Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте

У детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем, непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления, например запоминание рассматриваемых картинок, оказывается менее успешным, чем произвольное. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трёх лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских воспоминаний приходится на возраст от трёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннего дошкольного детства, у ребёнка связываются долговременная память и её основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя уже в начале дошкольного возраста. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Они сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес, и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одарённых детей неплохо развитой оказывается и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Даже по прошествии долгого времени, вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей, но часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например: у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение единожды воспринятого). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом запоминании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно изображения для сада, кухни, детской комнаты, двора. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.

Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне ее. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое повторение. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами. В одном из экспериментов детям в возрасте от 3-х до 8 лет показывали 10 различных деревянных брусков, выложенных в один ряд по длине, и просили просто посмотреть на этот ряд. Неделю, а затем и месяц спустя им предлагали выложить этот ряд по памяти.

Первым интересным результатом эксперимента было то, что уже через неделю младшие дошкольники не могли вспомнить последовательность брусков, но тем не менее восстановит её, выбирая один из следующих вариантов расположения ряда: а) выбор нескольких равных между собой брусков; б) выбор длинных и коротких брусков; в) составление групп из коротких, средних и длинных брусков; г) воспроизведение логически правильной, но чересчур, короткой последовательности; д) составление полной исходной упорядоченной серии. Следующий результат состоял в том, что через шесть месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в 75% случаев. Те из детей, кто находился на уровне (а) перешли к построению серии по типу (б). Многие с уровня (б) перешли на (в) или даже (г). С уровня (в) дети переходили на следующий и т.д.(по материалам Немов ссылает на Истомину???)

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как обобщенное воспоминание. Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

Развитие непроизвольной памяти

По Немову Р.С. у детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная и зрительно-эмоциональная память. Ребенок не ставит осознанных целей запомнить что-либо, это происходит помимо его воли и во многом зависит от деятельности и ее характера. Запоминает ребенок именно то, на что в течение какого-то времени было направлено его внимание, что произвело впечатление

Активная умственная работа мобилизует непроизвольное запоминание, которое остается более продуктивным до самого конца дошкольного возраста, по сравнению с произвольным запоминанием аналогичного материала.

Непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (запоминание рассматриваемых картинок) менее успешно, чем произвольное.

Прочным и точным у дошкольника может быть непроизвольное запоминание. К тому же если события имели эмоциональную значимость и произвели на ребенка сильное впечатление - они остаются в памяти на всю жизнь.

В раннем детстве примерно в возрасте трех лет у детей появляются первые припоминания, которые нередко помнят и во взрослом возрасте. Почти 75% детских воспоминаний приходится на возраст 3-4 лет - к данному возрасту у ребенка связывается долговременная память и ее основные механизмы, в том числе и ассоциативная связь с эмоциональными переживаниями.

Большинство дошкольников неплохо развиты в плане механической и непосредственной памяти. Немов Р.С., Кн. 2, с. 106 Без особых усилий они запоминают и воспроизводят увиденное, услышанное, если его содержание вызвало интерес. Такая память позволяет дошкольникам успешно и быстро совершенствовать речь, учиться использовать предметы домашнего обихода, ориентироваться в обстановке, узнавать услышанное и увиденное. В некоторых ситуациях у музыкально одарённых детей или лингвистически развитых неплохой оказывается и слуховая память.

У отдельных дошкольников наблюдается особый вид зрительной памяти - эйдетический, ее образы по отчетливости и яркости приближаются к образам восприятия. Все лишь после одного восприятия материала, ребенок продолжает великолепно помнить его и может легко воспроизвести даже по прошествии большого количества времени.

Вид эйдетической памяти относится к числу возрастных явлений, которые утрачиваются в школьный период. Подобный вид памяти нередок, его можно заметить у многих детей, но он исчезает во взрослом возрасте, если память не тренировать. Эйдетическая память обычно развита у художников и музыкантов, а также других творческих личностей. У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. Немов Р.С., Кн. 1, с. 195.

Этапы развития произвольной памяти

Немовым Р.С. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется плавным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. К концу дошкольного возраста доминирующим видом памяти остается непроизвольная.

Однако в некоторых процессах начинают развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Истомина З.М., ч. 2, с. 162

Пока к произвольному запоминанию дети обращаются редко, когда этого требуют взрослые, и в их деятельности возникают соответствующие задачи. Продуктивность запоминания у детей дошкольников в игре остается выше, чем вне игры. Однако это не относится к самым маленьким трехлетним детям, у которых эффективность запоминания достаточно низкая.

Два основных этапа включает в себя переход от непроизвольной к произвольной памяти. На начальном этапе формируется мотивация что-либо запомнить, на втором этапе возникают необходимые для этого мнемические действия и операции. Уже к окончанию дошкольного возраста произвольное запоминание можно считать сформированным процессом. Его признаком является обнаружение ребенком в материале логических связей, которые он пытается использовать для запоминания.

Замечено, что с возрастом скорость извлечения информации из долговременной памяти и перевод ее в оперативную значительно увеличивается, то же самое и с объемом и временем действия информации. Так трехлетний ребенок способен оперировать одной единицей информации, которая в определенный момент находится в оперативной памяти, а ребенок 15 лет может оперировать семью такими единицами.

В старшем дошкольном возрасте при помощи обычных механических повторений дети учатся запоминать информацию, при этом в процессах их памяти появляются первые признаки смыслового запоминания. Активная умственная работа позволяет запоминать материал лучше, чем ее отсутствие.

Память старшего дошкольника содержит представления, интерпретирующиеся в психологии как обобщенное воспоминание. Из наглядно воспринимаемой ситуации происходит переход к мышлению общими представлениями - это первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. Выготский Л.С., с. 26

В результате общее представление характеризуется способностью «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана, не была». Выготский Л.С., с. 26

Несмотря на видимое внешнее несовершенство памяти дошкольника - она становится ведущей функцией, занимая центральное место.

Консультация для родителей «Развитие внимания и памяти у детей 5-6 лет»

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.

Данная статья призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей 5-6 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.

Для начала необходимо определиться с понятиями внимание и

концентрация внимания . Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре , чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.

Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:

  • Сравни картинки и найди отличия
  • Найди пары предметов
  • Найди лишний предмет в ряду
  • Соотнеси предмет и тень
  • Раскрась по цифрам
  • Шахматы

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

  • Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

  • Соблюдай правила

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

  • Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

  1. Подпрыгни два раза
  2. Назови какой-нибудь цветок
  3. Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:

  1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
  2. Назови дикое животное
  3. Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

  • Разучи стихотворение

Для развития памяти ребенка 5-б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.

  • Опиши игрушку

В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.

  • Какой игрушки не хватает?

Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос:какой игрушки не хватает?

  • Разрезные картинки

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. П редложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

  • Запомни слова и воспроизведи

Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.

  • Продолжай

Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова

Надеемся, что наши советы помогут Вам весело, интересно и с пользой проводить время с Вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти.


В настоящее время, когда ученые и психологи в своих работах собрали полную информацию о памяти и обобщили данные многих экспериментов, они пришли к единому мнению, что это высшая психическая функция, но в остальном их мнения несколько расходятся, в связи с этим появилось множество определений.

Как указывает Середа Г.К.: «Память, являясьпознавательным психическим процессом, заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память - это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»».

Память является высшей психической функцией, принадлежащей человеку, формирование которой начинается вместе с развитием мозга еще на третьей неделе внутриутробного развития. Вместе с тем, данный психический процесс не является самостоятельной функцией, а теснейшим образом связан с личностью, внутренним миром человека, его интересами. Вследствие этого совершенствование и дальнейшее развитие и памяти происходит из-за изменения отношений человека с окружающим миром. Память как психологический процесс тщательно хранит, и старается скрупулезно восстанавливать различные элементы полученного опыта, к ним относятся:

  1. интеллектуальный;
  2. эмоциональный;
  3. моторно-двигательный.
Характеристики памяти

Память, как сложный механизм, состоит из целого ряда специальных характеристик. Наиболее важными, определяющими ее продуктивность, являются объем, точность, быстрота запоминания, готовность к воспроизведению и длительность. Рассмотрим каждую характеристику более подробно.

Объем памяти - это способность человека одновременно сохранять значительное количество информации.
Быстрота запоминания - это определенная способность человека затрачивать наименьшее количество времени на процесс запоминания.

Точность запоминания - это способность человека припоминать некоторые факты и события, с которыми он сталкивался в жизни, без потери содержания информации.

Длительность запоминания- это способность человека в течение значительного времени сохранять пережитый им опыт.

Готовность к воспроизведению информации - это способность человека очень быстро воспроизводить в сознании определенную информацию.

Механизмы памяти

Вопрос механизмов памяти довольно сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. Физиологи в своих исследованиях подчеркивают, что процесс сохранения информации у любого человека связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики утверждают, что память человека основана на изменении состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур в его организме. Психологи указывают на то, что существует прямая зависимость памяти от направленности личности и характера деятельности человека.

Память человека связана с системами организма, его анализаторами и включена в различные виды деятельности. Формы проявления данного психического процесса чрезвычайно многообразны, т.к. память обслуживает все виды деятельности человека.

Виды памяти

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия :

Характер запоминаемого материала;
характер целей деятельности;
продолжительность хранения информации.

С точки зрения первого критерия (характер запоминаемого материала) выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память:

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она служит основой для приобретения трудовых, спортивных навыков, навыков письма, речи, игры на музыкальных инструментах и др. Признаком хорошего развития этой памяти является физическая ловкость, расторопность человека во внешних предметных действиях.

Эмоциональная память - это память человека на эмоции и чувства. Вспоминать о каком-нибудь событии может быть само по себе приятно или неприятно. Человек может снова переживать ранее испытанное, притом не менее ярко, чем прежде.

Образная память существует в форме образов ранее воспринятых предметов, явлений, событий, т.е. в форме представлений. Различают представления конкретные (представление именно об этой вазе, именно об этом человеке) и обобщенные (представление о вазе вообще, о человеке вообще). Первые представления отличаются большей детальностью и яркостью, вторые - большей сохранностью существенных признаков, обусловливающих принадлежность предмета к некоторому классу предметов. В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Словесно-логическая память - специфически человеческий вид памяти, «подчиняющий» себе предыдущие виды. Ее содержанием являются мысли, понятия как обобщенные формы отражения действительности, логические формы мышления. Именно потому, что эта память существует в единстве с речью, ее называют словесно-логической, или вербальной.

С точки зрения второго критерия (характер целей деятельности) выделяют непроизвольную и произвольную память:

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение информации человеком, в котором отсутствует конкретная цель что-либо запомнить или припомнить.

Произвольная память - это такой вид памяти, при котором запоминание и воспроизведение информации будут выступать как специальные, мнемические действия, то есть человеком ставиться конкретная цель запомнить, или припомнить информацию.

С точки зрения третьего критерия (продолжительность хранения информации) выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память:

Мгновеннаяилисенсорная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов до 2 секунд. Данный вид памяти сохраняет информацию в том виде, в котором ее дают органы чувств без последующего преобразования. Основная функция сенсорной памяти - обеспечить время, необходимое для предварительного анализа информации и ее перевода в кратковременную память.

Кратковременная память сохраняет информацию после однократного восприятия и немедленного воспроизведения (хранение информации до 30 секунд). Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной в виде воспоминания о чем-либо, информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В качестве проявления кратковременной памяти рассматривается оперативная память, обслуживающая текущие человеческие действия.

Долговременная память обеспечивает хранение большого объема информации в течение длительного времени. Различают долговременную память эпизодическую (на жизненные события, происшествия), семантическую (на обобщенные знания о мире, понятия, отношения между ними), автобиографическую (на личностно отнесенные события и их оценки, наиболее ярко проявляющуюся в воспоминаниях, написании мемуаров).

Процессы памяти

В качестве основы процессов памяти рассматривают различные функции, выполняемые ей в жизни и деятельности человека. К процессам памяти относят: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание информации - это определенный процесс памяти, посредством которого человек запечатлеет следы, вводит новые элементы ощущений, восприятия, мышления, выводит систему ассоциативных связей.

Запоминание какой либо информации человеком всегда носит избирательный характер: в нашей памяти сохраняется далеко не вся информация, которая воздействует на органы чувств. Успешность запоминания той или иной информации зависит от: мотивов, целей и деятельности личности. Виды процесса запоминания различаются по определенным критериям:

Время хранения информации в памяти;
цели деятельности, в которую включены процессы запоминания.

Сохранение информации - всегда определяется количеством ее участия в жизни человека. Существуют различные виды сохранения материала в памяти: долговременную и кратковременную память.

Воспроизведение информации - это процесс, который позволяет актуализировать закрепленное содержание в психике путем извлечения информации из долговременной памяти человека, а так же переводить ее в оперативную память.

Забывание информации - этот процесс памяти человека оказывается более глубоким в том случае, когда определенный материал включается в деятельность очень редко или не включается вообще. Забывание какой либо информации на прямую зависит от времени, содержания материала, его осознанности. Чем более был понят материал, тем больше потребуется времени, чтобы его забыть.

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению информации. Память дошкольника в этот период носит непроизвольный характер. Малыш не старается ставить перед собой конкретных целей для запоминания материала. Все происходит независимо от его воли и сознания. Запоминание и припоминание осуществляются в деятельности ребенка. Малыш запоминает то, что было интересно.

Именно в дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольных к произвольным процессам памяти. Теперь память характеризуется тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что малыш ставит перед собой цель запомнить и вспомнить определенный материал.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения у детей начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Сначала ребенок ставит только саму задачу запомнить или припомнить. Задача припомнить выделяется раньше.

Дошкольники легко запоминают интересные песни, считалки, стишки. Данный материал вызывает к себе большой интерес.

Ребенок, запомнив материал, буквально воспроизводит его, так как у ребенка имеется недостаточный запас слов и выражений, присутствует незначительное количество синонимов в речи. Именно это затрудняет возможность заменять одни слова другими, передавать полное содержание материала. Но ограниченные речевые возможности малыша совершенно не говорят о том, что он не понимает то, что он запомнил и воспроизвел.
Но все же ведущим видом памяти у детей дошкольного возраста, остается непроизвольная память. Но дети к произвольной памяти обращаются очень редко. В основном это происходит, когда в повседневной деятельности ребенка возникают определенные задачи или по требованию взрослых. Непроизвольное запоминание информации ребенком связано с интеллектуальной работой детей над определенным материалом, и оно остается ведущим до конца дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходитосвобождение от амнезии младенческого и раннего возраста. Главной особенностью развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста является то, что в ходеразвития складывается новая система функций ребенка. Она заключается в том, что в центре сознания малыша становится память. Именно памяти, как психологическому процессу в дошкольном возрасте принадлежит ведущая роль. Это позволяет сохранять представления, которые психологи всего мира интерпретируют как «обобщенное воспоминание».

Уважаемые родители, если у вас возникли вопросы, связанные с памятью вашего ребенка, то наши консультанты помогут разобраться и проконсультировать вас по этой теме.


Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием процессов непреднамеренного запоминания, воспроизведения и припоминания. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка.


Гораздо быстрее осваивается материал в , чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания.


Ребенок 5-6 лет уже может принять мнемическую цель, поставленную перед ним взрослым и, отчасти, самим собой в том случае, когда появляются первые попытки использовать специальные способы и средства запоминания и припоминания информации и этому благоприятствуют условия деятельности.


В экспериментальном обследовании принимали участие 40 детей (18 мальчиков и 22 девочки) старшего дошкольного возраста, посещающие старшую группу дошкольного образовательного учреждения № 94 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.


Изучение особенностей развития памяти и внимания детей 5-6 лет осуществлялось следующими методами: методика изучения слухоречевой памяти А.Р.Лурии, оценивающая развитие кратковременной речевой памяти ребенка-дошкольника; методика оценки визуальной кратковременной памяти Л.А.Ясюковой; тест Тулуз-Пьерона, оценивающий объем и качество произвольного внимания дошкольника.


Изучение особенностей развития произвольной слуховой памяти у детей 5-6 лет позволило установить, что количество запоминаемых слов, соответствующее диапазону значений ниже возрастной нормы, отмечается у 5% детей, в пределах нормы - у 75% детей и, наконец, выше нормы - у 20% детей старшего дошкольного возраста. Стоит отметить, что подавляющее большинство детей чаще всего запоминает и воспроизводит от 3 до 4 слов из 10 возможных слов.


Анализ зрительной кратковременной памяти установил, что значения ниже возрастной нормы отмечаются у 10% детей, в пределах нормы - у 65% детей и выше нормы - у 25% детей, причем среднегрупповое значение запоминаемых картинок равняется 6,45 из 16 возможных. Минимальные значения числа воспроизводимых картинок в изучаемой группе старших дошкольников соответствует 4, а максимальное - 9.


Таким образом, дети старшего дошкольного возраста существенно различаются по показателям как слуховой, так и зрительной памяти, но большинство дошкольников имеют показатели развития слуховой и зрительной памяти, соответствующие возрастным нормативам.


Анализ особенностей развития произвольного внимания у детей 5-6 лет показал, что коэффициент, отражающий точность выполнения теста, и, соответственно, степень концентрации внимания, в среднем по группе соответствует 0,89. Однако, как и в случае со слуховой и зрительной памятью, значения данного коэффициента в обследуемой группе также являются весьма вариативными. Так, минимальные значения коэффициента точности выполнения корректурной пробы равняются 0,5, а максимальные 1,0. Стоит отметить, что при значениях коэффициента в 1,0 ребенок не допускает ни одной ошибки, выполняя данное тестовое задание. Распределение детей в зависимости от соответствия полученных результатов возрастной норме позволило установить, что значения ниже возрастной нормы отмечаются у 45% детей, соответствуют норме - у 35% детей. Высокий коэффициент точности (качестве произвольного внимания) представлен у 20% детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, в целом в данной группе отмечается снижение концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста.


Таким образом, в подавляющем большинстве случаев развитие кратковременной слухоречевой и зрительной памяти укладывается в диапазоны возрастных нормативов. Исключение составляет произвольное внимание. Его развитие у 45% детей оказалось ниже возрастной нормы.


Статьи по теме: