Сенсорное развитие посредством дидактической игры. Развитие сенсорных способностей посредством.docx - «развитие сенсорных способностей посредством занятий по схтд с детьми младшего дошкольного возраста

«Развитие сенсорных способностей посредством
занятий по СХТД с детьми младшего дошкольного возраста»
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,
знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и
грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует
постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так,
для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом,
ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета,
материала.
Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное
развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия
окружающего мира.

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного
педагогического процесса. Оно лежит в основе умственного, физического,
эстетического развития ребенка.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой­либо предмет,
предварительно надо хорошо с ним познакомиться, обследовать его,
запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные
материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями,
приобретают навыки работы с ними. Дети успешно овладевают техническими
навыками: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются
в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают
сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой
деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно
общаются друг с другом и воспитателем.
В начале учебного года наблюдая за детьми, было выявлено, что многие
дети затрудняются в группировании предметов по цвету, форме, из величин
они различают лишь большой и маленький предмет, у ребят слабо развита
мелкая моторика. Большинство детей не умеют правильно держать в руке
карандаш, фломастеры, некоторые боятся брать в руки краски. Поэтому было
решено заняться этой темой более углубленно.
Для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного
возраста выделили три направления в работе: 1) создание развивающей среды;
2) использование дидактических игр; 3) участие родителей в проводимых с
детьми занятиях.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения
ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает
свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает
пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к

музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности
устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой,
создает продукты собственного творчества и т. д.
В группе были изготовлены следующие пособия: панно «Кораблик», при
помощи которого дети могут прикрепить цветную одежду при помощи
цветных прищепок, посчитать треугольные и прямоугольные лучи у солнца,
поиграть с разноцветной каруселью. Панно «Транспорт» помогает ребятам
запомнить цвет того или иного автомобиля, ориентироваться. «Дидактическое
кресло» служит не только местом отдыха, но ребята могут посчитать
геометрические фигуры, покормить кита цветными рыбками, обследовать
предмет.

Для усвоения сенсорных способностей ребенка немалое значение необходимо
уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у
ребенка. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть
интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество
информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.

В группе были изготовлены следующие игры: «Подбери колеса», «Цветные
муравьи», «Цветные домики», «Цветные кисточки», где ребята раскладывают
кисточки по банкам; «Кляксы», «Накорми акулу», где дети закрепляют
основные цвета и упражняются в счете; игра «Противоположности» помогает
ребятам запомнить большие и маленькие, высокие и низкие предметы; в игре
«Цветные крышки» дети не только закрепляют основные цвета, но и
тренируют память, «Разложи по порядку», альбом «Цветные цифры», «Божьи

коровки»;с помощью игры «Геометрические фигуры» ребята упражняются в
различении геометрических форм. Все эти игры использовались и как часть
занятия, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наибольшим успехом у ребят пользовались игры­забавы с цветной
солью и блестящими камушками. На подносе с солью дети выкладывали
рисунок из камней, рисовали на соли, раскладывали с помощью мерной
ложечки по цветным баночкам. Очень понравилось ребятам варить каменный
суп, а затем раскладывать его по тарелкам, закрепляя цвет, форму, тяжесть
камней. Изготовив из бросового материала кораблики с парусами разной
формы и величины, дети отправляли их в плавание, дули на них, изображая
ветер. Большой интерес вызвал совместно изготовленный макет, так как в
последствии ребята могли в него поиграть, выбирая по какой они дорожке
поедут, по длинной или короткой.

В процессе изобразительной деятельности происходит знакомство с
цветом, формой, положением в пространстве. В своей работе регулярно
провожу такие занятия. В своей работе я использую нетрадиционные техники
рисования, аппликации, лепки. Их особенность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достигать желаемого результата.

Разнообразие используемых материалов расширяет и обогащает
сенсорный опыт детей. Доступность использования нетрадиционных
технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Свою
работу я начинаю с более доступных технологий, постепенно усложняя их.
­Рисование пальцами и ладошками
­Рисование штампами. Самые простые штампы, оставляющие точки и
кружочки – это ватная палочка, колпачки от фломастеров, бумажные
трубочки, поролон. Использовали пробки от шампанского, ластик на конце
простого карандаша, сырой картофель, листья деревьев любой предмет с
интересной фактурой.

Все выполненные работы мы использовали для создания предметно­
развивающей среды. В группе постоянно оформляем выставки детских работ.

В приемной выставляем коллективные работы детей по сезону, и
персональные вставки (в них приняли участие Лисина Маша, Илькин Матвей,
Сизова Саша, Путанов Костя, Анисифоров Лева, Говорунов Вова).

Ребята принимают участие в изготовлении украшений для приемной
и веранды. Так у нас появились веселые пчелки и забавные птички, озорные
котики.

Наши работы использовались в качестве оформления вернисажей в стенах
сада: коллективная работа «Город мой родной», выставка рисунков «Папу
поздравляю», «Цветы для мамочки».

В творческий процесс стараемся вовлечь не только детей, но и родителей.
В группе мы устраивали выставки «Осенние фантазии».

В преддверии новогоднего праздника в группе удачно прошел конкурс
новогодней игрушки. Все ее участники получили грамоты победителей и
участников.

Выставка «А у мамочки моей руки золотые» показала, какие у нас мамы
мастерицы.
Для информирования родителей о сенсорном развитии ребенка была
изготовлена специальная памятка для родителей «Правила рисования
карандашами и красками», консультация «Развитие сенсорных способностей у
детей младшего дошкольного возраста», «Наши руки не для скуки. Лепим из
соленого теста».
В этом году я являлась руководителем творческой групп по
художественно­эстетическому воспитанию. Работая в которой делилась
своим опытом влияния СХТД на развития детей.
В рамках группы нам удалось участвовать во всех мероприятиях
детского сада.
Кроме того был проведен круглый стол «Штампы», где воспитателе
обменялись своими находками, презентация игр по изобразительной
деятельности. Мною была проведена творческая мастерская «Планета идей»
по изготовлению новогодней игрушки, подарка ко дню защитника Отечества.

Участники творческой группы разработали требования к уголку
изобразительной деятельности.

В течения года ребята неоднократно принимали участие в различных
творческих конкурсах: Дергунов Вячеслав, Романов Всеволод, Ендирякова
Саша группа №1, Липшев Гриша, Антонов Тимофей, Деменьтьева Настя
группа №2, Маркевцев Захар группа №8. Сизова Саша, Анисифоров Лева,
Чугункин Илюша, Лисина Маша, Жоржиков Гордей группа №10.
Работая над этой темой, я могу сказать, что у детей повысился уровень
сенсорного воспитания, дети познакомились с сенсорными эталонами, со
способами обследования предметов, научились анализировать, сравнивать
предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у
них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в
повседневной жизни. Ребята с удовольствием стали рисовать, лепить. Дети
стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают
дружеские
отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что
такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и
какую роль в сенсорном воспитании играет занятия продуктивными видами
деятельности и дидактическая игра.
На будущее планирую эту работу продолжить, используя свою
программу «Мишутка».

Науширванова Альбина Вилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №278
Населённый пункт: город уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Дата публикации: 14.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством

дидактических игр.

Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного

воспитания. Таким образом он познаёт окружающий мир. Ярким примером является

стремление в младенческом возрасте испробовать всё на вкус. Позже это переходит в

желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок,

проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным

помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитание в нём личностных

качеств и знакомстве существующими реалиями являются сенсорные детские игры.

Сенсорика происходит от латинского слова «sensus», что означает восприятие.

Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять

собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное

восприятие.

Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о

таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное

представление, размер. Для трёхлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно

развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.

Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного

воспитания крохи – как он видит, слышит, осязает мир вокруг себя.

В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет?

Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста – это:

Базовый фундамент для умственного развития.

Развитие наблюдательности и внимания.

Положительное влияние на эстетические чувства.

Расширение воображения.

Возможность освоения новых способов познания предметов и мира.

Приобретение сенсорных эталонов.

Постижение навыков учиться и изучать.

Помощь в увеличении словарного запаса.

Влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная,

слуховая, образная и другие.

Для того чтобы ребёнок гармонично рос и получал грамотное воспитание,

необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного

внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет. Именно в этот период кроху ждёт

встреча с огромным объёмом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого

человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок – это

игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький

хвостик, в то время как малыш этого ещё не знает. Очень важно родителям и

родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно

преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.

Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание

в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков

движения. В раннем возрасте малыши стремятся всё повторить за взрослыми и

подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить

сенсорное воспитание крохи. Например, как общаться с интересующими его

предметами, как держать карандаш, лепить и рисовать.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает

основополагающее место в познание мира, ведь практически всё о нём ребёнок

узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня

сенсорного развития ребёнка. Кроме того преподнесение информации об

окружающем мире в итоговой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт

внимание крохи.

Поэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет

фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также

имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие необходимое для

успешного обучения и развития ребенка. Вот некоторые дидактические игры,

направленные на развитие сенсорных способностей для использования в домашних

условиях.

Игры на развитие тактильных ощущений

Тактильные карточки.

Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный

потенциал ребенка.

Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для

мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая

часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с

такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре.

Описание игры:

Предлагается найти пару каждому типу поверхности;

Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий,

шершавый);

Предлагается угадать материал при ощупывании предложенной карточки под покрывалом;

Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).

Игры на развитие восприятия формы.

1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки,

геометрические фигуры и тела).

Описание игры:

положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или

треугольные фигуры.

попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать

разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.

2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики

Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.

Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми,

которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка

такую же.

Игры на развитие восприятия размера.

Дидактическая игра: «Разложи по размеру»

Цель: учить соотносить предметы по величине.

Описание игры:

По просьбе педагога нужно разложить по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и

др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может

уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

Итак, сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш

досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно

разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета

и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это

его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет

проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в

развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным

способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Развивающие игры с пуговицами.

Игры с пуговицами отлично развивают:

Мелкую моторику и тактильное восприятие;

Зрительно-моторную координацию;

Точность движений и внимание;

Математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по

Эмоциональное и творческое развитие

1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета.

Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями,

золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы,

тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не

забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая),

посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.

2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите

«В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.

3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных

пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом

расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.

4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую,

красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую):

в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую -

маленькие.

5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд,

например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность.

6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Степанова З.Ф.

ИПМ 2.Условия формирования опыта ……………………………………. 3

ИПМ 3.Теоритическая база опыта…………………………………………. 3

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта…………………………..4

ИПМ 5.Новизна опыта……………………………………………………….5

ИПМ 6.Адресность опыта…………………………………………………....5

ИПМ 7.Трудоемкость опыта…………………………………………………5

ИПМ 8.Технология опыта……………………………………………………6

ИПМ 9.Результативность опыта ……………………………………………7

Литература ……………………………………………………………… …. 8

Приложение № 1………………………………………………………………9

Степанова Зульфия Фазылжановна

Образование: высшее, Оренбургский государственный университет;

Специальность по диплому: «Социальная педагогика»

Место работы: МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»;

Должность: воспитатель;

Педагогический стаж - 3 года;

Стаж работы в занимаемой должности - 3 года;

ИПМ 2.Условие формирования опыта работы

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей 1, 6-3 лет через дидактическую игру».

ИПМ 3.Теоретическая база опыта

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта работы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

ИПМ 5. Новизна педагогического опыта

Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

ИПМ 6 . Адресность опыта

Материалы опыта работы: представленные дидактические игры могут использоваться педагогами ДОУ и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.

ИПМ 7.Трудоемкость опыта

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша; 3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни; Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста; Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Разработала консультации для родителей.

ИПМ 8.Технология опыта

Разработка и внедрение опыта работы проходили на базе МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г. Орска» в разновозрастной группе (от 1,6 до 3 лет).

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе мы изучили теоретический аспект данной проблемы, провели констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы.А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

2 этап - основной

Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери мышке чашку», «Семья ежей» «Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные кубики».

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма,цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

ИПМ 9.Результативность опыта

3 этап - заключительный

Внедряемая мной методика развития сенсорики детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно- деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Литература

Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Немов Р.С. Психология - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: Просвещение, 1985;

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. - М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика - Синтез», 2003.

Приложение 1

Картотека
игр по сенсорике для детей 1,6-3 лет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

Из каких фигур состоит …?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

Какая фигура лишняя?,(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Сравни предметы по высоте,

Самая длинная, самая короткая,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Разноцветные кружки,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

В какую коробку?,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Какого цвета не стало?,

Какого цвета предмет?,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Собери гирлянду,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Какие цвета использованы?,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

Уточним цвет,(учить различать и называть близкие цвета)

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы. Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

Подбери серединку к цветку”

Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Игра «Воздушные шары»

Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.

Игра «Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Дидактическое пособие «Сенсорная книга»

Дети в возрасте 3 лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.


Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета . Закрепить способ застегивания пуговиц.

Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).

Дидактическая игра «Построй домик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.

Все детали крепятся на липучку.

Выполнить задание - прикрепить детали на положенные места.

Дидактическая игра «Гусеничка»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия, логического мышления

Вариант игры: «Продолжи ряд».

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”


Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

Цели:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

формирование умения сочетать по цвету;

развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”


Цели:

формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

Цели:

формировать умение различать цвета;

учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

"Тактильная коробка"

Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»


Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

Сознание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными

Свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

Развитие восприятия: зрительного осязательного.

Развитие наглядного - действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям - участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

Алексеенко Галина Михайловна

Введение

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.

Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное

воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.

Цель методической разработки:

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи:

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной

активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал

увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того, что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Использую следующие виды дидактических игр:

Игры - забавы

Настольно – печатные

Словесные

Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Познавательный вопрос, проблемная ситуация

Выделение игровых задач

Наличие правил

Действия играющих

Подведение итогов игры

2. Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

Я использовала разнообразные методические приемы:

Словесные (рассказ, ответы-вопросы, объяснение, художественное слово);

Наглядные (рассматривание, сравнение);

Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)

Игровые (игровая деятельность)

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);

Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;

Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:

Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Заключение

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Бизиборд

Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.

Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.

Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.

Область применения:

Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.

Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук

(Образовательная область «Физическое развитие»).

С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту

(ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения.

(ОО «Познавательное развитие») .

Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.

Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».

Возможности использования:

Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Количество и счёт»

Цель: развитие элементарных математических представлений.

«Чудо-дерево»

Цель: Формирование счётных навыков.

Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.

«Раз, два, три - замочек отвори».

Цель: формирование познавательных интересов.

Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.

Воспитывает интерес к природному окружению.

За дверцей картинки. Например, животные.

Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?

Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.

«Помоги паучку сплести паутину».

Цель : Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверх", "вниз", "справа", " слева".

Формирует навыки шнуровки.

Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.

Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.

"Слоник с секретом".

В основе этой игры лежит всем известная игра "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.

Игра заключает в себе несколько дидактических игр.

Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Эта игра очень полезна для развития ребенка.

Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.

Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.

Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.

Область применения:

Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.

Возможности использования:

Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:

Игры, в которые мы играем с детьми:

«Угадай, что потрогал»

«Определи на ощупь»

«Найди пару»

«Узнай фигуру»

Дидактическая игры дают возможность решать задачи:

1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.

2. Закреплять представления о свойствах предметов.

3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

4. Развивать умение определять на ощупь.

Возраст: Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр в практике работы ДОУ.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - (В. А. Сухомлинский)

Известные отечественные педагоги и психологи Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и д. р, справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания». Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения.

В результате своей практической деятельности я выяснила, что недостаточное развитие у детей сенсорных способностей (дети не знают основные цвета, не соотносят их, плохо различают предметы по форме, не ориентируются в контрастных величинах), что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на непосредственно образовательной деятельности или в игре. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов сенсорного развития. С этой целью я с 2015 года углублённо работаю над темой «Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей».

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Цель моей работы: Формирование сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.

Исходя из цели выделила для себя следующие задачи:

    Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.

    Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.

    Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей

    Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Для реализации задач выделила основные этапы:

1. Подготовительный - (2015учебный год)

(определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы)

2. Основной – (2015-2016учебный год)

(реализация задач)

3. Заключительный – (2017учебный год)

(определение эффективности деятельности)

Использовала следующие принципы:

1.Обогащение и углубление содержания сенсорного развития на основе дидактической игры.

2.Актуальность дидактического материала (наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т.д)

3.Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.

4. Повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию дошкольников

Создала сенсомоторный уголок предназначенный главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.)

Все эти принципы тесно связаны друг с другом и являются составной частью педагогического процесса.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.Работа в этом направлении даёт хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада

Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Для полноценного развития сенсорики необходима тренировка с самого раннего возраста. Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

    эталоны цвета - семь цветов спектра;

    эталоны формы - геометрические фигуры;

    эталоны величины - метрическая система мер;

    эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому проводя занятия по

    ознакомлению с окружающим;

    конструированию;

    изодеятельности;

    развитию речи;

    формированию двигательной активности мы стараемся развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов.

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплён словом, его можно вызвать в представлении ребёнка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово-название. Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», который приводит к задержкам общего развития.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника(3 – 4года) носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др., - не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.

В среднем дошкольном возрасте(4 – 5 лет) ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о параметрах величин, о пространстве, о времени, особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.)

В старшем дошкольном возрасте (5 -6 лет) ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей через организацию дидактических игр.

Организация дидактической игры осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку и проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обогащение знаний; развитие сенсорных способностей; активизация психических процессов (память, внимание, мышление ребенка) и др.

    Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы

    Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры

    Выбор места дидактической игры, где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу

    Определение количества играющих детей (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально)

    Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал)

    Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой

    Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи

Проведение дидактической игры включает:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)

    Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают)

    Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату

    Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминаниями)

    Подведение итого игры; воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность

В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет, воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!» Но внимание ребенка пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям.

Воспитателю следует опираться на сенсорный опыт, который приобрел ребенок в первые 3 года. В играх с детьми 4 года жизни используется более сложный, чем в предыдущей группе, дидактический материал, с большим количеством деталей, вкладышей - до 5-6 и 6-8, усложняются сенсорные задачи - дается подбор деталей по 2-3 признакам, предлагается чередовать разные цвета; разнообразятся геометрические фигуры и т.д.

Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах, что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов. Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию - контроль над состоянием сенсорного развития детей только при определенной системе проведения дидактических игр во всех сферах детской деятельности они дают положительный результат. Для сенсорного развития наших малышей нами была создана соответствующая развивающая среда, как в групповой комнате, так и на участке. В группе было выделено место где мы разместили дидактический материал и пособия. Дидактический материал подбирали с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Ограничиваясь перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания бус разной величины и формы, матрёшки, конструкторы Лего и др. Много игр и пособий мы придумали сами и сделали своими руками, оформили стенды:«Что бывает такого цвета? » (жёлтый, синий, красный, зелёный). На одном изображены все предметы синего цвета, на другом красного и т.д. и поместили их в игровых павильонах на участках. В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Подбери кораблику парус», «Цветные варежки», «Найди чей это домик», «Сложи машину», «Собери пирамиду».

Не стоит забывать, что первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение.

Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации показываем и проводим словесные подвижные игры, предлагаем использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия, слухового внимания. Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:

    банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами.

    шуршалки из бумаги, полиэтилена.

    шумящие морские раковины.

    свистки, дудочки из глины, дерева.

На первом же собрании мы знакомим родителей с дидактическими играми, игрушками, необходимыми детям по сенсорному развитию в 2-3 года

    игрушки-вкладыши на определение величины, пособия с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика.

    напоминаем родителям, что запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с крупой – «Угадай на ощупь».

    экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут - не тонут» в воде, практически знакомятся с качествами воды «холодная-горячая-теплая».

    особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений. Рекомендуем использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина) Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путем нанизывания ребенок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается и глазомер.

    «Сложи квадрат» - помогает запомнить цвет, фигуру, развивает мелкую моторику рук. (авторская методика Никитина)

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Знакомство с методиками раннего развития и обучения детей в раннем возрасте повысило заинтересованность наших родителей. Они отметили особую важность сенсорного развития ребенка, а самое главное – понимание приоритетной задачи развития малыша в данном направлении, что действительно это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

Литература

    Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.

    Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 – 480 с.

    Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с.

    Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. – М.: Новая школа, 1998 – 64 с.

    Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб.: Дельта, 2001 – 159 с.

    Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112 с.

    Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Учеб.метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов-заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов. - М.: Просвещение, 1994. – 64 с.

    Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 192 Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. – М.: изд. центр "Академия", 1997 – 335 с.

    Эльконин Д.Б. Психология игры – 2 изд. М.: Владос, 1999 – 359 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

сенсомоторный уголок в старшей группе для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.)

.

Развивающая игра в старше группе

.
. игры со строительным материалом

Статьи по теме: