Нравственность и нравственные ценности. Сущность нравственного воспитания

Рассматривая общетеоретические вопросы преступлений против нравственности в уголовном праве Республики Казахстан, прежде всего, следует остановиться на самом понятии нравственности. Данный вопрос важен не только с познавательных моментов, но и с позиций законотворчества и правоприменительной практики. От того или иного подхода к решению данной проблемы зависит принципиальная позиция, с которой следует подходить к оценке содержания и сущности преступлений рассматриваемой категории. В зависимости от того, как будут сформулированы концептуальные подходы к разрешению проблем, соответственно будут решаться как теоретические, так и прикладные аспекты регламентации преступлений против нравственности.

Следует констатировать, что в течение многих лет ведутся споры о понимании категории нравственности. Хотя в литературе, как научной, так и ненаучной, очень часто обращаются к проблемам нравственности, морали и духовности.

Вопрос о понимании нравственности в правовом контексте в научной литературе до сих пор носит неоднозначный характер.

Философы, как и юристы, высказывают различные взгляды о круге общественных отношений, составляющих сущность нравственности, а поэтому каждый из них по-своему определяет это объективно существующее социальное явление.

Нравственность нельзя рассматривать в отрыве от понятий мораль и духовность. Тем не менее к числу спорных относится вопрос об их тождественности, а также следует ли вообще разграничивать данные категории. В литературе мораль и нравственность чаще толкуются как явления одного порядка.

Если обратиться к существующим определениям, то чаще всего нормы морали трактуются как правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, социальных групп, организаций.

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Например, В.С.Нерсесянц так и утверждает: «отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах».

Нравственные же нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Таким образом, там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствовался ими в своем поведении, по мнению философов, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного. ; В принципе в этических явлениях всегда присутствуют два момента: личностный (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Если исходить из этого правила, то первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй – нравственности. Поэтому вытекает некий посыл, в соответствии с которым, когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности, точнее о групповых и обще-социальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях. Это утверждение, пожалуй, самое распространенное и часто используемое в юридической литературе и в диссертационных исследованиях. ;


Вместе с тем, будучи особой формой общественного сознания и видом общественных отношений, мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный или идеализированный характер. Имея в виду осуждение или одобрение тех или иных поступков, моральная ответственность выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим корректировать свои поступки и поведение.

В свою очередь, специалисты в области правовой этики также дифференцируют понятия «мораль», «нравственность» и «нравственное сознание». Например, по мнению А.С. Кобликова, нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим ее субъективную сторону.

Исследователь М.С. Строгович, выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Существуют различные подходы к пониманию природы и специфики морали. В методологическом отношении можно выделить две основные концепции: историко-генетическую и историко-системную.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространённых в социальных исследованиях. Он развивался с опорой на эволюционные идеи, и его суть состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. В данном случае, история этикирассматривается как циклогенез этических систем, где на каждом этапе их развития выделяются качественные характеристики данных систем.

В нашем случае больший интерес представляет второй подход – историко-системный. Мораль здесь предстает как вид духовно-практического производства человека в качестве социально-нравственного существа. Такое представление о морали проводит линию на признание ее стороной человеческой жизнедеятельности, сквозным элементом всей (в том числе и юридической) общественной практики. При таком подходе подчеркивается, что с разными условиями духовно-практического «производства» связана целая серия расколов нормативной системы – между официальной и неофициальной моралью, между целесообразностью и нравственностью, между общественным мнением и совестью.

Такие расхождения порождают многочисленные противоречия между разными нормативными системами, в том числе и теми, которые являются предметом нашего исследования. Например, между личностным восприятием морали и официальной обязательностью правовых требований, между чувством морального долга и рациональностью правовой нормы и т.д. Индивид оказывается одновременно как бы в нескольких «аксиологических мирах», воплощая в каждом из них разные, подчас несовместимые, оценки и устремления.

В целом историко-системная модель объяснения морали исходит из философской традиции, представляющей мораль как сторону человеческой деятельности, основанную на дихотомии добра и зла. Вместе с тем она не учитывает регулятивного характера морали как существенного момента взаимосвязи ее с правом.

В этом же ключе описывал общественное назначение нравственности и выдающийся русский философ B.C. Соловьев: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства, – утверждал философ, – дана нам …для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».

Между тем, как это следует из вышеприведенных определений, мораль как и нравственность всегда общественна по своему содержанию и тесно связана с нормами права. Например, С.А. Комаров считает, что общественная нравственность покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Нравственность в Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова понимается как внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, долга, чести и т.п., которые проявляются по отношению к людям или природе. Духовность человека есть составная часть нравственности. Очень часто понятие духовности приравнивается к религии. Это связано по всей вероятности с тем, что речь идет о душе человека, его подчиненности неким высшим силам. Оставим это учение богословам. Констатируем тот факт, что духовность вплетена в ткань нравственности и неразрывна с ней.

Духовность человека, личности, индивида раскрывается через самопознание собственного бытия, собственного поведения, собственных ощущений и собственных желаний. Высокодуховный человек не способен на поступки, которые не отвечают его внутреннему ощущению, не согласуются с его разумом. Духовная жизнь человека связана с познанием мира, цели и смысла жизни. При непонимании этих категорий, а чаще потери смысла жизни, потере собственного «Я», могут наступить кризисы духовного здоровья человека. А это, в свою очередь, требует лечения, чем и занимается современная психология, т.е. лечением души. Оставим эту тематику психологам и вернемся к понятиям мораль и нравственность.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность следует рассматривать во взаимосвязи с духовностью.

Довольно четкая позиция по данному вопросу изложена в работе С.Арутюнян «Идентичность: от теории к практике». Исследуя культурологическую трактовку кризиса идентичности, она попыталась сравнить мораль и нравственность. При этом находит их совершенно различными, нетождественными понятиями. По её мнению:

1) мораль всегда есть явление социально-групповое: мораль семьи, сформированной социальной группы, классовая мораль и т.п.

Нравственность есть всегда общечеловеческая, нет нравственности группы, класса, партии;

2) мораль есть свод норм и предписаний, социальной группы, навязанных извне. Нравственность «произрастает» изнутри и не имеет ничего общего с нормами и стандартами;

3) мораль есть средство регуляции общественного поведения и создана в первую очередь для управления. Нравственность, «произрастая» изнутри, в первую очередь и направлена на себя. Если мораль направлена вовне, то нравственность направлена вовнутрь;

4) моральный поступок оценивается извне и может быть либо поощрен, либо наказан. Нравственный поступок находится вне наказания-поощрения, то всегда есть самоотношение и самооценка.

Переживания, связанные с аморальным поступком, всегда внешне ориентированы и ничего общего не имеют с глубинными личностными переживаниями. Поступок, связанный с нравственными переживаниями, всегда имеет внутриличностную основу. Трудно не согласиться с таким мнением. Безусловно, мораль и нравственность не есть некие статические показатели жизни человека. Они подвергаются постоянному движению и развитию. Индивид в течение своей жизни должен выбирать и строить свои действия сообразно сложившимся в обществе правилам и нормам поведения с учетом сложившегося (или складывающего) собственного духовно-нравственного мироощущения. Поэтому духовно-нравственное развитие играет важную роль в процессе жизни человека. Возможно, это несколько упрощенная формула процесса самореализации человека. Но в рамках данного исследования нами предпринята попытка определиться с понятиями и категориями изучаемого явления, механизмами их реализации в условиях социокультурной нестабильности и кризиса нравственности.

Процесс взаимодействия морали и нравственности в ходе личностного роста находится в состоянии конфликта, если у человека развита нравственность. «Отсутствие конфликта, – пишет С.Арутюнян, –свидетельствует о том, что личностного роста не происходит, сложность разрешения этого конфликта представляется как сложность личностного роста. Нормальное органическое личностное отношение в этих конфликтах – это первенство нравственности над моралью. В конечном итоге взаимоотношение морали и нравственности – центральная и сложнейшая проблема становления личности, которая должна быть решена на базе практической психологии, философии, педагогики. При этом отсутствие духовности есть препятствие на пути развития личности».

Подытоживая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам.

1. Мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность как категория общечеловеческая всегда имеет внутри-личностную основу. Мораль выступает как свод предписаний для общества.

2.Духовно-нравственное развитие человека обеспечивает его психическое здоровье и должно рассматриваться в контексте объекта посягательства в уголовном законодательстве в группе преступлений против нравственности.

Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания

В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.

Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.

Сущность нравственного воспитания

«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках. Нравы - категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена. Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Разные ученые давали свое определение понятию нравственность. По Григоровичу, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С. Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.

На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:

  • формирует нравственное сознание;
  • воспитывает и развивает нравственные чувства;
  • помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.

В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:

  1. порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  2. формирование мотива поведения;
  3. принятие решений;
  4. поступок.

В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:

  1. формирование нравственных чувств;
  2. формирование нравственных представлений;
  3. формирование привычки нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.

Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей. Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме. Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали. Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos -- нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, -- такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» -- науку об этих качествах.

Слово «мораль» -- латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом -- нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis -- моральный и moralitas -- мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» -- русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Отношение к определению сущности категории «нравственность» современных исследователей исходит из позиции таких видных отечественных педагогов, как П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов и других.

Л.Н. Толстой, рассматривая сущность «нравственности» человека, выдвинул «идею самосовершенствования каждого человека»; К.Д. Ушинский считал главным в нравственном человеке его «стремление к проявлению доброй воли к борьбе со злом»; Н.В. Шелгунов подчеркивает необходимость «создать в ребенке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящие принципы своего поведения»; П.Ф. Лесгафт утверждал, что нужно содействовать выработке в ребенке «нравственного человека со стремлением руководствоваться в жизни этим идеалом»; В.П. Острогорский говорил о необходимости привить ребенку стремление к нравственному идеалу, потребность самому всегда поступать «прекрасно, гуманно, в духе любви».

Таким образом, многие педагоги второй половины XIX века подчеркивали важную роль сознания в формировании нравственности человека, отмечали, что хотя о людях судят по их действиям и поступкам, но определяющее значение в поведении играют элементы сознания и чувства, то есть цели, намерения и стремления человека. Именно в сознании человека проявляется его нравственность.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».

Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

Нравственно - этическое воспитание осуществляется эффективно только тогда, когда представляет собой целостный процесс педагогической, соответствующей нормам морали, организации всей жизни детей: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, нравственность и этика младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.

Введение.

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». .

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»



Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы
видим: “Нравственность ­ это внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек,
правила поведения,
определяемые этими качествами “.
этические нормы,
В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила
для воли, совести человека”.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. “Мораль (латинское mores­нравы) ­ нормы, принципы,
правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы
поступков, результаты деятельности). А так же чувства, суждения, в которых
выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и
общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)”
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается
специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой
совокупность принципов, требований. Норм и правил, регулирующих
поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и
личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе.
Представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а
также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.
В детской энциклопедии под нравственностью подразумевается
совокупность исторически изменяющихся принципов. Правил и норм,
регулирующих поведение людей.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные
чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость,
порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье,
быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной
культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а
требует специального нравственного воспитания.
Л. Ф. Болотина характеризовала нравственное воспитание как
формирование у школьников морального сознания, нравственных чувств.
Навыков и привычек нравственного поведения, т.е. моральных качеств.
В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается
целенаправленное формирование нравственного сознания,
развитие
нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного
поведения.
Харламов считал, что нравственное воспитание ­ это процесс,
направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно
предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим
обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное
воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое,
эстетическое воспитание.
Нравственное воспитание способствует
превращению социально необходимых требований общества во внутренние

стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть,
достоинство. Нравственность выполняет роль “компаса” поведения,
позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм,
оценок, идеалов она регулирует поведение людей.
Нравственное сознание­ отражение в сознании человека принципов
нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к
другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме
нравственных понятий и убеждений. Наиболее общие нравственные понятия, в
которых отражаются существенные стороны нравственных отношений,
называются нравственными категориями и рассматриваются наукой о морали
­ этикой. Важнейшими нравственными понятиями являются добро,
справедливость, счастье. Содержание нравственного понятия связано с
оценкой и поступка, и его мотива. Так же как и нравственность в целом,
нравственные понятия не являются абсолютными, а меняются от эпохи к
эпохе.
Нравственные чувства ­ переживание человека своего отношения к
поступкам и действиям,
регулируемыми нормами нравственности.
Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими
относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным
по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание,
сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей
деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.
Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами,
регулирующими отношения людей в обществе,
принято считать
нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного
поведения является формирование нравственного сознания, нравственных
понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий
вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.
Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по
нравственному воспитанию:
1. раскрывать учащимся содержание общечеловеческих, нравственных
ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности
каждого ученика в отдельности;
2. добиваться превращения общественных норм и правил поведения в
глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно ­ волевую сферу;
3. прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение
нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных
местах;
4. воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной,
трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся;
5. воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие
нормально расти, развиваться и организовывающие поведение ребенка;

вежливости,
6. формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в
общественных местах, соблюдая общепринятые нормы поведения;
7. учить детей уважительно относиться к окружающим, считаться с их
мнением, интересами, удобствами;
8. воспитывать навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками,
выражающиеся в общительности,
предупредительности,
сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с
интересами других;
9. воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться
к взрослым на “вы”, по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией,
приветливо и без лишней жестикуляции;
10. воспитывать бережное отношение к окружающей природе (умение видеть
прекрасное, стремиться беречь природу, действовать соответственно
правилам и т. д.);
11. вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации своего
свободного времени в соответствии с установленным распорядком в школе, в
семье;
12. формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство
долга.
Поэтому необходима целенаправленная работа по ознакомлению
учащихся с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, в
школе, общественных местах, во взаимоотношениях между сверстниками,
мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по
отношению к самому себе. Разумеется, воспитание общечеловеческих,
нравственных ценностей должно происходить с учетом национальных
особенностей, на культурно­ национальной основе, с учетом привычек,
обычаев и традиций своего народа.
Подлинный, глубинный действенный процесс нравственного воспитания
заключается в разрешении противоречий между ребенком,
его
самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные
моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных
ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо
приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и
внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает
растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В
процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких
эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу
нравственности­ нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром
деянии и нравственном удовлетворении.
Каждая из указанных задач выполняет определенные функции, а в
совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников
целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае
могут взаимодействовать разные стороны процесса:
нравственное

просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие
всех трех сторон воспитания.
Логическая структура нравственного воспитания представляется
следующим образом. Важнейшей задачей этого процесса является овладение
учащимися знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил
поведения невозможно подвести учащихся к убеждению, тем более к их
реализации. Если какие­ то нормы нравственного поведения и будут
вырабатываться, то неосознанно, методом проб и ошибок. Поэтому
необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников
нравственного поведения с ранних детских лет.
Все зависит от возраста, но логически всегда надо начинать с
нравственного просвещения. Хотя в каждом конкретном случае началом
может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет
учащимся глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других,
разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и
старшими, знакомыми и незнакомыми людьми.
Все это осуществимо средствами специально организованного
этического воспитания школьников, органически вплетённого в учебно­
воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
При этом, этика, как наука о нравственной жизни человека
(А.Швейцер), о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в
поведении человека (Н.О.Лосский), способна выйти на глубинный этический
диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и
смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.
Как же осуществлять этическое воспитание школьников?
Школе необходима целостная система воспитания основ этической
культуры как средство и процесс нравственного развития учащихся.
В чём суть такой системы?
Учебно­воспитательный процесс школы ­ системообразующий фактор
организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать
одним из обязательных компонентов данного процесса. Ведь школа как
социальный организм может и должна стать для ребёнка в этот кризисный
период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит
его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая
система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами
школьной жизни: уроком, переменой как продуманной организацией
межурочного пространства, внеурочной деятельностью, но и обеспечивала их
этическим содержанием.
Эти позиции лежат в основе широко апробированной в педагогической
практике системы воспитания основ этической культуры школьников.
Она основана на логической взаимосвязи следующих структурных
компонентов:

этический урок как специализированный учебный предмет,

построенный по инновационной методике с сюжетно­игровой основой;
повседневная педагогически инструментированная методика

"этического заряда", действующая в системе свободного общения детей на
перемене и в послеурочное время. Методика предполагает сочетание
этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с
другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного
выхода из них;
общеколлективная внеклассная деятельность с этической

направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в
этический диалог, общение, взаимодействие.
Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое
содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть
общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние
на жизнедеятельность школьников.
Целевая установка выделенных компонентов ­ реализовать
гуманистическую парадигму воспитания в школе. Насколько богат
воспитательный потенциал таких уроков, можно увидеть, лишь введя их в
практику образовательных учреждений. Ведь этика, по словам А. Швейцера,
область деятельности человека,
направленная на внутреннее
совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни
человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни.
Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать
содержанием курса этики в школе, закладывающего основу этической
культуры в подрастающем поколении

Статьи по теме: