Система обучения макаренко. Фразы известных педагогов

Я открываю новую рубрику «Методическая копилка». В ней я буду размещать материалы, связанные с моей работой.

Для тех читателей, кто на блоге впервые, я повторюсь, что работаю учителем трудового обучения в украинской общеобразовательной школе. Поэтому в будущих статьях Вы сможете прочитать мои планы- конспекты уроков, наработки по педагогике, доклады на педрадах, посмотреть презентации к урокам. Основной материал будет излагаться на украинском языке, а дополнительный — на русском. Вот, например, сегодня статья про высказывания известных педагогов .

Почему именно с неё я начинаю рубрику? Да потому, что с осени 2013 года я особенно внимательно читаю предмет «теория педагогики» и для меня очень важны были такие подборки. После долгого изучения интернета я просто пошла в библиотеку и взяла соответствующую литературу. Вот из неё и выписала эти фразы.

Началось всё с того, что осенью я согласилась принять участие в конкурсе «Учитель года 2014» в номинации «трудовое обучение». И с тех пор всё завертелось, закружилось… Я стала серьёзно готовиться к методическим, психологическим, компьютерным турам. Так же меня не миновали кропотливые оформления разной документации, разработок последовательных уроков, ответственная подготовка к проведению мастер-класса и открытого урока на незнакомых детях из чужой школы по теме, которую мне озвучили только за 2 дня.

Так как я с головой погрузилась в работу, то моя семья и 2 блога терпеливо ждали моего возвращения в реальную жизнь. Всё бы ничего, да на городском конкурсе я выиграла и продолжила конкурс в областном. Теперь, после очередных туров, из 19 человек я вошла в пятёрку лидеров, которые в конце января будут соревноваться в очередном туре.

Вот так вот, дорогие читатели, бурно и волнительно протекает моя жизнь. Все мастер-классы, связанные с , бантиками, я буду продолжать выкладывать на блог, только теперь в перемешку с материалом, который связан с моей работой. В ближайшее время ожидайте несколько статей в новую рубрику «Методическая копилка».
А сегодня читайте про высказывания известных педагогов. Они могут пригодится при написании рефератов, курсовых, дипломных и других работ. Так же они интересны для тех, кто подбирает себе педагогическое кредо .

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». (К.Д. Ушинский)

«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». (В.А. Сухомлинский)

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». (Л.Н. Толстой)

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И.Г. Песталоцци)

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы».

(К.А. Гельвеций)

«Нужно создать гармонического человека… развить все его способности». (А.В. Луначарский)

«Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания».

(В.Г. Белинский)

«Не переобременять учащихся выше меры и не создавать им слишком лёгких условий».

(М.В. Ломоносов)

«Повсюду ценность школы равняется ценности учителя».

(А. Дистервег)

«Воспитание и только воспитание – цель школы». (И.Г. Песталоцци)

«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение». (К.Д. Ушинский)

«На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум».

(К.А. Гельвеций)

«Важнейший капитал нации- нравственные качества народа».

(Н.Г. Чернышевский)

«Человек рождён для труда. Труд составляет его земное счастье». (К.Д. Ушинский)

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». (В.А. Сухомлинский)

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». (К. Маркс, Ф. Энгельс)

«Личность воспитателя значит всё в деле воспитания».

(К.Д. Ушинский)

«Подлинный учитель – самый лучший, самый верный друг родителей». (А. Дистервег)

«Образование самое великое благо для человека».

(Н.Г. Чернышевский)

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека». (А. Дистервег)

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». (Я. Каменский)

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». (Я.А. Каменский)

«Час работы научит большему, чем день объяснений». (Ж.-Ж. Руссо)

«Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)

«Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». (А.С. Макаренко)

«К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». (А.С. Макаренко)

«Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи». (В.А. Сухомлинский О воспитании.- М., 1975.-с.7.)

«Якою є дитина в дитячій грі, такою вона буде в дорослому віці». (А.С.Макаренко)

«Розум кожної дитини лежить на кінчиках пальців. А це означає, що діяльність є однією з найважливіших ланок у формуванні особистості». (Василь Олександрович Сухомлинський)

«Кожен вчитель є дослідник, який має творчу лабораторію формування особистості школяра і не має жодного права на помилку, бо перед ним майбутнє його держави». (В.О.Сухомлинський)

Все высказывания педагогов были выписаны мною из вот этих двух книжек. Я их искала в электронном варианте, но мне это не удалось.

Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; — М., Просвещение, 1988.- 479с.

Падалка О.С., Нісімчук А.С., Смолюк І.О., Шпак О.Т. Педагогічні технології: навчальний посібник для вузів – Київ, «Українська енциклопедія», 1995.

При подготовке к методическим турам мне полезным оказались ещё и шпаргалки по педагогике. Это краткое изложение предмета «Педагогика» в виде коротких конспектов. Автором является Долганова О.В. Скачать можно здесь .

Несколько тем- это история педагогики, в котором автор кратко рассказывает о педагогических концепциях известных педагогов, что помогает понять, как каждый педагог повлиял на систему образования и каких основных принципов они придерживались. Так же в шпаргалках раскрыты все темы по предмету «педагогика».

Для тех, кто знаком с обычной школьной жизнью рекомендую почитать высказывания современных учителей.

Шуточная `АБВГДЕЙКА` из Интернета
А Аааа! Попался, опять шпаргалка
Б Беситься на перемене будете
В Вам дома задание — найти совесть.
Г Где твои родители?
Д Дежурный, опять доска грязная!
Е Если не замолчите, будете писать.
Ж Жвачку себе на нос прилепи
3 Здесь вам школа, а не базар
И Или ты думал, что самый умный?
К Красоту наводить дома будешь.
Л Люди вы или не люди!
М Меня на вас всех уже не хватает
Н Нос не суй, куда не надо
О Отойди от окна, ничего там интересного нет.
П Просто ужас, когда вы поумнеете?
Р Рисовать формулы не надо, их понимать надо и записывать.
С Совсем не смешно, смеяться на экзаменах будем!
Т Тройка для тебя отличная оценка.
У Улыбку убери с лица.
Ф Факультативы для вас, а не для меня проводятся.
X Хватит щелкать семечки.
Ц Цирк, а не урок!
Ч Чересчур грамотные, а пишете с ошибками.
Ш Штукатурка только немного посыпалась, а потолок не падает, продолжаем урок.
Щ Щекотать друг друга на уроке просто неприлично!
Э Это не влезает ни в какие ворота!
Ю Юбка на тебе или только оборка, не пойму?
Я Я не могу одна спокойно смотреть на все эти безобразия, пойду позову директора!

А зачем мне зоопарк, когда есть вы…

А здесь и доказывать-то нечего! Но я попытаюсь…

А они наложили мне на стол и пошли!

А сейчас каждый разделится на две команды.

А теперь посмотрите на доску, тот кто пишет так как я, получит двойку!

Антон, хватит развлекаться с девочками; ты что, маленький?!

Болейте на здоровье, но в школу вы ходить должны обязательно.

Возьми портфель и соверши увлекательное путешествие из класса.

Вот так преданно и смотри на меня весь урок.

Все пригнули передние головы!

Вы не только глухие, вы еще и плохо слышите!

Гинекологическое древо.

Для глухих я уже повторил, а для слепых у меня висит календарь.

Еще не выросла та лапша, которую вы повесите мне на уши!

Иди к доске и ответь, чтобы было за что два поставить…

Вот такие разные подборки высказываний педагогов я сегодня для Вас подготовила, дорогие читатели. Задавайте вопросы и добавляйте свои «перлы» учителей в комментариях.
До скорых встреч на страницах блога «Семиделухи».

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко - авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Коллектив

Основа методики Макаренко - воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу - будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд колл ектива . «Я принял решение, и я отвечаю», - это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа - это лишь подготовительный этап, а дети - зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», - говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем - Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания - бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Учитель/воспитатель/родитель

« Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители - пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Дисциплина

По Макаренко дисциплина - это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», - утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит - очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься - за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

О.Сидорушкина

Вступление Л.А. Никитиной, 2001 г.

Учимся трудиться, или корень трудолюбия

Люди всегда умели (и умеют!) растить нормальных детей без особых ухищрений и больших затрат. КАК? Просто приобщая их к своей ТРУДОВОЙ жизни.

Просто? Я думаю, что те, у кого это получается просто, не нуждаются в педагогической литературе, они так ЖИВУТ, естественно переняв надежные способы жить у своих дедов и родителей. Много ли среди нас таких?

О себе могу с грустью сказать: не преуспела я в этом. До сих пор не умею толком организовать бытовой труд в собственной семье. Почему я этому не научилась за долгую жизнь, мне и самой было непонятно до недавних пор. И досадно: да, я не мастер, но и не белоручка, умею и люблю делать многое из домашних дел, а вот ПЕРЕДАТЬ свои умения детям и внукам не выходит!

У Бориса Павловича это получалось: сыновья в нашей маленькой мастерской рано приобщались к разным тайнам ручного труда, перенимая у работающего отца его способы работы и отношение к делу. Я же в своей хозяйственной деятельности явно «давала слабину», как говаривал когда-то мой отец, когда видел нечеткую, неладно организованную работу.

Как я теперь понимаю, главная причина моего НЕУМЕНИЯ НАУЧИТЬ другого кроется в том, что НЕКОМУ было в детстве учить меня домашним премудростям, пришлось всё постигать самостоятельно, даже перенять было не у кого: мама работала, хозяйничала я сама, и своими «изобретениями» даже гордилась, пока мне один, другой, третий раз не щёлкнули по носу: иголку держишь смешно, бельё выжимаешь по-мужски, карандаш чинишь не так… и даже ручку держишь не как полагается.

И когда стали подрастать мои дети, я подсознательно стеснялась показывать им свои способы работы, да я просто не знала, КАК их научить, рассчитывая, что ребята и сами, как я когда-то, всему научатся, а совесть не позволит им сидеть сложа руки, когда мать и отец работают. Что ж, они на самом деле выросли не бездельниками, но кое в чем я просчиталась. Теперь, уже от взрослых детей, мне приходится выслушивать некие укоры за беспорядочность нашего общего быта, за отлынивание внучат от домашних дел, за то, что взрослым приходится делать то, с чем дети легко бы справились сами.

Корень трудолюбия… Как же его растить, эту опору каждого человека, каждой семьи, да и всего человечества? Вот вопрос, не дающий мне покоя. Особенно огорчало: почему у Бориса Павловича получалось, а у меня нет? Он многое делал в доме своими руками, но ведь и я дома не сидела сложа руки. Он работал вместе с детьми, но я тоже не гнала их от себя в домашних делах. Он не скупился на похвалу при удаче, и я хвалила ребят за сделанное, за помощь, за догадливость… Так что же я делала не так, а потом перенесла это своё «не так» в общение с внуками? Горько, что не успела я обсудить это с нашим Дедушкой за 40 лет общей жизни.

Ответить на этот вопрос мне помогла одна глава неопубликованной рукописи Бориса Павловича, найденная мною в его старом архиве: она совсем не о семье, не о домашнем труде, но когда я прочитала её, обнаружила чёткую связь между тем, что там написано (50 лет назад!), и теми способами его общения с детьми в труде, которые я наблюдала, но в которые не удосужилась вникнуть. Больше того: эти способы как основные принципы развития творческих способностей легли в основу его знаменитых теперь интеллектуальных игр!

Я приведу главу из рукописи Бориса Павловича с некоторыми сокращениями и замечаниями и очень надеюсь, что простые и четкие его мысли помогут другим родителям избежать тех ошибок, за которые мне приходится расплачиваться до сих пор.

Итак, «Формирование и развитие коллектива» - почти триста страниц убористого текста, посвященного воспитанию будущих рабочих в ПТУ. Не семейные, кажется, проблемы, но насколько они близки к тем, о которых шла речь! Возьмем пока только одну из них: главу «О требовательности».

О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ Б.П. Никитин

«Как можно больше требования к человеку
и как можно больше уважения к нему».

А.С. Макаренко

Без требования воспитание невозможно. И если мы ставим перед собой такую задачу: привить учащимся высокие нравственные качества, то уже тем самым предъявляем им определенные требования.

Однако в практике осуществления этого принципа мы наблюдаем громадный разрыв между формальным признанием этого принципа и реальным проведением его в жизнь. Остановимся на этом несколько подробнее.

Здесь отчетливо выступают два недостатка : один – путь голого администрирования, когда мастер требует и добивается только беспрекословного подчинения учащихся. Такая «требовательность» логически не ведёт к воспитанию сознательной дисциплины, а подавляет инициативу учащихся и, конечно, принципиально противная нашему социалистическому принципу уважения к человеку.

Второй недостаток – ПОДМЕНА ТРЕБОВАНИЯ НАПОМИНАНИЕМ, хотя его можно было бы назвать и неумением требовать. Это очень распространённый и глубоко укоренившийся недостаток. Его можно видеть ещё у большого числа мастеров и руководящих работников наших училищ, и вред, наносимый им делу воспитания молодых рабочих, просто неисчислим.

Откуда он возник?

Попробуем проследить процесс его зарождения и вникнуть в его содержание.

Когда мастер знакомит учащихся, например, с правилами организации рабочего места в мастерской и показывает, что молоток и напильник у слесаря лежат справа от тисков, а зубило слева, то он ещё не уверен, что это правило «дошло до сознания» учащихся (как говорят обычно мастера).

Это действительно похоже на правду, потому что не только к следующему уроку, а даже через несколько минут иногда некоторые, а иногда многие уже кладут напильник куда попало, и каждому ясно, что они забыли и это правило, и то, почему его необходимо соблюдать.

А если забыли, то надо напомнить, ведь не наказывать же за такой пустяк мальчика! – думает мастер. И он подходит к учащемуся и вежливо напоминает:

– Куда надо положить напильник? Как следует организовать рабочее место? Помните, я вам говорил об этом?

Иногда сам переложит ему напильник туда, куда следует. Учащийся же послушно сделает то, что ему говорят, и сейчас же забудет об этом напоминании. И мастер напоминает на втором, третьем, четвёртом уроке, по нескольку раз в день, и так иногда в течение всего года в тщётной надежде, что когда-нибудь «дойдет же до сознания», и учащийся не будет забывать о правиле организации рабочего места.

Так мастера создают сами себе бесконечную работу, напоминая о том, что нужно чистить обувь, пришивать воротнички, застёгивать халаты, не убирать стружку из-под резца руками, надевать очки при работе на наждачном станке и т.д. и т.п., хотя любой здравомыслящий человек, видя ничтожные результаты, а иногда и отсутствие всяких результатов, в конце года скажет себе: «Тут что-то не то: целый год повторял одно и то же, а толку никакого. Надо было давно отказаться от этого «метода».

У нас же часто мастер, возмущаясь тем, что учащиеся не выполняют так много раз напоминаемое действие, говорит:

– Сколько раз можно повторять одно и то же?! – И эта фраза звучит уже как прямое признание того тупика, к которому приводит эта замена требования напоминанием, и как расписка в педагогической беспомощности.

Часть мастеров поступает так по другой причине. Видя, что учащиеся не выполняют их требований, они разводят руками и говорят:

– Что я с ними могу сделать, если они не выполняют? Ведь у меня нет никаких мер воздействия и наказания. Только и остаётся одно – напоминание, вот и напоминаем, хотя толку никакого.

Эти мастера мерами воздействия называют только наказания, и по сути дела, их взгляды на воспитательную работу немногим отличаются от взглядов сторонников администрирования.

Отказ от требования и замена его напоминанием страшны, по сути дела, тем, что здесь совершенно отбрасывается в сторону учёт сознания человека. Ведь нельзя же допускать мысли о том, что может «не дойти до сознания» такая простая вещь, как опасность глубоких порезов при снятии стружки из-под резца руками.

Это легко понимает даже ученик первого класса, и уж конечно, подросток 14-15 лет.

Если же мы напоминаем эту простую мысль, как и многие подобные ей, десятки раз, то значит, мы просто начинаем натаскивать учащегося, считаем его лишенным собственного разума и рассчитываем на обыкновенную выработку условного рефлекса.

Вот до какого невероятного вывода доходят те, кто бесконечные напоминания считают «методом воспитания» сознательного человека. Ясно каждому, что его не только применять, но даже назвать «методом» нельзя.

Когда дело касается подшивания воротничков, чистки ботинок, застёгивания халата, мыться рук после работы и им подобных вопросов, то с вредом «метода» напоминания дирекция училища ещё мирится. Мучается один мастер.

Но когда этот же «метод» даёт свои плоды при воспитании таких качеств, как привычки работать без брака, являться вовремя в мастерскую, беречь инструменты и оборудование, уважать старших, то тут горечь его плодов отравляет существование не одному мастеру, а всем работникам училища, включая директора.

Приведем один пример.

Мастер С. (РУ № 61) получает группу учащихся первого года обучения. Первый месяц занятий проходит благополучно, нет ни одного прогула. В следующий месяц пропущен один час. Это, так сказать, первая проба, которую предпринимает новичок.

Мастер остается после работы с провинившимся и долго наедине беседует с ним, доводя до сознания недопустимость прогулов и уговаривая не повторять этого. Тот как будто соглашается и даже даёт обещание не делать больше так. Проходит недели три, и тот же учащийся прогуливает 6 часов, т.е. целый рабочий день.

И опять дальше индивидуальной беседы мастер не идёт. Теперь всем учащимся видны результаты «разведки». Прогульщик чувствует себя в центре внимания ребят и его доказательства убийственно неопровержимы: «Я же говорил вам, что ничего не будет!»

И в группе разражается эпидемия прогулов: 132 часа за один месяц. И теперь ни беседы мастера, ни вызовы к замдиректора, ни призывы к родителям о помощи – ничто не помогает. В группе полный развал, все хватаются за голову, потому что у этой группы находятся ещё и последователи. Директор училища должен предпринимать радикальные меры – дать в группу требовательного мастера.

Таково прямое следствие подмены требования напоминанием, уговариванием и другими подобными действиями, не могущими привести в данном случае к цели. А надо было во всех этих случаях предъявить учащимся твёрдое, негнущееся требование, и необходимый результат был бы достигнут не более чем в две-три недели.

Так что же такое ТРЕБОВАНИЕ? – спросит читатель. Разве я не требую, когда говорю своим учащимся: «Являйтесь вовремя на занятия! Надевайте очки при заточке резца?!» - и требую настойчиво, повторяю десятки раз!

Да, ответим мы, это уже не требование, если вы повторяете его много раз, а учащиеся всё равно не выполняют или выполняют только некоторые из них.

Требованием оно будет тогда, когда вы добьётесь, чтобы его выполнили ВСЕ. Подчеркиваем – ВСЕ без исключения, так как один «червячок» уже испортит всё яблоко. И если в первые дни могут быть один, два или несколько человек, не выполнивших ваше требование, вы обязаны немедленно принять меры для того, чтобы добиться его выполнения во что бы то ни стало и не только сегодня, но и завтра и каждый день. Если вы потребовали сегодня, чтобы были чистые ботинки, а завтра забыли об этом, то лучше не начинайте разговора о ботинках вообще. Не вводите в заблуждение никого и не обманывайте самого себя. Потому что такое «требование» не приведёт к цели.

Требовать, конечно, надо уметь, и этому настойчиво следует учиться. Ведь «потребовать» - значит, поставить задачу учащемуся и сделать это надо таким образом, чтобы она была выполнена всеми.

Форма требования может быть различна и всегда зависит от конкретных особенностей обстановки, в которых оно предъявляется. От короткого распоряжения, подобного приказу, и делового указания к таким мягким формам, как просьба и совет. Но в каждом отдельном случае требование должно быть рассчитано на безусловное его выполнение, на подчинение учащихся мастеру или руководителю.

Основной формой требования остаётся деловое распоряжение или указание мастера, отданное решительно и твёрдо, без тени сомнения в том, что оно может быть не выполнено. Оно должно быть кратким, ясным, исполнимым и высказываться спокойно, без раздражения. Особого внимания от мастера требует КОНТРОЛЬ выполнения требования, и там, где контроль отсутствует или ведётся несистематически, требование теряет своё значение.

Требовательное воспитание кажется трудным до тех пор, пока не решаются его проводить, а как только решатся, то оно становится лёгким и простым.

Мастера К. (РУ № 1) привёл в недоумение вопрос: «Что вы делаете, если учащийся вам не подчиняется?»

– Как это не подчиняется?! – с искренним удивлением воскликнул тот. – У меня такого случая не было, и я просто не представляют себе, как это может быть.

Всё становится понятным, если посмотреть, как он осуществляет свои требования к группе.

Однажды, в начале учебного года, около половины учащихся его группы не выполнили первого домашнего задания по русскому языку. Малоопытная преподавательница, расстроенная случившимся, вместо того, чтобы самой принять меры, сразу же после урока обратилась к К. и просила его помочь.

К. пришёл в группу к окончанию последнего урока и, не ожидая, когда учащиеся начнут выходить, переступил порог.

Окончился урок, и в классе царило обычное оживление. Собирали ещё книги и тетради, громко говорили, некоторые уже направились к выходу. К. на секунду остановился у двери, его заметили, и шум как-то сразу стал слабеть.

– Садитесь! – коротко и решительно сказал он.

В самом тоне этого «Садитесь!» было столько требовательности, что все невольно сели, и в классе наступила полная тишина. Уже одна эта несколько необычная тишина заставила всех насторожитьcя и как будто говорила: «Что-то случилось!». К. подошёл к столу и, сохраняя всё то же сосредоточенно-серьёзное выражение лица, начал:

У нас на автозаводе только тогда слесаря считают хорошим, когда он даёт 150-160% нормы, а вы сегодня даже 100% не сделали – не написали домашнего задания по русскому. Куда это годится? В мастерской вы работаете неплохо, прямо это говорю, а тут… оскандалились. Я такую работу за работу не признаю. И от вас требую, чтобы это было первый и последний раз! Не подводите группу! – К. остановился и медленно обвёл глазами класс. Никто не пошевелился. Затем он, как будто успокоившись, деловито распорядился:

Открывайте тетради и пишите домашнее задание сейчас! А те, кто его сделал, могут идти домой.

Так мастер сразу показал всей группе «свою линию». Все учащиеся увидели, что мастер не отступит от своего требования.

Только такая линия решительной и последовательной требовательности, когда ни у кого не возникает даже мысли, что требование может быть не выполнено, может привести к желаемым результатам.

Б.П. Никитин,1954 г.

Ну как, дорогие коллеги-родители, не узнаёте ли вы свои собственные огрехи в деле организации домашнего труда и порядка? У нас в доме этими напоминаниями и уговорами общими усилиями (особенно женскими) даже малышей отучили слышать и выполнять просьбы с первого раза. И фраза «Сколько можно тебе говорить?!» – никак не содействует, например, своевременной уборке или выносу помойного ведра.

Но это только начало – умение требовать.

На протяжении всей своей жизни человек так или иначе взаимодействует с социумом и строит отношения с окружающими людьми. В детские годы дружба, как правило, рождается на основе взаимных интересов и увлечений, однако, взрослея, мы начинаем оценивать окружающих нам людей по поступкам, и они в свою очередь оценивают нас по такому же принципу.

Как добиться уважения окружающих? Каждый человек хочет, чтобы его уважали, и никогда сознательно не будет совершать поступков, портящих его репутацию. Но, в силу различных комплексов и внутренней неуверенности, бывает так, что человек не умеет себя правильно «подать», из-за чего люди не воспринимают его слова и действия всерьез. Это создает массу трудностей, особенно, если дело касается взаимоотношений в коллективе. Психологам, работающим в сфере межличностных отношений, удалось определить несколько главных факторов, влияющих на то, как нас воспринимают окружающие люди.

Хотите добиться уважения к себе и повысить свой авторитет в глазах коллектива? Тогда вам необходимо ознакомиться с главными советами ведущих психологов мира и постараться незамедлительно начать пользоваться ими в жизни.

1. Занимайте как можно больше свободного пространства

Неуверенный в себе человек подсознательно желает спрятаться, скрыться и не мешать окружающим. В реальной жизни это проявляется в привычке сидеть на краешке стула или кресла, а также держаться поближе к стенке или входной двери. И даже если окружающие вас люди не владеют методами глубинного психологического анализа, на подсознательном уровне они воспринимают эту привычку как неумение отстаивать свои позиции. Поэтому, общаясь с коллегами или начальством, психологи рекомендуют сидеть на всей поверхности стула, при этом держа спину ровно. Если же вы ведете беседу стоя, постарайтесь занять положение в центре помещения, напротив собеседника.

2. Разговаривайте медленно, но четко

Многие люди, в силу своей эмоциональности, любят тараторить, доказывая оппоненту свою точку зрения. Чаще всего эта привычка появляется в раннем детстве, когда ребенок пытается привлечь внимание занятых родителей, быстро рассказывая им о волнующих событиях. Однако, если вы переживаете о том, как добиться уважения в коллективе, вам нужно научиться доносить свою мысль медленно и четко, иначе собеседник просто не сможет в полном объеме усвоить вашу информацию. Чтобы избежать излишней эмоциональности в своем разговоре, психологи рекомендуют всегда обращать внимание на дыхание. Во время разговора дыхание должно быть ровным и спокойным.

3. Не улыбайтесь во время серьезных разговоров

Искренняя улыбка и добродушный взгляд, пожалуй, являются самыми главными составляющими для гармоничного общения в неформальной обстановке. Однако, если в данный момент вы информируете подчиненных о новых задачах или пытаетесь донести до собеседника важную мысль, ведите диалог без улыбки, иначе ваши оппоненты не смогут оценить важность и серьезность вашей речи. Но, в то же время, чтобы добиться к себе уважения и хороших человеческих отношений, не нужно постоянно играть роль «снежной королевы». Завершите свой монолог добродушной улыбкой и ненавязчивой шуткой, которая избавит собеседников от лишнего напряжения.

4. Помогайте без лишней эмоциональности

Рано или поздно каждый человек может оказаться в затруднительном положении, когда ему просто необходима сторонняя физическая, моральная или материальная помощь. Как правило, желание помочь практически всегда сопровождается большим эмоциональным посылом. Вместе с помощью мы пытаемся доказать человеку, почему получилось так или иначе, открыть ему глаза на его ошибки и рассказать о собственном опыте. Но чаще всего, оказавшись в беде, человек нуждается лишь в конкретной помощи, будь то денежная или моральная поддержка. Поэтому, если вы можете помочь человеку делом - помогайте, но совершайте это без лишней эмоциональности, которая внесет негативные краски в ваш добрый поступок.

5. Меньше жестов - больше спокойствия

Как заставить себя уважать - пожалуй, этот вопрос больше всего интересует руководителей и людей, чья работа связана с публичными встречами и выступлениями. По мнению психологов, излишняя жестикуляция и ненужные телодвижения отвлекают слушателей от той главной мысли, которую вы пытаетесь донести, и, к тому же, выдают ваши сомнения и неуверенность. Во время собеседований, презентаций и отчетов, постарайтесь жестикулировать как можно меньше и обязательно избавьтесь от привычки теребить в руках кольцо или ручку, поправлять одежду и волосы.

6. Следите за осанкой и руками

Чтобы добиться уважения окружающих, достаточно усвоить один простой психологический прием: никогда не сутультесь и не сжимайте плечи, т.к. на подсознательном уровне это расценивается окружающими как признак слабости и неуверенности. Кроме того, во время серьезной беседы не нужно скрещивать ноги и руки, поскольку эти жесты расцениваются, как желание поскорее закончить разговор и спрятаться.

7. Реагируйте на слова собеседника

Довольно часто, потеряв нить разговора с собеседником, мы погружаемся в собственные мысли, слушая его в пол-уха. Однако эта невнимательность может быть расценена коллегой или начальником как знак неуважения и пренебрежения. Поэтому, ведя диалог, даже если он превращается в монолог вашего оппонента, старайтесь время от времени реагировать на его слова кивком или улыбкой. Но в то же время учтите, что эта реакция должна быть уместной.

8. Сохраняйте зону личного пространства

Психология человека устроена таким образом, что для комфортного самочувствия ему необходимо всегда находиться в зоне личного пространства. Границы этой зоны определяются степенью близости людей. Естественно, что если вблизи находятся родственники или близкие люди, это не вызывает дискомфорта. Однако, если зона личного пространства будет нарушена малознакомыми людьми или коллегами, скорее всего, подсознательно этот факт вызовет у человека тревогу и агрессию по отношению к нарушителю. Поэтому, если вы заботитесь о том, чтобы добиться уважения на работе, не подходите к своим коллегам и начальству ближе, чем на расстояние вытянутой руки.

9. Держите зрительный контакт

Человек не сможет поверить словам своего собеседника, если в этот момент он не будет видеть его взгляда. Однако, в то же время, пристальный взгляд подсознательно расценивается как вызов или угроза. Лучше всего во время беседы чередовать прямой зрительный контакт и ненавязчивый отвод взгляда в сторону. Однако в момент произношения наиболее важных информативных моментов, постарайтесь держать человека в прямом зрительном контакте.

10. Будьте искренними

Кроме того, существует еще одно правило, благодаря которому вы наверняка добьетесь расположения и уважения окружающих. И это правило заключается в искренности. Постарайтесь в любых, даже самых спорных ситуациях, выражать свои настоящие мысли и намерения.

Статьи по теме: