Родительское собрание связная речь дошкольников. Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой

Тема: «Развитие речи детей»

Предварительная работа:

Анкета для родителей;

Повестка собрания:

Цели и задачи на год.

Особенности развития детей от 5до 6 лет.(развивающие игры). презентация.

Итоги по диагностикам

Итоги анкетирования

Средства развития речи

"Что должны дети знать и уметь к концу старшей группы"

« Изготовление памятки по развитию речи ребенка 5-6 лет.»

(раздать родителям)

Вопросы организационные.

Приучаем к самостоятельности.

Строго соблюдаем режим. Не опаздываем.

Спортивная форма.

Не позволяем детям баловаться в коридоре.

Оплату производить вовремя до 10 числа.

Подготовка к новому году. Подарки.

Информация о конкурсах вывешивается на дверь.

Внести изменения в соц. паспорта.

Информация о стихотворениях, которые можно учить.

Информация о произведениях для пересказа.

7. Презентация "Как мы живём в детском саду!"

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.

2. Цели и задачи реализации Программы;

Цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

Патриотизм;

Активная жизненная позиция;

Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;



Уважение к традиционным ценностям.

Цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Задачи программы:

1. Создание условий для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей.

2. Способствование обеспечению познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.



3. Обеспечивание преемственности в работе дошкольного отделения и начальной школы, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

Содействовать обеспечению консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему было принято решение обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?).

1.Итоги анкетирования.

Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.

Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Педагог записывает на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая…)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребёнка была (педагог зачитывает слова из 1-го столбца), а у нас (педагог зачитывает слова из 2-го столбца).

2.Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
  2. - составлению творческих рассказов
  3. - составлению рассказов по картине, по серии картин
  4. - пересказам
  5. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
  6. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
  7. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, то занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».

8. И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.

А дома? Анкетирование показало, что дома вы с детьми в основном занимаетесь над развитием речи: разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаётесь, что у вас нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним.

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
  3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
  4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы:
  1. - Ты очень многое можешь!
  2. - Я помогу тебе.
  3. – Я радуюсь твоим успехам.

4. Задание родителям и детям.

Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем вам – сочините с ребёнком свою сказку, запишите её тетрадь или блокнот, а ребёнок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – ваша и вашего ребёнка.

«Совсем немного науки»

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы),

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия),

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, гГлавная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей),

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Игра «Речевого развития»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей (педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам).

Игра «Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало…) и т.д.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.

Самомассаж»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук) (Суджок)

1 этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) потереть ладони, похлопать.

Этап

1. Пальчиковая игра «Медведь» (с платком).

(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

· Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

· Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.

· Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

· Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

· Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

«Игровой»

Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями)

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Анкета

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы или подчеркните ответ.

1. Ф.И.О. вашего ребёнка........................................................................................................................... 2. Сколько детей воспитывается в семье?................................................................................................. 3. Имеется ли у ребёнка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок? ........................................................................................................................................................................ 4. Имеются ли в игровом уголке: художественная литература; . . произведения народного фольклора. 5. Напишите названия сказок............................................................................................................................................................. стихов.............................................................................................................................................................. загадок............................................................................................................................................................. ,которые знают ваши дети. 6. Ежедневно ли вы читаете своему ребёнку? В какое время суток?........................................................

7. Обращаете ли вы внимание ребёнка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл? ...........

8.Задает ли ваш ребёнок вопросы после чтения или рассматривания книжек?.................................... . Задаёте ли вы вопросы после чтения? .......................................................................................................

9. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребёнку........................................................ 10. Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?............................................................................. 11. Берёте ли вы детские книги из библиотеки для вашего ребёнка?...................................................... 12. Что из перечисленного считаете важным для своего ребёнка: привитие любви и бережного отношения к книгам; игра в компьютер; просмотр телевизионных передач (каких)? 13. Сколько времени в день ваш ребёнок проводит перед: телевизором; ............................................... компьютером;............................................... планшетом; .................................................. телефоном..................................................... 14. В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок? ……………………………………………………

15. Довольны ли вы словарным запасом ребёнка?. ………………………………………………………..

16. Достаточно ли развита его речь?..................................................................................................................

17. Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?.................................................................... ……………………………………………………………………………………………………………………………..

18. Есть ли проблемы у вашего ребёнка в звукопроизношении?..................................................................................

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Развитие речи детей»

Цели и задачи проведения собрания:

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Использованная литература: Л.В.Минкевич «Родительские собрания в детском саду» старший дошкольный возраст.

Предварительная работа:

Анкета для родителей;

Изготовление пригласительных с детьми в виде аппликаций;

Раздаточный материал(памятки);

Консультации в родительский уголок.

Повестка собрания:

Цели и задачи на год.

Наталья Ельцова
Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Цель : повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .

Форма : семинар-практикум.

Подготовительный этап :

1. Раздать пригласительные на собрание .

2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы .

3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по ».

4. Подготовить презентацию «. Советы неравнодушным родителям ».

План :

1. Вступительное слово педагога.

2. Презентация (просмотр и обсуждение) .

3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!» .

5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников собрания .

6. Итог собрания .

7. Рефлексия.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

– Здравствуйте, уважаемые родители ! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста ? (Ответы родителей ) .

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка . Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа , осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих . Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям ».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям » (см. приложение) .

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей .

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений :

Воспитатель : Уважаемые родители , представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи , а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например : слон – … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч – … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей ) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например : косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый , кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…» . Предложить помечтать : «А если бы у меня был ковёр-самолёт…» , «А если бы у меня были сапоги-скороходы…» , «А если бы у меня была машина времени…» , «А если бы у меня была шапка- невидимка…» .

Упражнение 4. «Назови по-своему» . Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например : как можно назвать сказку «Красная шапочка» ? («Приключения маленькой девочки» , «По дороге к бабушке» , «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи» . Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя» : девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!»

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

7. Назовите свою любимую детскую игрушку.

8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи ?

9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей ?

10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждение и анализ ответов родителей .

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников . Обзор педагогической литературы по теме собрания , знакомство с пособиями-«помощниками» , способствующими развитию связной речи ребёнка .

Итог собрания :

– Дорогие родители , именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия :

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников » и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников ».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет) в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка .

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему : говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Вероника Васнева
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников»

Цель : Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи :

1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;

2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей ;

3. Побуждать родителей помогать ребёнку в овладении нормами и правилами родного языка.

I. Вступительное слово воспитателя по теме.

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады видеть вас. Нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания , а она действительно заслуживает внимания. Листочки и карандашики помогут вам записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников »

1. «Немного науки»

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст - самый подходящий период для обогащения и развития речи . В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. Общение является непременным условием для развития детей . Формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника , особенности обучения родному языку. В детском саду у детей развивается звуковая культура речи , обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника . Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется.

В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения - устной речью. Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста . Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это говорит о том, что речевое общение дошкольника расширяется , он начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Речь, в данном случае, показывает сформированость мышления ребенка старшего дошкольного возраста .

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи .

2. «Пообщаемся»

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю ) .

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук .

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления . По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития . Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Давайте подумаем, какие основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста ? Чем нужно заниматься с ребёнком?

(Высказывания родителей )

1. Воспитание звуковой культуры речи .

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка , в становлении его успешной личности, его будущего.

3. Игры «на развитие речи »

А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать детьми и поиграть.

1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

(родителям предлагается ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

2. В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, формируется восприятие, развивается речевая культура . Если речь хорошо развита , то дошкольнику легче передать свои мысли, эмоции, переживания. Речевое развитие не является обособленным процессом. Развитие воображения , формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи . Художественные тексты являются хорошим помощником в развитии речи ребёнка . Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А если сказка хорошо знакома, то её можно и проиграть. Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. Сказка называется «Под грибом» (дети инсценируют сказку) .

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи . Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. В детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи . Это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по–разному : монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность и темп речи .

Для Вас родители я подготовила памятку «Как нужно читать детям» (раздать каждому родителю ) .

4. Советы родителям :

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить :

У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать) .

В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря , разговорной речи дошкольников . Это такие, как : «Назови любимые игрушки» , «Каких животных ты знаешь?» , «Скажи по-другому» , «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

Прочитав книгу, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят) . Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Развитие мелкой моторики .

Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук : лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.

5. Заключительное слово.

В детском саду уделяется большое внимание развитию речи , но без помощи родителей , без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи , нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Развитие речи детей»

Подготовили:

Воспитатели высшей категории

Щукина В.А.

Колобухина Е.Е.

МБДОУ №5 «Звёздочка»

Февраль 2014г.

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Использованная литература: Л.В.Минкевич «Родительские собрания в детском саду» старший дошкольный возраст.

Предварительная работа:

Анкета для родителей: - В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок? - Довольны ли вы словарным запасом ребёнка? - Достаточно ли развита его речь? - Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?

Повестка собрания: 1.Итоги анкетирования. 2. Средства развития речи. 3. Выступление логопеда. 4. Задание родителям и детям. 5. Инсценировка «Под грибом».

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?).

1.Итоги анкетирования.

Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.

Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Педагог записывает на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая…)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой (педагог записывает на доске во второй столбик):

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребёнка была (педагог зачитывает слова из 1-го столбца), а у нас (педагог зачитывает слова из 2-го столбца).

2. Что же делать? Мы приготовили папку-ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь Вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей по развитию речи. В методическом кабинете нашего детского сада готовится выставка игр, пособий и наглядного материала на развитие речи. О её проведении мы вам обязательно сообщим.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: - составлению творческих рассказов - составлению рассказов по картине, по серии картин - пересказам. А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем).
  2. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
  3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
  4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, то занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
  5. И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.

А дома? Анкетирование показало, что дома вы с детьми занимаетесь над развитием речи: разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаётесь, что у вас нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним.

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
  3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
  4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Что бы мы без тебя делали?! - Иди ко мне! - Садись с нами! - Я помогу тебе. – Я радуюсь твоим успехам. – Расскажи мне, что с тобой.

3. Слово предоставляется логопеду – Воскобоевой Л.И., которая познакомит вас с результатами обследования детей, расскажет и покажет некоторые игры и игровые упражнения для развития и обогащения словаря. (Выступление логопеда)

4. Задание родителям и детям.

Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем вам – сочините с ребёнком свою сказку, запишите её тетрадь или блокнот, а ребёнок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – ваша и вашего ребёнка.

5. А завершить нашу встречу мы хотим показом детьми инсценировки сказки «Под грибом».

Приложение:

Анкета

В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок? Довольны ли вы словарным запасом ребёнка? Достаточно ли развита его речь? Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей»

Тема : « Развитие речи детей »

Цель : Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте .

Задачи : Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи , совершенствовать знания родителей о развитии речи детей .

Предварительная работа :

1. Провести анкетирования родителей по теме собрания .

Анкета для родителей :

В каком возрасте впервые заговорил ваш ребенок?

Довольны ли вы словарным запасом ребенка?

Достаточно ли развита его речь ?

Работаете ли вы дома по развитию речи ребенка ? Каким образом?

2. Сделать памятки по развитию речи ребенка .

3. Оформить мини - выставку настолько печатных игр по развитию речи .

План Ход работы

Вступительная

Основная часть

Интерактивная часть

Подведение итогов Здравствуйте уважаемые родители ! Сегодня мы собрались для того , чтобы узнать об особенностях развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте , и просмотреть нашу мини - выставку. Уважаемые родители давайте выберем секретаря нашего собрания , что бы он вел протокол. (Родители совещаются и определяют секретаря собрания ) Татьяна Викторовна прошу вас, займите место секретаря. Спасибо!

Собрание наше мы начнем со слов с известной сказки А. С Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит» Не всегда взрослые, а тем более дети могут выразить свою мысли грамотно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи : не у всех получается что- то объяснить, правильно построить предложение, рассуждение порой бессвязны. Поэтому мы сегодня собрались , что- бы обратить на эту проблему внимание.

Уважаемые родители я хотела бы узнать ваше мнение, что помогает развивать речь ребенка ? (ответы родителей )

И так правильно важным средством развития ребёнка является общение со сверстниками и со взрослыми. Наши дети не рождаются уже с готовой речью, а принимают опыт речевого общения у нас взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка общаться с ним как можно чаще, делиться с ним новостями впечатлениями, эмоциями рассказывать ему что- то, выслушивайте ребенка, пусть он рассказывает, что он видел, слышал как у него дела, пусть высказывает свое мнение.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к 6 годам? (родители высказывают свое мнение)

Средство развитие речи - не всегда развитие дошкольников зависит от изобилия пособий. Можно и нужно задействовать всю окружающую среду, что бы развивать речь , память, воображение ребенка. Сейчас я вам представлю как можно просто и с удовольствием развивать речь .

Чаще читайте ребенку - чтение играет важную роль в развитии речи ребенка . Он усваивает новые слова, узнает новые словосочетания у него, развивается словарный запас . Это является отличным способом для развития в целом . Прочитав не спеша с ребенком книгу, рассмотрите картинку в ней поспрашивайте ребенка, позадавайте ему вопросы. Вопросы можно придумать очень много. Важно что бы ребенку отвечал, охотно используя сложные предложения, интересные обороты. Если ребенок затрудняется в чем- либо, то помогите ему. Можно составить рассказ по картинке.

Для развития и обогащения словаря используете все возможные игры, игровые упражнения, такие как : «Подбери слово» , «Доскажи словечко» , «Скажи наоборот» .

Учите детей составлять загадки . Это дает совершенствовать словарный запас, загадку можно использовать элементарным описанием предмета.

Повторяйте вместе со мной. Выучите несколько скороговорок произнесите их по очереди, вместе, сначала медленно, а потом увеличиваете темп.

Большинство детей недостаточно хорошо владеют речью. Не умеют пересказывать, этому надо учить : вот например вы на кухне возьмите 2 любых предмета и попросите ребенка его описать, например помидор и огурец, чем они отличаются, что из них можно приготовить. Придумайте вмести с ним маленькую сказку, все рассказы и сказки можно записывать в блокнот, а ваш ребенок пусть будет иллюстратором этой книжки.

Уважаемые родители , а давайте теперь с вами немножко поиграем. На слайдах изображены ребусы их надо отгадать.

Дорогие родители наше собрание подходит к концу . Нам пора делать вывод по нашему собранию , я вам помогаю сделать его вместе. (Родители подводят итоги собрания , говорят, что они сегодня узнали нового, чему научились).

Еще раз хочу поблагодарить вас, что вы нашли время посетить нас. Сейчас я вам раздам памятки для повторения и закрепления материала. Спасибо всем большое за внимание. Собрание окончено ! Уважаемы родители сейчас я вам предлагаю посмотреть мини- выставку. Теперь кому нужно я могу ответить на все ваши вопросы индивидуально! До свидания! Всего доброго!

Статьи по теме: