Переходной возраст у девочек: как вести себя с подростком, зная его особенности и проблемы. Психологические особенности детей в подростковом возрасте

Конкретика: практически сведено на нет нормальное общение внутри семьи. практически любые попытки родителей, отчима или мои достучаться до него не приносят никакого результата. Были перепробованы все способы воздействия: и долгие спокойные разговоры, которые он все равно сводил к скандалу. и громкая агрессивная ругань, и общение со всеми учителями с целью выяснить проблему. На данный момент он полностью лишен денежного довольствия и каких-либо развлечений, дома он занимается только тем, что переписывается в соц.сетях.

Главные, по моему мнению, пункты:
- Полное отсутствие желания идти на контакт с близкими, в приватном разговоре со мной звучала такая фраза: "Если они (родители) уедут в другой город, оставят меня тут (в квартире) и будут просто присылать мне денег, я буду счастлив, я их уже видеть не могу, скучать не буду.", а также: "Не могу дождаться, когда мне исполнится 18, я уйду из дома. Буду хоть бомжевать. хоть что, лишь бы не жить тут с ними, я уже просто не могу всех видеть!"
- Отсутсвие влечения ни к противоположному. ни даже к своему полу.
- Демонстративное отрицание мнения любого несогласного с ним человека.
- Странная история, которую он сочинил для школьного психолога, про то. что он якобы приемный и т.д.
- Борьба сразу нескольких противоречий: хочет жить красиво и богато, но специально и регулярно кусает "кормящую руку" и заявляет, что помощь родителей ему не нужна. В то же время совершенно не стремится достичь чего-то сам, имеет все шансы быть недопущенным в 10 класс, не имеет каких-либо серьезных увлечений или хобби, кроме интернета.
- Периодические, вскользь, упоминания суицида.
- Наблюдал за братом после нескольких очень сильных скандалов, которые он раздул из простого разговора, выведя из себя и мать, отчима или отца. Вернувшись в свою комнату после сильнейшей ругани он всегда выглядит очень довольным и удовлетворенным, я бы так мог описать человека. который только что вкусно пообедал. Весьма странное наблюдние, на мой взгляд.

Собственно, хотелось бы понять, является ли это просто тяжело проходящим переходным возрастом или чем-то более серьезным? Ведь в без месяца 16 лет переходный возраст уже заканчивается (?) Ребенок всё больше и больше отдаляется от семьи и никакой надежды на улучшение я не вижу.
Стоит ли вести его к психологу?

Я просто переживаю за семью, за мать, которая отчаялась с ним справиться настолько, что уже почти готова насильно его отправить в военный интернат, чтобы его там "сломали", типа всё равно уже ничего не помогает. так хоть кардинальный способ попробовать.

Пишу к вам первый раз, буду отвечать на комментарии.

На протяжении всего юношеского возраста — 15 — 20 лет — личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, формируется целостный Я-образ, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах, осознанно направляется собственный взгляд в будущее, что указывает о ее переходе к этапу взрослости.

Многообразные как индивидуальной демографической, социально-психологической группы, присущей язык и нормы поведения, особые ценности, решительность в реализации замыслов, досуг, стиль, решительность, является ознаменованием свойственной лишь ему психологической, социальной ситуации развития.

В период юности, личность выходит на рубеж относительной зрелости, в данный период завершаются ее первая социализация, безудержное развитие и рост организма.

Самоопределяясь и утверждаясь в мировоззрении, стремясь к индивидуальной неповторимости, девушки и юноши проявляют более высокий, в сравнении с подростковым возрастом, уровень коммуникативности, учебной деятельности, в своем видении будущего согласовывают отдаленную и близкую перспективы, зачастую испытывая кризис идентичности.

В юношеском возрасте, характерность психического развития в большинстве случаев связана со специфичностью социальной ситуации развития, основа которой — постановка обществом перед молодыми людьми жизненно важной, настоятельной задачи — принять, непосредственно в данный период, профессиональное самоопределение, при этом именно в плане реального выбора.

В период данного возраста активно осуществляется изменение иерархии потребностей, процесс усложнения, формирования личности. Юношеский возраст имеет особую важность при решении задач выбора жизненного пути, самореализации и самоопределения, связанные с выбором профессии.

Когнитивные изменения

В старших классах школы обучение связано со внушительным усложнением и изменениями содержания и структуры учебного материала, увеличением его объема, в результате к учащимся повышается уровень требований. Ожидают от них четкости, универсальности, самостоятельности в решении когнитивных задач, гибкости, производительности познавательной деятельности.

Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Учебно-профессиональная деятельность становится основной.

У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам — книги, телевидение, кино. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами.

В данный период отмечается повышение качества памяти школьников — увеличивается объем памяти, изменяются способы запоминания. Одновременно с непроизвольным запоминанием наблюдается обширное использование целесообразных приемов произвольного запоминания материала. Учащиеся старших классов приобретают метакогнитивные умения — саморегуляция и самоконтроль, влияющие на действенность их познавательных стратегий.

Когнитивному развитию в юности характерны — формально-операциональное, формально-логическое мышление. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды, существующее в настоящий момент.

В период юношеского возраста значимое новообразование интеллектуальной сферы — теоретическое мышление, процесс его развития. Старшеклассников и студентов младших курсов чаще волнует вопрос «почему?» Самостоятельнее и активнее умственная деятельность, отмечается критичное отношение к содержанию приобретаемых знаний, преподавателям. Изменилось представление об интересе к предмету — подростки ценят увлечение предметом, его описательную и фактологическую стороны, старшеклассников интересует неизученное, неоднозначное, что-либо требующее рассуждения. В ценности нестандартная форма подачи материала, эрудиция преподавателя.

Еще одна характерность интеллектуальной сферы данного возраста — выраженное рвение к поиску единых принципов и закономерностей, которые стоят за определенными истинами, тяга к обобщениям. Так, как старшеклассники, никто не тяготеет к «космическим», глобальным обобщениям, не любит «больших» теорий. Вместе с тем, в юношеском возрасте существует сочетание широты интересов с отсутствием метода и системы в приобретении навыков и знаний — интеллектуальный дилетантизм.

Третья особенность — это известная юношеская предрасположенность к преувеличению собственных умственных способностей и силы своего интеллекта, самостоятельности и уровня знаний, тяга к вымышленной, показной интеллектуальности. Практически в каждом старшем классе есть некоторое количество скучающих, равнодушных школьников — обучение для них примитивно и обыденно, подаваемый материал учителем аксиоматический, скучный, давно всем известный, ненужный и не имеющий ничего общего с интеллектом, реальной наукой. Старшеклассники обожают задавать учителям каверзные вопросы, а при получении ответа разводят руками, пожимают плечами.

В период юношества отмечается также увеличение показателя индивидуализации в способностях и интересах, при этом зачастую осуществляется дополнение разницы, компенсирование негативными поведенческими реакциями. Потому учитель старших классов с легкостью может выделить группу безалаберных, но способных учеников, группу хронических троечников, интеллектуалов-отличников.

Интеллектуальное развитие в данный период — это и накопление навыков и знаний, изменение структуры и свойств интеллекта, становление особой линии интеллектуальной деятельности — своеобразно-индивидуальной системы психологических средств, использующиеся человеком, стихийно или сознательно, с целью лучшей уравновешенности собственной индивидуальности с внешними, предметными условиями деятельности.

Улучшается владение сложными умственными операциями синтеза и анализа, теоретического абстрагирования и обобщения, доведения и аргументации. Для девушек и юношей свойственны систематичность, самостоятельная творческая деятельность, установки причинно-следственных связей, критичность и устойчивость мышления. Образуется тенденция к абсолютной и целостной оценке различных явлений действительности, к обобщенному пониманию мира. Ж. Пиаже считал, что логика юношеского возраста — это глубокомысленная коррелированная система, отличающаяся от детской логики, она являет собой суть взрослой логики и источник элементарных форм научного мышления.

Наблюдается активное развитие специальных способностей, в большинстве случаев связанные с избранной профессиональной сферой — педагогические, технические, математические. В конечном итоге, в юности, когнитивные структуры обретают сложнейшее строение и индивидуальное своеобразие.

Варьирование когнитивных структур служит условием образования способности к рефлексии, интроспекции. Поступки, чувства, мысли юношей и девушек являются предметом их мыслительного анализа и рассмотрения. Еще одна значимая сторона интроспекции связана с умением различать несогласованность меж словами, поступками и мыслями, пользоваться идеальными обстоятельствами и ситуациями. Появляется возможность для создания идеалов — человека или морали, семьи, общества, для попыток их реализации, для сравнения их с реальной действительностью.

Зачастую, без знания предпосылок, на ограниченном фактическом материале, юноши и девушки имеют склонность к теоретизированию выдвигаемых гипотез, к формулированию обширных философских обобщений.

В будущем, в молодости, интеллектуальная сфера предполагает более высокое и качественное развитие, связанное с формированием творческих способностей, а также усвоение информации, проявление умственной инициативы, создание чего-то нового — способность обнаружить проблему, переформулировать и поставить вопрос, находить оригинальные решения.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из значимых психологических процессов в период юношества является формирование устойчивого образа «Я», самосознания.

Психологов долгое время волновало, почему непосредственно в данном возрасте осуществляется развитие самосознания. По итогам многочисленных изучений они сделали вывод, что данному явлению предрасполагают следующие обстоятельства.

  1. Интеллект продолжает свое развитие. Возникновение абстрактно-логического мышления способствует проявлению острого желания к теоретизированию и абстракции. Молодые люди часами говорят и спорят на различные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увлечены этим, так как абстрактная возможность — явление без ограничений, за исключением логических возможностей.
  2. На раннем этапе юношества осуществляется открытие внутреннего мира. Молодые люди погружаются в себя, наслаждаются собственными переживаниями, меняется взгляд на мир, познаются новые чувства, звуки музыки, красота природы, ощущения собственного тела. Юношеский возраст чувствителен к проблемам внутренним, психологическим, потому в данном возрасте молодых людей интересует не всего лишь событийный момент произведения, внешний, а в большей степени психологический аспект.
  3. Образ воспринимаемого человека со временем изменяется. Принятие его осуществляется с позиции умственных способностей, волевых качеств, кругозора, отношения к труду и иным людям, эмоций. Укрепляется способность к точному и убедительному изложению материала, анализировать и объяснять человеческое поведение.
  4. Проявление драматичных переживаний и тревожности в связи с открытием внутреннего мира. Одновременно с осознанием собственной неповторимости, несхожести с другими, уникальности возникает чувство одиночества или же страха одиночества. «Я» молодых людей пока неустойчиво, неопределенно, расплывчато, потому наблюдается возникновение ощущения внутреннего беспокойства и пустоты, от которых, как и от чувства одиночества, нужно избавиться. Они восполняют эту пустоту благодаря общению, являющемуся избирательным в данном возрасте. Однако, вопреки потребности в общении, остается необходимость в уединении, больше того, она жизненно необходима.
  5. Юности характерно преувеличение собственной уникальности, однако это проходит, с возрастом человек становится более развитым, находит больше различий меж сверстниками и собой. В свою очередь, это приводит к образованию необходимости в психологической интимности, позволяющей человеку раскрыться, проникнуть во внутренний мир других людей, благодаря чему он приходит к осознанию собственной непохожести на других, пониманию единства с окружающими людьми, осмыслению собственного внутреннего мира.
  6. Возникает ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив обусловлено с умственным развитием и изменением жизненной перспективы.

Из всех временных измерений для ребенка важнейшим является «сейчас» — у него нет чувства течения времени, все его значимые переживания осуществляются в настоящем, прошлое и будущее для него расплывчаты. Восприятие времени в подростковом возрасте охватывает прошлое и настоящее, будущее воспринимается как продолжение настоящего. В период юности временная перспектива расширяется, как вглубь, включая прошлое и будущее, так и вширь, охватывая социальные и личные перспективы. Наиболее значимым измерением времени для молодых людей становится будущее.

Благодаря данным временным изменениям возрастает необходимость в достижении целей, ориентация сознания на внешний контроль сменяется внутренним самоконтролем. Возникает осознание необратимости, текучести времени и собственного существования. Мысль о неминуемости смерти у одних вызывает чувство ужаса и страха, у других стремление к повседневным занятиям, деятельности. Существует мнение, что молодым людям лучше не думать о печальных вещах. Однако, это ошибочное мнение — именно осознание неминуемости смерти подталкивает человека серьезно задуматься о смысле жизни.

Развитие личности включает в себя формирование устойчивого образа «Я» — всеобщего представления о себе. Молодые люди начинают осознавать собственные качества и совокупность самооценок, размышлять о том, кем они могут стать, каковы их перспективы и возможности, что сделали и смогут сделать в жизни.

Внешность, и для девушек, и для юношей имеет важное значение — рост, состояние кожи — появление угрей, прыщей воспринимается остро. Значимой проблемой является вес — зачастую девушки, реже юноши, прибегают к разным диетам, решительно противопоказанные в юности, потому как наносят значительный вред формирующемуся организму. Активно занимаясь спортом юноши наращивают мускулы, а девушки, стремясь обладать изящной фигурой, «подгоняют» ее под эталон красоты, который усиленно навязывают СМИ и реклама.

Свойства человека как индивида осознаются и формируются ранее личностных, потому соотношение морально-психологических компонентов «Я» и «телесных» различается в юности. Внешность, строение собственного тела молодые люди сравнивают с особенностями развития сверстников, переживают по поводу собственной «неполноценности», обнаружив у себя недостатки. В большинстве случаев, в юности, эталон красоты нереалистичен и завышен, потому данные переживания зачастую беспочвенны.

С возрастом, озабоченность собственной внешностью исчезает, человек приобретает большую уверенность в себе. Важность приобретают моральные и волевые качества, отношения с окружающими, умственные способности.

В период юношеского возраста осуществляются изменения во всеобщем восприятии образа «Я», что находит свое отражение в следующих обстоятельствах.

  1. Со временем изменяются когнитивная сложность, разделение элементов образа «Я».
  2. Активизируется интегральная тенденциозность, которой обусловлены целостность образа «Я», внутренняя последовательность.
  3. Со временем изменяется устойчивость образа «Я». Описывая себя, взрослые последовательнее, чем дети, подростки, юноши.
  4. Осуществляются изменения в отчетливости, конкретизации, степени значимости образа «Я».

Психические процессы, связанные с определением будущей профессиональной деятельности

В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней.

  1. Детская игра. Примеряя на себя игровую роль представителя разнообразных профессий, ребенок «проигрывает» какие-либо элементы поведения, связанного с ними.
  2. Фантазия подростковая. Ребенок подросткового возраста воображает себя в роли заинтересовавшей его профессии.
  3. Ориентировочный выбор профессии. При рассматривании специальностей молодежь руководствуется на первых порах своими интересами — «Мне интересна математика. Буду учителем математики», потом способностями — «Я хорошо осваиваю иностранный язык. Стану переводчиком», а затем системой ценностей — «Хочу творческую работу».
  4. Практическое принятие решения. Осуществляется конкретно выбор специальности, включающий в себя составляющие: выбор определенной профессии и определение уровня квалификации труда, продолжительности и объема подготовки к нему.

Выбор профессии обусловлен социальными и психологическими условиями. К социальным условиям относят образовательный уровень родителей — наличие у них высшего образования повышает вероятность появления у детей стремления учиться в высшем учебном заведении.

Компоненты психологической готовности к самоопределению:

  • развитость на значительном уровне психологических структур — основ гражданского и научного мировоззрения, теоретического мышления, развитой рефлексии, самосознания;
  • сформированность потребностей, способствующих содержательной наполненности личности — потребность в труде, общении, занять внутреннюю позицию члена общества, временные перспективы, ценностные ориентации, нравственные установки;
  • возникновение предпосылок индивидуальности, чему способствуют осознание и развитие собственных интересов, способностей и критического к ним отношения.

Профессиональное самоопределение проходит крайне сложно и обусловлен несколькими факторами: возрастом; уровнем притязаний и уровнем информированности.

Для возрастной психологии имеют существенное значение социальные аспекты. По большей части, личные качества очень неоднозначны и детерминированы социальными средовыми обстоятельствами. Таким образом, для характеристики возраста нужно учитывать, и социальные, и психологические данные.

В период юношеского возраста, в паттерне самосознания в резкой форме происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей — это условие есть требуемое условие самореализации. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания. В юности образуется сильно выраженная тенденциозность к личностному самоутверждению — желание проявить собственную оригинальность, непохожесть на других, выделиться чем-либо из общей массы старших и сверстников.

При выборе специальности важное значение имеет уровень информированности молодежи о себе, будущей профессии. В большинстве случаев, молодые люди слабо информированы о трудовом рынке, содержании, характере и условиях труда, профессиональных, личностных, деловых качествах, которые требуются при работе по какой-либо специальности — это ведет к негативному влиянию на правильность выбора.

Важную значимость при выборе профессии приобретает уровень личностных притязаний, включающий в себя оценку способностей, объективных возможностей — что в действительности может делать человек.

Профессиональная ориентация есть часть социального самоопределения, в следствие этого, удачным выбор профессии будет тогда, когда молодые люди сочетают социально-нравственный выбор с размышлениями о природе своего «Я» и смысле жизни.

Особенностями когнитивной сферы, важными при принятии решений в ходе профессиональной карьеры, являются релятивизм, децентризм, открытость личности к изменениям. А также, способность к планированию, отсутствие догматизма и ригидности, чувство деятеля, скрытость информации, интегрированность и дифференцированность, креативность, чувство альтернативности. Данные отдельные качества, сообразно профессиональной деятельности, находят свое проявление в следующих личностных особенностях:

  • способность анализировать информацию из профессиональной сферы;
  • способность анализировать информацию о себе, на языке профессиональной деятельности;
  • способность выстраивать профессиональные планы, годные для реализации.

Неотъемлемым условием профессионального планирования для молодежи является осознание и установление жизненных ценностей.

Таким образом, профессиональный проект являет собой единство аффективного и когнитивного компонентов, единство непрерывности и прерывности в ходе личностного развития.

Заключение

Юношество – это этап определения жизненного пути — учеба в вузе, создание семьи, работа по выбранной специальности, служба в армии — для юношей. Данному возрасту характерны самоанализ и рефлексия. Юношескому периоду свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Также, с возрастом возрастает волевая регуляция, наблюдается яркое проявление улучшения общего эмоционального фона, потребность систематизировать и склонность к самоанализу, обобщение собственных знаний о себе.

Демонстрируется стремление к самоутверждению, происходит самооценка внешности. Самоуважение является одной из значимых психологических характеристик юношества. Юность – это ключевой этап становления мировоззрения. Мировоззренческий поиск — это социальная ориентация личности, признание себя как часть социального общества, определение собственного предстоящего социального положения и способов его достижения.

При выборе профессии, способность к целеустремленному, сознательному поведению, в большей мере зависит от зрелости личности. Для профессионального самоопределения, социальное созревание молодежи обусловлено ситуацией подготовки к выбору профессии и приобщения к общественно полезному труду. Возраст ограничивает социальное созревание — сознательное самоопределение невозможно ранее определенного возраста. Следовательно, готовность к сознательному выбору профессии детерминирована индивидуальностью и образуется в ходе развития личности.

Список литературы

  1. Хельмут Ремшидт, Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М.: Мир, 1994. –320 с.
  2. Н.А. Тренькаева, Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. – Томск, 2006. – 63- 66 с.
  3. А.В. Мудрик, Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  4. Е.А. Климов, Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996. — 203 с.
  5. И.С. Кон, Психология ранней юности [Текст] / И.С.Кон — М.: Просвещение, 1989.– 212с.
  6. О.Б. Дарвиш, Возрастная психология [Текст] / О.Б.Дарвиш — М.: Владос, – 264с.

Возраст детей от 10 до 15 лет считается трудным не только для их мам и пап, но и для них самих. Связано это со многими серьезными физиологическими изменениями, которые сказываются и на состоянии нервной системы. Задача родителей - помочь повзрослеть ребенку максимально комфортно, поддерживать в тяжелые минуты и не потерять доверительную связь. Это становится возможным, когда мать и отец понимают причины нехарактерного ранее поведения своего ребенка.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что происходит в подростковом возрасте

Перемены, которые происходят с подростком с 11 до 15 лет, очень стремительны. Психологи и врачи единогласны во мнении, в этот период происходит самый большой и серьезный скачок в развитии человека, результаты которого особенно заметны в сравнении с более размеренными изменениями ранних лет.

Все процессы, которые происходят в подростковый период, тяжело переносятся самим ребенком . У девочек они начинаются раньше, чем у мальчиков, примерно в 10 лет уже видны первые признаки. Изменения касаются как физиологии, так и психологии. Поэтому появляются проблемы с поведением и общением, зачастую становится сложно повлиять на дочку и в чем-то убедить ее.

Психологи утверждают, что этот период очень похож на кризис 3 лет: ребенку также хочется протестовать против всего, быть независимым, всем доказать свою самодостаточность и способность принимать важные решения.

Но переходной возраст более опасен, потому что дети действительно становятся самостоятельнее и в случае неправильного поведения родителей могут принимать ошибочные решения и совершать судьбоносные поступки. Если в 3 года малыш отделяется от мамы, то подросток - от семьи, ведь уже спустя несколько лет он с большой вероятностью покинет родительский дом и будет строить свои отношения.

Трудность этого кризиса еще в том, что подросток в отличие от 3-летнего малыша не может забраться на руки маме или папе, уткнуться в плечо, позволить себя успокоить и пережить с ними трудный момент - он уже "взрослый" и должен справляться с переживаниями сам или объяснятся с родными словесно. Но к этому возрасту часто отношения со старшими ближайшими родственниками портятся, дочери кажется, что все против нее и никто ее не понимает и искреннее доверительное общение с родителями - редкость.

Физиология

Физиологические изменения переходного возраста у девочек связаны с половым созреванием:

Перемена Описание
Изменения фигуры Подросток растет стремительно - становится значительно выше, руки вытягиваются и их длина становится непропорциональна размерам других частей тела. Из-за этого он чувствует себя неуклюжим, может часто спотыкаться и задевать предметы на своем пути. Многие девочки в этот период набирают в весе - из-за гормональных процессов увеличивается аппетит, а все тело начинает круглеть, приобретая женственные очертания
Болезненность Организм не всегда успевает быстро адаптироваться под увеличивающиеся размеры тела, поэтому работает напряженно и на износ. С этим связана постоянная усталость, апатия и желание спать. В этот период из-за большой нагрузки на все органы обостряются существующие хронические заболевания и появляются новые, которые могут остаться с девушкой на всю жизнь
Гормональные перестройки В процессе полового созревания в большем количестве продуцируются гормоны прогестерон и эстроген. Это может влиять на эмоциональное состояние ребенка, состояние кожи: обильные акне, прыщи и воспаления беспокоят большую часть подростков 13 лет и старше
Первые месячные Первые менструации сопровождаются слабостью и болезненными ощущениями.

Психика

Все процессы, происходящие с подростком, неизбежно сказываются на нервной системе. Самые яркие психологические и другие особенности девочек 10-14 лет, которые часто становятся причиной проблем во взаимоотношениях с окружающими:

Психологическая особенность Описание
Комплексы Набор лишнего веса, слишком большая или наоборот маленькая грудь, округлившиеся ягодицы, проблемная кожа почти всегда негативно сказываются на самооценке девочки-подростка. Комплексуют они и из-за появившихся во время физиологического взросления запахов: пота, изо рта. Стыдятся они и факта появления менструаций, - как и все новое, они вызывают у них моральный дискомфорт. Дети этого возраста склонны преувеличивать свои изъяны и утверждать, что они портят им всю жизнь
Утомляемость и слабость Связаны с неспособностью организма быстро адаптироваться ко всем внутренним изменениям. Многие некомпетентные родители эти возрастные особенности ошибочно воспринимают за проявление лени и нежелание чем-либо заниматься
Перепады настроения

Из-за больших доз половых гормонов эмоциональное состояние девочки нестабильно, его разные формы сменяются со скоростью доли секунд:

  • апатия;
  • возбуждение без конкретных причин;
  • раздражительность - от девочки можно часто услышать, что "все достало", "все бесит", "все не так";
  • вспыльчивость - ребенок начинает скандалить по малейшему поводу, причем масштабы его злости - "уничтожить все и всех";
  • унылость - часто у подростков "все плохо", "хочется умереть";
  • плаксивость без малейшего повода;
  • бесконтрольная ярость и ненависть к самым родным и близким
Снижение умственных способностей Ухудшается память, концентрация, способность высказывать свои мысли. Причина тому - гормональные перестройки
Негативизм и отрицание Все то же, что характерно для трехлетнего малыша, свойственно и подростку. От него часто можно услышать: "Я хочу сама", "Отстаньте от меня", "Я не буду делать то, что вы говорите", "Вы все неправильно делаете и думаете", "Не лезьте в мою жизнь" и подобное
Самоидентификация В период переходного возраста девочки открывают для себя, что у них есть возможность не послушать совета родителей, если их мнения не совпадают. Поначалу подростки злоупотребляют отказами и протестами, тем самым бессознательно испытывая отношения с родителями на прочность.

Как себя вести родителям

Правильное поведение родителей помогает избежать:

  1. 1. Попадания ребенка в алкогольную или наркотическую зависимость, секту, неблагоприятную среду, плохую компанию.
  2. 2. Последствий ранней половой жизни: беременности или заражения венерическими заболеваниями.
  3. 3. Суицида.
  4. 4. Отдаления друг от друга: морального, когда полностью теряется доверие и падает авторитет старших, или физического, когда ребенок сбегает из дома.

Психология подростка устроена так, что несмотря на его поведение "ежика", ему так же, как и во все остальные возрастные этапы, необходима любовь, ласка и поддержка самых родных людей. Специалисты утверждают, что дети, которые не получают достаточное количество внимания, часто становятся жертвами насилия педофилов или обзаводятся вредными привычками.

Как мыслит девочка-подросток

Прежде чем выработать стратегию поведения, родителям важно понять несколько моментов, которые иллюстрируют смену мышления подростка:

  1. 1. Восхищение и идеализация родителей сменяется разочарованием : отец видится не таким уж сильным, успешным и всемогущим, а мать не самой красивой и доброй. Ребенок видит, что и взрослые могут быть неправы и совершать ошибки. Дочка может даже стыдится своих ближайших родственников.
  2. 2. Взгляды и мнения мамы и папы касательно разных ситуаций кажутся девочке 12-15 лет устаревшими и скучными. Это связано с особенностями возрастной психологии: к 35-40 годам людям хочется покоя, размеренности и стабильности. У них есть свой личный опыт, не всегда позитивный, они хотят уберечь от ошибок своего ребенка. Природа подростка требует авантюризма, риска, новизны и отрицания общепринятых правил. Личные взгляды кажутся единственно верными, их критика вызывает раздражение. Яркими примерами этого противостояния являются конфликты, возникающие на фоне расхождения музыкальных вкусов или стиля одежды.
  3. 3. Подросток очень остро ощущает себя одиноким. Он жаждет любви и понимания. Вместо этого большинство родителей, столкнувшись с первыми протестами и капризами, начинают жестко "воспитывать" и устанавливать новые правила. Это только отдаляет самых родных людей друг от друга, окончательно портит мнение дочери о взрослых, с которыми "бесполезно говорить, все равно ничего не понимают".

Особенно важно знать об этих сменах в мышлении ребенка нескольким типам родителей: тем, кто всегда "жили ради ребенка", тем, кто не доволен качеством своей жизни и достижениями на текущий момент, а также тем, кто всегда старались быть идеальными и "правильно" выстраивать взаимоотношения. Важно уметь объяснять конфликтные ситуации особенностями периода, а не принимать все слова дочки на личный счет - она еще ребенок и расценивать ее высказывания как оскорбления неразумно.

Что делать родителям

Советы специалистов, как вести себя родителям, в зависимости от ситуации:

Ситуация Советы
Конфликты

Ребенок в подростковом очень болезненно воспринимает ссоры с родителями, у него могут развиться серьезные психологические травмы, хотя внешне это часто выглядит так, будто ему все безразлично. В любой конфликтной ситуации важно:

  1. 1. Избегать диктатуры и приказов - так дочка почувствует себя непонятой, ненужной, неуслышанной, будет испытывать неприязнь к маме и папе, демонстрировать ее.
  2. 2. Никогда не допускать, чтобы подросток усомнился в том, что он любим. Взрослые от отчаяния склонны впадать в крайности и говорить, что "такая ты мне не нужна", "ты не заслужила хорошего отношения", "а за что тебя любить". В любой проблемной ситуации важно, чтобы звучало "я так считаю, потому что люблю тебя больше всего на свете и хочу тебе помочь сделать правильный выбор и избежать ошибок".
  3. 3. Выслушивать и уважать точку зрения ребенка.
  4. 4. Избегать повышенных тонов и оскорблений - девочке и так трудно справиться с неуверенностью в себе, а негативные высказывания от самых родных снижают самооценку
Жалобы окружающих Довольно часто на детей-подростков жалуются окружающие: родственники, соседи, педагоги. Темы этих жалоб: стал хамить, не хочет учиться, не выполняет просьб и указаний, нарушает правила. В этой ситуации ребенку необходимо точно знать, что мама и папа на его стороне и его интересы для них в приоритете. Если проанализировать каждое событие, в результате которого ребенка раскритиковал посторонний, станет очевидно, что последний не во всем был прав. Важно разобраться в ситуации, выслушать дочку, мягко сказать свое мнение и поинтересоваться, согласна ли она с ним. Любой оттенок недоброжелательного тона будет воспринят как вызов. Распространенная ситуация - родителям "стыдно" за своего подростка. Здесь нужно расставить приоритеты и выяснить для себя: что важнее - мнение человека, не знающего и сотой части о личности девочки, или комфорт самого дорогого человека. Фраза "Я люблю тебя всегда, хоть мне и бывает неприятно из-за..." должна звучать в таких ситуациях
Низкая самооценка

Во время переходного возраста девочкам нужно помогать чувствовать себя красивыми - это важно для формирования самооценки. Действенные способы:

  • регулярно озвучивать признания в любви;
  • делать комплименты касательно внешности;
  • покупать девочке ту одежду и аксессуары, которые ей нравятся;
  • позаботиться, чтобы у нее была необходимая для ее возраста косметика высокого качества: средства интимной гигиены, антиперспирант, туалетная вода, все, что нужно для ухода за кожей лица, волосами и ногтями, первая тушь для ресниц, блеск для губ и другое;
  • учить ее ухаживать за собой в домашних условиях, ходить с ней в салоны красоты, к парикмахеру и т. д.

Если девочка начала полнеть, всей семье необходимо:

  • перейти на правильное питание;
  • стать физически активными.

Такая поддержка личным примером и улучшением качества жизни поможет избежать последствий: чрезмерного веса, непривлекательности, проблем со здоровьем.

Ни в коем случае нельзя негативно высказываться по поводу лишних килограммов - это приведет только к пищевым расстройствам и другим психологическим проблемам, которые могут сопровождать человека всю жизнь

Первые отношения

Большинство девочек подросткового возраста не осознают всей серьезности последствий ранней половой жизни. Это абсолютно нормально для данного периода - у них еще нет ни знаний, ни опыта.

Многие проблемы возникают потому, что об "этом" не говорят в семьях и в школах. Чтобы поднять тему сексуальных отношений, между родителями и дочкой должно быть доверие. Стеснение мамы и папы как предлог избежать разговора специалисты считают безответственным уходом от прямой обязанности научить ребенка общаться с противоположным полом.

Родителям нужно спокойно и так искренне, будто они общаются друг с другом, рассказать все, что они знают о половой связи:

  • почему это естественно;
  • когда и чем это опасно;
  • насколько важно нужно быть уверенной в партнере;
  • какие методы контрацепции целесообразно использовать.

Необходимость таких разговоров у многих взрослых вызывает дискомфорт или страх по нескольким причинам:

  • с ними никто на подобные темы не беседовал и они просто не умеют этого делать;
  • им трудно осознать, что их дочь больше не ребенок и готова к получению информации о половых отношениях;
  • они считают, что подобное общение девочка воспримет как одобрение к началу сексуальной жизни;
  • в силу своих предрассудков и заблуждений они убеждены, что обсуждение темы секса с собственными детьми считается неприличным.

Но этот страх нужно преодолеть, подготовиться к разговору морально и информационно (если нужно - проконсультироваться со специалистами) и обязательно все расспросить и рассказать.

Психологи говорят, что наиболее частыми ситуациями, в которых возникает ранняя половая связь у девочек, считаются:

  • дефицит любви отца;
  • желание доказать партнеру "любовь";
  • стремление быть "как все";
  • случайная связь в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме секса первые отношения опасны разочарованиями, масштабы которых подростки часто преувеличивают. Очень важно интересоваться, поддерживать и успокаивать девочку, у которой не ладится что-то с парнем

Плохая компания

Компания друзей-сверстников - естественная среда общения подростков. Именно в ней они учатся выстраивать отношения, общаться, завоевывать авторитет, выходить из конфликтов. Любой опыт, полученный в этих процессах, бесценен.

Опасность заключается в том, что участники этого сообщества имеют большой авторитет у девочки, иногда он больше, чем родительский. Проявляется в таких ситуациях:

  • отказе учиться, если это не приветствуется в кругу друзей;
  • стремлении выглядеть так же, как другие участники группы;
  • желании доказать свою силу и независимость путем непослушания, курения, половой связи.

Родителям доказывать (особенно на повышенных тонах), что лидер компании плохо влияет на дочь - бесполезно. Специалисты рекомендуют просто переждать этот период, ведь потребность примыкать к толпе сменяется индивидуализмом к 16-17 годам. Но необходимо на протяжении всего времени быть готовыми выслушать, поддержать без грубых высказываний, помочь советом.

Если этого не делать, может случиться непоправимое - общество подростков отличается жестокостью и склонностью к самосуду

Помочь определиться

Часто дети 11-15 лет ошарашивают близких родственников своими новыми увлечениями и интересами. Особенно странными они кажутся в условиях столкновения более технически прогрессивного поколения нынешних ребят и их "отсталых" родителей. Стремление к развитию нужно поддержать и всячески поощрять:

  • советами;
  • деньгами;
  • обращением к специалистам: педагогам, людям, достигшим высот в этой сфере для обучения у них;
  • одобрением и высокими оценками успехов, изучением деятельности.

Если новое увлечение мешает учебе, но очень нравится ребенку и потенциально может стать делом его жизни - нужно найти компромисс и постараться организовать время так, чтобы дочь успевала везде.

Что работает всегда

Универсальные советы, которые помогут пережить время переходного возраста:

  1. 1. Много общаться, делиться личным опытом и воспоминаниями. Пусть дочь знает, что мама на самом деле ее понимает, потому что переживала подобное.
  2. 2. Контролировать подростка, но без фанатизма. Родителям целесообразнее заниматься собой: саморазвитием, расширением интересов и круга общения, самосовершенствованием. Личный пример куда эффективнее длительных нудных нотаций от тех, кто не являются авторитетом для подростка.
  3. 3. Относиться ко всему с долей юмора.
  4. 4. Интересоваться вкусами, увлечениями, друзьями девочки и не критиковать их.
  5. 5. Доверять ребенку - фразы "ты еще бестолковая", "ты ничего не понимаешь, чтобы это решать" и подобные следует заменить на "Зная тебя, мою умную и рассудительную девочку, я верю, что ты не совершишь ничего такого, что тебе навредит, иначе я буду очень переживать за тебя. Но я бы поступила иначе, а ты решай сама, я тебе доверяю".
  6. 6. Не требовать от дочери невозможного: быть умнее, сообразительнее, успешнее. Формулировки типа "ты должна, потому что тебе уже... лет" тоже лучше не использовать.
  7. 7. Осознать, что ребенок нуждается в своих родителях и никто другой о нем больше не позаботится.

Специалисты рекомендуют не пренебрегать наказаниями за серьезные проступки. Но прежде чем их реализовать, нужно согласовать с ребенком, что за определенные действия будут такие санкции (четко аргументировать почему) и получить его согласие на них. Самыми эффективными наказаниями считаются лишения: интернета, карманных средств, свободного времени. От физического и психологического насилия необходимо отказаться.

Важно со всей серьезностью подойти к воспитанию и преодолению тяжелого периода, чтобы неосторожные действия и слова не испортили взаимоотношения ребенка с родителями или жизнь дочери.

Если в 11-13 лет на поведение подростка в значительной степени влияет , которое во многом держит его в заложниках, то психология подростка 14-15 лет уже меньше зависит от гормональных взрывов, т.к. процесс полового созревания замедляется, приближаясь к завершающей фазе.

Именно поэтому его внимание устремляется во вне, т.е. в 11-13 лет он будет замыкаться, считая, что его никто не понимает и объяснять окружающим что-либо просто бесполезно. Кстати, если процесс протекает сложно, то могут иметь месть внутриличностные конфликты и неадекватная реакция на вполне обычные ситуации (отсюда и нежелание впускать в этот непростой встревоженный внутренний мир посторонних). А в 14-15 лет внимание подростка уже концентрируется на внешнем мире.

В 14-15 лет начинается переход от подросткового возраста к юношескому, от негативного возраста к позитивному. Может быть, поэтому, взрослеющие дети очень часто размышляют о смысле и значении жизни. Однако из-за потери душевного равновесия и нервного перенапряжения, связанного с отсутствием чёткого понимания того, что их ждёт в жизни, возможны нервные срывы. Самым важным для подростка 14-15 лет становится его внешний вид и то, что окружающие думают о нём. Если взрослые допускают обидные замечания по поводу речи или каких-то особенностей во внешности, то это будет чревато бурным конфликтом.

Максимализм и самостоятельность суждений и поступков в этом возрасте проявляется особенно ярко, особенно, когда речь заходит о принятии или непринятии определённой точки зрения (чужой). Подростки 14-15 лет начинают активно бороться со всем миром за собственные убеждения, привязанности, могут отстаивать свою позицию только для того, чтобы сообщить всем, что у них есть другая точка зрения.

В этом возрасте отношения с ровесниками становятся особенно значимыми, авторитет родителей сводится к нулю, хотя это зависит от уже сложившейся степени доверительности в отношениях. Но всё-равно друзья выходят на первый план. Всё между ними становится тайной и секретом, и высшей степенью доверия будут награждены только лучший друг или подруга.

Риск максимализма у подростка 14-15 лет

В своём максималистском отношении и к друзьям подросток рискует потерять их, но в этот период времени риск воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Самое интересное, что психология подростка 14-15 лет характеризуется с одной стороны стремлением к независимости и бесконтрольности, а с другой стороны, самоограничением и самоконтролем. Именно в этот период он выстраивает перспективы и готов строить планы на будущее, но они всегда соответствуют именно его системе ценностей.

В это время подростки активно ищут свой идеал, стиль поведения, внутренний мир и образ жизни которого ими приветствуется. Однако сами они не будут стремиться ему подражать, а вот требовать от других соответствия этому идеалу будут. Если же окружающие не стремятся к подобному подражательству, то это вырабатывает в подростке мнение, что они негативно относятся к его идеалу и к нему самому тоже.

Обычно психология подростка 14-15 лет и его поведение напрямую зависят от его желания утвердиться в группе, к которой он принадлежит, причём, ему важно завоевать в ней уважение и авторитет. Желаемый статус в этой группе он определит сам, причём, это будет соответствовать его завышенной самооценке. Кстати, адекватная самооценка практически не встречается в этом возрасте ни у кого из них. Если она завышена, то как правило, помогает подростку справляться с теми трудностями, которые типичны для этого возраста. Если занижена, то негатив будет усугубляться, кстати, вызвана она или неблагополучной обстановкой в семье, или психотравмой. будет обсуждаться в следующей статье, и там можно будет заметить разницу между этим возрастом и том, о котором мы говорим сейчас.

Подростки 14-15 лет видят только ближайшие результаты принимаемых ими решений и совершаемых поступков. Самой распространённой причиной конфликтов с родителями в этом возрасте (вздохните, уважаемые взрослые, это неизбежно) является то, что подростки готовы рассматривать только ближайшие перспективы их будущего или их деятельности, а мамы и папы стараются сконцентрировать внимание отпрысков на отдалённых, что в принципе делать нужно, но бесполезно.

Если у вас возникли вопросы по теме этой статьи, не стесняйтесь задавать их в комментариях.

Рациональное планирование занятий физической культурой, правильное использование средств и методов развития физических качеств на всем протяжении обучения возможно лишь при условии знаний анатомо-физиологических особенностей растущего детского организма .

Возраст 15-16 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.

Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон .

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл.

Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Как отмечает Е.А. Бондаревский, подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных качеств, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

У детей 15-16 лет достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости .

15-16 лет - самый благоприятный для развития силовых качеств человека. Наиболее высокими темпами возрастают показатели силы крупных мышц, туловища, бедра, голени, стоп. Относительные же показатели за это время улучшаются у лиц мужского пола примерно на 200%, а у лиц женского пола - только на 150%.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13 - 14 лет до 17 - 18 лет, а у девочек и девушек от 11 - 12 до 15 - 16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массе тела (к 10 -11 годам она составляет примерно 23 %, 15-16 годам - 33%, а к 17 - 18 годам - 45%).

Правда за это время увеличивается и общая масса тела, поэтому прирост относительной силы не столь уж выражен, особенно у девочек. В этой связи наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет .

Показатели развития силовых качеств определяются не только возрастными и половыми особенностями, но сильно колеблются довольно в больших пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств.

В таблице 1 представлены показатели темпов прироста различных физических качеств у подростков 15-16 лет.

Таблица 1. Темпы прироста различных физических качеств у детей старшего школьного возраста (%) (И.В. Бельский)

Как и в любом другом возрасте, в подростковом необходимо тщательно следить за дозировкой нагрузки при выполнении упражнений, направленных на развитие силовых качеств. В таблице 2 и 3 представлены показатели по темпам прироста силовых качеств у детей старшего школьного возраста и объемы нагрузки в соответствии с видами силовых качеств.

Таблица 2 Темпы прироста силовых качеств у подростков 15-16 лет

Материал, представленный в таблице 3, позволяет сформулировать основные задачи развития силовых качеств у подростков 15-16 лет.

1. В рамках базового физического воспитания необходимо обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата. Эта задача решается путем избирательно направленного воздействия силовых упражнений. Здесь важное значение имеют объем и содержание силовых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному. Особое внимание следует обратить на важнейшие мышечные группы: мышцы брюшного пресса, туловища, поясничной области, шеи, плечевого пояса, ног и рук.

Таблица 3 Объемы нагрузки в соответствии с видами силовых качеств у подростков 15-16 лет

2. Разностороннее развитие силовых качеств в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых качеств всех основных видов.

3. Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых качеств в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта и выбранной профессии.

Таким образом, в 15-16-летнем возрасте происходит активное развитие организма учащегося, которое отражается в интенсивном росте и увеличении размеров тела, в развитии мышечной и дыхательной системы. В этот период совершенствуются моторные и силовые способности детей, развиваются двигательные качества. Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых качеств тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). Каждое из этих направлений имеет свою конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить, исходя из этой установки. Исходя из этого, подбирают определенные средства и методы воспитания силы.

Статьи по теме: