Консультация для родителей на тему: «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста. Познавательное развитие дошкольников

Познавательное развитие дошкольников.

Консультация для воспитателей.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности , проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.


Вот именно формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом познавательного развития детей дошкольного возраста в методике Т. Гризик, по которой работает дошкольное учреждение.

Каким должно быть это отношение?
- познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир;
- созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и при-умножить эту красоту.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду), знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями .


Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.).

Проводятся познавательные праздники: " Семена - крылатки”, "Шишки”, " Фантики - бабочки ”, "Мыльные пузыри”, "Разноцветные ленточки”, " Бумажные кораблики ”, " Наши гости ”.

Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция " исправляем - помогаем (кто-то расстроился - утешаем, что-то сломалось - ремонтируем, что-то требуется - делаем).

Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и инди-видуальные беседы, наблюдения, загадки движения "сокровищницы” детей, уход за комнатными растениями.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4 - х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне.

Здесь выделяется два этапа:

1 этап - педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении;
2 этап - педагог показывает детям объект или явление с одно-временным повторным рассказом о нем.

Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.
Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия:
- предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире;
- детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания;
- отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции;
- рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас.

В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. Познавательные сказки есть в Программе "Радуга”, хрестоматиях для дошкольников, авторских книгах. Из своего опыта можно рассказать об интересном эпизоде, который вы наблюдали по пути в детский сад, в магазине, в лесу, о тех местах, где бывали; это могут быть воспоминания из своего детства и т. д.


В средней группе вводится и закрепляется понятие "последовательность”, показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни.
Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми.

Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов ("Лес”, "Улица”, "Река”, "Озеро” и т. п.).

Работа над ними включает 3 этапа:
1 этап - воссоздание общего вида земной поверхности конкрет-ного места (почва, горы, вода, снег, лед...) + некоторые суще-ственные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег);
2 этап - заселяем воссозданный ландшафт характерными пред-ставителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости;
3 этап - включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. Подробное пояснение данной работы см. Программа "Радуга” средней группы.

В средней группе новая традиция "Наши славные дела” - обсуждение положительных дел по отношению к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела.
В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка "Моя коллекция”, в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями, собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5 - 6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Средства и способы познания мира:
- через действия, через собственный практический опыт;
- посредством слова, т. е. через рассказы взрослых;
- благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними.

Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы?
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак”, "символ”, "знаковые системы”, "время”. Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим”, климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле”).


Очень серьезная тема "время”, т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого.

Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам.

Живая природа: царство растений и царство животных:

царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой;

царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные).

Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны”, "Времена года”, "Солнечная система", "Камни”.
В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят:
- беседы с детьми на познавательные темы;
- разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;
- просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач;
- своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера.
И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг”.

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.
Содержательное упорядочивание - это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная и др.).


Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашей группы. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

v создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

v развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

v развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

v создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:

v живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

v неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

v человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Структура детского экспериментирования:

Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

Формулирование выводов.

Для реализации всего объема работы нами была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе у нас оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

v приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

v разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

v природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

v утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

v технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

v разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

v красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

v медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

v прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

v безопасность для жизни и здоровья детей;

v достаточность;

v доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Огромную помощь в оборудовании экологической лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Фиксация результатов опытов и наблюдений. Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.

Классификация способов фиксации:

v Календарь погоды.

v Календарь природы.

v Дневник наблюдений.

v Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).

v Сравнение с уже известными детям объектами.

v Изучение взаимообратных процессов.

v Включение в сюжетно-ролевые игры.

v Картинки, фотографии, схематические зарисовки.

v Объемные изображения или игрушки.

v Отдельные буквы и слова.

v Натуральные объекты.

v Циферблаты.

v Записи звуков.

v Зарисовывание объекта.

v Схематическое зарисовывание.

v Использование условных знаков.

v Обведение объектов.

v Планы-схемы.

v Подсчет количества объектов.

v Рисунки-прогнозы.

v Фотографирование.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

v наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?» «Откуда ветер дует?»

v для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

v чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» решение экологических задач и т.д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» . Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Консультация для родителей

Как развивать познавательные интересы у детей.

Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата. Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела. Наличие познавательного интереса у школьника делает процесс самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. Специфика воспитания познавательного интереса в семье заключается в том, что по природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.

Пути появления интереса у ребенка:

1. эмоциональное отношение к делу;

2. воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

· роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;

· пример отца и матери, старших братьев и сестер;

· их отношение к делу;

· совместная деятельность;

· беседы о роли знаний;

· игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);

· использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, до 13 лет, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора);

· конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);

· походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);

· экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес…

· советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

· друзья, товарищи (соревнования с товарищем по классу, с самим собой);

· положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности школьника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности.

Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность воспитанника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности ребёнка, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими впечатлениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты, Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность ребенка. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?) , практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

  1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда) .
  4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?
  5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Следуйте совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» .

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

ЧТО НЕЛЬЗЯ

  • Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  • Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Статьи по теме: