Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности. Создание развивающей среды

Детское творчество научает ребенка
овладеть системой своих переживаний,
побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению.
Л.С. Выготский

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность.

Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании) .

Необходимо целенаправленное обучение художественному творчеству и создание условий для полноценного эстетического развития и формирования художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.

Условия:

  • приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной
  • содержание образования должно быть интересным для детей, строиться на основе интеграции видов искусства, формировать художественно-творческие способности, использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении
  • необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми
  • включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации
  • во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и оборудования для работы детей
  • создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье
  • осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей
  • воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать свободу в реализации замысла каждого ребёнка
  • использование регионального материала в ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Занятия лепкой являетсч одним из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем летали: в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана) . Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами. Правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизме-нения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта различных видов связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом. Каждая из рассмотренных форм организации творческой деятельности может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Анастасия Замотаева
Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Справка

о наличии собственного инновационного опыта

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

воспитателя Замотаевой Анастасии Владимировны

Выбор темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» возник не случайно, так как мне близка эта тема (в своё время я окончила художественную школу). Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Поэтому очень важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, необходимо знать его личные творческие способности.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников.

Также, я веду кружок «Пластилиновая картинка», который развивает все навыки изобразительного творчества, моторику рук, фантазию.

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Я никогда не акцентирую внимание на то, получилось у ребёнка или нет. Мы с ним обговариваем что он хочет нарисовать, как хочет и т. п. В результате ребёнок всегда остаётся довольным своей работой. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Концептуальность. Исходя из этого, следует, что многим детям необходим индивидуальный подход для раскрытия таланта. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

Теоретическая база опыта.

Я тщательно изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н. А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Р. Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий"; Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. Также я активно изучаю информацию в интернете, ищу что-то новое, интересное.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом составляет 2 года.

На первоначальном этапе я проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностировала детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи.

По результатам диагностики я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

На втором этапе работы я провела практические мероприятия:

Организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье;

Экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк);

Организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами, создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

Разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

Создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности;

Консультирование и просвещение родителей;

Организация совместной творческой деятельности детей и родителей (выставки, конкурсы).

На третьем этапе я провела анализ результатов, подвела итог работы.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Я определила цели своей работы:

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Поставила следующие задачи :

Расширять представление о многообразии техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с различными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Оптимальность и эффективность средств.

В своей работе я использовала следующие формы работы - подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, общая организационная деятельность, свободная.

Применяла такие методы - словесные, наглядные, практические, игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы .

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды, уголка эстетического восприятия, художественного фонда – коллекций жанров живописи (портрет, памятники, сказочно-былинный жанр, натюрморт, книжная графика, пейзаж).

Приготовила для детей следующие игры: «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение?»; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. д.

Результативность опыта.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника , что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Возможность тиражирования.

Свой материал по изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайтах:

http://дошкольник. рф/profile/userprofile/86059.html

http://www.сайт/users/az10031981

Также, своим опытом работы я делюсь с педагогами ДОУ.

Наличие обоснованного числа приложений: представлены приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и методы работы с воспитанниками по изобразительному творчеству.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

    замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

    за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

    без труда ассоциировать отдаленные понятия;

    стремление познавать;

    применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

    целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

    самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

    образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Одним из важных моментов для развития творческих способностей детей является интеграция видов изобразительной деятельности, что дает возможность находить свои варианты и способы изображения. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) – один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, условия обеспечивающие сочетание занятий разного вида. Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника и именно она дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, обилие изобразительных материалов на одном занятии дает возможность создать «живой» образ. Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность проведения с детьми работы по изобразительной деятельности.

Методологически важным в связи с этим является то, что в процессе взаимодействия со взрослым ребёнок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических оснований, так и в достижении новых возможностей развития.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить, об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей.

Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности формировании личности и положении Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельности взаимосвязь воспитания, обучения, творчества. В связи с этим большое внимание надо уделять развитию самостоятельности, представление им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражение личного опыта. Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием. Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Большей частью замысел у ребенка оформляется в процессе рисования. Даже в тех случаях, когда замысел предложен воспитателем, воплощение его в рисунке не дает совершенно одинакового результата у всех детей. Рисунки индивидуальны, отражают творческий потенциал каждого ребенка.

Творческие способности в передаче изображения зависят и от того, насколько хорошо дети владеют доступной им техникой рисования.

Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

Шелудько Юлия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №251
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Отчет о самообразовании
Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Дата публикации: 03.09.2018
Раздел: дошкольное образование

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

деятельности ».

Отчет по самообразованию

Тема:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

деятельности».

Цель:

Развиватьпотребность к созданию нового, необычного

продукта творческой деятельности

Обогащать творческие стремления детей преобразовывать мир, развивать в

детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность,

индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Задачи:

Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Формировать эстетический вкус. Развивать творчество, фантазию.

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник

рисования.

Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Формировать умение работать коллективно и радоваться результату

совместной работы.

Если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной

деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то

формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для

ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок

отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную

фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции

составляют основу психического здоровья и эмоционального

благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего

настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес

ребенка к изобразительному творчеству.

Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого

ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность

проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и

развивающие игры; папки с рисованием по схемам, различный

иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”,

“Филимоновские”, “Жостово” и др, создала условия для самостоятельной

деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены

подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Во время работы

пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,

неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту,

приносить людям радость.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который

вызывает у него радость, изумление, удивление. И я выбрала направлением в

своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Всю

работу строю в определенной системе, использую традиционные и

нетрадиционные формы. Творчество - это деятельность в процессе которой

создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а

также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения.

Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и

интегрированные занятия. Тематика таких занятий направлена на

формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на

воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться

его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование

нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство, поможет

преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым,

непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование

необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям

ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень

эффективный(сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей.

Нетрадиционные способы изображениядостаточно просты по технологии и

напоминают игру. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию

воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы

изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно

решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных

техник изображенияне утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая

активность, работоспособностьна протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому

необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как

можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной

жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие

способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует

со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитиипроходит путь от элементарного

наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа

адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом,

необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит,

слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его

воображения.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей

интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую

активность. «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений

он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит

на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок

абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания

материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник

является универсальность их использования. Технология их выполнения

интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому,

нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и

самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детейв моей работе были

использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

«Мой аквариум» в технике витражное рисование, используя коробочку от

дисков, ватные палочки, гуашь.

"Рыбки золотые" пластилинография

"Паровозик из Ромашково" коллективная работа: рисование детьми на

отдельных дощечках вагонов с последующим добавлением элементов в

технике аппликация.

"Рыжий кот" рисование от пятна

"Мальва" аппликация, коллективная работа

"Рябинка" отпечатки листьев красками, ягодки ватными палочками

"Снеговик" рисование на цветной бумаге белой краской

"Масленица" коллективная работа, элементы выполнены с использованием

элементов Дымковской и Тверской игрушки

"Дерево в цвету" аппликация из пуговиц

Рисование ладошками

"Волшебные цветы" раскрашивание акварелью по рисунку, сделанному

восковыми мелками

"Выставка кошек" обрывание бумаги

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его

разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих

способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар.

науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С.

Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т.

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Применяя определенные приемы и техники, включаясь вместе с учениками в мир увлекательных фантазий, изобретая и воплощая удивительные сюжеты, места, неведомых зверей, родители и педагоги поддерживают творческую искру будущих школьников.

Становление гармоничной, здоровой личности невозможно без развития эмоциональной сферы, воображения. Поощрение проявления творчества в детстве – весомый вклад во взрослую жизнь человека, ведь любое дело принесет удовольствие, станет успешным, если вложить в него душу, проявить особый подход к его воплощению.

Умение фантазировать, воображать, создавать необычное играет важную роль в жизни ребенка – через творчество он самовыражается, показывает свой внутренний мир, открывает душу. Накопление опыта, особенно эмоционального становится важнейшим условием развития воображения – дочка или сын получает информацию (знания, умения, навыки), вместе с этим совершенствуются его мышление и память, затем ребенок учится комбинировать и применять полученный опыт в других сферах своей деятельности. Значение творчества в становлении гармонично развитой личности достаточно велико – доказано, что уровень общей интеллектуальной одаренности человека напрямую коррелируется с уровнем креативности.

Какие качества имеют в виду психологи, когда говорят о творческих способностях детей?

  • Желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы.
  • Умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу».
  • Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности.
  • Умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом.
  • Развитая интуиция, способность угадывать.
  • Проявление инициативы.
  • Умение использовать опыт – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения.
  • Решение задач новыми способами.

Эти свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни маленького человека.

Развитие воображения на разных возрастных этапах

Тяга к созиданию, творческой деятельности, желание фантазировать и сочинять появляется у ребёнка в возрасте двух-трех лет. Согласно возрастной психологии, развитие творчества проходит несколько этапов:

  1. Маленькие люди до двух лет выражают свой потенциал самыми простыми способами: танцуют, увлеченно рисуют «каляки-маляки», художественно раскидывают сложенное мамой белье. По факту, любая разрушительная деятельность для годовалого карапуза является творчеством. Иногда родителям стоит выдохнуть и дать ему проявить себя таким нестандартным образом.
  2. На три-четыре года приходится пик активности развития и проявления творческих способностей учеников. Появляются сюжетно-ролевые игры, процесс созидания и фантазирования становится более осознанным.
  3. Пяти-шестилетки способны усваивать огромное количество информации, в этом возрасте на благодатную почву ложатся более сложные задания, упражнения и игры, направленные на стимулирование творческой «жилки».
  4. Дети семи-восьми лет начинают обучение в школе, где происходит целенаправленное развитие креативного мышления в различных сферах.

Раннее дошкольное детство – с 3 до 5 лет – часто «выпадает», оставаясь незадействованным. Родители только недавно успокоились после первых сложных лет карапуза – освоения ходьбы, речи, приучения к горшку. Следующим важным этапом считается старший дошкольный возраст – подготовка к школе, когда нужно много заниматься, расти физически и интеллектуально. Однако роль этих трех лет в формировании характера, психических процессов, других особенностей личности ребенка очень важна. Именно сейчас в игровой форме можно заложить фундамент для полноценной мыслительной деятельности, богатого воображения, крепкой памяти, эмоционального комфорта.

Создание развивающей среды

В благоприятных условиях развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста происходит естественным путем, «само собой», без применения специальных методик и техник. Формированию творческих навыков способствуют доброжелательная среда, отношения, способы взаимодействия ребенка с окружающим миром:


Темпы творческого развития индивидуальны. Каждая семья отличается своим подходом к воспитанию, организацией быта, условиями жизни. Не старайтесь подгонять сына или дочку под определенные стандарты, вместо этого обратите внимание на то, к чему лежит душа вашего ребенка, и помогите ему реализоваться в этой сфере.

Приемы развития детского воображения

Умение фантазировать, придумывать, присваивать знакомым предметам новые неожиданные значения – все это характеризует высшую степень развития воображения. Малыши 2-7 лет овладевают навыками создания аутентичных образов, сочинительства, постепенно учатся применять все более сложные мыслительные операции. Одновременное совершенствование интеллектуальной, эмоциональной сфер и расширение опыта позволяют повышать общий уровень креативности. Стимулировать развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста помогают несложные приемы, которые можно использовать в любой совместной деятельности:


Психологи рекомендуют родителям заниматься креативной деятельностью вместе с отпрысками. Не нужно контролировать сына или дочь, подсказывать или следить, чтобы он правильно держал кисточку. Гораздо больше эффекта будет достигнуто, если все члены семьи сядут за одним столом и молча нарисуют каждый свою картину или займутся раскрашиванием одного большого панно, лепкой сказочного города, аппликацией. Такие занятия успокаивают нервную систему взрослых, создают приятный спокойный климат дома: малыш видит положительный пример родителей, которым тоже нравится творить.

Активное развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности происходит наиболее успешно, если в процесс созидания включаются родители. Совместное рисование картин, раскрашивание или работа с пластилином повышают мотивацию ребенка, наполняют творчество яркими эмоциями, сближают всех членов семьи.

Игры и занятия

Постепенное развитие творческого воображения у дошкольников начинается в самом раннем возрасте, однако наиболее благоприятное время наступает примерно с трех лет. Очередной кризис развития дает мощнейший толчок для приобретения новых навыков, умения применять их на практике, решать более сложные задачи. Совершенствование творческих способностей происходит как спонтанно, так и под чутким руководством взрослых. Дошкольные педагоги предлагают использовать следующие методы, игры и упражнения.

Игровая деятельность:

  • игры в слова: подбираем синонимы или антонимы, называем ассоциации;
  • настольные игры;
  • конструкторы, головоломки, мозаики;
  • «Угадайка»: мама кладет в коробочку какой-то предмет, ребенку предлагается угадать его, задавая уточняющие вопросы;
  • «Две стороны медали»: он должен рассказать о плюсах и минусах какого-либо явления или вещи (например, Новый год – хорошо, что это праздник, плохо, что он бывает редко);
  • «Крокодил»: участники по очереди показывают разных животных, остальные угадывают»
  • «Что, если…»: взрослый предлагает воображаемую ситуацию – а что, если автобусы начнут ездить задом наперед – ребенок фантазирует на заданную тему, рассказывает, как он видит дальнейшее развитие событий;
  • сюжетно-ролевые игры разнообразных сюжетов и содержания.

Развитию воображения и фантазии способствует ограниченное количество игрушек – ребенок вынужден придумывать, каким образом можно использовать один и тот же предмет, присваивать новые функции давно знакомым атрибутам игры, наделять их разными необычными свойствами. Оперируя немногочисленным набором игрушек, ребенок самостоятельно развивает умение нестандартно мыслить и искать креативные решения.

Литература:

  • читайте ребенку много, особенно, если сами это любите;
  • тщательно подбирайте содержание книг, смотрите на качество иллюстраций;
  • учитывайте интересы детей, их увлечения и характер;
  • познакомьте малыша со своими любимыми произведениями (учитывая его возраст);
  • попробуйте чтение по ролям;
  • разговаривайте о прочитанном произведении, обсуждайте героев, события, свои эмоции;
  • разбирайте значение незнакомых ребенку слов;
  • ходите в библиотеки, на литературные встречи, организуйте у себя дома коллективные чтения с соседскими ребятами;
  • читайте сами в присутствии девочек и мальчиков.

Музыкальные фантазии:

  • слушайте классическую музыку, фольклор, звуки природы;
  • учите смешные, веселые песенки;
  • танцуйте под свою любимую музыку, пусть даже это будет рок или хип-хоп;
  • приобретайте детские музыкальные инструменты;
  • включите музыку и попросите мальчика или девочку закрыть глаза, а после – рассказать, что он услышал в этой мелодии, какие чувства она вызвала, о чем была музыка;

Если малыш проявит интерес к песням и танцам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.

Актерские эксперименты:

  • ставьте семейные спектакли;
  • разыгрывайте сценки из прочитанных книг;
  • готовьте реквизит для вашего театра: шейте костюмы, оформляйте сцену.

Изобразительное искусство.


Поощряйте развитие творческих способностей у детей – не ругайте их за покрытую краской одежду, пластилин в волосах, изрисованные фломастерами руки младшего брата. Со временем ребенок научится творить аккуратно, соблюдать чистоту, а пока чрезмерное стремление родителей к порядку лишь огорчает карапуза, ставит подножку его искреннему творческому порыву.

  • Дайте ребенку пластилин – мягкий и твердый, красивых ярких цветов, изготовьте вместе тесто для лепки. Делайте картины из пластилина, размазывая его по плотной бумаге,
  • Покупайте наборы для аппликации, доверьте маленькому человечку ножницы, на начальном этапе можно просто позволить ему нарезать листы бумаги в хаотичном порядке. Используйте разные виды клея, картон и тонкую бумагу.

Занятия требуют регулярности. Не нужно делать все и сразу. Выберите наиболее приятные для вашей семьи занятия и уделяйте им 15-20 минут в день. Разрешайте малышу заниматься творчеством самостоятельно – обустройте рабочее место рядом с мамой. Многие упражнения можно делать по пути в садик, в качестве ритуала перед сном, на прогулке.

Влияние педагога и родителей

Родители, преподаватели, воспитатели показывают допустимые модели поведения, отношение к миру и собственной личности. Правильный посыл от взрослых – «делай, ты можешь, я в тебя верю, попробуй» — способен превратить застенчивого несмышленыша в открытого, смелого, дерзающего художника, настоящего творца.

Ошибка мам, пап и и педагогов заключается в нацеленности на результат без концентрации на процессе.

Учитель сосредоточивается на правильных ответах, соответствии учебной программе, отметках, баллах и процентах – успех измеряется количественными показателями.

Наставник, ставящий своей целью развитие, уделяет внимание построению процесса обучения, выстраивая его так, чтобы раскрыть индивидуальность учеников, их таланты. Такие учителя стремятся акцентировать внимание на сильных сторонах детей, одновременно «подтягивая» слабые, поощряют использование нестандартных подходов к решению задач, не ругают за то, что кто-то выбивается из общей картины.

Чтобы ребенок добился хороших результатов, школа и родители должны прийти к синергии, действовать сообща, придерживаясь одних и тех же принципов. Родители должны вдумчиво выбирать воспитателей для своих отпрысков. Отношение педагога к ребенку, его личности, особенностям, характеру, поведению – важнейший фактор влияния на обучающий процесс.

Статьи по теме: