Проект в старшей группе на тему экология. Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир

Проект по формированию экологической направленности у детей старшего дошкольного возраста «Мы хозяева Земли»

Актуальность. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Тип проекта: смешанный (исследовательско-творческий и информационно-практический), игровой.
Сроки реализации: на 2017-2018 учебный год.
Участники проекта: дети старшей группы «Солнечные лучики», родители, воспитатели группы.
Цель проекта : формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Формировать знания об организации природы Земли в границах обитания человека.
2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
3. Познакомить с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;
4. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
5. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
Дополнительно: игровые задачи:
1. Создать развивающую предметно-игровую среду для организации сюжетно-ролевой игры «Хозяева Земли»;
2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
3. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
4. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Предполагаемый результат:
сформировать представление о живой и неживой природе;
расширить представления о взаимодействии человека с природой;
научиться играть в сюжетно-ролевую игру «Экологи»;
изготовить поделки из природного материала;
создать плакаты в защиту природы;
оформить уголок в группе «Мы – хозяева Земли».

Этапы проекта

1 этап подготовительный:
1. довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
2. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
3. разработать консультации для родителей;
4. сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.
2 этап. Разработка проекта:
1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;
4. Составить план реализации проекта.
3 этап. Реализация проекта.
Игровая и образовательная деятельность.
Осень
Беседа «Дом под крышей голубой»
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
октябрь
Беседа на тему «Растения-фитотерапевты» Познакомить детей с растениями-фитотерапевтами; воспитывать бережное отношение к цветам, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о некоторых лечебных растениях. октябрь

Лото «Дары природы»
Познакомить с растительным миром.
октябрь

Д/и «Береги живое»
Дать знания о том, что надо беречь окружающую нас природу.
октябрь

ООД «Наша планета – Земля»
Развивать интерес детей к природе, природным явлениям, стремление к ее познанию; формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы; воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, стремление оберегать природу; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
ноябрь

Настольно-печатная игра «Ребятам о зверятах (в лесу)»
Расширять кругозор детей; развивать внимание, логическое мышление, память; активизация словаря.
ноябрь
Сюжетно-ролевая игра «В лесу» Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе. ноябрь
Итоговое Развлечение «В гостях у Лесовичка» Познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Конец ноября
Зима
Развивающая игра «Как зовут тебя деревце?»
Познакомить детей с многообразием мира растений; развивать мышление и восприятие, внимание и память.
декабрь

Беседа «Волшебница – вода»
Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.
декабрь

Экспериментирование «Вода нужна всем»
Дать детям представление о роли воды в жизни растений и человека.
декабрь

Лото «Основы безопасности в природе»
Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.
декабрь
Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей. декабрь

Д/и «Найди, что опишу»
Учить находить животное или растение по описанию.
январь

Экспериментирование «Что в пакете?»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха, дать знания о необходимости чистого воздуха.
февраль


Д/и «Что будет, если…»
На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать внимание, память.
февраль

Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.
Учить детей видеть и восхищаться творениями природы, подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник.
февраль

Игра-викторина «Мои зеленые друзья»
Уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни.
февраль
Итоговое
Сюжетно-ролевая игра «Лесное происшествие»

Весна
На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей; формировать умение выражать свое февраль
Развивающая игра «Береги природу» Познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, научить детей правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе. март

Д/и «Город, в котором хотел бы я жить»
Развивать творческие способности детей на основе представлений о городе как о доме с экологически полноценной окружающей средой, где все гармонично.
март

Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений»
Дать понятие о почве как о «живой земле».
март

ООД «Путешествие по страницам книги «Тайны живой природы».
Развивать любознательность детей, умение видеть новое в знакомом мире лесного царства; развивать способности, выражать свое отношение к роли через игру.
март

Д/и «Природа и человек»
Закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
март
Д/и «Экологический светофор» Уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой. март

Зоологическое домино
Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
апрель

Д/и «человек – верный сын природе»
Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».
апрель

ООД «Мы – друзья природы»
Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.
апрель

Экспериментирование «Очистка грязной воды»
Дать детям представление об очистке воды.
апрель
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.
апрель

ООД «Лес – наше богатство и краса, береги свои леса»
Уточнить и расширить знания детей о лесе, закрепить правила поведения в лесу, воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
май
Итоговое
Сюжетно-ролевая игра «Экологи» Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом эколога. Закрепление представлений детей о труде эколога в природе. Воспитывать уважительное отношение к труду. май

Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.
Содержание
Программное содержание
Сроки выполнения
Сбор различного природного материала на территории детского сада.
Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей.
Сентябрь-ноябрь

Создание поделок из природного материала

Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.
Сентябрь-май

Кормление птиц зимой
Воспитывать положительное отношение к труду, заботу о зимующих птицах.
Декабрь-март

Лепка из соленого теста «Птицы»
Развивать навыки работы с тестом, выполнения аккуратности; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.
декабрь

Рисование плаката «Берегите природу»
Познакомить детей с искусством плаката; вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания, развивать детское творчество.
декабрь

Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего.
Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.
январь

Аппликация «Птички в кормушке»
Развивать интерес к методу «обрывания»; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги.
февраль

Изготовление экологических знаков
Воспитывать бережное отношение к природе; развивать глазомер, мелкую моторику рук.
март

Коллективная работа «Мир в капельке воды»
Закрепить знания о важности воды в жизни животных, растений и человека.
апрель

Рисование «Какую пользу я принес планете»
Упражнять в рисовании лесной поляны; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь и интерес к природе.
апрель

Чтение художественной литературы.
Содержание
Программное содержание
Сроки выполнения

Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат»
Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
октябрь

О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Формировать понятие об окружающем мире, о взаимодействии людей и животных; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать художественное восприятие и эстетический вкус; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка.
ноябрь

Г.Бажов «Хозяйка медной горы»
декабрь

В.Бианки «Лесные происшествия»
январь

А.Л. Стишковская «Большая книга леса»
февраль

Е. Лавреньтева «Энциклопедия животных»
март

Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»
апрель

Загадки об обитателях леса
май

Работа с родителями.
Формы и методы работы
Сроки выполнения

Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком»
октябрь

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Экологи»
Ноябрь - декабрь

Изготовление книжек - малышек
декабрь

Изготовление коллажей на тему «Берегите природу»
январь

Игра-викторина совместно с детьми «Знатоки природы»
февраль

Оформление папки – передвижки на тему «Хозяева Земли»
апрель

4 этап. Презентация проекта.
1. Выставка поделок из природного материала;
2. Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;
3. Показ экологической сценки.

Длительность проекта – краткосрочный (неделя).
Вид проекта – познавательно-продуктивный, групповой.
Участники: дети, воспитатель, родители.

«НАСЕКОМЫЕ»
проект для детей старшей группы

Актуальность :экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание и не случайно 2017 год признан годом «Экологии». Мы знаем, что на земле экология ухудшается, гибнет все живое, и мы должны у детей сформировать основы экологической культуры, бережное отношению ко всему живому, что есть на земле. Это нужно начинать формировать с детства.

Большинство детей в больших городах редко бывают на природе, по этому, не видят и не могут эмоционально воспринимать красоту цветов, восход солнца, закат. Это нельзя увидеть на картинках и фотографиях.

Дети по своей природе очень любознательны, любят наблюдать, проводить опыты, это надо активно использовать при работе с ними, чтобы они получили больше знаний об окружающем мире.

Но не все дети воспитаны, не все знают правила поведения в природе. Наша задача через проект формировать у дошкольников бережное отношения к природе, заботиться о ней, восхищаться, с любовью относится даже к самому маленькому существу.

Цель: создание условий дляформирования у дошкольников бережного отношения к природе через ознакомление с миром насекомых.

Задачи:

  1. Расширять у детей представление о многообразии насекомых, об их характерных особенностях, местах обитания, питания.
  2. Развивать творческие способности дошкольников.
  3. Развивать познавательную активность, активизировать и обогащать словарь через разучивание стихов, песен, загадок, чтение художественной литературы.
  4. Воспитывать заботу о сохранности природы, отзывчивость и гуманного отношения к ней.
  5. Привлекать родителей к экологическому воспитанию детей в семье.

Длительность проекта – краткосрочный (неделя).

Вид проекта – познавательно-продуктивный, групповой.

Участники : дети, воспитатель, родители.

Ожидаемый результат:

  • Презентация развивающего лептопа «Насекомые»;
  • Викторина «Насекомые».

1 Этап проекта – подготовительный.

  • Составление плана деятельности.
  • Сотрудничество с родителями (консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых»).
  • Подбор литературы о насекомых, песен, пословиц, иллюстраций.
  1. Основной этап — Выполнение мероприятий по плану проекта.

3 этап – заключительный.

Праздничное мероприятие инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».

Выставка детских рисунков «Насекомые» (совместно с родителями).

План мероприятий

Виды деятельности и содержание проекта.

Продуктивная . Творческая мастерская: с амостоятельная деятельность Лепка «Стрекоза, жук, муха, гусеница». Рисование бабочек (не традиционный способ). Конструирование «Бабочка» (оригами).

Задачи: Закрепить умение лепить насекомых из отдельных частей, соединять части в единое целое, правильно передавать их форму и пропорции. Учить аккуратно рисовать используя в работе разные нетрадиционные способы. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и инициативность.

Музыкальная . Прослушивание музыкальных произведений Римский Корсакова «Полет шмеля», Чайковский «Вальс цветов». Разучивание песен «В траве сидел кузнечик», «Улыбка».

Задачи. Познакомить с песнями о насекомых. Учить четко проговаривать слова песен, соблюдать интонацию, выразительность.

Коммуникативная . Литературная гостиная: Чтение Чуковского «Муха-Цокотуха», Крылова «Стрекоза и муравей», Драгунского «Он живой и светится». Интервью – составление рассказа о насекомых. Разучивание поговорок, стихов, песен, закличек о насекомых. Подвижные игры «Бабочка», «День и ночь», «Лягушка и цапля», «Поймай комара», «Четвертый лишний». Инсценировка в средней группе сказки «Муха цокотуха».

Задачи . Познакомить с писателями натуралистами. С героями этих произведений. Разбор значения пословиц, поговорок о насекомых. Учить выразительности при чтении стихов. Формирование навыков диалогической речи на тему «Насекомые луга». Познакомить с профессией натуралиста. Воспитывать любовь к природе. Познакомить детей младшего возраста со сказкой «Муха Цокотуха», учить играть с выражением, передавать характер героя.

Познавательная . Экскурсия по территории детского сада, местам обитания насекомых. Беседа- обсуждение «В чем польза насекомых». Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о насекомых.

Задачи . Познакомить детей с насекомыми, их строением. Воспитывать уважение к «братьям меньшим» сострадание, помощь к слабым, беззащитным.

Игровая . Подвижные игры «Бабочка», «День и ночь», «Лягушка и цапля», «Поймай комара». Дидактические игры «Собери насекомое», «Составь рассказ по схеме», «Соедини по точкам», «Тараканище», «Найди различие и сходство».

Задачи. Развивать выдержку, внимание, быстроту меткость, взаимовыручку. Уметь бегать в разных направлениях не натыкаясь друг на друга. Познакомить видами насекомых. Уточнить главные отличительные признаки всех насекомых.

Работа с родителями . Оформление папки- передвижки «Насекомые», «В семье о насекомых». Выставка рисунков «Насекомые вокруг нас».

Задачи . Закрепить знания о мире насекомых. Внешнем виде, способе передвижения и месте обитания.

Результаты проекта:

  1. Повысился уровень знаний дошкольников о жизни насекомых.
  2. Вовлекли родителей в жизнь детского сада
  3. Развили познавательный интерес, любознательность, коммуникативность.
  4. Выступили в средней группе и показали сказку «Муха Цокотуха».
  5. Оформлена выставка рисунков «Насекомые вокруг нас» (совместно с родителями).

Название: Проект «Насекомые»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 10
Месторасположение: Красноярский край г.Ачинск

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Цель данного проекта: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи:

1. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи живой и неживой природы, о бережном и заботливом отношении к ней.

2. Создать условия для формирования способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширения перспектив развития поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

3. Расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания в изменяющихся условиях; способствовать овладению трудовыми навыками.

4. Способствовать развитию связной, диалогической речи; совершенствовать умение сочинять рассказы, сказки, отгадывать загадки; использовать в речи произведения устного народного творчества.

5. Довести до сознания детей необходимость вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, употреблять витамины, лекарственные растения; совершенствовать умение соотносить движения с текстом; развивать мелкую моторику рук.

6. Поощрять у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

На подготовительном этапе проекта мною были собраны иллюстрации по теме проекта; подготовлены наборы семян для изучения, для посадки, ящики с грунтом; разработала непосредственно-образовательную деятельность «Мы изучаем семена» с использованием мультимедийной презентации: «Разные семена»; подготовила дневник наблюдений за ростом растений для последующего его заполнения; собрала картотеку дидактических игр; подобрала загадки, стихи, произведения устного народного творчества, познавательную и художественную литературу; материалы для бесед; подготовила мультимедийные презентации: «Как прорастает семя» (для экспериментальной деятельности), «Вырастим горох» (для беседы), собрала материал для пособия «Чудо-семена».

Дети самостоятельно выявили проблему. Один ребенок пришел в детский сад после болезни и рассказал, что врач посоветовал ему употреблять в пищу больше витаминов, которые находятся в луке, укропе, салате. Но где взять эти растения ранней весной, когда земля еще покрыта снегом? Отсюда возникла идея организовать проект, который ответил бы на этот вопрос. Дети определили цель своего проекта: как появляются растения, которые содержат витамины.

Я использовала модель трех вопросов:

— что знаем об этих растениях? (выращивают на огороде, очень полезные, содержат много витаминов, употребляют в пищу, чтобы не болеть, их можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная).

— что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).

— как узнать? (дети обращаться за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находят информацию в энциклопедии, книгах, детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах лупы, дневник наблюдений, пинцеты, линейки).

Перед началом проекта я проинформировала родителей о том, что в группе будет реализовываться экологический проект «Чудесные семена». Все родители поддержали идею проведения проекта и высказали желание оказывать содействие, принимать активное участие в нем.

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян укропа («Грибовский»), лука-батуна, кресс-салата («Забава»), витаминной травы для кошек. Сначала мы с детьми замочили семена, затем провели их посев. В течение шести недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений. Все наблюдения дети заносили в дневник. Растения находились на подоконнике на солнечной стороне, ребята, аккуратно, стараясь не повредить молодые всходы, производили их полив. Дети установили, что для нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.

В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас вырос хороший урожай, который послужил прототипом деревенского огорода для составления композиции «Деревенька». Ребята с удовольствием поучаствовали в создании этой композиции. «Деревенька» напомнила детям места, где живут их бабушки и дедушки, где они проводят летний отдых.

Детей очень порадовали сочный и вкусный укроп, витаминная травка для кошек, которую мы срезали несколько раз и дети забирали ее для своих домашних питомцев, лук добавляли в супы во время обеда, кресс-салат удивил своим необычным вкусом и большим количеством витаминов.

Во время образовательной деятельности: «Мы изучаем семена» дети узнавали, сравнивали, описывали семена различных растений по мнемосхеме, одновременно с исследовательской деятельностью у детей развивалась связная, диалогическая речь, обогащался словарный запас. Работа в нашей лаборатории очень увлекла ребят, им понравилось пользоваться лупами, пинцетами, пузырьками; рассматривать семена растений (кукурузы, тыквы, томата, подсолнуха, огурца, арбуза, дыни), т.к. некоторые из семян дети увидели впервые.

Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта.

Дидактическая игра: «Где посажены семена?» помогла детям соотнести растения по месту их выращивания. Детям были представлены схематичные изображения цветника, огорода, сада и поля, к которым нужно было подобрать необходимые карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети уверенно справились с поставленной задачей.

В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов, место их произрастания, пользу. После рассказа дети сообща заполнили две корзины: одну- овощами, другую- фруктами.

Дидактическая игра: «Рисуем картину» , где дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивали их. Данная деятельность потребовала от детей усидчивости, аккуратности, внимательности, тем не менее заинтересовала детей самим процессом и порадовала результатом.

Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием семян вызвало большой интерес у детей, они с увлечением делали необходимые зарисовки в дневнике, согласно результатов наблюдений за растущими растениями. Дневник велся на протяжении всего проекта, зарисовывались изображения растущих растений: укропа, лука, салата, витаминной травы. Дети с удовольствием передавали результаты наблюдений в рисунке.

В ходе проекта мы изготовили поделки на тему: «Уж тает снег, бегут ручьи…». У нас получились необычные кораблики с парусами, украшенные семенами растений: гречихи, риса, подсолнечника, гороха. В результате, по быстрому весеннему ручью поплыл длинный красивый караван кораблей.

Совместно с родителями провели выставку рисунков: «Растения нашего края» . Она вдохновила детей на тщательное продумывание замысла своего рисунка: необходимо было изобразить семена растения, рост этого растения и его плод. Дома, вместе с родителями, дети рассматривали растение, его семена, изучали энциклопедию, а в детском саду, используя полученные знания, самостоятельно рассказывали об изображенном растении. Таким образом, дети познакомились с этапами развития выбранного растения, его характерными особенностями, используя знания, полученные от родителей.

Во время проекта изго товили две коллективные работы. «Цветочную композицию» дети украсили семенами различных растений. Они с большим увлечением украшали цветок за цветком, листок за листком, поочередно меняясь и уступая место друг другу.

Коллективная работа: «Озеро» представляла собой разноцветных рыбок, плавающих в голубом озере. Всех рыбок украсили семенами различных растений. Эти работы потребовали от детей аккуратности, сосредоточенности, нацеленности на результат, проявления творческих способностей.

В результате проведения этих работ дети поняли, что семена могут не только прорастать и, постепенно развиваясь, превращаться в растения, но и использоваться как декоративное украшение в художественном творчестве.

На заключительном этапе, продуктом проекта стало изготовление пособия: «Чудо-семена». Оно помогло детям задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память; дети смогли выделить главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

В дальнейшем ребята продолжали использовать пособие «Чудо-семена». Самостоятельно, в домашней обстановке, они стали знакомиться с новыми растениями и помещать их иллюстрации или семена в наше пособие. Далее, используя известный алгоритм, дети, уже без помощи воспитателя, изучали выбранные растения.

Предложенный проект по развитию познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности предоставил детям возможность дальнейшего самостоятельного познания окружающего мира.

воспитатель ГБОУ Самарской области

«Средняя общеобразовательная школа № 10»,

г. Сызрань, городской округ Сызрань, Самарская областт.

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

«Детский сад № 14»

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Руслана А.

Женя К.

Олеся А.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Фотоотчет.








С П А С И Б О!

ПРОЕКТ В ДОУ

ТЕМА «ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ»

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный (4 недели).

Актуальность проекта: Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире республики Мордовия.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

Ожидаемые результаты проекта:

Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:

Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе .

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

. Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Беседа с детьми.

Ноябрь – последний месяц осени.

Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.

Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)

А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)

По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

А теперь я прошу вас отгадать загадку :

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

Трудовая деятельность.

Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.

Подвижная игра: «Листопад».

Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

Надо охранять и беречь природу.

Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Непосредственная образовательная деятельность

по экологии в старшей группе на тему

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Оборудование:

Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).

Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).

В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.

Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.

Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (лису)

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож

Что не зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы наподаем только на слабых и больных животных.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается.

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается.

(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Физкультминутка

Игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

« Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цели:

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории Мордовии.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Оборудование:

Предметные картинки, листья деревьев.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки . (дерево)

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья, у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.

Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?

Назовите хвойные деревья?

Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали? (ответы детей)

(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.

Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.

А что ещё есть у дерева? (ответы детей)

Дидактические игры.

Игра «От какого дерева лист?»

Игра «Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.

Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?

(рассуждения детей)

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»

Цель:

Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (рябина)

Ребята, посмотрите на это дерево.

Где его можно встретить?

Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)

Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?

Ответы детей.

Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».

Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

Ответы детей.

Потрогайте ягоды рябины. Какие они?

Ответы детей.

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.

Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?

Ответы детей.

Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

Ответы детей.

Настольная игра

«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

НОД «Хвойные деревья наших лесов»

Тема: «Хвойные деревья наших лесов»

Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Ельниковского района.

Задачи:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев.

Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности.

Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные; активизировать их в речи.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев.

Передавать свои тактильные ощущения.

Предметно-развивающая среда:

Аудиозапись «Шум леса».

Схема «Строение дерева».

Разрезные схемы-картинки.

Картинки-иллюстрации ели и сосны.

Веточки, шишки и семена ели и сосны на каждого ребёнка.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

1.Организационныймомент.

Ребята, у нас сегодня необычный день. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)

А у вас хорошее настроение? (ответы детей)

Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.

Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!

Пальчики сердитые, здравствуйте!

И ладошки наши крошки, здравствуйте!

И улыбки, и улыбки, здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!

Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

2.Основная часть.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать загадку.

Включается аудиозапись «Шум леса».

Загадка:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

(ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, где растут деревья?

(ответы детей)

А где растёт деревьев больше всего?

Дети: в лесу.

Давайте представим, что мы оказались в лесу, и… превратились в деревья.

Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

Наше тело – прочный ствол.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой

В небо упирается

Наши руки – ветви

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Итак, дети, что общего в строении всех деревьев?

(Предполагаемый ответ детей: корень, ствол, ветви,листья.)

Работа со схемой «Строение дерева».

У вас на столах разрезные картинки, отражающие строение дерева. Соберите их так, чтобы все части дерева были расположены правильно.

Сегодня, мы будем говорить о деревьях, которые вы много раз видели. А чтобы узнать, что это за деревья, давайте поиграем.

Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку».

Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки

Очень прямо я расту, в высоту,

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна)

Молодцы!

Мне понравилось,как вы все вместе и дружно отгадывали мои загадки.

Эти два дерева очень похожи друг на друга. Чем они похожи?

Предполагаемый ответ детей: у них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоёй называют … (хвойные).

(Предполагаемый ответ детей.)

Познакомимся с этими деревьями поближе. Вы узнаете о них что-то новое и интересное.

Я принесла веточки хвойных деревьев. Осторожно сорвала нижние веточки на дереве. Погибнут теперь деревья? Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности, конечно, нельзя рвать ветки.

Посмотрите на вашем столе лежат эти веточки. Посмотрите на них.

Рассматривание веток ели и сосны.

А теперь, возьмите в руки и потрогайте их хвоинки. Какие они?

(Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.)

Одинаковы ли они по размерам?

(Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие – короткие.)

Верно. Как вы думаете, веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву?

(Ответы детей.)

Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели?

Дети: Еловая.

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Ёлочка хочет с вами поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребёнка и здоровается «Здравствуй, Петя!» , а дети «Здравствуй, ёлочка!»

Педагог выдвигает картинку ели на первый план.

Посмотрите на картинку. Какие веточки по размеру растут на самом верху ели? А внизу?

(Ответы детей.)

Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки. Внимательно рассмотрите её хвоинки. Посмотрите, хвоинки у неё колючие, а ещё и не дружные. Растут на ветках по одной друг за другом.

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели-ёлки-ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

(руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса.

(руки вниз, присели)

Давайте познакомимся с другим деревом.

Педагог выставляет картинку сосны.

Как называется это дерево?

Дети: Сосна.

В какой части дерева располагаются ветки сосны?

(Ответы детей.)

Педагог показывает ветку с сосны.

Вот ветка с сосны, если с сосны, то она какая?

Дети: Сосновая.

Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они отличаются от еловых хвоинок?

Дети: Они длиннее еловых хвоинок.

Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт вместе у сосны?

Дети: По две.

Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут?

Дети: Ёлкой, хвоёй.

Вам нравится этот запах?

(Ответы детей.)

Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды. Поэтому так полезно гулять среди этих деревьев.

А что растёт на хвойных деревьях?

Дети: Шишки.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев.

У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Они во многом отличаются друг от друга. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шика ели, другая округлая – сосны.

Эксперимент с семенами.

Между чешуек шишек созревают семена. Они тоже перед вами. Возьмите их в руку и подуйте. Что произошло?

(Ответы детей.)

Они полетели. А на что они похожи?

(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т.п.)

Вот так их от дерева-мамы разносит ветер. Они падают на землю, и вырастает из них маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она чтобы стать могучим деревом.

Игра «С чьей ветки детки?»

Перед вами лежат веточки хвойных деревьев и шишки. Надо к каждой ветке положить соответствующую шишку. Назвать с какого дерева шишки.

Итак, ребята, лес, в котором растут только ели, называется … (еловый);

лес, в котором растут только сосны, называется … (сосновый) .

Сосновые и еловые леса, называют … (хвойными лесами).

3.Заключение.

Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Высказывания детей.

Ребёнок:

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали.

Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки,

А, когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

Творческая деятельность.

Я предлагаю вам расположить ваши веточки вот на этой поляне (заранее подготовлена поляна из плотного картона), и превратить её в хвойный лес.

Сегодня вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам по шишке. Наш детский сад похож на большую шишку, в которой находится много маленьких семян, также, как в нашем саду много вас, ребят. Когда семена упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже,

Когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.

Чтение стиха А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
«КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»

Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: УСТАНОВКА КОРМУШЕК ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ.

Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.

Учить проявлять заботу о птицах.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

на тему: «Лесная прогулка»

ЗАДАЧИ:

Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.

Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Заучивание стихов, названия и девиз команд;

Проведение беседы о правилах поведения в лесу;

Повторить правила эстафет.

Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.

В.: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.

А как вы думаете, что такое природа?

Высказывания детей.

Ребёнок: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив.

В.: Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас живёт)

Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)

Что является домом для рыб? (река, озеро, море)

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята.

Солнышко рано встаёт,

Лучиком день начинает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

В.: Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?

Дети: Да.

В.: А вы знаете эти правила?

Дети: Да.

В.: Сейчас мы проверим.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй,

Только,чур, не забывай …

Ребёнок:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок:

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Ребёнок:

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Ребёнок:

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ребёнок:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

В.: Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.

Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело – прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

В.: Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.

Как называется профессия этого человека?

Дети: Лесник.

Сценка «На лесной опушке».

Девочка:

Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник. Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.

Дядя Вася:

(Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему, и присев на корточки, слушают его.)

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство России.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Вырастет дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Хорошо здесь в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

В.: Мы готовились заранее.

И начнём соревнование.

Две команды есть у нас.

Они просто суперкласс.

Одна команда «Светлячки», а вторая «Лесовички».

Представление команд.

Первая команда:

Наша команда – «Светлячки».

Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».

Вторая команда:

Наша команда – «Лесовички».

Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».

В.: Ну, а теперь, задание командам.

Команда «Светлячки» отгадайте загадку:

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи –

Нет опоры для ноги.

(болото)

Команда «Лесовички» отгадайте загадку:

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

(белка)

В.: Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны перенести шишку к себе в дупло через болото.

Эстафета «Белка».

На линии старт финиш стоит корзина с шишками. Первый ребёнок по команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из корзины и возвращается с ней обратно бегом. Кладёт шишку в пустую корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

В.: Эстафета «Кто больше соберёт грибов».

Раз, два, три грибочки собери!

На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс, положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится ядовитый гриб – штраф.

В.: Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который оставляют после себя нехорошие люди.

Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.

Эстафета «Собери мусор».

На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

В.: Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми, дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт костёр. Так ли это?

Дети: да.

В.: Ребята! Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

Ребёнок:

Лес нам надо охранять

В нём костров не разжигать,

Надо лесу помогать,

И деревья сохранять.

Ребёнок:

Охранять мы вместе будем

Этот сказочный народ:

Зайцы, лисы,

Волки, птицы,

Ели, клёны и дубы.

Эти дивные поляны нам природою даны.

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе .

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.

Любить свой край, любить природу!

Статьи по теме: