Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд» средняя группа. Прогулки

Валентина Подпорина
Ознакомление детей с трудом взрослых - средство нравственного воспитания. Из опыта работы

«Труд становится великим воспитателем , когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников , приоткрывает всё новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство»

В. А. Сухомлинский

С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку . На конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых , раскрывать богатство человеческих отношений в труде .

Знакомя дошкольников с трудом взрослых , я использую разнообразные методы и приёмы. Для создания положительного отношения и привычки к труду , важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых , непосредственное соприкосновение с их трудом . Воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

В нашем дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых . В этом труде явно выражен его собственный характер. Поэтому необходимо создавать такие ситуации, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых .

Здесь возможны различные пути :

1 путь – пока детям разнообразного труда взрослых и объяснения их значения

2 путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей .

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых , научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду .

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться , работать добросовестно , тщательно.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей . Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых , работающих в детском саду , активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков , определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого , а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых . Производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала , о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути :

Приближение к труду взрослых ;

Приближения работы взрослых к детям ;

Совместная деятельность взрослых и детей .

Первый путь широко проектируется в нашем детском саду- это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых . Наблюдения. Организованные посещения кухни, кабинета мед. сестры, прачки и т. д. детям показывают процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение : они уточняют представления детей , пробуждают любознательность , интерес к деятельности взрослых , способствуют выработке положительного отношения, уважения к их т руду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда , их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям .

Труд , который систематически и естественно протекает на виду у детей , обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым .

Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном его использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие . Поэтому в самом начале дать пример ля подражания. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии. Я обращаю внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость.

Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку- труженику я создаю положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду .

Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. В младшей группе я не только ставлю перед ребёнком конкретную цель, но и стараюсь сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании был нагляден и понятен.

Уже в младшем возрасте я начинаю знакомить детей с трудом окружающих их людей и приучаю выполнять простые поручения. Однако дети трёх лет ещё слишком малы, чтобы их отношение к чему- либо было достаточно чётким и стойким. Поэтому на прогулке обращаю внимание детей на здание детского сада, на высокое красивое здание школы- всё это построили строители. Говорю о том, как похорошела улица после того, как мы, взрослые , озеленили её – посадили много деревьев, цветов.

Работу по формированию у детей представлений об общественной значимости труда взрослых я начинаю с младшего дошкольного возраста и осуществляю её на основе конкретных жизненных примеров (няня моет посуду, стелет детям постель; повар готовит вкусный обед) .

Очень рано дети начинают проявлять интерес к труду взрослых , копируя их действия, забрасывая нас вопросами : «Что ты делаешь? Для чего это нужно? Покажи, как это получается» . Дети стараются вникнуть в суть действий, стремятся помочь старшим.

Необходимо поддерживать и развивать интерес ребёнка к труду взрослых , организуя с этой целью целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен , труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают , уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых , и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.

Работая с детьми младшего школьного возраста, работу организую так , чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному влиянию , видах труда взрослых . Эти наблюдения провожу во время экскурсий к месту труда работников детского сада , а позднее в ходе экскурсий за пределы детского сада.

Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают наблюдения как работает мама , бабушка, воспитатель , няня, медицинский работник , повар, шофёр.

Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно : она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Провожу занятие «Рассказ » .

Поэтому с самых первых дней пребывания детей в группе использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала :

Как чисто и красиво в нашей группе!

Кто же так всё убрал?- Это наша няня – Вера Алексеевна убрала в группе.

Ребята, давайте скажем ей «Спасибо» .

Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях .

Аналогично проводится наблюдение за работой мед . сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде ребята вместе с воспитателем реализуют в игре : лечат кукол, делают уколы.

Задача по ознакомлению с каждым видом труда решается в повседневной жизни : в наблюдении за трудом взрослых , при чтении художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций.

Так организуя наблюдение за трудом водителя , который привозит продукты в детский сад, я знакомлю с ним детей , то есть создаю обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз, дети здороваются с ним. Читаю стихотворение Б. Заходер «Шофёр»

При организации наблюдений за трудом взрослых я каждый раз продумываю приёмы, которые помогут сформировать положительное отношение к человеку- труженику. Приёмы эти разнообразны :

Общая беседа;

Подключение детей к деятельности взрослых ;

Чтение тематического произведения.

Провожу занятия :

1. «Рассказ воспитателя о труде взрослых »

2. «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя »

3. «Рассказ воспитателя о труде машиниста »

Читаю детям стихотворение «Мчится поезд» , играем в дидактическую игру «Поезд»

Наблюдение за трудом взрослых по уборке участка организую со всей группой в течении года. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада; что дворник пользуется метлой, лопатой. При наблюдении обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо подмёл дорожки, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки обращаю внимание детей на то , чтобы они не ссорили на участке, показываю, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминая, как дворник трудился , убирая участок. Зимой также наблюдаем с детьми за работой дворника . Дети идут на прогулку на заранее расчищенный от снега двор, видит как дворник разгребает дорожки от снега.

Это дворник расчищает дорожки лопатой, сгребает снег. Предлагаю ребятам помочь – сгребать лопатками снег.

Знакомя малышей с трудом тех людей , которые непосредственно работают в детском саду и которых дети хорошо знают. В процессе беседы использовала стихи Б Заходера «Шофёр» , А. Кардошовой «Наш доктор» (в отрывках) . Дети быстро их запоминают, благодаря художественным произведениям малыши узнают о том. что доктор- добрый, заботливый человек, он помогает детям, если они заболеют. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шофёров, врачей, воспитателей много . Они трудятся в разных местах .

Основной вид деятельности детей младшего возраста- игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания к труду , уважения к человеку- труженику.

Играя в детский сад, дети берут на себе роли няни, воспитателя . Отношение к труду в младшей группе не должно ограничиваться наблюдением. Оно может проявлятся в поступках, в деятельности, в стремлении к самостоятельности.

Основная установка воспитательного процесса в младшей группе : мы учимся всё делать сами. Вместе с воспитателем малыши могут принять участие в работе взрослых : помогать дворнику -выносить листья с участка, собирать урожай выращенной моркови. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от самой работы , удовлетворение от её результатов. Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека.

В младшей группе начинается ознакомление с трудом родителей . В индивидуальных беседах я выясняю и уточняю представления о труде . Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей , отношение родителей к своей работе . Знали, что когда родители устают, им надо помогать. Читаю стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине» .

В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада . Кроме того, разрабатывается ещё несколько тем :

1. «Знакомство с работой воспитателя »

2. «Знакомство с трудом инструктора по физическому воспитанию ».

3. «О том, как трудятся наши мамы и папы »

4. «Знакомство с работой музыкального руководителя»

5. «О труде людей транспортных профессий» .

6. «Знакомство с трудом врача » .

В средней группе тема : «Знакомство с трудом людей в детском саду» предполагает более широкое программное содержание : уточнение знаний детей о работе воспитателя и музыкального руководителя. Планируется экскурсия на кухню, ознакомление с другими видами бытового труда взрослых .

Уточнение представлений о содержании работы сотрудников детского сада обогащает игры дошкольников. Играя в «Детский сад» , ребята берут на себя роли музыкального руководителя, воспитателя , няни.

В игре «Музыкальное занятие» ребята берут на себя роли воспитанников воображаемого детского сада, и эта игра ещё больше сближает их, объединяет общим интересом.

Уточнение представлений о труде людей непременно должно сочетаться с воспитанием желания помогать взрослым . В нашем детском саду таких возможностей много. Ребята помогают дворникам убирать территорию детского сада, помогают няне, выполняют отдельные поручения воспитателя .

Тема «О труде людей , работающих на транспорте ». С работой шофёра дети знакомились ещё в младшей группе. в средней группе эти знания расширятся и углубятся. Кроме того, ребятам можно рассказать о труде лётчиков . Осуществляется знакомство с профессиями, работающих в авиации . Этот опыт используем для развития у детей интереса к труду лётчиков . Дети рассматривают иллюстрации, картины, на которых изображены лётчики, бортпроводницы, механики. Об отдельных профессиях рассказываю детям подробнее, вызывая у них желание брать на себя соответствующие роли в дидактических играх : «Что кому нужно для работы , «Кто потрудился , «Кто, что делает?» .

После того, как дети потрудились с трудом хлеборобов , водителей, воспитателей , врачей и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, я стараюсь раскрыть общественную значимость труда взрослых , воспитываю уважение к людям любой профессии.

С детьми старшей группы проводила развлечение «Урожай собирай» , «Хлеб -всему голова!» .

Любознательность , интерес к окружающему, которые особенно ярко проявляются у детей шести лет , позволяют углублять их знания о труде , воспитывать положительное отношение к трудящему человеку , желание помогать взрослым , самостоятельно трудиться , бережно относиться к результатам труда .

В течении года в старшей группе планировала несколько воспитательно - образовательных тем, помогающих уточнить и расширить представления детей о труде людей в городе и селе. О взаимосвязи различных видов труда .

Это темы :

«О труде хлеборобов » ;

«О тех кто делает машины» ;

«О труде Художника » ;

«О труде строителей » ;

«О людях, работающих на транспорте » ;

«Профессия космонавт» .

В средней группе я рассказывала детям о результатах труда хлеборобов . В старшей знакомила дошкольников с процессом выращивания хлеба. При этом моя задача не только расширять и углублять представления детей , но и воспитывать уважение к труженикам полей, бережное отношение к хлебу. Для закрепления знаний о сельскохозяйственном труде проводились занятия по темам :

«Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

«Откуда хлеб пришёл»

«Хлеб – всему голова!»

Знания, полученные на экскурсиях в поле, во время сева, появление первых всходов, в период урожая уточняются в детском саду на занятиях, в играх детей , развлечениях.

В таких дидактических играх. Как «Собери урожай» , «Кем быть?» , «Кто потрудился , «От зёрнышка до булочки» .

С детьми старшей группы провожу беседу о экскурсии в поле так, чтобы дети не только вспомнили весь процесс выращивания хлеба, но ещё раз пережили те ощущения радости и удивления. Которое они испытали на поле. Проводила тематический концерт : «Хлеб всему голова!»

На обобщённом занятии предлагаю детям создать коллективный рисунок «Хлеборобы» , при этом каждый ребёнок изображает определённый эпизод : трактор пашет землю, люди собирают урожай. Свои знания и представления дети отражают в различных играх : «в шофёров» , «в комбайнеров» , «в трактористов» . Очень содержательно и увлекательно проходит игра «Жатва» . Здесь дети берут на себя роли механизаторов, работников столовой , библиотекарей.

Тема «О труде строителей » очень актуальна, так как труд строителей широко распространен и в городе и селе. Современный размах строительства просто поражает! Красивые дома с удобными квартирами, офисы и магазины, театры и стадионы, гостиницы и бассейны. Не каждый из нас выбрали профессию строителя. Но все мы были великими строителями в детстве и сегодня, наши дети строят трогательные домики из песка, дворцы из кубиков. Строгие сооружения из лего.

Моя задача – организовать систематическое наблюдение за работой людей этой профессии, воспитывать у детей желание быть похожими на строителей, подражать им. Дети отражали это в дидактической игре : «Кто построил этот дом?» , «Чья одежда?» , «Как настоящие строители» .

Тема «О людях работающих на транспорте »

Дети старшей группы уже знают, что к этому понятию относятся профессии железнодорожника, лётчика и т. д. Все эти люди перевозят людей, грузы, выполняют очень нужную работу .

В процессе работы даю детям представление о труде лётчика , вызываю интерес к этой профессии, желание подражать в дидактической игре : «Самолёты» , содействовать развитию воображения в процессе строительства самолёта. Поощряю любознательность , стремление расширить некоторые географические знания в связи с «полётами» , которые будут совершаться.

Экскурсия, наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений, пословиц, поговорок. Загадывания загадок, рассказы воспитателей , родителей обогатили представления детей о труде взрослых . Имея эти представления, дети стали осознавать , что их родители производят продукты, необходимые всем людям, что их труд почётен . За хорошую, добросовестную работу людей ценят и уважают. У детей появился интерес к трудовой деятельности взрослых .

В работе с родителями даю нужные рекомендации по воспитанию детей к труду взрослых .

Проводила беседы на темы :

1. «Трудовое воспитание ребёнка в семье » ;

2. «Воспитание уважения к труду взрослых » ;

3. «Уважение к труду- воспитание в труде »

При подготовке и просмотре открытых развлечений активно привлекаю родителей. Рекомендую художественную литературу : Трутнева Е. «Золотой дождик» , Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер» , Маршак С. «Почта» , «Пожар» , Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи , детского сада. а позднее и школы.

Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты , которые проявлялись бы в бережном отношении детей к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.

Елена Чаус
Беседа «Наблюдение за трудом помощника воспитателя» (младшая группа)

Цель : дать детям представление о работе помощника воспитателя , вызывать уважение к труду взрослых .

Ход проведения

Ребята, как зовут помощника воспитателя ? Правильно, Антонина Николаевна. Расскажите, что она делает? (Ответы детей) . Антонина Николаевна трудится целый день . Благодаря ей, у нас всегда чисто и красиво, а еще она приносит нам еду, помогает одеваться и раздеваться.

В нашей групповой комнате очень чисто . Посмотрите внимательно на подоконники, полки с игрушками, полы. Какие они? Что сделала Антонина Николаевна, пока мы гуляли? (Ответы детей) .

Ребята, давайте пройдем в спальную комнату. Здесь тоже очень чисто, кровати аккуратно застелены, воздух свежий. Кто это сделал? Что делает Антонина Николаевна? (Ответы детей) .

А как вы думаете, в раздевальной комнате у нас тоже чисто? (Дети и воспитатель проходят в раздевальную комнату, обращают внимание на то, что везде чисто, нет пыли, все аккуратно расставлено). Кто навел порядок и все чисто убрал? (Ответы детей) .

Ребята, давайте пройдем в умывальную комнату. Посмотрите, как сияют чистотой раковины. Кто это сделал? Что сделала Антонина Николаевна? (Ответы детей) . Какие у нас полотенца? (Чистые) . А какие были? (Грязные) . Что сделала Антонина Николаевна с полотенцами? (Ответы детей) .

Дети, расскажите, какая наша Антонина Николаевна? Что она делает? Чем убирает? (Ответы детей) . (Педагог подводит детей к пониманию того, что необходимо всегда оказывать помощь Антонине Николаевне ).

Воспитатель и дети делают вывод : нужно благодарить помощника воспитателя за заботу и поддерживать чистоту, чтобы облегчить ее труд , вытирать ноги у порога, сразу ставить обувь в шкафчик, чтобы не оставлять грязные следы. Дети благодарят Антонину Николаевну за ее труд .

Скоро обед. Кто нам приносит обед, расставляет тарелки, чашки, хлебницы, раскладывает ложки? Что берет Антонина Николаевна, когда идет за обедом? Что она одевает? (Ответы детей) . Давайте попросим Антонину Николаевну показать нам, как она это делает.

После прихода с кухни помощник воспитателя показывает детям , что у нее в кастрюлях, рассказывает, как она будет раздавать обед.

Во второй половине дня дети наблюдают , как помощник воспитателя готовит все для полдника. После полдника воспитатель помогает детям развернуть игру в «помощника воспитателя » .

Публикации по теме:

Беседа «Чтобы не было пожара» (вторая младшая группа) Цели: познакомить детей с понятием "пожарная безопасность", убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности; формировать.

Беседа-наблюдение «Городские цветы» (старшая группа) Цель: закрепить знание детей о знакомых цветах на нашем участке (тюльпан, нарцисс, пион, ирис). Рассказать о новом цветке – георгине. Развивать.

Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Наблюдение за кошкой» (младшая группа) Задачи: Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к животным Развивающие: -развивать способность создавать «образ» кошки -упражнять.

Конспект ООД по познавательному развитию во 2 младшей группе «Профессия воспитателя и помощника воспитателя» Цель: Поддерживать желание детей познавать окружающий мир. Образовательные задачи: Познакомить детей с профессиями воспитателя и помощника.

Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.

Татьяна Оськина
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд» средняя группа

, труд . Средняя группа .

Карточка1

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями .

Цель :

Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату .

Работа в уголке природы совместно с воспитателем : при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Карточка 2

НАБЛЮДЕНИЕ 2 . ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .

ЦЕЛЬ : Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом , предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение ).

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

На окне в такую рань,

Распустилась герань.

Круглые листочки

Пышные цветочки

Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)

Карточка 3

ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.

ЦЕЛЬ : Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате , знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п. Формировать представление об уголке природы : это место, где находятся растения и животные . В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете , тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.

Карточка 4

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ .

ЦЕЛЬ : Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений : они красивые, украшают комнату

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения : подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Карточка 5

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ .

ЦЕЛЬ : Уточнить и закрепить представления о частях растения : листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде , свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе) . Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями .

НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ 3 . С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ.

ЦЕЛЬ : Формировать понятия о потребностях растений , выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода) .

НАБЛЮДЕНИЕ 4 . Результаты опыта «С водой и без воды» .

Полив растений совместно с детьми . В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того , чтобы они лучше росли.

Карточка 6

Беседа о необходимости растений в групповой комнате .

Цель :

Карточка 7

Наблюдения за комнатными растениями

Цель :

Продолжать учить различать среди природных объектов растения . Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой ). Формировать интерес к комнатным растениям . Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним . Обратить внимание на листья (какого цвета) и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть ? Почему? Какому растению трудно дышать ?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение .

Подвести к обобщению : растение живое , о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое .

Карточка 8

«Уход за комнатными растениями »

Цель :

Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы , поддерживать интерес к уходу за растениями . Продолжать учить ухаживать за растениями .

Карточка 9

«Растения , которые живут в нашей группе » (3, 65)

Цель : Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра, дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка) . Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях : они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья) . Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем : детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться

Материалы : кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки.

Карточка 10

НАБЛЮДЕНИЕ 5 . ЗА ПРОТИРАНИЕМ ШИРОКИХ ЛИСТЬЕВ ФИКУСА.

ЦЕЛЬ : Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями , инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений .

Д/игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений , их названия. Закрепить понятия «большие» «маленькие» . (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение , растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)

Поручения под руководством воспитателя : полив влаголюбивых растений , уборка инвентаря.

Карточка 11

МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .

ЦЕЛЬ : Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями , но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ) . Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов : ухаживать, поливать, протирать листья.

Карточка 12

НАБЛЮДЕНИЕ 6 . Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями .

Д/игра «НАЙДИ ПОХОЖЕЕ»

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в названии растений , учить их несложному описанию внешнего вида растения . (Нади растение похожее на травку , дерево; найди растение похожее на картинку , модель, как на фото; найди два похожих растения и т . п.)

Поручения при поливе растений : налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе.

Карточка 13

"Путешествие в страну цветов"

Цель :

Формирование элементарные представления о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Вводная часть : приглашение детей в путешествие, в удивительную Страну цветов. _

Дидактическая игра "Раз, два, три - цветок найди"_

Заполнение «Волшебной пустографки» .

Пальчиковая гимнастика «Цветочек» .

Словесная игра "Скажи наоборот".

Самостоятельная деятельность детей.

Заключительная часть : беседа о путешествии в Страну цветов.

Карточка 14

«Знакомство с геранью»

Цель :

Учить среди множества растений выделять цветущие , называть и показывать части растения , находить герань.

Сюрпризный момент : приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась . Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать) . Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей : Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

Карточка 15

Рассматривание герани его цветков, листьев.

Цель :

Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений , продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями .

Сюрпризный момент : приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми .

Матрёшка : чем вы дышите? (носом) . А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные , круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите : внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце , поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя , о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

Карточка 16

НАБЛЮДЕНИЕ 3 . ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ .

ЦЕЛЬ : Привлекать детей к , изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт.

(данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года )

Поручения во время ухода за комнатными растениями : полив растений , наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря.

Карточка 17

«Знакомство с фикусом»

Цель :

Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений . Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям .

Сюрпризный момент : приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение , цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу : фуксия – растение , похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение , у него много цветов, оно требует ухода.

Карточка 18

Рассматривание фикуса (стебель, листья) .

Цель :

Знакомить с фикусом – растением , у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений . Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент : приходят куклы Маша и Ваня.

Маша : мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

Карточка 19

Наблюдения за комнатными растениями

Цель :

Познакомить с хлорофитумом – растением , похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение , на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум : растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать).

Карточка 20

Цель :

Обобщить и закрепить знания детей о растениях , с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений . Закрепить навыки полива растений

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла : я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений . Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями .

Карточка 21

«Знакомство с бегонией»

Цель :

Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям .

Карточка 22

«Мои зелёные друзья»

Цель :

Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения , их части (стебель, цветок, лист) . Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении . Продолжать формировать интерес и любовь к растениям , желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения , правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя.

1. Рассматривание паспорта комнатных растений . Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями.

Карточка 23

«Знакомство с примулой»

Цель :

Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , примулы.

2. Д/игра : «Загадай, мы отгадаем» .

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.

Карточка 24

«Комнатные растения , похожие на кустик»

Цель :

Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст . Научить выделять из группы комнатных растении , похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы : дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами : деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями .

3. Д/игры : «Продайте то, что назову» , «Найди, о чём расскажу» , «Найди растение по названию » .

Карточка 25

«Знакомство с традесканцией»

Цель :

Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения , традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением . Продолжать формировать бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , традесканции.

2. Д/игра : «Найди, о чём расскажу» .

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.

Карточка 26

«Описание комнатного растения »

Цель :

растения , отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи , величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении . 1. Составление рассказа о своём любимом растении , по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)

2. Д/игра : «Опишите, я отгадаю» .

3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением .

4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.

Карточка 27

«Поможем зелёному другу»

Цель :

Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения (из одного растения – два ) растения . 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения .

2. Д/игра : «Цветовод»

3. Опыт : «Кому лучше?»

4. Создание альбомов : «цветы-как травка» , «цветы-как дерево» , «цветы-как кустик»

Карточка 28

НАБЛЮДЕНИЕ 7 . ЗА ЦВЕТУЩИМ РАСТЕНИЕМ .

ЦЕЛЬ : Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями , за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.

(Данные наблюдения за цветущими растениями проводятся по мере их цветения.)

Д/игра «ОДИН И МНОГО»

ЦЕЛЬ : Учить детей несложному описанию внешнего вида растений , развивать наблюдательность . Учить моделировать растения . (К растению с одним цветком подобрать изображение; найти растение , у которого много).

Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т. п.)

Карточка 29

«Знакомство с бальзамином»

Цель :

Продолжать обучать детей описывать растения , отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений .

Познакомить их с новым растением - бальзамином , дать его бытовое название «огонек» .

Объяснить название растения . Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними .

Ход занятия :

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях . Давайте ему немного расскажем (дети : «давайте» ). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.

Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей) .

Как называются эти комнатные растения ? (ответы детей, например (герань, фикус) . Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки ?

Какие они и сколько их? (ответы детей) .

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках ? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.

Воспитатель – Какого он размера? (ответ детей : «большой, похож на дерево» , отвечая на вопросы воспитателя, дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой , высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.

Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? (предлагая потрогать листок)

Какой он на ощупь? (ответы детей : гладкий, блестящий) .

После этого подводят итог : что сказал о растениях каждый , как можно охарактеризовать растение в целом .

Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях , сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.

Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.

Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях . Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые , оказывается это совсем не так.

Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение , хотите с ним познакомиться? (ответ детей – конечно Н Е Т) . А ты Мишка?

Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение , которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек» .

Мишка смеется над названием «огонек»

Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек» . А хотите узнать почему? (ответы детей) . Потому что, у него много маленьких красных цветочков.

Мишка – Ну, теперь понятно.

Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях . (Дети рассматривают «огонек» , описывают его).

Воспитатель – Нравиться вам, «огонек» ? Он останется у нас в группе . Какое место мы найдем для него? (ответы детей) .

Правильно, «огонек» будет хорошо расти там , где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку . Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей) .

Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом , а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения . В конце занятия проводиться дидактическая игра.

Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей :….)

Один из детей «водит» , а другие дети прячут какое - нибудь растение .

Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали . В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места .

Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях . Тебе понравилось?

Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения .

Карточка 30

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с новым комнатным растением , имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку) . Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений , учить сравнивать их между собой.

Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений

Карточка 31

НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8 . НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ ?

ЦЕЛЬ : Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов : по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая) . Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы)

Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о комнатных растениях . Учить узнавать растения по фотографии , картинке , модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.

Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии

Карточка 32

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ

ЦЕЛЬ : Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям , закреплять знания о строении и функциях частей растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет . Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше» , «меньше» .

комнатных растений

Карточка 33

«Комнатные растения - наши друзья »

Цель :

Развивать у детей познавательный интерес к природным объектам;

Формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения;

Учить детей выделять отдельные части растений ;

Расширять круг наблюдений за трудом взрослых ;

Воспитывать трудолюбие .

Интеграция образовательных областей : труд , коммуникация, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование : комнатные растения группы , лейка с водой, влажные тряпочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на уголок природы, подводит детей к подоконнику, на котором стоят горшки с комнатными цветами .

2. Основная часть. Рассматривание комнатных растений . Воспитатель (обращается к детям) . На подоконнике стоят горшочки с комнатными растениями . Посмотрите, какие они красивые! Они украшают нашу группу и делают воздух чистым. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждое растение .

Игра «Принесла я вам цветок» .

Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит :

Принесла я вам горшок,

А в горшке растет цветок ,

Вот зеленый листок,

Вот зеленый стебелек.

Воспитатель предлагает детям индивидуально еще раз назвать и показать части комнатного растения .

Посмотрите, у каждого растения есть листья , они разные. У этого растения (показывает спацефиллум) они короткие и широкие, а у другого (показывает щучий хвост) листья длинные и узкие. (Далее следуют хоровые и индивидуальные ответы детей с показом. «Какие листья?» - длинные, короткие, узкие, широкие) .

Чтобы наши растения хорошо росли , цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как? Мы поливаем цветы. А что нам для этого нужно?

(Указывает на лейку и поливает цветок) . Ребята, помогите мне, пожалуйста, полить наши цветочки.

Чтобы листики были чистыми и на них не было пыли, мы протираем их влажной тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует) .

3. Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы » .

Воспитатель предлагает детям поиграть – посадить цветы. Произносит четверостишие, сопровождая его движениями. Дети повторяют игру несколько раз.

Мы копаем, мы копаем,

В землю семена бросаем.

Сделай, сделай ямку ты,

Вырастут у нас цветы .

4. Итог занятия.

Карточка 34

НАБЛЮДЕНИЕ 9 . ЗА РАССАЖИВАНИЕМ ЦВЕТКА.

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два ) . Уточнить знания о подземной части растения .

Д/игра «ЦВЕТОВОД»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о строении и характерных особенностях внешнего вида растений , их названия. Учить составлять модели комнатных растений .

Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений : набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.

Карточка 35

МЫ НАУЧИЛИСЬ УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ .

ЦЕЛЬ : Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях , их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений . Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем.

Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря.

Март

Прогулка 1

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу;

Развивать наблюдательность, память;

— воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Как вы помогаете птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

В серой шубке меховой,

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, но все же птица.

(Воробей.)

Окраской — сероватая,

Повадка — вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Не сидит она на месте —

На хвосте разносит вести.

Трудовая деятельность:

Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры: «Цветные автомобили».

Цели: - учить соблюдать правила игры;

— по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга;

— различать цвета.

«Салки в кругу».

Цели: учить быстро действовать по сигналу воспитателя;

Закреплять навыки движения приставными шагами в разные стороны;

— воспитывать уважение друг к другу.

Индивидуальная работа:

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Март

Прогулка 2

Наблюдение за уборочными машинами

Цели: - расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; - закреплять умение находить изображение машин по описанию;- воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Бывает ли у дождика четыре колеса?

Скажите, как называются такие чудеса?

Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?

Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?

Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.

Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?

Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?

Трудовая деятельность:

Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.

Цели: - приучать к чистоте и порядку;

— вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?», «Догони».

Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.

Март

Прогулка 3

Наблюдение за голубями

Цели:

— расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

Формировать реальные представления о жизни птиц.

Ход наблюдения

Известно с давних нам времен,

Что эта птица — почтальон.

Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

Как называют эту птицу?

Какого окраса она может быть?

Какого размера?

Голубь — перелетная птица?

Какую пользу приносят голуби?

Где они вьют свои гнезда?

Почему голубя называют почтальоном?

Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

Трудовая деятельность

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.

Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

Подвижные игры

«Догони голубя».

Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).

«Совушка».

Цель: учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Март

Прогулка 4

Наблюдение за строительной техникой

Цели: - закреплять и расширять знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя;

Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель с детьми наблюдает за техникой, работающей на строительстве. Затем воспитатель загадывает детям загадку и организует беседу.

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он — станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер.)

На что похож бульдозер?

Какая машина роет котлованы?

К нам забрался во двор крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук заменяет без лопаты.

Он копает — это... (экскаватор).

Рассмотреть экскаватор. Основная его часть — ковш. Стальными зубами он врезается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в кузов грузовика — самосвала. Это самая сильная машина.

На углу подъемный кран,

Как великий великан

Носит плиты с кирпичом,

Помогает строить дом.

Каким образом он помогает?

Какие поднимает плиты?

Закрепить название всех машин, работающих на строительстве дома.

Трудовая деятельность:

Помощь взрослым в посадке деревьев (подержать деревце, полить его после посадки).

Цель: показать пример уважительного отношения к труду и природе.

Подвижные игры: «У медведя во бору».

Цель: закреплять умение быстро двигаться по сигналу.

«Подбрось — поймай».

Цель: совершенствовать движения.

Индивидуальная работа:

Ходьба по бревну.

Цель: закреплять умение держать равновесие.

Март

Прогулка 5

Наблюдение за почками тополя

Цели:

— продолжать знакомство с деревьями на участке;

— формировать представления о том, что почка — домик для листочка.

Ход наблюдения

На ветках плоские комочки.

В них дремлют плоские листочки.

Что это за комочки?

Где почки находятся?

А как называется это дерево?

Какие части тополя вы знаете?

Какие еще деревья вам знакомы?

Что общего у тополя и березы?

Чем они отличаются?

Предложить детям рассмотреть почки на тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.

Что произошло с почками?

Какого цвета почка?

Что появляется из почек?

Какого цвета листочки?

Эти маленькие бочки

Распечатает весна,

А пока в них спят листочки

И растут во время сна.

Трудовая деятельность

Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».

Цель:

Индивидуальная работа

Улучшение техники ходьбы по бревну.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Март

Прогулка 6

Наблюдение за трудом почтальона

Цели:

— продолжать наблюдение за трудом почтальона;

— обогащать словарный запас за счет специфической лексики;

— воспитывать уважение к людям труда.

Ход наблюдения

Отметить, что сезонные изменения не отразились на работе почтальона.

Изменилась форма одежды?

Почему весной и осенью у почтальона сумка закрыта?

Почему почтальон работает в любую погоду?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цели:

— развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели;

— воспитывать чувство ответственности.

Подвижные игры

«Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».

Цели:

— развивать координацию движений;

— тренировать в умении выполнять действия с одним общим предметом;

— воспитывать выдержку и умение согласовывать свои действия с окружающими.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать двигательные способности и качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Март

Прогулка 7

Наблюдение за трудом шофера

Цели:

— продолжать знакомство с работой шофера, названиями частей машины;

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Что это за машина?

Как называется человек, который ее водит?

Какие еще бывают машины?

В чем разница между грузовым и легковым автомобилем?

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от мусора.

Цели:

— формировать ответственное отношение к заданию;

— поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым.

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Воробушки и автомобиль».

Цели:

— развивать пространственную ориентировку;

— воспитывать самостоятельность в организации игры.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

Апрель

Прогулка 1

Наблюдение за трудом дворника

Цели: - формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; - воспитывать уважение к людям труда; - развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочего инвентаря дворника).

Ход наблюдения

Солнечные зайчики

Играют по земле.

Поманю их пальчиком —

Пусть бегут ко мне.

— Ну, весна, как дела?

— У меня уборка.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Воспитатель задает детям вопросы

Кто убирает дорожки?

Чем работает дворник?

Чем мы будем работать, каким инвентарем?

Трудовая деятельность:

Наведение порядка на участке.

Цели: - организовывать коллективный труд;

— в индивидуальном порядке давать конкретные поручения;

— прививать чувство удовлетворения от результата труда; совершенствовать трудовые умения.

Подвижные игры: «Веселый воробей», «Солнечные зайчики».

Цели: - формировать умение соблюдать правила игры;

— воспитывать самостоятельность.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках и т.д.).

Апрель

Прогулка 2

Наблюдение за ветром

Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Как славно жить на свете:

Иду, а теплый ветер,

Как пес, бежит за мной!

Теплый воздух легче холодного, вот и поднимается он вверх, а холодный стелется внизу. Но воздух не везде одинаковый, над песком он сильнее согревается, и поэтому ветер в пустынях бывает теплым. Над рекой воздух всегда прохладный, поэтому от реки всегда веет прохладным ветерком. Где воздух прогревается, там незаметно поднимается вверх, а на его место прохладный спешит, да так торопится, что все это чувствуют. Все время воздух двигается над широкими морями, снежными полями, дремучими лесами и жаркими пустынями.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры

«Быстрее ветра», «Кто выше?».

Цели:

— развивать быстроту бега;

— учить прыгать легко.

Индивидуальная работа

Цели: учить прыгать в длину с разбега.

Апрель

Прогулка 3

Наблюдение за птицами

Цель:

— формировать желание заботиться о птицах;

— учить и называть птиц и части тела;

— упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель обращает внимание на то, как много птиц прилетело в столовую. Предлагает посмотреть на больших птиц. Какое у них оперенье, какой большой клюв, как важно и чинно они ходят по земле, не спеша, никого не боятся. А теперь взглянуть на сороку. Она много меньше по размеру, чем ворона, какое красивое и необычное у нее оперение. Длинный хвост, и она не ходит по земле, а подпрыгивает с места на место.

Назвать сходство и отличие во внешнем виде и поведении птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от мусора.

Цели:

— учить работать лопаткой;

— воспитывать любовь к труду.

Подвижные игры

«Ворона и воробей».

Цели:

— продолжать учить ориентировке в пространстве, развивать умение не наталкиваться друг на друга;

— вслушиваться в команду воспитателя;

— воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Мыши водят хоровод».

Цели:

— упражнять в выполнении движений;

— воспитывать интерес к игре.

Индивидуальная работа

«Добеги до флажка».

Цель: развивать быстроту бега.

Апрель

Прогулка 4

Наблюдение за сорокой

Цели:

— расширять представления о весне и поведении птиц в это время года;

— обогащать знания новыми словами, понятиями.

Ход наблюдения

Солнышко греет все сильнее, снег тает, кругом ручьи поют свою песенку. Дети прислушиваются к журчанию воды, произносят «ж-ж-ж!». Пускают по ручейкам щепки, ветки, бумажные кораблики.

В птичьей столовой собралось много птиц. Перечислите, каких вы птиц видите? Как вы думаете, почему они радуются? Обратите внимание на сороку, как она тоже радуется весне, весело поет свою песенку. Какие особенности вы заметили в поведении птиц? Предложит насыпать корм в кормушку, объясняя, что птицам трудно добывать корм.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Птички раз! Птички два!».

Цель: упражнять в умении согласовывать движения с текстом.

«Раздувайся, мой шар!»

Цели:

— учить выполнять разнообразные движения, образуя круг;

— упражнять детей в произношении звука [ш].

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение быстро бегать по сигналу воспитателя в разные стороны.

Апрель

Прогулка 5

Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Туча прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес —

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.

Что изменилось на огороде? (Появились проталины.) Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а лежит маленькими клочками? Скоро прилетят с юга птицы, и если мы повесим на деревьях скворечники, то они захотят в них поселиться.

Каждое утро они будут своим пением поднимать нам настроение, радовать нас. Будут поедать вредителей на стволах деревьев и грядках. Каких насекомых-вредителей вы знаете? Муравей — вредитель? (Нет, он санитар.) Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.)

Трудовая деятельность

Посыпание дорожек песком (на огороде).

Цель: учить мальчиков уважать девочек, выполнять более тяжелую работу (носить ведерки с песком).

Подвижные игры: «Перелет птиц».

Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: закреплять умение ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствия.

Апрель

Прогулка 6

Наблюдение за ивой

Цели:

— познакомить с характерными особенностями ивы;

— научить отличать иву от других деревьев и кустарников.

Ход наблюдения

Рассмотреть куст ивы на участке и ответить на вопросы воспитателя.

По каким признакам можно узнать березу, рябину, вербу?

Какие характерные особенности у ивы вы заметили?

Ива — это куст или дерево? Почему?

В народе говорят про иву так:

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Что еще имеется на ветках ивы? (Белые пушистые комочки.)

Трудовая деятельность

Уборка участка от мусора.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«По ровненькой дорожке».

Цель: учить ходить по невысокому буму, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Бегите ко мне».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Бросание мяча вверх (свободно, ненапряженными мягкими движениями кисти).

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Май

Прогулка 1

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрывая почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... (весна).

О каком времени года говорится в загадке?

Перечислите признаки весны.

Какой сейчас месяц?

Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.

Что это за дерево? Что произошло с почками?

Они маленькие или большие?

Предложить понюхать почки. Как они пахнут?

Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?

А какого цвета появляются листочки?

Весна! Денек прекрасный!

В саду стреляют почки,

И протирают глазки

Зеленые листочки.

Во что скоро оденется лес?

А какие птицы прилетят? Какая птица в лесу кукует?

Обратить внимание детей, что это растительная победа солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная.

А еще какие вы знаете весны? (Полевая, речная.)

Какое время года наступит после лесной весны? (Лето.)

Трудовая деятельность:

Уборка огорода и грядок.

Цель: вызвать желание подготовить грядки к посадке семян.

Подвижные игры: «Добеги и прыгни».

Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

«Кто скорее добежит по дорожке?».

Цель: продолжать развивать пространственную ориентировку.

Индивидуальная работа:

Бросание предметов в цель.

Цель: закреплять навыки бросания предметов в цель одной рукой.

Май

Прогулка 2

Сравнение ели с сосной

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различии (сосна, как и ель, зеленая всегда, у нее тоже есть иголки, только длиннее, веточки только наверху).

Ход наблюдения

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель загадывает детям загадку.

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна.)

Сосна — дерево высокое. У нее ствол прямой, веточки только на макушке, ветки покрыты длинными зелеными иголками. Сосна зеленая и зимой и летом. А еще у сосны, как у елочки, бывают шишки.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цели:

— воспитывать трудолюбие;

— учить помогать друг другу.

Подвижные игры

«Воробушки», «Поезд».

Цель: упражнять детей в ходьбе по скамейке, в беге врассыпную.

Индивидуальная работа

«Кто быстрее добежит?», «По камушкам».

Цель: упражнять в беге, равновесии в ходьбе по «камушкам» (кирпичики), умении быстро действовать по сигналу.

Май

Прогулка 3

Труд на огороде

Цель: показать, как правильно сажать рассаду капусты, картофель, лук, сеять семена моркови, свеклы.

Ход наблюдения

Как изменилась земля (там, где мы не вскапывали) под деревьями? (Появилась зеленая трава.)

Расцвел первоцвет, мать-и-мачеха, появились маленькие листики одуванчика. Обратить внимание на грядки. У клубники появились зеленые листочки, клубника пустила усы, а чуть позже зацветет. А что с другими грядками? Они стоят скучные, пустые, грустят. Что надо сделать, чтобы грядки стали пестрыми, яркими и осенью нас порадовали? Как правильно сажать рассаду капусты?

Сначала надо выкопать ямку, полить немного, затем положить в ямку рассаду, засыпать землей и опять полить уже обильно. Можно сказать, что растения — живые организмы. Как правильно сеять семена?

Сначала надо сделать бороздки, и по одному семечку, не очень близко друг к другу, класть в бороздки семена, сверху граблями закрыть землей и полить. Что надо делать, чтобы наши семена и рассада взошли? Надо все лето ухаживать, поливать, вырывать сорняк. Тогда огород нас за это отблагодарит.

Трудовая деятельность:

Работа на огороде.

Цели: - закреплять умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя (посадка на огороде); -

— закреплять знания о росте и развитии растений.

Подвижная игра: «Совушка».

Цели: - учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя;

— формировать умение плавно работать руками, бегать в определенном направлении.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цели: - формировать умение бегать врассыпную в определенном направлении;

— строиться в шеренгу по три человека.

Май

Прогулка 4

Наблюдение за цветником

Цели:

— закреплять знания о цветнике;

— воспитывать желание ухаживать за клумбой, подготовить ее к посадке рассады цветов.

Ход наблюдения

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок — терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что надо сделать, чтобы подготовить клумбу к посадке рассады? (Убрать сухие стебли, листья.)

Чем будем убирать стебли? (Граблями.)

Чем вскопаем землю? (Лопатами.)

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории после зимы.

Цели:

— учить трудиться сообща;

— воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Спящая лиса», «Покажи мяч».

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

«Перелет птиц».

Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; двигаться в определенном направлении.

Май

Прогулка 5

Наблюдение за рябиной

Цели:

— закреплять знания о строении дерева;

— формировать представление об изменении природы в мае.

Ход наблюдения

Потихоньку набухают почки, с каждым днем они становятся все больше и больше. Рябина снова оживает, просыпается после зимней спячки. Наконец-то появляются маленькие, красивые, резные зеленые листочки. Выросли резные листья, зацвела рябина. Ее цветы, собранные в кремово-белые соцветия, наполняют лес, улицу своеобразным ароматом. Рои пчел весело гудят возле рябины, собирают красноватый ароматный мед. Вот какое доброе дерево — рябина! И ягодой нас попотчует, и медом угостит.

Трудовая деятельность

Коллективный труд. Уборка с участка старых листьев, травы, подметание дорожек.

Цель: формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.

Подвижные игры

«Кролики», «Наседка и цыплята».

Цель: учить прыгать на двух ногах по всей площадке, приседать по сигналу, находить свое место.

Индивидуальная работа

Пробежать «змейкой» между кеглями, расставленными в ряд; пробежать по бревну, неся на голове мешочек с песком.

Цели:

— учить не задевать кегли, пробегая между ними;

— развивать быстроту, ловкость, равновесие.

Май

Прогулка 6

Наблюдение за цветником

Цели:

— уточнять названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков;

— побуждать к сравнительным высказываниям, обращать внимание на запах цветов.

Ход наблюдения

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

(Ромашка.)

Какие цветы растут в цветнике?

Как они называются?

Какие из них многолетние?

Какие однолетние?

Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Живая клумба цветов», «Покажи мяч».

Цели:

— закреплять названия цветов с помощью игры;

— учить двигаться хороводом;

— упражнять в бросании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в ходьбе по линии, сохраняя равновесие.

Май

Прогулка 7

Наблюдение за цветником

Цели: — закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать, видеть различие между ними;

— воспитывать чувство красоты.

Ход наблюдения

Ромашки бархатны для нас

Веселый май в тиши припас,

Но мы их обрывать не будем —

Пускай цветут на радость людям.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что надо сделать, чтобы на клумбе зазеленели цветы? (Посадить рассаду.)

А чтобы рассада хорошо росла, что надо сделать? (Поливать, выпалывать сорняки.)

А кто знает, что такое сорняки?

Трудовая деятельность

Приведение в порядок цветников, взрыхление земли, посадка рассады.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Наседка и цыплята», «Самолеты».

Цель: упражнять в подлезании, беге, не сталкиваясь друг с другом, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

«Кто попадет?», «Обезьянки».

Цели:

— упражнять в метании левой и правой рукой;

Учить лазанию по гимнастической стенке.

Май

Прогулка 8

Наблюдение за птицами (вороной и воробьем).

Цель: - учить сравнивать двух птиц, находить признаки различия и сходства.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Кто из птиц крупнее?
  • В чем их различие? (величина тела, цвет перьев).
  • В чем их сходство? (крылья, клюв, лапы).
  • Как кричит ворона, как воробей?

Рассмотреть на участке ворону и воробья.

Воспитатель описывает птицу, а дети угадывают.

Большая птица серого цвета,

Черные крылья, две лапы,

На голове большой клюв»

«Чик - чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Подвижные игры: «Воробушки и кот», «С кочки на кочку».

Цель: - упражнять детей в беге, в прыжках;

Воспитывать ловкость, внимание.

Трудовая деятельность:

С помощью ведер и леек полить песок в песочнице.

Цель: - воспитывать интерес к трудовым действиям.

Индивидуальная работа

Цель: - закрепить прыжки с высоты (20см.)

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Янгантауский детский сад

конспект тематической прогулки

Выполнила:

воспитатель

Туктарова И. А.

с, Янган-Тау

2015

Наблюдение за трудом дворника

Цель: Способствовать развитию у детей знаний о труде взрослых через структурные компоненты прогулки.

Программное содержание

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о профессиях.

2.Совершенствовать словарный запас.

Развивающие задачи:

1.Способствовать умению наблюдать за работой дворника.

2.Расширять представления о труде взрослых.

3.Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

2. Воспитывать стремление к порядку и чистоте.

Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность.

Методические приемы

1.Загадки.

2.Сюрпризный момент.

3.Вопросы поискового характера.

4.Использование наглядности.

5.Проблемная ситуация.

6.Хоровые и индивидуальные ответы.

7.Поощрение активности и самостоятельности.

Предварительная работа

1.Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Профессии».

2.Беседа о профессиях работников детского сада (кастелянша, повар, помощник воспитателя, сторож, плотник, дворник).

3.Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

4.Предварительная беседа с дворником о предстоящей прогулке.

Материал к занятию.

1.Письмо от дворника.

2. Инвентарь, соответствующий детям по возрасту (лопатки, веники, тележка, корзина).

3.Картинки к загадкам.

4. Мяч для игры.

Ход прогулки

Действия воспитателя:

Действия и ответы детей:

На скамейке веранды лежит конверт, на котором написано: «Для тех, кто любит трудиться».

Ребята, вы любите трудиться?

Значит это письмо для нас. Посмотрим, что же в нём.

Здесь загадка, послушайте её и отгадайте.

Он с утра пораньше встанет,

Веник в руки возьмет,

И дорожки подметёт.

Кто это?

Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник»?

Я предлагаю вам выучить стихотворение про дворника.

Встанет дворник на заре,

Всё очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Ребята, в конверте лежат загадки, они вам подскажут, какие инструменты для работы нужны дворнику.

Загадки

Стоят в один ряд

Острые пальчики.

Цап-царапки,

Подбирай охапки.

В огороде и в саду

Я работу ей найду.

У меня в ладонях сжата,

Чтобы землю рыть…..

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится.

Молодцы. А сейчас я вас приглашаю познакомиться с нашим дворником и посмотреть, как он трудится.

Дети вместе с воспитателем подходят и наблюдают за работающим дворником.

Что делает дворник на территории детского сада?

Какие орудия труда он использует для своей работы?

Какую работу выполняет дворник осенью?

Нужна ли работа дворника людям и природе?

- Ребята, вы правильно всё рассказали о труде дворника. На территории детского сада всегда чисто и красиво.

Как мы можем помочь дворнику?

Предлагаю вам пройти на свой участок и помочь нашему дворнику в уборке территории детского сада.

Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Дети по указанию воспитателя подметают дорожку на участке, сгребают листья в кучу, собирают палки и ветки, накладывают их в тележку.

Ребята, вы молодцы. Давайте уберем инвентарь на место и поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых.

Ребята, вы сегодня много рассказали о труде взрослых, о том, что необходимо в их работе. Отгадывали загадки, читали стихотворение, помогали дворнику. Вам было интересно?

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ловишка»

Подвижная игра «Ловишка».

Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом.

Да.

Я маме люблю помогать.

Дворник.

От слова: двор

Дети повторяют текст за воспитателем.

Грабли.

Лопата

Метла

(Если дети затрудняются с ответами, показываю картинку)

Дворник подметает дорожки вокруг детского сада.

У него в руках метла (веник), и мусор он кладет в тележку.

Подметает, сгребает листья, убирает палки и ветки с участка.

Да, нужна. Потому что, когда дворник работает, то становится чище.

Потому что дворник убирает мусор с площадок.

Мы можем на своем участке подмести.

Собрать листья в одну кучу.

Убрать палки и ветки в тележку дворника.

Дети идут на свой участок и разбирают инвентарь.

Дети убирают грабельки, лопатки, корзинку в шкафчик.

Дети встают вокруг воспитателя, ловят мяч, отвечают на вопрос.

Да, интересно.

Список использованной литературы:

    Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа. – Москва: ТЦ Сфера, 2008

    Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Статьи по теме: