Тема по патриотическому воспитанию в средней группе. Патриотическое воспитание в средней группе (опыт работы)

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе.

Сентябрь: Тема «Моя семья»

1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья» Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

2. Чтение стихов и рассказов о семье.

Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

3.Рисование на тему «Моя семья»

Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками.

4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов

семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.

Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»

1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.

2. Чтение стихотворений о детском саде.

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.

3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Ц е л ь: Формировать знание детей с профессиями и их обязанностями работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; воспитывать уважение к труду взрослых.

4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»

Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду со трудников детского сада.

Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»

1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? » Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины .

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края

3. «Флаг России»

Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность р а с п ол оже н и я ц в е т н ы х п ол о с н а н ё м. В о с п и т ы ват ь у ва же н и е к государственным символам России.

4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.

Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси

– лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о русских народных сказках, песнях, прибаутках.

Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»

1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Самара.

Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательности.

Вызывать чувство восхищения красотой родного города.

2. История названия города Самара.

Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;

3 Прослушивание песен и стихотворений о родном городе.

Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке) закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице.

Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»

1. «Русский народный костюм»

Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник;

2. Рисование «Укрась сарафан»

Ц е л ь: развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.

3. «Русская изба»

Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)

Февраль : « Все профессии нужны, все профессии важны»

1. «Чудо мастера»

Цель: Расширить представление детей о народных промыслах.

Во спитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства. Развивать патриотические чувства.

2.«Наша матрешка»

Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к народному творчеству.

3. «Защитники Отечества».

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество.

4.Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»

1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание ей.

2. Изготовление подарков маме.

Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме.

3. Пение песен о маме, чтение стихов.

Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Формировать умение детей поддерживать бе седу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

4. Рисование портрета «моя мама»

Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.

Апрель: Тема «Наши космонавты»

1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видео фильма)

Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.

2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».

Конструирование космического корабля.

Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира. Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации игровых движений.

4.Рисование на тему «Планеты».

Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах; познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании; уточнить про ст ранственно е расположение геомет риче ских фигур. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.Во спитывать любознательность.

Май: Тема «Этот День Победы»

1. Беседа о 9мае.

Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям

Великой Отечественной войны.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.

Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.

3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов .

Ц е л ь: П о бу ж д а т ь у в а ж и т е л ь н о, о т н о с и т ь с я к п о д в и г у н а ш и х соотечественников.

Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине;

традиции преемственности поколений.

4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края. Ц ел ь: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.


Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ с учетом требований ФГОС.

Актуальность темы . Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:

    Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;

    Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

    Воспитание уважения к чужому и своему труду;

    Развитие интереса к русским промыслам и традициям;

    Формирование базовых знаний о правах человека;

    Расширение имеющихся представлений о своем городе;

    Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

    Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;

    Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, т.е. в детском саду. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и в детском саду воспитатели должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Проблема толерантного воспитания актуальна сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов. Работа по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

    Знакомство со своим городом, его историей;

    Знакомство с Россией и родным краем;

    Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;

    Знакомство с героями былин и их подвигами;

    Знакомство с символикой государства, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

    В холле детского сада оборудованы стенды: «Моя Родина, мой край родной», «Куда можно пойти с ребенком в г.Омске»

    В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России", Лэпбук «Моя Родина, мой край родной» и т.д.;

    Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии, создана книга память ВОВ и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о прошедших событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами. Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физвоспитанием.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Зада сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

    Отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);

    Отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник (частота посещения, близость расположения, удобство);

    Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места, достопримечательности, символика. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;

    Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";

    знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;

    Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ

    Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;

    Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.

    Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;

    Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия

    Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.

    Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.

    Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.

    Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Работа с родителями

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. – 203 с.

2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т.М.Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.

3. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева Т.И. Гризик, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ. «Сфера», 2010. - 112с.5.

Нравится1 Плохо0

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на 2015-2016 учебный год

Сентябрь

Детский сад мой так хорош, лучше сада не найдешь

НОД Беседа «Наш детский сад».

Цель: уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Закреплять, углублять, расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. Формировать понятия «я- воспитанник детского сада», «детский сад-мой дом родной».

НОД «Мои друзья»

Цель: формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побеждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Беседа «Воспитатель глазами детей».

Цель: знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы.

«Утренний сбор».

Цель: установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками и взрослыми. Совершенствовать навыки культурного общения, развивать коммуникативные умения, воспитывать уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям.

НОД «Экскурсия по детскому саду».

Цель: формировать представления детей о детском саде, его предназначении, людях, работающих в детском саду. Воспитывать чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.

Беседа «Ваши права, дети».

Цель: дать детям представление о том, что дети имеют право на воспитание и образование в детском саду. Рассказать о труде воспитателя. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание работать в детском саду.

Беседа «Мы идем в детский сад».

Цель: вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, учить запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

Беседа «О дружбе и друзьях».

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Цель: учить детей обыгрывать реальные трудовые действия воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, кладовщика, повара и др., использовать в игре свои практические умения, учить намечать тему игры, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли. Отображать в игре положительные стороны действительности, обыгрывать различные ситуации проблемного характера.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Цель: актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей об орудиях труда, их назначении. Побуждать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

Чтение художественной литературы, пение песен о детском саде.

Цель: воспитывать у детей интерес к детскому саду, развивать речь детей.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о детском саде, воспитывать любовь к детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им.

Октябрь

Моя семья

НОД «Моя семья».

Цель: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) ; мама и папа-дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи. Формировать представления детей о доброжелательных отношениях родных людей, расширять представления об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям.

НОД «Дружная семейка».

Цель: формировать представления о составе семьи, прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым.

Беседа «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать».

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям, желание помогать им, подражать.

Беседы на тему «Интересное в нашем доме»:

-«Моя любимая игрушка»;

-«Самая интересная книга»;

-«Животные в доме» и др.

Цель: учить внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду. Развивать монологическую речь, желание рассказывать о своей семье, о событиях, происходящих в семье другим людям.

Рисование на тему «Моя семья».

Цель: формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; вызывать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления, полученные в семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Учить рисовать характерные черты внешности.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель: развивать и обогащать сюжеты игры, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети и т.д.), выполнять игровые действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

-К.Ушинский «Четыре желания»;

-С.Черный «Имя»;

-Л.Толстой «У бабки была внучка»;

-Г.Браиловская «Наши мамы, наши папы»;

-Я.Сегель «как я был мамой»;

-П.Воронько «Мальчик Помогай»;

-Д.Габбе «Моя семья».

Развлечение «Наши бабушки» ко дню пожилого человека

Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ноябрь

«С чего начинается Родина?»

НОД «Мой город».

Цель: систематизировать и обобщать знания детей о городе: название, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.

НОД «Люблю тебя, мой край родной»

Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охранными видами растений и животных Саратовской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь ее и охранять.

Беседа «Дома на нашей улице».

Цель: Познакомить с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные и многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены.

Беседа «Добрая милая мама» (ко дню матери)

Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать ей, заботиться о маме. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому. Указать на необходимость помощи мамам. Формировать ценные нравственные качества. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворений о маме.

НОД «Природа родного края»

Цель: обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Проект «Моя малая родина»

Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.

Педагогический проект по воспитанию любви к малой Родине.

Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления детей с родным краем. Расширять представления о родном городе, крае. Познакомить с достопримечательностями родного города. Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения малой Родины.

Целевая прогулка «Что такое улица».

Цель: формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания детей о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут.

Беседа «Улицы нашего города».

Цель: дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. Рассказать о людях, в честь которых названы улицы.

Экскурсии в учреждения города (библиотека, пожарная часть, магазин, почта) и беседы по результатам экскурсий.

Цель: воспитывать уважение к людям труда, интерес к профессиям библиотекаря, продавца, почтальона, пожарного.

Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города .

Цель: расширять знания детей о самых знаменитых местах в городе, истории их происхождения, прививать интерес и любовь к родному городу, району.

Рассматривание альбома «Наша Волга»

Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.

Дидактические игры: «Район, в котором я живу», «Кто больше улиц знает».

Цель: закреплять знания о родном городе и районе, в котором живут дети, знать названия улиц.

Конкурс рисунков «Город, который я люблю».

Цель: побуждать детей передавать в рисунке впечатления от окружающего, создавать яркие позитивные изображения.

Чтение художественной литературы:

-П. Воронько «Лучше нет родного края»;

-С.Маршак «Почта»;

-Я.Аким «Неумейка»;

-Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»

Цель: Формировать интерес и потребность в восприятии книг, понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Содействовать правильному восприятию содержания произведений, формировать способность сопереживать его героям.

Цель: знакомить детей с поэтами и прозаиками Энгельса, вызвать чувство гордости за людей, прославляющих родной город.

Изготовление альбома «Родная сторонушка»

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае, о достопримечательностях, людях, которые прославляют наш край, о природных ресурсах края.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

Цель: развивать у детей интерес к родному городу, желание узнавать о нем больше: о достопримечательностях, о людях, которые прославили город, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине.

Декабрь

«Наша Родина- Россия».

НОД «Наша Родина-Россия»

Цель: продолжать знакомить детей с родной страной (города, гимн, флаг России), развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России, закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.

Закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.

НОД «Столица нашей Родины»

Цель: познакомить детей со столицей нашей Родины – городом Москва. Знакомить с достопримечательностями столицы.

Беседа «Государственные символы России»

Цель: закрепить знания о названии родной страны. Познакомить детей с государственными символами России: гимном и гербом, рассказать об их происхождении, назначении, содержании; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Беседа «Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки»

Цель: познакомить с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, любовь к русскому народному творчеству.

Рассматривание альбома «Родина любимая»

Цель: вызвать интерес детей к истории возникновения исторических памятников города. Уточнить знания о названиях улиц, зданий, достопримечательностей, составлять краткие рассказы о них.

-В.Орлов «Родное»;

-Ф.Глинка «Москва»;

-И.Токмарова «Красная площадь»;

-А.Прокофьев «Люблю березку русскую»;

-М.Иссаковский «Поезжай за моря-океаны»;

-А.Прокофьев «Родина»;

-М.Лермантов «Родина»;

-З.Александрова «Родина», «Сарафанчик».

Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, Москвой. Дать представления о том, что это наша Родина, ее надо любить, уважать, восхищаться, гордиться ею.

Праздник «Новогодняя сказка»

Цель: создать у детей радостное настроение.

Январь

«Краса ненаглядная»

НОД «Краса ненаглядная»

Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Познакомить детей с народно-прикладным искусством России. Уточнить представление о понятии «ярмарка». Закрепить и обобщать знания детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрешка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник и др. Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Цель: воспитывать уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Развивать эмпатию и толерантность.

НОД «Россия- страна мастеров»

Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине-России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свою страну.

Беседа «Что за праздник Новый год?»

Цель: выявить, что дети знают о любимом празднике всех взрослых и детей -Новом годе. Показать особенности подготовки к празднику (украшать помещение, улицы, ставить и наряжать ёлочку, дарить подарки, загадывать желания, накрывать праздничный стол и т.д.); вспомнить о героях праздника - Дед Мороз и внучка Снегурочка. Воспитывать познавательный интерес к традиционным праздникам. Развивать наблюдательность, обогащать словарный запас детей.

Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»

Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

НОД «Наша добрая матрешка»

Цель: познакомить детей с народной игрушкой- матрешкой. Дать

представление о том, что матрешка является символом России. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес к народному творчеству.

Развлечение «Знакомство с бытом, традициями русского народа»

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

Цель: расширять представления детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Проект «Создание снежных построек» Цель: формировать эстетические и патриотические чувства, приобщать к участию в создании снежных построек; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей.

Проект «Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств»

Цель: создание условий для формирования основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных сказок. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок эмпатию, толерантность и уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Беседа «Семейные обычаи на Руси»

Цель: приобщать детей к истокам русской культуры. Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи).

Цель: знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки, кружки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувства ритма, композиции, цвета.

Лепка «Барашек» (по образу филимоновской игрушки)

Цель: познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку.

Лепка «Дымковский индюк»

Цель: продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес и уважение к народному искусству, желание передать в лепке колорит дымковской игрушки.

Беседа «Калейдоскоп игр и развлечений»

Цель: уточнить и расширить знания детей об играх, в которые любили играть бабушки и дедушки («Гуси-лебеди», «У медведя во бору…», «Палочка-выручалочка» и т.д.); расширять знания о русских народных сказках, песнях, прибаутках. Показать многообразие мест отдыха и развлечений (парки, Дома культуры, кинотеатры, театры, детские и спортивные площадки, цирк и т.д.). вызвать желание посещать их. Воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности.

Экскурсии в музей «Народно-прикладного искусства»

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, воспитывать эстетические чувства, чувства прекрасного, уважение к народным мастерам. Продолжать учить детей правильно вести себя в культурных местах.

Драматизация русских народных сказок

Цель: создание благоприятных условий для творческой активности детей посредством театрализованной деятельности. Учить драматизировать знакомые произведения, согласовывать слова и действия персонажей, четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Закреплять знания о театре, правилах поведения в нем.

Чтение русских народных сказок, произведений народного фольклора, современных поэтов и писателей.

Цель: учить понимать образное содержание и идею сказок, потешек, песенок, их жанровые особенности, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

Февраль

«Защитники Отечества»

НОД «Наша армия»

Цель: дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.

Беседа «Военные профессии»

Цель: расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества»(воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями(летчик, моряк, танкист, артиллерист, пехотинец, ракетчики т.д.). Воспитывать гордость за наших воинов, патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Беседа «Солдаты России - защитники страны»

Спортивный праздник

Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к Родине. Пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, вовлечение их в систематические занятия физической культурой. Формирование чувства долга перед теми, кто защищает наше Отечество. Воспитание волевых качеств, выдержки, выносливости, воображения, кругозора. Обеспечить высокую двигательную активность.

Чтение художественной литературы:

-А. Гайдар «Сказка о военной тайне»;

-А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее»;

-А. Барто «На заставе»;

-З. Александрова «Дозор»;

-С. Баруздин «Шел по улице солдат»;

- Я. Длуголенский «Что могут солдаты»;

-О.Высотская « Мой брат уехал на границу»;

-С. Маршак «Пограничник».

Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, защитниками нашей Родины. Дать представления о том, что это наша Родина огромна и ее защищают доблестные военные, которых надо уважать, восхищаться, гордиться ими.

Сюжетно-ролевые игры « Мы военные», «Моряки»

Цель: развивать тематику военизированных игр, учить в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными; воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в армии. Учить взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, игровых навыков.

Рассматривание альбома «Защитники Родины»

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии (бегают, стреляют, прыгают с парашютом и пр.); сформировать представление о том, каким должен быть солдат(сильным, смелым, метким, быстрым и т.д.). Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чувство гордости за армию, солдат, желание стать в ее ряды.

Фотовыставка «Наши папы, наши дедушки-защитники Родины»

Цель: побуждать детей к желанию гордиться своими родными, быть похожими на них.

Март

«Моя мама»

НОД «Родной человек»

Цель: продолжать знакомить детей с праздниками: 8 Марта- международный женский день. Учить детей внимательно относиться к своей маме, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.

Беседа «Добрая милая мама»

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Рисование «Моя любимая мама» (портрет мамы)

Цель: закрепить знание детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважение к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке характерные черты ее облика (цвет волос, глаз). Учить правильно располагать части лица.

Цель: воспитывать у детей желание порадовать маму и бабушку, поздравлять их с праздником, вызвать эмоциональный отклик.

Чтение художественных произведений:

- Ю. Яковлев «Мама»;

-Е. Благинина «Вот какая мама»;

-Е. Благинина «Посидим в тишине»;

-Я. Купала «Матери»;

-В. Осеева «Сыновья»;

-В. Осеева «Просто старушка»;

-М.Родина «Мамины руки»;

-Е.Пермяк «Мамина работа»;

-В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;

-Л.Квитко «Бабушкины руки».

Цель: подводить к пониманию нравственного смысла произведений, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через художественные произведения.

Беседа «Масленица»

Цель: воспитывать национальную гордость, интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

Фотовыставка «Моя любимая мама»

Цель: побуждать детей внимательно относиться к своей маме, гордиться ею, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.

Конкурс детских рисунков «Портрет мамы»

Цель: воспитывать желание порадовать свою маму, стараясь передать в рисунке образ любимого человека.

Апрель

«День космонавтики»

НОД «День космонавтики»

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «День космонавтики». Дать первоначальные сведения о планетах, космонавтах, космических кораблях. Воспитывать любознательность, интерес к общественным праздникам, чувство гордости за свою Родину (первый в космос полетел русский человек-Ю.А. Гагарин).

Беседа «Покорение космоса»

Цель: дать представление о космосе, о космическом пространстве; о ближайшем спутнике Земли- Луне, ближайшей звезде- солнце; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

Изготовление коллажа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.

«День смеха»

Цель: дать детям представление о том, что за день-День смеха; подвести детей к пониманию того, что есть добрые шутки и злые, над чем можно смеяться, а над чем нет.

Творческий проект «Огород на подоконнике»

Цель: формировать эстетическое восприятие и бережное отношение к окружающему. Приобщать детей к участию в посадке семян цветов и созданию «Огорода на подоконнике». Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Цель: расширять тематику игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку, словарный запас: «космическое пространство», «космодром», «открытый космос».

Чтение художественных произведений:

-Ю.Виеру «Ракета»;

-Ю.Яковлев «Трое в космосе»;

-А.Барто «Веревочка»;

-Ю.Гагарин «Вижу Землю».

В.Лысач, А.Рассошанский « Песня о Гагарине и о Саратове».

Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.

Май

«Праздники весны»

НОД «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»

Цель: воспитывать патриотические чувства, формировать элементарное представление об истории Отечества, познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.

НОД « Люди все на свете - солнышкины дети»

Цель: создание педагогических условий для становления духовно- нравственных качеств дошкольников. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, образа «Я» через обеспечение каждому ребенку ситуации успеха в самореализации и самовыражении через передачу образов средствами мимики, жеста, пластики, музыки. Побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке; распознавать связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состояние.

НОД «Помним, гордимся!»

Цель: формирование патриотических чувств, погружение детей в события дней Великой Отечественной войне средствами поэтических и музыкальных произведений.

Беседа «Этот день победы»

Цель: донести до детей мысль, сто спустя много лет человечество помнит о событиях грозной войны, унесшей миллионы человеческих жизней, учить чтить память погибших и отдавать дань уважения оставшимся в живых.

Рассказ - беседа о дне Победы.

Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у детей. Закреплять знания о том, что 9 Мая- день Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к своей Родине.

Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель: создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны, расширять представления о празднике Победы.

Цель: дать детям представление о празднике Весны и Труда; воспитывать уважение к людям труда.

Рассматривание альбома «НЕТ! ВОЙНЕ»

Цель: продолжать знакомить детей с событиями 1941-45 годов. Развить в детях чувство патриотизма, негативного отношения к войне. Воспитывать желание расти сильными, умными, честными, добрыми, чтобы сохранить мир на земле.

Беседа «Святой праздник пасхи»

Цель: духовно-нравственное воспитание детей, развитие лучших качеств, свойственных русскому человеку: отзывчивость, сострадание, доброта, трудолюбие, уважение к старшим, бережное отношение к природе. Приобщение дошкольников к русской культуре и ее истории в форме театрализованного представления на основе устного народного творчества, ознакомление с бытом, обрядами и традициями народа. Учить различать добро и зло.

Чтение художественных произведений и стихов:

-С.Михалков «Служу Советскому Союзу!»;

-Е.Благинина «Шинель»;

-С.Баруздин «Шел по городу солдат», «Слава»;

-С.Маршак «Майский праздник в Москве»;

-С.Алексеев «Дом», «Первый ночной таран»;

-М.Исаковский «Навек запомни»;

-А.Твардовский «Рассказ танкиста»;

-К.Симонов «Сын артиллериста».

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, желание быть на них похожими.

Рисование « Празднично украшенный дом»

Цель: учить передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, шарами, цветами, цветными огоньками.

Праздник «Весенний хоровод»

Цель: создать у детей веселое настроение, благоприятную атмосферу праздника. Развивать творческие способности.

«Праздник доброты и вежливости»

Цель: закрепить знания детей о значении слов «добро», « доброта», «вежливость». Учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе с учетом ФГОС ДО

СЕНТЯБРЬ

«Мой любимый детский сад»

1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

3. Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Цель: развивать речь детей, творческую активность, желание радовать других людей.

4. ООД «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

5. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.

Поможем бабушке Федоре

воспитывать аккуратность в выполнении дел.

6. ООД «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

7. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

ОКТЯБРЬ

«Наша Родина-Россия» .

1. Беседа «Наша Родина-Россия» .

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .

2. Развлечение «Ты Селиярово, ты край любимый мой…»

Цель: расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за неѐ.

3. Экскурсия по Селиярово "Наши достопримечательности"

Цель: знакомить детей с достопримечательностями поселка, воспитывать любовь к родному краю.

3. Беседа символы России:

«Государственный флаг РФ» .

Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

«Государственный герб России» .

Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

«Государственный гимн России»

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

4. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

5. Конкурс чтецов «Стихи о Родине» .

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы к Родине.

6. Беседа «Дом, улица, адрес» .

Цель: продолжать знакомить детей с родным поселком, развивать коммуникативные умения.

7. Изготовление альбома «Природа родного края» .

Цель: формировать представление детей о красоте природы земли югорской, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

8. Рисование на тему «Моя Родина» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.

НОЯБРЬ

«Моя семья»

1.Оформление и рассматривание альбомов «Моя семья» .

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

3. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

4. Фотоколлаж "Мой дом"

Цель: изучить и рассказать об истории происхождения своего дома.

5. Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

6. Развлечение посвященное дню матери "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны".

Цель: воспитывать у детей уважение к матери, желание ей помогать, радовать, заботиться. Дать детям понять, что мама самый близкий человек для ребенка.

7. Сюжетно - ролевая игра «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: закрепить знания о труде родителей дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы; расширять представления о профессиях

ДЕКАБРЬ

«Новый год у ворот»

1. Беседа «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

2. Чтение художественной литературы «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

3. Игра - беседа «Я и мои права» .

Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

4. Беседа «Животный мир нашего края» .

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

7. Праздник «Новогодний карнавал» .

Цель: создать у детей радостное настроение.

8. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) .

Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

ЯНВАРЬ

«Народные праздники»

1. Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»

Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. НОД «Доведи дело до конца» .

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

4. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.

5. Знакомство с русскими народными играми .

Цель: прививать любовь к родной культуре.

ФЕВРАЛЬ

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

(ко Дню защитника Отечества) .

1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» . Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Цель: познакомить с подвигами богатырей. Расширение кругозора.

2. "Гордость моей семьи ". Рассказ о родственниках служивших в армии или побывавших на войне.

Цель: воспитывать у детей желание рассказывать о родственниках - воинах, воспитывать гордость за них.

3. Экскурсия в зимний парк.

Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.

4. Беседа «Мои друзья» .

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

5. Праздник «Масленица» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

6. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

7. Просмотр презентации «Кто сторожит тишину?» .

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

8. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить» .

Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.

МАРТ

«Моя мама»

1. Круглый стол «О мамах родных и очень важных» .

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта» .

Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

4. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

5. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

АПРЕЛЬ

«Наши космонавты»

1. ООД «Покорение космоса» .

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Спортивное развлечение "Мы - космонавты".

Цель. Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость.

3. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами» .

Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

4. Круглый стол «Я и моѐ имя» .

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

5. Презентация «Праздник Пасхи» .

Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.

МАЙ

«Праздник Весны»

1. Развлечение «Веснянка» .

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

2. Беседа «Знамя Победы» .

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

3. ООД «Этот день Победы» .

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

6. Акция «Гирлянда Дружбы» .

Цель: расширять представление о дружбе, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение друг другу, стремление помогать, участвовать в коллективных делах.

ИЮНЬ

«Летние каникулы»

1. Развлечение «День защиты детей»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка» . (Совместно с родителями) .

3. Беседа «Долгожданное лето»

Цель: познакомить детей с летними играми, способствовать речевому развитию.

4. Ситуация общения «У бабушки в деревне»

Цель: обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.

5 .Выставка семейных фотографий «Отдых»

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколенияю
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Статьи по теме: