Опыты с магнитом и водой. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами

НОД в детском саду «Чудесные экспериментирования с магнитом». Старшая группа

Антоненкова Евгения Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с №59, г. Новосибирск
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с магнитом. Для детей старшей группы.

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью.Утром рано проснулись,
Солнышку улыбнулись,
Мама в комнату войдет
Как только петушок споет.
- Что же надо маме тогда сказать?
- Спокойной ночи?
- С добрым утром, надо маме сказать
Доброго утра, папе пожелать.
Всему миру с утра
Мы желаем лишь добра!
С добрым утром!

Музыка утреннего приветствия переходит в песенку про фиксиков.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
ДЕТИ:- Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята к нам в гости пришел Нолик и что - то принес. Да ведь это театр, да не простой. Посмотрите. Персонажи в этом театре могут двигаться. Подумайте, с помощью чего я ими управляю? Почему они двигаются? (дети высказывают свои предположения). Если затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами.
ДЕТИ: С помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Обратите внимание, Посмотрите, к каждой фигурке прикреплена скрепка, а за картонной перегородкой находится магнит, стоит мне магнит отвести в правую сторону и фигурка последует за магнитом
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
- Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ: - Магнит может притягивать предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает? »
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен?
ДЕТИ: - Стеклянный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт со стеклянным предметом.
ДЕТИ: - Нет, не притягивает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Значит в карточке напротив стеклянного образца, какой знак надо поставить?
ДЕТИ: - Минус.
Продолжите экспериментирование самостоятельно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: - Сила магнита не действует на стеклянные, деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - На какие предметы действует сила магнита?
ДЕТИ: - На железные предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
Проблемная ситуация:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
ДЕТИ: - Не притягивается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод: не все металлы притягиваются магнитом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах? В нашей лаборатории хранится все оборудование: инструменты, различные вещества. Скажите пожалуйста, в чем хранят свои инструменты фиксики? Как называется этот чудо ранец?
ДЕТИ: -Помогатор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).

Музыкальная физминутка «Помогатор»

ВОСПИТАТЕЛЬ : - Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Ребята, существуют магниты постоянные, временные и электрические. Постоянные магниты изготавливаются на предприятии. Их делают из сплава железной руды, которую добывают глубоко в земле. Руда обладает свойством притягивать железные предметы.
Временный магнит вы можете сделать сами. Для этого нужно взять любой железный предмет и приложить на некоторое время к магниту. И он приобретет магнитные свойства на время. Например, намагниченной отверткой удобно вкручивать шурупы, они не падают (показать на примере).

Опыт№2 « Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
ДЕТИ: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вот электрический магнит работает благодаря электричеству. Поступает электрический ток, магнит работает, стоит электричество отключить, магнит теряет свои способности притягивать предметы. Сейчас (имя ребенка) вам покажет, как в домашних условиях можно сделать электрический магнит. Самим его делать нельзя, только ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Выходит ребенок с готовым магнитом, который сделал дома вместе с родителями и рассказывает.
РЕБЕНОК: - Нам понадобятся большой гвоздь, медная проволока в оплетке, батарейка (источник электрической энергии). Наматываем проволоку на гвоздь, витки делаем близко друг к другу, чтобы не было промежутка. Концы проволоки очищают родители от оплетки. Теперь присоединяем концы к батарейке и наш магнит заработал. Отсоединяем, магнит не работает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте вспомним, какие бывают магниты?
ДЕТИ: - Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, магниты могут быть сильными и слабыми. Их сила определяется в зависимости от того какой вес они могут поднять. Наука не стоит на месте. Ученые создали неодимовый магнит. Эти магниты самые сильные на земле. Сейчас я вам это покажу. У меня есть два магнита одинакового размера. Один серебристого цвета - это неодимовый магнит, и магнит черного цвета – это обычный магнит. Перед вами гайка, которая по размеру больше наших магнитов. Как вы думаете смогут ли магниты ее поднять? (ответы детей). Проверяем! (неодимовый магнит поднимает, а простой магнит нет).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, вот ребята, вы теперь знаете. Что магниты бывают…
Вывод: магниты бывают сильными и слабыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (слайд).
ДЕТИ: - Золушка (слайд Золушка грустная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды (дети выходят.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У кого быстрее получилось перебрать крупу?
ДЕТИ: - У того, кто перебирал с помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (слайд Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это? Ответ: Буратино

Опыт - игра №4 «Золотой ключик».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
- На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения.
ДЕТИ: - Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит. Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
ДЕТИ: - Волшебная сила магнита действует даже в воде!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?
- Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
ДЕТИ: - Магнитная азбука, магниты для доски.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
Наушники
Колонки от музыкального центра
Телефонная трубка
Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
Даже на банковской карте есть магнитная полоса
Вентиляторы
Магнитные замки

ВОСПИТАТЕЛЬ:- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
ДЕТИ:- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Где используют магниты? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный лабиринт».
- Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
ДЕТИ: - До свидания!

Эту образовательную деятельность я проводила два года назад. Когда к ней готовилась, то сделала знаки для работы в центре экспериментирования. Надеюсь они кому нибудь пригодятся.

Элементарные опыты по ознакомлению детей со свойствами воздуха и магнита . Как известно, воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью опытов. Возьмем целлофановый пакет и будем заполнять его шарами. По мере заполнения пакет становится выпуклым. Если в пакете что-то есть - он всегда выпуклый. Затем рассмотрим пустой пакет. В нем что-нибудь есть? Скрутим пакет. По мере скручивания пакет раздувается и становится выпуклым. Но ведь выпуклым пакет может быть только тогда, когда в нем что-то есть. В нем находится воздух.Воздух прозрачный, бесцветный, поэтому мы видим все предметы, которые нас окружают. Воздух не имеет вкуса, запаха и определенной формы. Воздух заполняет собой все пространство вокруг нас, в каждом предмете есть воздух.Возьмем пустую воронку. Наденем на узкую часть воронки воздушный шарик. Опустим воронку в воду. Мы видим, что шарик надулся. Что находится в шарике? (воздух) Откуда он взялся? Вода вытеснила воздух из воронки, и он надул шарик. Воздух легче воды. Проверим это на воздушном шарике. Опустим шарик в воду. Шарик не тонет, а плавает по поверхности воды, потому что в нем много воздуха.
Рассмотрим изображение воздушного шара. Как вы думаете, зачем под шаром расположена горелка? При помощи эксперимента мы узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Для этого, берем пустую пластиковую бутылку, и надеваем на горлышко бутылки воздушный шарик. Опускаем бутылку в горячую воду и видим, как шарик раздувается. Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик. Теперь ставим бутылку в холодную воду. Воздух в бутылке охлаждается, сжимается и шарик сдувается. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается.

Магнит и его свойства.

Итак, магнит - это камень. На ощупь он холодный, твердый, тяжелый, железный. Магниты бывают разной формы, размеров и силы. Магниты, как по волшебству притягивают к себе железные предметы. А будет ли притягивать магнит железные предметы через другие материалы? Для этого опыта нам понадобятся: скрепки, лист картона, деревянная дощечка, стакан с водой.Положим скрепки на лист картона, а под лист подведем магнит и подвигаем им. Что происходит? Скрепки начинают двигаться под действием магнита. Возьмем тонкую деревянную дощечку и проделайте то же самое. Магнит притягивает железные предметы через картон, тонкую деревянную дощечку.Положим скрепку в пластмассовый стаканчик. Приложим к нему магнит. Скрепка примагнитилась. Теперь медленно будет двигать магнит вверх. С помощью магнита достанем ее из стаканчика. То же самое произойдет, если скрепку мы поместим в стеклянный стакан. Нальем воду в стакан и проверим, сможет ли магнит достать скрепку из стакана с водой? Приложим к стакану магнит, и будет медленно поднимать его вверх. Скрепка и в этом случае оказалась на магните.

Игры с магнитами дети воспринимают как фокусы.

Можно поиграть с детьми в игру «Найди сокровища». Насыпьте манную крупу в неглубокую посуду. Спрячьте в манной крупе несколько железных предметов (скрепок). Попросите детей отыскать с помощью магнита зарытые в пустыне «сокровища».Магнит может притягивать железные предметы с небольшого расстояния. Для этого опыта нам понадобится: коробка из-под обуви, поставленная на бок, бабочка из тонкой бумаги. Скрепляем бабочку железной скрепкой, привязываем нитку с одной стороны к скрепке, с другой - прилепляем скотчем к низу коробки. Бабочка не должна касаться верха коробки. Положим на коробку сверху сильный магнит. Подведем бабочку под магнит, натянув нитку. Отпустим бабочку - она парит в воздухе.В продаже имеются много игр на магнитах: «Поймай рыбку», «Магнитный парикмахер», «Одень куклу» и другие. Но множество игр можно придумать и сделать самим: гонки автомобилей, лыжная трасса, парусная регата, магнитный театр, лабиринты и многие другие. Нарисуйте или наклейте на картон цветы. Посадите на цветок бабочку и с помощью магнита перемещайте ее с одного цветка на другой. Уважаемые родители! Опыты и эксперименты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире. Способствуют развитию наблюдательности, любознательности. Активизируют мыслительную деятельность.

Мы провели несколько опытов, для того, чтобы выяснить какие свойства имеет магнит, а так же проверить нашу гипотезу.

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмем предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку, деревянный брусок, железную скрепку, фарфоровую птичку, пластмассовый кубик, резиновую утку и стеклянную крышку (Приложение № 1, фото 1) . Будем подносить к ним по очереди магнит. Из всех этих материалов к магниту притянулась только скрепка (Приложение № 1, фото 2).

Вывод: Магнит притягивает к себе только железо. Предметы из дерева, фарфора, резины, так же как стекло и пластмасса не реагируют на магнит.

Опыт 2. Магнит имеет два полюса.

Возьмем игрушечный автомобиль, приклеим к нему пластилином магнит. Другой магнит будем приближать к нему разными сторонами. Когда мы будем приближать магнит к автомобилю одной стороной, автомобиль будет ехать вперед; когда другой – назад (Приложение № 1 фото 3). Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный).

Вывод: Полюсы противоположных знаков магнита притягиваются; одинаковых – отталкиваются.

Опыт 3. Магнитные свойства можно передать обычному железу.

Попробуем к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуем сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У нас их получилось 5 штук (Приложение № 1, фото 4).

Если осторожно магнит убрать, взявшись за верхнюю скрепку, то скрепки не рассыпятся (Приложение № 1, фото 5). Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитами. Из литературы я узнал, что это свойство называется магнетизм.

Но цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается, так как скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

То же самое произойдет с любыми другими железными детальками: гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию и железо снова станет обычным.

Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.

Опыт 4. Магнитное поле Земли.

Наша планета Земля - это огромный магнит. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.

Мы тоже можем сделать свой компас. Для этого нам понадобится иголка и плоская миска с водой. Намагнитим иголку магнитом. После этого смажем ее растительным маслом и аккуратно положим на поверхность воды. Благодаря силе поверхностного натяжения иголка не утонет, а останется свободно плавать. И не просто плавать - она развернется в воде в каком-то определенном положении. Только нужно убрать со стола подальше магнит и другие источники магнитного поля (компьютер, динамики).

Мы сравнили показания нашего самодельного компаса со стрелкой настоящего - они совпали! (Приложение № 1, фото 6).

Вывод: магнитная сила Земли заставляет все свободно движущиеся магниты ориентировать свои полюсы один на Северный полюс, другой на Южный полюс.

Опыт 5. Достать скрепки из воды, не намочив руки

Для проведения опыта нам понадобился прозрачная банка с водой, магнит и металлические скрепки. Скрепки я поместил на дно банки и попробовал достать скрепки при помощи магнита.

Поднеся магнит к банке, я легко достал скрепки, не замочив рук (Приложение № 1, фото 7) .

Вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

Опыт 6. Игра «размагничивание магнита»

Меня заинтересовал вопрос: можно ли размагнитить магнит? Изучая литературу, я узнал, что нарушить намагничивание может огонь.

Намагнитим иголку, поднесем к скрепке – скрепка примагнитилась. Теперь поднесем к концу иголки горящую спичку и накалим ее. Снова попробуем поднести к скрепке. Концы иголки больше не притягивают. Иголка размагнитилась. (Приложение № 1, фото 8, 9, 10).

Вывод: магнитное притяжение действует через стол.

Опыт 8. «Какой магнит сильнее?»



Сравним силы магнитов, изготовленных разными способами:

· магнита, получившегося в результате предыдущего опыта;

· магнита, сделанного намагничиванием стального самореза;

· магнита, изготовленного фабричным способом.

В качестве измерителя «силы» магнита будем использовать скрепки.

В ходе опыта выяснилось, что магнит, изготовленный фабричным способом, смог удерживать у своего полюса цепочку с 5 скрепками, электромагнит удержал 4 скрепки, а стальной саморез – 2 скрепки (Приложение № 1, фото 12,13,14).

Вывод: магнит, изготовленный фабричным способом, оказался сильнее всех, так как смог удержать большее количество стальных скрепок.

После проведения всех опытов я сделал для себя следующие выводы:

1. Магнит притягивает к себе только железо. Предметы из дерева, фарфора, резины, так же как стекло и пластмасса не реагируют на магнит.

2. Полюсы противоположных знаков магнита притягиваются; одинаковых – отталкиваются.

3. Магнитное поле можно создать искусственно

4. Магнитная сила Земли заставляет все свободно движущиеся магниты ориентировать свои полюсы один на Северный полюс, другой на Южный полюс.

5. Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

6. Магнитное притяжение действует через стол.

7. Магнит, изготовленный фабричным способом, оказался сильнее всех, так как смог удержать большее количество стальных скрепок.

Заключение

Выполнив исследовательскую работу, я узнал, какие предметы способны притягивать магниты, что они имеют два полюса северный и южный, благодаря чему магниты могут не только притягиваться, но и отталкиваться. Свойства магнитов люди использовали с древних времен, но особенно широко эти свойства используются в наши дни. Также, для меня было открытием, что Земля ведет себя как большой магнит.

Увлекли меня и заинтересовали опыты с магнитами. В результате чего я сделал некоторые выводы: магниты притягивают только предметы из железа, магнитное поле можно создать искусственно, магнитная сила действует сквозь воду и стекло, нагреванием можно достичь размагничивание магнита и другие.

Данные опыты можно использовать на уроках окружающего мира или внеурочных занятиях. Опыты доступны для проведения одноклассниками.

Таким образом, подтвердилась моя гипотеза, что способность магнита притягивать предметы это не волшебство, а природное явление.

Литература

1. Книга для внеклассного чтения «Физика-юным»- М., «Просвещение» 2009

2. Транковский С. Компас из иголки - М., «Наука и жизнь» №2 2007

3. http://allforchildren.ru Статья «Что такое магнит?».

4. http://ru.wikipedia.org Статья «Магнит».

5. http://class-fizika.narod.ru Статья «Постоянные магниты».

6. http://i-fakt.ru Статья «Интересные факты о магнитах».

7. http://1001fact.ru Статья «Немного фактов о магнитах».

8. http://ta-vi-ka.blogspot.ru Статья «Опыты с магнитами».

9. http://www.rusarticles.com Статья «Использование Магнитов»

КАК СДЕЛАТЬ МАГНИТ ДЛЯ ОПЫТОВ

Для опытов нам понадобится постоянный магнит. Он может быть у вас дома: это магнитная мыльница или ненужный репродуктор от радиоприемника.
Если у вас ничего этого нет, придется магнит изготовить самим.
Для этого понадобится тонкая - диаметром около 0,3 миллиметра - проволока и батарейка для карманного фонаря (плоская).

На катушку из-под ниток намотайте медную изолированную проволоку толщиной 0,3 миллиметра. При намотке начальный конец оставьте длиной около 20 сантиметров. Намотку старайтесь делать поровнее. Когда катушка будет намотана, вставьте в ее отверстие стержень (желательно стальной) в качестве сердечника. Размер сердечника должен быть такой, чтобы его концы немного торчали из катушки. Если нет подходящего стального стержня, вставьте пучок хорошо расправленных канцелярских скрепок.

Присоедините концы намотанной на катушку проволоки к батарейке от карманного фонаря. Электрический ток, проходя по обмотке, намагнитит сердечник, и если он стальной, то останется намагниченным и после отсоединения батарейки. Убедиться в том, что сердечник намагнитился, можно, поднеся к нему кнопки, скрепки.
Выньте сердечник из катушки, вставьте вместо него несколько иголок и присоедините батарейку. Иголки намагнитятся и понадобятся нам для следующих опытов. Иголки вставляйте, подобрав их ушками в одну сторону, остриями - в другую.

Когда вынете иголки, отсоедините батарейку и вставьте на место сердечник. Запомните, какие концы проводов от катушки к каким полюсам батарейки присоединялись.

ОПЫТЫ С МАГНИТНЫМИ ИГОЛКАМИ


Опыт 1

Смажьте намагниченную иголку очень тонким слоем жира, а затем положите ее на поверхность воды. Иголка, плавая на воде, повернется одним концом на юг, другим - на север. Получится иголка - компас.

Опыт 2

Проделаем опыт с несколькими намагниченными иголками. Возьмите пять иголок и проткните ими пять маленьких - диаметром 1,3 сантиметра - кружков, вырезанных из непромокаемого картона (от молочных пакетов) Кружки должны быть совершенно одинаковые, и иголки надо воткнуть точно в центр, выпустив концы на одинаковое расстояние от кружков.

Налейте в глубокую стеклянную или алюминиевую (но только не в железную!) миску воду и опустите на ее поверхность две иголки в кружках острием вверх. Иголки будут хорошо держаться на воде вертикально благодаря своим поплавкам. Расположите их рядом, но чтобы кружочки-поплавки не касались друг друга и чтобы поверхностное натяжение не стягивало их. Расстояние между кружками сделайте один сантиметр. Иголки сразу же отплывут друг от друга на некоторое расстояние и замрут на месте. Это расстояние у иголок, очевидно, предельное, когда уравновешиваются магнитные силы. Подносите с большого расстояния к иголкам конец магнита. Если это будет тот же полюс, что и у концов иголок, они сразу раздвинутся еще больше.
Если это будет противоположный полюс, иголки потянутся к нему и сблизятся.
Но когда магнит уберете, иголки опять раздвинутся.

Теперь опустите на воду поплавок с третьей иголкой. Каждый поплавок с иголкой займет место в одном из углов равностороннего треугольника. Поднесите к центру треугольника сердечник изготовленного магнита или один намагниченный стерженек, сделанный из выпрямленной скрепки. Иголки либо разбегутся в разные стороны, либо соберутся вместе.

Уберите магнит - иголки опять займут свои прежние места.
Проделайте этот опыт с четырьмя, пятью, шестью иголками. Каждый раз они будут занимать определенное место по отношению друг к другу, пока между ними не наступит определенное магнитное равновесие. Три иголки образуют треугольник, четыре - квадрат, пять - либо пятиугольник, либо квадрат с одной иголкой в самом его центре.
Нужно заметить, что не всегда получается строгая геометрическая фигура расположения иголок. И степень намагниченности может быть разная, и размеры самих иголок и поплавков разные.

Проделайте этот опыт с большим количеством намагниченных иголок. Интересно, какие фигуры они образуют?


ОПЫТ С ЖЕЛЕЗНЫМИ ОПИЛКАМИ

С помощью ножовки или напильника приготовьте небольшое количество железных опилок. Насыпьте их на бумажку или тонкую картонку и поднесите под них сильный магнит.

При передвижении бумажки над магнитом опилки начнут создавать разные узоры. Опилки стараются расположиться вдоль магнитных силовых линий. При передвижениях бумажки эти узоры меняются. Таким образом, с помощью опилок можно как бы сделать видимым магнитное поле, точнее, его отдельные силовые линии.

МАГНИТНЫЕ КАРТИНЫ

Узоры, образованные мелкими опилками, которые располагаются вдоль силовых линий магнита, можно зафиксировать, даже сделать нечто вроде картин, так что они и в самом деле способны будут украшать внутренность комнаты.

Возьмите кусок стекла нужного для ваших целей размера и нанесите на стекло немного парафина. Дальше стекло надо аккуратно подогреть на утюге или на электроплитке, так чтобы парафин растекся тонким слоем. Можно, конечно, поступить и по-другому: слегка подогреть стекло и промазать его кисточкой с расплавленным парафином.
Теперь надо положить под стекло магнит или несколько магнитов и посыпать через ситечко железные опилки на слой расплавленного парафина. Разумеется, самые сложные и интересные узоры получатся, если магнит будет иметь сложную форму или если вам удастся по-особому расположить несколько мелких магнитов.

Поднимите стекло решительным движением вверх, затем снова подогрейте его до размягчения парафина. Когда парафин вновь застынет, опилки, «утонув» в нем, сохранят картину магнитного поля. Можно накрыть ее точно таким же куском стекла и окантовать лейкопластырем- получится необычный «эстамп».


«ПЕРЕРЕЗАНИЕ» МАГНИТНЫХ СИЛОВЫХ ЛИНИИ

Привяжите к какой-нибудь палочке, воткнутой в пузырек, нитку с иголкой. Тот конец нитки, который вдет в иголку, завяжите узелком, чтобы нитка не выскочила из ушка. Поднесите иголку к магниту, так чтобы она, натянув нить, расположилась горизонтально, не доходя до него на расстояние одного сантиметра.

Теперь попробуйте листом бумаги «перерезать» магнитные силовые линии, которые удерживают иголку в воздухе. Иголки при этом не касайтесь! Иголка будет продолжать висеть. Даже картонка, даже монеты не смогут «перерезать» магнитные линии. Только нож или просто кусочек жести способен их «перерезать», и иголка упадет. Фактически линии, конечно, не перерезаются вовсе, но, войдя в железо или сталь, изменяют свое направление и не доходят до иголки. Иголка перестает ощущать действие силы со стороны магнита и падает.

Для этого опыта нужно было бы иметь сильный магнит: тогда иголка будет висеть в воздухе горизонтально. Из «домашних» магнитов для этого и следующего опыта вполне подходит магнитная мыльница или магнит от ненужного репродуктора.

«ИСЧЕЗНОВЕНИЕ МАГНЕТИЗМА»

К сожалению у магнита есть враг, который лишает его силы. Этот враг - высокая температура.
Ведь как было бы хорошо заставить мощные электромагниты на заводах поднимать и переносить, например, раскаленные железные балки. Однако железо, нагретое до определенной температуры, теряет магнитные свойства, и даже самый мощный магнит его не притянет.

Опыт

Укрепите иголку, висящую на нитке, как и в предыдущем опыте, против сильного магнита. Только расстояние от конца иголки до магнита уменьшите до нескольких миллиметров. Иголка будет висеть горизонтально, удерживаемая с одной стороны ниткой, с другой стороны - притяжением магнита.

Поднесите к концу иголки горящую спичку. Иголка, нагревшись, сразу упадет. Когда она остынет, ее вновь можно будет расположить в горизонтальном положении.

Теперь попробуйте очень медленно подводить горящую спичку к концу иголки. Как только заметите, что иголка начинает опускаться, сразу убирайте спичку. Иголка, не успев сильно нагреться, вернется на свое место у магнита.

Пожалуй, лучше всего взять не нитку, а кусочек нихромовой проволоки от спирали старой электроплитки. Такая проволока и не перегорает и не намагничивается. А чтобы не обжечься, сделайте петельку на одном из ее концов, проведите сквозь эту петельку булавку, которую и воткните в пробку. К другому концу проволоки прикрепите маленький гвоздик или булавку. В остальном опыт проводится так же, как было описано выше.


"ПРИЛИПШИЙ" ВОЛЧОК

Сделай легонький волчок из кружка картона, наса­женного на тонкую палочку. Нижний конец палочки заостри, а в верхний вбей булавку, да поглубже, так, чтобы только головка была видна.

Пусти волчок вертеться на столе, а сверху поднеси к нему магнит. Ближе, еще ближе. Оп-ля! Волчок подпры­гнет, и булавочная головка пристанет к магниту. Но вот что удивительно: волчок не остановится. Он будет вра­щаться, «вися на голове»!

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОЛЧОК

Оказывается, железный волчок отталкивается от магнита!
Сделайте волчок из крышки консервной банки и заостренной палочки в качестве оси. Раскрутите волчок и поднесите к нему постоянный магнит. Как вы думаете, притянется волчок к магниту?

Не тут то было, волчок отталкивается от магнита!

Разгадка этого странного поведения волчка заключается в том, что в быстро вращающемся металлическом диске под действием магнитного поля возникают вихревые токи Фуко, взаимодействие которых с магнитом и вызывает наблюдаемый наклон диска.


МАГНИТНЫЙ МАЯТНИК

На нитке висит маленький гвоздик, недалеко от него надо установить магнит.
Как, не касаясь ни гвоздика, ни магнита, заставить гвоздик качаться подобно маятнику?

Задача решается следующим образом: надо взять ножик и то помещать его между полюсом магнита и гвоздем, то убирать.

Магнитная сила свободно проходит через все тела, кроме железа. Железо представляет собою магнитный экран. Таким образом, когда ножик помещается между полюсом магнита и гвоздем, он преграждает путь магнитным силовым линиям к гвоздю, и гвоздик висит вертикально.

Когда убираем ножик, то тем самым даем возможность силовым линиям действовать на гвоздь. Гвоздик с большей или меньшей силой притягивается к магниту и отклоняется от вертикали.

Рядом таких последовательных манипуляций удается довольно быстро привести гвоздик в колебательное движение.

Не знаете, как развлечь себя и своих детей? Вспомните, каким чудом нам всем казался в детстве обычный магнитный брусок - и ваши дети воспринимают его точно так же. А теперь представьте, сколько радости получите вы и ваш ребёнок от экспериментов с этими обыденными, но удивительными приборами - ведь с их помощью можно совершать настоящие трюки.


Самый простой опыт с магнитами: сила притяжения или отталкивания заставляет машинку с магнитом в кузове катиться вперед или назад

Опыт с замазкой

Итак, если вы думаете над тем, какие интересные эксперименты магнитами можно провести, приобретите магнитную жвачку , которая стала невероятно популярна в последнее время благодаря многочисленным видеороликам. Для эксперимента вам понадобятся: сама замазка и небольшой круглый или квадратный неодимовый сплав.
  • . Первый опыт: положите замазку на поверхность и поместите в её центре неодим. Вы будете заворожены тем, как эта субстанция буквально засасывает его в себя до полного исчезновения.
  • . Опыт второй: просто поводите прибором вокруг замазки - и вы увидите, как она оживает, превращаясь то в слона с хоботом, то в змею, то в любопытного жирафа.



Это грустный пингвин слеплен из магнитной замазки (также ее называют жвачкой для рук или магнитной жвачкой)

Мешалка

Можно провести и эксперименты с вращающимися магнитами. Для опыта с мешалкой вам понадобятся: стеклянная ёмкость с не очень толстым дном, компьютерный кулер, два небольших неодимовых изделия круглой формы и скрепка. С помощью скотча приклейте неодимовые диски на противоположные стороны кулера так, чтобы сверху оказались разные полюса. Далее, вам понадобятся подпорки по четырём сторонам кулера - можно использовать гайки. На гайки поставьте стеклянную или пластиковую площадку. Теперь вам нужно подключить кулер к источнику питания и поставить на площадку ёмкость с водой. На дно ёмкости положите обычную скрепку и включите кулер. Следите за тем, чтобы скрепка была точно отцентрирована - тогда вы увидите красивый вихрь, который будет становиться всё мощнее. Если бросить в воду блёстки или прыснуть краской, ваш ребёнок будет в восторге от такого зрелища. Да, этот опыт не самый простой, но результат будет того стоить.

Создание фигур

Приобретите несколько магнитов для экспериментов разного диаметра (желательно, чтобы самый маленький был не менее 10 мм). Покажите ребёнку, как они могут взаимодействовать друг с другом - собирайте различные фигуры и разрешите малышу проявлять свою фантазию. А с помощью неодимовых изделий другой формы - к примеру прямоугольных или квадратных - можно строить целые дома и разнообразные конструкции. Более чем демократичная стоимость позволит вам запастись достаточным количеством деталей для развлечения. Такая игра развивает мелкую моторику и творческие способности. После тяжёлого рабочего дня вам также будет приятно поэкспериментировать с этими волшебными шарами.



В магнитный конструктор ребенок будет играть несколько лет

Найдите клад

Позвольте своему ребёнку почувствовать себя настоящим пиратом: закопайте клад в песке. Для создания импровизированного пляжа вам понадобится обыкновенная манная крупа - насыпьте несколько пакетов на площадку с бортиками, чтобы защитить пол от «песка», и закопайте в ней какое-нибудь металлическое сокровище, а лучше - несколько: это могут быть украшения, красивые монеты или ключики. Затем дайте ребёнку изделие из неодима и попросите поводить им над импровизированным пляжем. Он почувствует себя настоящим охотником за сокровищами и к тому же узнает о новых для себя физических свойствах - лучшее обучение всегда происходит через игру.
Еще один удивительный материал для игр - кинетический песок . Его песчинки слипаются друг с другом и не разлетаются по всей комнате.
Как вы видите, с помощью набора экспериментов с магнитом и фантазии можно создать немало удивительных вещей и поразить своего ребёнка или воспитанников свойствами магнита.



Манная крупа, пшено или рис - для игры в поиски клада годится любой наполнитель


Подобные эксперименты с магнитом довольно простые, но крайне захватывающие - и не только для детей, но и для взрослых.
Статьи по теме: