Ребёнок ругается матом: что делать? Ребёнок ругается - значит, дети развиваются. Проблемы начальных классов

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, - эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Ребенок матерится, ругается матом - что делать в этой ситуации? Сгорать от стыда, проводить нравоучительные беседы, наказывать? Это проблема, столкнувшись с которой, родители буквально становятся в тупик. Вопрос, как отучить ребенка от мата, лежит не только в области нравственности и этикета - она намного глубже.

Рано или поздно каждый родитель слышит от своего ребенка матерное слово. Многих из нас это ужасает и заставляет краснеть. И даже если это еще не случилось - можно залиться краской только от мысли, что это случится в будущем. "Хорошо, если это свой ребенок - ему уж как-то можно закрыть рот, - думаем мы, - а если соседский?" Ведь общаясь с ним, наш ребенок, рано или поздно тоже будет материться. "А его родителям, как будто, все равно, что их сын матерится. Ну как такое может быть?" - возмущаемся мы в душе.

"Это просто ужас", - думаем мы про себя, услышав, что ребенок матерится. А давайте на одну секунду все же откинем наше личное отношение брезгливости и снобизма к матерному слову и попробуем все же разобраться, почему дети ругаются матом?

Почему дети ругаются матом?

Если мы слышим мат от чужого ребенка, то ответ на вопрос "Почему дети ругаются матом?", как нам кажется, лежит на поверхности. Мы уверены, что он наследует родителей, которые не стесняются в выражениях при сыне или дочке. Когда же мы слышим мат от собственного ребенка, то уверены, что его этим словам научил тот самый сорванец, при котором родители ругаются матом. Так ли это? Действительно ли все зло идет именно от непутевых родителей?

На самом деле это немножко не так. Если изучить ситуацию более тщательно, то станет очевидно, что все дети, которые общаются на улице со сверстниками, в возрасте 6-7 лет проявляют интерес с матерным словам. Они не просто ругаются матом, они как бы впервые пробуют это. Им интересно это, их захватывает это. Казалось бы, почему дети повторяют это? Ну, даже если и подслушали они у родителей, зачем повторять? Что в этом такого? Ан нет, можно отметить, что они буквально смакуют слова, пробуют их. Удивительно, но это проходит в тот же период возраста - попробовав, дети в большинстве своем бросают материться, в независимости от того, наказывают их за это родители или нет. Почему?

Загадочное отношение детей к матерным словам сегодня нам объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана. В 6-7 лет у ребенка происходит первое, атавистичное половое созревание - это первый гормональный всплеск в их жизни. В глубокой древности, когда была первобытная стая, а человек в 30 лет считался старцем, в этом возрасте дети созревали для взрослой жизни. Сегодня все изменилось, и наши дети, благодаря цивилизации имеют еще лет 10 времени, в этот период могут спокойно учиться в школе и узнавать то, что пригодится в будущем. Но, тем не менее, именно в возрасте 6-7 лет они, не физически, но (!) психически созревают для того, чтобы понять свой пол, что кто-то из них мальчик, а кто-то девочка, в чем различие между ними, понять, что у человека, у них самих, есть сексуальность. Отсюда интерес к противоположному полу, первые изучения друг друга. Ребенок начинает задавать родителям вопросы по этой теме. Кожно-зрительная девочка в этом возрасте вообще может начать эксгибиционировать - оголятся прилюдно , чем шокирует своих родителей.

Кто-то должен рассказать детям о том, что такое сексуальность. Но кто этот человек, который раскроет перед ребенком сексуальность? Величайшим заблуждением современных психологов и педагогов является мысль о том, что это должны сделать родители. На самом деле, разговаривая с ребенком в этом возрасте на эту тему, взрослые могут нанести ему удар по психическому - дети не должны узнавать о сексуальности от родственников, так же, как мы, взрослые, не входим в половой контакт с родственниками - это противно природе.

Тем более, что природой уже предусмотрено «первобытное сексуальное воспитание». Дети должны узнать об этом в своей среде, от сверстников, на улице - это самое природное, что может и должно с ними случиться. И узнают они о сексуальности именно через матерные слова - ведь на самом деле, если вдуматься, мат - это и есть прямые, не завуалированные, слова о сексе (не путать мат с грязными, туалетными словами-ругательствами). И знакомит их с сексуальностью не просто любой сверстник, а ребенок с оральным вектором - очень важный человечек в маленькой стае детей.

Приблизительно 5% детей рождается с оральным вектором . Это особенные дети и у них особенная задача в нашем обществе - когда они вырастут, если их правильно воспитывать, они смогу стать великими ораторами и завораживать публику своей речью. Это та способность, которая будет им служить во взрослой жизни.

Но в детстве, пока у всех детей настоящее детство и игры, у них уже есть работа, очень важная роль – это «сексуальное воспитание». Именно они начинают употреблять матерные слова совершенно не стесняясь. Они могут петь матерные частушки, говорить матом без остановки. Откуда это в них берется, остается загадкой для родителей. Ведь даже если родители никогда не ругались и очень интеллигенты, их ребенок с оральным вектором будет ругаться матом не хуже остальных оральников.

Это его природа и это его задача . Наказывать его за это, бить по губам или по шее, вызывать в нем стыд за свои действия - это ошибки родителей, за которые взрослый оральный человек может поплатиться - его жизнь будет разрушена, а сам он будет несчастлив. Заикание, проблемы с артикуляцией, патологическое вранье, неуправляемая матерщина - это все то, с чем сталкивается оральный человек, которого пытались насильно отучить от матерного слова в детстве, которого заставляли отказаться от своей природы.

На самом деле, услышав от детей матерные слова, необходимо просто договорится с ними о том, что говорить эти слова при взрослых нехорошо. Объясните ребенку понятно и просто, что ругаться матом можно, но не в любой ситуации.

Не стоит думать, что шестилетки, если им разрешить ругаться матом, создадут клуб любителей матерщины и будут материться потом всю жизнь. Это совершенно не так. Познав свою сексуальную природу , поняв и осознав себя мальчиком или девочкой, дети утрачивают какой-либо интерес к этой теме. Они же дети и у них нет еще желаний к сексу, как понимаем его мы, взрослые. Они вспомнят свою сексуальную природу только во второе половое созревание, в подростковом возрасте. А вот мат во взрослой жизни они не будут использовать направо и налево.
Исключение составляет только оральник - для него мат - это язык. Он умеет красиво говорить им, а не ругаться. Это его свойство остается с ним на всю жизнь. Но при правильном подходе, который описан выше, даже он будет контролировать мат и не употреблять его постоянно.

Дети ругаются матом - пусть ругаются

Ребенку 6-7-ми лет очень важно услышать матерные слова от орального сверстника - это задает ему нормальное развитие в жизни. Потом, взрослея, он сможет создать отношения, пару, а потом и семью, у него не будет комплексов в сексуальном. Поэтому очень важно, чтобы дети в этом возрасте общались со сверстниками и не под присмотром родителей - а в своем кругу, в котором обязательно окажется оральный ребенок.

Живя в социуме, взрослые люди и маленькие дети периодически сталкиваются с непорядочным поведением, нецензурными словами из уст других или с тяжелыми судьбами личностей из ближайшего окружения. Уберечь от влияния на ребенка в детском саду или школе практически невозможно. Ругань, неожиданные словечки, крепкие фразы в ваш адрес могут свидетельствовать о том, что малыш явно «нахватался» новых знаний при стороннем общении. Это может произойти даже в том случае, если ваша семья является образцом для подражания. И вот дети ругаются матом — что делать родителям? Разберемся, почему конкретно это происходит и как отучить ребенка ругаться.

Почему ребенок начинает ругаться матом

В маленьком возрасте, когда ребенок только начинает осваивать речь и узнает новые слова, матерный лексикон становится легкой закуской. А что? Броские, яркие выражения, которые люди на улице (или дома) произносят с особой интонацией. Услышав звучное слово, маленький человечек начинает ругаться ненамеренно, не понимая смысла сказанного. При этом родителям важно не делать акцент на том, что ребенок ругается матом – наоборот, необходимо сделать вид, что вы ничего не заметили.

Стоит акцентировать внимание на матерном слове – посмеяться, поругаться, попытаться сразу объяснить плохой смысл – и вы услышите его еще не раз. На этот счет даже существует анекдот:

«Доктор, ребенок ругается матом – что делать?!» — «Радоваться! У вашего малыша прекрасный слух и память».

Важно понять, что, получив внимание после сказанного мата от родителей, маленький ребенок может потом начать манипулировать вами данным способом. Старайтесь быть мудрее и делать все, чтобы не ругаться матом самим и не погружать малыша в подобное общество.

Ругается матом младший школьник

Детки немногим старше 6 лет стараются всегда и во всем подражать взрослым. Особенно это касается родителей, которым необходимо внимательно следить за своим лексиконом. Зачастую, если в семье к нецензурным словам у всех негативное отношение, то мама и папа начинают винить во всех проблемах друзей ребенка или сверстников в школе. Однако это не всегда может оказаться действительно так.

Возраст 6-8 лет – тот период, когда дети проявляют свою индивидуальность. Они могут начать ругаться матом, просто пробуя в своем лексиконе новые непривычные слова, как бы прочувствовав их звучание и реакцию на них окружающих. Младшие школьники уже достаточно взрослые, чтобы понять значение всего того, что говорят в матерном контексте. Иногда это способ показать так называемую «крутость» или «брутальность», не быть белой вороной, если вдруг другие ребята в классе начали ругаться. Обычно, немного повзрослев, дети теряют эту привычку спонтанно.

Немаловажным является и половое взросление детей в возрасте 6-7 лет. Они уже не только знают многое о себе, но и понимают, чем отличаются мальчики и девочки принципиально. Сексуальная тематика, хоть и в шуточной форме, проскальзывает иногда в их разговорах. А ругаться матом – это во многом произносить интимные слова. Часто ребенок не понимает настоящего значения слова и произносит его, не считая матом то, что говорит.

А есть детишки с так называемым оральным вектором, которые рано и интенсивно начинают говорить, при этом целыми словами и предложениями – таких малышей рождается всего 5% из 100. Ругаться матом для них – почти всегда обычное дело, поскольку они хватаются за любые фразы, которые слышать на улице, в общественном транспорте или школе. В этом случае необходимо сделать совершенно другой подход к решению проблемы – отучить ребенка ругаться становится задачей не родителей, а психолога.

Ругается матом подросток

В наше время подросток, который не ругается матом – скорее исключение. Особенно это касается мальчиков. Показательные крепкие слова в лексиконе делают ребенка, по его мнению, взрослым – он так чувствует себя увереннее. Иногда мат для подростка становится способом самозащиты или источником выплеска негативных эмоций, которые в таком возрасте колеблются из крайности в крайность. Именно поэтому психологи считают, что посещение спортивных секций, бассейна, активные нагрузки, которые забирают нужное количество энергии, подавляет желание ругаться матом.

Еще одна возможная причина – поведение кумира. Известные киногерои, спортсмены, даже политики становятся для детей эталонами для подражания. И если любимчик вашего ребенка ругается матом – ищите проблему в этом ключе, здесь делать нужно что-то с самооценкой, поднимать собственный авторитет перед своим чадом или доказывать ему, что он сам себе – кумир.

Дети ругаются матом — что делать НЕЛЬЗЯ

Иногда в порыве злости на ребенка родители грозят ему за нецензурную брань сделать что-то обидное или болезненное. И ладно, если это безобидный билет в угол, где малыш останется наедине с самим собой, а если нечто серьезное? Ни в коем случае не делайте следующего в отношении ребенка, который вольно или невольно ругается матом:

  • Нельзя бить вообще. В частности, некоторые родители бьют детей за брань по губам или моют с мылом рот, как бы отчищая от всякой «грязи». Дети ругаются матом — что делать? Держать себя в руках, в первую очередь. Подумайте об эмоциональном состоянии ребенка, его уязвимой самооценке, впечатлительности. Жесткие меры могут привести к .
  • Нельзя при ребенке эмоционально рассказывать кому-то о том, что он ругается матом и как вы намерены его отучать и объяснять, что так делать нельзя. Это акцентирование внимания, которое только усугубит положение. Особенно не стоит смеяться над матом – ребенок сделает многое, чтобы снова поднять вам настроение.
  • Нельзя ругаться самим и запрещать это делать ребенку. Таким образов вы делаете акцент на взрослости матерных слов. Чтобы скорее вырасти, дитя будет ругаться в удвоенном режиме.
  • Нельзя стыдить ребенка за мат, особенно прилюдно. Это всегда тяжело воспринимается и может нанести тяжелую психологическую травму.
  • Нельзя ругать ребенка за первое же услышанное матерное слово. Быть может, вам показалось или это случайная оговорка. Очень может быть, что малыш сказал и забыл. Мат и грубая речь в принципе – это нечто похожее на вредную привычку. И одно неверное слово не делает ребенка ярым матюкателем. Делать из мухи слова в данном случае и отучать материться – это понятия из разных «весовых» категорий.
  • Нельзя просто запретить ребенку ругаться матом. Важно объяснить, почему ругаться матом – некрасиво, плохо. Объяснить стоит и то, что означают сказанные им слова. Конечно, не стоит это делать очень доходчиво – подберите правильные слова, которые охарактеризуют и не станут «вишенкой» на матерном торте. Например, так: «Когда ты говоришь это слово человеку, ты его очень обижаешь, называешь плохим. Мы тебя любим и хотим слышать от тебя только хорошие слова».

Подойти к вопросу воспитания, чтобы отучить ребенка ругаться матом, нужно рационально. В первую очередь, вы сами должны стать примером, на который захочется ровняться. Веский аргумент: «Ты когда-нибудь слышал от меня такие слова? А знаешь, почему не слышал? Говорить их – ниже моего достоинства. Мат не украшает речь, а портит ее. Друзья и одноклассники к тебе станут относиться плохо, если ты не прекратишь ругаться матом. Я хочу тебе помочь и подсказать, как важно научиться говорить красиво».

Дети ругаются матом — что делать НУЖНО?

Меры, которые вы можете принять, если ребенок стал ругаться матом, отличаются в зависимости от возраста, конкретной ситуации. Но все же можно свести их к одному примерному шаблону:

  • Изоляция от источников «неблагозвучия». Делать так, чтобы чадо совсем не выходило на улицу, конечно, не нужно. Но вы в силах не брать ребенка с собой в общественные места, где вероятность услышать мат очень велика: спортивные бары, пивные, гаражные кооперативы, СТО и прочие.
  • Первое матерное слово оставьте незамеченным. Оно не означает, что ребенок ругается матом – паника тут ни к чему, особенно, если малышу всего 2-3 года. Не реагируйте остро на брошенную фразу при посторонних. Сделайте озадаченную гримасу или изобразите на лице недоумение, но не ругайте, как бы вам стыдно при этом не было.
  • Часто дети просят сами, чтобы им объяснили значение того или иного слова. Это говорит о том, что они вам доверяют. Сделайте все возможное, чтобы донести до малыша негативную суть мата: плохое, обидное, некрасивое, грубое, недостойное. Второй вариант – сами попросите, чтобы он объяснил значение , которое вкладывает в слово. А уже на основе разъяснения сделайте выводы и постараетесь отучить ребенка ругаться матом, перевернув его представление о сказанном.
  • В случае, если мат – это способ выплеснуть негативные эмоции, предложите ребенку другой способ это делать. Например, нарисовать источник раздражения и скомкать лист. Или тоже говорить что-то, но не обидное, лишь характеризующее эмоции: «я очень злой», «как же меня это злит», «мне очень обидно».
  • Ребенок говорит, что остальные тоже ругаются матом, и считает это аргументом. Скажите, что красивая речь сделает его выше остальных, достойнее. С ним приятнее будет говорить. Если близкие среди друзей дети ругаются матом — что делать с этим, должны думать их родители, но вы в силах подсказать им существующую проблему.
  • Если мат – «фишка» авторитетного человека для вашего малыша, попробуйте ему невзначай предложить нового кумира , который ведет себя кардинально иначе. Так он сам отучится ругаться.
  • Сравните привычку ругаться матом с чем-то мерзким – например, с ковырянием в носу или почесыванием попы. В форме сказки для малыша можно придумать историю, где мальчик или девочка ругались матом, говорили плохие слова, и от этого у них плохо пахло изо рта, с ними никто не хотел дружить и общаться. Или можно придумать игру, в которой каждое нецензурное слово будет неким антибонусом. Например, 10 минут, которые вы вычтете из времени на прогулку. А день без подобных слов как-то поощрается.
  • Пустите в ход корректирующие игры . Дети любят магию и очень часто верят в какую-то магическую силу. Предложите написать на листке бумаги все плохие слова, которые ребенок знает, а потом сожгите его или разорвите на мелкие кусочки со словами «Теперь их больше нет». Еще один вариант – зайти в лес и дать возможность ребенку прокричать все известные ему плохие слова в чащу, тем самым отпустив их навсегда. Играть можно и иначе. Пусть дети придумают для себя какой-то тайный язык. Например, к каждому слогу в слове добавляется слог с той же согласной, но фиксированной гласной: «Солобалакала» — «Собака». Или слова-перевертыши: «Акчур» — «Ручка». Или «ферверский» язык, который использовал Калле-сыщик, герой Астрид Линдгрен. Он прибавлял перед каждым слогом в слове «фер»: «фер-Колфер-Бафер-Са» — «колбаса», «фер-Лофер-Шадь» — «Лошадь».
  • Кардинальный метод отучить ребенка ругаться матом – отвести его к психологу или нейропсихологу.

Дети ругаются матом — что делать? Будьте внимательны к своему ребенку с маленького возраста. Ведь мат чаще всего становится одним из действенных способов привлечь ваше внимание. Делайте свою речь вместе с ребенком и ради него красивее. Лучший метод – собственный положительный пример во всем. Малыш должен видеть, что с вами приятно общаться другим людям, потому что ваши слова всегда чисты, вы говорите с улыбкой и открыто. Взаимопонимания вам!

Произнесенное ребенком матерное слово может прогреметь, как гром среди ясного неба. Такая проблема случается даже в самых интеллигентных и благополучных семьях, в которых вообще не звучит нецензурная лексика. Источники, из которых сын или дочка может почерпнуть «знания», – телевидение, интернет, соседи, друзья и так далее. Что делать в такой ситуации родителям? Реакция должна быть адекватна возрасту ребенка и обстоятельствам, в которых было сказано ругательство.

Родителей матерное слово из уст ребенка может по-настоящему шокировать

Мат – насколько все плохо?

Можно ли ребенку употреблять в речи маты? Дурно это или нормально? Дать ответы на эти вопросы способны только его родители. В некоторых семьях на «матерном языке» разговаривают все и считают, что так и должно быть, это никого не касается. Однако большинство людей воспринимает нецензурную лексику негативно, особенно из уст ребенка.


Нужно объяснить ребенку, что матом ругаются недалекие и неуверенные в себе люди

Причины нецензурщины и реакция на нее специфичны для каждого возраста. Стоит отметить, что временные границы носят ориентировочный характер, поскольку психоэмоциональное созревание каждого ребенка индивидуально.

От 2 до 5 лет: что делать с маленьким «болтуном»?

Мат, произнесенный ребенком в 2 года, чаще всего является результатом речевого подражания. Услышав новое слово от разгневанного папы или проходившей мимо тети, малыш повторяет его, абсолютно не понимая смысла. В такой ситуации лучше всего никак не реагировать. Важно не рассмеяться и не умилиться, иначе кроха будет стараться радовать родителей, продолжая повторять забавное для всех выражение. Категорически нельзя ругать его. Он просто не поймет причину этого. Кроме того, это приведет к заострению внимания на проблеме.

В 3-5 лет малыш уже может уловить эмоцию, с которой был произнесен мат, и сделать для себя вывод, что это слово следует говорить тогда, когда на кого-то или на что-то злишься. Кроме того, дети в данный период примеряют на себя разные модели поведения, тестируя реакцию родителей и проверяя границы дозволенного.

Сыну или дочке в 3-4 года нужно сказать, что подобные фразы являются грубыми ругательствами и обижают окружающих. Следует сделать спокойное и строгое внушение: «У нас в семье такие выражения не произносят».


Нужно спокойно и корректно объяснить ребенку, что в его семье такие слова не используются

Если инцидент произошел в присутствии других людей, не стоит немедленно реагировать, а тем более – стыдить ребенка. Желательно перевести разговор в другое русло или пошутить. Воспитательную беседу лучше провести в спокойной обстановке без посторонних.

От 5 до 8 лет: как образумить бранящегося?

В 5-7 лет мотив для ругани в детском саду (в школе) или дома – желание привлечь внимание родителей. Разумеется, сквернословие вызывает негативную реакцию, но для малыша, которому не хватает участия в его жизни со стороны мамы и папы, крики, возмущение и наказания являются проявлением внимания.

С сыном или дочкой нужно поговорить о поведении. Пусть ребенок объяснит, что он на самом деле хочет сказать, когда произносит маты, как он понимает их смысл. Вполне вероятно, что наследник не до конца осознает, что именно означают нецензурные выражения. Важно донести, что произносить такие слова дурно.

Родителям обязательно следует проанализировать, как часто они общаются с ребенком, как выстраивают отношения. Если коммуникация сводится только к бытовому обслуживанию, проверке домашних заданий и «чтению моралей», то желание малыша привлечь внимание вполне законно. Стоит интересоваться увлечениями ребенка, беседовать с ним о его переживаниях, проводить досуг вместе.


Если в семье ребенок предоставлен сам себе, результаты этого могут быть неутешительными

В 7-8 лет чадо переживает кризис, проявляющийся в стремлении к самостоятельности. Ему необходимо разумное расширение границ свободы. Если родители продолжают предъявлять жесткие или противоречивые требования, то это неизбежно приводит к протесту, который иногда выражается в произнесении грубых слов. Следует постепенно снимать всеохватывающую опеку, предоставлять право выбора, но продолжать мягко контролировать ребенка.

Еще одной причиной нецензурной лексики в речи наследника может быть неумение выражать гнев по-другому. Его необходимо учить контролировать свои эмоции:

  • пусть произнесет, что именно его не устраивает, на что/кого он злится - разумеется, без нецензурщины;
  • важно выразить ему свою поддержку;
  • следует узнать у отпрыска, какой цели он хочет добиться в данной ситуации, помочь в ее реализации или предложить альтернативу.

Главное, чтобы ребенок знал: он не должен стыдиться своих эмоций и может рассчитывать на родителей. Следует научить его справляться с гневом без оскорбления других людей.


Гнев - нормальная эмоция, однако выражать ее необходимо без нецензурных слов

От 8 до 10 лет: как отучить ругаться?

В 8-10 лет дети часто выбирают себе образец для подражания, причем не всегда положительный. Это может быть друг, герой фильма/мультфильма, певец. Если «идеал» матерится, то ребенок будет следовать его примеру, желая казаться таким же взрослым, сильным, мужественным или веселым.

Задача родителей в такой ситуации – объяснить, почему нельзя ругаться. Не стоит «втаптывать в грязь» героя. Лучше сказать, что выбранный ребенком образец обладает определенными положительными чертами, но у него есть и недостатки, например, употребление нецензурных слов. Важно акцентировать внимание на том, что один из атрибутов взрослости – самостоятельность в формулировании мнений и принятии решений, а не слепое подражание «идеалу». Стоит попытаться натолкнуть его на выбор другого образца. Кроме того, важно следить за тем, какие фильмы, передачи и мультфильмы смотрит отпрыск.

Если десятилетний ребенок ругается матом, он может таким образом компенсировать свою неуспешность в одной из сфер социальной жизни: у него не складываются отношения с родителями, одноклассниками или не получается хорошо играть в футбол. При этом он слышит критику и упреки. В его голову закрадывается мысль: «Раз все считают меня плохим, я стану таким». В результате в его речи появляются нецензурные слова.

Родителям необходимо поднимать самооценку отпрыска, признавать его успехи, помогать ему налаживать контакты, а также перестать «прессинговать» его. Например, если комната сына находится в ужасном беспорядке, нельзя обзывать его неряхой и лентяем. Лучше сказать ему о своих чувствах: «Меня расстраивает, что ты до сих пор не сделал уборку».


Иногда детский мат - способ самоутвердиться и доказать свою значимость

От 10 до 16 лет: как найти общий язык?

В подростковый период дети ругаются матом с целью самоутверждения среди сверстников и вливания в коллектив. Ребенку кажется, что его не примут и не поймут, если он не будет употреблять «крепкие словечки» в личном общении с приятелями или в социальных сетях.

Для ребенка в 10-14 лет мат – способ защиты от враждебного мира. За нецензурными словами он скрывает свои слабости и страхи. Ему кажется, что произнося маты, он становится взрослее, а также внушает страх и уважением окружающим.

Мат может быть формой проявления агрессии. Психологи считают, что это нормальный этап в развитии личности, каждый ребенок должен его пройти. Не выплеснувшаяся в свое время агрессия способна привести к различным психологическим проблемам в будущем.

Если у ребенка нет особых сложностей в семье или в коллективе, то к 14-16 годам необходимость в нецензурных словах отпадает сама по себе. Он употребляет грубую лексику все реже, обычно для выражения эмоций, а затем его речь очищается.


Если подросток живет в благополучной семье, то примерно к 16 годам его речь очищается

Что делать родителям, если отпрыск в детском или подростковом возрасте начал ругаться? Способы коррекции поведения зависят от возраста чада, его характера и психоэмоционального состояния, но есть некоторые общие рекомендации:

  1. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не слышал мата от окружающих людей, прежде всего от родителей. В противном случае объяснять ему что-либо бесполезно.
  2. Во время разговора о матах следует обратить внимание отпрыска на то, насколько плохо они звучат, как неприятно их слышать. Важно указать, что обычно мат является частью речи тех людей, которым не удалось достичь успеха в жизни. Однако не нужно обобщать – одно нецензурное слово не делает из ребенка преступника или маньяка.
  3. Если с чадом была проведена воспитательная беседа, но он продолжает ругаться, имеет смысл наказать его, но не слишком жестко. Например, стоит лишить его просмотра мультфильма. При этом надо четко объяснить, почему он наказан.
  4. Отучить подростка от ругательств сложнее всего. Строгие меры обычно только усугубляют проблему. В этом случае важно установить доверительные отношения с сыном или дочкой, провести разговор «по душам», попытаться разобраться, почему он ругается, предложить другие способы коммуникации.
  5. Оригинальный способ борьбы с матом – превращение его из «запретного плода» в доступный. Возможный вариант действий – дать ребенку почитать словарь ненормативной лексики.

Употребление мата в речи можно сравнить с зависимостью. Она менее разрушительно воздействует на организм, чем никотин или алкоголь, но приводит к обеднению словарного запаса. Нужно следить за тем, что влияет на культуру речи ребенка, корректировать негативные моменты. Важно не просто запретить нецензурную лексику, а доступно объяснить, что в ней плохого и чем она может навредить. Если у родителей не получается самостоятельно справиться с проблемой, лучше обратиться к психологу. Устойчивое употребление матов ребенком указывает на сложности с самоидентификацией и коммуникацией в семье.

(3 оценили на 4,67 из 5 )

Матерные выражения и з уст ребёнка — факт неприличный и неприятный. Избавление от мата — тяжелая работа, которую придется проделывать в семье всем вместе.

Кого назначить виноватым?

Некоторые психологи утверждают, что основная причина употребления матерных выражений ребенком младшего возраста — это попытка привлечь внимание постоянно занятых родителей. Если верить этой теории, то маленький человек рассуждает так: если мама занята и не обращает на тебя внимания, то есть весьма эффективный способ — громко сказать что-то гадкое, грубое и неприличное, да ещё и в присутствии посторонних. Возможно, за выходкой последуют крики, нотации, а то и наказание. Но ребёнок же уже получил свою порцию внимания. Добившись таким способом желаемого, малыш будет пытаться повторить эту ситуацию ещё и ещё раз. Чаще всего он не понимает смысл выражения, ориентируясь только на реакцию взрослого.

Однако, это схема не единственная, и у каждой возрастной группы свои причины употребления мата.

Малыши от двух до пяти лет, скорее всего, используют бранные слова просто потому, что не понимают, что эти слова чем-то отличаются от других, обычных. Этому возрасту свойственно речевое повторение, подражание. Поэтому, если ребёнок где-то услышал крепкое словцо, он без всяких сомнений и переживаний будет использовать его и в своей речи. Потребность малыша — копировать взрослый мир.

Совет родителям: внимательно следите за своей речью, если рядом с вами ребёнок.



Когда малыш становится старше, он может использовать мат в качестве протеста, матерное слово — проявление своеволия и непослушания. Ребёнок уже понимает, что нельзя, но произносит, бунтуя против того «как следует, как принято». Сам смысл бранных слов ребёнка в возрасте пяти-шести лет ещё не слишком интересует.

Совет родителям: вы должны понимать, против чего конкретно бунтует ваш ребенок, и уметь с ним по этому поводу договариваться.

Дети младшего школьного возраста уже прекрасно понимают, в каких случаях ругаться допустимо, а в каких — очень нежелательно. До 12-13 лет школьники пользуются матерными выражениями, вероятно, для самоутверждения, в качестве попыток подражать старшеклассникам и выглядеть взрослее. Ругаясь матом, дети такого возраста часто ощущают себя увереннее и зачастую считают, что таким образом можно заслужить уважение.

Агрессия как норма?

Издавна к матерным словам относились не только как к оскорбительным, но и как к защитным. Для подрастающего ребёнка — мир часто враждебен и страшен, поэтому он, как может, пытается научиться защищаться. А нападение всегда считалось неплохой защитой. Матерная ругань — это попытка скрыть свою уязвимость и слабость.

Здесь следует отметить, что многие психологи считают, что агрессия — один из необходимых этапов развития человека. Поэтому агрессивные матерные выражения в определённом возрасте — это указатель того, что с развитием у маленького человека проблем нет.

Если в определённом возрасте у ребенка появилась агрессия, а он не проявил и не выплеснул ее, то его, вполне вероятно, ожидают в будущем психологические проблемы. Есть даже мнение, что, если младший школьник в 7 или 8 лет ни разу не произнёс бранного слова, это может быть тревожным звоночком, свидетельствующим о том, что он плохо воспринимает, слышит или разбирает то, что говорят окружающие.

Совет родителям: разумеется, поощрять употребление мата и радоваться ему («вот, мол, какой у меня ребеночек уже взрослый») — нельзя. А вот успокоить себя, что произошло то, что происходит у всех, и теперь с этим нужно что-то делать — можно.

Как же реагировать?

Лучшим способом профилактики употребления бранных слов и жаргонизмов ребёнком детсадовского возраста является полное ограждение от них. Желательно, чтобы в присутствии малыша такие слова не употреблялись в принципе.

Совет родителям: бывает, что окружающие взрослые (родственники, соседи) не понимают, почему вдруг им нельзя ругаться. В этом случае можно сказать: «Мы просим при ребенке не ругаться».

Если маленький ребёнок употребил неприличное выражение, имеет смысл в первый раз вообще не заострять на этом его внимания, но понаблюдать за его дальнейшей реакцией. Если ребёнок и не ждёт какой-то особой реакции на произнесённое слово, скорее всего, он это словечко где-то случайно услышал. И оно, с большей вероятностью, также скоро и забудется само собой.

Совет родителям: если же ребёнок ждёт после произнесения матерного слова выраженной реакции от взрослых, это значит, что он понимает — выражение это особенное, его применение отличается от других. Скорее всего, он в скором времени повторит жаргонное выражение или же просто забудет про него, решив, что слово — обычное и ничем не выделяется.

Если малыш употребляет мат при посторонних, то это достаточно неприятная ситуация, поэтому первая реакция родителя — сразу же её пресечь и наказать малыша. Психологи не рекомендуют проводить разбирательство и воспитательные беседы в эмоционально взвинченном состоянии.

Совет родителям: сделайте вид, что произошла случайная неприятность, и оставьте разборки на время, когда вы успокоитесь.

Бывает так, что ребёнок просит родителей объяснить, что же означает непонятное слово. В этом случае лучшим вариантом будет спокойное объяснение того, что такое слово — ругательное и плохое, и повторять его не нужно.

Совет родителям: малыш должен понять, что такие слова очень огорчают всех, кто их слышит.

В том случае, если матерные слова ребёнок произносит в моменты эмоционального напряжения, нужно обязательно сказать ему, что его эмоции понятны и объяснимы. Запрещать выражать негативные эмоции, и особенно гнев, ни в коем случае не следует. Но нужно предложить другие слова.

Совет родителям: желательно предложить другой, менее неприятный окружающим способ выражения эмоций. Например: «В следующий раз, когда тебе будет больно, просто скажи "Мне больно, помогите мне"».



Если ребёнок достаточно большой, а «нехорошие» слова используются им регулярно, можно предложить ему полистать словарь обсценной (бранной) лексики или какую-либо статью, тема которой касается сленговых и матерных выражений. Вполне вероятно, что, полистав такой словарь, ребёнок перестанет относиться к мату как к чему-то эпатирующему.

Совет родителям: скорее, такой способ подходит для подростков. Скажите подростку: «Эта лексика изучается учеными для того, чтобы научить людей обходиться без нее».

Бывает так, что ребёнок объясняет своё пристрастие к матерным выражениям тем, что так разговаривают все окружающие. В этом случае стоит объяснить ему: сквернословие — такая же вредная привычка, как например, курение. Но если сигарета действует на физическое здоровье, то мат действует на культуру речи и портит полноценное общение.

Совет родителям: посоветуйте ребенку (подростку) другие способы выделиться.

Если причина мата из уст ребёнка заключается в стремлении показать себя более опытным и «крутым», то стоит задуматься, не слишком ли родители ограничивают ребенка, дают ли они ему проявлять самостоятельность и чувствовать себе повзрослевшим.

Совет родителям: если ребенок матерится, то это может быть свидетельством либо вашего крайнего попустительства, либо, наоборот, гиперопеки. И то, и другое — плохо.

Если ребёнок матерится потому, что подражает какому-то значимому для себя авторитету, бороться с такой ситуацией достаточно сложно. Эффективный вариант борьбы с матерными выражениями — предложить сыну или дочке обратить внимание на других, не менее значимых людей, которые не употребляют мата.

Совет родителям: например, скажите ребенку: «Да, наш сосед сказал плохие слова, а вот писатель, книжка которого тебе понравилась, никогда не ругается матом».

Ещё один достаточно сложный для исправления и коррекции вариант — когда подросток продолжает разговаривать с частыми матерными включениями, причём делает это непроизвольно. В этом случае имеет смысл сходить на консультацию к неврологу для исключения заболеваний нервной системы.

Повзрослевшему ребенку уже можно объяснить, что мат — «маркер» социально неблагополучных слоев населения. Те, кто хочет вести успешную, безопасную, благополучную жизнь, — должны заранее от него отказаться. Да, у «таких выражений» есть определенные функции — выразить агрессию, показать взрослость, выделиться из толпы и т. д., но нужно уметь это делать другими способами. Если научиться заявлять о своих потребностях, проблемах по-другому, то мат станет попросту не нужен.

Не следует запрещать ребёнку произносить матерные слова, если сами вы продолжаете, пусть даже изредка, их употреблять. Если мат в разговоре использовать нельзя, это значит, что нельзя никому.

Будьте осторожны, ругая или наказывая ребёнка за произнесённое некультурное слово, особенно если это происходит в присутствии других людей. Так вы можете нанести глубокую травму.

Не следует резко запрещать произносить те или иные слова без объяснений. Немотивированный запрет вряд ли даст позитивный результат.

Если родители, наказывая малыша, утверждают при этом, что такие слова можно произносить только взрослым, ребёнок может решить, что ему следует как можно быстрее подрасти, а достичь этого можно как раз с помощью частого и громкого произнесения бранных слов.

Иногда можно решить проблему матерных выражений, просто изолировав ребёнка от ругающейся матом компании, переведя его в другой класс или школу. Это выход, но ненадолго. Ведь нельзя полностью исключить нежелательные формы общения: в сознательном возрасте ребёнка вы не сможете это сделать, а значит, таким образом вы не решаете проблему, а только прячетесь от неё. Придется все-таки объяснить ему вред ругательных выражений.

Текст: Родион Чепалов, психолог

Статьи по теме: