Практические советы, как приучить ребенка к труду. Методическая разработка (старшая группа) на тему: Как приучить ребенка к труду

ЕЛЕНА Брежнева
Приучение детей к труду

Консультация для родителей.

Как приучить малыша к труду .

Достаточно рано у ребенка появляется желание делать все «как мама» : подметать, стирать - словом, быть помощником. Одни родители воспринимают это стремление как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться . Другие же полагают, что их чадо еще успеет поработать, поэтому не стоит спешить. Кто же прав?

Привычка к труду

Давайте представим такую ситуацию : 3-летний малыш намерен лепить с мамой пирожки, причем совсем не понарошку. Однако мама отсылает его поиграть, справедливо полагая, что детская помощь обернется испачканной одеждой и потерей времени на уборку кухни. Но пройдет несколько лет, и, возможно, та же мама гневно воскликнет : «Ты абсолютно ничего не делаешь по дому, у тебя нет никаких обязанностей!» Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. Педагоги и психологи рекомендуют начинать трудовое воспитание с 3-4 лет. В это время ребенок учится, наблюдая за взрослыми, подражая им. Его интересуют «большие игрушки» - настоящий веник, плита, пылесос. Конечно, родители быстрее и качественнее помоют посуду или постирают белье, но все же не торопитесь сделать за ребенка то, что он хочет делать сам. Ведь отказаться от помощи ребенка- это значит оскорбить его человеческое достоинство. Как поступить?

Сейчас самое важное для вас - терпение и такт. Даже если лишь 10 сантиметров пола станут чистыми, подметайте заново, только когда карапуз не видит. Иначе у ребенка возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий.

Ребенок чутко реагирует на поведение взрослого. Родители не должны оставлять без внимания успехи или неудачи малыша. Можно попросить : «Разреши я тебе помогу!» .В этом случае мы начинаем учить наше сокровище чувству собственного достоинства.

Увидев, что у малыша закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда уставали настолько, что откладывали домашние дела.

Обязательно учитывайте возрастные возможности : скажем, 2-летние детки, выполняя задание расставить игрушки, скорее всего, ограничатся двумя-тремя. Если же вам важно, чтобы абсолютно все куклы и солдатики оказались на своих местах, без вашей помощи не обойтись. Поиграйте : расскажите, как одиноко будет зайке ночевать под стулом, как любят карандаши засыпать в своем домике - коробочке. Можно также ввести необычного персонажа, скажем гномика, который наблюдает за тем, что происходит в доме, оставаясь невидимым, и лишь изредка появляется, чтобы похвалить кроху. Эта игрушка должна быть новой для ребенка, она таинственно возникает и исчезает на время. Так уборка станет легкой и радостной.

Сила похвалы

В собственных воспитательных воздействиях следует руководствоваться правилом : не делать за малыша то,что он может сделать сам. А как умеет выполнять дело- видно по полученному результату. Только по результату можно оценить усердие,старательность ребенка. Пожалуй, о том, что детей необходимо хвалить за малейшие успехи, сейчас знают все родители. Причем чем младше ребенок, тем менее интересен для него материальный результат того, что он делает, тем важнее одобрение взрослого. Малыш протирает стол не для того, чтобы стало чисто, а для того, чтобы понравиться вам. Как же сделать похвалу действенной? В этом труднейшем деле - хвалить - нет мелочей. Например, сказанное на бегу, привычное и неэмоциональное «молодец» может восприниматься как безразличие. Тем более что дети отлично чувствуют все нюансы! В начале «трудового пути » оценивайте развернуто, поясняйте, что лучше всего получилось, замечайте детали. Очень важно обращать внимание не только на результат труда , но и на сам процесс.

Чему бы вы ни обучали ребенка : застегивать пуговки, делать подарки для членов семьи или накрывать стол к обеду, самое главное, чтобы труд оставался для него радостью достижений, а не тяжкой обязанностью.

Наверное, никто не будет спорить, что детей постепенно нужно приучать к труду. Иначе, они вырастут пассивными, неумелыми, будут бояться жизненных трудностей и бытовые проблемы покажутся им сверхсложными задачами. И неважно, кого вы воспитываете – сына или дочь, любовь к труду нужно создавать по кирпичику и у тех, и у других.

Неправы бывают те родители, которые стараются оберегать детей от жизненных ситуаций, думая, что тем самым они проявляют заботу, продлевают детство и защищают от невзгод. Взваливая все на себя или на других членов семьи, такие родители, на самом деле, приучают детей к эгоизму, чувству особенности и собственной важности. Эти качества - плохие помощники в будущей жизни.


Мужская и женская работа

Также неправильно разделять домашнюю работу на мужскую и женскую . Мальчиков нужно учить готовить, стирать, гладить и убирать точно так же, как и девочкам нужно поручать несложный ремонт, вынос мусора и пр. Каждый человек должен уметь заботиться о себе сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Хорошо, если в жизни ему встретятся люди, готовые обеспечивать полный комфорт, ну а если вашему ребенку придется жить одному, то он не пропадет. Этим правилом должны руководствоваться все по-настоящему любящие родители.



Посильная помощь

Естественно, что не нужно перекладывать на детей всю домашнюю работу . Но посильная помощь должна всячески поддерживаться. Что можно поручить малышам, спросите вы? Оказывается, очень многое. Убрать за собой игрушки могут малыши самого раннего возраста. Главное, превратить эту задачу в игру и проявить немного терпения.

Понятно, что вначале дети не будут делать все самостоятельно. Но именно те родители, которые не жалеют сил на правильное воспитание , потом могут гордиться своими умелыми детьми. Конечно, можно все быстренько убрать самому, не тратя усилий на уговоры, это, безусловно, легче. Да только смысла в этом не будет. Ребенок привыкнет, что вы и так все сами прекрасно сделаете, зачем же ему напрягаться.

Играть можно по-разному. Можно собирать кубики, представляя, что вы везете их на склад или на будущую стройку. Кукол и мишек можно укладывать спать, а машинки отправлять не в коробку, а в гараж. Тогда сама суть уборки превращается в любимое занятие, ведь именно в это время мама или папа соглашаются, наконец, поиграть с малышом.

Еще дети младшего возраста с удовольствием поливают цветы, протирают влажной тряпочкой любые поверхности, с радостью моют в тазике посуду и овощи с фруктами, стирают платочки и носочки, намыливая их и выкручивая, возятся с тестом и перемешивают салаты. А если устроить между детьми простое соревнование, то уборка в доме превратиться в веселую игру.

Помощь по дому

Но запомните: помощь по дому должна вызывать только положительные эмоции. Известны случаи, когда чрезмерное усердие в приучении детей к труду, вызывало совершенное отвращение от всех домашних работ . Никогда не заставляйте ребенка помогать в виде наказания. Если его поведение было плохим, накажите лучше запретом смотреть мультики или лишите сладкого. Не возлагайте на детей слишком сложных заданий с проверками.

Даже если работа по дому выполнена некачественно, укажите на это в мягкой форме, не упрекая и не высмеивая. Старайтесь распределять обязанности справедливо. Если вы попросили ребенка убрать в квартире, а сами в это время отправились на развлекательную прогулку, то это вызовет обиду и протест против любых домашних работ. Лучше все делать вместе, либо справедливо распределять обязанности. Например: «Давай сейчас вместе уберем, а потом будем вместе отдыхать» Либо так: «Ты моешь пол, а я готовлю ужин» В этом случае, ребенок будет чувствовать, что вы видите в нем равного помощника, а не подневольного работника.

Еще один секрет, как приучить ребенка к труду.

Забота о родителях

Учите детей заботиться о родителях, младших членах семьи или о домашних питомцах . Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что все изначально заботятся о самом малыше. Взрослые привыкают опекать его, подавать и подносить. Они так вживаются в эту роль, что не могут опомниться и тогда, когда помощь давно нужна им самим. Но у ребенка и не может возникнуть желания заботиться о ком-то, если он привык, что предмет заботы – он сам.

И не обязательно ждать, когда вы сляжете или заболеете по-настоящему. Прививайте малышу мысль, что он может вам что-то принести, подать, укрыть и накормить вас и пр. Для этого можно тоже поиграть. Скажите ребенку, что теперь вы будете ребенком, а он взрослым, и малыш с удовольствием включиться в эту роль.

Доверяйте ребенку несложное приготовление пищи, мытье посуды, самостоятельные покупки в магазине, общение с продавцами . Вначале, это будет происходить под вашим присмотром, а затем ребенок научится делать это самостоятельно. Не бойтесь, что он что-то испортит или разольет. Будьте готовы к последующей уборке, к разбитой посуде и испорченной пище. Никогда не ругайте за это малыша, а мягко объясняйте, незаметно помогайте, направляйте. Поверьте, эти затраты стоят того!


Проблема помощи детей своим родителям часто встаёт на различных форумах и собраниях взрослых. И мнения по этому вопросу разделились. Часть родителей считает что у детей есть право на детство, на игры, труд они успеют ещё познать. Их оппоненты утверждают обратное, что только приученные с малых лет дети потом становятся добросовестными тружениками и честными гражданами общества.

Зачем приобщать малыша к труду?

Если родители захотели приобщить ребёнка к совместному труду - они прежде всего должны задать себе вопрос: «Зачем это надо»? Они должны для себя уяснить какую цель они при этом ставят в конечном итоге. Или они хотят чтобы ребёнок привык к труду и не боялся трудностей. Чтобы он был готов к нелёгкой порой жизни во взрослом возрасте. Или может они хотят иметь помощников по семейному труду, дети их освободят от части нагрузок.

Если ребёнок почувствует что нет никакой цели у родителей, что приучают к труду только ради приучения - у такого замысла нет перспектив. Ребёнок рано или поздно почувствует неискренность в их словах и будет только создавать вид прилежного труженика, смотреть на труд как неизбежную повинность. В таком случае у ребёнка не воспитается любви к труду и он не сможет ценить правильно труд.

А если малышу скажут что он член семьи, что у него как и у других есть обязанности - малыш поймёт что предложенное ему дело реально, оно полезно для всех. Достаточно вспомнить с какой прилежностью дети выполняют часть домашней работы когда кто - то из взрослых заболеет - они себя чувствуют членами маленького коллектива и рады приносить пользу близким.

Надо напоминать о работе. А платить за труд надо?

Естественно что раз сказанное родителями малыш может легко забыть. В таком случае родителям надо тактично, вежливо и без крика напомнить о задании, о планах всей семьи после выполнения работы. Нет ничего плохого в том что малыш забудет выполнить работу, с возрастом это пройдёт.

Иногда родители стимулируют своих детей на выполнение работ по дому деньгами. При этом гордо хвастаются как умеют их дети «зарабатывать». Психологи и педагоги критически рассматривают такой подход к воспитанию трудолюбия - в конечном итоге человек воспитанный таким образом вырастет корыстным и не в состоянии совершать благородные дела. Это искажение в воспитании, такое недопустимо.

Лучше делать ребенку подарки, которые ему интересны, например, черепашки ниндзя и больше уделять ему внимания.

Какую работу и как поручить ребёнку.

В отношении с ребёнком который выполнил часть работ неправильно родители должны вести себя тактично. Малыш выполняет работу первый или второй раз в жизни. У него нет опыта, для него в новинку движения которые он ещё усвоит в будущем. Нельзя переделывать работу сделанную с ошибками или недоделанную. В любом случае ребёнок должен услышать слова благодарности. А переделать работу можно в его отсутствие. Главное не качество сделанной им работы а его отношение к самому процессу труда. И если ребёнка ещё и мотивировать - например, пообещать после работы поход в зоопарк, совместные игры - ребёнок с большим желанием выполнит работу.

Работа на первых порах не должна быть сложной для малыша. Он в три или четыре года уже в состоянии сделать элементарную работу Например, собрать игрушки, расставить помытую посуду. Навести порядок с обувью в прихожей - это тоже под силу малышу. С возрастом задания усложняются. Девочки привыкают к утюгу, мытью посуды. Сначала можно поиграть с игрушечными, потом перейти к настоящим. Мальчик учится держать в руке молоток, простые инструменты. В возрасте 6 - 7 лет не уметь мальчику вбить гвоздь - значит, родители многое пропустили в его воспитании. Порученная работа должна соответствовать возрасту ребёнка.

Ну какой родитель не желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным? Чтобы малыш стал не просто помощником в семье, но и обрел те качества, которые послужат ему на протяжении всей жизни? Ответ на такие вопросы очевиден. Но несмотря на это, некоторые мамы и папы умудряются в процессе воспитания отбить у ребенка стремление к самостоятельности и всякое желание выполнять даже простые обязанности.

От обратного

Пример подобного поведения родителей очевиден. В возрасте трех лет малыш начинает осознавать себя как личность, со своими желаниями и потребностями. Именно в этот период он активно познает мир и старается взаимодействовать с ним. Одним из проявлений такого взаимодействия является подражание поведению окружающих людей. Так, помимо прочего, ребенок может проявлять стремление сделать какую-либо работу по дому, подражая действиям родителей. Это может быть желание вымыть пол или помочь на кухне в приготовлении обеда.

К сожалению, многие взрослые, понимая, что такая помощь малыша (пусть ребенок и будет делать лишь что-то несложное) доставит больше хлопот, чем подмоги, совершают самую распространенную ошибку. Фраза «ты еще слишком мал, подрасти немного», повторяемая на протяжении нескольких лет, способна напрочь лишить малыша мотивации к действию. Стоит ли в таком случае родителям удивляться, когда, подрастая, на все просьбы о помощи по дому ребенок, вероятнее всего, ответит «не могу» или «не хочу»!? Конечно, даже в четыре-пять лет малыш будет выполнять самую простую работу далеко не идеально.

Ее необходимо будет переделать, и на это потребуется время. Однако прежде всего следует задуматься, что для вас важнее: сам факт выполненной работы или же очередное вложение в развитие у ребенка привычки к труду? Если честно ответить себе на этот вопрос, то появятся и терпение, и снисходительность к неумелым инициативам вашего сына или дочери. Не пропустите эти первые зачатки трудолюбия, а уж уделить внимание качеству выполняемой работы можно будет и попозже.

Немного науки

По словам психолога Ларисы Сидоровой, корневая идея приучения детей к труду лежит в понимании того, что основным видом деятельности взрослого человека является именно труд. Системы образования и воспитания нацелены на обслуживание общей системы устройства общества, которое в последнее время предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Труд при этом подразумевает обязательную ответственность за него. А благодаря разным заданиям, которые ребенок получает от взрослых, растет и крепнет его личное чувство ответственности за исполнение порученного.

Родителям важно понимать, для чего они прививают ребенку тот или иной навык. И чего именно они ждут от ребенка: хотят, чтобы он подчинялся и слушался их, или все же стремятся развить в нем инициативность и самостоятельность. От ответа на этот вопрос напрямую зависит будущее ребенка и то, каким он станет: послушным исполнителем чужой воли или лидером, не прячущимся от ответственности за спины других людей.

Ответственность ребенка – это его путь к свободе выбора. При этом ведущей деятельностью, на которой основывается развитие навыков трудолюбия, является сначала игра, затем учеба и общение со сверстниками. По сути, все это в определенной степени тоже труд. Ну а мера ответственности за порученное дело должна расти вместе с ребенком – давать самые первые поручения, то есть начинать постепенно приучать малыша к труду можно уже с трех лет.

Простой пример

Конечно, для начала эти поручения должны быть элементарными, например, собрать свои личные вещи, что-то принести, поставить на стол тарелки, полить цветы. Еще проще начинать с самого понятного для ребенка вида деятельности – игры. Хорошими помощниками в этом деле будут игрушки и… ваша фантазия. Например, чтобы ребенок захотел убрать игрушки, можно сказать ему, что вот-вот начнется дождь, солдатики или куклы могут промокнуть, и лучше уж скорее спрятать их на свои места и уберечь от такой напасти. С этой же целью можно использовать и игрушечные бытовые приборы. Поверьте, малыш охотно согласится поиграть в уборку или приготовление «игрушечного» обеда.

Подобные игровые техники легко разнообразить, стоит только приложить творческое усилие и фантазию. Впрочем, эти качества родителей еще больше будут востребованы, когда дело коснется серьезных поручений. Главное – помнить одно непреложное правило – любая поставленная вами задача должна радовать ребенка, приносить ему удовольствие. Сыну Светланы, Игорю, семь лет. Он вполне самостоятелен. Игорь знает, что порядок в его комнате и периодическая уборка в квартире является его сферой ответственности. С радостью помогает родителям и в других делах. При этом Светлана и ее муж всегда не только поощряли инициативу сына, но и старались найти такое занятие, которое было бы ему интересно.

«Когда Игорю было всего три с половиной года, – рассказывает Светлана, – лето мы проводили в нашем загородном доме. Муж всегда брал его с собой мыть машину. Это занятие сыну нравилось невероятно. Надо было видеть его личико, когда он старательно тер своей маленькой тряпочкой дверцу или фары. Потом вместе с мужем они обходили автомобиль, придирчиво осматривали – все ли сделано хорошо. Если где-то оставалась грязь, супруг указывал на это Игорю. Он тут же еще раз протирал это место. В результате мы обязательно хвалили его, а Игорь, не скрывая, гордился проделанной работой».

Хвалить или не хвалить?

Кстати, о поощрении. Психологи не советуют задаривать ребенка подарками за хорошо выполненную работу. Конечно, трудно порой удержаться от этого, если речь идет о любимом ребенке, однако правильнее просто похвалить малыша, давая ему тем самым почувствовать значимость своих действий. Ребенок со временем должен начать понимать, что достигнутый результат уже сам по себе является «наградой». Например, порядок в доме – это нормальное положение вещей, и он должен поддерживаться регулярно, а не по причине выгоды для ребенка таких действий.

Хвалить ребенка нужно даже тогда, когда работа выполнена не так, как того хотелось бы родителям. Само собой, на строгий взгляд взрослого человека чашка, может быть, помыта и не очень тщательно, да вещи сложены кое-как. Но не забывайте, что и сами мы в свое время всему этому учились постепенно.И еще о чашке! Когда вы будете перемывать ее самостоятельно, ни в коем случае не делайте это при ребенке. Так вы легко убедите его в том, что нет нужды стараться делать работу хорошо, ведь после тебя ее все равно переделают!

Если вы знаете, что малыш может справиться с каким-либо делом лучше, чем он это продемонстрировал, поговорите с ним. Объясните, как следует поступать в следующий раз. Ребенок должен самостоятельно понять, как исправить свою ошибку, без эмоционального давления или негативного отношения со стороны родителей.

Будьте прощеСледует помнить и о том, что чрезмерная требовательность и постоянное стремление заставлять ребенка во всем добиваться идеального результата, может вызвать у него стойкое отвращение к труду. Поэтому даже в случае, когда родителям необходима помощь малыша, не следует навязывать ему те или иные действия, лучше дать возможность выбора ему самому – чем именно он может помочь. Так ребенок не только разберется в своих предпочтениях, но и почувствует самостоятельность.

Категорически не рекомендуется заставлять ребенка делать что-то силой, давить на него. Таким образом родители добьются лишь стойкого обратного результата – негативные эмоции, испытываемые малышом, будут спроецированы на выполняемое им дело. Конечно, в определенных ситуациях строгость необходима. Однако следует понимать, что нежелание ребенка что-либо делать, может быть банальным результатом неумения родителей увлечь малыша. Значит, нужно учиться!

Родом из детства

Конечно, эти и подобные им советы – лишь малая толика тех знаний, которые необходимы родителям в непростом деле воспитания ребенка. Главное помнить, что в этом процессе не бывает мелочей, а само приучение ребенка к труду не просто необходимость, а один из важнейших этапов становления его личности. И если задача психологов докопаться до сути проблем, корни большинства из которых лежат в детстве, то цель любящих родителей – сделать так, чтобы этих проблем было как можно меньше!

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и ответственным человеком, поскольку это - одно из условий успешной жизни. Однако, к сожалению, далеко не каждый может похвастаться тем, что ему удалось привить своему чаду любовь к труду.

Для чего нам нужны трудолюбивые дети?

Было бы ошибкой утверждать, что главный мотив - избавление родителей от части домашних обязанностей, хотя каждому человеку приятно, если он приходит с работы, а его ожидает чистая квартира и приготовленный ужин.

Однако воспитание трудолюбия у ребенка - это гораздо более многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает его более ответственным, значимым, самостоятельным. В то же время, отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности, эгоизма, беспомощности перед обстоятельствами.

Когда необходимо начинать приучать малыша к труду?

Самым оптимальным возрастом является период от двух с половиной до трех лет. В это время активно осваивает окружающий мир. Ему свойственно подражать действиям близких людей. Поэтому они стремятся «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду».

Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если она Вам изрядно мешает. Если Вы правильно подойдете к данной ситуации, то уже в пятилетнем возрасте Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

Какие ошибки допускают родители, приучая ребенка к труду?

  • Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка . «Отойди, ты все испортишь», - постоянно слышит малыш, и со временем всякое желание работать у него пропадает.
  • Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами - даже то, что малыш в состоянии сделать все сам.
  • Приучение к труду силой . Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
  • Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Как правильно приучать ребенка к труду?

Возможно, временами Вам будет казаться, что гораздо проще сделать работу по дому самому - без малолетнего помощника. Однако приучайте себя видеть перспективу: не приучив ребенка к труду с самых юных лет, Вы не сможете его приучить никогда.

Статьи по теме: