Значение экологического воспитания для всестороннего развития личности дошкольника. Значение экологического образования в настоящее время

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

В. Сухомлинский.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и пожалуй всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче развивает способность к образному, будет в нем лучшие чувства, мышлению, наблюдательность, внимание.

Усугубления экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экономического создания, культуры природопользования, люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход, долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Поэтому при решении современных экологических и социально-экономических проблем остро встал вопрос о повышении уровня природы охранительного, гуманного отношения к флоре и фауне. От людей во многом зависит разнообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решить эту проблему человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Природа всегда и везде окружает детей – это естественная среда, в которой они живут и действуют.

Введение детей в мир родной природы и расширения круга представлений и элементарный понятий путем непосредственного восприятия природы – одна из главных задач д/сада. Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидания (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы:

1) о самом мире фауны, его разнообразных представительных (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде).

2) о возможных формах воздействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ними, его защите). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй - знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное – живое существо, оно дышит, питается, передвигается, растет. Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства.

Познакомить детей с природой поможет уголок природы, где собираются комнатный растения и некоторые животные. Следует отметить, что непосредственный контакт ребенка с объектами природы помогает воспитать такие чувства, как бережное отношение к ним, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.

В действительном общении детей с природой – на экскурсиях у детей появляется интерес к окружающему, наблюдательность, любознательность, пытливость. Благодаря этому, внимание детей делается более устойчивым, у них возникает много вопросов, которые показывают, что дети не только воспринимают факты, но и пытаются осмысливать их. Таким образом в процессе ознакомления детей с природой, у детей развивается речь и мышление.

Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь отводится семье. Немаловажную роль играет работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Благодаря ознакомлению детей с природой путем непосредственного общения с ней на экскурсиях, прогулках, в играх и труде, рассматривании картин, бесед, рассказывания, рисования и лепке некоторых предметов, представление у детей об одном и том же предмете обогащается, уточняется. В связи с этим у детей растет интерес к природе, любознательность, наблюдательность.

Дети понимают, что в природе все взаимосвязано: растения, животные, окружающая среда. Ведь экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания.

Так дети впервые познали связь между субъектами природы. На примере растений дети узнали, что растениям нужны свет, влага, тепло.

Без живых объектов невозможно воспитать в детях чувство доброты, чувство жалости, заботы, трудолюбия. У нас в группе попугайчики. Казалось, что дети должны были любить их, заботиться о них, а кормить и убирать клетку, желающих было мало. В основном дети проявляли чувство брезгливости. Стала детям читать книги о животных: Чарушина, Житкова, Бианки, поставила эти книги в книжный уголок. Параллельно с этим в присутствии детей ухаживала за птицами, показывая им приемы уборки и любовь к попугайчикам, называя их ласковыми именами. Показывала их беззащитность перед детьми, их зависимость от нас от ухода за ними. Постоянная работа наблюдения за повадками постепенно привлекала внимание детей. В беседе с детьми я рассказывала им о Родине, где живут попугаи, об их повадках, о том, что они любят, рассказывала что это декоративные птицы, то есть живут у нас только в клетках, на улице жить не могут, погибнут. Поэтому нужно следить за ними, чтобы они не улетели. Мы выпускали Кешку с Тиной полетать, размять крылышки, птицы пользовались полной свободой, даже кормились с детьми из одной тарелки. Мы с детьми много беседовали на темы: «Мой четвероногий друг», «Они не могут жить без нас», «Человек защитник всего живого», «Любовь и добро всегда побеждают». Я часто рассказывала детям истории из жизни птиц, почему они боятся человека и когда я предлагала детям подумать и рассказать, а как бы они поступили, чтобы птицы тебя не боялись и любили? Объяснила детям, что птиц, живущих на улице надо кормить, для этого за окном в группе повесили кормушки, а дети наблюдали – сколько и какие птицы прилетают. Мы отмечали в календаре (сколько птиц было, чем питались). Дети насыпали в кормушки зерна, остатки хлеба, синичкам клали кусочки сала.

Забота о пернатых формирует чувство гуманности и сострадания. Дети приобрели все больше и больше навыков по уходу за животными. И скоро у нас в группе появился еще один жилец. Это была черепаха – Машка. Вместе с детьми подготовили террариум (насыпали песок, положили камешки, посадили растения). Мы читали с детьми, что любят черепахи, когда кормить ее, как создать хорошие условия для жизни. Какая же была радость, когда в группе появилась черепаха. Дети наблюдали за Машкой, за ее повадками. С радостью убирали у нее и кормили. Приносили ей капусту, морковку, яблоки. Они наблюдали как черепашка ест. Интересовались для чего ей нужен панцирь. Сначала черепаха побаивалась детей и постоянно пряталась. Но вскоре стала более спокойно относиться к прикосновениям детей, и уже спокойно гуляла по группе и не боялась детей.

Я считаю, что в моих детях мне удалось воспитать положительное отношение к животным, к природе, так как оно основывалось на знаниях и практической деятельности детей. Это чувство развивалось постепенно от положительного эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость. Сформированное уже более или менее устойчивое поведение превращается при благоприятных условиях в привычку.

По мнению ряда ученых, в настоящее время ежечасно вымирает один вид растений или животных. Подобное положение возможно лишь потому, что большинство людей не осознают непосредственной и прямой связи между существованием нескольких миллионов живых существ и благополучием существования человека.

Сформировать у широких слоев населения понимание такой связи, а следовательно, познать проблему сохранения генофонда биосферы - задача и ученых, и педагогов. Опасность обеднения генофонда еще не получила достаточного научного и экономического обоснования, поэтому проблема сохранения видов животных и растений является междисциплинарной. Для ее решения требуется объединение усилий специалистов различных дисциплин.

«Многообразие видов в природе, их взаимосвязи обеспечивают динамическое равновесие- устойчивость экосистем; непрерывность круговорота веществ; создание органического вещества; его потребление и разложение. Каждое из названных положений реально проявляется в форме фактов и явлений, главное из них – самоочищение».

Нельзя забывать и чисто экологические аспекты сохранения всех видов. Чем больше разнообразие видов животных и растений, свойственных той или иной экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к изменяющимся условиям; чем больше генофонд экосистемы, то есть больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью и надежностью она обладает.

Богатство природного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние человека, благотворное влияние зеленых насаждений на его здоровье: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически привлекательных пейзажей, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.

Наибольшего внимания в сфере решения экологических проблем требует развитие ценностных ориентаций, особенно у младших школьников. Все живое связано с бытием человека и потому приобрело ценностные свойства, не только практические, утилитарные, что обозначается словом «польза», но и эстетические «красота», познавательные «истина», экономические «стоимость». Живые существа с давних пор являются объектами религиозного, эстетического и нравственного отношения. На этом фоне формируется и познавательное отношение к живому.

В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.

«Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» .

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • значение экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере - восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры.

Основная воспитательная цель педагогов начальных классов - развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности учителя должны обеспечивать определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися, как на основных предметах, так и на факультативных курсах. Интеграция – основной принцип построения уроков.

«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации урока в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в группах или в парах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» .

Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Использованная литература

  1. Дагбаева Н.Ж.. Системный подход к экологическому образованию младших школьников //Начальная школа.-№6.-2003,- с.24.
  2. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В. И.Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 1999.- с.23.
  3. Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М., 1995.-с.28.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4-7-летнего возраста позволило нам создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи :

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
  • формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий . На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: "Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?" — дети ответили: "Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7". "А еще как?" — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: "А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!". Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают : урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т.д. Проводим такие занятия в группе, в учебном классе, в зимнем саду, если позволяют погодные условия на участке, в парке.

На таких занятиях широко используем :

  • блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;
  • практическую работу и поисковую деятельность;
  • игровые приемы.

В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток . Их цель — создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов. Биоциноз — это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Например, биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, растения, птицы). Задание для детей: найти ошибки и обосновать ответы.

Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям .

Детям очень нравятся экскурсии в океанариум, где они могут увидеть множество необычных жителей водного мира

На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям , которые необходимо выполнять гостям природы.

  • 1 заповедь : соблюдение тишины (Л.П. Симонова).
  • 2 заповедь : терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
  • 3 заповедь : внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции — это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

  • «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
  • «День цветов» (создание цветочных клумб)
  • «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
  • «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
  • «Чистое утро» (уборка территории)
  • «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры . Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра "Пищевые цепочки водоёма"

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя и т.д.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды, представленные в таблице, способствуют:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств ребенка;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации различных видов деятельности ребенка.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Разработанные нами рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.

  • Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально - чувственному опыту ребёнка.
  • Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
  • Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
  • Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
  • Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

  • Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
  • Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
  • Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Итоги работы

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

ЗудоваОльгаИвановна

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников

Детивсегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа - неиссякаемыйисточникдуховного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знание о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, это важнейшие задачи детского сада.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожению ими лягушек, ежей, полезных насекомых.Это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточая ее. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы детиуже в дошкольном возрасте получиливерные сведенияо природе.

Интереск природетоже необходимо воспитывать. Показывая детям, чтои как надо наблюдатьу животных и растений, обращая их вниманиена внешний вид, движения, повадки, взрослыйформирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместес наблюдательностью развивается и любознательность.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого взрослый сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету." Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт)

экологический воспитание дошкольник

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные животные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим - взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии». Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:

  • 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
  • 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
  • 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечивать понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие - «взаимодействие человека с природой», с помощью которого, как считает Николаева С.Н., легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, как экосистему. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. По мнению педагога наблюдения, наглядное моделирование, обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома».

Николаева С.Н. предлагает использовать закономерности и явления, существующие в природе:

  • 1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Они проявляются в любых видах растительного мира. Задача педагога - показать эту закономерность.
  • 2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция). Эти понятия целиком отвечают познавательным возможностям дошкольников, так как опираются на внешнее сходство явлений, доступных наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этих закономерностей можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.
  • 3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

В ДОУ воспитатель и дети выращивают растения, животных - этим можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.

Итак, научной основой содержания знаний о природе для школьников служит ряд понятий биоэкологии и некоторые закономерности живой природы.

Статьи по теме: