Как назвать лабораторию в детском саду. Мини-лаборатория «Почемучка» в подготовительной группе

Екатерина Хлебушкина

Детям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим. На базе детского сада я открыла удивительное место , где не надо прятаться, чтобы узнать ответ на свой вопрос - «Лабораторию Удивительных Наук » . Это отдельное помещение, в котором дети – «ученые» стали задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности. А эксперимент , самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель проекта :

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Экспериментаторской деятельностью помочь дошколятам найти ответы на интересующие их вопросы.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента , ставить перед собой цель эксперимента , отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.

Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.

Признания за ребенком права на существование собственного мнения.

Задачи проекта :

Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке) .

Прогнозирование результата.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования .

Выполнение эксперимента .

Наблюдение результатов эксперимента .

Фиксирование результатов эксперимента .

Формулировка выводов.

Участники проекта :

Дети дошкольного возраста (5-7 лет)

Воспитатель

Родители

Этапы реализации проекта (по возрастным группам : старшая и подготовительная) :

1. Ознакомительный : знакомство с лабораторией , чтение литературы, знакомство с правилами безопасности при работе в лаборатории , изучение значков безопасности. Экскурсия в музей.

2. Практический : реализация проекта – занятия на интересующие темы, опыты, выводы, фиксирование результатов.

3. Итоговый : подведение итогов работы над проектом , изготовление открытки, стенгазеты, торжественное мероприятие.



Достигнутые результаты : К концу первого года проекта , дети стали свободно общаться между собой и высказывать свое мнение на интересующие их темы. Стали интересоваться окружающим миром. Стали более собранные и внимательные на занятиях, аккуратные к своему здоровью, соблюдая элементарные правила безопасности. А я в свою очередь благодарна им за любознательность и счастливую, интересную жизнь, которую я проживаю вместе с ними в нашем детском саду.

Публикации по теме:

Долгосрочный педагогический проект «Лаборатория Почемучки» ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧКИ Цель: формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников, привитие.

Каждый год мы создаем огороды на окне, где дети наблюдают за ростом растений. И когда огород выглядит не обычно это всегда интересно, а.

Организованно образовательная деятельность по экспериментированию «Научная лаборатория» Цель: Ознакомление детей со свойствами воды. -Развивать навыки проведения познавательно - исследовательской деятельности с помощью лабораторных.

Проект исследовательской деятельности «Лаборатория огородных наук» Все мы знаем, что наши маленькие дети по природе своей- исследователи. Открыть,изучить,исследовать-это их первые шаги в неизведанное, тайное,.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Лаборатория любознательных гномов» Тема проект: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» Творческое название проекта «Лаборатория.

Презентация на тему:

«Лаборатория в детском саду».

Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Прежде чем давать знания, надо научить наблюдать, воспринимать, думать».

Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами наблюдений и исследований. Важнейшим методом исследования является экспериментирование.

Н. Н. Подъяков - основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.

Как показали исследования академика Н. Н. Подъякова (!995). экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. «... в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их сознания и освоения».

Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: игру, нод (непосредственно – образовательную деятельность) прогулку.

В последние годы в дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории.

Лаборатория – учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).

В детском саду лаборатория создаётся для познавательного развития детей, для повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности – дети превращаются в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Какие виды лабораторий существуют в детском саду?

Лаборатория в отдельном помещении, тематические мини – лаборатории, летняя лаборатория на веранде, лаборатория на участке детского сада.

Лаборатория в отдельном помещении.

Для неё может быть выделена небольшая комната в детском саду, можно использовать подсобные помещения.

Оптимальный вариант, когда лаборатория становится частью экологическо комплекса , включающего уголок природы, экологическую комнату, музей природы.

Можно использовать под лабораторию часть помещения или коридор.

Также часть группового помещения или раздевалки .

Наличие в детском саду лаборатории в отдельном помещении не означает, что в группах не нужно иметь мини – лабораторий, их сочетание является оптимальным, т. к. В группах дошкольники проводят опыты, наблюдения, начатые в большой лаборатории. Также мини – лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки – «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух».

Лаборатория на веранде.

Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов, лабораторию можно дополнить календарём природы.

Лаборатория на участке детского сада. Такая лаборатория может функционировать круглый год, хотя её использование особенно эффективно в тёплое время. Можно разбить рядом с лабораторией клумбу с растениями – часами или растениями барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать дождемер – прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети.

Оформление лаборатории.

На двери лаборатории, (если это отдельное помещение) или над ней, (если - часть помещения), вывешивается табличка с названием лаборатории и эмблемой. Эмблему и название дети придумывают вместе с воспитателем и родителями. Можно объявить конкурс на лучшее название и эмблему.

В качестве сюрпризного момента в лаборатории можно поселить постоянных жителей .

В нашей живут Водяной, Капелька, озорная кукла Почемучка, по мере необходимости приплывает Золотая рыбка.

Введение персонажей обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы в лаборатории, т. к. персонажи приходят со своими вопросами, проблемами, присылают письма, загадки. С определённой периодичностью вопросы возникают и у детей. В таком случае сказочный персонаж присылает или приносит книгу или энциклопедию, в которой дети могут почерпнуть полезные для них сведения.

В зависимости от размера помещения, в комнате можно поставить столики со стульчиками, разместить полки, для оборудования и материалов. На подоконнике можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини – теплицу, создать мини – огород.

Для придания лаборатории «научного вида» можно приобрести стеклянные ёмкости разного цвета – приборы, колбы, с подкрашенной водой разного цвета или выложить в них слоями яркие камни, раковины, глобусы и т. д.

Если позволяет помещение, разместить разнообразные макеты, в том числе и макеты ландшафтов, небольшой аквариум.

В лаборатории хранятся энциклопедии и др. книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы – задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.

Оборудование лаборатории:

1 Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты.

2.Прозрачные ёмкости разной конфигурации и объёма, стаканчики, пластиковые бутылочки.

3. Флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей.

4. Небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки

5.Бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски,

6. Магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.

7. Центр «воды и песка».

8. Ящик ощущений и др.

Материалы:

1.Камни, морская и речная галька

2. Разнообразные морские и речные раковины.

3. Образцы песка, глины, почвы.

4. Цветные прозрачные кусочки пластика;

5. Семена разных растений;

6. Кусочки коры разных деревьев;

7. Деревянные дощечки, бруски, кубики;

8. Магниты разного размера;

9. Разные виды картона и бумаги;

10. Разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

Специфика организации исследований в лаборатории.

Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми младшего дошкольного возраста по 15 – 2о мин, с детьми старшего дошкольного возраста по 25 – 30 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6 – 8 детей), с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр – экспериментов проводятся 1 – 2 опыта с детьми младшего дошкольного возраста и 2 – 3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.

Структура проведения экспериментов.

· постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);

· выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

· проверка гипотез;

· подведение итогов, вывод;

· фиксация результатов;

· вопросы детей.

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям: живая и неживая природа, человек (функционирование организма, рукотворный мир и др).

Опыты и эксперименты по неживой природе.

Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды.

Тема эксперимента «Вода прозрачная».

Вывод: вода прозрачная, молоко нет.

Связь с повседневной жизнью: вода в водоёмах прозрачная, поэтому водные животные могут всё видеть, у них есть глаза.

Тема «Цветные льдинки».

Вывод: к раски растворяются в воде. На морозе вода замерзает и получаются цветные льдинки.

Связь с повседневной жизнью: получившимися льдинками можно украсить территорию детского сада.

Тема. «Воздух внутри нас».

Вывод: при выдохе из груди выходит тёплый воздух.

Связь с повседневной жизнью: чтобы не заболеть, в морозную погоду нужно стараться меньше дышать холодным воздухом.

Тема. «Чем отличаются камешки?» Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске. Связь с повседневной жизнью: рассмотреть камешки на территории детского сада.

Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневники наблюдений, в виде зарисовок, условных знаков. периодически фотографируются.

Экспериментирование в лаборатории тесно связано с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы.

И в заключении своего выступления, хочу привести слова Н. А. Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что – нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»

«Мини - лаборатория в детском саду, как средство формирования познавательной активности детей через опытно – экспериментальную деятельность»

Воспитатель

МБДОУ д/с № 22:

Галимова

Евгения Алексеевна,

руководитель кружка

«Юные исследователи»


«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)


Реализуя Основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП), изучая новинки методической литературы и новинки игрового оборудования, согласно ФГОС ДО, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – детское экспериментирование.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.

Таким образом, для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности у нас в группе появился один из вариантов мини – лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой».

В нашей мини – лаборатории раз в неделю у нас проходит кружок «Юные исследователи».

Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», «пожарных», спасателей, «фармацевтов», операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.


У нас с детьми появился хороший добрый любознательный друг Ухтышка – инопланетянин с другой планеты, который прилетел изучать нашу планету.

Дети на кружке с удовольствием и восторгом помогают нашему гостю узнавать и изучать наш мир! А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя новое открытие!

Мини-лаборатория «Познаем мир с Ухтышкой» представляет собой уголок в группе в виде небольшой тумбы, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности. Под тумбой место для приборов, для хранения различных материалов. Рядом столы для наблюдения детей и различных работ на нем. В нашей лаборатории имеются полки и стелажи для хранения разных интересных предметов для исследований. Также в нашей мини- лаборатории отведено место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции и фотографии детей во время проведения опытов.

Успешность педагогической идеи в использовании

мини-лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой»:

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

«Хитрые семена» (секреты природы),

«Что из Чего?» (свойства бумаги, кожи и ткани)


Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так)

*ситуация выбора

Работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и

объектами окружающего мира.

«В мире крошечных предметов»,

«Волшебная лупа»

(свойства увеличительных,

разноцветных стекол)

Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что

помогает связать обучение с жизнью:

формирует навыки исследовательской деятельности;

развивает умение видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы;

развивает познавательную активность детей;

приучает действовать самостоятельно;

планировать работу, доводить ее до положительного результата;

проявлять инициативу и творчество, высказывать предположения и строить планы по их проверке;

положительно влияет на эмоциональную сферу каждого ребенка.

Данная работа с детьми среднего дошкольного возраста способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Практическая значимость опыта работы:

Данный опыт работы направлен на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс, строится как самостоятельный творческий поиск, он строится самим ребёнком, а не задаётся взрослым, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. Знания, добытые детьми самостоятельно, являются более осознанными и глубокими.

В процессе исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории , дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

Основная цель работы:

Развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, любознательности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Приобщать детей к красоте окружающего мира.

ПЕРСПЕКТИВА

В дальнейшем, буду продолжать работать в новом для меня направлении развития детского экспериментирования: планирую проведение некоторых консультаций с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию;

проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».

По работе с родителями – организация практической работы: выпуск мини-газеты «Юные исследователи».


Страсть к Красоте и Знанию – природа детей!

Дети хотят познать не кусочки облаков, но Небо с облаками.

Они радуются не тусклой звезде, но Звездному Небу.

Они видят не травинку в поле, а Цветущее поле.

Они играют не с песчинкой, а с Песком.

В таком видении целостной картины мира рождается восхищение Красотою.

Ш.А. Амонашвили


В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Примеры изучения

секретов

знакомых предметов:

«Песочные следы»

(свойства мокрого песка);

«Разноцветные шарики»

(шарики различных материалов).


«Веселые

шарики –

друзья»,

«Неизведанное

рядом»,

« Удивительный

магнит»

(свойства магнита)


«Свет

и тень»,

«Тайны

времени»,

«Наши помощники

часики»

(свойства света

и времени)


«Этот

удивительный

воздух»,

«Ветер –

невидимка»,

«Волшебница –

водичка»,

«Мыло –

фокусник»

(свойства воздуха

и воды)


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в ДОУ


Вид проекта: Исследовательская деятельность в детской лаборатории «Почемучка».
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники исследовательской деятельности: дети младшего, среднего,старшего дошкольного возраста воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность исследовательской деятельности:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.


Актуальность проблемы:
На сегодняшний период особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель» , источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи исследовательской деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие представлений о свойствах;
- развитие элементарных математических представлений;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
-Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
-Развитие у детей умственных способностей.

План поэтапной реализации проекта (материально-техническое обеспечение проекта).

I этап. Подготовительный (Организационный)

1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме "Исследовательская деятельность в детском саду" Июль
2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
Август
3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской исследовательской лаборатории. Сентябрь (1-3 недели)

II этап. Внедренческий

1.Распределение и закрепление детей за каждой подгруппой.
Сентябрь
(4 неделя)
2. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Октябрь-Май

III этап. Обобщающий

1.Определить эффективность проделанной работы.
Май
2.Осуществить анализ полученных результатов.
Июнь
3.Обобщение результатов деятельности.
Июнь


Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в 2 недели с детьми младшего дошкольного возраста по 10-15 минут и 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

План работы в детской лаборатории «Почемучка» с детьми младшего дошкольного возраста.

Темы игр-экспериментирований

Сентябрь 1. «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса и запаха», «Вода может течь».
Октябрь 2. Наблюдения: «Как влияет вода на рост растения», « Вода не имеет формы».
Ноябрь 3. «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно»,«Звуки дождя».
Декабрь 4. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Январь 5. «Лёд – твердая вода, тает в тепле», «Лёд – легче воды».
Февраль 6.«Пар – это тоже вода», «Почему воду нужно беречь».
Март 7.«Наблюдение за сосульками», «Что случилось с речкой».
Апрель 8.« Путешествие капельки», «Наблюдения за испарением воды".
Май 9. Экологическая акция «Сохраним воду - чистой».
Итоговое занятие: «Путешествие в царство воды».

План работы в детской лаборатории «Почемучка» с детьми среднего дошкольного возраста.

Темы игр-экспериментирований

Октябрь 1. "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем", "Почему всё звучит?", "Прозрачная вода", "Вода принимает форму".
Ноябрь 2."Какие предметы могут плавать?","Делаем мыльные пузыри", "Подушка из пены", "Воздух повсюду".
Декабрь 3. "Воздух работает","Каждому камешку свой домик".
Январь 4."Замёрзшая вода","Тающий лёд", "Разноцветные шарики".
Февраль 5."Таинственные картинки", "Всё увидим, всё узнаем", "Песочная страна", "Где вода?".
Март 6. "Водяная мельница", "Звенящая вода", "Угадайка","Ловись рыбка и мала и велика".
Апрель 7."Фокусы с магнитами", "Солнечные зайчики","Что растворяется в воде?", "Что отражается в зеркале?".
Май 8."Волшебное сито","Цветной песок","Игры с песком".
Итоговое занятие: «Фонтанчики».

План работы в детской лаборатории «Почемучка»с детьми старшего дошкольного возраста.

Темы занятий - экспериментов.

Октябрь 1."Какая бывает вода?", "Вода-растворитель", "Очищение воды", "Сила тяготения", "Упрямые
предметы".
Ноябрь 2."Волшебные стёклышки"," Почему предметы движутся?".
Декабрь 3."Воздух", " Солнце дарит нам тепло и свет"," Почему дует ветер?", "Почему не тонут корабли?".
Январь 4."Путешествие "Капельки","Чем можно измерить длину?".
Февраль 5."Твёрдая вода", "Как появляются горы?".
Март 6."Испытание магнита","О «дрожалке» и «пищалке»,"Как сделать звук громче?".
Апрель 7."Почему в космос летают на ракете?", " Что такое молния?".
Май 8." Радуга в небе".
Итоговое занятие: "Забавные фокусы".

Оценка результатов промежуточного этапа исследовательской работы.

Цель:
1.Выявление эффективности исследовательской работы и целесообразность её дальнейшего осуществления.
2.Обоснование продвижения участников образовательного процесса в опытно-экспериментальной деятельности.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Повышение уровня мотивации к НОД.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
5. Воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».
2. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
3. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
4. Проведение опытов с детьми дома.
5. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
6. Практическая часть: Открытое занятие для родителей «Царица-водица».
Информационные ресурсы:
Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; Мозаика - Синтез, 2012 г.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В. « Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Москва, 2010 г.
Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.
Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.
Русаков А. «Прогулки с детьми и изучение всего на свете», С-П.: Творческий центр, 2011 г.

February 24th, 2014

Вот и наступил февраль - в нашей группе это самая горячая пора для опытов, экспериментов, мини - лекций, чудо - открытий и даже нанотехнологий! Мы создали детскую научную лабораторию к неописуемому восторгу наших воспитанников!
Что является объектом познания детей дошкольного возраста? Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы. Формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет - это наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, встречи с природой, ситуативные разговоры. Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Почему дети 5-6 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? Они понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях. Главная характерная особенность в познании детей 6 лет - самостоятельность в познании, воспитатель лишь создаёт условия и руководит процессом познания.


Эксперимент по выращиванию зелёного лучка в разных условиях освещения. Лаборанты нашей биокафедры с удовольствием копаются в плодородном грунте миниатюрными садовыми инструментами. Главный мичуринец - Артёмка, а его вечный научный оппонент - Ваня.


В течении недели лучок вымахал высотой в 25 см и мы благополучно слопали его на обед с борщиком! Все кушали да нахваливали! Вот они, витамины, плоды рук своих!

Интегрированная НОД
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «Наука и экспериментирование»
ТЕМА: «Знакомство со свойствами камней»
Программное содержание: Развивать интерес к камням. Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.
Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Учить детей практическому обследованию предметов. Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты). Учить делать умозаключения, выводы.


Мальчики, конечно, больше впечатлились от коллекции очень красивых морских и речных камней, минералов, выращенных кристаллов и морских губок (анализ и сравнение). Или, как сказал Никитка: "Ух ты, вот это булыжники!"


Ну а девочки не могли отвести глаз от резной шкатулки с сокровищами самой Хозяйки Медной горы, в которой переливались мерцающими искорками драгоценные каменья и самоцветы (она мне её одолжила на 2 дня, исключительно для нашей группы)


А больше всего ребят удивило, что камни можно расписывать красками! Принесённые образцы росписи вдохновили нас на создание микроскопических миниатюр. Ну чем не нанотехнологии?!


Через 10 минут наши живописные шедевры уже сохли на подоконнике (не зря я волокла чемодан с голышами с Черноморского побережья!).


А наши необычные сувениры мы подарили самым любимым в День Святого Валентина!

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
«Наука и экспериментирование» (в 2 частях)
ТЕМА: «Удивительные свойства воды»
Образовательная область: «Познание»
Вид: познавательно-игровое
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Ручной труд», «Окружающий мир», «Социализация»

Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.

Мы закрепили и расширили знания о свойствах и качествах воды и провели интересные исследования. Покажите детям пост, и поинтересуйтесь - а чем, собственно, они тут занимаются? Откуда пена взялась и с помощью чего мы красили воду?

Спросите у наших исследователей, в каких условиях лёд и снег тают быстрее, и почему салфетка едва соприкасаясь с водой - намокает целиком?
Уточните, почему Светлана Игоревна отважилась выпить синее молоко и в для чего используют пищевые красители?


Мы также знаем, с помощью чего и как можно изменить вкус и запах воды, её физическое состояние. А ещё мы умеем делать радужный салют в тарелке с молоком (с помощью гуаши, ватной палочки и моющего средства). Попробуйте, у Вас обязательно получится!


Оценив значение воды для жизни на земле, наши учёные посвятили себя творчеству - созданию коллективных коллажей "Подводное царство океана"

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Вместе с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Познакомили детей с понятиями: «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков». "Камней", "Ракушек".


Лекция по анатомии

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)


Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита).
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование


Познавательно - исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания» за пределами занятия. Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми или родителями.
Занятие-опыт мы начинаем с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.


То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Мы старалась поддерживать интерес детей к творческому экспериментированию.


Создать лабораторию дома проще простого:
Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп,
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Желаем удачи и Нобелевских премий!!!


Неделя прошла плодотворно: детки изучали свойства магнита, воздуха, электричества. Познакомились с микроскопом, кинетическим песком, цветным кварцем, пищевым красителем. Практически по всем занятиям проведена продуктивная деятельность.

Статьи по теме: