Духовность и её развитие у ребёнка. Воспитание духовности у детей

Выступление на научно-практической конференции.

Тема: "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Воспитание духовности в современном мире»

Размышления

о духовно-нравственном воспитании детей.

Дубовец Светлана Николаевна,

старший воспитатель МДОУ

г. Иркутска детского сада №75

г. Иркутск, 2012

1. Введение

Актуальность

Проблемность

2. Основная часть

Духовные ценности

Средства духовного воспитания дошкольников

Определение нравственности и духовности

Воспитание духовности в детском саду и в семье

3. Заключение

4. Список используемой литературы.

Размышления о духовно-нравственном воспитании детей.

«Настоящий человек начинается там,

Где есть святыни души…”

(В.А.Сухомлинский)

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

Мы часто не можем ответить на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Золушке и Иване - царевиче, почти не интересны нашим детям? Почему им нравятся Смешарики, Лунтики, Покимоны? Почему игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место в жизни современных мальчиков, на второй план ушли игры в военных, космонавтов, моряков. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Педагоги с горечью замечают, что воспитание малыша родители часто превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,6 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако в новых комплексных программах проблема духовно-нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

К тому же не все педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Некоторые путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей.

Можно выделить следующие наиболее важные духовные ценности:

– осознанное познание себя и мира. К необходимости такого познания каждый должен прийти сам, осознанно делая свой выбор;

– стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами. Человек духовный стремится к совершенствованию (Ю.М.Орлов определяет самосовершенствование как "правильное использование опыта жизни") себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы;

– не препятствие свободному выбору других людей. Духовность предполагает уважение свободного выбора другого человека.

– внутренняя религиозность. Под внешней религиозностью понимается посещение церкви и прочие действия атрибутивного характера. Внутренняя же религиозность – это отношение к Миру и Жизни как к божественным проявлениям, а значит, и стремление изменить себя в лучшую сторону.

Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:

Слово;

Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность или учение;

Природный и предметный мир;

Национальные обычаи, традиции, народные праздники;

Общественное мнение (родителей, сверстников);

Духовный и моральный климат семьи;

Фольклор, художественная литература.

На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.

Духовность, нравственность надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, ребенку с дошкольного детства необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия, стремления делать добро, творение красоты. «С.А. Рачинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, а в 50-е гг. ХХ века В.А. Сухомлинский на первое место в воспитании ставили задачу воспитания внутренней направленности человека, его глубинных способностей ощущения божественной красоты мироздания, которые рождают духовную любовь к окружающему миру и к другим людям»

В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. Культура и традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.

Специалисты нашего ДОУ убеждены, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель нацелен на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка. Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви. Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, игрушке-забаве…). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками, которыми так богат русский язык; с декоративно-прикладным искусством: хохломской и городецкой росписью; дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Дошкольники участвуют в фольклорных праздниках, организуют разнообразные выставки народного искусства, ярмарки детской игрушки, посещают в музее – краеведческие экспозиции. Через народное творчество ребенок может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах. Для эффективного усвоения детьми духовных ценностей в детском саду проводятся специальные занятия по этике, регулярно устраиваются тематические утренники, периодически организовываются театральные представления с участием приглашенных артистов детских театров или посещение городских культурных мероприятий. Все это направлено на воспитание всесторонне развитой и духовно богатой личности. Опорой в нашей работе является работа по программе «Детство» (раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»), программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой.

Традиционным в нашем детском саду стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых мы закладываем в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формируем в характере, уме и душе доброту, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы нами разрабатываются перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; великие люди России; знаменательные даты; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. В планы музыкальных руководителей внесено участие детей в таких фольклорных и православных праздниках как Покров, Рождество, Масленица, Пасха. Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Бала также продумана интеграция культурологического образования с разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании.

Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.

Участие дошкольников в фольклорных праздниках и развлечениях («Путешествие в музей», «Экспедиции в старину», «Часы увлекательного чтения «Хочу все знать», « Ярмарки родительских идей», «Парад семейных реликвий» позволяет приобщить их духу тех времен, почувствовать настроение, чувства людей, проявить свои творческие способности, что способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа. Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем этим свою жизнь.

Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего, необходимо, чтобы сами педагоги и родители придерживались их. Если взрослые не придерживаются ценностей, которым учат детей, то чему они могут его научить? Росс Кэмпбелл пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у нас есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».

Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.

Поэтому необходимо отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом. Росс Кэмпбелл отмечает: «...родители, желающие помочь ребенку в духовном плане, должны озаботиться его эмоциональным состоянием. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания». Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. В лице педагога, отца и матери он встречается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.

Список литературы

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.

2 Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-101.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.

5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.- 736 с.


В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья`.

Сейчас в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о духовном и нравственном воспитании, где самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его высокими духовными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Задача духовного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. добро зло общество поступок

В Концепции модернизации российского образования прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание нового поколения представляет собой проблему, которая становится национальным делом. Для решения этой проблемы, решения задач воспитания призван классный руководитель. На него возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека.

  • 1. Организационный момент
  • - Сегодня мы с вами будем вести разговор о добре и зле. (Включается проектор (1-ый слайд)).
  • 2. Постановка цели урока
  • - Итак, какие цели нам необходимо поставить перед собой на уроке, чему мы научимся на этом уроке?

Выберите те выражения, которые, по вашему мнению, будут сопутствовать целям, подчеркните их красным цветом и те, которые будут сопутствовать результату данного урока, подчеркните зелёным.

3. Изучение нового материала

Среди христиан существует мнение, что добро и зло, это почти одно и то же, так как являются плодами одного дерева. Это привело к тому, что верующие не чувствуют осуждения от творимого ими зла и не видят надобности в творении добра. Однако Библия - Слово Божие - очень ясно говорит, что добро и зло - это совсем не одно и то же, а наоборот, явления диаметрально противоположные. Писание ясно даёт нам понять, что добро - от Бога, а зло - от дьявола.

Библия нигде не призывает нас делать зло. Наоборот, она призывает делать только добро, отвращаясь от зла. Так откуда же появляется суждение, что добро и зло - вещи одного порядка?

На примере понятных нам образов, таких как, дерево, плод, змей и др.- образно показана «модель» грехопадения человечества.

  • - Дети, как вы думаете, кто на самом деле говорящий змей, обольстивший Еву (это дьявол).
  • - Давайте подумаем, что же именно символизируют деревья, что «посреди рая» и что символизируют их плоды.

Два дерева по среди рая, символизируют жизнь по двум разным принципам - жизнь по принципам Божьим (дерево жизни) и жизнь по принципам врага Бога - дьявола (дерево познания добра и зла). Жизнь в Боге, с Богом и по Его святым принципам любви и гармонии, аллегорично (преувеличенно) представлена в виде «дерева жизни». Только плоды такого «дерева» могут давать вечную жизнь, ведь живущие свято и праведно, достойны неба. В контакте с Богом происходит познание нами добра и зла в совершенном, истинном, то есть в Божьем понимании. Происходит познание Его мудрости и Его закона, что ведёт к праведности, святости, а значит к жизни.

Посреди рая было дерево «познания добра и зла», употреблять «плоды» которого было запрещено Богом. Дерево «познания» символизирует жизнь по принципам, предложенным дьяволом. Это говорит нам о том, что к моменту появления первых людей, к сожалению, зло во вселенной уже зародилось. Дьявол, поднявший восстание против Бога, предложил свой путь развития вне Бога. Естественно, что первые люди, как и все существа во вселенной, наделённые правом выбора и свободой волеизъявления, имели право выбрать любой из этих путей, но они были заранее предупреждены Богом о последствиях, то есть о неминуемой смерти в случае выбора дьявольского, греховного, эгоистического пути.

И так всю жизнь человек подвергается испытаниям при выборе того или иного пути. Очень тяжело не искушаться и не грешить, но отказываясь от чего-либо, мы становимся сильнее, мы укрепляем свою силу воли.

  • - Скажите, что такое добро, что такое зло?
  • - Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтоб наша жизнь стала чуть лучше? (ответы детей)
  • -Как же нам стать добрее?
  • - А вы слышали когда-нибудь слово «БОМЖ»? Кто это такой?

Это человек, оставшийся без жилья, обездоленный, несчастный.

  • - Как ему живется? Что он ест? Почему остался на улице? Что он чувствует? Есть ли у него друзья, родственники?
  • -Что вы думаете, когда проходите мимо такого человека?

Я расскажу вам одну притчу. Каждое утро по берегу моря ходила старая женщина. Она была в рванной и грязной одежде. Она что-то собирала в черный пыльный мешок. Женщина улыбалась каждому встречному ей ребенку, но они в ответ корчили ей рожи (думали, что она больная). Позже выяснилось, что женщина каждый день собирала с песка осколки стекла, чтоб никто из детей не поранил свою ножку…

Если будем думать о других, мы сможем сделать мир чуть лучше. Давайте смотреть глубже. Учиться анализировать и размышлять над поступками людей. Нельзя судить о человеке по внешнему лишь только виду!

Что еще можно сделать? Каждый из вас встречался с компьютерными играми, с теми в которых нужно стрелять, убивая других. Мы можем до конца не осознавать всего ужаса происходящего. Наше сознание страдает от этой жестокости, мы выносим ее из виртуальной жизни в реальную. Мы становимся грубы и жестоки.

Первым шагом на правильный путь может стать такой поступок, как отказ от таких игр.

Доброта-это качество изначально присущее душе. Доброта проявляется:

  • 1. В склонности к позитивному мышлению в отношении других;
  • 2. В способности быть непритязательным по отношению к другим;
  • 3. В мягкости сердца.

Настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам. Существует особый вид доброты--МИЛОСЕРДИЕ. Это милость сердца, жалость, сострадание, любовь к людям. Милосердие не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

Давайте подведем итоги и сделаем вывод о том, что ДОБРОТА это: (дети)

Умение радоваться удачам других, умение сопереживать, умение сочувствовать, умение прощать и просить прощения, умение сострадать, сильный всегда защищает слабого, помощь другому человеку не ради выгоды, а бескорыстно, противоречит злу.

Доброта--это то, что совершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Преимущества доброты.

Доброта обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

Доброта дает зоркость - для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

Доброта дает возможности становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

Доброта дает энергию для совершения добрых дел.

Проявления доброты в повседневной жизни.

Семейные отношения. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, в то, чтобы объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, дети вырастают добрыми людьми.

Как развить в себе доброту.

Общение с Богом. Бог есть высшее проявление доброты.

Чуткость к окружающим. Проявляя интерес к окружающим людям, заботу о них -- человек проявляет доброту.

Участие в благотворительных акциях. Доброты не бывает без сострадания; участвуя в благотворительных акциях, люди проявляют сострадание и воспитывают в себе доброту.

Чтение. И духовная, и большая часть светской литературы, обращается к лучшему к человеку; пробуждает она, в том числе и доброту.

Какие добрые дела мы можем совершать сами?

  • -проявить заботу о членах семьи: поухаживать за старенькой бабушкой, помочь уставшей маме, поиграть с младшим братом...
  • -помочь пожилому человеку нести сумку;
  • -сделать скворечники весной, кормушки для птиц зимой;
  • -накормить бездомных животных,
  • -отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
  • -помочь детям сиротам и инвалидам;
  • -посадить цветы, дерево, помочь в благоустройстве территории школы...

это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том, и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения и в духе свободы. Такое воспитание поднимает и учителя, и ученика над земными страстями, это возвышенное воспитание, восходящее к человекоделанию. Его нельзя сводить ни к интеллектуальному, ни к культурологическому воспитанию. Как процесс духовное воспитание строится через создание условий для проявления и развития имеющихся в человеке полезных свойств и искоренения вредных, нежелательных. Пути воспитания духовности: воздержание во всем, умеренность, труд на общее благо, почитание Бога и родителей, ненасилие, выявление внутренней духовной сути, гармония души и тела. Способы воспитания духовности: общение с людьми, вставшими на путь духовного совершенства, знакомство с духовной литературой, пением, беседы и размышления на духовные темы, упражнения в добротолюбии и др. Духовное воспитание по сути есть духовно-нравственное. В периоды обнищания народа, во времена перестроек и общественных катаклизмов оно, как правило, падает. И напротив, уровень его поднимается во времена общественного единения. Значительный вклад в духовное воспитание народа вносит Русская Православная Церковь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕ

Хаитов Лазизбек Азаматович

Преподаватель кафедры философии

Бухарского государственного университета

Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ее морально - духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границы эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально - духовной культуре человечества. Поэтому и цели, и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностного самоопределения. С этой целью первым президентом Узбекистана И.А. Каримовым была создана концепция национально-духовного возрождения, которая направлена на коренное духовное обновление общества. В качестве ключевых моментов концепции духовного возрождения И. Каримов выделяет следующие:

Приверженность общечеловеческим ценностям;

Укрепление и развитие духовного наследия народа;

Свободная самореализация человеком своего потенциала;

Патриотизм .

Для достижения главной цели - построение гражданского общества с высокоразвитой экономикой? необходимо обогатить национальный духовный опыт передовыми достижениями мировой культуры. К передовым ценностям современной цивилизации относятся, прежде всего, ценности, связанные с построением правового демократического общества - соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, свобода прессы и т.п. Эти демократические ценности имеют принципиальное значение для нашего общества, поскольку ни в историческом, ни в этнокультурном плане не противоречат менталитету нашего народа. Напротив, основные демократические ценности, такие как предпринимательство, социальная справедливость, культурная терпимость имеют исторические корни на нашей земле.

Укрепление и развитие духовного наследия предполагает, прежде всего, его глубокое изучение. Освоение духовного наследия способствует развитию национального самосознания, национальной самобытности, лучшему пониманию своего места в мировом историческом процессе. Решение этой задачи предполагает восстановление объективной истории народа, восстановление забытых имен, изучение деяний великих предков.

Важнейшим фактором духовного возрождения является патриотизм. Осуществить глобальное переустройство общества может только патриот, то есть человек, для которого его собственная судьба неотделима от судьбы родины. Однако этот патриотизм должен быть свободен от национализма и национальной ограниченности, он должен иметь здоровую рациональную основу, включающую в себя знание объективных социальных потребностей и интересов родной страны.

В духовном возрождении общества можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа являлось освобождение мышления людей от пережитков старого режима, прежних догм и устаревших мировоззренческих установок. национальный духовный общество личность

На нынешнем этапе возникла новая задача, которая заключается в том, чтобы формировать духовность свободного гражданского общества, воспитывать свободных, всесторонне развитых людей.

Проблема духовности является чрезвычайно сложной. С одной стороны, духовная жизнь человека и общества очевидна. Для каждого человека его «Я» это прежде всего внутренний, духовный мир. И наличие в обществе духовной сферы, включающей в себя религию, философию, мораль, науку, искусство, несомненно. Трудности возникают при попытке дать всеобъемлющее определение духовности. Духовность не улавливается посредством естественнонаучных категорий. Она не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабо поддается рационально-теоретическому толкованию. Ее можно выявить через человеческую субъективность, в ней проявляется духовность. К сфере человеческой субъективности относятся знания, чувства, эмоции, воля, идеалы. Человеческая субъективность объективируется, материализуется вовне в виде текстов, чертежей, схем, символов, произведений искусства, письменных источников литературного, религиозного, научного, этического и др. содержания.

Духовность существует и в индивидуализированной форме, как свойство личности, и как интегрированное состояние многих людей, общества в целом. Структурными компонентами духовной сферы общества являются духовное наследие, культура, ценности, просвещение и идеология.

Духовное наследие - это нематериальное культурное наследие, созданное усилиями прошлых поколений. Сюда относятся:

Устные традиции, включая в язык в качестве носителя духовного наследия;

Исполнительские искусства;

Обычаи, обряды, празднества;

Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Другой важнейшей составляющей духовной сферы общества являются ценности. Понятие ценности выражает человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности. Ценности делят на предметные и субъектные. Предметные ценности - это то, что оценивается: природные богатства, продукты труда, социальные явления и отношения, исторические события, культурное наследие, научная истина, действия людей, произведения искусства и предметы религиозного поклонения. Субъектные ценности - это способы и критерии оценивания. Понятия добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, справедливости или несправедливости, допустимого или запретного - все это есть критерии оценивания.

Ценности делят также на материальные и духовные. Критерием такого деления выступают потребности человека и общества. Предметы и явления природной и социальной действительности, удовлетворяющие материальные потребности, составляют систему материальных ценностей.

Предметы и явления, удовлетворяющие духовные потребности. Относятся к духовным ценностям. Отсюда вытекает, что субъектные ценности и продукты духовной деятельности - идеи, теории, идеалы, знания, этические и эстетические нормы, религиозные учения произведения искусства и литературы - составляют систему духовных ценностей. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении его существования, называется культурой.

Духовность личности - это богатство внутреннего мира человека. Он состоит из четырех взаимосвязанных частей:

Функциональная сторона сознания, мировоззрения в виде активного отношения к миру;

Совокупность явлений духовной культуры (наука, искусство, религия, народное творчество, СМИ, традиции и обычаи, система образования и воспитания, отдых и спорт);

Воля (твердость, стойкость, самопожертвование, честь, национальная гордость);

Установившаяся в обществе интеллектуальная и эмоциональная среда - духовная среда.

Различные формы духовной деятельности остаются элементами исходной целостности. Их специфика выражается в присущей каждой из них особой структуре и определенного набора функций. У истока различных форм духовной деятельности лежат различные стороны человеческой личности: эмоции, чувства, интеллект, воля. Эмоции проявляются в виде субъективных переживаний личности и в изменениях функционального состояния всего организма. Чувства - способность к интенсивным, глубоким и устойчивым переживаниям. Интеллект - способность к понятийному мышлению, суждению преобразованию мира. Воля - способность человека сознательно и целенаправленно осуществлять свою деятельность.

Ценности - наиболее важные и значимые явления в жизни людей, материальные и духовные богатства, прошедшие длительный период отбора, постоянно обогащающиеся. Они оказывают положительное социальное, экономическое, духовное влияние на общество. Ценности воплощены в различных сферах культуры, соответственно выделяют материальные и духовные ценности. К духовным ценностям относятся: научные, религиозные, эстетические (художественные), правовые, социальные, этические и т.д. Различают следующие виды ценностей: национальные, региональные, общечеловеческие. В духовных ценностях отражается общественная природа человека, а также условия его бытия. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины, правды человечество выражает свое отношение к конечной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние.

Духовность воплощается в культуре. Духовность - усвоенное содержание культуры, превращенное во внутреннее убеждение, мировоззрение, потребность. Духовность - идейное сущностное содержание культуры, культура - ее внутренне организованная, внешне целостная универсальная форма. Духовность - проявление и объяснение общечеловеческих ценностей в содержании культуры, соотнесенное с историческим опытом народа и степенью осознания потребностей современного общественного прогресса.

Культура - явление социального бытия человека и человечества, представляет собой единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления. Материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленной, т.е. получив материальное воплощение в предмете, знаке, образе, символе. Структурными элементами духовной культуры являются наука, Философия, право, искусство, литература, мораль, образование, СМИ, обычаи, традиции, религия.

Среди законов функционирования культуры одним из наиболее значимых является закон преемственности культурного развития. Для развития культуры необходимо ее сохранение, передача от старших поколений к младшим. Духовное наследие - заимствованные из прошлого духовные ценности, идеи, образцы, опыт, навыки, знания, т.е. любые результаты и способы творческой деятельности людей. Содержание духовных ценностей, их пересмотр и переоценка, способы их соотнесения, формы хранения и трансляции, вкусы, характер эстетического восприятия действительности находятся в непрерывном движении и изменении. Преемственность проявляется во всех сферах освоения человеком действительности, она протекает в виде локальных и глобальных процессов. Условия превращения возможностей использования духовного и культурного наследия в действительность не во всех обществах одинаковы. Они опосредуются социально-экономическими, политическими и идеологическими факторами. От них зависит объем, интенсивность, избирательность наследования. Но не существует таких обществ или народов, которые не имели бы или не использовали духовное и культурное наследие.

Элементы структуры духовности личности включают в себя развитие мышления, памяти, восприятия, формирование мировоззрения и выработка характера, настойчивости, трудолюбия, усвоение общепринятых норм поведения, развитие эстетических взглядов, развитие склонностей и способностей, необходимых в обществе, развитие потребности в дальнейшем самообразовании. Только обладающие такими качествами люди могут сохранять духовное наследие нации и народа.

Духовность прежде всего оберегает нацию, национальную культуру, образ жизни. Она исполняет роль социально- культурного фильтра и старается воспрепятствовать проникновению в национальную жизнь чуждых ей явлений, побуждает усвоить необходимые для национального развития достижения других народов. Духовность - это потенциал самосохранения и саморазвития нации, народа. Поэтому, важнейшей стороной духовности является забота о сохранении культурного наследия, исторических традиций, обычаев, обрядов. Благодаря независимости глубже и шире изучается культурное и духовное наследие узбекского народа, возрождаются духовные ценности прошлого. Целью является не восстановление буквально всех традиций и обрядов, т.к. многие из них устарели, а в том, чтобы, опираясь на опыт прошлого двигаться вперед.

Литература

1. Каримов И.А. Независимость и духовность. - Т.: Узбекистан,1994.

2. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Т., Узбекистан, 2008. - 176 с.

3. Отамуратов С., Хусанов С., Раматов Ж. Маънавият асослари. Учебное пособие. - Т., 2002. - с. 24-30.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    История идей о гражданском обществе, современные концепции. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества. Экономическая свобода и свобода труда. Воспитание ответственности и формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Личность – граница и безграничность социального. Сущность личности. Этапы воспитания: социализация, образование, самовоспитание. Теория ролей. Самореализация личности. Основные участники процесса социализации личности. Разновидности ролевых конфликтов.

    реферат , добавлен 02.08.2013

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Стадии развития личности с точки зрения отношения к трудовой деятельности. Социально-психологические механизмы социализации. Роль российских молодежных движений как элемента гражданского общества.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие, разновидности, структура и элементы социального поведения личности в современном обществе. Внешние и внутренние факторы регуляции поведения, диалектика и механизмы данного процесса. Саморегуляция социального поведения личности, ее методы.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Опасность социальных групп риска для общества и отдельной личности. Проблема деформации ценностных ориентаций у граждан. Молодежь группы риска: основные проблемы. Факторы риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей, подростков и молодежи.

    реферат , добавлен 21.08.2015

    Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

Статьи по теме: