Приступы гнева у детей. Гнев у ребенка

Проявления гнева обычно встречаются у детей в возрасте от полутора до четырех лет. Вспышки гнева длятся в среднем от нескольких секунд до двух минут, иногда дольше. Тогда ребенок ведет себя агрессивно, может пытаться бить или кусать окружающих, бросаться игрушками. Если приступы агрессивности становятся регулярными, стоит посоветоваться с детским психотерапевтом.

Приступы гнева — норма или нет?

Это нормальное для взрослеющего ребенка явление. Приступы гнева периодически наблюдаются у 80% детей, чаще всего у трехлетних , реже – в два года , а в четыре года – в среднем у 10% детей.

Почему у детей бывают приступы гнева?

Приступ гнева обычно происходит, когда ребенок пытается вести себя независимо или сделать что-то самостоятельно, и у него это не получается. На частоту приступов гнева влияют усталость ребенка, его уровень развития, темперамент, психологическая обстановка в семье, а также здоровье и самочувствие. Приступы гнева у ребенка могут возникать также в тех случаях, когда взрослые слишком резко реагируют на его поведение.

Можно ли избежать вспышек гнева?

Внимательное отношение к ребенку поможет спрогнозировать вероятные приступы гнева и избежать их, действуя по ситуации и сохраняя спокойствие. Если приступ гнева начался неожиданно, то остановить его легче в самом начале; самых маленьких можно попытаться отвлечь и переключить на какое-то интересное занятие.

Как помочь ребенку справиться с гневом?

Психологи рекомендуют учить ребенка выражать свои чувства и оценивать эмоции. Этому может помочь проговаривание ситуации вместе с родителями, ее моделирование с помощью игрушек или сказок, рисование и лепка, посредством которых ребенок может визуализировать свое чувство гнева. Можно научить ребенка выражать свою злость словами («Я сердит!»), придумать историю, где персонажами будут сам ребенок и отрицательный герой – его гнев. Родителям рекомендуется объяснить ребенку, что все иногда чувствуют гнев, но есть разные способы его выражения. Важно, чтобы во время детского приступа злости родитель сохранял спокойствие.

Как реагировать на гнев ребенка?

Желательно разобраться в причинах ярости, возникающей у ребенка – тогда родителям будет проще избегать приступов гнева. В некоторых случаях малыш злится по причине невнимательности родителей: если он хочет есть или пить, слишком тепло или легко одет, если ему нужно в туалет или у него что-то болит. Реагировать на нормальное поведение нужно адекватно, иначе ребенок может начать манипулировать родителями. Со временем приступы гнева возникают все реже. Родителям, с самого начала научившимся справляться с резкими перепадами настроения своего малыша, в дальнейшем будет легче справляться с трудностями его воспитания.

Обычные реакции на фрустрацию, особенно когда не разрешают получить или сделать что-то. Они обычны и нормальны у детей младшего дошкольного возраста. Первое, что можно порекомендовать, это собрать сведения, проанализировав пару вспышек раздражения согласно принципу ППП.

Затем обследовать ребёнка , чтобы установить возможные медицинские или психологические факторы. Медицинские факторы включают общую или речевую задержку, повреждение слуха (например, отит) и лечение бронхолитиками или антиконвульсантами.

Анализ вспышек гнева (принцип ППП) :
Предпосылки - что случилось за минуты до эпизода.
Поведение - как именно проявлялся эпизод.
Последствия - что случилось в результате.

Стратегия управления вспышками гнева у ребенка :
Любовь и внимание.
Отвлечение.
Избегание предпосылок.

Игнорирование:
- Эффективно, но может быть трудным.
- Без капитуляции.

Лишение позитивного подкрепления:
- Уходите и возвращайтесь, когда успокоится.
- Ставьте в угол на короткое время.
- Уводите от других детей.

Крепкое объятие.
Доска звёздочек.

Самый простой способ действовать - отвлечь ребёнка или, если это невозможно, позволить вспышке выгореть самой, тогда как родители покинут комнату и вернутся через несколько минут, когда всё успокоится. Очевидно, это не должно делаться в спокойной, нейтральной манере и, конечно, не должно сопровождаться угрозами покинуть ребёнка.

Вспышки гнева , которые носят характер вымогательства (когда ребёнок требует что-то от родителей), должны встречаться отказом. Они часто могут быть предотвращены простым приёмом установления правил, которые необходимо ребёнку напоминать прежде, чем ситуация разовьется. Другой путь - взять тайм-аут в форме структурированного игнорирования.

Раздражённого ребёнка помещают в какое-нибудь место, вроде коридора, где никто не будет разговаривать с ним какое-то время, например, 1 мин на год жизни. В течение этого периода его полностью игнорируют. Родители часто ожидают, что этот манёвр заставит ребёнка раскаяться, и жалуются, если он не срабатывает немедленно.

На самом деле его принцип в другом (не в реакции на наказание, а в отвлечении внимания), и часто требуется несколько недель, чтобы достичь постепенного улучшения. Может быть полезным попросить мать вести записи, чтобы засвидетельствовать это.

О вспышках гнева у ребенка :
проанализируйте, относительно предпосылок,
поведения и последствий;
используйте отвлечение, избегание предпосылок, игнорирование, тайм-аут.

Агрессивное поведение

Маленькие дети могут быть агрессивными по множеству причин, начиная от проявления злости, кончая припадками ярости. По большей части агрессивному поведению ребёнок учится либо через поощрение (часто неумышленное), либо копируя родителей или братьев и сестёр.
Например, часто агрессивное , претенциозное поведение провоцируется или усиливается тем, что родители кричат или бьют своего ребёнка. Тогда надо менять поведение родителей.

В большинстве случаев действенны те же принципы, которые применяют при вспышках раздражения: устанавливать правила, придерживаться их, оставаться спокойным, не уступать и при необходимости использовать тайм-аут. Последнее может применяться по правилу «1-2-3».

Усталый или расстроенный ребёнок бывает раздражительным и склонным к вспышкам гнева, - так же как и дети, чьи коммуникативные навыки страдают от глухоты или нарушения речевого развития, из-за чего они расстраиваются и приходят в ярость.

Надежда на то, что ребёнок спонтанно «перерастёт» стиль агрессивного поведения, - заблуждение, которое не соответствует действительности: однажды установившийся агрессивный стиль поведения оказывается необыкновенно устойчивым на годы.

Принцип «1-2-3» для борьбы со вспышками гнева и агрессивного поведения :
1. Перестань это делать, потому что...
2. Если ты не прекратишь, то пойдешь в свою комнату (или ещё куда-нибудь).
3. Иди в свою комнату

- Вернуться в оглавление раздела " "

Процесс воспитания ребенка не исключает и такого направления как обучение управлять своими эмоциями. Поговорим о том, как научить ребенка справляться с собственным гневом.

Психологи определяют гнев как адресную агрессию, которая выражается энергичным мощным криком. Гнев ребенка может сопровождается и топаньем ногами, и блеском глаз, и слезами. Это внешние проявления гневного состояния. А что творится в этот миг в душе ребенка? Эмоциональные нагрузки в состоянии гнева вредны и опасны для детского организма. Поэтому очень важно научить ребенка справляться с чувством гнева, а не его внешними проявлениями.

Родителям необходимо разобраться в причинах гневного состояния своего ребенка. Если гнев у ребенка вызывают определенные ситуации, их, по возможности, нужно избегать. Но если гнев появляется спонтанно, и родители не могут найти ему объяснение, наверное, следует показать ребенка врачу и исключить заболевания нервной системы.

Часто вспышки гнева у ребенка вызываются неумением наладить коммуникативные отношения со сверстниками. Желание руководить и неумение уважать мнение других - вот причина. Объясните ребенку, что все дети разные, каждый имеет свой опыт общения, но главное - ребенок должен привыкнуть к тому, что беспрекословно ему подчиняться никто не будет, и с этим ему нужно смириться. Чаще разговаривайте с ребенком. Вызовите на откровенный разговор о том, что его беспокоит, почему он злится. Сможет ли ребенок сам объяснить причину своего состояния? Навряд ли. Ваша задача - помочь ребенку разобраться в ситуации, подтолкнуть к правильному решению, выбору манеры поведения, а лучший способ избавиться от своих обид и разочарований - разговор с близким человеком. Взрослый человек свой гнев выплескивает в действии, ребенка же нужно научить этому. Научите ребенка отвлекаться от гневных мыслей в игре. Очень хорошо помогают подвижные игры. Пусть ребенок побегает, поиграет в мяч, попрыгает на скакалке. Можно поплакать в подушку. Главное - не замыкаться себе, не подавлять своего эмоционального состояния. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, иронизировать, если он проявил свой гнев в неудачном месте и в неподходящей обстановке, более того, если полез в драку. Если гнев ребенка подавлять, он может перейти в пассивно-агрессивное поведение. Суть его в том, что ребенок подсознательно будет вредить тем, кто захочет иметь власть над ним. Пассивно-агрессивное состояние может проявиться в упрямстве, забывчивости, преднамеренном «копании», нежелании учиться. Пассивно-агрессивное поведение разрушительно для личности ребенка. Он не понимает, что его упрямство и сопротивление вызвано желанием рассердить родителей. Чтобы не допустить возникновения пассивно-агрессивных черт в характере ребенка, старайтесь хвалить его каждый раз, как он сумел сдержать себя, самостоятельно, как взрослый, смог справиться с проблемой. И если успехи будут регулярными, вы можете гордиться своим ребенком: он умеет управлять своими эмоциями, а обучили его этому вы.

Гнев у ребенка – это непроизвольное, незапланированное проявление злости с раздражением, зачастую сопровождающееся вспышкой словесной и физической активности. Большинство людей считает, что реакция гнева у ребенка является способом привлечения внимания. Во время вспышек гнева малыш обычно кричит, плачет, вытягивает ноги и руки. Данное состояние обычно длится от 30 секунд до 2 минут. Для вспышек характерно активное течение вначале и постепенное затухание в конце. Иногда вспышки гневливости затягиваются и сопровождаются агрессивными выпадами с битьем, кусанием, а также щипанием себя и окружающих. Если выражение гнева с приступами становится привычным и постоянным явлением, то в этом случае это может сигнализировать о .

Вспышки гнева зачастую всего отмечаются у детей в возрастном промежутке от 1-го года до 4-х лет. Это обычное, нормальное явление, встречающееся у 80% детей в возрасте от 1-го года до 4-х лет.

Причины гнева у детей

Проявление гнева – это ожидаемая, нормальная реакция на обстоятельства, которые кроха пытается изменить, улучшить и при этом вести себя независимо. Например, вспышка гневливости может случиться с малышом, когда он пытается одеть колготки, застегнуть пуговицу, а у него не получается, или когда ему велели идти спать, а он желает еще играть.

Детское недовольство часто проявляется, когда малыш чего-либо боится, чувствует дискомфорт, устал. Во время гнева малыши часто задерживают дыхание, и если это происходит, то спустя несколько минут дыхание автоматически возобновляется. Часто длящееся агрессивное поведение, больше 15 минут, по 3 раза в сутки и более может означать, что у крохи эмоциональные, медицинские и социальные проблемы, требующие помощи. Такое поведение не относят к обычным приступам. О проблемах могут свидетельствовать следующие проявления (битье, толкание, царапанье, щипание окружающих, поломка и бросание вещей, удары головой, нанесение себе повреждений).

У малыша могут возникать вспышки гнева, если взрослые выставляют крохе завышенные требования и резко реагируют на негативное поведение.

Как справиться с гневом ребенка

Объяснение крохе, как выражать свое раздражение, недовольство и игнорирование вспышек гнева – это самый действенный способ в борьбе с негативным поведением ребенка.

Родителям важно понять, по какой именно причине возникает у малыша такое поведение и тогда они смогут избежать конфликтных ситуаций, будут контролировать поведение крохи до того момента, как он потеряет контроль.

Гнев у ребенка 2 лет это проявление интереса и исследование мира. Если посмотреть на малыша 2-х лет в момент гнева, то можно увидеть искренний азарт и любопытство. Так кроха исследует мир, а взрослые такое поведение зачастую принимают за агрессию. Если малыш проявляет гнев в детском саду, то таким образом он определяет границы нового пространства: разрешат ли тут кричать, швырять игрушки, что будет, если ударить другого ребенка или кинуть в него песком? Задача родителей с пониманием отнестись к малышу и помочь в его «исследованиях».

Гнев у ребенка 3 года означает самоутверждение. Это самый трудный критический период. К 4-м годам вспышки гнева становятся редкими.

В возрасте 3-х лет до 20 % малышей каждый день злятся по различным причинам. Главной причиной данного состояния выступает недовольство тем, что кроха не может выразить, как он хочет свои желания. Малыши 3-х лет уже очень хорошо понимают, что вокруг них происходит, и зачастую желают, чтобы все было, как хочется именно им. Если происходит не так, как хочется крохам, то гнев переходит в приступы злобы, доставляющие существенные беспокойства взрослым, особенно в общественных местах. Чтобы избежать неприятных ситуаций взрослым следует анализировать свои действия перед тем, как отправляться куда-либо с чадом. Обычно малыши капризничают, если голодны, поэтому с собой уходя из дому необходимо брать фрукты или печенье.

Как справиться с гневом ребенка? Иногда снять ярость у крохи можно переключением внимания на что-то интересное и необычное в окружающей обстановке. Если отмечаются приступы зависти к брату или сестре, то это можно предотвратить, если уделять малышу максимум нежности и внимания, а не бранить его. Необходимо стараться не реагировать на выходки малыша и сохранять спокойствие. Разумно не думать и не воспринимать то, что скажут окружающие, ведь большинство из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко.

Чтобы избежать следует возвращаться домой ко времени дневного сна или уже после того, когда ребенок проснется.

Иногда малыш в ярости плачет и способен вызвать у себя аффективно-респираторный приступ, но это бывает очень редко. Плачущего ребенка следует взять на руки и крепко обнять, чтобы он не вырывался. Находящиеся поблизости предметы, которые он, может бросить или схватить, нужно отодвинуть. Если кроха не хочет с места двигаться, то следует его оставить, но при этом не выпускать из своего зрения. Зачастую малыши всегда бегут за уходящими родителями.

В любых случаях всегда следует оставаться последовательными и спокойными. Нельзя позволять малышу, несмотря на трудности, одержать победу, иначе будет с каждым разом еще сложнее.

В случае приступов гнева у ребенка после 5-ти лет необходима консультация у психолога, который научит справляться с сильными эмоциями.

Гнев у ребенка 7 лет означает, что у малыша есть проблемы во взаимоотношениях с другими детьми или обучением.

Как сдержать гнев на ребенка родителям? Следует прочувствовать и понять то, что зачастую всего малышей обижает крик взрослых. Приняв на себя ответственность за детские обиды, можно научиться сдерживать гнев на ребенка.

Медицинская помощь в лечении необходима тем крохам, которые:

— страдают от частых и продолжительных вспышек гнева;

— регулярно подвержены вспышкам гнева после 4-х лет;

— ранят себя, а также становятся очень злыми.

Необходима консультация у детского психоневролога в следующих случаях:

— если у ребенка приступы гнева наблюдаются часто и длятся более 15 минут, повторяясь более 3-х раз в сутки;

— если поведение крохи не меняется, после того как ему исполнилось 4 года и он наносит повреждения окружающим, себе, предметам;

— если родители не могут справиться с поведением ребенка и желают научиться справляться с поведением крохи.

Что делать, когда вспышки гнева у ребенка? Если у малыша непроизвольное проявление , то попробуйте следующее:

— игнорировать поведение ребенка;

— хвалить малыша за то, что он сам успокоился;

— не высмеивать и не наказывать кроху за приступ гнева;

— признать чувства ребенка и после того, как он успокоится, сказать: «я знаю, что ты был расстроен из-за того, что не смог застегнуть пуговицу»;

— научить малыша справиться с чувством гнева;

— поощрять попытки крохи использовать слова в выражении чувств;

— отвлекать внимание малыша от раздражающей деятельности;

— всегда быть примером для ребенка и лично показывать, как нужно справляться в стрессовой ситуации.

Итак, если родители знают, чего ожидать от малыша на разных этапах развития, то они смогут помочь своей крохе повзрослеть и преодолеть различные психоэмоциональные трудности, если нет, то научить родителей развивать чувство независимости у детей, справляться с чувством раздражения и гнева поможет детский психолог или психоневролог. При необходимости специалисты назначат дополнительное обследование.

Гости собрались за праздничным столом и с упоением просматривали диск с фотографиями. Вдруг из дальнего угла стола послышался капризный голосок: «А я хочу смотреть мультики». Гости проигнорировали. «Хочу смотреть мультикииииии!!!» - повторил голос уже рассерженно.

«Замолчи! – отрезал папа. – Видишь, мы заняты!». «Ты – плохой! Вы все плохие! Я вас не люблю!» – завопил мальчик и выбежал из-за стола. По окончанию праздника гости обнаружили свои ботинки с обрезанными шнурками.

Многие согласятся с тем, что детский гнев – довольно частое и неприятное явление. Для родителей, окружающих, да и самого ребенка.

Давайте вместе с сайт разберемся, какую эмоцию называют гневом. Гнев – это отрицательно окрашенная эмоция, направленная против испытываемой несправедливости и сопровождающаяся желанием устранить её. Это – природная защитная реакция на ущемление прав, наполняющая человека силой и смелостью, обычно с потерей самоконтроля.

По сложившимся культурным устоям, гнев является нежелательной, недостойной эмоцией, осуждаемой обществом. И как следствие социального давления, у большинства детей подобные эмоции загоняются внутрь. Появляется так называемая «копилка гнева». Детский гнев постепенно накапливается, и в какой-то момент выплескивается наружу.

Иногда он выплескивается в безобидной, казалось бы, ситуации, сваливается на людей невиноватых (в нашем случае на ни в чем не повинных гостей), а иногда выражается у малыша в виде психосоматических заболеваний (сердечно-сосудистых заболеваний, головных болей , желудочных проблем, крапивницы и т.д.).

Все понятно – подавлять в ребенке гнев нельзя. Так что же делать?

Разберитесь, откуда появились гнев и ярость

Всем известно, что дети – великие подражатели. Они постоянно копируют модели поведения, которые встречают повсюду – дома, в садике, в магазине, на игровой площадке, в телепрограммах и книгах. От всего негативного ребенка, конечно же, не уберечь, но можно приложить усилия, чтобы он меньше сталкивался с отрицательными примерами, а если столкнулся, то знал, как себя вести.

Посмотрите, на что похожи аффективные реакции ребенка. Где вы их раньше видели? Если не знаете, то спросите ребенка: «А кто научил тебя так? Где ты это видел?» Уверяю, вы откроете для себя много нового.

Семья

90% моделей поведения ребенок копирует от членов семьи. Последите за своим поведением. Если папа постоянно всем грубит, мама бьет посуду, а брат хлопает дверью, демонстрируя свое негодование, ребенок будет поступать так же. Он ведь не знает, как еще можно делать, чтобы показать свое недовольство или добиться цели.

Детский сад, магазин, игровая площадка и другие общественные места

Вы всегда воспитывали ребенка вежливым и добрым. И вдруг вы замечаете, что он стал называть вас нехорошими словами , рвать книжки, бросаться предметами. Попросите ребенка рассказать, где он увидел такое. Разберите ту ситуацию. Помогите ему понять, кто прав, а кто виноват. Вместе найдите более благоприятный и добрый способ разрешения ситуации.

Телепрограммы, видео и книги

Так легко включить ребенку телевизор, а самому заниматься делами. Но не забывайте, пока вы заняты, воспитанием вашего ребенка занимается телеящик. Очень важно отслеживать программы, отбирать из них те, которые следует смотреть ребенку, а какие не следует. Если нет времени все просматривать – почитайте отзывы и комментарии в Интернете.

И не перегружайте ребенка мультиками. Достаточно двух-трех коротких мультфильмов в день или одной серии мультсериала. Книги лучше выбирать вместе с ребенком.

Проведите коррекцию агрессивности

Поиграйте с ребенком. Представленные ниже коррекционные игры помогут снизить вербальную (словесную) и невербальную (с применением физической силы) агрессию, помогут выплеснуть гнев, снимут эмоциональное и мышечное напряжение, обучат приемлемым моделям поведения. Количество игроков - от двух и выше. Можно играть всей семьей.

Игры для детей с двух лет:

«На поле боя»

Приготовьте оружие битвы – шарики из ваты, бумаги или возьмите мелкие мягкие игрушки. Суть игры: дети бросаются легкими предметами друг в друга, можно прятаться в укрытия и выбегать. В конце игры соперники мирятся.

«Такие разные кошки»

Спросите детей, каких они видели кошек? Добрых? Злых? Кусачих? Ласкающихся? Предложите поиграть в кошек. Суть: дети превращаются то в добрых, то в злых кошек. Добрые – мурлыкают, ласкаются, злые – царапаются, прыгают на вас, шипят. Заканчиваем игру добрыми кошками.

Коррекция агрессивности: игры для детей разных возрастов

Игры с трех лет:

«Спортсмены»

Спросите детей, каких спортсменов они знают, что делают спортсмены. Положите на пол газету, а еще лучше – обруч. Ребенок встает в круг и изображает спортсмена, например, каратиста. Делает резкие движения ногами. Зрители подбадривают: «Быстрее, сильнее!» Активная поддержка зрителей и движения помогут выбросить отрицательную энергию.

Гнев и ярость у ребенка: что делать?

«Снег из бумаги»

Спросите детей: «А что такое зима? Как она выглядит? Что можно делать зимой?» Предложите детям создать собственную зиму, а именно - устроить снегопад.

Возьмите газеты, старые журналы, рекламные проспекты. Порвите все это вместе с детьми на мелкие кусочки. Когда кусочков станет много, предложите детям подбрасывать их над головой: «Пошел снег!!!», обсыпать друг друга, бросать горстки, играть в снежки.

«Добрые обзывалки»

Поговорите с детьми на тему, сколько же существует обидных слов, сказав которые, мы можем ранить своего друга, маму, папу. Придумайте смешные и добрые обзывалки, от которых не может быть обидно – «помидорка», «капустка», «картошечка». Пусть играющие по очереди обзывают друг друга такими словами.

Если вы заметили агрессию – игра останавливается. Потом участники называют другу друга такими же словами, но в уменьшительно-ласкательной форме: «Милая капусточка», «Морковочка ты моя». Обсудите с детьми, какие слова было приятнее слушать.

Игры с четырех лет:

«Волшебный клубочек»

Агрессивному или расшалившемуся малышу подарите волшебную пряжу. Достаньте ее из какой-нибудь красивой корзиночки или сундучка. Объясните ребенку, что, сматывая ее в волшебный клубочек, он постепенно успокаивается, учится спокойно разрешать вопросы. С каждым разом клубочек будет расти, а малыш - становиться все добрее.

«Подушка гнева»

Подарите ребенку волшебную подушку. Когда он в следующий раз захочет ударить кого-либо, кинуть в кого-нибудь игрушкой или обозвать, он сможет уединиться в своей комнате и со всей силы выбить из подушки воображаемую пыль. Мальчикам можно предложить представить подушку боксерской грушей.

Игры для детей с пяти лет

«Спорщики»

Предложите детям поиграть в словесный бой. Один ребенок будет говорить «да», другой – «нет». Начинается поединок очень тихо, постепенно громкость нарастает. Заканчивается игра тогда, когда громче кричать уже невозможно. Дети останавливаются, делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Обратите внимание детей, как приятно слышать тишину.

«Гномики»

Нарисуйте и вырежьте из бумаги трех гномиков. Одному гномику раскрасьте шляпу в красный цвет, другому – в желтый, третьему – в синий. Можно это сделать вместе с детьми. Затем прочтите стихотворение.

Статьи по теме: