Что такое психологический портрет дошкольника. Теоретические основы воспитания старшего дошкольника

Фамилия, имя, отчество ребенка : София

Национальность: русская

Родители (ФИО, место работы, должность, рабочий телефон, возраст при рождении ребёнка): мама: Н.А.– преподаватель в университете; папа – С.В.– служащий, занимает руководящую должность среднего звена.

Поступила в возрасте 2-х лет

Поступила из семьи.

Оценка адаптации в группе: хорошая

Семья, в которой живет София, по составу – полная. Состоит из 5 человек: мать, отец, старший брат, Соня, младший брат. Воспитанием занимается больше мама, а остальные члены семьи ее безумно любят. В детский сад Соню приводят всегда родители, забирают ее тоже они, иногда старший брат, которого Соня любит. Положительными аспектами семейного воспитания девочки являются: сильная эмоциональная связь между ребенком и его матерью, что проявляется во взаимной помощи, уважении и т.п. Мать везде и всегда отстаивает права своего дочери. Отрицательные моменты: не наблюдалось.

В беседе с воспитателем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии девочки. Родители уделяют достаточное внимание воспитанию ребенка, при необходимости помогают в подготовке любых заданий.

Для Сони созданы все условия для нормального развития. У нее имеется место для уединения - своя комната, где он может спокойно заниматься, чем хочет.

Из беседы с девочкой выяснилось, что у нее также имеются и обязанности по дому: приводить в порядок свою комнату, мыть посуду, особенно нравится Соне ухаживать за домашними растениями.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своей дочке трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам воспитателя, родители Софии регулярно посещают родительские собрания, участвуют во всех мероприятиях, предлагаемых детским садом. Они также интересуются успехами дочери, консультируются у воспитателя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Сони.

Речевая среда благоприятная. Речевых отклонения среди членов семьи нет. Отношение к ребенку в семье демократичное.

Соматическое здоровье: болеет редко, хронические заболевания отсутствуют.

Общее развитие ребенка соответствует возрасту. Девочка знает свое имя и всегда отзывается на него. Также знает свою фамилию и называет ее. Понимает, что такое родственные связи. Круг представлений об окружающем достаточно развит.

Коммуникативные отношения. Контакт речевой и мимический. В общение со взрослыми и детьми вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, может сама проявить инициативу в общении. По отношению ко взрослым всегда употребляет слова вежливости. Ко всем незнакомым людям обращается на «Вы».

Моторная сфера . Общая моторика (сила, точность, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому, точность воспроизведения пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий) развита и соответствует возрасту, нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата нет, хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, при этом координация хорошая, девочка подвижна.

Мелкая моторика (сила, точность, темп движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому) тоже развита (соответствует возрасту), все движения выполняет правильно, уверенно владеет карандашом, ножницами.

Ведущая рука у девочки правая.

Навыки самообслуживания хорошо развиты. Соня владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятна в еде и одежде. К тому же она самостоятельно умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, шарф, надевать и снимать колготки, носки, шапку, ботинки, мыть руки, пользоваться полотенцем, чистить зубы, причесываться, правильно есть и пользоваться салфеткой.

Хозяйственно – бытовой труд: принимает активное участие, трудится всегда с желанием и большим удовольствием; самостоятельно умеет накрыть на стол, убрать постель, убрать игрушки.

Особенности развития личности и эмоционально – волевой сферы. Настроение у Софии устойчивое, преобладает хорошее, всегда присутствует улыбка на лице. Волевыми особенностями являются целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность, избалованность. Работоспособность высокая, темп деятельности быстрый.

Характер деятельности устойчивый, работает с интересом. Реакция на требование и замечание адекватная, она быстро исправляет поведение в соответствии с требование, замечанием. Реакция на одобрение адекватная (радуется, ждет). Страхи не наблюдались

Изменение эмоционального состояния связано с приходом/уходом родителей, но это бывает редко. Управлять своим поведением умеет.

Характерологические особенности . Характер Софии бывает оживлённый, уверенный, расслабленный, независимый, деятельный, активный, решительный, самостоятельный, впечатлительный, а также добрый, ласковый, аккуратный, бережливый. По словам воспитателя, она звезда в группе и ей хочется, чтобы все внимание было дня нее.

Состояние психофизических процессов. Внимание устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительна, хорошая концентрация. Направленностьразвита хорошо.Концентрация высокая (может длительно сохранять внимание на одном и том же объекте).Устойчивостьдостаточная.Распределяемостьтожедостаточная,

Переключаемость очень быстрая. И объём достаточный.

Восприятие соответствует возрасту, никаких нарушений нет.

Зрительное восприятие. Зрительно-предметное восприятие не нарушено. Восприятие цвета, восприятие величины и восприятие формы тоже не нарушены.

Слуховое восприятие развито. Правильно опознаёт и дифференцирует шумы. Без ошибок воспринимает и воспроизводит ритм.

Восприятие пространственных отношений. В сторонах собственного тела ориентируется.

Пространственные представления не нарушены. Зеркальное отражение понимает. Целостный образ предмета сформирован, разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, закономерность понимает, наглядно-образное мышление соотносится с наглядно – действенным. Временные представления (времена года, месяцы, дни недели, части суток, понимание и использование логико-грамматических конструкций) не нарушены, ориентация хорошая.

Тактильное восприятие (стереогноз) развито, быстро выделяет материалы, с которыми часто встречался раньше, вспоминает название тех предметов и материалов, с которыми встречался редко, объёмные предметы определяет хорошо, угадывает предметы по контуру (с 4 лет), угадывает предметы по контуру и по дифференциальным признакам (с 5 лет).

Память. Преобладают виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Произвольное запоминание развито хорошо. Непроизвольное запоминание тоже развито хорошо.

Словесно – логическое мышление развито и соответствует возрасту, процессы анализа и синтеза сформированы, самостоятельно выделяет существенные признаки и словесно объясняет, наглядно-действенное мышление соотносится с наглядно - образным.

Операции обобщения, сериации, сравнения сформированы.

Речевое развитие. Звуковой строй: звукопроизношение соответствует норме.

Фонетико – фонематическое развитие: Фонематический слух соответствует норме (сохранный); дифференциация звуков, слогов, слов не нарушена.Звуковой и слоговой анализ сформированы на достаточном уровне.

Словарный запас: Запас слов соответствует возрастной норме (достаточный).

Строение слов не нарушено.

Грамматический строй соответствует норме (сформирован), грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах, отвечает без аграмматизмов, имеются случаи словообразования по аналоги.

Связная речь : владеет развёрнутой фразовой речью, умеет строить служебные конструкции с правильным усвоением флексий и предлогов, у произношения слов есть другие формы этого слова, имеются случаи словообразования по аналогии.

Особенности развития игровой и перцептивной деятельности. Игровая деятельность соответствуют возрасту. Интерес к игрушкам стойкий избирательный, девочка играет с теми игрушками, которые ей интересны.

Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками адекватный, использует предмет в соответствии с их функциональным назначение, осуществляет специфические манипуляции.

Обучаемость высокая, проявляет интерес к получению знаний, задания выполняет самостоятельно, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более простого способа выполнения заданий к более сложному; сделанные ошибки замечает и устраняет без посторонней помощи;

К занятиям (деятельности) относится с интересом, но не всегда точно понимает общую цель и содержание задания, охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения. Программный материал усвоен на высоком уровне.

Методика изучения самооценки показала, что Соня обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ей не хватает выдержки. Например, она очень быстро отвечает на вопросы взрослых людей, хотя ее ответы не всегда могут быть точны. Но для нее характерна самокритичность: девочка вполне адекватно оценивает свои возможности, уверена в себе.

Несмотря на активную позицию Софии во всех видах деятельности, ей присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Она переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

Соня занимается гимнастикой с трех лет. Она посещает занятие в спортивном комплексе «Юпитер». Ей очень нравится этот вид деятельности. Выступала 4 раза. В будущем она хочет продолжает заниматься этим и выступать. «Но когда я вырасту, я хочу стать ветеринаром, потому что очень люблю животных. У меня есть собака, она еще маленькая. У бабули и дедули есть тоже собака и еще кошка. Я люблю животных» - говорит Соня.

Девочка очень общительна, в группе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Софии: она всегда, тактична, уважительно относится к своим родителям, воспитателям, старшим и сверстникам.

Положение девочки в коллективе благоприятное. Она не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением в группе.

У девочки ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться ее друзьями. Общение со страшим ребятами вне детского сада, имеет как позитивные, так и негативные моменты. К первым можно отнести развитие самостоятельности ребенка. Ко вторым – иногда слепое подражание в общении в поведении.

Не смотря на это, ребенок поддается и положительному влиянию. Поэтому очень важно организовать деятельность Сони так, чтобы могли проявиться ее лучшие черты.

Диагностические методики, используемые при работе с Соней: «Лесенка», «Тест тревожности», «Тест кактус», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».

Методика «Лесенка». Самооценка – это один из важнейших компонентов самосознания человека. Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои способности, личные качества и внешний вид. Как и характер, самооценка не является врождённым качеством личности, она формируется в процессе жизнедеятельности, в процессе воспитания. Самооценка по степени адекватности разделяется на два вида: адекватная и неадекватная. Адекватная – говорит о правильном и соответствующем действительности представлении о себе. Соответственно неадекватная – наоборот. После тестирования я провела беседу с ребёнком. Попросила рассказать, почему она поставила себя на ту или иную ступень. Соня поставила себя на первую ступень, что означает «завышенная самооценка». Для дошкольников это является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Свой выбор она сделала, потому что чувствует себя «звездой», любит выступать и все делает хорошо.

Методика «Тест тревожности». Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Проанализировав результаты, подчитав индекс тревожности по формуле (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100% , выявила, что у девочки средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%), он соответствует возрастным особенностям.

Методика «Тест кактус». Целью этой методики является исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.), характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество). По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка: эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа; оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами; стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Методика «Рисунок семьи». Цель данной методики: выявление особенностей отношений ребёнка в семье. Методики «рисунка семьи» - группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяется при обследовании детей. После того, как Соня нарисовала свою семью, мы провели беседу. Исходя из этого, можно сказать, что папу Соня считает главным человеком в семье, мама получилась самая красивая. А себя же девочка нарисовала между двумя братьями: старшим и младшим, сказав, что она их очень любит. Рисунок получился очень красочный.

Методика «Дом – дерево – человек». Из этой методики мы получили: дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности; двери открыты - верный признак откровенности, достижимости, если дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность; голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека;

туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей; большой размах рук - интенсивное стремление к действию; ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность); круглая крона - экзальтированность, эмоциональность; линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Софии. Она очень способная, целеустремлённая, любознательная. Проанализировав результаты проведённого исследования, можно сказать, что как личность Соня развивается правильно, как физически, так и психически. Для дальнейшего успешного всестороннего развития личности ей нужно «понизить свою самооценку». Очень хорошо, что в девочке родители воспитывают самостоятельность, решительность и другие волевые качества, но плохо, что они ограждают его от жизненных проблем. С такими детьми как она нужно проводить индивидуальные беседы о нашей повседневной жизни и людях, которые нас окружают.

Соня очень общительна, не конфликтна, умеет принимать критику. У нее большой потенциал способностей к изучению, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Девочке следует продолжать развитие во всех направлениях.

Психолого-педагогические показатели ребёнка соответствуют возрасту. Никаких отклонений у Софии нет, все развито в соответствии с возрастными особенностями.

Семинар №2 Психолого-педагогическая характеристика ребенка раннего и дошкольного возраста (2ч)

Цель: теоретическое изучение психолого-педагогической характеристики ребенка раннего и дошкольного возраста, методов диагностики психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологический портрет ребенка раннего и дошкольного возраста

2. Методы исследования внимания и сенсорики ребенка.

3. Методы исследования детской памяти.

4. Методы изучения детского мышления и воображения.

5. Диагностика интеллекта и креативности ребенка.

6. Методы изучения речевого развития детей. Методы диагностики эмоционального благополучия.

7. Методы диагностики эмоциональной сферы в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

8. Методы изучения эмоционально-мотивационной сферы дошкольников.

9. Методы изучения волевой сферы ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 1-3 ЛЕТ

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов . Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполне­ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

    во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;

    во-вторых он организует действия и движения ребёнка,пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия;

    в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Психологический портрет дошкольника

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии. Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.

В Конвенции о правах ребенка (1989 г) в части 1 (статья 1) говорится, что ребенком является человеческое существо до достижения 18 - летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (см. Конвенция о правах ребенка. В учебном пособии «Дошкольная педагогика», авторы Кулова С.А., Куликова Т.А..- М, Изд. Центр «Академия», с.382).

Период детства, согласно возрастной периодизации Д.Б.Эльконина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно - манипулятивная деятельность, в которой происходит активное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

Таким образом, развитие ребенка (до 18 лет) нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов или

периодов.

Возраст (или период) Д.Б.Эльконин определял как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей линии детского развития. В связи с этим, дошкольный период необходимо рассматривать по следующим главным показателям:

Определение социальной ситуации развития

Ведущим типом деятельности

Основными психическими новообразованиями, приобретенными на данном этапе развития.

Переходы между периодами называются кризисами возрастного развития. На период дошкольного детства влияют кризисы 3-х и 7 лет, которые характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка.

Каждый период разделим, в свою очередь еще на несколько этапов. В образовательных программах нового поколения дается различная этапность. Так, в программе «Детство» (С.-Петербург, 1995) авторы различают младший, средний, старший возраст.

В программе «Истоки» (Москва, 2003) обозначены в дошкольном детстве I два этапа: младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Такая детализация опирается на понятие «рубежный возраст», имеющий сходство и вместе с тем качественные изменения в общих I закономерностях развития детей дошкольного возраста.

Задачей педагога является учет возрастных закономерностей и особенностей дошкольника при организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ.



Психолого-педагогический портрет дошкольника представлен в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца. Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.А.Парамоновой, ОТ.А.Куликовой, С.А.Куловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной и др.

Общая характеристика возрастных особенностей заключается в следующем:

Ребенок - дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром;

Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С.Выготский), т.е. отвечать его интересам и

потребностям;

Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника;

Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально - практического познания мира и самого себя;

Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых;

Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Более подробную содержательную характеристику ребенка дошкольного возраста дает С.А.Кулова, и Т.А.Куликова в учебном пособии «Дошкольная педагогика», М. «Академия», 2000, с.78-85.



Профессионально ориентированному педагогу важно не только знать общие возрастные и половые индивидуальные особенности ребенка. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, когда в центре внимания педагога стоит конкретный ребенок, имеющий такую личностную характеристику, как психический пол.

Учеными отмечается целый ряд психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся уже в дошкольном возрасте (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, B.C. Мухина, Т.А. Репина, Т.П.Хризман и др.).

Нейропедагогика, ставящая задачу разработки научных подходов к обучению и воспитанию детей разного пола, опирается на данные нейропсихологии. Первые анатомо - физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживается в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и некоторых особенностях развития мозга. При рождении у девочек, по сравнению с мальчиками меньше вес, рост, сердце и легкие, меньший удельный вес мускулатуры. Уже через 4 недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить. У них большая сопротивляемость. У мальчиков больше случаев умственной задержки, гемофилии, заикания, неврозов. В книге психотерапевта А.И.Захарова «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», М., 1993 дается описание двух разных миров: мальчиков и девочек. Интерес представляет и исследование Еремеевой В.Д. и Т.П.Хризман, раскрывающее отличительные особенности развития мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы мальчиков и девочек, (см. Еремеева В.Д., Хризман Т.П.Мальчики и девочки - два разных мира. М., Л инка - Пресс, 1998.

Таблица №2.

Отличительные особенности поведения мальчиков и девочек (по

Т.П. Хризман)

Девочки Мальчики
1.Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную
4. Быстрее реагируют на мимику, деятельность
жесты, позу и т.д. Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого.
II. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке
Бытовая тематика игр («семья», 1. Игры военно-героической
«больница», «магазин», «д /сад» тематики. Игры на
Игры подвижные с малой и приключенческую тематику.
средней степенью подвижности. Игры подвижные с высокой
Изображает людей, природу. степенью двигательной
Рисунки с элементами активности
декоративности 3. Рисуют технику, машины.
Тщательно прорисовывают детали 4. Рисунки наполнены действиями.
костюма, прически. движениями.
Любят лирические, спокойные 5. Рисунки схематичны
мелодии 6. Любят маршевую, бодрую музыку
III. Познавательно –поисковая деятельность
1.. Лучше выполняют задачи 1. Любят решать нестандартные
типовые, шаблонно задания, выдвигают новые идеи
2. Тщательно, качественно, 2. Неинтересно делать одно и то же.
аккуратно выполняют задания исполнительская часть оформления задания невелика

Данные таблицы убеждают, что при изучении ребенка нельзя игнорировать половые различия, связанные с особенностями организации их мозга и психики. Все эти различия реализуются педагогом в поло-дифференцированном подходе. Суть данного подхода в подготовке детей к будущим половым социальным ролям, развитие потенциальных возможностей развития психических различий мальчиков и девочек.

В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается

с позицийсу бъекта педагогическом словаре «субъект» рассматривается как «носитель предметно - практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании», (см. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. уч. заведений.-М: Изд.ц «Академия», 2000, с. 144).

Учитывая, что ребенок на протяжении дошкольного периода нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке, имеет небольшой жизненный опыт, социализируется путем подражания и заимствования идентификации себя с другими, многие исследователи рассматривают ребенка с позиции развития субъектности, как социально-целостного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия (Т.И.Бабаева, Е.О.Смирнова, Т.А.Куликова, Л.А.Парамонова и др.).

На этапе младшего дошкольного возраста ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентность, эмоциональность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность , свобода поведения, произвольность (волевое регулирование). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество и педагогическую поддержку. Общими педагогическими условиями развития субъектиости ребенка младшего возраста будут:

Формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;

Развитие положительного само изучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);

Создание положительно – заинтересованного отношения к играм, занятиям сверстников;

Корректировка неблагоприятных форм развития ребенка (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);

Организация предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;

Создание доверия к взрослым, проявление стремлений совершать независимые поступки: выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеры, защищать свою позицию.

В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок, как субъект, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, возрастает уровень самосознания. Роль взрослого меняется - из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает психолого-педагогическую последовательность (как стилевое, демократичное поведение) содержания и методов воспитания ребенка как личности.

Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включает

Стимулирование субъектности ребенка;

Построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

Понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

Признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;

Построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности (природа, социальный, «рукотворный» мир);

Задействование технологии проектирования, как активно - поисковой деятельности в условиях выбора;

Использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;

Создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, самодвижения.

Таким образом, объект дошкольной педагогики - ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку - главный принцип изучения ребенка как объекта.

Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы возрастные этапы дошкольного периода?

2. Что лежит в основе этапности?

3. Каковы особенности психолого-педагогического «портрета» дошкольника?

4. Чем объясняется взаимосвязь психологического пола и педагогического «портрета» ребенка - дошкольника?

5. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?

6. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?

7. Каковы общие педагогические условия развития субъектности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста? Что у них общее?

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет

Показатели и критерии

Психологические особенности

    Познавательная сфера

1.1 Особенности восприятия

Освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;

Формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений (вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);

Овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;

Трудности в освоении времени;.

Речевая опосредованность восприятия.

1.2 Особенности памяти

- начинает проявляться произвольное запоминание;

Развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;

Способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.

Полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.

1.3 Особенности внимания

- формируется произвольное внимание;

Внимание зависит от эмоциональной насы щенности и интереса;

Раз вивается устойчивость и возможность произволь ного переключения;

Р азвитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.

1.4 Особенности мышления

- появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;

Мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;

Способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;

Могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;

Начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

Речевая опосредованность мышления.

1.5 Особенности воображения

-активно развивается фантазирова ние;

Воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;

Воображаемые образы далеки от реальности;

В процесс воображения включается планирование.

1.6 Особенности моторики

Могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;

1.7 Особенности речи

- задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;

Преобладает вопрос «Почему?»;

Могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.

1.8 Особенности работоспособности

Оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

- ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;

Проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;

К онфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;

Появляются постоянные партнёры по играм;

В группах начинают выделяться лидеры;

Появляются конкурентность, соревновательность..

2.2 Взаимодействие с педагогами

- возникает потребность в уважении взрослого;

Повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.

2.3. Взаимодействие с родителями

Взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;

Под влиянием взрослого появляется целепологание - способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

- понимание социальных правил поведения.

2.5 Саморегуляция поведения

- начинает формироваться произвольное поведение.

3. Особенности игровой деятельности

3.1Особенности мотивации

Выражен познавательный мотив и познавательная активность;

Задают проблемно-поисковые вопросы.

3.2 Особенности игровой деятельности

Начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц, которые совершили эти действия в жизни;

Осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);

С одержанием игры становятся отношения между людьми;

Роли ярко очерчены и выделены;

Называют роль до начала игры;

Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;

Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;

Игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

    1. Личностные характеристики

Формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;

Стремление к самостоятельности;

П овышенная обидчивость;

Поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

Более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

Появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;

Поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);

Начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.

Лена Свидрик
Портрет дошкольника

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет. В нем выделяют три основных периода:

Младший дошкольный возраст (3 - 4 года)

Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 - 6-7 лет)

А. Н. Леонтьев говорил о том, что каждый период развития определяется ведущей деятельностью, которая создает условия для психического развития ребенка и обеспечивает переход к новому возрастному этапу и новой ведущей деятельности.

Д. Б. Эльконин говорил о том, что переход от одного периода развития к другому означает переход от одной ведущей деятельности к другой. Автор говорит о направленности ребенка на мир людей, мир вещей, это и определяет психическое развитие, состоящее из отдельных периодов.

Л. С. Выготский говорит о том, что детство строится по определенным логическим законам, которые определяются периодизацией психического и личностного развития, которые отличаются друг от друга.

Период дошкольного детства связан с изменением условий психического развития ребенка.

Ребенок выходит за границы семьи и устанавливает отношения с миром взрослых, где существуют определенные законы и правила. В этот период ребенок начинает соотносить себя с взрослыми, а, следовательно, меняются его отношения с ними. У взрослых увеличиваются требования к ребенку. Например, соблюдение правил и норм поведения в обществе. Так же взрослый организует познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, которая в свою очередь, развивает его память, речь, мышление, воображение, восприятие, внимание, волю в таких видах деятельности, как игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд. Часто именно взрослый является инициатором и организатором совместной деятельности малыша с взрослыми, или малыша со сверстниками.

Какой бы деятельностью ребенок не занимался, она должна вызывать яркие эмоции , иначе ребенок быстро потеряет свой интерес к ней. И конечно, должна присутствовать мотивация . Например – получение награды, похвала, что считается сильной мотивацией, а вот наказание считается более слабой мотивацией, еще слабее – это собственное обещание ребенка, которое требовать от него просто бесполезно. А вот если ребенку что-либо запрещать, ничем не мотивируя это, то с уверенностью можно сказать, что это бесполезное занятие.

Меняется и отношение ребенка к взрослому. Взрослый считается образцом для подражания, а, следовательно, ребенок копирует его во всем. Ребенок ждет от взрослого положительной оценки своих действий, и это происходит на протяжении всего дошкольного периода. Все это влияет на самооценку ребенка.

Ребенок учиться вести себя в обществе правильно, согласно определенным моральным принципам, он учиться оценивать поступки не только других людей или литературных героев, но и свои собственные.

Самооценка появляется на основе эмоциональной самооценки «Я хороший» и оценки чужого поведения.

В дошкольном возрасте меняется так же отношения ребенка со сверстниками , возникает потребность в общении друг с другом. Ребенку теперь приходится считаться с другими, при выполнении какой-либо совместной деятельности, он должен уступать или отстаивать свою точку зрения. Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным причинам. Если в раннем детстве ребенок выражал свои эмоции бурно (бросание на пол, крики, истерика, то в дошкольном – становится более сдержанным. Но активность при этом не снижается, и к концу дня ребенок сильно утомляется. «…общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию в защите своих достижений». Ребенок в этом возрасте начинает осознавать свои переживания, что выражается в таких словах, как «я рад», «я огорчен», «я сердит».

В дошкольном возрасте важным становится статус в группе сверстников. Степень этого статуса зависит от особенностей поведения и форм общения с другими детьми, его знаний, умений, умственного развития.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности , что определяет его дальнейшее развитие. Первоначально ребенок овладевает предметной деятельностью, дальше – игра, труд, учение.

Ж. Пиаже говорил о том, что ребенок это не маленький взрослый, по сравнению с взрослым – он другой.

Ребенок еще не может учиться по программе взрослого, а, следовательно, вся учебно-развивающая деятельность связана с игрой. Игра – есть уникальный способ воспитания и развития дошкольника. Она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней у ребенка развивается воображение, развивается речь, память, воля. Следовательно, игра обеспечивает ребенку развитие личностной и познавательной сферы его психики.

В первую очередь, такой вид деятельности интересен самому ребенку. Не мало важным считается и то, что ребенок добровольно выполняет то или иное задание. А для того, чтобы вызвать интерес, важно научить ребенка играть, и только после этого он сможет развивать себя в игре.

На разном возрастном этапе, игра имеет свое отличительное содержание:

1. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий, которые не направлены на человека и не имеют никакого сюжета.

2. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры являются отношения между людьми, ребенок играет определенную роль.

3. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли.

Большую роль оказывает игра на развитие речи. Увеличивается словарный запас ребенка.

Ребенок начинает осознавать себя как мальчика (на четвертом году жизни) или как девочку (на третьем году жизни, и приобретает соответствующее поведение. Мальчики стараются быть сильными, не плакать, а девочки – аккуратными. Начинается осознание себя во времени. В 6 лет ребенок помнит свое прошлое, осознает настоящее, и представляет себя в будущем.

Ребенок в данном возрасте осознает смысл и овладевает техникой рисования, лепки, аппликации, конструирования, а, следовательно, расширяются его представления об окружающем мире.

Труд детей формирует их самостоятельность. Разнообразные занятия развивают их любознательность, расширяют знания о мире, других людях, самих себе.

Так, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих условия для перехода его на новую ступень развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, и считается центральным новообразованием.

Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти. У младших школьников память непроизвольная – то есть те события, которые вызвали в нем эмоции, непроизвольно запоминаются. В середине дошкольного возраста формируется произвольная память, то есть ребенок осознанно запоминает что-либо.

Тесно связано мышление и восприятие, а, следовательно, преобладает наглядно-образное мышление.

Круг общения расширяется, ребенок начинает посещать различные общественные места, общаться не только с взрослыми, но и со сверстниками, что не маловажно для его развития.

Все это происходит при помощи взрослого, что говорит о том, что мир взрослых остается значимым фактором, определяющим психологические особенности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. М. : Академический проект; Гаудемаус, 2005. 256с.

2. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками / исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М. : 1989. с. 74-75

3. Мандель Б. Р. Психология развития. М. : Директ-Медиа, 2015. 743с.

4. Смирнова Е. О. Детская психология. М. : ВЛАДОС, 2008. 366с.

Статьи по теме: