Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

2 – младшая группа «Капитошка»

Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.

Информационная карта проекта

Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»

Наименование проекта: «Идем в детский сад»

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

Критерии эффективности проекта

1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.

4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.

5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.

Аннотация

Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

  • Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
  • Целеполагание проекта
  • Ожидаемые результаты реализации проекта
  • Механизм реализации проекта
  • Этапы и содержание проектной деятельности
    1. Подготовительный этап
    2. Основной этап
    3. Заключительный этап
  • План образовательной работы с детьми и родителями
  • Мониторинг проекта
  • Перспективы деятельности к завершению проекта

Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду

В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.

В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованы разнообразные помещения: физиотерапевтический кабинет, ингаляционный кабинет, физкультурно-музыкальный зал, который совмещен с залом ЛФК, «волшебная» сауна для развития и оздоровления воспитанников детского сада.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.

Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:

1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

3. релаксационные игры (песок, вода) ;

4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2. постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;

7. протекание адаптации (медицинская сестра).

В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Беседы.

Целеполагание проекта

Для реализации проекта я определила его общую цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;

3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Механизм реализации проекта

Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

Мониторинг проекта

При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.

Перспективы деятельности к завершению проекта

Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧПЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 “АЛЕНУШКА”

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Проект

по адаптации детей второй группы раннего возраста

«Будем знакомы»

Подготовила:

Воспитатель Пришляк Т.В

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»

Воспитатель Пришляк Т.В

1 младшая группа «

Проект "Будем знакомы " МДОУ детский сад

«Аленушка»

Вид проекта : краткосрочный.

Разработчик : воспитатель первой младшей группы участники проекта : дети 1 младшей группы , возраст : 2- 3 года; родители детей , посещающих 1 младшую группу ; воспитатели; медицинская сестра.

Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект « Будем Знакомы » .

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений :

строгий режим дня;

отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

новые требования к поведению;

постоянный контакт со сверстниками;

новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ .

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта .

Цель и задачи проекта

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта , потребовали применения соответствующих методов :

Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации ) ;

Анкетирование (родителей) ;

Наблюдения;

Продукты совместной деятельности детей и родителей .

Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :

процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;

создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;

оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;

выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители) .

Основные направления проекта

Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей .

Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

безболезненная адаптация ребенка к ДОУ , сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ ;

позитивное развитие отношений в детском коллективе;

повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей ;

снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период ;

вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям :

элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;

исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

релаксационные игры (песок, вода) ;

сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

постепенное заполнение группы;

гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей ;

сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;

информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт ;

осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра) ;

протекание адаптации (медицинская сестра) .

Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов :

1 этап. Подготовительный (организационный) :

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский ) :

знакомство с семьей ;

ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

информационная деятельность :

организованные тематические встречи;

беседы с родителями.

практическая деятельность :

совместные праздники, развлечения;

работа с детьми;

итог проекта . Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства » .

3этап. Заключительный (результативность) .

. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов :

приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей) ;

ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся , чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Сентябрь

Организационный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек» .

2. Ведение адаптационных карт .

3. Организация мини игровой зоны.

4. Игры с песком и водой.

5. Игры в сухом бассейне.

6. «Познание» . Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.

7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.

8. Сенсорные игры.

9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Диагностика вновь прибывших детей .

«Социализация» .

Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).

«Художественное творчество»

Рисование крупой, песком, манкой.

«Физическая культура»

Подвижные игры,

Хороводные игры,

Пальчиковые игры.

«Художественная литература»

Песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.

Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ :

Личные дела воспитанников.

Организация выставки с материалами об адаптационном периоде .

Родительская встреча « Адаптация ребенка к дошкольному учреждению »

Диагностическое обследование.

Анкетирование. Консультации :

а) «Готовим малыша в детский сад»

б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»

в) «Значение режима в сохранении здоровья детей »

г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

д) «Нужен ли ребенку дневной сон»

е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника »

Информационные листы-памятки с кратким материалом.

Основной Моторные игры для детей (двигательные)

«Социализация» ,

«Коммуникация»

Игры на формирование общения с взрослыми и детьми :

«Давайте познакомимся » , «Игра в гости» . Утреннее приветствие.

Беседы, рассматривание предметных картинок.

«Утро радостных встреч» .

Засыпание (колыбельная) .

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)

Музыкальные игры.

Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм : «Отведем дочку в садик» , «Больница»

Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья» .

Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)

3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей : «Физическая культура» ,

«Здоровье»

«Социализация» , «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Труд» , «Познание» ,

«Музыка» , «Чтение художественной литературы»

Показ настольного театра.

Показ кукольного театра.

«Познание»

Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут» , «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину) .

Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям .

Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства » .

Анализ деятельности.

Анкета для родителей (повторная, со всей группой)

Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант

1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)

а) здоровье ребенка; (8%)

б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;(42%)

в) самочувствие и перепады настроения; (6%)

г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)

д) ничего, все хорошо;(40%)

е) другое___

2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада :

А)Не знаю (5%)

Б)Знаю (85%)

В) Другое (10%)

3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?

А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)

Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)

В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)

Г) другое (0%) ___

адаптации

организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий : медицинских, педагогических и психологических.

Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы » прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации . Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации , воспитания и обучения детей . Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.

Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.

Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.

Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А.Сухомлинский.

«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он общается, играет, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо.

Участники проекта: заведующая ДОУ; педагог-психолог; медицинский работник; воспитатели групп раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей групп - №1, №2, №3, №4 (98 человек).

Целевая группа : Дети групп раннего возраста и их родители.

Сроки реализации : Август – декабрь 2014 г.

Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.

Этим определя-ются основные задачи , решаемые проектом:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Обучение воспитателей методам проведения групповых за-нятий в адаптационный период;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за-дачи комплексного развития детей :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной ак-тивности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность проекта

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.

Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: педагог-психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает до 100 детей раннего возраста, длительность этого проекта составляет 5 месяцев, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического.

Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.

Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де-тей, с уровнем привязанности ребенка к матери.

Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо-генетическими.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта;
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп раннего возраста;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Утро начинается с улыбки»;
  • разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.

2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

Задачи работы с родителями:

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Формы работы с родителями:

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Лектории, круглые столы, семинары-практикумы, Родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой ДОУ.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

6.Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения.

Задачи работы с педагогами:

1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.

2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

Формы работы с педагогами:

2. Круглые столы, семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.

3.Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:

В группах имеются центры развития:

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок ряженья (для театрализованных игр);

Книжный уголок;

Уголок для настольно-печатных игр;

Выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

Уголок природы (наблюдений за природой);

Спортивный уголок;

Уголок для игр с песком;

Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

План проекта

Период

Ответственные

Август

Юридическое оформление ребенка в ДОУ: заключение договора с родителями;

Организационное родительское собрание;

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

Анкета для родителей (социальная);

Памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей»;

Памятка для родителей «В детский сад с радостью»;

Занятие 1 «Как ходит и поет Петушок»

Занятие 2 «Идет коза рогатая»

Занятие 3 «Как бегает и лает Собачка»

Занятие 4 «Как мяукает и ходит Кошечка»

Занятие 5 « Зайка - попрыгайка»

Занятие 6 «Птичка летает»

Занятие 7 «Чудесный мешочек»

Занятие 8 «Кто в домике живет»

Занятие 9 «Рыбка плавает в воде»

Игровая деятельность:

Потешки «Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Как у нашего кота…»,

«Пошел кот под мосток…».

Игра «Иди ко мне».

Игра «Пришел Петушок и Собачка»

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей»

Музыкальная игра «Хоровод»

Игра «Покружимся»

Игра «Солнышко и дождик»

Игра «Поезд»

Упражнение «Ласковое имя»

Потешка «Ладушки, ладушки!..»,

Потешка «Петушок, петушок…»

Массаж: «Грибной дождь»

Релаксация

«Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста (перечень)

заведующая ДОУ

администрация, педагог-психолог,

медицинский работник

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

администрация,

Сентябрь

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Консультация «Улыбка малыша в период адаптации»;

Мини-лекция «Все формируется впервые»

Занятие 1 «Укладывает куклу Машу спать»

Занятие 2 «Кормление куклы Маши»

Занятие 3 «Купание куклы Маши»

Занятие 4 «Катание куклы Маши на машине»

Занятие 5 «Кукла Маша идет в гости»

Занятие 6 «Оденем куклу на прогулку»

Занятие 7 «Кукла Маша поет и пляшет»

Занятие 8 «Спектакль для куклы Маши»

Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;

Игровая деятельность:

Потешки «Большие ноги…»,

«Водичка, водичка…»,

«Баю-бай, баю-бай…»,

Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «По ровненькой дорожке»

Игра «Хоровод с куклой»

Игра «Солнечные зайчики»

Потешка «Тук, тук, кулачок»

Музыкальная игра «Вот так хорошо»

Музыкальное упражнение «Погремушка, играй»

Потешки для новичков

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадка»

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок»

Пальчиковая игра «Пальчики»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующая ДОУ

педагог-психолог

воспитатели

муз.руководитель

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

Октябрь

Юридическое оформление поступающих детей в ДОУ: заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Консультация «Питание детей раннего возраста в ДОУ»;

Консультация «Поиграй со мною, мама»

Консультация «Почему дети кусаются?»

Занятие 1 «Идет бычок…»

Занятие 2 «Наша Таня громко плачет…»

Занятие 3 «Слон»

Занятие 4 «Уронили Мишку на пол… »

Занятие 5 «Зайку бросила хозяйка…»

Занятие 6 «Идет коза рогатая…»

Занятие 7 «Сорока-ворона»

Занятие 8 «Петушок, петушок»

Сказка «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;

Игровая деятельность:

Игра «Поймай пузырь».

Песенка «Ладушки - ладошки»

Игра «Надувайся пузырь»

Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

Игра «Достань колечко»

Игра «Звени колокольчик»

Муз. игра «Хоровод с Мишкой»

Игра «Догонялки»

Игра «Мишка по лесу гулял»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующая ДОУ

мед.работник

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

Ноябрь

Консультация « Почему дети капризничают и проявляют упрямство?»

Тестопластика по подгруппам

Групповые родительские собрания «Успехи адаптации...»

Занятие 1 «Мишка косолапый»

Занятие 2 «Зайка, серенький… »

Занятие 3 «Кисонька, мурысонька…»

Занятие 4 «Лошадка»

Занятие 5 «Цыпленок»

Занятие 6 «Матрешка»

Занятие 7 «Неваляшка»

Занятие 8 «Построим башенку»

Игровая деятельность

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди листочек»

Потешка «Пальчики у нас попляшут»

Потешка «Прыгай, прыгай веселей»

Муз. игра «Погремушечка, играй»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Русские народные сказки «Колобок»;

«Репка» (обр. К. Ушинского);

А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»)

Пальчиковая игра «Твои пальчики»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

Совместный досуг с родителями «Праздник молока»

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

Декабрь

Консультация: «Что собой представляет Ваш малыш? Возрастные особенности детей раннего возраста от 1, 5 – 2 лет»

Занятие 1 «Снег, снежок…»

Занятие 2 «Покатаемся на лошадке»

Занятие 3 «Собираем игрушки»

Занятие 4 «Угощение для игрушек»

Занятие 5 «Построй пирамидку»

Занятие 6 «Вкладыши»

Занятие 7 «Лото»

Занятие 8 «Чудесный мешочек»

В. Жуковский. «Птичка»;

Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);

И. Токмакова. «Баиньки».

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;

Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Цыпленок».

Игровая деятельность

Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди, где звенит?»

Игра «Заморожу»

Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки»

Потешки «Котя, котенька, коток…»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Игра «Догони мяч»,

Игра «Передай мяч»,

Игра «Доползи до погремушки»,

Игра «Догони собачку»,

Игра «Маленькие и большие»,

Игра «Поймай снежинку»,

Игра «Где пищит мышонок?»

Новогодний праздник «Снегурочка и Снеговик в гостях у ребят»

Как измерить успешную адаптацию? (итоги адаптации)

Индивидуальные консультации и беседы с родителями

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 1,5 -2 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с ПМПк ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Как уже говорилось выше, одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

В процессе работы проекта собраны материалы для родительских собраний (фото альбомы «Как я пошел в детский сад»; «Наши успехи»; «Наши праздники», анкетирование); разработаны консультации, памятки, буклеты для родителей.

Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ, можно сделать вывод: у 80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации.

Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении атрибутов, приняли участие в конкурсах и играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.

Список литературы:

  1. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва «Просвещение», 2007.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, 2011.
  4. Печора К.Л. «Дети раннего возраста в ДОУ». Москва, 2004.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Участники проекта:

Старший воспитатель ДОУ – Н.С. Убейник

Воспитатели группы раннего возраста – Е.М.Котлярова, Ю.В. Сурмач

Медицинский работник Н.В. Париева

Родители детей группы раннего возраста

Сроки реализации : июнь – август 2015г.

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи , решаемые проектом:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Создание комфортных условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков

. Актуальность проекта

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

    1. подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

      разработка совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

      пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;

      разработка анкет для родителей;

1.5 составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

    1. реализация проекта в соответствии с планом.

      заполнение карт адаптации

      оздоровительная и профилактическая работа:

организация питания детей по летнему 10-дневному меню;

включение в меню витаминных напитков, фруктов, свежих овощей;

вариативность утренних гимнастик;

осуществление различных видов закаливания и профилактических мероприятий в течение дня:

воздушные и солнечные ванны;

сон при открытых окнах;

гимнастика после сна;

ходьба по дорожкам здоровья (1-я дорожка - обычная, 2-я до-

рожка - ребристая, 3-я дорожка - с плоскими пуговицами; 4-я мокрая и сухая дорожка)

гигиеническое мытье ног;

гигиеническое полоскание рта после приема пищи.

максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний приём, гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, развлечения)

– обширное умывание

обтирание верхней части тела влажной рукавичкой.

3. Итоговый этап:

    анализ проведенной работы;

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

План проекта

период

Содержание

Июнь

Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к детскому саду»;

Анкета для родителей (социальная);

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

Пальчиковый театр «Сорока-белобока»

«Солнышко и дождик», «Ножки» (2 стр. 14,16)

Игры направленные на привитие культурно-гигиенических навыков:

«Чистоплотные дети»,«Что нужно кукле!»,«Вымой руки» (папка игровая деятельность)

Подвижные игры:

«Бегите ко мне», «Принеси игрушку», «Перешагни палку» (3 стр. 25)

Сюжетно-ролевые игры:

«Пора кушать», «Ласковая мама», «Укладываем игрушки спать» (5 стр. 25, 27, 28)

Художественная литература:

Потешки для новичков (1 стр. 182)

Русские народные сказки: «Репка» «Колобок», (6 стр.48, 50)

Пальчиковая гимнастика:

«Домик», Очки», «Флажок» «Лодка» (1 стр. 81)

Июль:

Консультация для родителей «Развивающие игры для малышей», «Закаливание» «Профилактика плоскостопия»

Театр на столе «Колобок»;

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:

«Раздувайся, пузырь!», «Карусели» (2 стр. 19-21)

«Водичка, водичка!»,«Сделаем лодочки» (папка игровая деятельность)

Подвижные игры:

«Пройди по дорожке» (тропинке), «Пройди по мостику», «Поднимай ноги выше» (3 стр. 26)

Сюжетно-ролевые игры:

«Баюшки-баю», «Надо умываться», «Пора вставать»,(5 стр.28)

Художественная литература:

Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки» (6 стр.229)

Потешки «На сон грядущий» (1 стр. 183)

Русские народные сказки: «Курочка ряба» (6 стр.46)

Театрализованное представление «Курочка ряба» (Конспект)

Пальчиковая гимнастика:

«Пароход»,«Стул», «Стол» «Грабли», (1 стр. 1 стр.52, 83)

Гимнастика после сна (1стр.73)

Август

Консультация для родителей «Расти здоровым малыш», «Формирование культуры трапезы»

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:

«Лови-лови!», «Куклы пляшут» (2 стр.23, 27)

Игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков:

«Мыльные перчатки»,«Умывалочка», «Делаем прическу» (папка игровая деятельность)

Подвижные игры:

«Догони мяч», «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль» (3 стр. 71, 72)

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы идем гулять», «Кукла заболела», «Приходите в гости к нам

(5 стр.30, 31, 34)

Художественная литература:

Потешки при умывании. Потешки при кормлении (1 стр.184, 187)

Куольный театр «Колобок для куклы Кати» (Конспект)

Русские народные сказки: «Волк и козлята», «Теремок» (6 стр.60, 66)

Вечер развлечений «У солнышка в гостях» (Конспект)

Вечер развлечений «Игрушки» (Конспект)

Пальчиковая гимнастика:

«Цепочка», «Шарик», «Кошка», «Скворечник» (1 стр. 83, 85)

Гимнастика после сна (1стр.73)

Фотовыставка «Вот какие малыши»

Ожидаемый результат:

    Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет.

    Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей

    Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

    Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. З.М. Богуславская Е.О. Смирнова Развивающие игры Для детей младшего дошкольного возраста Книга для воспитателя детского сада МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991

3. С. Я. ЛАЙЗАНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Пособие для воспитателя детского сада

4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000

5. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. М.: Мозаика-Синтез 2008

6. Н.П. Ильчук Хрестоматия для дошкольников 2-4 года Пособие для воспитателей и родителей

Статьи по теме: