Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте. Виды детской деятельности в детском саду

Хачатрян Карине Багратовна,
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 360» г. Перми
Межкультурная коммуникация в дошкольном образовательном учреждении
Какими мы хотим видеть наших детей? Безусловно, разносторонне развитыми. Ведь мы живем в век стремительно развивающихся технологий и постоянных изменений. Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, показывают, что самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те, и другие считают доброту и отзывчивость.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
По мнению психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая не биологическая, а социальная потребность.
Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. При всём многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
Современные дети живут в охваченном процессами глобализации и интеграции мире, и в своей повседневной жизни им придется достаточно часто сталкиваться с необходимостью осуществления межкультурного взаимодействия. Тем более, что мы живем в многокультурной стране. Соответственно происходит рост многонациональности детских коллективов в дошкольных образовательных организациях, приход детей из семей с разными национальными корнями, а также возрастает количество семей, путешествующих в разные страны, в связи с чем возникает проблема необходимости расширения представлений у детей об этнокультурном многообразии мира.
Таким образом, в условиях современной социокультурной ситуации проблема развития межкультурной компетентности детей является особенно актуальной. В реалиях современного многонационального общества одной из главных задач воспитания должно стать развитие личностных характеристик, таких как коммуникабельность, общительность, интерес к окружающим людям, открытость для разных взглядов, склонность к сотрудничеству, внутренний самоконтроль, выдержка, эмпатия, доброжелательность, терпимость к новому и необычному, которые составляют основу межкультурной компетентности.
Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен постепенно, в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. В связи с этим цель образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в многокультурном обществе.
Воспитание этики межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс включения детей в различные виды образовательной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств. Эффективными средствами воспитания этики межнационального общения являются традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использованием национальных атрибутов, произведения искусства и др.
Главным центром, где из поколения в поколение передаются нравственные ценности человечества, является семья. Первоосновой нравственного воспитания можно считать взаимоотношения между родителями, уважение и внимание к старшим в семье, а одним из главных методов морально-нравственного воспитания – практические действия ребенка, который в кругу семьи должен иметь возможность проявлять свою заботу, сочувствие, сопереживание. Анализ научных трудов как классиков отечественной педагогики, так и современных ученых позволяет определить устное народное творчество одним из действенных средств морально-нравственного воспитания дошкольников, формирования у них нравственных норм и оценок с позиций добра, справедливости, понимания ими поступков и поведения взрослых, обогащения лексического запаса и развития их творческих способностей. В ряде исследований доказано влияние сказок народов мира на воспитание нравственных чувств младших школьников, роль пословиц и поговорок в воспитании гостеприимства детей старшего дошкольного возраста в семье. Также для воспитания нравственных качеств у ребенка должен быть эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное – побуждать к определенным социально одобряемым поступкам. Например, ребенок должен знать, что делиться с другими хорошо, что нужно помогать и уступать слабым, что бить или обижать других людей нельзя и др. Такие нормы должны стать внутренними, «своими» и стать регулятором поведения ребенка. В этом случае ребенок поступает хорошо (морально) не по принуждению, а самостоятельно, по собственному решению. Эталоном может стать личный пример родителей, воспитателей, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию поведения.
Все это подготовит детей к встрече с другими культурами в будущем, поможет сформировать правильные, положительные взаимоотношения между воспитанниками в группе детей с разными национальностями.

Хачатрян Карине Багратовна,

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 360» г. Перми

Межкультурная коммуникация в дошкольном образовательном учреждении

Какими мы хотим видеть наших детей? Безусловно, разносторонне развитыми. Ведь мы живем в век стремительно развивающихся технологий и постоянных изменений. Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, показывают, что самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те, и другие считают доброту и отзывчивость.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

По мнению психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая не биологическая, а социальная потребность.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. При всём многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Современные дети живут в охваченном процессами глобализации и интеграции мире, и в своей повседневной жизни им придется достаточно часто сталкиваться с необходимостью осуществления межкультурного взаимодействия. Тем более, что мы живем в многокультурной стране. Соответственно происходит рост многонациональности детских коллективов в дошкольных образовательных организациях, приход детей из семей с разными национальными корнями, а также возрастает количество семей, путешествующих в разные страны, в связи с чем возникает проблема необходимости расширения представлений у детей об этнокультурном многообразии мира.

06.04.2013 7264 858

Введение

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, кото­р ый овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспро­ изведение ранее полученных впечатлений с образованием и даль­нейшим развитием речи происходит не только в результате внеш­ ней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Оно возникает по слову ранее воспринятого явления в силу образовавшейся связи между первой и второй сигнальными системами.

Под влиянием речи изменяется характер деятельности ребенка. Сначала, играя, он воспроизводит действия, непосредственно разу­ ченные с взрослым. Затем с усложнением формирующихся нервных процессов, под влиянием неоднократно повторяющихся и разнооб­ разных внешних раздражений, получаемых от окружающей среды, действия ребенка усложняются. Таким образом, уже виденное ста­ новится содержанием игры.

Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интере­ сами других детей.

С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все ок­ ружающее становится для него более понятным, осмысленным, вза­имосвязанным, что развивает специфически человеческое мышле­ ние.

Ранний возраст от 1 года до 2 лет

· Культура речевого общения

Развивать потребность в речевом и эмоциональном общении с взрослым.

· Грамматический строй речи

Развивать темп, интонацию и громкость речи. Побуждать детей к грамматически правильной речи.

· Звуковая культура речи

Учить правильно произносить некоторые гласные и согласные звуки. Развивать артикуляционный аппарат.

· Словарный запас

Учить понимать слова, обозначающие предметы, находящиеся в поле зрения ребёнка. Строить предложения из 2 – 3 слов. Активный словарь – 100 – 300 слов. Учить употреблять усвоенные и новые слова в целях общения. Учить употреблять местоимения и наречия.

Развивать элементарные навыки активной речи. Побуждать выражать свои просьбы, желания словами, повторять звукоподражание и звукосочетание. Совершенствовать способность к речевому подражанию и проговариванию.

Всматриваться и узнавать знакомые иллюстрации и предметы, воспроизводить игровые действия согласно текста. Приобщать к словесному творчеству в его различных формах.

Учить слушать текст, воспринимать, понимать, активно реагировать на его содержание.

Учить договаривать последние слова знакомых стихотворений, потешек и песенок.

Ранний возраст от 2-х до 3- лет

· Культура общения

Формировать элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Поддерживать стремление ребенка активно включаться в общение, речевыми и неречевыми средствами.

· Грамматический строй речи

Развивать умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами. Содействовать изменению слов по числам, падежам и временам, образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

· Звуковая культура речи

Учить разговаривать внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Учить использовать звукоподражания в игровых ситуациях. Учить формировать речевое дыхание.

· Словарный запас

Активизировать словарь на основе расширения ориентировки детей в окружающем мире. Развивать умение узнавать предметы независимо от цвета, формы, величины. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими название предметов, профессий, растений, домашних животных и т.д.; глаголами, обозначающими трудовые действия и взаимоотношения; прилагательными; местоимениями, междометиями.

· Связанная речь (диалогическая)

Побуждать к общению на близкие ребенку темы из жизни близких людей. Побуждать участвовать во внеситуативном диалоге. Поощрять интерес ребенка к делам сверстника, желание сопровождать речью свои действия. Развивать умение повторять за взрослыми отдельные фразы, рифмовки, изменять темп речи и силу голоса.

· Творческая речевая деятельность

Вовлекать детей в инсценирование, подговаривание слов в сказке и художественном тексте. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать творческий потенциал ребенка.

· Восприятие произведений художественной литературы

Приобщать к эмоциональному восприятию художественных произведений. Воспитывать интерес к художественному слову. Знакомить с малыми жанрами устного народного творчества народов Казахстана, стихотворениями, рассказами. Развить умение вслушиваться в звучание стихотворной речи, улавливать ритм. Учить простейшему анализу художественного произведения с характеристикой героев и их поступков. Формировать способность припоминания, проговаривания текста знакомых произведений (воспроизведение) с наглядным и без наглядного сопровождения.

Младший дошкольный возраст

от 3 до 4 лет

· Культура речевого общения

Побуждать общаться с взрослыми, как с основным источником развития речи. Стимулировать инициативные высказывания детей, обращения к взрослому с просьбами и предложениями. Воспитывать начала культурного общения. Побуждать выражать свои чувства по образцу для оценки этического поведения по отношению друг к другу.

· Грамматический строй речи

Упражнять детей: согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами.

Закреплять умение понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

· Звуковая культура речи

Формировать умение четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание; правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию.

Готовить артикуляционный аппарат к правильному произношению шипящих звуков.

Учить говорить достаточно громко, не торопясь, правильно пользоваться интонацией; развивать речевое дыхание. Способствовать развитию фонематического слуха.

· Словарный запас

Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения, их признаки, действия с ними и местоположение в пространстве. Пополнять словарь словами, относящимся к разным частям речи. Активизировать антонимы, глаголы, придающие динамизм речи как основа составления коротких рассказов. Обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в окружающем.

Учить понимать обобщающие слова.

· Связная речь

Побуждать детей отвечать на вопросы: при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; о прочитанном. Формировать умение рассказывать: повторять за воспитателем рассказ из двух – трех предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины.

Налаживать общение с ребенком на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, - о событиях из личной жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, об объектах живой и неживой природы.

Строить высказывания, состоящие из двух – трех предложений.

· Творческая речевая деятельность

Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.

Помогать детям узнавать героев литературных произведений и передавать их образ в игровых действиях, используя при этом соответствующую атрибутику. Воспитывать творчество, воображение.

· Художественная литература

Формировать у детей привычку к книге, как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций; привлекать к решению этой задачи родителей. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; желания отвечать на простые вопросы.

Научить вырабатывать умения слушать вместе с группой сверстников выразительные чтения или рассказывания воспитателя. Поддерживать стремления детей повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения.

Создавать условия, активизирующее самостоятельное рассматривание детьми книг, выражение своих впечатлений, узнавание в иллюстрациях знакомых произведений и их героев.

· Государственный язык

Воспитывать интерес к языку другого народа. Создавать условия для общения: здороваться, отвечать на приветствие, благодарить. Поддерживать стремление ребенка активно включаться в общение, речевыми и неречевыми средствами.

Младший дошкольный возраст

от 4 до 5 лет

· Культура речевого общения

Продолжать учить и создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения (речевого и не речевого).

Стимулировать проявление собственной речевой активности: обращение с просьбами и предложениями к партнерам по общению, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей. Развивать способность ребенка проявлять интерес к эмоциональному отклику партнера по общению на происходящие события.

· Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматический строй речи в связи с расширением ситуации общения, структуру простого предложения, способствовать употреблению детьми сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с прямой и косвенной речи.

Побуждать грамматически, изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными. Упражнять в правильном использовании: существительных в родительном падеже множественного числа, глаголов повелительного наклонения, предлогов, разных способах образования слов.

· Звуковая культура речи

Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук). Совершенствовать артикуляцию, умение четко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать интонационную сторону речи, дикцию, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

· Словарный запас

Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире и обогащения тематики общения детей с взрослыми и сверстниками. Пополнять словарь точными глаголами, меткими прилагательными, обобщающими наименованиями, наречиями, антонимами. Поощрять детские вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Стимулировать детское словотворчество.

· Связная речь

Побуждать задавать вопросы об интересующем, а также высказывания суждения в форме короткого текста (три-четыре предложения). Пересказывание небольших сказок, рассказов, как знакомых, так и впервые прочитанных.

Побуждать детей составлять рассказы по картинам, по аналогии, из личного опыта. Описание игрушек, предметов. Формировать словотворчество и способность к рифмовке слов, способность к рассуждению. Формировать представление о типах предложений по интонации (повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения).

· Творческая речевая деятельность

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях. Создавать благоприятную атмосферу для игровых и юмористических вариаций, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений. Обогащать литературными образами игровую деятельность детей.

· Художественная литература

Знакомить с различными жанрами литературных произведений, малые жанры устного народного творчества: считалки, скороговорки, заклички, загадки, сказки, рассказы, стихотворения. Учить выявлять особенности языка художественных произведений (образные выражения), в том числе и музыкальности, ритмичности поэтической речи.

Знакомить с писателями и иллюстраторами литературных произведений. Учить пересказывать краткие рассказы, сочинять не большие истории по аналогии. Учить простейшему анализу художественного произведения с выделением особенностей языка, характеристикой героев и их поступков. Учить заучивать короткое стихотворение, выразительно их читать с использованием интонационных средств выразительности (темп, интонация, громкость).

· Государственный язык

Произношение названий предметов на государственном языке; понимание смысла слов и применение их в повседневной жизни, подбор слов на заданный звук. Счет до пяти.

Старший дошкольный возраст

5 – 6 лет

· Культура речевого общения

Обращать особое внимание на общение со сверстниками. Учить пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими – с учетом конкретной ситуации. Продолжать формировать этически ценные образцы общения, принятые в казахстанском обществе.

· Грамматический строй речи

Совершенствовать умения составлять простые и сложные предложения, согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными. Развивать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, кино, какао, пианино). Формировать критическое отношение к грамматическим ошибкам. Поощрять стремление к грамматически правильной речи. Формировать способы формирования глаголов, существительных, прилагательных. Совершенствовать структуру предложения, содействовать активному использованию разных типов предложений.

· Звуковая культура речи

Продолжать работу над совершенствованием артикуляционного аппарата, совершенствовать звуковую культуру речи, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи. Совершенствовать произношение слов согласно нормам литературного языка. Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Способствовать совершенствованию слухового восприятия и правильного произношения.

Учить правильно, произносить слова, шутки – чистоговорки, скороговорки, содержащие смешиваемые звуки; тренировать в произношении слов и предложении в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией; упражнять в правильном произнесении звуков в словах и коротких стихотворениях. Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами.

· Словарный запас

Стремиться к качественному совершенствованию словаря: антонимы, синонимы, многозначные слова. Активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий, качеств; понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках. На основе сравнения функции предметов формировать обобщающие понятия.

· Связная речь

Развивать диалогическую и монологическую речь. Учить поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы воспитателя и детей. Развивать навыки объяснительной речи. Учить связно, последовательно и выразительно передавать содержания произведений. Учить использовать выразительность средства при пересказе небольших литературных произведений. Учить самостоятельно, составлять описательные рассказы об игрушках, набору предметов, по картине, набору картинок. Учить составлять небольшие рассказы из личного опыта, передавая хорошо знакомые события и впечатления.

· Государственный язык

Воспитывать интерес к государственному языку. Понимать особенности звуков казахского языка, произношение звуков, повторение и подражание.

Произношение названий предметов на государственном языке; понимание смысла слов и применение их в повседневной жизни, подбор слов на заданный звук. Счет до десяти. Составление рассказов по картинам из 4 -5 предложений.

· Творческая речевая деятельность

Использовать прямую и косвенную речь при инсценировании сказок, литературных произведений, стихотворений. Воспитывать интерес к театральной деятельности, развивать творческий потенциал детей.

· Художественная литератур а

Прививать интерес к художественной литературе. Знакомить с произведениями различных жанров. ормировать способность замечать литературные выразительные средства.

Формировать нравственные качества детей, определять и мотивировать свое отношения к героям произведений. Учить выразительно читать стихи; при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

· Основы грамоты и подготовка руки к письму

Формировать умение выделять в произношении заданный звук, сравнивать звуки близкие в артикуляционном или акустическом отношении, определять звук на слух в ряду из 4-5 слов; представление о слове, звуке, слоге, предложении. Упражнять в различении правой и левой руки, координации движений рук кистей пальцев. Знакомить детей с окружающей графикой.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив , законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.

Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.

Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.

Под мотивом деятельности, понимается, согласно концепции, то, ради чего предпринимается деятельность . Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.

Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:

1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.

2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.

3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.

Выделяют три основные категории средств общения:

Экспрессивно-мимические,

Предметно-действенные,

Речевые.

Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.

В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:

Ситуативно-личностное,

Ситуативно-деловое,

Внеситуативно-познавательное,

Внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) имеет у младенца "комплекс оживления" - сложное поведение, включающее в виде компонентов сосредоточение, взгляд в лицо взрослого человека, улыбку, двигательное оживление. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относится к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в "социальной" сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев - 2 года).

Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.

В это время помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества - соучастие взрослого и характеризует сущность новой потребности ребёнка в общении.

Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.

Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству "теоретическому".

Внеситуативно-познавательная форма общениялет) .Развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.

Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх - пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.

Важнейшим средством коммуникации становится речь.

Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослымилет) - служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде".

Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.

Ведущим мотивом на уровне этой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - это основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты.

Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.

Термин «коммуникация» употребляется в разных значениях. Например, можно говорить об инженерных, транспортных, информационных коммуникациях как средствах или формах связи. По этому поводу регулярно возникают недоразумения, приводящие к неправильному их толкованию и пониманию.

Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку, В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация - это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувства¬ми, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации).

Коммуникация - это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Коммуникация - это одно из необходимых условий жизни человека в социуме, а коммуникабельность - одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху. Под коммуникабельностью в социальных группах понимают способность к общению, общительность, способность к совместной работе.

Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных методов. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных (диалог, совещание, переговоры, презентации и т.п.) или письменных (приказы, распоряжения, инструкции, письма и пр.) сообщений, невербальные - осуществляются посредством языка телодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.) и параметров речи (интонация, тембр голоса, темп речи, громкость голоса, произношение, стиль речи и пр.). Способы обеспечения коммуникации хорошо известны - это слушание, речь, чтение, письмо. По значимости слушание находится на первом месте, занимая до 45% времени межличностных коммуникаций. Речь занимает до 30% времени межличностных коммуникаций (диалоги, совещания, переговоры, презентации). Для повышения эффективности коммуникаций важно уделять большое внимание культуре речи. Чтение играет важнейшую роль, особенно для людей, имеющих аналитический ум и владеющих техникой быстрого чтения. Чтение составляет около 15% времени межличностных отношений. Тип личности человека имеет также большое значение в процессе коммуникации. Своевременное распознавание типа личности собеседника позволит вам адаптировать свои предложения и даст дополнительную возможность добиться успеха в переговорах.

Обще́ние - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные аспекты.
Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.

В самом общем смысле общение выступает как форма жизнедеятельности.
Общение выполняет целый ряд различных функций:
1. Коммуникативная функция - связь человека с миром во всех формах деятельности.
2. Информационная функция проявляется в отражении средств окружающего мира. Она осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В процессе общения обеспечивается получение, хранение и передача информации.
3. Когнитивная функция заключается в осознании воспринятых значений благодаря мышлению, отображению, фантазии. Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремление к взаимопознания, к необходимости раскрыть психологические качества личности.
4. Эмотивная функция заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания вторично отображаются в виде взаимоотношений: симпатий - антипатий, любви - ненависти, конфликта - согласия и т.д. Данные взаимоотношения определяют социально-психологический фон взаимодействия.
5. Конативная функция связана с индивидуальными стремлениями человека к тем или иных объектов, которые выступают в форме побуджувальних сил. Благодаря этой функции отношения реализуются в конкретном поведении.
6. Креативная функция связана с творческим преобразованием действительности.

Понятие «коммуникативная культура детей дошкольного возраста» как личностное качество, включает в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру; способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации.

Практическая часть

Предлагаем познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:
«Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Раздаю участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
Игра «Дотронься до...». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а
теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра «Комплименты». Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
"Волшебные конфеты"
Цель: развитие чувства эмпатии.
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
пусть они избавятся от болезней
пусть никогда не умирают
пусть все долго живут
пусть у всех будет дом
пусть у всех будет обед
пусть все хорошо живут
пусть все дружно живут
пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Всем спасибо!!!
Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», участники кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».

Статьи по теме: