Круглый стол для педагогов и родителей "наши семейные традиции". Круглый стол "Семья

«Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности» КРУГЛЫЙ СТОЛ год


Задачи: - возвышение роли семьи, её статуса в нашем обществе; усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей; - укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание. Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.





Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детство сбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики. Как вы думаете, что послужило причиной для появления этого документа?


По мнению социологов: 1. Продолжается сокращение численности детского населения. 2. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. 3. Не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений). 4. Низкими темпами сокращается число детей – инвалидов, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).




Скажите, какая по-вашему, ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ? Где относятся друг к другу с уважением, не ругаются. Где все друг друга понимают. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно. Где каждый старается помочь другому. Где родители участвуют в делах детей. Где семья – это питающая, насыщенная почва, на которой произрастает высаженное семечко…




В начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Сегодня этот показатель равен 1,5 – 2. Из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет - 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.


Какие проблемы сохранения семьи можно назвать? Сокращение рождаемости и падение прироста населения. увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин. Уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности. Возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения. Легкомысленное отношение к браку и семье. Отсутствие дисциплины и половая распущенность. Высокий процент разводов (распадается каждый третий брачный союз)


Согласны ли вы, что созданию крепкой семьи необходимо учиться? Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой организм. В нём есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти и путём набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой гарантии, что опыт всё же будет приобретён. Чаще «шишки» набивают, а толку нет. F:\История вечной любви Петра и Февроньи Муромских..flv






Рекомендации участников Круглого стола: Семейный праздник: «Родительский дом – начало начал». Гостиная «Подвиг матери». Тренинг (совместно с психологом) для старшеклассников «Готовность молодых людей к браку и семейной жизни». Классный час «Наша дружная семья». Конкурс рисунков, плакатов, фотографий «Своей семье я говорю: «СПАСИБО!» Круглый стол для старшеклассников «Почему люди, уверенные, что создают семью по любви, теряют любовь в браке?» Дискуссионный клуб для старшеклассников «Как правильно выбрать свою половинку, чтобы быть всю жизнь вместе и в скорби, и в радости?»

Юлия Шапкина
Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции»

Ход проведения собрания

1-ая часть

Уважаемые родители ! Я очень рада, что мы сегодня все с вами собрались, а собрались, чтобы поговорить о ваших семьях , о ваших семейных традициях и их значении в воспитании и развитии вашего ребенка.

По определению В. И. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе : родители с детьми ».

С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье . Кто может назвать пословицы или поговорки, давайте спросим родителей .

В гостях хорошо, а дома лучше;

Дети не в тягость, а в радость;

Когда семья вместе и сердце на месте

Мать кормит детей, как земля людей;

Нет дороже отца с матерью;

Семья это семья .

В каждой семье должны существовать свои традиции , но некоторые семьи не соблюдают традиции , и даже не знают что это такое. Сегодня хочется рассказать о традициях , которые существуют во многих семьях .

Традиция 1 . Семейные праздники

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье ? (ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.

Как вы устраиваете детские праздники в семье ? (ответы)

Не забывайте, праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре или по фанту.

Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей )

Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

Все любят подарки, особенно дети.

Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей ) .

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически : мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения . Продумать программу развлечений, приобрести для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2 . Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья должна иметь свой архив : почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Традиция 3 . Семейный альбом

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы его листали в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями .

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи , что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 4 .Семейный отпуск на природе

Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город , на дачу вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 5 . Семейное посещение театров , музеев, выставок

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?

Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции . Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи .

Традиция 6 . Коллекционирование

Очень хорошо что есть в семье традиция , если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки) .в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 7 . Игры с ребенком

Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье . Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры : настольные , подвижные, словесные, развивающие.

Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например : «угадай с какого растения семена , «Кто, кем был?» , «Что может летать?» , «Найди похожее на яблоко» .

В ваших руках вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей , знающими свою родословную.

Традиций очень много , можно сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это традиционные походы , прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов , родословной своей семьи . Это чтение книг.

2-ая часть :

Уважаемые родители ! Давайте вместе с вами разберем несколько ситуаций из жизни :

1 СИТУАЦИЯ : Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт .

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН : Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

2 СИТУАЦИЯ : Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН : Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3 СИТУАЦИЯ : Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать . После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН : Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

4 СИТУАЦИЯ : Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол . После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи ?

ЗАКОН : Уважительного отношения членов семьи друг к другу .

5 СИТУАЦИЯ : В семье двое детей : брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это . О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН : В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД : Если эти законы в семье пополняются , значит, ребёнок состоится как личность.

Решение родительского собрания :

1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье .

2. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров, музеев, выставок.

Разделы: Работа с дошкольниками

Ход круглого стола

I. Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели.

  • Что понимается под понятием “счастливая семья” для каждого из присутствующих родителей.
  • Сколько детей должно быть в семье.

II. Основная часть.

Звучит музыка.

Ведущий: Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Ведущий: Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать своих детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.

Ведущий: Задача детского сада и родителей – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

(Звучит музыка)

Как появилось слово семья? Кто-нибудь из присутствующих знает?

(Варианты родителей)

Как появилась слово “семья”?
Когда-то о нем не слышала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: “Я”.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
– “Я, я, я” – Ева молвила – “Я”.
Сказала она знаменитых семь “Я”.
И так на земле появилась семья!

Вопрос ведущего: Уважаемые родители, мы просим Вас ответить на вопрос “Из чего складывается семейное счастье?” (Ответы родителей)

Вывод: – Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

А что касается вопросов ласки и объятий?

Так, например, “Известный семейный терапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

А какими ласковыми словами Вы обычно называете ребенка дома?

Проведение тренинга:Работа с деформированными выражениями ”.

а) Задача для двух групп. На карточках, разделенных на две части предложения-выражения. Ваша задача правильно соединить начало и конец предложения и прочитать их.

  1. Если ребенок ощущает поощрение, он познает свою стоимость.
  2. Если ребенок живёт среди похвал, он познает стоимость других.
  3. Если ребенок находит признание, он будет удовлетворен собой.
  4. Если ребенок живёт в доверии и приязни, он найдет в жизни любовь.

б) Расскажите о своем отношении к выражениям, подтвердите примерами из жизни.

Ведущий: Мы благодарим Вас за прекрасное выступление.

А сколько детей должно быть в семье, по Вашему мнению? (дискуссия )

Ведущий: Благодарим Вас за Ваши высказывания.

Ведущий: Считается, чтодля каждой семьи своё "оптимальное" количество детей - то, которое родители себе позволяют, в зависимости от ресурсов семьи, таких как: материальные, физические, эмоциональные и др. Поэтому каждая семья для себя выбирает самостоятельно, ведь для одной семьи оптимальным может быть один ребенок, а для другой не меньше троих.

По моему мнению, определением оптимального количества детей должна стать возможность дать детям максимум родительской любви.

Ведущий: В заключение нашего разговора о многодетных семьях, хочется привести слова одной многодетной мамы: “Представьте, что Вы просыпаетесь рано утром, а Ваш ребенок, еще теплый и мягкий после сна, обнимает Вас своими пухленькими ручонками, целует, прижимается к Вам, и всячески радуется тому, что вы у него есть. Представили? А теперь умножьте эту радость на количество Ваших детей!”.

III. Заключительная часть.

Ведущий: Самое главное для любого ребенка – любовь родителей, их забота и внимание. Поэтому любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к вам с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше вас для них не будет.

IV. Подведение итогов:

Звучит музыка.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. “Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит”. Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

Родительское собрание. «Семейные ценности и традиции, их важность для ребёнка».

Цель: определить влияние семейных ценностей и традиций на ребёнка

Ход собрания

Перед проведением собрания родители вместе с детьми выполняют задания:

1. Коллективный рисунок «Моя счастливая семья».

2. Рассказ о традиции своей семьи (описать в любом жанре).

3. Принести фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишия.

4. Сделать совместную поделку на выставку «Семейная мастерская».

Организационный этап

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Давайте поразмышляем над понятием.

Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)

Обобщение педагогом ответов родителей.

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.

Для того что бы нам настроится на работу и мысли наши пришли в порядок я вам предлагаю намного расслабится и поиграть

1. «Частичка с моего детства».

На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Педагог: Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)

Педагог: По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

Не красна изба углами, … (красна пирогами).

Каково на дому, таково и … (самому).

Дети не в тягость, а … (в радость).

Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

Всякой матери свое … (дитя мило).

На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).

Мать кормит детей, как … (земля людей).

Нет человека добрее… (отца с матерью).

Нет дороже… (отца с матерью).

Семья – это …(семь я).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила моя мать», «что мне показал отец».

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница ребенка. Функция матери, родителей - научить ребенка жить. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Как считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (Ответы.) Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)

А теперь я вас попрошу каждого вспомнить, какие же традиции существуют в вашей семье и поделится ими с остальными родителями.

(Родители рассказывают о своих семейных традициях).

Сообщение воспитателя на тему «Семейные традиции»

Традиция 1. Семейные праздники.

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.

А сейчас небольшая разминка.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений.

Традиция 2. Семейный альбом.

Традиция 3. Составление родословной своей семьи.

(выступление семей со своими родословными)

Подведение итогов собрания

Педагог: В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Берегите друг друга

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте. (О. Высотская)

Статьи по теме: