Доклад "формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни". Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни .

Народная мудрость гласит: “Здоровье – всему голова”. Трудно с этим не согласиться. Здоровье бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить.

Мы рождены,чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Сегодня, как никогда,усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

К ним относятся: 1.Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,проблемно-игровые, коммуникативные игры,образовательная деятельность здоровьесбережение.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии. И тут возникает такой вопрос: «А может ли сам ребенок заботиться о своем здоровье?»

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому же будет стремиться и сам ребенок, если он, поняв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы, работники дошкольного образования, отвечаем утвердительно. Дошкольный возраст – сенситивный период для воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни. Возраст – когда закладываются основы характера, отношения к окружающей жизни и к самому себе. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, но и его самого нужно приучать заботиться о своем здоровье. Нужно лишь отобрать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в интересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать?

Читаем с ним иллюстрированные детские книги, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сейчас много на книжном рынке.

Рассказываем ребенку о том, что надо делать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специального времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладости; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, - эти и подобные ситуации могут стать темой для обсуждения. Спрашиваем: почему так не стоит делать? Почему этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предлагаем ему представить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать.

Друзья нашего здоровья – это солнце, воздух и вода, это главные факторы помогающие сохранить и укрепить здоровье, надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой организм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливающим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых порах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце,которое способствует уничтожению микробов, повышает сопротивляемость и устойчивость организма против болезней, закаляет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бывает Солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обращаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух литров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере, а в условиях детского сада – искусственном бассейне.

Еще один друг здоровья - свежий воздух.

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закаливания. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подбираем комплексы физических упражнений, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться, в этом педагог является хорошим партнером для ребенка,который не только получает массу положительных эмоций, но и учится преодолевать конфликтные ситуации, управляет своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими детьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопоказаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физическую нагрузку. Самый простой критерий отбора - хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

Систематические занятия, посильные для малыша физические упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым.

В повседневной деятельности, учим ребенка навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот прием. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатывается мышечная «память».

Ребенок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. сохранить здоровье.

Например, мы рассказываем ребенку об устройстве его организма, правилах личной гигиены. Но важно не просто знать, а применять эти знания в жизни. Ребенок должен сознательно относиться к выполнению правил личной гигиены и знать, что его ждет, если он не будет соблюдать эти правила.

Многие расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, понос) называют болезнями «грязных рук».

Почему? На этот вопрос малыш может ответить самостоятельно, установив связь между неправильным поведением и болезнью, т. е. между причиной и следствием. Проверьте знания ребенка, предложив ему игру-тест «Как я поступаю?». Каждый ответ (да, нет) оценивается одним баллом.

Я забываю мыть руки перед едой.

Я ем фрукты и овощи немытыми..

Я ем слишком быстро.

Я плохо пережевываю пищу.

Я ем слишком много, переедаю.

Я люблю чипсы и ем их часто.

Я грызу ногти на руках.

Я ем много сладостей.

Суммировав баллы (установив, каких ответов больше), ребенок должен сам сделать вывод: может ли у него заболеть живот и отчего.

Такие же тесты можно предложить о других факторах здоровья - закаливании, занятиях физкультурой, условиях сохранения хорошего зрения, слуха и т. д.

Стараемся разъяснить ребенку, почему не нужно покупать на улице и на рынке конфеты-леденцы, пирожки и другую заманчивую еду, приготовленную кустарным способом или не подлежащую долгому хранению.

Ребенка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами: поганками, мухоморами, ложными опятами, показываем, как они выглядят (по рисункам в книгах или в природных условиях). Это тоже лучше делать в игре, побуждая ребенка размышлять, делать выводы из специально создаваемой проблемной ситуации.

Очень важно объяснить ребенку, что многие микробы (мельчайшие живые организмы) передаются воздушно-капельным путем. В результате возникают болезни дыхательной системы: ангина (сильное воспаление нёбных миндалин), бронхит (воспаление бронхов), грипп (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота, поражение слизистой оболочки дыхательных путей).

Учим ребенка пользоваться маской (марлевой повязкой) или носовым платком, если он сам заболел или рядом находится больной человек, который чихает и кашляет. Объясняем, почему нельзя есть из одной посуды с больным человеком, брать у него из рук еду, есть одно яблоко и т. д.

Рассказываем е ребенку, если он заболеет, как нужно себя вести. Он будет стремиться выполнять все предписания врача, когда поймет их смысл и назначение. Учим ребенка контролировать свое поведение и после болезни, чтобы удостовериться, что он здоров. Спрашиваем о его ощущениях, объясняем, почему надо избегать резких охлаждений, не прыгать, не бегать: организму после болезни (грипп в тяжелой форме, длительная ангина, бронхит, пневмония и т. д.) необходимо восстановиться.

Нередко у детей возникают головные боли, вызванные внешними, вполне устранимыми причинами. Назовем эти причины.

Во-первых, нарушение режима дня, в результате чего наступает утомление.

Что делать: создать такие условия, чтобы ребенок вовремя гулял, ел, ложился спать, не сидел часами перед телевизором или за компьютером.

Во-вторых, нарушение порядка чередования труда и отдыха, что тоже приводит к утомлению.

Что делать: правильно организовать занятия, обеспечить активный отдых (физкультминутки, прогулки).

В-третьих, недостаточная двигательная активность, ослабляющая организм и снижающая его работоспособность.

Что делать: привлечь ребенка к занятиям физической культурой и спортом. При проведении занятий по ОБЖ, рассказываем ребенку, что в его доме (квартире) имеется большое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность - пожар. Участившиеся пожары, ставят эту проблему на первый план. Поэтому ребенок должен знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах возникают по вине человека - чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Учим детей, как действовать в случае возникновения пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и сообщить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из горящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользоваться лифтом.

Необходимо, чтобы дети усвоили, почему нельзя прикасаться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Учим их пользоваться электрическим чайником, плитой.

Какие еще опасные предметы есть в наших домах? Стиральная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Рисуем вместе с детьми символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Предупреждаем ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь балкона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или выходить без взрослых на балкон - можно упасть и разбиться.

Что еще должен знать и уметь ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем дошкольно-школьном возрасте. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нарушающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В работе для закрепления знаний используем настольные игры: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с детьми проверяем, как они руководствуется этими правилами на практике, все ли выполняют точно.

В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:

Совет 1 .Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.

Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.

Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Таким образом, применяя на практике новые методы технологии по здоровьесбережению мы, педагоги, формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.: Вентана-Граф,2004.

Копылов Ю.А.,Полянская Н.В.Физическое воспитание ослабленных детей-М.: Вентана-Граф,20004.

Зайцева В.А.Полные и худощавые дети.- М.:Вентана-Граф,2004.

Лемяскина Н.А.,Обухова М.А.Тридцать уроков здоровья.М.,2001.

Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб ТЦ «СФЕРА» 1995.

Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб ТЦ «СФЕРА» 1997.

Формирование потребностей в здоровом образе жизни


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого и физического долголетия.


ЗОЖ содержит в себе следующие основные элементы:- личную гигиену, - рациональное питание,- отказ от вредных привычек,- закаливание,- оптимальный двигательный режим.


Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности


Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.


Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним


Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления)


Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем


Применение системного подхода к формированию у подростков здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью предполагает целый ряд мер и мероприятий, проводимых с детьми


В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:


Совет 1. Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.


Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.


Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.


Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.


Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.


Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.


Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.


Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний:- держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает;- не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой;- не надевать обувь или головные уборы других детей.Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.


Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.



Спасибо за внимание!!!

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование потребности в здоровом образе жизни [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

За последние сто лет человечество достигло невиданных успехов во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Все, что создано, – результат деятельности человека, его таланта и интеллекта. Труд преобразует не только окружающую среду, но и самого человека. Однако благополучие любого сообщества и каждого человека в отдельности определяется не материальными благами, а состоянием его здоровья.

Понятие и особенности формирования потребности в здоровом образе жизни

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью.

Понятие "здоровый образ жизни" однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Визитей Н. Н., В.А. Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (М.Я. Виленский и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Здоровый образ жизни – это "результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья" .

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

В немалом количестве болезней виноваты не природа, не окружающая среда и общество, а только сам человек, являющийся частью этой природы и этого общества. Чаще всего, особенно в зрелом возрасте, человек заболевает от малой подвижности и несоблюдения режима питания. При этом он надеется на медицину. Медицина может неплохо лечить многие болезни, но не может сделать человека абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.

Людмила Иванова
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у младших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеек»

Воспитание потребности в

здоровом образе жизни

у младших дошкольников

Подготовила :

Иванова Людмила Ивановна,

воспитатель

г. Новый Уренгой

На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования направление «Физическое развитие» решает основные цели и задачи :

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни ;

сохранение, укрепление и охрана здоровья детей ;

повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления;

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты , грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

Формирование потребности в ежедневной двигательной активности;

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

«Физическая культура» занимает одно из ведущих мест в воспитательно- образовательном процессе дошкольников . И это не случайно.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих нарушенное здоровье , наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста . Это связано с множеством негативных явлений современной жизни : непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи . От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе достаточно актуальной.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни . Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием сформированности представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни , на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов , и расход энергии в процессе жизнедеятельности )

3. Рациональная двигательная активность.

4. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т . д.

5. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем , курения, наркотиков и токсических веществ).

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают , что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут . Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни» . Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым » и чувствовать себя здоровым , они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью , как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть . На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

В старшем дошкольном возрасте , благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый » - как «большой, хороший» (вот здорово ) и «здоровый » - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью , но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своего собственного действия («нельзя есть грязные фрукты» , «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье » с выполнением правил гигиены.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела» ). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач . Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве , заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье .

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью , нам, воспитателям , необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье " определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни .

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ : Занятия физкультурой и прогулки. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. Бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание , своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека . В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем , появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни .

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми : в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно : родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет. Движение - врожденная потребность человека , от удовлетворения которой зависит его здоровье . Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении . Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника .

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый , пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей .

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям :

1. Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки , закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья , физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения .

Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь , где использовались разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации , дефекации и т. д. Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму : своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих . Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Оформили альбом “Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности . Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают . За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья . Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей . Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни , а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух” . Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом , необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих .

Государственное казенное вечернее (сменное) образовательное учреждение

Центр образования при исправительных учреждениях

Самарской области

Доклад на тему

«Формирование у обучающихся потребности

в здоровом образе жизни».

Выполнила:

учитель химии и биологии

филиала № 1 Агапова Г. Е.

Новокуйбышевск, 2013 г.

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы - человекообразующая.

Одной из приоритетных задач ЦО является здоровьесбережение участников образовательного процесса.

Устав Всемирной организации здравоохранения трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведет человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о своем здоровье.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Поэтому одной из задач системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Педагог должен работать так, чтобы обучение учащихся в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Под понятием здоровьесберегающая технология подразумеваются такие формы, методы и приемы деятельности образовательного учреждения, которые сохраняют и укрепляют здоровье учащихся.

Их применение даёт возможность:

Осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

Достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;

Осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

Организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Построение уроков на здоровьесберегающей основе:

Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе санитарно-гигиеническим нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, подбор мебели в соответствии с ростом учеников, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут в зависимости от темы.

Количество методов обучения (словесные, наглядные практические – самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование методов обучения не позже чем через 10-15 минут.

Для урока следует подбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одно минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

В содержание уроков следует включать вопросы, связанные со здоровьем и формированием стремления к здоровому образу жизни.

На уроке должна присутствовать активизация мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: познавательная потребность, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Для создания психологического комфорта в классе использовать на уроке эмоциональные разрядки: примеры, шутки, смех, музыкальные минутки, поэзию и т.п.

На уроке должно быть интересно!»

На своих уроках я использую элементы здоровьесберегающей технологии: смена видов деятельности, чередование методов обучения, оздоровительные моменты, эмоциональную разрядку, доброжелательное отношение к учащимся, стараюсь сделать свои уроки более интересными и познавательными.

Я преподаю биологию и химию, и это дает мне возможность использовать материал урока для формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся. В течение всего курса биологии 8-го класса (Анатомия, физиология, гигиена человека) учащиеся изучают с научной точки зрения вредное влияние курения, алкоголя, наркотиков, токсических веществ на все системы органов человеческого организма, а значит, наносят вред здоровью человека. Ученики узнают, что здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Они знакомятся с элементами здорового образа жизни:

    воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

    окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

    отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

    питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

    движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей организма;

    соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

    закаливание.

На уроках биологии в 9 –ом классе (Общая биология) формировать потребность в здоровом образе жизни можно при изучении следующих тем: «Цитология», «Генетика», «Экология», «Биосфера». Учащиеся узнают об отрицательном воздействии на организм человека вредных привычек, что может привести к генетическим изменениям и наследственным заболеваниям. Они изучают воздействие факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение атмосферы, почвы и воды напрямую связаны со здоровьем человека. На уроках мы говорим о необходимости экологической грамотности населения и путях решения данных проблем.

В курсе химии 8 –го класса учащиеся знакомятся с химическими веществами, с необходимостью безопасного обращения с кислотами, щелочами и другими веществами в быту и на производстве. Материалы тем «Кислород», «Водород», «Вода», «Галогены» я использую для пропаганды здорового образа жизни.

Курс химии 9 класса (раздел «Органические вещества») и 11 класса также дают много возможностей для формирования здорового образа жизни: «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Фенолы», «Лекарства». Учащиеся с химической точки зрения узнают о вредном влиянии алкоголя и токсических веществ на организм человека, о необходимости правильного использования лекарств.

На уроках факультатива «Химия в повседневной жизни человека» учащиеся приобретают навыки безопасного обращения с вредными химикатами в быту и способами их нейтрализации.

Проблема формирования здорового образа жизни решается не только на уроках, но и во внеклассной работе: на классных часах и во время проведения предметных декад. Классные часы я стараюсь проводить в разнообразных формах: беседы, в том числе информационные, лекции, диспуты, викторины, провожу тестирование и организую встречи с врачами: терапевтом и психоневрологом. В начале учебного года провожу анкетирование учащихся о мероприятиях, которые бы они хотели услышать на классных часах, но, учитывая образ жизни наших учащихся и культуру их поведения, составляю план воспитательной работы и делаю упор на пропаганду здорового образа жизни. Данная тема раскрывается при проведении следующих мероприятий: тестирование «Умеешь ли ты вести здоровый образ жизни?»; беседы: «Как сказать наркотикам – нет!», «Учись быть здоровым!», «Здоровье человека и окружающая среда», о вреде алкоголя «Похититель рассудка», «Состояние здоровья и самочувствие»; лекции: «СПИД – коварная болезнь», «Знакомство с методикой закаливания П. Иванова»; викторина «Кожа – зеркало здоровья»; диспуты: «Курение или здоровье – выбирайте сами!», «Алкогольная трясина».

На классных часах знакомлю учащихся с советами здорового образа жизни:

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

В рамках предметных декад по химии и биологии провожу разные мероприятия: это занимательные игры, викторины, конкурсы, составление кроссвордов, ребусов, занимательных задач, а также внеклассные мероприятия по биологии и химии: «Небезопасная еда», в ходе которого учащиеся знакомятся с вредными и запрещенными в нашей стране пищевыми добавками - «Е», с полезными и не очень продуктами питания; игра «Химия и здоровье», где учащиеся с точки зрения химических законов и процессов объясняют явления повседневной жизни.

Большое значение для выполнения поставленной задачи имеют и индивидуальные беседы с учащимися об их проблемах, вредных привычках и способах их искоренения.

Пропагандой здорового образа жизни является и личный пример педагогов школы. В настоящее время все учителя нашей школы в определенной степени ведут здоровый образ жизни: не курят, посещают бассейн, ходят на лыжах, следят и используют для оздоровления новинки медицинской техники.

В формировании потребности учащихся в здоровом образе жизни принимают участие все учителя нашей школы как на своих уроках, так и во внеклассной работе. И только совместная деятельность всех педагогов школы может принести желаемые результаты. За прошлый учебный год 5 учащихся нашей школы бросили курить, что несомненно является неплохим результатом в пропаганде здорового образа жизни.

Здоровьесбережение не должно носить характер акций, разовых мероприятий. Здоровьесбережение – это постоянная системная работа.

Школа может и должна внушить ученику необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности, путей сохранения и преумножения здоровья.

Статьи по теме: