Создание условий для сохранения здоровья воспитанников доу. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

Тема: «Создание условий для сохранения здоровья учащихся».

Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. На сегодняшний день состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. Хорошее самочувствие ребенка – это самое важное условие успешного усвоения им школьной программы.

К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.

Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряется здоровьесбережение, которое помогает решить эти важнейшие задачи.

Моя задача помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Для этого я получаю листок здоровья класса от медицинских работников и использую характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, а также веду паспорта здоровья, где отслеживаю количество простудных и хронических заболеваний. Во втором классе на каждого ученика был заведён дневник здоровья, где ребята составляли режим дня, познакомились с правилами закаливания. Так же в этих дневниках записывали все спортивные мероприятия и свои достижения. Учитываю в своей работе показания медицинского работника школы, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок.

Даю такие советы родителям, как:

Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью;

Посещайте вместе с ними спортивные мероприятия;

Бывайте вместе с ними на воздухе, участвуйте в его играх;

Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья;

Не ждите, что здоровье само придет к вам, идите навстречу ему вместе со своим ребенком.

Побуждаю совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедряю в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Я, работаю по УМК «Школа России», который помогает мне реализовать здоровьесбережение на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение в этом УМК практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Мною учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, что позволяет мне использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление.

Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Считаю, что стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен демократичекий стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Исследовательская деятельность в моём классе охватывает достаточно продолжительный период времени, в связи с этим наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.

Часто на уроках организовываю работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Такая работа, в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это - я стараюсь проводить 2 подвижных физминутки и одну для глаз.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Традиционными стали в классе дни здоровья, так в 2013 учебном году в первом классе были проведены «Весёлые старты», экскурсии по родному посёлку, в берёзовый лес, 2014 учебном году мы побывали на экскурсии в деревне Жостово, посетили «Художественно-исторический» музей в г. Мытищи, посещали различные выставки.

Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу все это помогает формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Так ежегодно я провожу классные часы из серии «Человек в природе и его здоровье». На этих мероприятиях дети учатся заботиться не только о природе, но и о своём здоровье. В 2014 учебном году 22-апреля был проведён «День Земли», где ребята приняли активное участие.

В своей работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но родителей. Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Ребята вместе с родителями принимают участие в акциях «Мир против курения», в рамках которых участвуют в конкурсах рисунков и плакатов по данным темам.

Придя на первое родительское собрание, родители заполняли анкеты, которые помогли отследить правильное питание школьников, уровень его здоровья, самочувствие в семье. Я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей. Так же, на родительских собраниях обсуждаю вопросы здоровья учеников. Родители принимают активное участие в оздоровительной работе класса.

Родители прививают детям элементарные навыки гигиеничной культуры, стараются следить за их здоровьем, но для того, чтобы сформировать привычку к здоровому образу жизни у школьников, бережное отношение к своему здоровью, необходима совместная работа педагога и родителей. Родители активно обсуждают темы здорового образа жизни, делятся опытом работы по сохранению и укреплению здоровья в семье, предлагают пути искоренения вредных привычек.

Одним из важных аспектов является культура питания. Лучший рацион здорового человека – это пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли и высоким содержанием витаминов. В нашей школе осуществляется горячее питание. В моем классе обучается 31 человек (1 ученик находится на домашнем обучении по состоянию здоровья) из них 24 человека ежедневно питается в столовой. Это дети, которые посещают и не посещают ГПД. Мне удалось убедить родителей в том, что горячее питание необходимо каждому ребенку. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

И так путь к здоровью долог. Но приятно осознавать дети понимают, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.

Я полностью согласна со словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека

Я так же согласна с высказыванием о том, что здоровье младшего школьника – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.

Желаю Всем крепкого здоровья!!!

Дата публикации: 16.10.17

«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья

детей раннего возраста»

Спесивцева Лариса Васильевна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 14»

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский

В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Одним из условий полноценного развития детей раннего возраста является высокий уровень здоровья, но в настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению детей раннего возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В детский сад все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того количество детей раннего возраста с хроническими заболеваниями увеличиваются с каждым годом. В век развития телевидения и компьютеризации с детьми меньше общаются взрослые. Многие родители предпочитают, чтобы дети сидели у телевизора и компьютера, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне. У детей преобладает капризность, повышенная утомляемость, они часто болеют простудными заболеваниями.

В свете выше сказанного особую актуальность приобретает проблема сохранения и укрепления детского организма.

Одним из главных условий нашей успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста является грамотная организация здоровьесберегающего пространства в группе.

Здоровьесберегающее пространство рассматривается как гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания, благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Режим дня в группе способствует гармоничному физическому и полноценному психическому развитию детей раннего возраста, предусматривает разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с их интересами и потребностями, учетом времени года, а также состоянием здоровья.

В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде и обуви.

В основу организации здоровьесберегающего пространства нашей группы заложено:

Формирование здоровья детей раннего возраста на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

Непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ: оздоровительной пальцевой, корригирующей, дыхательной гимнастикам;

Специально организованная активность ребенка: НОД, подвижные игры, физминутки;

Партнерство семьи и ДОУ.

Медико-педагогическим персоналом ДОУ определены основные направления сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста:

Оценка здоровья детей медсестрой при ежедневном контроле его состояния;

Помощь и педагогическая поддержка ребенку в период его адаптации к условиям ДОУ;

Профилактика в период сезонного повышения заболеваемости;

Организация летнего оздоровления детей с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

Взаимодействие с родителями по закаливанию и охране здоровья детей;

Пропаганда здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста обеспечивается:

Полноценным питанием;

Витаминизацией;

Проведением закаливающих мероприятий;

Оснащением специальным оздоровительным оборудованием;

Медицинским контролем и профилактикой.

В нашей группе имеется уголок здоровья, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом, дорожки здоровья, атрибуты для подвижных игр, нестандартное оборудование, объединяющее физкультуру с игрой, которое способствует созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Физкультурный инвентарь и оборудование соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно для детей, легко моется. Физкультурные пособия соответствуют раннему возрасту, пространству двигательной зоны, периодически меняются с учетом интересов детей и результатов индивидуальной работы. Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.

Результативность нашей работы по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста определяется использованием здоровьесберегающих технологий, различных форм и методов оздоровления.

Хочу представить их вашему вниманию.

Утренняя гимнастика.

Основная задача утренней гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Только систематическое проведение гимнастики способствует активизации обменных процессов, поднятию мышечного тонуса, заряжает положительной энергией на целый день, способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества: сила, ловкость, гибкость т.п. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве: построение в круг. Занятие гимнастикой снимает сонливое состояние, у детей появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, появляется работоспособность.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Развиваются память, умение делать упражнения по заказу, по слову.

После дневного сна проводится корригирующая гимнастика на кроватках. Гимнастика включает элементы потягивания, поочередного поднимания и опускания рук и ног, исключая резкие движения. Длительность зарядки 2-3 минуты. Гимнастика после сна заканчивается хождением по коррекционным дорожкам.

Закаливающие процедуры.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей.

Оно положительно действует на приспособление к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменение погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражением.

Основными природными факторами закаливания являются солнце, воздух и вода.

В своей работе мы используем следующие методы закаливания: хождение босиком – является хорошим средством укрепления свода стопы и связок; «Дорожка здоровья», коврик «травка». Данные дорожки используются нами для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка; закаливание воздухом – это проветривание помещений, прогулки; солнечные ванны, точечный массаж – повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани и других органов человека.

Умывание - самый доступный вид закаливания. Детям раннего возраста рекомендуется (с разрешения родителей) ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Специально-организованная двигательная активность детей: прогулка, подвижные игры.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для укрепления здоровья. Прогулка является первым и наиболее доступным средством. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка проводится в любую погоду, исключением является, когда дует сильный ветер, идет проливной дождь и при температуре воздуха ниже -10 градусов. Прогулка включает подвижные игры с повышенной и малой двигательной активностью.

Пальчиковые игры, развитие мелкой моторики.

Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка, способствует устранению эмоционального напряжения, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В нашей практике широко используются различные пальчиковые гимнастики, сопровождающиеся стихами, имеется картотека пальчиковых игр.

Использование физминуток во время проведения НОД.

Длительное пребывание в однообразной позе во время проведения НОД приводит детей к утомлению, снижается работоспособность детей, нарушается осанка. Поэтому для профилактики утомления и для психоэмоциональной разрядки мы используем физминутки.

Дети 2-3 лет, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, им предлагается при опускании рук вниз, при приседа­ниях, наклонах, произносить звуки или слова.

Дыхательная и звуковая гимнастика.

При работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяется формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика, которая повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание.

Сформированный навык правильного дыхания одна из составляющих здорового образа жизни.

В группе с детьми, проводятся игровые упражнения, во время которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Такие игровые упражнения, как «Шар», «Одуванчик» помогают детям сформировать данное умение. Кроме этого стараемся вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, так как ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом.
Игровые упражнения «Комарик», «Муха», «Гусь», «Трубач» - формируют у детей умение выполнять полный удлиненный выдох.
Следующим важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распределением нагрузки на все части тела: «Петушок», «Ворона», «Филин», «Паровоз».

Технологии музыкального воздействия

Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка раннего возраста, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Музыкально–ритмические движения способствуют обогащению двигательного опыта детей, развитию основных движений, снятию психоэмоционального напряжения.

Движение детей под музыку используется нами и как средство творческого, музыкального развития, и как инструмент их физического развития.

Для полноценного формирования здорового образа жизни детей раннего возраста необходимо взаимодействовать с семьей. Родители ребенка должны владеть информацией об укреплении и сохранении здоровья, понимать важность здоровья, как главной ценности жизни. С этой целью нами используются папки-передвижки, беседы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование. На родительских собраниях обсуждаются вопросы по использованию здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей дома, раздаются памятки, предлагаются картотеки различных видов гимнастик, даются рекомендации по организации совместной активной деятельности детей и взрослых.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что система оздоровления детей раннего возраста, о которой я рассказала, позволила нам сократить число случаев заболеваний, двигательная деятельность детей эффективно развивается, а здоровье воспитанников сохраняется и укрепляется.

Это подтверждает тот факт, что создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога детского сада.

ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Вид педсовета: тематический

Форма организации педсовета: круглый стол

Цель: анализ условий, необходимых для проведения оздоровительной работы в ДОУ

Задачи:

    Закрепить понятие «педагогики оздоровления».

    Изучить влияние факторов образовательной среды на сохранение здоровья детей.

    Провести анализ уровня валеологизации в каждой группе ДОУ.

    Провести самооценку педагогами процесса воспитания и обучения.

    Провести анализ педагогов по проблеме: «Учет индивидуальных особенностей детей при организации работы с ними».

Подготовка к педсовету:

1. Используя предложенную литературу, ознакомиться и закрепить понятие «педагогика оздоровления». Исп. Педагоги ДОУ

2. Продумать и выделить факторы образовательной среды, оказывающие влияние на сохранение здоровья детей. Исп. Педагоги ДОУ

3. Подготовить анкету для воспитателей групп «Уровень валеологизации в группе». Исп. Зам.зав. по ВМР

4. Подготовить и провести анкетирование педагогов «Самооценка процесса воспитания и обучения». Исп. Зам.зав. по ВМР

5. Подготовка педагогами отчета: «Учет индивидуальных особенностей детей при организации работы с ними». Исп. Педагоги.

Ход педагогического совета:

1. Вводное слово.

Детство имеет одно важное преимущество: в нем нет возрастных напластований, в нем информативная чистота, свобода и готовность к познанию мира. Это преимущество могло бы произрасти прекрасными плодами, если бы оно творчески использовалось взрослыми. К сожалению, мы – взрослые, часто тяготеем к излишне устойчивым принципам и критериям, шаблонам, которые препятствуют гибкому, свободному развитию ребенка. Поэтому дети нередко вырастают «не благодаря», а «вопреки», приобретая опыт через тяжелые душевные страдания.

2. Беседа с педагогами.

Цель: развивать у педагогов умение рассуждать;

Сегодня нам с вами предстоит обсудить такое понятие, как «педагогика оздоровления». Попробуйте объяснить данное понятие своими словами прежде, чем мы выведем конкретную формулу. (Примечание: очень важно научить педагогов рассуждать, осмысливать то, о чем они говорят. Необходимо дать возможность высказаться большинству. Руководитель должен отследить уровень знаний педагогов в данном вопросе, т.к. это облегчит или осложнит дальнейший ход ведения круглого стола).

А сейчас из того, что вы сказали, давайте сформулируем основную задачу педагогики оздоровления.

Основная задача педагогики оздоровления – сохранение и укрепление здоровья детей. (Примечание: Все понятия педагогам рекомендуется записывать в тетради по самообразованию.)

Известно, что образовательная среда значима для сохранения здоровья детей, так как ее построение – это важное условие в воспитании и обучении дошкольника. Давайте попробуем определить и выделить факторы образовательной среды, которые имеют влияние на здоровье ребенка. (Примечание: можно использовать прием «мозгового штурма», когда педагоги предлагают много вариантов ответов на данный вопрос, а потом происходит отбор наиболее подходящих). Из предложенных педагогами вариантов ответов необходимо выделить, как наиболее значимые:

3. Практическое задание с педагогами.

Цель: развитие у педагогов умения анализировать;

Безусловно, мы, педагоги, поддерживаем вышеназванные факторы на определенном уровне. Это наша основная задача. Что-то нам удается лучше, что-то – хуже. И сейчас нам предстоит проанализировать и подсчитать уровень валеологизации (сохранения и укрепления здоровья) в вашей группе.

Задание: Попробуйте проанализировать и оценить каждое из перечисленных направлений деятельности по 5-ти бальной системе. Всего 7 направлений, максимальная оценка – 35 баллов. Ваша задача – соотнести и оценить ваше участие, ваш личный вклад. (Примечание: Педагоги оценивают по вышеназванным направлениям, см. приложение 1. Опросники должны быть у каждого педагога).

После выполнения задания необходимо провести анализ данной работы. Педагогам предлагается ответить на вопрос: какое направление деятельности вы оценили высоко, а какое низким баллом. Ответы важно обосновать.

4. Анализ результатов анкетирования.

Большое влияние на ребенка и на уровень удовлетворенности от работы с детьми оказывает характер взаимодействия педагога и ребенка. По характеру воздействия педагога и ребенка могут быть представлены четыре модели, из них две полярные и две промежуточные.

Цель методики: оказать содействие профессиональному совершенствованию педагога.

Предлагается провести в ДОУ анкетирование педагогов. Можно использовать «Опросник по самооценке процесса воспитания и обучения». Результаты анкетирования важно проанализировать с целью оказания помощи в профессиональном совершенствовании педагога.

(См. Приложение 2.)

5. Итог педагогического заседания. Это заключительная часть, которую необходимо построить на выводах, сделанных в процессе всего заседания. На основе выводов можно построить решение педагогического совета. (Примечание: решение должно быть связано с совершенствованием профессионального уровня педагогов: это могут быть курсы повышения квалификации, различные тренинги и т.д.)

Приложение 1

    Организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов)

    Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность

    Психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога)

    Санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.)

    Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики)

    Рациональное питание (меню и режим питания)

    Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры

Приложение 2

ОПРОСНИК ПО САМООЦЕНКЕ ПРОЦЕССА

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Уважаемый педагог!

Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте против него балл «5». Если согласны в большей степени, чем не согласны, - балл «4». Если согласны или не согласны в равной степени – балл «3». Если в большей степени не согласны, чем согласны, - балл «2». Если полностью не согласны с приведенным данным утверждением, поставьте балл «1». Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы.

1.Строгий педагог лучше, чем нестрогий __________

    Педагог – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы _____________________

    На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено педагогом ___________________________

    Послушание детей – заслуга педагога _______________________

    Ребенок подобен «глине», из него можно лепить все, что угодно _____________________

    Ребенок должен выполнять все требования педагога ________________________

    Основная цель педагога – реализовать требования программы воспитания и обучения детей _______________________________

    Центральная задача образовательной работы – вооружение детей знаниями, умениями и навыками ______________________________

    Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей _______________________

    Воспитание, прежде всего, - это требовательность к детям __________________________

    Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам ______________________________

    Хорошая дисциплина – это залог успеха в воспитании и обучении детей

    Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно не обходимо ________________________

    Деятельность детей нуждается в постоянном контроле ____________________

Сумма баллов составляет:

Интерпретация результатов:

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель (модель Д)

47-42 балла – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель с частичной личностной реализацией (модель ДЛ)

41-38 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с частичной дисциплинарной реализацией (модель ЛД)

37 баллов и меньше – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми (модель Л)

Рекомендуемая литература: И.В.Чапуха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. – 400 с.

Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.


В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач. Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь. Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.








Состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность Психологическое здоровье "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека


Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: 1.Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.




1. Теоретический аспект Основу психологического здоровья определяет детско- взрослая общность. Она может быть: Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения. Таким образом, способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско-взрослой общности.


2. Прикладной аспект Исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности психолога с родителями, педагогами, врачами и др. специалистами. Для психолога это: Организация непосредственной работы с психологической реальностью. Формирование психологом практической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем.


Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение. Развивающая средаРеабилитирующая среда Создание условий нормального развития. Восстановление параметров нормального детства. Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности Реализация возрастно-нормативных моделей развития. Ориентация на индивидуально- личностные нормы. Ориентация на социокультурные нормы. Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство). Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат). Педагогика и психология развития.Реабилитационная и коррекционная педагогика. Здравостроительство.Здравоохранение и здравосохранение


Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью 1.Соматическое заболевания (дефекты психического развития). 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.


Признаками неврастении являются: Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза). Наиболее типичный невроз у детей – это неврастения.


При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в: головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, Рассеянности Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям Умственная и физическая нагрузка отдых утомление Переутомление Нервно-психические заболевания! Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой дошкольников


Поддержка и укрепление психологического здоровья детей Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей. Актуальные задачи образования:. - Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких. - Установление взаимодействия с семьей Основа психического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.


Формы психологической работы Консультации (психологическое просвещение) Своевременная диагностика Коррекционно-развивающие занятия Тренинги Психопрофилактика Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.


Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: доверие к ребенку; уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит. !



МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «РОДНИЧОК» Г.О. ЛУХОВИЦЫ

«Сохранение и укрепление здоровья ребенка в условиях ДОО»


  • Создание условий в ДОО для решения задачи охраны и укрепления здоровья детей
  • Формирование ценностей здорового образа жизни дошкольников
  • Формы оздоровительной работы в ДОО
  • Система и особенности работы педагогического коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей
  • Применение здоровьесберегающих технологий во всех направлениях развития и образования детей

здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

(по уставу ВОЗ)

Физическое здоровье

состояние гармонии физиологических процессов и максимальная адаптация к условиям окружающей среды (здоровье тела, рост и развитие органов, физическая активность, иммунитет)

Психическое здоровье

способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями

Социальное здоровье

гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, социальная активность, благоприятное отношение с окружающими, усвоение правил и ценностей общества и т.д.


Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. Сухомлинский


Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что

здоровый образ

жизни – это успех,

его личный успех.

Владимир Путин


Оптимальные условия, обеспечивающие полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении

Профессионализм педагогических кадров;

Соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

Организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

Мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.


Задачи по сохранению и укреплению здоровья :

  • · Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированный на сохранение и укрепление здоровья.
  • · Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

  • Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровье сберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.
  • Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.










Здоровый образ жизни

это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек



  • формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться; есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес.

  • Занятия физкультурой,
  • Прогулки,
  • Рациональное питание,
  • Соблюдение правил личной гигиены,
  • Закаливание,
  • Создание условий для полноценного сна

  • элементы музыкотерапии, свето- и цветотерапии, арт-терапии,
  • психорелаксация,
  • оздоровительные пробежки,
  • целевые прогулки,
  • занятия по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни,
  • гимнастика пробуждения,
  • закаливание,
  • воздушные ванны
  • игры с водой
  • занятия физкультурой и ЛФК.

Циклограмма использования оздоровительных мероприятий в режиме дня

Утро

Перед каждым приёмом пищи

Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; самомассаж ладоней и лица; точечный массаж; утренняя гимнастика; дыхательная гимнастика.

Мытьё рук прохладной водой.

Во время еды

Посадка за столом; формирование культурно – гигиенических навыков.

После каждого приёма пищи

Полоскание полости рта кипяченной водой.

Прогулка

Динамические паузы; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; гимнастика для глаз; смена динамических поз, массаж, музыкотерапия.

Подвижные игры; элементы спортивных игр; босоножие; воздушные и солнечные ванны; игры с водой и песком; катание с горки; индивидуальная работа по развитию основных движений; целевые прогулки; оздоровительный бег.

Перед сном

Ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны, босоножие, релаксация.

После сна

Зарядка пробуждения; ходьба по коррекционным дорожкам; воздушные ванны; босоножие.

Вечером

Индивидуальная работа по развитию основных движений; пальчиковая гимнастика; точечный массаж; самомассаж; дыхательная гимнастика.


Модель взаимодействия с семьей

Издание газеты детского сада



  • Наблюдение детей врачом-ортопедом 2 раза в год;
  • ЛФК : комплексы упражнений с использованием различных атрибутов, контроль осанки у стены и лёжа;
  • Консультирование родителей;
  • Профилактическая работа с раннего возраста;
  • Осуществление постоянного контроля за посадкой детей за столом, осанкой в течение дня;
  • Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • Массаж - 2 раза в год курсами.


Модель взаимодействия специалистов

Заведующая, как организатор образовательного процесса

Методист (зам. зав. по ВМР)

Ребенок,

нуждающийся в помощи и коррекции


Здоровьесберегающая технология

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.


  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

  • «Не навреди!»
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
  • Принцип доступности и индивидуальности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.





  • Время проведения : Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
  • Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

  • Время проведения: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
  • Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

  • Время проведения : Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
  • Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

  • Время проведения : Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
  • Особенности методики проведения: Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр






  • Время проведения : В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
  • Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

  • Время проведения : С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
  • Особенности методики проведения: Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

  • Время проведения : Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
  • Особенности методики проведения:


  • Снимает глазное напряжение, укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию
  • Проводится ежедневно в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки начиная с младшего возраста
  • Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога








  • Время проведения :
  • Особенности методики проведения: Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

  • Оздоровление организма.
  • Профилактика ОРВИ.
  • Активизация обмена веществ в мышцах.
  • Тренировка

дыхательной

мускулатуры.



Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений. Автор методики рекомендует делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно, но при нехватке времени можно ограничиться и одним или двумя «заходами».

Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час. Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично. При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно.



  • Время проведения : Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • Особенности методики проведения: Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика

корригирующая

  • Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
  • Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей


Гимнастика

ортопедическая

  • Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
  • Особенности методики проведения: Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы


  • общая слабость,
  • пониженное физическое развитие,
  • рахит,
  • лишний вес,
  • тесная обувь,
  • наследственная предрасположенность.

Шли бараны по дороге,

Ходьба на носках

Промочили в луже ноги.

Ходьба на пятках

Раз, два, три, четыре, пять

Приподниматься на носки

Стали ноги вытирать.

Средней частью правой стопы

Кто платочком, кто тряпицей,

скользить по внутренней стороне

Кто дырявой рукавицей.

Голени левой ноги от стопы к колену. То же левой ногой 6-8 раз


Наши ножки с утра

делают зарядку

Вот так встанут на носочки,

А потом на пятки.

На носочках постоим

Вместе вдаль все поглядим

Опускаемся на пятки

Танцевать начнем вприсядку

Снова на носочках стоим

Вправо-влево поглядим.

Опускаемся на пятки

Мы закончили зарядку.





  • Время проведения : В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
  • Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

  • Время проведения : 1 раз в неделю по 25-30 мин. со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Могут быть включены в сетку занятий в образовательную область «Познание»

  • Время проведения : В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
  • Особенности методики проведения: Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

  • Время проведения : Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал


  • Время проведения : Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
  • Особенности методики проведения: Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

  • Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
  • Особенности методики проведения: Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

  • Время проведения : 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

  • Время проведения : Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
  • Особенности методики проведения: Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

  • Время проведения : Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
  • Особенности методики проведения: Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

  • Время проведения : 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
  • Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам

  • Время проведения : 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
  • Особенности методики проведения: Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Утренняя гимнастика:

  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • общеразвивающие упражнения;
  • танцевальные упражнения, ритмопластика;
  • использование элементов упражнений из различных оздоровительных методик: аэробика, стретчинг и др.

Перед занятиями:

  • различные виды массажа (точечный массаж, самомассаж и др.);
  • пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

На занятиях:

Физкультминутки;

Смена динамических поз;

  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковая гимнастика;

Гимнастика для глаз.


Утренняя прогулка:

Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

  • оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

  • релаксация, саморегуляция, закаливающие процедуры.

После сна:

  • гимнастика пробуждения;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • ходьба с использованием специального физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза), закаливающие процедуры.

Перед ужином:

  • массаж на профилактику простудных заболеваний;
  • дыхательная гимнастика.

  • Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / авт.-сост. Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 126 с.
  • Красикова И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. – СПб.: Издательство «Корона Век», 2012. – 192 с., ил.
  • Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – СПб.: Корона принт, 2013. – 176 с.: ил.
  • Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. – СПб.: Издательство «Корона Век», 2014.

  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 128 с.
  • Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 144 с.
  • Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.
  • Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий / авт.-сост. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 159 с.

  • Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143 с.
  • Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: Методическое пособие / Сост.: Е.А. Якимова, И.Л. Тимофейчук, Н.Э. Фатюшина и др.; Под общ. ред. М.Е. Верховкиной. – СПб.: КАРО, 2014.
  • Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2015. – 240 с.

Статьи по теме: