Формирование лидерских качеств у застенчивых детей. Как воспитать в ребенке лидерские качества

Кто такой лидер? Это человек, умеющий и знающий, как вести за собой других людей, как их организовать для выполнения собственных и общественных потребностей. Но не путайте лидерские качества ребенка с диктаторскими - это два различных понятия, которые, как батарейки, имеют противоположную полярность. Человек, вырастающий лидером, до конца остается положительным и ответственным персонажем, который идет к своей цели не «по головам», а находя обходные правильные пути. Именно такого положительного лидера хотят вырастить большинство родителей, поскольку они мечтают радоваться его успехам в будущем, видеть в нем руководителя крупной компании или просто состоявшегося в этой жизни человека.

Но без поддержки и правильного воспитания ребенок вряд ли будет стремиться к лидерским вершинам. Если вы захотите оспорить этот факт и скажете, что лидеры бывают и в детских домах, где беспризорников никто не воспитывает, то этому можно найти верное объяснение - с темпераментом человек рождается, и если ребенок от природы «пробивной», то он сам захочет выделяться из толпы. Ну, а под крылом у родителей даже шустрые детки вырастают неприспособленными ко взрослой жизни из-за чрезмерной опеки. Поэтому, если у ребенка есть задатки лидера, то их, несомненно, нужно развивать.

Уже в возрасте 3-х лет можно заметить стремление малыша быть в центре внимания, собирать вокруг себя детишек во дворе и придумывать новые игры, обязательно становясь капитаном команды. Вот они - задатки лидера! Ребенок уже понимает, что он хочет выделяться из серой массы подчиненных и вести за собой других.

Дайте ребенку свободу действий

В 3 года малыш не может самостоятельно выйти на улицу без мамы, но в песочнице он играется без неё, преодолевая различные трудности в общении и стремясь научиться жить в социуме. Именно об этой свободе мы и говорим. Пока мы живем - мы учимся, и каждая наша ошибка - это опыт, из которого мы извлекаем полезные выводы. Пока вы бегаете за ребенком и решаете его проблемы в любых ситуациях (забрал сосед игрушку, ущипнула девочка в садике, толкнул братишка), вы не даете ребенку шанс самому разобраться со случившимся и почувствовать себя увереннее.

Из таких деток, за которых все и всегда делают родители, вырастают капризные и неприспособленные особи, которые с малейшей проблемой бегут к мамочке, не желая при этом даже подумать о возможном решении проблемы. Какой же лидер может вырасти из такого ребенка?

Если малыш чего-то сильно захотел, то подумайте вместе с ним, как это реализовать, и речь идет не о покупке дорогой игрушки, а о детских спортивных секциях или кружке рисования, или музыкальных, певческих занятиях. Покажите ребенку, что все свои желания нужно уметь реализовывать - пускай он учится качественно и быстро решать проблему, ведь это основное и главное качество лидера. Перед тем, как ребенка сделать лидером, родители должны подумать, а какой пример они сами могут ему показать? Ведь в первую очередь ребенок подражает своим маме и папе, учится у них справляться с трудностями. Так что будьте примером для подражания, и вы вырастите достойного сына или дочь.

Поддерживайте и хвалите своего малыша

Ребенок, которого постоянно ругают, указывают на недостатки, обзывают, с самого детства становится замкнутым и неуверенным в себе, и он эту неуверенность может пронести через всю свою жизнь, так и не дав волю чувствам. К сожалению, такие родители не понимают, что они «растаптывают» и калечат волю своего ребенка.

Если поощрять малыша хотя бы словами (никто не говорит о дорогих подарках), то ему захочется повторять снова и снова, доведя действие до совершенства. Так, например, если ребенок застеснялся на утреннике и не захотел читать стих, его не нужно ругать, иначе он будет бояться публики еще больше. Самые правильные слова в этот момент: «Ничего страшного не случилось. Не получилось в этот раз - обязательно получится в следующий! Ты лучше подготовишься, и я буду гордиться тобой еще больше!». С такой мотивацией ребенок лидер захочет сделать вам приятно, переборет свой страх и в следующий раз все-таки сделает этот маленький шажок на сцену. А чем больше ребенок раскрепощается, тем лучше он общается со сверстниками, и тем больше шансов, что он будет вести за собой толпу.

Изначально ребенка нужно раскрепощать еще в кругу семьи, учить с ним стихи и ставить стульчик посреди комнаты, чтобы все родные слушали малыша. Таким образом, ребенок преодолевает страх перед публикой, и в будущем с удовольствием будет выступать перед целым залом.

Особенно важно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что пока он не рискнет что-то сделать, он не получит результат. Ведь как же он может утверждать, что он этого не сделает или у него не получится, пока он не попробует? Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, подбадривайте. Успешным и активным детям подражают другие детки, так что, начиная лепить из песка красивый замок, ваш малыш заметит, как к нему присоединятся все остальные.

Дайте лидеру «поле» для общения

Чтобы отточить свои лидерские навыки, ребенку необходимо общаться, причем не только с родными и близкими, но и с другими детками, будь то в песочнице, в детском саду или в школе. Ребенку нужно расширять свой привычный круг общения - отдайте его в спортивную секцию или в любую другую, но обязательно в ту, где могут проявиться лидерские качества, то есть где ребенок может быть капитаном (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, командные игры). Ребенок лидер - жизнерадостный, активный, старается всегда быть заводилой и сам придумывать правила игры.

Лидер умеет говорить

Среди прочих лидерских качеств ораторское искусство имеет не последнюю роль, ведь чтобы вести за собой людей, нужно уметь доносить до них свою мысль.

Учите ребенка правильно составлять предложения и внятно, понятно объясняться. Бывают детки, которые уже в 2,5 годика могут чисто и внятно рассказать свою мысль, а бывают и такие, которые в 10 лет запинаются и не могут слова соединить в предложение. А ведь это очень важно для лидера - уметь правильно сформулировать мысль, чтобы её поняли все окружающие. Вы можете следить за его речью в тот момент, когда ребенок играет, когда он разговаривает с вами или с друзьями, когда выступает перед бабушками или на утреннике. И обязательно подбадривайте малыша, уговаривайте его попробовать еще раз. Если с первого раза не получилось внятно рассказать папе о том, что случилось на улице, то пускай малыш соберется с мыслями, повторит все про себя, и только потом скажет это вслух. Придавайте крохе уверенности, ведь родители для него - самые важные судьи и помощники.

Лидер в ответе за свои слова

Врун никогда не станет лидером, потому что люди вокруг просто перестанут его уважать. Многие родители прощают своим маленьким деткам несерьезное вранье, когда они пытаются оправдать себя в том, что чашку с молоком разлил не он, а кошка. Но большая ложь растет из маленькой, и малыш должен понимать, что он в ответе за свои слова, ведь от его вранья могут пострадать другие. Лидер должен отвечать и за произнесенные фразы, и за свои действия, и за то, что последует за сказанным.

Воспитывайте в своем ребенке не только лидерские, но и человеческие качества - уважение к другим, умение прислушиваться к чужому мнению и считаться с ним, умение отвечать за содеянные поступки и находить выход даже в самых сложных ситуациях (при этом дайте понять ребенку, что вы всегда будете рядом и поможете в решении проблемы, но решать их за ребенка не будете). К тому же, лидерами становятся те дети, которые могут похвастаться своей находчивостью, умением проанализировать ситуацию и найти выход (возможно, не без вашей помощи, но именно по своей инициативе), и даже когда у них что-то не получается, они не сложат в унынии руки, а будут стараться до тех пор, пока не получат положительный результат.

Лидер умеет слушать и слышать

Настоящий лидер уважает других людей, прислушивается к их мнениям. Люди не пойдут за человеком, который всегда стоит на своем, унижает других и кричит без причины. Научите малыша всегда и везде здороваться со всеми, причем неважно - знакомые это люди или нет. Когда он впервые пришел в садик, пускай он поздоровается и обязательно улыбнется всем воспитателям, всем детками, и обязательно уборщице и повару - этим он уже заработает себе положительную репутацию. С позитивно настроенными и обаятельными людьми общаться приятнее, им хочется доверять и верить. Так что если вы заметили, что приветствие с улыбкой вошло в привычку малыша, и его не нужно принуждать к этому, значит, в нем начали зарождаться повадки лидера.

Но есть еще одна очень важная для лидера черта - это слушать и слышать критику в свою сторону, причем не обижаться на неё, не плакать и не забиваться в угол, а делать из неё конструктивные выводы. Если ребенку сделали замечание или покритиковали его действия, значит, он не смог всем угодить, и нужно обдумать, как сделать так, чтобы этого больше не повторилось. Человек, который не воспринимает критику, не хочет её слушать и делать выводы, показывает тем самым слабину своей души и явную эгоистичность.

Основные ошибки родителей

Зачастую родители настолько фанатично любят свое чадо, что они бросаются из крайности в крайность - отдают ребенка в спортивную секцию, а через месяц отправляют его в художественную школу только из-за того, что его похвалил воспитатель за красиво нарисованный рисунок. Родители «лепят» из ребенка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, особенности поведения, виденье мира. Важно не только знать, как воспитать ребенка лидером, но и понимать, зачем вы это делаете, сможет ли ребенок оправдать ваши надежды или сломается под столь сильным напором.

Ребенок вряд ли оправдает звание лидера, если родители:

  • Вместо подбадривания кричат и ругают ребенка за его ошибки . В этом случае малышу просто не захочется повторять попытку и добиваться своего;
  • Совсем не помогают ребенку в решении его проблем. Конечно, малыша нужно учить самостоятельности, но на то вы и родители, чтобы всегда прийти на помощь, если ребенок этого попросит или если вы видите, что ситуация требует вашего вмешательства. Сколько бы ни было ребенку - 3 года или 60 лет, для своих родителей он всегда останется ребенком, и родители до конца жизни должны о нем заботиться;
  • Не верят в своего ребенка . Даже состоявшемуся в этой жизни человеку сложно жить без поддержки близких, а маленькому формирующемуся организму и вовсе болезненно прорываться в жизнь без слов «у тебя все получится!», «не опускай руки!», «мы в тебя верим!»;
  • Считают своего малыша идеальным и лучше всех. Даже если у ребенка что-то получилось, не стоит возвышать его над другими, иначе он загордится, и будет относиться к другим пренебрежительно. Достаточно ласково похвалить и сказать, что в следующий раз он сможет больше;
  • Хотят от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Так же, как ваши желания могут разниться с возможностями ребенка, которыми его одарила природа, также он может и хотеть совсем иного. И если вы навязываете ему публику, а он в силу своей чрезмерной стеснительности даже перед родными стих не может рассказать, то, может быть не стоит расстраивать и унижать малыша? Ведь вместо лидера вы можете получить ребенка со сломанной психикой. Человек с музыкальным талантом может никогда не стать художником, поэтому любите ребенка таким, каков он есть, и не «лепите» из него того, кем он быть не хочет.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Гоша был настоящим лидером. Вечера в большой семье превращались в игровые представления, режиссером которых был четырехлетний «полководец». Вся семья умилялась и на семейном совете решила развивать в ребенке «лидерские качества» (как знать, возможно, этот мальчишка - будущий президент!)
Когда пришлось отдавать ребенка в детский сад (в семье изменились условия, маме пришлось выйти на работу, да и подготовиться к школе не мешало бы), семья столкнулась с проблемой: ребенку было тяжело ужиться в коллективе, конфликтовал не только с детьми, но и с воспитателями. Папа давал совет: «Ну какой же ты после этого лидер! Давай сдачи!» Бабушка возмущалась: «Что за воспитатели! Не понимают, что губят индивидуальность ребенка! Срочно искать другой детский сад! Или лучше няню!» А мама робко просила: «Возможно, ты хотел победить, но ведь Маша - девочка. Ты, как мальчик, мог и уступить!»

Хотите знать продолжение истории? В младших классах Гоша старался быть во всем первый и радовался, когда его ставили в пример. Если случалось, что кто-то другой опережал его в чем-то, ужасно нервничал, бывало, даже бросал дело. К подростковому возрасту ситуации «проигрыша» участились, поскольку на живом интеллекте ребенок «едет» только класса до шестого, не дальше. Потом играет роль работоспособность, умение добиваться успеха. В общении у него были большие проблемы. Георгий считал, что все вокруг - серые бездарности, которые не дают ему развития. Поскольку родители были разочарованы неудачной «карьерой» лидера, появились конфликты в семье. Среди «друзей» у него были только те, кто был способен ему подчиниться.

Черты настоящего лидера

Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это - человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта - харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.

Формируем лидера с детства

Зачастую излишнюю требовательность, способность к манипулированию малыша родители выдают за организаторские способности, что далеко не достаточно, как мы видим, для воспитания лидера. Организатор прежде всего должен знать, как исполнять. Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером.
Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться - значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет. Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше - повысить ее - способен управлять людьми.
Родители, бабушки и дедушки, умиляясь способности ребенка «всех построить» не чувствуют того, что некоторые фразы и действия их кумира не обижают их только потому, что это - их любимый единственный ребенок. Если ТАКОЕ сказал или сделал соседский Вовка - не миновать ему падения в глазах этих же взрослых людей.
Это говорит о том, что если вы задались целью воспитать лидера, - начните с его умения общаться, причем вам придется для этого, крепя сердце, погрузить ребенка в настоящие конфликты коллектива, без которых ни один ребенок не учится «прятать» свои острые углы. Никогда не вините других детей в неудачах ребенка в общении. Столкновения детей в коллективе могут быть ни чем иным, как борьбой за лидерство. Вашей главной для будущего лидера фразой должно быть: «Давай разберемся спокойно!». Умение «позитивно» общаться развивается у человека чуть ли не всю жизнь. Главное, чтобы первые неудачи не сформировали у ребенка нежелание общаться, неуверенность в своих силах и возможностях. Ваше живое участие, «разбор полетов» и, главное - ваше спокойствие - помогут ребенку наладить отношения в коллективе, особенно если в нем есть несколько лидеров. Заостряйте внимание ребенка на его качествах, которые выгодно отличают его от других лидеров. Тогда он может стать просто другим лидером. Не переусердствуйте! Не желательно, чтобы ваш поиск отличий от других плавно перетек в «хвастовство» ребенка перед другими детьми.

Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:
  • эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,
  • лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,
  • лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,
  • лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,
  • лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией. Она - одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.
Очень близко к общению стоит умение говорить. Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие "взрослые" беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте ребенка к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас - шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи. Развивайте способность учитывать нюансы в разговоре (ловите эмоции).
Способность анализировать свои поступки постепенно развивается до подросткового возраста. Даже первоклассник иногда, рассказывая о своих поражениях, вспомнит о своих обидчиках, о травмирующей его ситуации, но совершенно «забудет» рассказать о том, что было ДО того, как его «уронили», ударили… Разматывая «клубочек» событий, как киноленту в обратном направлении, мы сможем сформировать у ребенка память, аналитические способности, которые так важны для лидера.
Исполнительность, целеустремленность - тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!). Дисциплинированность ребенка во многом формируется примером родителей. Так что присмотритесь к себе. Возможно, вам «нужно усилить тылы».
Работоспособность тоже перенимается от родителей: если они не бывают праздными, всегда заняты чем-то осмысленным и полезным, постоянно поддерживают в себе любознательность, деятельное сопереживание происходящим событиям, не чураются физического труда, способны брать на себя ответственность и нести большие нагрузки, то это же становится содержанием жизни ребенка. Родители поощряют развивающие занятия ребенка, стараются направлять его деятельность, принимают эмоциональное участие в этих занятиях.
Настоящих лидеров «растят» только тогда и там, когда и где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Редко лидерские качества у ребенка формируются в семьях, где кто-то из домашних - сильный лидер. Потому и бытует поговорка: «На детях великих природа отдыхает». Лидеру-взрослому некогда формировать в ребенке нужные качества, потому что он всегда занят. А если он свободен - ему «некогда» проявить терпение, выслушивая и поправляя «конструктивные предложения» своего отпрыска. Гораздо чаще такие родители действуют привычно - директивно. В этом случае задерживается развитие такого нужного качества, как инициативность. Мало быть умным и придумывать новые идеи. Их нужно внедрять! Это - работа лидера.
Если вы сами - лидер, то, воспитывая своего преемника, необходимо помнить, что у ребенка должен быть положительный опыт внедрения своих идей. Наметьте в своем дневнике время для «формирования лидерских качеств ребенка». В эти минуты вы должны позволить ребенку высказаться. Поощряйте при этом его сдержанность, обсуждайте его предложения «на взрослом уровне». Возможно, вам придется выполнять большее количество обещаний, но ваша ответственность и исполнительность - колоссальный фактор для формирования этих черт в ребенке.
Умение проигрывать - хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи. Настоящий лидер идет к цели несмотря на помехи и преграды! Если вам жаль малыша, который расстраивается при появлении первых трудностей (проигрыша), и вы «поддаетесь» в игре, предупреждая появление плохого настроения у ребенка, то задерживается способность ребенка анализировать свои ошибки. Конечно, можно поддаваться в игре на первых порах, пока не выучены правила, пока «набивается рука». Но затем ребенок должен получить опыт преодоления трудностей. Обязательно поощряйте ребенка, если, несмотря на неудачу, он желает победить. Упорство в достижении цели - важное качество лидера!
Формирование лидера - это не игра в поддавки (тогда вы воспитываете тирана, а не лидера) и не постоянная указка на правильный путь (тогда вы формируете недумающего безынициативного исполнителя). Это - постоянная учеба, поиск взаимных решений, опыт «позитивного» общения ребенка и спокойствие, только спокойствие…

Предотвращаем негативные тенденции

Если вы уже заметили, что ваш малыш командует, нисколько не заботясь об интонации, жестах, целесообразности, обязательно останавливайте его. Но никогда не применяйте фразу, обычно вырывающуюся у родителей импульсивно: «Нечего командовать! Мал еще!». Импульсивность родителей - нежелательная черта для подражания будущим лидером. Наберите воздух в легкие, выпустите его медленно, за это время вспомните, что ваше спокойствие формирует у ребенка выдержку! И скажите: «Когда со мной говорят таким тоном, я вовсе не хочу это делать» - и отвернитесь, дав понять, что такими способами от вас действительно ничего не добиться.
Если в ситуации возникновения спора между вами или между детьми ребенок станет добиваться своего криками или дракой, дайте понять, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Иногда нужно дать будущему лидеру опыт правильного спора как средства достижения компромисса. Для этого тоже вы должны собрать все свое спокойствие. Говорите: «Мне бы хотелось сделать это так… Как ты думаешь?» Не поощряйте ребенка все время добиваться своего. Это - плохой для лидера опыт. Именно после этого возникают такие бурные эмоциональные реакции, когда ребенок встречается с потребностью сталкиваться с мнением, отличным от своего. Вот умение соглашаться с чьим-то мнением и уступки более конструктивной идее (анализ чужой идеи) - важно для будущего лидера. Для этого подойдет фраза: «Давай подумаем, может лучше сделать так?»

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видите, многие лидерские черты могут закладываться и воспитываться в детстве. Но невозможно представить себе младенца, в котором уже видны все лидерские качества. Так, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами высшей нервной деятельности новорожденного. Но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении.
Считают, что лидерами могут стать не более 5% населения, и это значит, что если вы будете готовить ребенка к лидерству, не имея для этого необходимых предпосылок, вы обречете себя на неудовольствие, а его - на травму.
Если уровень притязаний завышен и реальные достижения приносят разочарование, могут сформироваться комплексы неполноценности, неуверенность в себе, постоянное раздражение и т.п. С другой стороны, подумайте о жизни лидера. Понравится ли вашему ребенку быть все время на виду, уделяя внимание всему, учитывая все, забывая об обеде, выходных и отпустке?
Поэтому нужно задуматься, прежде, чем «на семейном совете» решать воспитывать лидера. Стоит ли решать за ребенка его судьбу? Каждое из качеств, нужное лидеру, «пригодится» и «обычному» человеку. Так, может, не нужно «задаваться целью» и формировать лидера. Если ему суждено быть лидером, то он им станет, потому что подлинные способности невозможно скрыть.

Сегодняшние дети это завтрашние лидеры, а лидерами, как известно, не рождаются, лидеров воспитывают. Есть несколько простых, но действенных способов привить ребенку лидерские качества естественным образом, нужное слово или собственный пример в нужный момент сделает больше, чем морализаторство на эту тему в старшем возрасте, мол, "ты должен быть сильнее, ты должен принимать решение, от тебя будет зависеть" и т.п…
1 || Демонстрируйте свой пример. В глазах ребенка лидером являетесь вы, поэтому думайте со всей ответственностью о своих решениях и поступках. Как будете поступать вы, скорее всего, так же будет поступать в аналогичных ситуациях и ребенок.
2 || Поощряйте командную работу. Это касается не только совместных семейных дел, но и мероприятий, в которых будет участвовать группа детей: поход с классом, командный спорт, театральная постановка и пр.
3 || Учите детей справляться с неудачами. Это очень важный навык любого успешного человека - пережить неудачу и двигаться дальше. Проигрыш в спорте, разочарование от низкой отметки, обида от того, что старостой класса выбрали не его… Да много таких случаев, когда ребенок должен уметь разумно относиться к потерям, обидам и разочарованиям, допуская то, что они неизбежны, а не зацикливаться на них.
4 || Развивайте навыки ведения переговоров. Не давите на ребенка своим авторитетом, если видите, что ему ваше решение доставляет дискомфорт ("ты сделаешь, как я сказал"). Учите его спорить с вами, достигать компромисса. Да, да! Именно с вами, родителями, которым лучше знать, что и как делать ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения путем переговоров, споров с разумными аргументами. И вы в свою очередь не забывайте об уважении его мнения.
5 || Учите ребенка принимать взвешенные решения. Не сиюминутные, импульсивные, а взвешенные. Чем раньше дети научатся принимать правильные решения, тем увереннее они будут это делать во взрослой жизни. Чтобы этому научить, не предлагайте ребенку сразу весь спектр вариантов на выбор, ограничьте его несколькими, чтобы проще было сравнивать. Например, на выходные ребенок хочет идти в кино, мама предлагает пригласить родственников в гости, а папа предлагает поехать на лыжную базу. Предложите ребенку сделать выбор, как провести выходные, взвесив все за и против. И это лишь одна ситуация, причем, неконфликтная. Когда ребенку не хочется идти в школу, и он однажды решит не идти, предложите ему сначала хорошо подумать и взять ответственность за свое решение на себя.
6 || Демонстрируйте ребенку, что его решения действительно уважаются, и с вашей стороны к ним есть доверие. Например, когда мы идем в ресторан, то обычно заказ блюд для детей мы делаем сами. Разрешите ребенку самому сделать выбор из предлагаемого меню (разумеется, здесь имеются обоснованные "нет" на очень дорогие блюда, алкоголь, блюда, которые могут вызвать аллергию, например). Или что касается одежды: пусть ребенок самостоятельно принимает решение, в чем пойдет в школу (у него все равно ограниченный в этом деле выбор) или в гости. Видя доверие и уважение с вашей стороны к его решениям, ребенок будет и вам больше доверять, что только укрепит ваши отношения, особенно, в подростковом возрасте.
7 || Поощряйте решение ребенка о подработке. Когда дети учатся в старших классах, на время летних каникул часто открываются возможности найти себе подработку, которая принесет небольшой личный доход, что позволит подростку чувствовать себя более самостоятельным и независимым. Если работа не вызывает у вас подозрений, если ребенок может с ней справиться, не сопротивляйтесь его решению. Кто-то может выгуливать собак, кто-то разносить газеты, кто-то работать промоутерами, кто-то писать заметки в местную газету. Это дает уверенность в себе, учит отвечать за качество своей работы, а все это несомненно способствует развитию лидерских навыков в будущем.
8 || Устраивайте семейные вечера настольных игр. В настольных играх у всех участников равные права, они учат стратегическому мышлению, игре по правилам, игре в команде.
9 || Развивайте навыки планирования в детях. В каждой семье наверняка имеется масса запланированных мероприятий - от вариантов проведения каникул до ежемесячных поездок в гости к родственникам или друзьям. Привлекайте детей к планированию поездок и походов, семейных развлечений. Пусть они вместе с вами продумывают расписание, маршрут, кто за какие дела будет отвечать в эти поездки. Например, мама готовит в дорогу бутерброды, а дети проверяют по списку, все ли необходимые предметы взяты. Одновременно дети будет учиться и делегированию обязанностей, пониманию того, что это помогает все успевать и никуда не торопиться.
10 || Используйте магнитные или пробковые доски для визуализации целеполагания. Например, ребенок хочет в этом году стать одним из лучших скрипачей в городе. Поместите его фотографию вверху в окружении фотографий известных скрипачей мира. Ниже поместите календарь всех городских конкурсов и выступлений юных скрипачей, а также расписание занятий музыкой. Постепенно на доске будут появляться фотографии ребенка с таких выступлений, его грамоты, его записи и мысли… Такая визуализация поможет мечте не терять своей силы, и заряжать ребенка на новый рывок, даже после неудачи.
11 || Поощряйте чтение. Исследования постоянно подтверждают то, что много читающий ребенок всегда увереннее, чем ровесник, не уделяющий внимание чтению. Даже если это легкомысленное чтение, оно все равно помогает расширить кругозор, видеть варианты поступков на примере героев, анализировать ситуации, произошедшие в книге, и действия персонажей, которые к этому привели.
12 || Поощряйте оптимистическое мышление. Оптимизм тесно связан с успехом. Развивайте в ребенке умение с юмором относиться к себе, уметь по-доброму пошутить в нужный момент, с оптимизмом смотреть на ситуацию. Люди, которые это умеют и заряжают уверенностью других, всегда становятся лидерами.

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка.

Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями. И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.

Детское лидерство

Дети тоже легко проявляют свои лидерские качества, если им не мешать и не втолковывать в голову, что «да, с твоим характером ничего не добьешься». Родителям стоит помнить, что занять лидирующую позицию может каждый, и не стоит махать руками раньше времени, нужно подобрать правильную стратегию воспитания в зависимости от характера и темперамента ребенка.

Два типа лидерства

Знаете ли вы, что лидерство бывает двух типов?

Скорее всего, вам хорошо известен только первый его тип, наиболее яркий, харизматичный - так называемое открытое лидерство («первый парень на деревне», душа компании) . Человек-организатор, который сказал - и все слушаются, делают, потому что хочется подчиняться его власти и очарованию.

Второй тип лидерства - более сдержанный, не всегда эмоциональный, этакий серый кардинал , который тихо и незаметно даже не дает распоряжения, а управляет людьми так, что они сами предлагают сделать нужное и бросаются исполнять после лёгкого кивка.

Второй тип во многом более выгоден, так как неочевидное, не бросающееся в глаза лидерство позволяет добиваться результатов , а в случае ошибки или провала обиженная толпа растерзает яркого лидера, в то время как серый кардинал спокойно будет сидеть дальше в своем кабинете. Он вычеркнет из списка контактов очередного неудачливого героя, только и всего… Неплохая тактика, если подумать.

Что же с детским лидерством? Большинство родителей догадываются, что растить лидеров из мальчика и из девочки следует по-разному. Но часто даже взрослым непонятно, в чем именно должно быть отличие.

Если у вас сын

Возьмем в качестве примера литературное произведение Михаила Веллера «Приключения майора Звягина», невероятно мотивирующая книга. В одной из глав как раз рассказывается, как незаметный мальчик влюбляется в первую красавицу класса. Она уже в студенческом возрасте без фанатизма принимает его ухаживания, потом начинает встречаться с более богатым парнем - аспирантом с машиной. А мальчику говорит: «Отстань от меня, надоел».

В книге этот «амебный» юноша под руководством майора Звягина постепенно становится популярным парнем, о котором мечтает любая девушка. Майор за несколько месяцев «прокачивает» обычного работягу со стройки, никуда не поступившего, стеснительного: обучает играть на гитаре, прилично одеваться, ходить на лыжах. Юноша публикует стихотворение, сочиненное коллективным разумом семьи Звягина, и попадает на престижную ТВ-передачу, которую смотрят все, в том числе его пассия.

Всего за три месяца обычный парень набирает те бонусы, с помощью которых он переходит в разряд востребованных молодых людей. Он прекрасно танцует, хорошо одевается, живо ведет беседу, рассуждает, транслируя мысли из умных книг. Он умело дерется на глазах у своей возлюбленной, великолепно катается на лыжах, и еще у него есть поклонница с машиной. И все, образ сформирован, вчерашняя недотрога по уши влюбляется и соглашается выйти замуж.

Давайте посмотрим на художественный сюжет внимательнее: в книге четко прописана классическая схема, как человек из рабочего на стройке и неудачника без особых перспектив становится желанным мужем для избалованной девушки. И подобную схему можно применить к любому человеку в юном возрасте или еще лучше - в детстве. Родитель может стать для сына «майором Звягиным» и помочь последовательно выполнить шаги к успеху.

На этом пути вашему сыну может понадобиться еще и помощь друзей, но чтобы друзья захотели помогать, ребенок уже должен быть для них авторитетом. И эта авторитетность нарабатывается: либо человек умеет делать что-то лучше, чем они, либо он знает больше; или же в каких-то ситуациях он грамотно реагирует, не теряется, не паникует, а четко говорит, как и что мы будем делать; или у него есть какие-то необычные мысли, знания, действия, и тогда остальные смотрят на него как на гуру.

Нужно подумать, какие интересы подходят для его возраста, для его компании, в какой ситуации ребенок может продемонстрировать превосходство, наличие знаний, которых нет у других детей.

Если у вас дочь

Когда-то я прочла любопытный эпизод, как девочку, обычную школьницу, можно превратить в первую красавицу и умницу. Учитель по предмету «Этика и психология жизни» захотел обычную девочку сделать супер-красавицей в восприятии одноклассников. После лекции о галантности и хороших манерах он поставил девочку на стул и показывал, как правильно целовать даме руку, на примере этой девочке.

Дело было в 10 классе, в сентябре, и весь учебный год все мальчики смотрели на эту девочку как на первую красавицу. Вот такая простенькая манипуляция со стороны взрослого человека - и учитель добился того, что обычная девочка становится суперзвездой класса, хотя до этого девять лет чувствовала себя гадким утенком. Этот пример очень показателен.

Думаю, вы тоже замечали, что самой красивой и самой популярной девочкой становится не та, которая действительно очень красива , если судить о каких-то объективных характеристиках выбора, а та, которая ведет себя как первая красавица.

Поэтому, если вы хотите, чтобы дочка чувствовала себя королевой, начинайте ей говорить об этом, делать комплименты. Причем желательно, чтобы их делала не женщина, хотя и мамина похвала никогда не помешает, а чтобы комплименты и слова восхищения дочь слышала от папы и других мужчин: дяди, брата, дедушки.

Девочка начинает привыкать к тому, что она нравится, ведь ей это все говорят, тогда она ставит себя по-другому в среде сверстников. Такая популярная девочка входит во взрослую жизнь не с глупым ощущением, что за каждую толику внимания надо как-то рассчитываться, или комплименты парнями делаются, только когда им что-то нужно. Она живет с ощущением, что восхищенное внимание к ней является нормой жизни.

К сожалению, воспитанные советской системой мамы делают жуткую ошибку: они убивают в девочках женственность и лидерство. Например, у моей приятельницы дочку в садике мальчики по очереди возили на санках. А она, как принцесса, благосклонно принимала их знаки ухаживания, они даже боролись, кто из них провезет ее на этих санках. И вдруг мама начала возмущаться и выговаривать: «Как же ты так себя ведешь?! Надо меняться местами - он тебя повозил, теперь ты его вези».

Я, когда это услышала, изумилась и спрашиваю: «Да ты что вообще делаешь?! Ты понимаешь, что у твоей девочки врожденная женская модель поведения - мужчины для нее совершают подвиги, в ответ получают ее восхищение, благодарность, и это вполне нормальный, адекватный взаимообмен.

Чему ты учишь ребенка? Пахать как лошадь, не меньше, чем мужчина? Зачем ты это делаешь?!» Мама, естественно, обиделась, что я посчитала её модель равенства глупой. Но в моих глазах мама, которая убивает в девочке ее природную женственность, враг своей дочери. Это огромная ошибка, если она, опасаясь, что дочь вырастет легкомысленной, не позволяет девочке быть красивой и привлекательной легко, без усилий.

Поэтому, если речь идет о девочках-подростках, задумайтесь, что для них ценным выделяющим признаком является красивая одежда, последняя модель iPhone, походы на курсы моделей или еще какие-либо принятые в этом возрасте атрибуты «крутизны». Нет, я не призываю сию секунду снимать с карточки всю зарплату и бежать в бутик, одевать ребенка по последней миланской моде.

Это простой пример превосходства по шкале детских ценностей. И нет, это не опасно. Модные вещи и последний iPhone не сделают вашу дочь эгоисткой сами по себе - характер формирует воспитание, а не марка обуви. А вот в детской и подростковой среде модные вещи дают превосходство при прочих равных условиях, и это хорошо.

А теперь о приятном: обладать признаками превосходства, лидерскими качествами можно и без материальных благ. Если интеллектуально ваш ребенок опережает других детей, они будут его слушать. При наличии интеллекта любой предмет или занятие можно превратить в предмет культа. Помните сцену из «Тома Сойера», когда мальчишки отдавали все свои ценности: стеклянные шарики, монеты, пуговицу, дохлую кошку в обмен за уникальную возможность - разрешение покрасить тетушкин забор?

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка. Ваша задача родителя - не просто покупать ему дорогие вещи, а определить тип и темперамент дочери или сына, и развить интеллектуально и эмоционально. Тогда ребенок начнет доминировать над сверстниками, научится выстраивать отношения со взрослыми. Это будет фундаментом его будущего лидерства во взрослом мире, а вы сможете вырастить ярких, успешных и счастливых личностей .опубликовано .

Ольга Юрковская

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Лидерские качества есть далеко не у каждого, да и врожденные задатки не всякое воспитание может развить. Тихий, скромный и спокойный ребенок, предпочитающий уединение, может и не стать лидером, способным за собой повести сначала ватагу ребятишек, а в будущем – трудовой коллектив. Переделывать ребенка – себе дороже: и доверие, и взаимное уважение можно потерять. Если ваш малыш проявляет интерес к управлению людьми, задача номер один – сформировать у ребенка адекватную самооценку, здоровую уверенность в себе и своих силах, умение коммуницировать и разрешать конфликты, искать выходы из сложных ситуаций и не пасовать перед трудностями.

Самооценка ребенка

Самооценка человека связана со многими факторами и может меняться в течение жизни. Тем не менее, исследователи открыли немало закономерностей, позволяющих говорить о формировании более-менее устойчивой позитивной самооценки личности еще в детском возрасте. Низкая или слишком высокая самооценка «затмевают» рассудок и мешают принимать правильные решения, связывают руки, способствуют совершению опрометчивых поступков в самый неподходящий момент. Что же такое адекватная самооценка? Это такое отношение к себе, которое не вызывает внутреннего напряжения, оно зависит от достижений и неудач, но лишь в той степени, которая не мешает принимать решения при возникновении трудностей. Фактически, это такое отношение к себе, которое дает право на ошибку, силы для решения проблем и уберегает от чрезмерной самоуверенности. Семья, которая способна вырастить ребенка с оптимальной самооценкой, характеризуется здоровым открытым общением, хорошо очерченными, но гибкими границами и адекватной самооценкой всех ее членов.

Общение в семье

Как общаться с ребенком, чтобы привить ему уважение к себе и окружающим, развить его лидерские качества и поддержать его самооценку? С первых же дней маленькая личность – ваш малыш – достоин вашего внимания и уважения. Прислушайтесь к нему и постарайтесь понять значение его просьб, плача. Отвечайте ему и не игнорируйте его эмоции и попытки общения с вами: как позитивные, так и негативные. Если с мнением человека считаются, если мир вокруг позитивен, ребенок и сам учится строить отношения со знаком плюс. Любовь безусловная, не зависящая от поступка ребенка, будет основой его самооценки во все последующие годы.

Критика и сравнения

Критиковать личность нельзя, знают многие родители, но как же трудно бывает под воздействием эмоций не сказать что-то обидное, не сравнить с другими детьми или даже взрослыми. Каждое слово постепенно оседает в глубине души ребенка, связывая ему руки и сворачивая его будущие возможности. Понимание и ответственность каждого решения в отношении ребенка поможет противостоять сиюминутным чувствам. Вместо наказания предложите ребенку исправить содеянное, воспитательный эффект будет намного сильнее!

Ограничения и запреты

Лидерство отличается от тирании так же, как отличается следование важным правилам от вседозволенности. Отсутствие запретов не прибавит ребенку уверенности в себе. Договор с ребенком дополняется ограничениями постепенно. Сначала запреты распространяются только на опасное для здоровья и жизни поведение (игра с электроприборами, драки и тому подобное), затем их список постепенно расширяется с учетом возрастного развития ребенка.

Доверие и делегирование

Как известно, один в поле не воин. Умение доверять и делегировать задачи – важные качества современного лидера. Чтобы в будущем у ребенка не возникло проблем в общении с друзьями и коллегами, позволяйте ему помогать вам. Доверяя ребенку несложные задачи по дому, вы не только учите его сотрудничеству, но и повышаете самооценку малыша.

Унижение и насмешки

Никому не понравится быть высмеянным прилюдно. Часто детские травмы унижения не дают уже взрослому человеку быть счастливым. Прилюдно хвалите ребенка и никому не рассказывайте о его промахах и ошибках. Если же малыш отказывается делать что-то сам, припомните, не стала ли неуместная критика или насмешка тому причиной.

Свобода выбора и принятия решений

Должны ли родители принимать решения? Конечно, скажет любая мама и любой папа. Но какие? И в какой момент ребенок обретает право принимать их за себя? Многие специалисты в области психологии и педагогики, как и современные педиатры, не рекомендующие пеленать детей, советуют родителям как можно раньше в любых допустимых вопросах «отпустить вожжи». Пусть ребенок выбирает, как ему одеться, во что играть, что кушать, какой кружок посещать.

Хвалите, но не захваливайте

Ласковое слово, слово одобрения и похвала творят чудеса… когда их не слишком мало, но и не слишком много. Оценивая достижения ребенка, будьте объективны. Рано или поздно ему придется столкнуться с мнением посторонних людей, и он должен быть готов к нему. Довольно часто в кризисные периоды у детей обостряется восприятие себя. Если вы заметили, что ребенок ругает себя, хотя вы во всем поддерживаете его, если даже малейшая неудача отбивает у него желание действовать, не упустите момент и обратитесь к психологу. Он поможет вам выбрать верную тактику поведения.

Опыт – сын ошибок трудных

Пытаясь уберечь свое чадо от боли и разочарований, многие родители начинают чрезмерно опекать ребенка . На каждом шагу малыш слышит предостережения: «Не бери, уронишь! Не прыгай, свалишься!». Тем временем действенный способ учиться и приобретать опыт – это действовать и совершать ошибки.

Статьи по теме: