Цель театральной деятельности в детском саду. Театрализованная деятельность в доу

Елена Аникеенко
Опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»

Презентация

опыта работы

по теме :

«»

Подготовила :

Воспитатель

МКДОУ «Детский сад №1 »

Аникеенко Е. М.

Коренево

Я - Фея, я – волшебница, я – сказка!

Хозяйка мудрой и загадочной страны.

Я – книжка, я – затея, я – театр и маска !

Со мной вы каждый день с зари и до зари.

Я по сказочным страницам

Вас сегодня провожу,

О себе, своей работе

По порядку расскажу :

Мир прекрасный утром ранним

Я встречаю у дверей –

Взрослые идут с улыбкой,

За руку ведут детей.

Сегодня в своей презентации я представляю опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду » . – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Я учу детей замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Театрализованная деятельность позволяет мне решать многие педагогические задачи во всех видах работы с детьми , где я развиваю фантазию, воображение, активизирую мышление, познавательный интерес, творческие возможности, развиваю речь и моторику.

Работу с детьми по этой теме я начинаю с самого младшего возраста, где малыши смотрят драматизации сказок, инсценировки, которые им показывают старшие дошкольники и взрослые. Это создает им радостное настроение. Во второй младшей группе я знакомлю детей с видами театра , развиваю внимание, помогаю прививать навыки отображения различных черт характера. В средней группе я с детьми уделяю внимание кукольному театру , инсценировкам, спектаклям. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт . В старшем возрасте я вовлекаю всех детей в театрализованные игры и драматизацию . Свою работу я осуществляю по трём направлениям : организация предметно-развивающей среды, работа с детьми , работа со взрослыми . В моей группе организован уголок театра , в котором располагаются различные виды театра , атрибуты, реквизит, ширма. Хочу познакомить вас с видами театра , которые есть у нас в театральном уголке нашей группы : Бибабо, В этом театре на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Часть кукол мы изготовили самостоятельно, используя старые игрушки. Настольный театр , здесь используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Театр на фланелеграфе , Это картинки или персонажи, которые выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки мы подбираем вместе детьми из старых книг, журналов и создаем их самостоятельно. Репертуар театра картинок на фланелеграфе очень разнообразен : можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Театр масок , увлекает детей тем, что, надевая костюмы и маски дети сами становятся героями спектакля. Несколько видов пальчикового театра , ещё его называют театр пяти пальчиков , или театр петрушек . Этот театр создаёт обстановку по-настоящему театрального представления . Интерес к такому театру у детей огромен . Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью . Магнитный театр созвучен театру на фланелеграфе , с одним отличием, что герои представления крепятся на магнитах. Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, расширяя их творческий потенциал. В работе с детьми я использую : Театральные игры , с помощью которых я учу детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. На ритмопластике развиваю умение детей произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, запоминать заданные позы и образно передавать их. Выполняя упражнения по культуре речи, помогаю детям развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учу сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. При помощи речевой гимнастики формирую у детей правильное, четкое произношение. Следующим направлением работы с детьми являются основы театральной культуры , где я знакомлю их с театральной терминологией , с основными видами театрального искусства , воспитываю культуру поведения. В работе над спектаклем учу сочинять этюды по сказкам; развиваю навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) . Следующим этапом театрализованной деятельности является работа с родителями . Я организую работу по изготовления костюмов, атрибутов, привлекаю родителей для участия в совместных инсценировках с детьми. Подводя итог, хочется сказать о важном значении театральной деятельности , которая помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.

Итог моей работы связан с целью .

Я технологию использую не зря.

Теперь мои мальчишки и девчонки

Уверенно скажу, между собой друзья.

Они всегда общительны, активны

И любознательности им не занимать.

Эмоции и творчество детишек

Я и в дальнейшем буду развивать.

Уверенно я говорю, что дети

Умеют думать, рассуждать, творить.

Кем вырастут и станут? Я лишь знаю.

Что себя они сумеют проявить

А в завершении я о себе скажу лишь кратко :

Люблю свою работу и отдаю ей всю себя .

Вперед смотрю, о будущем мечтаю.

Я - оптимист. Ну вот и все, друзья. (Спасибо)

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Муниципальное образовательное учреждение «Социокультурный центр» с. Лопхари

Театрализованная деятельность в ДОУ

Подготовила воспитатель

Тоярова В.М.

с.Лопхари, 2015г.


“ Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)



Основные задачи

Поэтапное

освоение

различных

творчества

по возрастным

Совершенствование

артистических

плане переживания

и воплощения образа.

Моделирование

социального

поведения

в заданных условиях.

Последовательно

знакомить

детей всех

возрастных

групп с различными

видами театра

(кукольный,

драматический,

музыкальные



Виды театра в детском саду

Настольный театр

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Театр масок

Театр ручных теней

Пальчиковый теневой театр

Театр «живых» теней

  • магнитный театр
  • магнитный театр
  • магнитный театр

Формы организации

театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных


Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организовать уголки для театрализованных представлений, спектаклей,чтобы в них отводилось место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке расположить:

Различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Основные направления

работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).





Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией.


По способу управления –

куклы делятся на два вида:

напольные

верховые

куклы, которыми управляют из-за ширмы

Перчаточные и тростевые

Напольные – работают

на полу – на глазах у детей


Начинать знакомить детей

можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев.

Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,

развивая воображение ребенка


Основные задачи организации театральной деятельности

в 1 младшей группе

  • Побуждать интерес к театрально-

игровой деятельности, поощрять

участие детей в этом виде

деятельности

  • Обучать ориентироваться в
  • Обучать ориентироваться в

групповой комнате и в зале.

  • Формировать умение и передавать

мимикой, жестом, движения,

основные эмоции


Воспитатель и старшие дошкольники- показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели – различные виды театра: театр картинок

(фланелеграф)


Для детей 2 мл. группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе

Игрушки для него можно сшить из кусочков:

ткани,

меха,

кожи,

поролона-

они не должны быть большими.

При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше мышки) и фактура (всех кукол для одного спектакля шьют из одного материала.


В средней группе – переходим- к

более сложному театру

Знакомим детей с театральной ширмой

и с верховыми куклами.

Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

Помочь, детям освоить приемы кукловождения


В старшей группе следует знакомить детей с марионетками

Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей

Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги

(т.е деревянной крестовиной)

Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности

Подводить детей к созданию выразительного игрового

образа в этюдах


  • Расширять представление детей об окружающем мире
  • Пополнять и активизировать словарь
  • Поддерживать инициативу в импровизации
  • Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть
  • Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

  • Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Ой, вы гости-господа,

Вы откуда и куда?


Деда репку посадил,

Всех на помощь пригласил.


Пальцев дружный хоровод

Погляди честной народ,

Куклы-варежки, игрушки

Для ребят они подружки.


Всех научат без труда,

Будет слаженной игра.

Если вы хотите сказки?

Здесь помогут только маски.

Ничего не утаим,

Всех детей мы нарядим.


Сказку славную расскажут,

Как дружить нам всем покажут.

Наш театр приглашает

Всех знакомых и друзей!

Приходите на спектакли,

Вместе будет веселей!


Театрализованная деятельность в детском саду .

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие, жестокость и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным статистики, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины 6-7 лет.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы.

Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно- ролевые.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Можно рекомендовать с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, фланелеграф. Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.

Развивать интерес к различным видам театральной деятельности
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешки, прибаутки)

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой. Развивать чувство партнерства. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, можно отметить: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.

Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.

Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.

Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.

Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.

Подготовительная группа

На занятиях по хореографии, художественно-речевой и других видах деятельности совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.

Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (мюзиклах, драматических спектаклях, этюдах).

Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.

Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в три этапа:

1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно, что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть, несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение, воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитаном, учатся пересказывать текст;

2. дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы;

3. проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.

Сочиняем сказку

Сегодня в ДОУ и школах используются различные приемы активизации творческого воображения. Мне видится уместным присоединить к ним еще один: сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации. Детям старшего дошкольного возраста это поможет не только развить фантазию, но и сделает учебу увлекательным процессом.

Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.

Джанни Родари предлагает несколько способов обновления сказки:

«перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку),

сказки в «заданном ключе»,

«салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке),

сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев),

«а что было потом?» (продолжение сказок после окончания),

Рассмотрим эти способы подробнее.

1. «Перевирание» сказки.

Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу подвешенного за ногу Волка. Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?

2. Сказка в «заданном ключе».

Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию как в школе, так и в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

3. «Салат» из сказок.

Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

Новые приключения Маши и Медведя, в которых
участвуют два молодца из волшебного кольца.

Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

4. Сказки «наизнанку».

Это знакомые сказки «наоборот»: добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку»: Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

5. «А что было потом».

Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик...

Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накоплении эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Активизация их интереса способствуют и тематические вечера. Тематика их может быть разной – «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные встречи». Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, исполнению ролей. В любом случае союз воспитателей и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

И последнее. В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.

В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Решение педагогических ситуаций

1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.

Вопрос: Объясните поведение малышей.

2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов».

Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

Вопрос: Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?

Вопрос: Следует ли водить малышей в театр?

3. Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.

Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, - сказала мама, - прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.

Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.

Вопрос: Объясните резкие перемены в поведении Миши.

В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?

Дайте анализ приемов руководства этой игрой.

4. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

Вопрос: Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

5. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Вопрос: Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

6. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

Вопрос: Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

7. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

Вопрос: Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

8 . После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение.

Вопрос: Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опишите свои действия.

Решение кроссвордов

( Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова)

Десять Р

1. Место для представлений, зрелищ.

2. Кто пишет пьесы для представления?

3. Кто руководит постановкой спектакля?

4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5. Человек, управляющий оркестром

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Pe жи ccep . 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.

Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

    Главный руководитель, постановщик спектакля.

    Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

    Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

    Исполнитель ролей в театральных представлениях.

    Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

    Перерыв между действиями спектакля.

    Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

    Что лучше всего подарить артисту, который понравился?

Ответы : 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

Слова на букву К

1.Искусство рассказывать о событиях на экране, на котором изображение движется.

2. Не кует, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

3.Исполнение музыкальных, вокальных, танцевальных номеров на сцене.

Ответы. 1. Кино. 2. Книга. 3. Концерт. 4. Композитор.

Слова на букву А

1.Объявление о спектакле.

2.Человек, выступающий на сцене как исполнитель.

3.Перерыв между действиями спектакля.

4.Рукоплескания.

Ответы. 1. Афиша. 2. Артист. 3. Антракт. 4. Аплодисменты.

Театральные жанры

Слово по вертикали обозначает место для зрелищ, спектаклей.

1.Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений,

сопровождаемых музыкой.

2.Музыкально-драматическое произведение, исполняемое в театре, все действующие лица только поют в сопровождении оркестра.

3.Цирковое представление с участием клоунов.

4.Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами.

5.Литературное произведение, предназначенное для исполнения актерами

на сцене (с содержанием, основанным на переживаниях героев).

Ответы . 1 . Балет. 2. Опера. 3. Клоунада. 4. Оперетта. 5. Драма.

Слово по вертикали - театр.

Театральные профессии

По вертикали - слово, обозначающее главную театральную профессию.

1. Кто пишет пьесы для постановок в театре?

2. Работник театра, занимающийся гримом артистов.

3.Кто пишет музыку к спектаклям.

4.Главный руководитель постановки спектакля.

5.Работник театра, подсказывающий слова во время представления актерам.

6.Работник театра, отвечающий за освещение сцены.

Ответы . 1. Драматург. 2. Гример. 3. Композитор. 4. Режиссер. 5. Суфлер. 6.

Осветитель. Слово по вертикали - артист.

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».

Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.

Литература:

1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.

Статьи по теме: