Особенности развития памяти человека: индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности памяти и её развитие

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую - различия так называемых типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.

Различия типов памяти. Тип памяти определяет её модальность - зрительно, на слух или пользуясь движением. Но как правило, большинство людей обладает смешанными типами. Смешанный тип повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания и воспроизведения.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти . Так, А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входитмама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни. Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается, как и длительность хранения информации.

Первоначально в дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Бурное развитие памяти происходит в школьные годы. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти, поэтому обучение в школе можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. Принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти:

1) различия в продуктивности заучивания,

2) различия типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются:

· в скорости,

· прочности,

· точности запоминания,

· готовности к воспроизведению материала.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации.

Например:

· А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.

· В. А. Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

· А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Взаимосвязи качеств памяти:

· Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но есть обратное соотношение.

· Нет никакой определенной взаимосвязи между скоростью и точностью запоминания.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением. Выделяют:

· зрительный тип памяти,

· слуховой тип памят,.

· двигательный тип памяти (в частности, рече-двигательным).

«Чистые» типы памяти встречаются не так часто. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.



Типы памяти следует отличать от видов памяти . Виды памяти - что мы запоминаем, типы памяти - как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигателыю.

Амнезия

Одна из наиболее удивительных особенностей человеческой памяти заключается в том, что есть тип амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом. Впервые на это любопытное явление обратил внимание Фрейд, который назвал его амнезией детства. Он открыл это явление, наблюдая, что его пациенты в общем не способны вспомнить события первых трех-пяти лет своей жизни.

Поначалу можно подумать, что в этом нет ничего необычного, поскольку память на события со временем стирается и между ранним детством и взрослой жизнью прошло очень много времени. Но амнезию детства нельзя свести к обычному забыванию. Большинство 30-летних людей могут многое вспомнить о сво­их годах в средней школе, но очень редко кто из 18-летних сможет что-нибудь сказать о сво­ей жизни в трехлетнем возрасте, хотя временной интервал и там и там примерно одинаков (около 15 лет).

В некоторых исследованиях людей просили воспроизвести и датировать воспоминания из их детства. Самые ранние воспоминания у большинства из них оказались связаны с событиями, происходившими, когда им было три года или больше; очень немногие, однако, смогли изложить воспоминания, предшествующие возрасту в один год. Но с их отчетами связана одна проблема: никогда нельзя быть уверенным, что «припомненное» событие действительно происходило (возможно, человек реконструировал то, что, по его мнению, происходило). Эту проблему преодолели в эксперименте, где испытуемым задавали в общей сложности 20 вопросов о событии из их детства, о котором было точно известно, что оно произошло, - рождение младшего брата или сестры; подробности такого события можно проверить у другого человека. Вопросы, задаваемые каждому испытуемому, касались событий, происходивших, когда мать уезжала в больницу (например, «В какое время дня она уехала?»), когда она находилась в больнице и когда мать с младенцем вернулись домой.

Испытуемыми были студенты, и их возраст на момент рождения брата или сестры варьировал от одного года до 17 лет. Результаты данного исследования показали, что если брат или сестра родились до достижения испытуемым трехлетнего возраста, он ничего не мог об этом вспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более трех пет, количество воспоминаний увеличивалось вместе с возрастом на момент этого события. Эти результаты указывают на практически полную амнезию первых трех лет жизни.

Почему возникает амнезия детства? Фрейд полагал, что это происходит вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но такое объяснение предсказывает амнезию только на события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события. Более подходящее объяснение состоит в том, что амнезия детства является следствием колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (например, она - такой-то человек, это - такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания, не обобщая их и не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

Почему происходит этот переход от младенческой к взрослой форме организации памяти? Одна из причин - биологическое развитие. Гиппокамп - структура мозга, участвующая в консолидации воспоминаний, - созревает примерно через год-два после рождения. Поэтому события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно консолидироваться, и, следовательно, их нельзя впоследствии воспроизвести. Другие причины перехода к взрослой памяти лучше объяснять на психологическом уровне. Сюда относятся когнитивные факторы, в частности развитие речи и начало обучения в школе. И речь, и тип мышления, воспитываемый школой, создают новые способы организации опыта, которые могут быть несовместимы со способом кодирования опыта маленькими детьми. Что любопытно, развитие речи достигает первого пика в возрасте трех лет, обучение в школе начинается с пяти лет, и, видимо, именно в период между тремя и пятью годами заканчивается амнезия детства.

По: Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С, Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999.

Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. В основе нарушений памяти могут лежать самые разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий.

Амнезия - это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого - фиксационная амнезия . Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли их родственники, беседовал ли с ними сегодня врач и т. п. Ряд экспериментальных данных свидетельствует о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведения.

Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т. е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти - давно прошедшего времени - прогрессирующая амнезия . Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Нарушения такого рода развиваются по «закону обратного хода памяти», предложенного и обоснованного французским психологом Тэодюлем Рибо (1839-1916).

Феноменальная память «Я приступил к исследованию Ш. с обычным для психолога любопытством, но без большой надежды, что опыты дадут что-нибудь примечательное.

Однако уже первые пробы изменили мое отношение и вызвали состояние смущения и озадаченности, на этот раз не у испытуемого, а у экспериментатора.

Я предложил Ш. ряд спов, затем чисел, затем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал ряд или прочитывал его и затем в точном порядке повторял предложенный ему материал.

Я увеличил число предъявляемых ему элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, - это не вызвало никаких затруднений. Ш. не нужно было никакого заучивания, и если я предъявлял ему ряд слов или чисел, медленно и раздельно читая их, он внимательно вслушивался, иногда обращался с просьбой остановиться или сказать слово яснее, иногда, сомневаясь, правильно ли он услышал слово, переспрашивал его.

Обычно во время опыта он закрывал глаза или смотрел в одну точку. Когда опыт был закончен, он просил сделать паузу, мысленно проверял удержанное, а затем плавно, без задержки воспроизводил весь прочитанный ряд.

Опыт показал, что с такой же легкостью он мог воспроизводить длинный ряд и в обратном порядке - от конца к началу; он мог легко сказать, какое слово следует за какими и какое слово было в ряду перед названными. В последних случаях он делал паузу, как бы пытаясь найти нужное слово, и затем - легко отвечал на вопрос, обычно не делая ошибок.

Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в две-три секунды, и последующее воспроизведение ряда не вызывало у него никаких затруднений.

Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство, переходящее в растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ. Экспериментатор оказался бессильным в, казалось бы, самой простой для психолога задаче - измерении объема памяти.

Я назначил Ш. вторую, затем третью встречу. За ними последовал еще целый ряд встреч. Некоторые встречи были отделены днями и неделями, некоторые - годами. Эти встречи еще более осложнили положение экспериментатора.

Оказалось, что память Ш. не имела ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом и без заметного труда может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад. Некоторые из таких опытов, неизменно кончавшихся успехом, были проведены спустя 15-16 лет (!) после первичного запоминания ряда и без всякого предупреждения. В подобных случаях Ш. садился, закрывал глаза, делал паузу, а затем говорил: «Да-да... это было у вас на той квартире... вы сидели за столом, а я на качалке... вы были в сером костюме и смотрели на меня так... вот... я вижу, что вы мне говорили...» - и дальше следовало безошибочное воспроизведение прочитанного ряда.

Если принять во внимание, что Ш., который к этому времени стал известным мнемонистом и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов, - этот факт становился еще более удивительным».

Из: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психохологии. Психология памяти. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998.

Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память на недавние события, а затем - и на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти идет в обратном порядке. Например, при нарушении памяти у полиглотов последнее, что они забывают, - это родной язык, при восстановлении функций памяти у них в первую очередь появляется способность говорить на родном языке.

В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6-8. Эти больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. В этом случае мнемическая деятельность носит прерывистый характер . Нарушается ее динамическая сторона.

Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью однажды возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминающей системы на другое.

Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.

Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.

Глава 11. Воображение

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую - различия так называемых типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.

Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти.

Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения. Другим примером является В. А. Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Так, А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Существует ли связь между тем, как быстро человек запоминает и как долго помнит? Экспериментальные исследования показали, что строгой закономерности здесь нет. Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение. Нет также никакой определенной взаимосвязи между скоростью и точностью запоминания.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладает смешанными типами. Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух - вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т. д.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, - то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года - то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого - то, что было примерно год назад.

Прежде всего у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех-пятилетнего возраста.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. Исследования патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры или факторы участвуют в протекании мнемической деятельности, а также сопоставить данные о нарушенных звеньях мнемической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формирование процессов памяти.

В основе нарушений памяти могут лежать самые разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий. Амнезия - зто нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Так, одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушения памяти называется фиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли их родственники, беседовал ли с ними сегодня врач и т. п. Ряд экспериментальных данных свидетельствует о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведения.

Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т. е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти - давно прошедшего времени. В этом случае речь идет о прогрессирующей амнезии. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Нарушения такого рода развиваются по «закону обратного хода памяти», предложенного и обоснованного французским психологом Тэодюлем Рибо (1839-1916).

Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память на недавние события, а затем - и на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти идет в обратном порядке. Например, при нарушении памяти у полиглотов последнее, что они забывают, - это родной язык. А при восстановлении функций памяти у них в первую очередь появляется способность говорить на родном языке.

В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6-8. Эти больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. Таким образом, в этом случае мнемическая деятельность носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона.

Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью однажды возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминающей системы на другое.

Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.

Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.

Память – один из основных познавательных процессов человека. Она включает в себя целый комплекс познавательных способностей и высших психических функций, помогающих человеку накапливать навыки и знания, сохранять их и воспроизводить.

Мы часто говорим о своей или чужой памяти, характеризуя её одним словом – «хорошая» или «плохая». Больше узнать о своей (и не только) памяти можно, поближе познакомившись с индивидуальными особенностями памяти человека.

То, насколько выражены те или иные свойства памяти у того или иного человека, зависит от множества факторов. Среди них, например, нейродинамические особенности; потребности, мотивы и направленность личности; специфика профессии; степень тренированности психической деятельности; особенности и состояние сенсорных систем.

Как правило, индивидуальные особенности памяти в психологии группируются на основании таких свойств:

1. Каковы ведущие характеристики памяти.

2. Каков преобладающей тип памяти человека (это зависит от преобладающего вида психической активности).

3. Каковы интересы человека и его предпочтения.

Ведущие характеристики памяти

Говоря о ведущих характеристиках памяти, мы подразумеваем следующие компоненты:

Объем (людей с высоким показателем этой характеристики мы называем эрудитами. Если, конечно, высока точность воспроизведения).

Скорость запоминания (если она высока, то мы говорим, что такой человек «всё схватывает на лету». Этот параметр учитывает, сколько времени или сколько повторений нужно человеку для запоминания).

Длительности хранения информации (как долго человек помнит усвоенный материал. Выражения «память коротка» и «злой и с хорошей памятью» – об этом).

Точность запоминания (сколько ошибок допущено при воспроизведении? Насколько точно передан смысл?).

Устойчивость к помехам.

Готовность к воспроизведению – быстрота реагирования (например, умение быстро сообразить, находчиво ответить. Это показатель того, насколько быстро и легко человек может вспомнить то, что ему необходимо).

Эффективность памяти определяют её объём, точность передачи информации и длительность её хранения, а значит, улучшить память - означает улучшить эти её отдельные составляющие.

Типы памяти человека

Вы, конечно, замечали, что все мы разные: одни прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический и образный (одна из его форм - эмоциональный) типы памяти.

Попробуйте ответить на вопрос: прочитывая книгу, Вы представляете себе героев и события, пейзажи и обстановку (образный тип памяти), или Вам приходят на ум основные мысли, заложенные в содержании и наиболее удачные высказывания (словесно-логический тип памяти)?

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический - на работу второй. Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем.

Как правило, образный тип памяти чаще встречается у людей искусства, а словесно-логический – у учёных. Хорошая образная память - признак хорошо развитого воображения, что уместно не только в искусстве, но и в самых разных проявлениях нашей жизни. Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память (её также называют фотографической). Её особенность заключается в том, что человек способен удерживать в памяти и детально воспроизводить воспринятое (предметы, звуки, изображения) уже после того, как воздействие на органы чувств закончено.

Запоминая и воспроизводя мысли, выраженные при помощи слов, мы задействуем словесно-логическую память. Школа также развивает прежде всего именно этот тип памяти.

Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового. Если запоминание происходит с участием движений – двигательного. Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

Двигательная память помогает легко осваивать танцевальные упражнения, правильные движения при занятиях спортом, осваивать музыкальные инструменты. Она - основа для выработки человеком двигательных навыков. И все же чаще всего люди, запоминая предметы, используют зрительный тип памяти, а воспринимая информацию на слух – речедвигательный. Чистые типы памяти можно встретить редко, большинство людей имеет смешанный тип памяти.

Учитывая индивидуальные особенности памяти, психологами экспериментально были получены результаты, доказывающие, что если задействовать одновременно несколько модальностей, то эффективность запоминания значительно повышается. Так, если одновременно использовать слуховую и зрительную память и сочетать их с компонентами рассуждения, то материал запоминается гораздо легче. Учась чему-то новому, мы подключаем мышечное напряжение, помогающее запоминанию. Вспомните, как осваивающий письмо малыш помогает себе с помощью движений: наклоняет голову, шевелит губами, высовывает кончик языка.

Индивидуальной особенностью памяти человека является и величина оперативной единицы запоминания. У малыша, который учится читать, такой единицей является слог, по мере взросления – слово, фраза, предложение, абзац. Способность укрупнять единицы, выделяющиеся в структуре информации, является одним из показателей тренированности памяти, наряду со свободным умением выстраивать ассоциации, выделять главное, использовать средства запоминания.

Сфера интересов и склонностей личности

Разделение индивидуальных особенностей памяти в психологии по этому признаку опирается на факты избирательности восприятия, а следовательно, и памяти. Если информация интересна и необходима человеку, то она и лучше запоминается, укладываясь в систему уже усвоенных знаний. Информация, не входящая в сферу интересов человека, иногда вообще им игнорируется.

Индивидуальные особенности памяти человека находятся в зависимости от уровня развития её отдельных процессов, от особенностей высшей нервной деятельности, от воспитания, от окружения и обучения, от привычек, от характера профессиональных требований, от предмета и способа запоминания. Тип памяти можно развивать и совершенствовать, применяя специальные упражнения. Чем больше граней восприятия мы задействуем, чем полнее воспринимаем - тем лучше будут результаты запоминания.

Индивидуальные особенности памяти могут проявляться по-разному. Иногда они выражаются в необычайном развитии памяти в целом, а иногда – в феноменальной, невероятной продуктивности её отдельных видов. История хранит множество примеров необычайной памяти, среди них:

Никола Тесла, выдающийся физик, изобретатель, инженер, обладал уникальной фотографической памятью. Он редко ввёл записи, держа всё «в голове». Говорят, что когда в конце 19-го века от пожара погибла его лаборатория, то многие из своих изобретений он восстановил по памяти.

Сергей Рахманинов, пианист, композитор и дирижёр, легко запоминал отрывки из сложных музыкальных произведений. Впрочем, с такой же лёгкостью он запоминал и ноты.

Иван Айвазовский, выдающийся художник-маринист, большую часть своих полотен написал по памяти (а всего им было написано около 6000 работ).

Уилтшир Стивен, архитектурный художник из Британии, способен, единожды увидев архитектурные пейзажи, безошибочно воспроизводить их по памяти.

Этот список может быть очень длинным…

Что же влияет на запоминание?

— Учитывание и использование при запоминании индивидуальных склонностей и привычек.

— То, насколько часто мы повторяем материал («повторение – мать учения»).

— Наличие эмоциональной окраски (оно улучшает запоминание материала, и даже отрицательный эмоциональный фон предпочтительнее, чем нейтральный. Но эмоция не должна быть чересчур сильной).

— Объем материала, его структурированность, осмысленность.

— Возрастные нюансы.

— Наличие условий для запоминания (обстановка, отвлекающие факторы и т.д.).

Внутреннее состояние (мотивация, целенаправленность, состояние психики и т.д.).

— Технологии, использующиеся при запоминании (приемы мнемотехники, темп ввода информации и т.д.).

Несколько советов, которые помогут повысить продуктивность памяти:

Правильно формулируйте задачу запоминания: она должна отвечать требованиям к воспроизведению.

Выбирайте в материале самое главное, а всё несущественное отсекайте.

Определитесь с тем, как следует организовать материал и что выступит в роли оперативной единицы и кода запоминания.

Как можно более полно задействуйте все органы чувств.

Чтобы улучшить память, нужно также научиться, прорабатывая новый материал, вводить его в систему уже существующих знаний, а значит – быть внимательным, уметь наблюдать, концентрироваться, повторять усвоенный материал и пользоваться вспомогательными средствами (например, приемами мнемотехники). Важна также достаточная мотивированность к запоминанию и воспроизведению и соответствие целям, которых человек хочет достичь.

Память неразрывно связана с другими психическими процессами. Так, не достигнув стабильного внимания, или психологически будучи не в состоянии сконцентрироваться, или не имея времени на упорядочивание информации, мы не можем ожидать хорошего запоминания.

Тренируя память, внимание, мышление, восприятие, мы расширяем свои познавательные возможности, развиваем когнитивные функции мозга. Регулярно тренировать память и другие познавательные способности можно с помощью увлекательных развивающих игр, на .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

На сегодняшний день практически все органы нашего тела изучены. Исключением из правил является головной мозг и выполняемые им функции.

Исследователей и медиков всегда интересовали вопросы, связанные с работой мозга, а именно - с мышлением, логикой и со способностью человека к творчеству и запоминанию.

Как работает память, сколько хранится информация в голове, почему одни люди схватывают все на лету, а другим приходится упорно зубрить материал - обо всем этом читайте в нашей статье.

Память как основа познания

Память - это уникальная способность головного мозга к накоплению, сохранению и воспроизведению полученной информации. Интересна она тем, что в силу своей неизученности дает ученым широкий фронт для исследований. Сложно себе представить, сколько возможностей откроется перед человеком, знай он, в чем заключается ее секрет...

Какой бывает?

Ученые выделяют два кратковременную и долговременную. Тут можно провести параллель с компьютером. Первая схожа с оперативной памятью и предназначена для решения задач в данный момент времени. Вторая - «напоминает» жесткий диск, куда сохраняется вся важная информация. Правда, в отличие от компьютерной памяти, человеческая имеет ограниченный объем.

За краткосрочную память отвечает кора мозга, за долгосрочную - гиппокамп (часть головного мозга).

Индивидуальные особенности памяти

Природа наградила абсолютно каждого к запоминанию и к воспроизведению информации. Только у всех индивидов этот процесс происходит по-разному: один человек способен единожды просмотреть текст и пересказать его в подробностях, другому же придется не один час вникать в суть прочитанного.

Правда, не исключено, что первый забудет содержание текста на следующий день, а у второго он отложится в подкорке (в долгосрочной памяти) и всплывет наружу в важный момент.

Почему так? Потому что каждый индивид обладает уникальным головным мозгом, а значит, и мыслительные процессы протекают у каждого по-своему.

Отчасти именно индивидуальные различия памяти делают людей особенными. Это наглядно видно в продуктивности заучивания и типах памяти. Рассмотрим подробнее.

Продуктивность заучивания

Подразумевает скорость, прочность и точность запоминания. Еще одной важной особенностью продуктивности заучивания является способность человека к быстрому воспроизведению материала. Рассмотрим более подробно ее характеристики:

  • Скорость - это количество времени, необходимое человеку для выучивания определенного объема информации.
  • Прочность отражает, насколько долго останется изученный материал в вашей голове, быстро ли вы его забудете, или, наоборот, запомните навсегда.
  • Точность отражает, насколько близко к тексту вы способны воспроизвести изученный материал. Помните вы общий смысл или, напротив, заостряете внимание на деталях? Отлично, если ваша память такова, что помните и общую канву повествования, и яркие детали сюжета.

Типы памяти по органам чувств

Индивидуальные особенности памяти индивида можно узнать из следующего раздела.

С детства каждый человек учится по-своему воспринимать информацию. Кто-то отчетливо запоминает слова песни, кто-то способен мастерски повторить красивый танец, а кому-то достаточно одного взгляда на таблицу, чтобы понять ключевые моменты ее содержания.

Ученые давно это подметили. На сегодняшний день выделяют семь типов памяти по используемым органам чувств:

  • Зрительная память - это способность человека воспринимать и воспроизводить увиденное. Самый распространенный тип памяти.
  • Слуховая память - информация воспринимается на слух. Хорошо развита у музыкантов, дирижеров и переводчиков. Кстати, Моцарт владел ею в совершенстве.
  • прекрасно развита у танцоров. Это способность человека к воспроизводству сложнейших танцевальных движений. Уникальной двигательной памятью обладал Майкл Джексон.
  • Вкусовая память хорошо развита у гурманов и у Эти люди отлично запоминают и различают вкусы. Перед такими индивидами можно в хорошем смысле преклоняться: они никогда не притронутся к некачественной пище.
  • Обонятельная память - способность тонко ощущать и различать запахи. Парфюмеры владеют ею на 100%. Но встречаются и просто люди, остро чувствующие запахи. Для подобных индивидов поездка в общественном транспорте летом превращается в настоящую пытку.
  • Осязательная память - способность запоминать форму объекта после прикасания к нему. Достаточно редкий тип памяти.
  • Эмоциональная память - довольно интересный феномен. Люди с таким типом памяти отлично помнят все яркие впечатления. Тут возникает интересная корреляция: чем сильнее испытанные человеком эмоции, тем лучше он запоминает информацию. Индивидуальные особенности памяти таких людей представляют интерес для ученых.

Форма или смысл?

Особенности памяти человека характеризуются еще и тем, каким образом человек заучивает нужный материал.

В этом разделе мы разберем, почему некоторые люди схватывают информацию на лету, в то время как другие проводят вечера за учебниками. Ответственны за это именно индивидуальные особенности памяти людей. У первых лучше развита логическая память, у других - механическая. Попробуем разобраться, в чем состоит принципиальное различие между ними.

Механическая память

Под механической памятью понимается запоминание полезной информации в том виде, в котором она изначально была подана.

Если вы способны пару-тройку раз прочесть стих и без ошибок его рассказать, у вас отлично развит именно этот тип памяти. То же самое касается и танцевальных движений: человек с развитой механической памятью спокойно воспроизведет их после одного-двух повторов тренера.

Механическая память свойственна:

  • переводчикам;
  • лингвистам;
  • полиглотам;
  • дирижерам;
  • музыкантам;
  • танцорам.

Минус у этого типа памяти тоже есть. Попробуем наглядно продемонстрировать его на примере.

Человек выполняет одно и то же физическое упражнение для улучшения осанки в положении стоя. Он в точности заучил, как его правильно делать. Но тут тренер просит изменить позицию и начать выполнять аналогичное упражнение в положении лежа. Вот тут может возникнуть проблема. Человек в точности помнит технику, но не понимает сути упражнения. Помочь в таком случае может только логическая память, о ней мы и расскажем далее.

Логическая память

Означает способность человека к пониманию смысла изученного материала. Как определить, наградила ли вас природа логической памятью? Довольно просто. Если вы изучаете какой-либо текст и быстро схватываете главную мысль, то есть способны из многих-многих слов вычленить самое основное - вы счастливый ее обладатель.

Студенты с таким типом памяти не занимаются бессмысленной зубрежкой билетов к экзамену, а стараются вдумчиво их прочесть и понять, о чем идет речь. Такой путь освоения материала более продуктивный: вы не только начинаете реально ориентироваться в изученной теме, но и надолго сохраняете бесценные знания в голове.

То же самое применимо и к физическим упражнениям. Прежде чем начинать хаотично повторять технику выполнения за тренером, логичнее будет вникнуть в его особенности (например, понять, на какие мышцы оно рассчитано). После этого процесс заучивания пойдет намного быстрее и интереснее.

Проблема забывчивости является одной из самых распространенных у людей. Причин, по которым мы можем что-то запамятовать, существует великое множество, начиная от банального недосыпа и заканчивая излишней погруженностью в свои мысли.

Винить себя в том, что вы снова забыли выключить компьютер, взять нужные бумаги или позвонить родственникам, не стоит. Нужно попробовать найти причину своей рассеянности и эффективно ее устранить.

Сейчас мы приведем четыре интересных упражнения для памяти:

  • Держите при себе веточку розмарина или эфирного масла на его основе. Давно доказано, что запахи будят у людей воспоминания. Например, аромат подстриженной травы у многих людей ассоциируется с детством и ощущением умиротворенности. Но запах розмарина признан особенным. Ученые из Университета Northumbria доказали это опытным путем.
  • Играйте в ассоциации. Старайтесь привязать новую информацию к уже имеющейся в памяти. Допустим, вам нужно запомнить какую-то дату (например, число 11). Представьте, что единицы - это два худых силуэта, идущих впереди вас по улице. То же касается и запоминания иностранных слов. Вы хотите выучить, как будет одуванчик по-английски. Отыщите эти цветы, посмотрите на них и произнесите несколько раз вслух dandelion.
  • Сходите на прогулку. Доказано, что нахождение на свежем воздухе благотворно влияет на состояние памяти. Самое интересное, что это касается только умеренных физических нагрузок: силовые тренировки на такое неспособны - к такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета.
  • Учите иностранный язык. Таким образом вы не только развиваете свой мозг, но и приобретаете полезный навык.

Следует помнить, что имеют место возрастные особенности памяти. Избежать их сможет лишь тот человек, который постоянно чем-то интересуется и увлекается.

у детей

Для маленького ребенка важно лишь искреннее желание родителя заниматься развитием своего малыша всего полчаса раз в сутки. Ребенком необходимо заниматься с детства: развитие памяти у детей происходит до 10 лет.

Особенности памяти детей аналогичны предыдущим, характерным для взрослых. Развивать ребенка лучше всего с раннего школьного возраста: маленький человек уже готов воспринимать информацию в игровой форме.

Приведем наиболее эффективные упражнения для памяти:

  • «Картинка». Ребенку показывается на несколько секунд фотография (интересная и красочная), а затем убирается. Далее родитель просит ребенка рассказать своими словами об уведенном на ней изображении.
  • «Найди отличие». В детских журналах обязательно есть готовая страничка с подобными упражнениями, заглядывайте туда почаще.
  • «Запомни последовательность». Перед ребенком выкладываются 7 предметов в определенной последовательности. Какое-то время он их запоминает. Далее вы просите его отвернуться на какое-то время и меняете расположение предметов. Затем спрашиваете, что изменилось (желательно самому запомнить последовательность).

При помощи этих простых упражнений развивается зрительная память.

Как быстро и эффективно заучить материал?

Все помнят, что такое ночь перед ответственным экзаменом: тот самый момент, когда нужно часов за 5-6 напичкать мозг огромным количеством информации (она потом все равно забудется, но задача от этого не становится менее важной).

Поделимся же полезными советами, которые реально работают.

  • Визуализируйте информацию при помощи схемы или рисунка.
  • Проведите параллель. Если изучаемый материал реально сложный, сравните его с чем-то простым и понятным. Любую сложную вещь можно разложить на несколько более простых.
  • Постройте диаграмму. Самостоятельная систематизация информации - это верный путь к успешному освоению материала.
  • Нарисуйте в своей голове картинку по изучаемому вопросу. Подходит для людей с хорошей фантазией.
  • Напишите тематические заметки. Хорошо, если вам удастся придумать такие три-четыре слова, от которых в голове постепенно всплывет общая информация по билету.
  • Ну и на последок немного позубрите материал. Этот метод очень часто работает.
Статьи по теме: