподаватель грамоты и математики. Воспитатели ежедневно оформляют информационные стенды для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома”, “Выучите вместе с детьми”.

В течение года заведующим, медицинскими работниками, логопедом, психологом, инструктором по физкультуре проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью.

Согласно полученным данным наиболее популярными являются: мероприятия с участием детей и родителей (90%) ; общие родительские собрания (35%) ; родительские клубы, конференции (30%) .

С большим успехом всегда проходит “Неделя открытых дверей” в апреле. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, систематически обновляется наглядная информация, тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Осенний подарок” и т. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

Стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники с родителями: “Мама и я - спортивная семья”, “Папа и я - спортивная семья”, дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями педагогами МДОУ.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Проводятся организованные выходы на лыжню в выходные дни. Родители активно участвуют в “Днях здоровья”. Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи - на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т. п. Все дружно болеют не только за свои команды, но и за команды соперников, а потом дружно пьют чай в помещении столовой и обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.

С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации МДОУ, выпускается фотогазета “Самые спортивные”, “Самые активные». Цели работы с родителями:

  1. Дать родителю «почувствовать себя человеком».
  2. Повышение у родителей чувство собственной компетентности.
  3. Преодоление состояния кризиса у родителей.
  4. Интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую - родителями особого ребенка.

Методы работы с родителями могут быть разными по форме, но направлены на решение одних и тех же задач. К таким методам относятся:

  1. Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
  2. Проигрывание ситуаций. Обучение родителей элементарным психологическим представлениям (небольшой лекционный курс) .
  3. Детские игры с родителями.

Существует методы позволяющая выстраивать отношения с родителями.

Первый - «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.

Второй этап - «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.

Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными. Мы проводим консультации, консилиумы специалистов; группы общения родителей (проводит психолог) ; детско-родительские группы «Мама, поиграй со мной!» (проводят психолог и логопед) ; фольклорные игры для родителей (обучающе-игровая группа, где проводят занятия психологи) , кружок «Игрушка своими руками» (проводят психолог, музыкальный терапевт и арттерапевт) ; совместную подготовку и проведение костюмированных детских праздников (проводят все сотрудники детского сада) , консилиумы специалистов. Родительские собрания на духовно-нравственные темы, лекции для родителей, открытые показы воспитательнообразователшьного процесса, вечера вопросов и ответов, проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, наглядные работы (информационные стенды для родителей, папкираскладушки, выставки детских работ, литературы) , Экскурсии, визиты домой, совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, совместное посещение храмов, телефон доверия, творческие лаборатории, педагогическая пропаганда, школа для родителей, информационные корзины, семинар практикум «Делаем вместе с детьми», ежедневные записки, неформальные записки, доска-объявлений, ящик для предложений.

Результаты.

  1. Родительские группы общения невелики - от 3 до 10 человек. Конкретными результатами для родителей особых детей является то, что они перестают чувствовать свою особость и изолированность.
  2. Повышается активность всех участников группы. Они социально реализуются: шьют костюмы для детских праздников, делают декорации, участвуют в написании сценариев и проведении праздников, активно участвуют в жизни детского сада.
  3. Тематика разговоров в группах со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком.
  4. Таким образом, группы родительского общения в нашем детском саду трансформировались в группы личностного роста. Установилась интересная последовательность: «прежде чем я стану счастливой мамой, я хочу стать счастливым человеком, счастливой женщиной». Счастливым же человеком является тот, кто «стоит на собственных ногах», отвечает за себя сам. На наш взгляд, это изменение очень символично и значимо. Можно сказать, что изменившись таким образом, мама меняет свой личностный статус.
  5. Даже если родитель осознает, в чем именно заключается правильное воспитание ребенка, он на практике испытывает трудности, которые не может преодолеть сам. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, подавляет, фрустрирует родителей, реально приносит вред: родители узнают, что все делают не так, пытаются вести себя «правильно», не справляются с этим, теряют уверенность в себе, обвиняют себя, сбрасывая свое раздражение на детей. Практические группы общения являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания.
  6. Как оказалось, многие родители гораздо более готовы к изменениям стиля общения в семье, чем предполагали психологи и педагоги.

Приемами в заимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994, -235 с.
  2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. , 1991, -179 с.
  3. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
  4. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. - М. , 1992-154 с.
  5. Летвиненине Ю. П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.

Ирина Бочкарева
Формы работы ДОУ с родителями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного типа № 554

г. Екатеринбурга

Методическая разработка семинара на тему :

Родительские собрания в детском саду»

Воспитатель МБДОУ № 554 Бочкарева И. Л.

1. Формы работы ДОУ с родителями .

Цель взаимодействия ДОУ и родителей :

Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Психолого - педагогическое просвещение родителей .

Основные блоки по работе с родителями

Психолого – педагогическое просвещение

Задача :

Повышение педагогической грамотности родителей .

Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ

Задача :

Создание условий для включения родителей в планирование , организацию и контроль за деятельностью ДОУ

Традиционные формы

Родительское собрание - форма работы группы людей объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Лекция – форма взаимодействия с родителями , позволяющая предоставлять большой объем информации , эффективная в начале встречи и в большой аудитории.

Педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Тематическая консультация – (индивидуальная или групповая) – обсуждение различных аспектов воспитания и обучения детей, получение от родителей необходимой информации о ребенке .

Информационный стенд – сведения об администрации, направлениях деятельности ДОУ, достижения коллектива, мероприятия на месяц, режим дня, расписание занятий.

Тематические выставки – отражают направления работы ДОУ

Открытые занятия и дни открытых дверей – ознакомление родителей с жизнью детей в ДОУ.

Субботники – объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.

Праздники и развлечения – привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.

Анкетирование родителей – выяснение знаний о методах воспитания детей, об удовлетворенности деятельностью ДОУ, об индивидуальных особенностях детей и т. п.

Фотовыставки – знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в ДОУ.

Нетрадиционные формы

Проекты – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.

Конференции – обобщение, систематизация и пропаганда психолого – педагогических знаний.

Дневник – обеспечение постоянного общения между педагогом и родителями .

Информационный листок – содержит полезную информацию на каждый день .

Газета – рассматривает широкий круг проблем воспитания, знакомит родителей с темами деятельности ДОУ, содержит статьи по организации детского досуга и т. п.

Экскурсии и туристические походы – способствуют объединению усилий ДОУ и родителей в воспитании детей , формировании у них духовно – нравственных начал, ценностных ориентиров, экологическому воспитанию, привитию любви к Родине .

2. Родительские собрания

Главными воспитателями детей являются их родители , но, к сожалению, многие из них не владеют знаниями по педагогике и психологии. В связи с этим у многих родителей возникают проблемы в воспитании ребенка, которые не способствуют развитию малыша. Наша задача помочь родителям обрести необходимые для воспитания детей знания. Каким образом мы это можем сделать! Существует достаточное количество форм работы с родителями . Сегодня мы поговорим о родительских собраниях .

Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей , объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Родительское собрание – это наиболее распространенная форма работы с родителями по педагогическому просвещению семьи. Но как сделать, чтобы родители не искали причин не явиться на собрание, а наоборот ждали их с нетерпением и приходили задолго до их начала?

Прежде всего комфортная, непринужденная обстановку, уютная атмосфера, улыбка педагога, творческий подход к выбору темы и формы проведения собрания .

Родительское собрание начинается с подготовки. И дети являются главными в этом звене. Можно предложить ребятам приготовить пригласительные для родителей в виде открыток , конструкций, поделок, аппликаций и т. п.

Подготовка грамот, награждений, маленьких призов самым активным родителям – с помощью детей , благодарственные письма от администрации ДОУ.

Подготовка выставок детских работ , проведение заседания родительского комитета – все это предшествует собранию.

В силу ряда причин не все родители посещают собрания , поэтому важно создать условия, чтобы привлечь родителей , т. е. провести процесс подготовки к собранию таким образом, чтобы родителям захотелось быть на собрании.

Родители должны принимать активное участие в разработке и отборе тематики собраний. При этом соблюдаются такие принципы как значимость (выбраны актуальные темы, оптимальность (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений, активность (следование желаниям родителей ) .

Необходимо заранее оповестить родителей о времени и повестке собрания : вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение, позвонить по телефону.

Заранее продумывается наглядный материал, который будет сопровождать выступление. Непосредственно перед собранием необходимо подготовить мебель, ручки, листы, продумать, как и кто обеспечит присмотр за детьми, обязательно проветрить помещение.

При необходимости можно провести анкетирование родителей , узнать какие темы волнуют, о чем бы они хотели узнать на собрании.

Пригласить на собрание администрацию ДОУ, обсудить проблемы группы и ДОУ.

В процессе родительского собрания реализуется несколько возможностей : организация родительского коллектива , управление воспитательно – образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.

Возможные темы обсуждения на собрании :

1. Итоги воспитания, обучения и развития детей за определенный период.

2. Дальнейшие планы и стратегии работы .

3. Планирование совместных действий.

Как правило, собрание состоит из 3 частей? Вводной, основной и разное.

Вводная часть призвана организовать родителей , создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем небольших игр и заданий, анкет, необычной формы собрания .

Основная часть может быть разделена на 2 – 3 этапа. Как правило, это выступление воспитателя группы, специалистов ДОУ, которые освещают теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Для иллюстрации своих слов можно использовать видео, аудио записи, компьютерные презентации, фотоальбомы, графи и схемы. Все это будет способствовать лучшему восприятию информации .

В процессе ведения собрания важно не затягивать выступления по темам, они должны быть эмоциональными, с интересными примерами из жизни ребят группы. Выносить на собрание не больше 2-3 тем, можно провести фрагмент занятия, или целое занятие. Интересным моментом может прозвучать магнитофонная запись с занятия или из беседы с детьми.

Если выносятся какие – либо негативные показатели, то это необходимо делать после положительного и не называя имен и фамилий детей.

В ходе собрания необходимо избегать предъявление претензий к родителям и детям , обсуждение личности конкретного ребенка, не следует констатировать неудачи детей. Главное – выработать пути решения обсуждаемых проблем.

В третей части обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение праздников, экскурсий, организация совместных мероприятий ДОУ и семьи. Необходимо заранее продумать несколько вариантов, которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми, кто может помочь. Часть вопросов решается заранее с родительским комитетом .

Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос , выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на следующую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей компетенции находится этот вопрос.

Для обратной связи можно использовать «блицтурнир» по вопросам темы или неоконченную фразу «На этом собрании я….»

В конце собрания родители должны принять решение и записать его в протокол. По окончании собрания нужно подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Для привлечения родителей так же можно использовать нетрадиционную форму проведения собрания . Это может быть собрание – досуг. Например по темам профилактики различных заболеваний, одежды детей в различные периоды, о капризах и т. п. К проведению таких собраний привлекаются специалисты ДОУ – медик, психолог. Родителям даются задания , схожие с заданиями для ребят, участвует сказочный герой, разыгрываются сценки из детской жизни (с помощью родителей ) . Такие мероприятия привлекут родителей к активному участию , поднимут престиж педагога, будут способствовать усвоению родителями педагогических знаний.

Чаще используйте на родительских собраниях выступления самих родителей , они поделятся своим опытом, расскажут о проблемах. Такие выступления способствуют формированию у родителей правильного подхода к детям, сплачивают родительский коллектив , формируют устойчивый интерес к участию в воспитательно – образовательном процессе.

Примерные темы родительских собраний .

«Движение и речь»

Общение с детьми в семье»

«Программа воспитания и обучения на данную группу»

«Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук»

«Творческие игры»

«Отец и ребенок»

«Интересы, возрастные возможности и способности детей»

«О детской самостоятельности»

Упрямство и капризы детей»

«О трудностях в обучении, коррекции поведения, усвоении знаний»

«Физическое развитие»

«О развитии речи детей»

«Детский коллектив – конфликты, контакты»

«Культура поведения за столом, в обществе»

«Игра – ведущая деятельность дошкольного периода детства»

«Проблемы воспитания детей в семье»

«Готовность ребенка к школьному обучению»

«Стоит ли наказывать детей?»

«Концентрация внимания на занятиях»

«Воспитание дисциплины»

«Поэзия в жизни ребенка»

«Организация работы с родителями

в современном ДОУ»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш» .
В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

  1. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
  2. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
  3. Как изменить такое положение?
  4. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  5. Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.

ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ:

Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность

2.П росветительская деятельность

3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. 4.Реализация образовательного процесса детского сада.
ЗАДАЧИ:

1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ.

2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье.

1) Создать педагогическую культуру родителей:

  • обеспечивать родителей психолого-педагогической информацией
  • защитить права детей и родителей на удовлетворение их потребностей
  • формировать ответственную и активную позицию родителей в воспитании и развитии детей

2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым.

1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе.

2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации.

1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса.

2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения.

3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет.

СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
  • прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
  • проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
  • конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
  • проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.

Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

  1. I. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является сСоздание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

В городе

В детском саду

1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:

  • контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки, выход в семью).

2.Распространение информации о работе детского сада:

  • сайт;
  • публикации в печати.

3. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями.

4. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке :

  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;
  • протекание адаптации к д/с (адаптационный лист);
  • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
  • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
  • выявление одаренных детей;
  • выявление детей, требующих повышенного внимания.

о семье :

  • состав семьи;
  • определение социального статуса семьи (социальная анкета);
  • выявление семей группы «риска»;
  • материально-бытовые условия;
  • психологический микроклимат, стиль воспитания;
  • семейные традиции, увлечения членов семьи;
  • заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров :

  • проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
  • выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

II. Просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

Кадры

1. Просветительская деятельность:
  • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
  • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
  • формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
  • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
  • тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

Родители

1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:

  • информационные стенды;
  • родительские уголки;
  • методическая литература.

3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

  • беседы;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • родительские собрания.

4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

Дети

1. Социально-нравственное и познавательное развитие:

  • семья;
  • родословная;
  • семейные традиции;
  • гендерное воспитание;
  • формирование духовных ценностей.

III. Организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Кадры

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа).

3. Организация деятельности музея «Светлица»:

  • создание положения об открытии музея «Светлица»;
  • сбор экспонатов;
  • оформление экспозиций.

4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

5. Выход в семью.

Родители

Вовлечение родителей в педагогический процесс:
  • совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
  • планирование и совместная работа на родительских собраниях;
  • помощь в организации досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
  • оформление группы и д/с;
  • создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новый год у ворот»);
  • благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
  • привлечение родителей к оформлению музея русской культуры «Светлица»;
  • пополнение музея выставочными экспонатами.
  • участие родителей в субботниках по озеленению территорий д.с.

Дети

Вовлечение детей в творческий процесс:
  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
  • совместное участие с родителями в семейных концертах;
  • совместное оформление с родителями и создание семейных Гербов и родословных Древ;
  • участие в мероприятиях на базе музея «Светлица».

IV. Реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

Система предполагает следующие результаты:

  • реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
  • изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
  • рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
  • положительные изменения в неблагополучных семьях;
  • выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Статьи по теме: