Темперамент. Типы темперамента

2. Особенности и воспитание темперамента

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) – но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Установление типа высшей нервной деятельности людей связано с большими трудностями. В результате своих исследований Б.М.Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы учащегося, (этот процесс протекает очень медленно и пути его еще не достаточно изучены), а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника.

Особенности нервной системы человека, полученные им при рождении, называются генотипом. В течение жизни человека эти врожденные особенности не остаются неизменными: под влиянием среды, в результате воспитания происходит значительное изменение и даже перестройка врожденного типа нервной системы.

Особенности нервной системы человека, развивающиеся в течение его жизни, называется фенотипом. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.

В связи с изменением типа нервной системы меняется и темперамент человека. Под влиянием воспитания наблюдается большая изменчивость особенностей темперамента. Задача воспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развить положительные черты темперамента и приучить их сдерживать отрицательные его проявления. Воспитание темперамента неразрывно связано с формированием волевых черт характера человека. Только научившись сознательно управлять своим поведением, человек может выработать у себя положительные черты темперамента.

И.П. Павлов эксперементально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путем тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессами возбуждения. Отсюда И.П. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения.

Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен.

Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает обычный уровень. И, наконец, третий, вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти одного уровня.

Павлов приводил примеры, показывающие, что первоначальная неуравновешенность с течением времени посредством медленных и повторных упражнений могла быть в значительной мере выравнена.

И.П. Павлов считал, что путем, длительной посильной, тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.

Последующие исследования показали, что подвижность нервных процессов является наиболее изменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов.

3. Типы темперамента

И.П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Очевидно, что на темпераменте сказываются не только свойства нервной системы, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преимущественно наблюдается у животных со слабым типом нервной системы, а агрессивное поведение – у сильных неуравновешенных особей.

В прошлом многие психологи сводили проявление темперамента к эмоциональной сфере. На самом деле темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.

Виды темпераментов Типы нервной системы Особенности нервных процессов
По силе По уравновешенности По подвижности
Холерический Безудержный Сильный Неуравновешенный -
Сангвинический Живой Сильный Уравновешенный Подвижный
Флегматический Спокойный Сильный Уравновешенный Инертный
Меланхолический Слабый Слабый - -

Приветствие.

Ситуация

Вы обратили внимание, что в ходе общения у всех участников были разные стратегии поведения. Это поведение обусловлено наличием комплекса свойств нервной системы, которые академик Павлов назвал темпераментом.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, ребенка, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Мы помним, что академик И.П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: (слайд)

1) “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика); 2) “живой” (сильный; подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) “слабый” (неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, необходимо правильно представлять себе свойства темперамента. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы педагогического воздействия.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции детей с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать педагогам и родителям.

При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. При длительном наблюдении за ребенком, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Для отнесения ученика к тому или другому типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него определенных черт. Тип темперамента определяется процессами торможения и возбуждения в коре головного мозга, которые обуславливают соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Обратимся к таблице. (слайд)


Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

подвижность, живость нервной системы

характеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникновением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллектуальной деятельности.

инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малая подвижность мысли.

выносливость (сила нервной системы).

выносливые

сравнительно легко справляются с большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой,

при напряжении и даже перенапряжении не перестают адекватно реагировать на внешние воздействия, в крайнем случае они впадают в сонное состояние (развивается торможение в мозгу, которое охраняет нервную систему от повреждения, срыва).


маловыносливые

такой нагрузки не переносят - относительно быстро истощаются эмоционально, меньше, чем другие, способны напрягаться при физической и умственной работе, в меньшей мере способны адекватно реагировать на сильные и сверхсильные внешние раздражители.


Уравновешенность

мера активности и пассивности могут быть в разных сочетаниях



в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов

господствует активность- может "проявить инициативу, мобилизовать людей, в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов

преобладает инертность - он скорее исполнитель

почти не встречаются организаторы

Общительность Исследование А. И. Ильиной

а) легкость общения с новыми людьми, б) широта круга общения, в) постоянство отношений с большинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении.

а) затрудненность в общении с новыми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность в общении.

Комментарий к таблице «Типы нервной деятельности»

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Вы знаете, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие же - медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т. п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее, состояние на уроках.

В классе заметнее всего дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспитание.

Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро - у них все "в руках горит". Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.


Характеристика типов темперамента и дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей.

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Внешние проявления

- Жизнерадостный, энергичный.

Живая мимика,

Настроение в основном хорошее.

Находчив, дисциплинирован.



- решительный, инициативный

Резкий, вспыльчивый

Увлекающаяся, страстная натура

Настроение чаще всего боевое



- уравновешен, невозмутим

Настроение ровное

Приверженец раз и навсегда выработанных схем и правил


- высокая эмоциональная чувствительность, ранимость

Робость, неуверенность в себе



Общение

Общительный и отзывчивый

Общителен, но излишне резок

Малообщителен. С трудом сходится с новыми людьми.

- малообщителен

Застенчивый



Сильные стороны

- Быстро привыкает ко всему новому

Спокойно переживает неудачи и критику.



- настойчивость, упорство

Энергичность

Способность быстро принимать решения и действовать


- Терпелив, настойчив

Основателен и аккуратен

Не расходует силы по пустякам.

Снисходителен к колкостям в свой адрес



- хорошо работает в знакомой обстановке

Четко следует алгоритму

Аккуратен

Тактичен



Слабые стороны

- не доделывает то, что не интересно

Склонен переоценивать себя.

Может быть несобранным


- вспыльчивость, агрессивность

Нетерпимость к чужим недостаткам

Плохо переносит критику


- с трудом переключается на новую деятельность

Долго и трудно адаптируется в новых ситуациях

Ненаходчив

Мало эмоционален



- с трудом переносит все новое

Долго переучивается

Внушаемый, мнительный

Теряется в незнакомой обстановке

Болезненно чувствителен


(объяснение слайда таблицы)

Приемы работы

При работе с ребенком- сангвиником нужно учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у них с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка, отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать


  • усидчивость,

  • устойчивые интересы,

  • серьезное отношение к любому делу,

  • неторопливость,

  • изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться

Холерики - легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность.


  • Не надо запрещать ему быть активным,

  • читать нотации.

  • Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение.
От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания.

На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы)

В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, поэтому в обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения:


  • на них нельзя повышать голос,

  • проявлять чрезмерную требовательность и строгость,

  • наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность, затормаживают и снижают работоспособность.
Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание.


Флегматик

Каждому опытному учителю (а иногда и не очень опытному) хорошо знаком тип ученика, выделяющегося своей медлительностью: такие дети неторопливы в реакциях и в ответах, постоянно “копаются”, то что-то забывают, то вдруг уже не к месту вспоминают забытое... Подобная “заторможенность” ребенка нередко вызывает раздражение взрослых.

Первый вопрос, который обычно задает себе учитель, звучит приблизительно так: “Что же сделать, чтобы этот ребенок не тормозил весь класс и сам успевал усваивать материал?”.

Чтобы вы могли профессионально ответить себе на подобный вопрос, необходимо понять природу поведения такого ребенка.

У флегматика следует развивать недостающие ему качества:


  • большую подвижность,

  • активность,

  • не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности,

  • вялость,

  • инертность.
Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков :

  • изживать равнодушие, безразличие,

  • чаще заставлять работать на уроке в определенном темпе и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.
Важное правило заключается в следующем:

  • проверьте готовность медлительного ребенка к вербальным ответам на начальном этапе обучения.

  • Не стыдите ребенка, если он не отвечает на уроке. Он делает это не назло вам и не потому, что ничего не знает. Просто стрессовая ситуация (а ответ перед классом – это стресс) сокращает возможности ребенка, еще более затормаживая его нервные процессы.

  • Повышайте уверенность медлительного ребенка в собственных силах, работайте над адекватностью его самооценки.
Многие педагоги любят использовать различные экраны успеваемости и их варианты. В данном случае такой метод неприемлем.

Экран успеваемости, на наш взгляд, вообще нельзя назвать корректным методом в работе педагога. Представьте, уважаемые коллеги, что вы приходите обедать в школьную столовую, а там… на самом видном месте висит, например, экран работоспособности учителей, в котором отмечается, кто когда опоздал, сколько открытых занятий показал и т.д. Одна из фамилий в нем ваша. Какие чувства при этом появятся? А ведь теперь этот экран будет висеть целый год, и смотреть на него будут и дети, и их родители, и другие взрослые.

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.


  • Предусматривайте специальные промежутки времени на раскачку ребенка,

  • начинайте работу с задания попроще,

  • не вызывайте ребенка к доске в начале урока. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

  • не оценивайте по устным ответам,

  • дайте дополнительное время на перемене для дописывания.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно! Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность. Хвалите ребенка за его достоинства.

Уважаемые коллеги, все приемы работы, которые мы с вами обсудили есть в таблице.


Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Отношение к учебе

- Активно включается в работу

Работоспособен и усидчив

Плохо переносит монотонную, однообразную деятельность

Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

При ответах часто может начать импровизировать, отходя от книжного текста


- настойчивое стремление ко всему новому

Целеустремленность

Преодолевает возникающие трудности

Легко находит несколько вариантов решения поставленной задачи


- медленно сосредотачивается, но не отвлекается

Неутомимы труженик

Доводит начатое до конца

Трезво оценивает свои возможности

Хорошо выполняет монотонную работу


- низкая работоспособность

Быстро утомляется

Предпочитает работать по алгоритму, «шаг за шагом»

В работу «входит» медленно

При возникновении трудностей «опускает руки»


Приемы работы

- Фронтальный опрос в быстром темпе

Исправление ошибок в ответах других детей

Важна практическая сторона получаемых знаний

Постановка сложных задач, требующих сосредоточения

Нужно повторение пройденного

Систематическое поощрение

Коллективная проектная деятельность


- интенсивные фронтальные опросы, в том числе и по только что пройденному материалу

В новых знаниях важна их общественная значимость, престижность

Хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартных решений

Походит проблемное изложение материала



- нужно время, чтобы сосредоточиться на уроке

Необходимы наглядные схемы, чтобы структурировать материал

Запоминает медленно, но крепко; необходима проработка нового материала дома

Лучше индивидуальная самостоятельная работа по карточкам;

Фронтальный опрос – по заранее известным вопросам


- хорошо выполняет монотонную работу, требующую планомерности

Легко составляет списки, планы, классификации

Лучше работает при письменном опросе – успевает сосредоточиться

Малейшая критика надолго выбивает из колеи

Нуждается в постоянном подбадривании, похвале


Уважаемые коллеги! Предлагаем вам закрепить полученные знания и …

Определить какой тип темперамента характеризует каждое выражение.

Задание

(Заглавную букву типа темперамента поставьте рядом с порядковым номером).



1.Рекомендуется развивать выразительность и эмоциональность речи.

Ф

2. Следует развивать усидчивость.

С,Х

3. Нельзя ставить в ситуацию неожиданного ответа на вопрос.

М, Ф

4. Не могут работать в шуме, с трудом выполняют устные предметы.

Х

5. Трудно работать по шаблону, алгоритму, необходимо разнообразие.

Х

6. Лучше спрашивать в начале урока.

С,Х

7. Лучше спрашивать в конце урока.

Ф,М

8. Комфортно чувствуют себя на открытом уроке.

С, Х

9. Спешат побыстрее сдать работу, поэтому следует приучать проверять контрольную работу, диктант.

Х,С

10. Требовать тщательного выполнения домашних заданий, поручений.

С, Х

11. Рекомендуется спрашивать на уроках обобщения пройденного материала.

Ф, С,Х

12. Активно работают на уроке при объяснении и закреплении новой темы.

Х,С

13. Нельзя требовать немедленного включения в деятельность.

Ф,М

14. Нельзя требовать быстрого изменения неудачной формулировки.

М,Ф

15. Следует чаще контролировать, так как быстро теряет интерес к работе.

С, Х, Ф

16. Учить тщательно планировать свою деятельность и доводить до конца.

С,Х

17. Лучше выполняют монотонную, однотипную работу.

Ф

18. Любят работать самостоятельно, не отвлекаясь по алгоритму.

Ф,М

19. Рекомендуется мягкое, тактичное чуткое, внимательное отношение.

М

20. Требуется больше времени на выполнение домашнего задания.

Ф,М

21. Не рекомендуется быстро переключать с одного задания на другое.

Ф,М

22. Развивать общительность, воспитывать коллективизм, дружбу через совместную деятельность.

Ф,М.Х

23. Следует создавать условия для работы в более быстром темпе, вызывать эмоциональное отношение к тому, что делает сам ученик и его одноклассники.

Ф

24. Воспитывать устойчивые интересы, изживать беззаботность, беспечность, легкомыслие.

С,Х

25. Постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких движений, воспитывать сдержанность.

Х

26. В конфликтной ситуации с ним следует разговаривать подчеркнуто спокойно, тихим голосом.

М

27. Недопустима чрезмерная строгость, резкое повышение требований.

М

28. Отучать от излишней робости, застенчивости, давать возможность проявлять активность.

М

29. Развивать активность, подвижность, преодолевать вялость, инертность.

Ф

30. Поощрять их энергичность, инициативность.

Ф,М

31. Следует посадить новенького ученика с…? так как он положительно реагирует на смену объектов общения, рода занятий, переход от одного ритма жизни к другому.

С

32. Как можно реже, осторожнее и мягче использовать отрицательную оценку.

М

33. Предпочитают задания с медленными, плавными движениями, стереотипными способами действия.

Ф,М

Редко встречаются “чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении ребенка.

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это практически невыполнимая задача, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет "хороших" и "плохих" типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям темперамента ученика. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к управлению им собственным темпераментом. Учитель является носителем любого темперамента. И поэтому он также должен уметь использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность.

Представитель меланхолического типа должен использовать мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

Например, дети, у которых преобладают признаки холерического темперамента, очень возбудимы, они обычно вспыльчивы, крикливы, шумливы, резки. Конечно, взрослых это сердит, и они сами начинают кричать, раздражаться вместо того, чтобы подумать, как своей выдержанной реакцией на “пылкое” поведение ребенка переключить процесс возбуждения на процесс торможения. Может быть, в таких случаях нужно уйти, замолчать или внезапно заговорить совсем о другом, но только ни в коем случае не являться добавочным раздражителем.
Однако, недопустимо смешение темперамента и характера. Между тем, нередко допускается отождествление, и например, медлительность, эмоциональную инертность и невыразительность принимают за дурные черты характера: лень, высокомерие, черствость. Это, в свою очередь, ведет к несправедливости по отношению к школьнику и даже нарушению мер педагогического воздействия. Смешение темперамента и характера ставит ребенка в двойственное положение: ему дается положительная оценка за неторопливость, обдуманность действий, поведения; с другой стороны ~ упрекают в лени, нерасторопности.

Смешение темперамента и характера приводит к закреплению отрицательных черт. Например, непостоянство сангвиника иногда подчеркивается и этим фиксируется на нем внимание. Школьник уверует в то, что с этим качеством ничего поделать нельзя, поэтому следует мириться. В этом случае срабатывает механизм, образно сформулированный М. Ю. Лермонтовым и вложенный в уста Печорина: «У меня не было пороков, но люди говорили, что они у меня есть, и они у меня появились».

Хотелось бы заострить ваше внимание на том, что под понятием "медлительный ребенок" (к каким как правило относят флегматиков и меланхоликов) так же могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка.

Причины медлительности:


  1. Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности ученика. Для таких детей необходим адаптационный период и их "медлительность" естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил. С медлительностью, вызванной подобными причинами родителям помогут справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.
2. Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности, трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов, детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенка. Такому копуше необходимо длительное наблюдение специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и старше. Только после всестороннего системного обследования ребенка, опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик помочь разрешить его внутренние конфликты.

3. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей. Эта проблема также может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

4. Особенности темперамента ребенка-флегматика - классический случай ярко выраженной медлительности. Такой ребенок спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью.

5. Авторитарный стиль воспитания , жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования неврозов.

Если неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации, а другие стороны жизни при этом протекают к обычном темпе- в этом случае необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.
Кроме этого не забывайте, что в работе с детьми нужно учитывать, что возраст детей 7-15 лет – это возраст, когда происходят половые сдвиги (1 и 2)


1 половой сдвиг

2 половой сдвиг

Возраст детей:

7-11 лет – девочки,

7-12 лет – мальчики.


Возраст детей:

12-16 лет – девочки,

13- 17 лет – мальчики.


ХОЛЕРИКИ

упрямство,

бравируют недостатками,

ведут себя агрессивно,

конфликтуют, разумные слова взрослых до них не доходят, ребенок не воспринимает добро, далек от внушаемости (внушаемость умеренная)



бравируют недостатками,

ведут себя угрожающе,

упрямство, особенно у девочек.
Гормоны поступают в кровь: эмоции, крик обретают эмоциональную травмированность (Вы на меня не кричите!) его нужно сделать собеседником.

Часто ведет себя угрожающе, если пытаются подавить его независимость. Не прочь приобщиться к взрослой жизни (прогреметь).



Пути коррекции: нужно сделать его собеседником

МЕЛАНХОЛИКИ

Нередко упрямы и упрямство устойчивое, подвержены аффектам только в состоянии утомления, обидчивы, настойчивы в предъявлении притязаний, располагают устойчивой самооценкой, предпочитают главенствовать, но скрывают это.

Не в меру эмоционально раним, склонен к самоанализу, с трудом заводит знакомства, выступает в роли лидера (если группируется с флегматиком).

САНГВИНИКИ

Не прибегают к стойкому упрямству, но часто выступают орудием чужой воли, не самолюбивы, руководствуются своими желаниями, аффектам не подвержены, склонны переоценивать себя, во внешних конфликтах принимают участие, легко внушаемы, хвастливы, охотно играют в классе роль классного шута. Если верховодят, не скрывают своих притязаний.

Меняются социальные связи, не терпят психологического одиночества (всегда есть друг), быстрее адаптируется, дружит с представителями всех темпераментов, кроме своего. Изредка, вопреки своему желанию играют роль классного шута.

ФЛЕГМАТИКИ

Легко дисциплинируются, отличаются выдержкой, склонны к уединению. Равнодушны к своим недостаткам, пассивны, отвергают роль классного шута.

Начинается бурное половое созревание, бравирует недостатками, приемлет запреты, в меру самолюбив, в меру самокритичен.

Итак, обобщим все сказанное в сводную таблицу (задание для педагогов – написать в первую колонку тип темперамента):

Памятка для преподавателя

Характеристика темперамента и принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами


Темперамент

Характеристика

Педагогический подход

Общий

Изложение нового материала

Выполнение на уроке самостоятельных работ

Во время устного вопроса и закрепления знаний

Тон, которым делается замечание

Сангвиник

«–»: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность, ненадежность

«+»: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность



  • C первых минут урока учитель должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.
 Вовлеченность в разнообразные интересные для него виды деятельности

 Широкий круг общения

 Условия для проявления инициативы

 Контроль деятельности

 Контроль результативности


При правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

Некоторые учащиеся этого темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.

Активизации памяти и мышления учащихся этого темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

положительное значение имеет твердость в тоне замечания

Холерик

«+»: энергичность, увлеченность, подвижность, целеустремленность

«–»: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность



 необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при подготовке к уроку?"

  • Не стоит обращаться с такими детьми резко.

  • Постоянная занятость для выхода энергии (например: привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями).
 Аргументированное выставление оценок

 Контроль и руководство выполнения учебных заданий

Уважительное отношение к личности для предупреждения агрессивных взрывов

 Тренировка выдержанности и эмоциональной устойчивости



Причиной сильного возбуждения во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса

имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном.

Флегматик

«+»: эмоциональная устойчивость, постоянство, терпеливость, самообладание, надежность

«–»: медлительность, «толстокожесть», эмоциональная холодность, необщительность



 Индивидуальные задания и индивидуальный темп работы

 Включение в группу только с согласия самого подростка (не навязывать ему общение)

 Невмешательство во внутренний мир

 Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности



Учащиеся этого темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

Школьники обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

Меланхолик

«+»: чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию

«–»: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость, показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока



Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий – являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу , чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.

Обстановка взаимоуважения и тактичного общения на уроке.

 Исключение соревновательных ситуаций

 Долговременные поручения, совпадающие с интересами подростка

 Защита от грубости, необоснованных подозрений и обвинений

 Акцент на успехах

Индивидуальное обсуждение ошибок и промахов


Внимание школьника обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать.

должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.

В завершении предлагаем вам разобрать ситуации и определить тип темперамента детей с помощью мозгового штурма

Задачи по определению типа темперамента

Вася Ф., IV кл. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После сбора они поссорились. Вася даже расплакался. “Я тебе хорошего пожелал, а ты драться”. До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Есть у Васи и недостатки: поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику 1 Мая Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2–3 дня у него возникли “уважительные” причины: стихотворение неинтересное, у пего нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления. (Х)

Виктор Г., III кл. Медлителен. Походка неторопливая, ходит вразвалку, говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руки, отвечает односложно: “Да так...” Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-либо делать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, требуется несколько раз повторить его, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя к нам в прошлом году, он с трудом сдружился с ребятами.(Ф)

Саша Д., II кл. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника, который был там вскоре обнаружен. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполняет его не хуже других. (М)

Лена В., II кл. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: “Как дела?” – обычно отвечает с улыбкой: “Очень хорошо!” – хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не так уж хороши. Про “пятерки” радостно объявляет всем в доме. “Двоек” не скрывает, но всегда бодро добавляет: “Это у меня так... случайно...” Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к дисциплине. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива. (С)

Уважаемые коллеги! В заключение предлагаем вам любопытную притчу.

Стать хорошей девочкой

Индийская притча

Маша была очень живым, беспокойным ребенком. Однажды её мама, не выдержав, сказала своей умной и сообразительной дочке:

Посмотри, Маша, как к вечеру я устала от тебя. Нужно придумать что-нибудь, чтобы ты не утомляла меня до такой степени.

Да, мамочка, я сделаю всё, что ты хочешь, - согласилась девочка.

Сейчас я тебя искупаю, а потом ты пойдёшь в свою комнату, тихонько посидишь в ней пять минут и всё это время будешь молиться Богу, чтобы он сделал тебя хорошей девочкой.

Хорошо, я так и сделаю!

Маша ушла в свою комнату, вернулась через пять минут и сказала:

Мамочка! Я молилась. Я так не хочу, чтобы ты уставала, что молилась очень усердно.

Но на следующий день ничего не изменилось. Мама укорила Машу:

Дочка, а я думала, что ты молилась!

Мамочка, я так горячо молилась! Но если Бог не сделал меня хорошей девочкой, значит, он или ничего не может со мной поделать, или я нравлюсь ему такой, какая есть.

Уважаемые коллеги! Подведем итог нашей встречи.

Мы понимаем, что не можем изменить темперамент ученика, но в наших руках создать ему такие условия, чтобы его темперамент проявлялся чаще с положительной стороны.

Фотобанк Лори

И при этом обе мамы утверждают, что данная стратегия воспитания проверена на их собственных детях и показала себя превосходно. Однако, другая мама нередко заявляет, что её ребенку этот метод воспитания совершенно не подошел, отвратительный метод, неэффективный и бессмысленный.

Получается, все методики воспитания хороши, но подходят не любым детям. То, что одного превращает в ангела, другим просто не воспринимается.

Так как же тогда быть, как выбрать тот единственный подход к воспитанию, который будет хорош именно для Вашего ребенка? Что учитывать при выборе метода воспитания?

Выбирать нужно, естественно, исходя из особенностей ребенка. Из его базовых, ключевых, прирожденных особенностей. Но если даже характер формируется прижизненно, собственно, в процессе воспитания и формируется, то что же ребенку дано от рождения?

Впервые это качество выделил и описал древнегреческий врач Гиппократ. Позже многие исследователи постепенно приходили к схожей концепции. В начале 20го века И. П. Павлов (российский физиолог), выяснил, что темперамент напрямую связан со строением нервной системы, а Карл Юнг (немецкий психолог), дал точные описательные критерии темпераментов.

Всего выделяется четыре типа темперамента:

1. Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

2. Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

3. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

4. Меланхолик - , склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Соответственно, каждому типу темперамента подходит определенный стиль воспитания.

1) Спокойный несколько отрешенный ребенок флегматичного темперамента будет вести себя по Вашим правилам безо всякого принуждения, пока вопрос не касается чего-то по-настоящему важного для него. Это тот самый вариант, когда разговор и объяснение с раннего возраста (а не с 6-10 лет, как у большинства детей) дает результат куда лучший, чем авторитарный стиль воспитания. Хотя, с таким ребенком существует одна проблема. Флегматик совершает свои шалости тихо и незаметно, не привлекая к себе внимания и не делясь радостью от процесса.

Обычно родители видят не сам процесс, а последствия. Вы не увидите, как ребенок унес к себе документы с Вашего стола, вытащил мобильный из сумки, засунул в духовку мячик. Вы просто в какой-то момент обнаружите последствия его шалостей. Поэтому именно с ребенком-флегматиком очень важно заранее предусматривать возможные шалости и убирать подальше вещи, которые он может повредить или которые могут повредить ему. Помните: пройдет много лет, прежде чем маленький флегматик впервые догадается спросить: «Можно?»

2) Ребенок же холерического темперамента - активный, вспыльчивый и неуравновешенный - объяснениям и увещеваниям поддается крайне сложно. Его проще сначала резко осадить (вплоть до физического наказания), а потом уже спокойно объяснить, в чем он неправ и за что получил наказание, а так же, как надо поступать в этой ситуации на самом деле.

Холерики обидчивы и злопамятны, поэтому наказание, полученное после долгого скандала, воспринимают как продолжение скандала, как агрессию и акт самоутверждения со стороны взрослого, а не как меру пресечения. Однако, то же самое наказание, полученное сразу и немедленно после совершения поступка, холерики воспринимают куда более продуктивно, чем дети других темпераментов из-за ещё одной своей особенности - обостренной потребности в справедливости к себе (а справедливость, как известно, включает и наказания за прегрешения).

А вот чего нельзя делать с ребенком-холериком, так это припоминать старые прегрешения или по-настоящему долго преследовать за недавние. Его неустойчивая психика не справляется с таким прессингом и ребенок "идет вразнос" (перестает воспринимать слова, бурно, до криков, валяния по полу и швыряния вещей, иногда - прямой физической агрессии, протестует против давления со стороны взрослого). Таким образом, оптимальный вариант поведения с холериком - наказали, обсудили, простили навсегда.

3) Ребенок-сангвиник - энергичный, очень любознательный, часто нарушает запреты от избытка энергии или ради любопытства. Самое суровое наказание для такого не физическое, а наказание скукой (угол) либо лишение общения. Физические наказания маленький сангвиник воспринимает философски, и смело идет на проступок, который будет наказан таким образом, если ожидаемое удовольствие от проступка, с его точки зрения, превышает неприятность расплаты.

А вот чего он боится - так это оказаться "плохим", то есть в данном случае, увещевания (правильно оформленные), лишения развлечений и общения куда действеннее шлепков и т.д. Ребенок-сангвиник совершает свои провинности не со зла, а от избытка энергии. Поэтому очень охотно идет на "искупление" провинности. Искупление прямое - прибрать за собой, починить сломанное (с помощью взрослого) и т.д. Искупление косвенное - трудотерапия. Воспринимается не как наказание, а как способ восстановить своё доброе имя в глазах родителей.

4) Ребенок-меланхолик - «минное поле». Склонен "назначать" себя жертвой и жалеть (иногда очень бурно и шумно жалеть). С ним ещё важнее, чем с ребенком-холериком, соблюдать очень четкие правила. У ребенка должна быть тщательно структурированная картина мира, где однозначно указано "это можно, а это нельзя". Все действия и запреты должны быть очень четко обоснованы, но обоснованы на уровне понимания ребенка.

Меланхолик склонен к показательным рыданиям и страданиям (в принципе, холерик тоже, но, если холерик делает это от детского бессилия, в знак протеста, и это часто бывают злые слезы, меланхолик упивается жалостью к себе). С меланхоликом поощрения дают результаты куда лучшие, чем любые наказания.

Если для детей других типов темперамента Ваше одобрение является просто основой для формирования положительной самооценки, меланхолик нуждается в похвале и одобрении как в пище. Но при этом он очень чувствителен, настолько, что легко подмечает любую неискренность. Поэтому любая похвала должна быть заслужена им - лесть этот ребенок не воспринимает, она причиняет ему вред.

Самый продуктивный способ пресекать сцены «саможаления» и показательной истерики меланхолика - игнорирование. На улице - взять за руку и молча увести туда, где нет зрителей. Дома - оставить одного в помещении.

Физические наказания должны быть сведены к минимуму и использоваться в экстраординарных случаях (например, ребенок вырвался от мамы и выбежал на проезжую часть), в любых других старайтесь обойтись холодным (ледяным) тоном. Очень хорошо работает долгоиграющее наказание (лишение мультфильмов и т.д.) Крик недопустим: ребенок перестает понимать смысл сказанного и воспринимает происходящее как акт враждебности.

К сожалению, чистых носителей темперамента (которым свойственны признаки ровно одного из них) крайне мало. В основном, люди (и дети и взрослые) объединяют в себе два, реже три темперамента, один из которых преобладает, остальные же вносят вклад и "разбавляют" темперамент. Поэтому и вышеперечисленные рекомендации придется совмещать и комбинировать, исходя из особенностей собственного ребенка, а не использовать в чистом виде.

Ещё одна особенность детей - темперамент иногда изменяется с годами. Ребенок-флегматик или меланхолик может с годами планомерно перемениться в сангвиника или холерика, и т.д. Не забывайте корректировать стиль воспитания, если изменения темперамента ребенка начинают явственно себя проявлять.

Введите e-mail адрес:

Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите такую картину: одни дети будут активными и энергичными, другие – спокойными и неспешными; одни будут говорить громко, другие – тихо; одни будут объединяться в группы, другие – держаться в стороне. Одни дети склонны командовать, другие – подчиняться, одни удовлетворены ситуацией, другие всегда стараются добиться своего.

Дети с рождения имеют свой уникальный способ мышления, поведения и проявления чувств. Эти врожденные свойства формируют темперамент, который непосредственно влияет на эмоции ребенка , на то, как он ест, спит и реагирует на окружающий мир.

Если вы лучше узнаете темперамент ребенка, воспитание станет более эффективным. Укрепится и ваша связь с ребенком, ведь вы сможете смотреть на мир его глазами. Чувствуя, что его понимают и принимают, ребенок обычно стремится выразить свою признательность.

Еще со времен Гиппократа люди понимали, что при всем разнообразии люди отличаются друг от друга всего по нескольким параметрам поведения:

  • Параметр А. Интровертность /экстравертность . Этот параметр определяет, откуда человек черпает энергию. Для отдыха интроверту требуется побыть в одиночестве, а экстраверту – в компании других людей.
  • Параметр Б. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем человек концентрирует свою энергию – на цели или на отношении.

Что такое темперамент

Каждый ребенок уникален, и темперамент в этом смысле можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти не отличаются друг от друга, но генетические особенности, скрытые в них, имеют большие различия. Даже когда семена становятся саженцами, внешне они похожи между собой.

Но яблоня никогда не сможет стать грушей, несмотря на погодные условия или внешнее влияние. Так же и дети при кажущейся схожести отличаются уникальной внутренней организацией, которая определяет их рост и развитие.

Типы темперамента существенно отличаются друг от друга, но каждый по-своему ценен. Ребенок может проявлять отдельные черты разных типов, но обычно в его поведении преобладают черты одного-двух типов.

Холерик и сангвиник

  • часто торопятся и торопят других;
  • быстро едят, пьют и двигаются;
  • сами решают, когда идти спать;
  • указывают другим детям, что им делать;
  • могут играть в одиночестве;
  • игнорируют запреты в тех случаях, когда это возможно;
  • пробуют ходить в раннем возрасте;
  • нуждаются в том, чтобы постоянно чем-то заниматься, не любят скуки;
  • устанавливают свои собственные правила;
  • любят соревновательные игры.
  • теряют терпение, когда кто-то медлит;
  • отстаивают свое мнение;
  • могут быть требовательными или грубыми;
  • требуют, чтобы им дали контроль над ситуацией и людьми;
  • настаивают на том, чтобы им досталась самая лучшая игрушка;
  • любят находиться вне дома;
  • не обращают внимания на беспорядок или неопрятный внешний вид;
  • любят находить нестандартное применение обычным вещам;
  • проявляют воображение в играх;
  • могут быть смешными и озорными;
  • часто меняют занятия;
  • любят выполнять новые сложные задания;
  • всегда испытывают необходимость в том, чтобы двигаться и исследовать что-либо;
  • меняют правила в играх;
  • в детском саду любят творческие и веселые занятия;
  • часто попадают в затруднительные ситуации;
  • делают то, что хотят, независимо от правил;
  • трактуют факты так, как им выгодно;
  • склонны рисковать;
  • творят беспорядок просто для веселья.

Меланхолик и флегматик

  • беспокоятся о своей внешности;
  • избегают беспорядка и неопрятности;
  • легко занимаются повседневными делами;
  • задают много вопросов и ожидают правильных ответов;
  • предпочитают развивающие игры физическим;
  • могут концентрироваться на одной игрушке или занятии на протяжении длительного времени;
  • любят разбирать вещи и опять их собирать;
  • придерживаются установленного распорядка;
  • стараются придерживаться правил, ведут себя в рамках дозволенного;
  • в детском саду любят учиться новому.

Поведение в отдельных случаях:

  • настаивают на том, чтобы все вещи находились на своем месте;
  • привязаны к вещам, которые им принадлежат;
  • сильно расстраиваются, когда ломаются их игрушки;
  • беспокоятся о том, что может случиться в будущем;
  • не любят, когда вторгаются в их личное пространство;
  • объединяются, чтобы помочь другим;
  • медленно едят, пьют и двигаются;
  • беспрекословно ложатся спать по распорядку;
  • легко делятся игрушками с другими детьми;
  • хорошо ладят с другими детьми;
  • легко заводят друзей;
  • не сразу начинают ходить;
  • проявляют любовь с помощью объятий и поцелуев;
  • в играх подчиняются правилам;
  • любят ходить в детский сад;
  • плачут, когда им больно или когда они устали;
  • позволяют другим детям командовать собой;
  • упрашивают родителей, желая получить что-либо;
  • могут быть чрезвычайно застенчивыми ;
  • испытывают привязанность к людям, с которыми они чувствуют себя в безопасности.

Взаимодействие двух данных параметров формируют четыре типа темперамента. Впервые их выделил Гиппократ:

  • Холерик (экстраверт – цель) - любит командовать, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой.
  • Меланхолик (интроверт – цель) - любит, чтобы все выполнялось должным образом, нуждается в распорядке, любит быть в одиночестве, пассивный.
  • Флегматик (интроверт – отношение) - любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Дети-флегматики легко поддаются воспитанию.
  • Сангвиник (экстраверт – отношение) - социально активный, энергичный, любит быть в компании, обладает развитым воображением, веселый, непослушный.

Характеристика типов темперамента детей

В исследовании американских ученых выделены девять характеристик, по которым дети различаются с рождения:

  • уровень активности;
  • ритмичность активности;
  • приближение/уход;
  • адаптивность;
  • порог реагирования;
  • интенсивность реакции;
  • настроение;
  • отвлекаемость;
  • длительность/устойчивость внимания.

Данные характеристики у ребенка формируются уже в возрасте 2-3 месяцев. Сочетаясь между собой, они формируют три типа:

  • Дети, которых легко воспитывать (40 % всех детей). Они придерживаются распорядка, энергичны и хорошо адаптируются к новым условиям.
  • Трудные дети (10 % всех детей). Они с трудом привыкают к распорядку и новым условиям, реагируют на них негативно. Родителям трудно с ними справляться. Обычно они обладают сильной волей.
  • Неконфликтные дети (15 % всех детей). Они неактивны, демонстрируют умеренную реакцию. Часто подвержены плохому настроению. Медленно привыкают к новым условиям. Родители и окружающие характеризуют таких детей как застенчивых.
  • 35 % детей демонстрируют характеристики сразу нескольких типов темперамента.

Родители могут легко распознать, к какому из перечисленных типов принадлежит их ребенок. Таким образом, им становится легче понять, как он думает, чувствует и действует. Это способствует более эффективному воспитанию.

Некоторые дети очень активны. Еще до рождения они проявляют беспокойство, в первые месяцы жизни они не дают себя пеленать, а научившись ходить, не могут устоять на месте. Другие дети менее активны – они часто бывают в полусонном состоянии и проявляют усидчивость.

У некоторых малышей наблюдаются подъемы и спады активности. Они едят, спят и выполняют все ежедневные дела по распорядку практически с рождения. Другие менее предсказуемы. Определите, когда повышается и снижается активность вашего ребенка.

Некоторые с интересом и восхищением воспринимают всё новое – от блюд до людей в близком окружении. Другие долго привыкают к новым условиям. Некоторые дети могут долгое время играть со сверстниками. Другие очень быстро переключаются с одного занятия на другое. Некоторые малыши интенсивно проявляют эмоции. Например, плачут или смеются. Другие намного спокойнее, они проявляют эмоции с помощью улыбки или капризного поведения.

Одни младенцы слабо выражают свои эмоции после пробуждения, другие – громко плачут. Учась ходить, одни дети падают, но поднимаются и продолжают попытки, другие – кричат от негодования. Одни дети чрезвычайно чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, другие не так восприимчивы к ним.

Некоторые дети всегда кажутся счастливыми. Они часто улыбаются и смеются. Другие кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети капризничают, чувствуя голод, но некоторых при этом легко отвлечь, а другие продолжают капризничать. Некоторых детей легко отвлечь и увести из опасного места, другие настаивают на своем и хотят остаться.

Каким бы ни был ваш ребенок, помните: он уникален. Цените это.

Оцените публикацию

Вконтакт

Статьи по теме: