Потерь электрической энергии.

Процесс передачи электрической энергии уже давно не вызывает у нас удивления. Электричество настолько прочно вошло в нашу жизнь, что представить себе ситуацию, когда его нет, для большинства из нас почти не возможно. За последние десятилетия были проложены миллионы километров проводов. Стоимость работ по вводу их в работу и эксплуатации составляет триллионы рублей. Но зачем строить протяженные ЛЭП, когда можно у каждого потребителя поставить генератор? Есть ли зависимость между длиной ЛЭП и качеством передаваемой электроэнергии? На эти и другие вопросы я и попытаюсь ответить.

Провода и генераторы

Сторонники распределенной генерации полагают, что будущее энергетики состоит в использовании небольших генерирующих устройств каждым потребителем. Можно подумать, что столь привычные нам опоры ЛЭП доживают свои последние деньки. Попробую встать на защиту «старушек» ЛЭП и рассмотреть те плюсы, которые получает энергосистема при строительстве протяженных линий электропередачи.

Во-первых, транспорт электрической энергии напрямую конкурирует с транспортом топлива по железной дороге, нефте- и газопроводам. При их удаленности или отсутствии строительство линий электропередачи является единственным оптимальным решением для энергоснабжения.

Во-вторых, в электротехнике уделяется пристальное внимание резервированию мощности. Согласно правилам проектирования энергосистем, резерв должен обеспечивать работу энергосистемы при потере любого ее элемента. Сейчас этот принцип называется «N-1». Для двух изолированных систем суммарный резерв будет больше, чем для связанных, а меньший резерв — это меньшее количество денег, потраченных на дорогостоящее электрооборудование.

В-третьих, экономия достигается за счет более грамотного управления энергоресурсами. Атомные электростанции, гидроэлектростанции (за исключением малой генерации) по понятным причинам зачастую расположены в отдалении от крупных городов и поселений. Без линий электропередачи «мирный атом» и гидроэлектроэнергия не были бы использованы по их прямому назначению. Разветвленная энергосистема также позволяет оптимизировать загрузку и прочих видов электростанций. Ключ к оптимизации — управление очередью загрузки. Вначале загружаются электростанции с более дешевым производством каждого кВт*ч, затем уже электростанции с более дорогим. Не стоит забывать и о часовых поясах! Когда в Москве пик энергопотребления, в Якутске этот показатель невелик. Отдавая дешевую электроэнергию в разные часовые пояса, мы стабилизируем загрузку генераторов и сводим к минимуму издержки производства электричества.

Не стоит забывать и о конечном потребителе — чем больше у нас возможностей доставить до него электрическую энергию от разных источников, тем меньше вероятность, что когда-нибудь его энергоснабжение прервется.

К минусам построения разветвленной электросети можно отнести: сложное диспетчерское управление, трудную задачу автоматического управления и работы релейной защиты, появление необходимости дополнительного контроля и регулирования частоты передаваемой мощности.

Однако отмеченные недостатки не могут нивелировать положительный эффект от построения разветвленной энергосистемы. Развитие современных систем противоаварийного управления и компьютерных технологий постепенно упрощают процесс диспетчерского управления и увеличивают надежность электросетей.

Постоянный или переменный?

Существует два принципиальных подхода к передаче электроэнергии — использование переменного или постоянного тока. Не вдаваясь в подробности, отметим, что для небольших расстояний гораздо эффективнее использовать переменный ток. Но при передаче электроэнергии на расстояния свыше 300 км практичность использования переменного тока уже не так очевидна.

Связано это в первую очередь с волновыми характеристиками передаваемой электромагнитной волны. Для частоты 50 Гц длина волны составляет примерно 6000 км. Оказывается, что в зависимости от протяженности ЛЭП существуют физические ограничения на передаваемую мощность. Максимум мощности можно передать при длинах ЛЭП порядка 3000 км, что составляет половину длины передаваемой волны. К слову, этот же объем мощности передают по ЛЭП протяженностью в 10 раз меньше. При прочих размерах линий объем мощности может достигать всего лишь половины от данного значения.

В 1968 году в СССР был осуществлен уникальный и пока единственный в мире эксперимент по передаче мощности на расстояние 2858 км. Была собрана искусственно схема передачи, включающая в себя участки Волгоград-Москва-Куйбышев (ныне Самара)-Челябинск-Свердловск (ныне Екатеринбург) на напряжении 500 кВ. Опытным путем были подтверждены теоретические исследования длинных линий.

Из рекордсменов по протяженности можно выделить проложенную в Китае ЛЭП в 2200 км от восточной провинции Хами до города Чженчжоу (столица провинции Хэнань). Стоит отметить, что полный ее ввод в эксплуатацию намечен на 2014 год.

Также не стоит забывать о напряжении линий. Со школы нам знаком закон Джоуля-Ленца P = I? R , который постулирует, что потери электрической энергии зависят от значения электрического тока в проводе и от материала, из которого он изготовлен. Мощность, передаваемая по линиям электропередачи, есть произведение тока на напряжение. Чем выше напряжение, тем меньше ток в проводе и тем самым меньше уровень потерь электроэнергии при передаче. Отсюда следствие: если мы хотим передавать электроэнергию на большие расстояния, необходимо выбирать как можно большее напряжение.

При использовании переменного тока в протяженных ЛЭП возникает ряд технологических проблем. Главная проблема связана с реактивными параметрами линий электропередачи. Емкостное и индуктивное сопротивление проводов оказывают существенное влияние на потери напряжения и мощности при передаче, возникает необходимость поддержания уровня напряжения на должном уровне и компенсации реактивной составляющей, что достаточно ощутимо увеличивает стоимость прокладки километра провода. Высокое напряжение заставляет использовать большее количество гирлянд изоляции, а также накладывает ограничение на сечение провода. Все вместе увеличивает суммарный вес всей конструкции и влечет за собой необходимость использовать более устойчивые и сложные по своей конструкции опоры ЛЭП.

Этих проблем можно избежать, используя линии постоянного тока. Провода, используемые в линиях постоянного тока, дешевле и дольше служат при эксплуатации в связи с отсутствием частичных разрядов в изоляции. Реактивные параметры электропередачи не оказывают существенного влияния на потери. По линиям постоянного тока наиболее эффективно передавать мощность от генераторов, так как возможен выбор оптимальной скорости вращения ротора генератора, что повышает КПД его использования. Минусами использования линий постоянного тока является высокая стоимость выпрямителей, инверторов и различных фильтров для компенсации неизбежно появляющихся высших гармоник при преобразовании переменного тока в постоянный.

Но чем выше длина линии электропередачи, тем эффективнее использовать линии постоянного тока. Существует некоторая критическая длина ЛЭП, которая позволяет оценить целесообразность использования постоянного тока при прочих равных условиях. По данным американских исследователей для кабельных линий эффект ощутим при длинах более 80 км, но величина эта все время уменьшается при развитии технологий и удешевлении необходимых комплектующих.

Самая длинная линия постоянного тока в мире опять же расположена в Китае. Соединяет она ГЭС Сянцзяба (Xiangjiaba Dam) с Шанхаем. Ее длина составляет почти 2000 км при напряжении 800 кВ. Достаточно много линий постоянного тока находится в Европе. В России можно выделить отдельно вставку постоянного тока Выборг, соединяющую Россию и Финляндию, и высоковольтную линию постоянного тока Волгоград-Донбасс протяженностью почти 500 км и напряжением 400 кВ.

Холодные провода

Принципиально новый подход к передаче электрической энергии открывает явление сверхпроводимости. Вспомним, что потери электрической энергии в проводе зависят помимо напряжения еще и от материала провода. Сверхпроводящие материалы обладают почти нулевым сопротивлением, что теоретически позволяет передавать электрическую энергию без потерь на большие расстояния. Минусом использования данной технологии является необходимость постоянного охлаждения линии, что иногда приводит к тому, что стоимость системы охлаждения значительно превышает потери электрической энергии при использовании обычного не сверхпроводимого материала. Типовая конструкция подобной ЛЭП состоит из нескольких контуров: провод, который заключен в кожух с жидким гелием, опоясывающий их кожух из жидкого азота и менее экзотичная тепловая изоляция снаружи. Проектирование таких линий ведется ежедневно, но до практической реализации доходит не всегда. Самым успешным проектом можно считать линию, построенную American Superconductor в Нью-Йорке, а самым амбициозным проектом — ЛЭП в Корее, протяженностью около 3000 км.

Прощайте, провода!

Идеи не использовать провода вообще для передачи электрической энергии возникли уже достаточно давно. Разве не могут вдохновлять опыты, которые проводил Никола Тесла в конце XIX — начале XX века? По свидетельствам его современников, в 1899 году в Колорадо-Спрингс Тесла смог заставить загореться две сотни лампочек без использования каких-либо проводов. К сожалению, записей о его работах почти не осталось, и повторить подобные успехи смогли лишь спустя сотню лет. Технология WiTricity, разработанная профессором MIT Марином Солячичем, позволяет передавать электрическую энергию без использования проводов. Идея заключается в синхронной работе генератора и приемника. При достижении резонанса возбуждаемое переменное магнитное поле излучателем в приемнике преобразуется в электрический ток. В 2007 году был успешно проведен эксперимент подобной передачи электроэнергии на расстояние в несколько метров.

К сожалению, современный уровень развития технологий не позволяет эффективно использовать сверхпроводящие материалы и технологию беспроводной передачи электрической энергии. Линии электропередачи в привычном для нас виде будут еще долго украшать поля и окраины городов, но даже их правильное использование позволяет принести существенную выгоду для развития всей мировой энергетики.

Потеря энергии человека и ее накапливание – это процесс постоянный. И Вам, дорогой читатель , необходимо знать как сохранить баланс Вашей внутренней энергии и правильно распоряжаться ею. Для чего нам нужна энергия, я писала в статье

Мы можем постоянно повышать нашу энергию различными способами. И методов существует довольно много. Но, если наполнять емкость водой, в которой есть дыры, то эта емкость никогда не наполнится, т.к. будет постоянная утечка воды из этих дыр.

Так и с нашей энергией. Пока мы не поймем и не будем знать откуда идет утечка, мы не сможем повысить наш энергетический уровень.
В процессе наблюдения и осознания приложения своих сил или их расхода в пустую, Вы учитесь отлавливать утечки энергии и пресекать их.

И так, каким образом происходит потеря энергии человека:

  • Зависть, ревность, злоба, раздражение, ненависть и гнев,
  • Подмена индивидуального сознания общественным
  • Страхи о том, как избежать того, чего не хочешь
  • Просмотр негативной информации
  • Чувство вины и сожаления о том, что сделано
  • Переживания и беспокойства о деньгах
  • Попытки быть принятым в обществе или чрезмерное желание понравиться
  • Ложь и попытки скрыть эту ложь
  • Наркотики, алкоголь
  • Болезни
  • Постоянные переживания прошлых событий

1.Самый большой пожиратель Вашей энергии – это Вы сами.
Это споры с самим собой по поводу того, что можно, а что нельзя, постоянные сомнения, Ваше реакция на то, что скажут другие и еще много чего…

Перестаньте себя терроризировать! Просто делайте то, что считаете правильным и важным для Вас. Голоса внутри Вас постепенно затихнут, и критики из вне, так же угомонятся. Вы перестанете от них зависеть. В конце концов, жить-то – Вам.

Успехи в Вашей жизни – это Ваш результат, который вы получаете, и Ваши ошибки – это тоже Ваш результат. Вы никогда не получите никакого результата, если не попробуете. И в конце жизни Вы будете винить всех советчиков, всех доброжелателей, кроме себя, если не научитесь выбирать свои решения сами. С этого момента – вы сами выбираете свой путь.

Пропишите конституцию своей независимости, и придерживайтесь её. Делайте нестандартные поступки, пусть кому-то они покажутся бредовыми, но позвольте себе быть тем, кто вы есть на самом деле и без оглядки, сохраняя свою целостность.

Мне очень нравится это выражение:
Танцуй, как будто тебя никто не видит, Пой, как будто тебя никто не слышит, Люби, как будто тебе никто и никогда не причинял боли, Живи, будто на земле рай!

2. Тушите «очаги внимания».
Если человек не умеет управлять своим вниманием, это приводит к потерям энергии. Какие бывают очаги?
Это все то, что не позволяет вам расслабиться или сконцентрироваться.

Что это может быть? Например, поставили машину в таком месте, где Вас могут оштрафовать. Вы постоянно будете об этом думать и не сможете сконцентрироваться на чем-то очень важном. Или, уезжая в отпуск – закрывайте общие краны с водой.

Делегируйте контроль за какими либо действиями кому-то, кто может это сделать и Вам не прийдется о чем-то постоянно помнить и держать это в голове. Выработайте в себе в привычку организовывать дела с минимумом «очагов внимания» и Вы гораздо больше дел сможете делать за счет перераспределения энергии.

Или, например, если Вы придаете слишком много внимания чему-то или кому-то, что вас возмущает, раздражает. К примеру, обсуждая кого-то, перемалывая все это еще и еще, идет очень сильная потеря энергии, т.к. Вы концентрируете на этом Ваше внимание и гневаетесь. Вы расплескиваете Вашу эмоциональную энергию. Вместо этого могли бы направить на решение более важных своих задач.

Конфуций так сказал по этому поводу:
Страшно не то, что вас обманули, обокрали или оболгали, а то, что вы постоянно об этом думаете и помните.

Энергия там – где наше внимание.
Мы плохо умеем управлять нашим вниманием. В мозг все время поступает тонны полезной или бесполезной информации, и нас постоянно что-то отвлекает. Наше внимание без усилий рассеивается. А концентрируется с очень большим трудом.

3.Общение с негативными людьми
Меняйте свое окружение. Ищите позитивных и успешных людей, тех, кто вас поддерживает, и общайтесь с ними. Ограничьте общение с негативными людьми, перестаньте говорить на темы «все плохо» и «ничего не получится». Это большая утечка энергии. Старайтесь мыслить позитивно. Всегда есть что-то хорошее в любой ситуации, только его нужно найти.

То с кем Вы общаетесь – это отражение того, кто вы на самом деле.
Научиться верить в то, что Вы считаете правильным, и не сомневаться в своем пути – первый шаг на пути к освобождению Вашего внутреннего урагана энергии.

4.Перфекционизм
Это — завышенные мерки к себе и окружающим. Не тратьте слишком много времени на ничего значащие детали.
Перфекционизм включает в себя:
-чрезмерно высокие стандарты (приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности);
-концентрацию на ошибках и зацикливание, что мешает дальнейшему продвижению;
-сомнения в качестве выполнения деятельности;
-восприимчивость к завышенным ожиданиям;
-восприимчивость к критике;
-дисбаланс в оценке себя и других.

Перфекционизм препятствует достижению результатов. Из-за желания сделать все самым наилучшим образом, множество талантливых и умных людей, пытаясь сделать все идеально так и не добиваются в жизни ничего.

Из-за перфекционизма происходит мощная потеря энергии человека. Мы не можем позволить себе тормозить из-за привычки довести все до совершенства, потому что совершенство вещь субъективная и тратить на это уйму времени во всяком случае не разумно.

5 .Злость
Перестаньте давать свое внимание, деньги, время всем подряд направо и налево. Не давайте садиться вам на шею, оправдывая это жалостью и навязанными вам моральными ценностями.
Злость не обязательно выплескивать наружу.

Злость – это яркий индикатор того, когда ваше подсознание сигнализирует вам, что Вы занимаетесь, не тем чем хотите. И по этому сигналу, вы можете принять решение: отдавать энергию этой злости на то, чтобы продолжать ничего не делать, или принять решение и начать делать. Иногда злиться на себя нужно. Это источник для прироста энергии, но для действия. Только не используйте злость для обвинения себя и других во всех смертных грехах и ваших неудачах.

6.Обиды и недовольства.
Когда-то меня научили одной важной технике. Правда, тогда я не подозревала, что это одна из техник предотвращения утечки энергии. Не копить обиды, даже если тебе кажется, что они мелочные или не значительные, всегда высказать и обсудить. Выложить карты на стол. У разных людей эмоциональное восприятие может быть разным. И то, что одному человеку кажется ерундой, другому может казаться
очень важным. Или наоборот.

С тех пор, я взяла это за правило общения с людьми. Благодаря этому правилу, такие ощущения, как камень на сердце или червь, который пожирает из нутрии, мне сегодня, почти, не знакомы. А ведь это колоссальные пожиратели энергии.

«Прочищайте» отношения. Если вы давно хотите что-то кому-то сказать – обсудите. Это улучшает взаимопонимание, облегчает общение и снимает кучу кирпичей с вашего сердца. А также, находятся пути выхода из ситуации к совместному пониманию и решении проблемы.

7.Научитесь прощать и просить прощение.
Таким образом Вы перекроете мощнейший канал утечки Вашей энергии.
Вы почувствуете такое облегчение, как будто тяжеленный мешок с плеч сбросили!

И так, я привела примеры основных утечек энергии.

Подведем же краткий итог, как можно предотвратить потерю энергии человека:

Прежде, чем накачиваться энергией, научитесь эффективно управлять тем, что у вас есть. Убирайте отвлекающие факторы, перекрывайте утечки, прочищайте засоры. Начинайте освоение управления энергией именно с профилактики вашей, так сказать, «энергоемкости». Работа большая, но благодарная. Даже маленькие успехи на этом пути сразу возвращаются вам сторицей.

P.S. Возможно, Вы знаете как еще происходит потеря энергии человека, буду рада вашим комментариям и дополнениям. И не забудьте нажать на кнопочки Соц. Сетей, если считаете эту статью полезной для ваших друзей.

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 2 г.п. Октябрьский»

Материалы

на областной этап республиканского конкурса проектов

по экономии и бережливости

«Энергомарафон-2016»

Энергосберегающий проект

«Сточные воды - вторичный продукт или источник энергии?»

Блещик Данута, Коркуц Станислав

Руководители проекта :

Полторан О.В., Пуцыкович С.Н.

Адрес: 247319, Гомельская область,

г.п.Октябрьский, ул.Урицкого,78.

Телефон 80235752408

  1. Информационная характеристика проекта………………….3
  2. Описание проблемы…………………………………………..4
  3. Цели и задачи проекта………………………………………..5
  4. Предполагаемые результаты проекта……………………….5
  5. Этапы реализации проекта……………………………….…..6
  6. Результаты реализации этапов проекта……………………..8
  7. Заключение………………………………………………..…10
  8. Список используемой литературы…………………………12
  • Приложение 1.Изготовление и распространение проектного продукта………………………………………………………………..….13
  • Приложение 2.Разъяснительная работа……………………14
  • Приложение 3.Творческие задания……………………..….17

Информационная характеристика проекта

Название проекта : «Сточные воды - вторичный продукт или источник энергии?»

Аннотация проекта: проект способствует вовлечению участников образовательного процесса в работу по энергосбережению и формированию активной жизненной позиции, что поможет учащимся, войдя во взрослую жизнь, решать все производственные вопросы через призму экологического сознания с заботой о будущем планеты.

Девиз проекта: «Что сегодня сбережешь, завтра пригодится!».

  • Блещик Данута, учащаяся 11 класса;
  • Коркуц Станислав, учащийся 10 класса.

Руководители проекта:

  • Полторан Ольга Владимировна, учитель биологии;
  • Пуцыкович Светлана Николаевна, учитель физики.

Учреждение образования: Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г.п. Октябрьский».

Адрес: 247319, г.п.Октябрьский, ул.Урицкого, 78,

телефон 80235752408.

Сроки реализации проекта :

сентябрь 2015 года - май 2016 года.

Описание проблемы

Вода - ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Потребности в воде огромны и ежегодно возрастают. Ежегодный расход воды на земном шаре по всем видам водоснабжения составляет 3300-3500 км 3 . При этом 70% всего водопотребления используется в сельском хозяйстве. Большая часть воды после ее использования для хозяйственно - бытовых нужд возвращается в реки в виде сточных вод. Дефицит пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. Все более возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства в воде заставляют все страны, ученых мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы .

На современном этапе определяются такие направления рационального использования водных ресурсов: более полное использование и расширенное воспроизводство ресурсов пресных вод, разработка новых технологических процессов, позволяющих предотвратить загрязнение водоемов и свести к минимуму потребление свежей воды.

Идея выращивания пресноводных видов водорослей для производства биологического топлива на первый взгляд может показаться просто абсурдной. Тем не менее, концепция размещения специальных водорослей, размещенных в больших трубах из пластика, является устойчивой и жизнеспособной . Предложенная учеными система является выдающейся, поскольку позволяет в больших количествах получать биологическое топливо без использования сельскохозяйственных земель и выращивания специальных биокультур, истощающих землю. Вместо этого в качестве угодий предложено использовать сточные воды. В качестве источников энергии система предлагает использовать сточные воды и солнечный свет, поставляя при этом в окружающую среду кислород и чистую воду .

Цель и задачи проекта

Цель: анализ возможности наиболее рационального способа очистки сточных вод, позволяющий получить биотопливо с помощью зеленой водоросли хлореллы.

Задачи:

  • привлечь внимание учащихся к проблеме очистки сточных вод и получения биотоплива;
  • показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;
  • распространить информацию о проекте среди всех учащихся, их родителей и педагогического коллектива;
  • оценить эффективность внедрения практических мероприятий;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предполагаемые результаты проекта

Предполагаемыми результатами являются:

  • повышение уровня информированности участников проекта в области энерго- и ресурсосбережения;
  • расширение информационного пространства с целью повышения осведомленности учащихся о местных экологических проблемах и путях их решения;
  • повышение заинтересованности учащихся вопросами, связанными с окружающей средой;
  • получение участниками проекта личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды;
  • придание проекту общественного резонанса.

Работа по проекту осуществлялась при значительной самостоятельности ее участников, с опорой на помощь родителей, педагогов, жителей посёлка. Все наши наблюдения и исследования проводились на территории г.п.Октябрьский.

Методы и приемы исследования:

  • теоретический - работа с литературными источниками и ресурсами сети Интернет;
  • эмпирический - наблюдение (визуальное обследование сточных вод г.п.Октябрьского);
  • анкетирование, опрос.

Проектный продукт - агитационные материалы: листовки, презентации, таблицы, схемы, диаграммы.

Этот продукт поможет достичь цели проекта, т.к. научит разумно использовать водные ресурсы с максимальной пользой и минимальными затратами, т.е. научит беречь природу от разрушения и загрязнения.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта была нами предусмотрена в три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап (сентябрь 2015 г. - ноябрь 2015 г.).

Главной задачей подготовительного этапа стала активизация деятельности учащихся, их интереса к изучению своего природного окружения.

В качестве основных мероприятий этого этапа были:

1) выявление участников проекта;

2) изучение сущности проблемы сточных вод и их очистки в научно-популярной литературе, СМИ, на интернет-сайтах.

3) сбор информации:

  • проведение социологического опроса населения поселка, с целью изучения отношения жителей посёлка по отношению к получению биотоплива и очистке сточных вод;
  • сбор статистических и научных данных, касающихся получения биотоплива из водорослей;

4) знакомство учащихся с материалами проекта:

проведение бесед, консультаций об экологических проблемах нашей местности и о значении активности обучающихся в реализации данного проекта;

показ презентации, созданной по итогам сбора информации;

5) разработка творческих заданий.

Основной этап (декабрь 2015 г. - апрель 2016 г.).

Во время основного этапа работы над проектом участники проекта самостоятельно выполняли определительные виды работ творческой и практической деятельности:

  1. Проведение акции для жителей посёлка «Вода - это жизнь!» ;
  2. Проведение конкурсов среди учащихся в школе:
  • конкурсы рисунков и плакатов «Мы - за альтернативные источники энергии!»;
  • конкурсы на лучшую идею о применении биотоплива в жизни нашего района;
  • конкурс сочинений на тему: «Я за процветание родного края!».

3. Распределение творческих заданий среди участников проекта:

  • игра « Мы станем миллионерами…»;
  • игра «Бережливость дороже богатства»;
  • мероприятие «Экология края - наша забота»;
  • выступление агитбригады «Экономия и бережливость».

Заключительный этап (май 2016 г.)

Заключительный этап предполагал подведение итогов и награждение победителей творческих конкурсов, а также:

  • выпуск агитационных материалов;
  • регулярное проведение мероприятий, акций по воспитанию экологической культуры;
  • анализ данных опросов, проведенных до начала проекта и после его окончании.

Результаты реализации этапов проекта

Первый этап работы над проектом определил заинтересованность учащихся и жителей посёлка проблемой очистки сточных вод, показал низкий уровень осведомленности жителей поселка об альтернативных способах получения энергии и способах очистки сточных вод.

По результатам социологического опроса 20% населения стало ясно, что самой насущной проблемой на сегодняшний день, по мнению жителей, является проблема большого количества сточных вод на территории района. Предложенные жителями пути решения были следующими: 33% - предлагали построить современные очистные сооружения с параллельным получением биотоплива; 16 % - организавать работу по бесплатной установке приборов учета расхода количества воды; 10 % - активизировать работу по пропаганде эффективных способов экономии воды.

На вопрос анкеты: «Знаете ли вы, что такое биотопливо и как его получить?» большая половина жителей отвечали, что знают, что это такое, но не знакомы со способами получения, 35 % - в первый раз слышат; и только 5 % - хорошо знакомы с таким источником получения энергии.

На основании проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  • жители г. п. Октябрьский уделяют недостаточное внимание проблеме энергосбережения;
  • хотя взрослые чаще задумываются над проблемой рационального использования водных ресурсов, учащиеся чаще экономят воду;
  • в квартирах, оборудованных счетчиками воды, чаще заботятся об экономии;
  • при анкетировании жителей некоторые впервые задумались над проблемой энергосбережения;
  • учащиеся больше осведомлены об альтернативных способах получения энергии, многие взрослые впервые услышали о культивировании водорослей с целью энергосбережения и очистки сточных вод.

Реализация основного этапа работы над проектом заключалась в проведении акции «Вода - это жизнь!». Учащиеся раздавали жителям посёлка листовки, содержащие информацию о положительных сторонах альтернативной энергии и важности очистки сточных вод (Приложение 1) .

С целью активизации интереса обучающихся к своему природному окружению в течение всего основного этапа реализации проекта проводились разъяснительные беседы, викторины, консультации об эффективных способах экономии воды, о биотопливе третьего поколения и о значении активности учащихся в решении проблемы через участие в проекте (Приложение 2) .

Распределялись творческие задания среди учащихся старших классов: игра «Мы станем миллионерами…», яркое выступление агитбригады «Экономия и бережливость», игра «Бережливость - это комфорт в нашем доме», мероприятие для учащихся первой ступени образования «Энергосбережение - это комфорт в нашем доме» (Приложение 3).

Большой интерес у участников вызвали проводимые нами конкурсы рисунков, плакатов, листовок, сочинений. В конкурсах приняло участие более 80% учащихся школы. Наиболее активными участниками оказались учащиеся старших классов.

Мы изучили немало литературных источников, интернет-сайтов, чтобы найти более простой и приемлемый выход. Наиболее простым, на наш взгляд, выходом из ситуации является экономия воды дома и в школе, что привело бы к уменьшению количества сточных вод. Что же касается получения биотоплива с помощью водорослей, то необходимо созвать группы специалистов в составе гидрологов, биологов-экологов, гидрохимиков и инженеров-гидротехников, которые сумели бы дать нужные, и более точные, рекомендации в этой области.

Заключение

Наиболее известным источником загрязнения воды, которому традиционно уделяется главное внимание, являются бытовые (или коммунальные) сточные воды. При использовании недостаточно очищенных фекальных стоков содержащиеся в них бактерии и вирусы могут вызвать кишечные заболевания (тиф, холеру и дизентерию), а также гепатит и полиомиелит. В растворенном виде в сточных водах присутствуют мыло, синтетические стиральные порошки, дезинфицирующие средства, отбеливатели и другие вещества бытовой химии.

Тарифы на энергоносители постоянно повышаются, заставляя обращаться к природным источникам энергии. Альтернативные источники энергии практически неиссякаемы, используются человечеством на 0,001% .

Человечество использует для выработки энергии не возобновляемые источники энергии - уголь, газ, нефть. Запасов которых может не хватить уже для живущего поколения, поэтому энергоносители постоянно дорожают.

И если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете.

Исследуя проблему очистки сточных вод и попутного получения биотоплива в г.п.Октябрьском нам удалось:

  • определить отношение населения к проблеме очистки сточных вод и альтернативным источникам энергии;
  • ознакомиться с состоянием сточных вод нашего района;
  • исследовать места сбора сточных вод;
  • найти пути уменьшения количества сточных вод и их очистки, с попутным получения биотоплива с помощью культивирования водорослей.

Практическая значимость работы заключается в том, что участниками проекта начата длительная и кропотливая работа по формированию экологической грамотности жителей посёлка и сделаны первые ощутимые попытки по улучшению экологической ситуации в месте своего проживания.

В заключение можем уверить, что работа по формированию экологической культуры продолжится: будут выпускаться агитационные материалы; организовываться и проводиться различные творческие конкурсы, как среди учащихся школ, так и среди населения посёлка.

Добившись положительных результатов в данном направлении, повысив культуру отношения к экологии края у учащихся школы считаем, что выбранный нами путь решения этой проблемы - верный, поэтому следует его продолжить. Вырастить поколение культурных и бережливых людей - это в наших силах!

Список используемой литературы

1. И.В. Галузо, И.Н. Потапов. Учимся экономии и бережливости. Учебно-методическое пособие «Энергоэффективность: современное энергетическое производство», 8 класс. - Минск, « Аверсэв», 2008.

2. Кислухина О., Кюдулас И. Биотехнологические основы переработки растительного сырья. - Каунас: Технология, 1997. - 183 с.

3. Рассел, Джесси Биотопливо / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 104 c.

Приложение 1

Акция для жителей посёлка «Вода - это жизнь!»

Листовка «Вода - это жизнь!»

Опрос и анкетирование жителей поселка

1. Прежде всего, следует содержать сантехнику в исправности. О какой экономии можно вести речь, когда вода зачастую течет просто так?! Почините или замените все протекающие краны. Капание из крана - это потеря до 24 л в сутки (720 л в месяц), а течь из крана - до 144 л в сутки, (т. е. до 4 000 л воды в месяц)! А также старайтесь плотно закрывать кран.

2. Необходимо максимально использовать современную бытовую технику и сантехнические устройства. Ручная стирка белья более затратна, нежели с помощью стиральной машины.

3.Для мытья посуды лучше, конечно, использовать посудомоечную машину, которая расходует на порядок меньше воды по сравнению с ручной мойкой. В итоге экономится вода, время и деньги (моющие средства). Посудомоечная машина сбережет вам до 2/3 воды, которую раньше вы тратили на мытье посуды.

4. Используйте душ вместо ванны. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете до 50 л воды. А для того, чтобы наполнить ванну, необходимо воды больше - до 200 л.

5. При ручном мытье посуды не держите кран постоянно открытым. Использование проточной воды расточительно вдвойне, поскольку увеличивается не только расход воды, но и моющих средств. Если между ополаскиваниями тарелок закрывать кран, расход воды снизится в десятки раз.

6. Закрывайте кран, когда чистите зубы. Для того чтобы прополоскать рот, наберите стакан воды. Таким образом, вы сэкономите до 45 л воды - именно столько уйдет в канализацию через открытый кран за 3 минуты.

7. Установите насадки-распылители на краны. Это также поможет сократить потребление воды.

8. Не размораживайте продукты под струей воды. Помимо ее нецелевого расхода, это чревато ухудшением свойств продуктов. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.

9. Не мойте овощи и фрукты под проточной водой. Пользуйтесь для мытья продуктов миской. Этот способ позволяет эффективно очищать плоды от песка и грязи. Для наполнения одной большой кастрюли или миски вам понадобится всего 3 л воды, в то время как при проточном мытье фруктов из водопроводного крана ежеминутно вытекает 15 л воды.

Приложение 3

Сценарий игры «Мы станем миллионерами…»

Цель : воспитание у учащихся активной жизненной позиции и осознанного отношения к проблеме энергосбережения, развитие творческих умений, воспитание чувства коллективизма и умения работать в группах.

Задачи:

Формирование у учащихся основ бережливости;

Воспитание культуры энергопотребления;

Развитие умений учащихся работать с различными источниками информации; выделять главное, сравнивать, обобщать, делать правильные выводы.

Формирование культуры энергопотребления у учащихся;

Формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, учебного заведения, всей страны.

Оборудование:

Рабочие столы на 3-4 команды по 3 человека.

Стулья для болельщиков (приглашенные, остальные учащиеся класса, учителя)

Набор карточек на каждую команду с цифрами от 1 до 4.

Таблички с названием ламп различного типа

Таблички с названием различных видов природного топлива,

Таблички с названием видов потерь тепловой энергии,

Мультимедийный проектор, экран, слайды презентации.

Плакаты на стенах

План проведения игры

«Мы станем миллионерами…»

Организационный момент.

Ведущий. Перед человечеством сегодня стоит множество проблем. Не для кого не секрет, что одной из ведущих проблем является проблема энергосбережения. Газеты кричат - неэкономное использование энергоресурсов может привести к мировому кризису. Выводы неутешительны. В настоящее время энергетические ресурсы играют определяющую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике. Мировое сообщество вступает в полосу дефицита топливно-энергетических ресурсов и борьбы за их перераспределение. В этих условиях на первый план выходит проблема энергосбережения. Причем она становится глобальной проблемой всего человечества, а не только отдельных стран и регионов. Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации. Но если мы не изменим бездумное, безжалостное и безответственное отношение к энергоресурсам, надолго ли нам хватит этих благ? По подсчетам ученых, на 600 лет. А что будет дальше?

Звучит отрывок песни «Сохраним планету»

Ведущий Сегодня мы проводим игру «Мы станем миллионерами…» , каждый из нас сегодня напрямую коснётся проблемы энергосбережения, сделает для себя определённые выводы и примет кардинальные решения.

Ведущий объявляет цели игры и знакомит с правилами, представляет участников игры. Каждый участник (группа участников) снабжается карточками от 1 до 4. Участник даёт ответ, подняв карточку с номером. Жюри оценивает и фиксирует баллы учащихся (от 1 до 3 балов).

< >Какие лампы рекомендуется использовать в первую очередь для рабочих зон с длительным временем их работы при включении? (3)Эти лампы предусмотрены для направленного освещения (4) Эти лампы дешевые, имеют плохую световую отдачу, но при этом обладают хорошей тепловой отдачей (1)Как по-другому называются компактные люминесцентные лампы, которые можно использовать везде, где необходимо длительное время их работы при включении (2).Какими преимуществами обладают энергосберегающие лампы?Каковы недостатки энергосберегающих ламп?Каково влияние энергосберегающих ламп на здоровье человека?Какие вредные вещества содержатся внутри энергосберегающих ламп?Какой энергоноситель является самым распространённым в России служит сырьем для получения бензина? (2)Какой энергоноситель является самым древним из добываемых топливных ресурсов на территории России? (3)Какой энергоноситель используется в качестве топлива на ТЭЦ в Смоленске? (1)Какой энергоноситель является основным для выработки энергии на АЭС? (4)Энергия ветра. Энергия недр Земли (геотермальные воды). Какой из видов энергии является наиболее перспективным для использования на территории России? (1,2,3,)За счёт какого источника энергии полностью отапливается столица Исландии (Рейкьявик)? (2)Какая энергия является источником на космических станциях? (4).Какая энергия является наименее перспективной для использования в Смоленской области? (2, 3).Потери из-за не утепленных окон и дверей. Потери через окна. Какие из представленных потерь энергии самые большие? (1)Какие из представленных потерь энергии самые маленькие? (4)Каких потерь энергии можно избежать? (1)Подведение итогов и объявление команды будущих миллионеров, его награждение.

Игра «Бережливость дороже богатства»

Цели и задачи:

1.Познавательные:

Познакомить ребят и родителей с проблемами энергосбережения;

2. Развивающие:

Развивать творческие способности;

Развивать актерское мастерство;

Развивать речь, память, воображение.

3. Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам;

Воспитывать культуру поведения в обществе.

Участники:

Родители, учащиеся 7 классов. Возраст участников: 12-13 лет.

Оборудование: заготовки пословиц, глобус, покрытый разноцветными бумажками, жетоны-копейки, чистые листы формата А4 для листовок

Ход игры.

Добрый день всем участникам игры!

Никогда еще так много людей не было обеспокоено состоянием нашей планеты. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело сбережения планеты. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли это рационально? Домашнее хозяйство - это тоже потребление природных ресурсов, и каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему примеру родителей, друзей, знакомых. Поэтому мы решили провести нашу игру совместно с взрослыми. Но это не просто игра - это творческая работа, которая покажет ваши способности и возможности. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон в виде копейки.

А всем известно, что в игре познается истина!

1. Конкурс "Визитка" Представление команд.

2. Конкурс "Разминка".

Перед вами пословицы, разделенные на две части. Ваша задача соединить их по смыслу. Бережливость / дороже богатства.

Бережливая вещь / два века живет. Копейка рубль бережет, / а рубль голову стережет. Чужое береги / пуще своего.

3. Конкурс "Домовой".

Мы все живем в домах: одни в деревянных, другие в кирпичных, а кто-то в крупнопанельных, но всех нас заботит одно: как сохранить тепло? Команды поочередно называют способы сохранения тепла в домах. Повторяющиеся ответы не учитываются.

4. Конкурс "Энергетики".

На столе около магнитной доски стоит стол, на котором лежат листочки с загадками. Сейчас к столу будут выходить по одному участнику из каждой команды, выбирайте любой листок, зачитывайте вслух загадку и называете ответ. (Если ответ будет верным, то на магнитной доске ведущий укрепит табличку с данным словом) Верные ответы составят энергетический паспорт квартиры.

1. Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек -

Загорелся огонек.

2. Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

3. Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

4. Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок.

5. Есть ящик уникальный,

С рожденья музыкальный.

Он играет и поет,

Никогда не устает.

6. Жить без него я не могу,

Очень я его люблю.

Я пишу, а он читает

И ошибки исправляет.

Песни, музыка, кино -

Все хранится у него.

7. Наша тетушка игла

С электричеством дружна.

Строчка в строчку,

Строчка в строчку -

Будет платье вашей дочке.

Он бежит по проводам -

Скажешь здесь, а слышно там.

9. По полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

10. В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

11. Вся родня живет вот так:

Тик-так, тик-так,

Ну а мы не можем так.

Они все механические,

А мы-то электрические.

5. Конкурс "Сказочники" Старые сказки на новый лад. (Домашнее задание)

6. Конкурс капитанов "Закончи мысль!"

Задание для 1 команды

1) «Сажайте деревья у дома! Деревья вокруг здания способствуют...»

2) «Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно...»

Задание для 2 команды

1) «Коровы в хозяйстве - это не только вкусные молочные продукты, но и...»

2) «Вы сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра, если...»

Пока капитаны выполняют свое задание, команды участвуют в следующем конкурсе.

7. Конкурс "Дворники"

Мусор постепенно становится бичом цивилизации. Перед нами глобус - уменьшенная модель земного шара, покрытого различным мусором (на глобусе с помощью иголок прикреплены разноцветные бумажки) . За каждый правильный ответ командам разрешается снять одну бумажку - идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. Задача команд: попытаться понять, о чем идет речь, И догадаться как можно скорее. Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ.

1. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

2. Предметы из нее очень легкие.

3. У вас много игрушек из нее.

4. Если ее поджечь, то появляется много дыма, который плохо пахнет и плохо влияет на здоровье.

5. Она составляет большую часть мусора на Земле (пластмасса)

8. Конкурс "Листовки населению"

(Призывы к бережному отношению к природным ресурсам).

Игра с болельщиками

Пока команды придумывают содержание листовок населению, мы поиграем с болельщиками команд. Сейчас вы видели, как наши ребята очищали планету от мусора. А давайте посмотрим, что творится на улицах нашего села? (помощники ведущего разбрасывают на полу кегли, мячи, свернутую бумагу, использованные тетради, пластиковые бутылки и т.д.) Задача команд собрать мусор, сортируя его.

1 команда: девочки - макулатуру, мальчики - металлолом.

2 команда: мальчики - пластмассу, девочки - стекло.

Участники команд болельщиков поочередно выбегают, берут в руки одну вещь и кидают ее в коробку с соответствующим названием. Конкурс продолжается до тех пор, пока не будет убран весь мусор.

9. Конкурс "Рационализаторы".

Мусор мы убрали. Но теперь перед нами стоит вопрос: как с ним поступить? Посовещавшись, команды предлагают способы вторичного использования отходов.

Итоги игры.

Жюри подсчитывает жетоны и объявляет победителей.

Итак, жюри определило команду - победителя. Думаю, что игра была не только увлекательной, но и поучительной. Надеюсь, что знания, полученные сегодня, пригодятся вам в будущем.

Мероприятие «Энергосбережение - это комфорт в нашем доме»

Цели: довести до сознания учащихся необходимости бережного использования энергии

Задачи:

повышение культуры потребления энергии в повседневной жизни;

привлечение внимания к проблемам использования энергии, охране окружающей среды;

вовлечение учащихся в полезную деятельность по энергосбережению.

Оборудование и материалы:

Презентация с интернета «Советы по энергосбережению»

< >Плакаты: «Выключить также легко, как и включить»Агитбригада «Экономия и бережливость»

Рассказчик:
1.За березничком, за ельничком,

За густым можжевельничком,

Домик маленький стоит,

Непригляден он на вид.

Нет ступеньки у крыльца,

И задвижка без кольца,

А в распахнутых дверях

Видим в доме двух нерях,

1 НЕРЯХА : Я - транжира!

2НЕРЯХА: А я - лень!

Вместе (поют):

Телевизор целый день

Смотрим, на боку лежим.

Спим, болтаем и едим.

Окна битые и щели -

Вот раздолье для метели.

Свет горит и ночь и день -

Лишний раз вставать нам лень.

Газом печь обогреваем,

Никогда не закрываем

Кран на кухне, и вода

Струйкою бежит всегда

Рассказчик:

Представляете? Вода

Струйкою бежит всегда.

Жили так и не тужили,

Но однажды получили

Счёт из ЖЭСа, в нём нулей -

Сколько у недели дней.

Посмотрите: в нём нулей -

Сколько у недели дней (Показывает счёт).

Лень: Ой! Как много денег надо платить!

Рассказчик:
Испугались бедолаги,

Не платили много лет.

Лень:

Что же делать, и за воду

Уже не плачено три года!

Транжира: Как нам жить?

Вместе: Будем плакать и тужить!

Пора взяться за умишко.

И тогда счета из ЖЭСа

И за воду, и за газ

Не расстроят больше вас.

Рассказчик:
А чтоб не плакать вам и не тужить -

надо экономными вам быть.

Внимание, мы начинаем!

И цель нашей агитбригады

Всем вам доказать,

Что каждому законы экономии,

Нужно знать и выполнять

И если ты еще не выполняешь директиву

Тогда сейчас поможем в этом, тебе мы!

Чтобы был уютным дом,

И тепло хранилось в нем,

Нужно двери починить,

Стёкла вставить и закрыть.

Щели нужно спрятать от метели.

Надо поменять прокладки в кранах,

И тогда вода

Будет заперта всегда.

Ученик:

Свет включай, когда темно,

С солнышком - расшторь окно.

Ученик:

Телевизор, братья, тоже

День и ночь смотреть негоже

Послушай, в чём-то я с тобой согласен:

Допустим, выключу я в кухне лишний свет,

Но много ль мы на этом сэкономим?

Попробуй дать на мой вопрос ответ.

Ответ простой: я, ты, они - все мы

Свет лишний выключать должны.

Не спорьте, лучшее решенье

Придёт, когда во всём есть прок.

А у тебя есть предложенье?

Да, экономии урок.

Итак, начнём! Поможет сказка, что с детства учит нас добру.

Сцена 2. «Магазин будущего» (музыкальное сопровожденье)

Вносят декорацию «Магазин будущего»

1 покупатель:

Не стало электричества.

Погас повсюду свет,

Покрылся паутиною

Компьютер, телик, НЭТ.

В наследство нам достались

Лишь спички, свет свечи,

Хоть караул кричи.

2 покупатель:

А мне бы шубу тёплую,

Желательно до пят,

Ведь батареи в комнатах

Холодные стоят.

3 покупатель:

Воды глоток, пожалуйста,

Наш кран давно пустой,

А в нём лишь ветер жалобно

Гудит, как домовой.

1 участник:

Да, какая-то не очень приятная картина.

2 участник:

Я не хотел бы дожить до таких времён.

3 участник:

А чтобы не случилось так, то знать с пелёнок должен каждый:

Все: Ресурсы страны мы все экономить должны!

Звучит песня:

Свет почаще выключать,

Краны плотно закрывать

И померкнет в окнах свет

Берегите вы всегда

Воду, газ, тепло и свет.

4.Живите достойно,

Практично, красиво.

Вы просто обязаны

Быть бережливыми.

Мало кто сегодня спорит с тем, что у каждого человека существует своя энергетика. Не зря говорят, что вот у кого - то энергетика хорошая, а вот у кого - то плохая. Но и это еще не все - наше счастье, качество жизни, успехи, отношения с людьми прямо пропорциональны количеству и качеству нашей энергии. Как не тратить энергию попусту? И как научиться ее пополнять?

Однажды случилась со мной удивительная эпидерсия. После полутора лет перерыва в занятиях фитнесом по причине резкого падения энергии в результате перегрузок, вызванных профессиональной деятельностью, я вернулась в любимый тренажерный зал. Накопила энергии, поправила здоровье с помощью точечно-канального массажа и постоянной поддержки мастера Цзи и "взялась за старое", то есть, за гантели и тренажеры.

Через пару дней после возвращения пришла к учителю, вся сияющая от мышечного удовольствия и приятного тонуса. Сяоган пристально посмотрел на меня и вдруг спросил с тревогой в голосе: "Что с тобой случилось?" А со мной случилась прекрасная телесная радость и, как следствие, возбуждение мозга. "Ничего, - говорю, - плохого не случилось. У меня все прекрасно!" Однако мастер не унимался: "Что произошло? У тебя энергия изменилась. Даже непонятно, что за странная трансформация!"

Еще бы! Трансформация ого-го! Я же полтора года не могла гантель поднять, потому что огромные силы уходили на создание семинаров, написание книг и статей, ежедневные ответы на десятки писем… И вот случилось чудо - энергия вновь наполнила значительную часть моего личного объема, и это дало мне силы не только работать без усталости и энергетически без потерь для себя прокачивать немалую аудиторию слушателей семинаров, но и сохранять себе "кусочек" для хорошей физической нагрузки.

Вот эту "заначку" я и решила использовать, держа "железо" в умелых и опытных руках. Все-таки 20 лет регулярных тренировок - это не шутка! И вдруг - такая реакция учителя! Мне казалось, мастер покусился на святое! Хотя, если быть честной, конечно, я переборщила с нагрузкой для первого раза и выплеснула из полного стакана изрядную долю драгоценного энергетического содержимого.

Но все, что происходит в жизни писателя Лизы Питеркиной - это не проблемы, а тематика! Потому я и решила поговорить с мастером о том, какие обстоятельства влияют на энергетический статус, и каковы основные причины энергетических потерь. Поскольку меня как автора в тот момент волновала проблема влияния хары или нижнего энергетического центра, находящегося в области за пупком, на общее состояние энергии, то и разговор был именно об этом важном фундаменте нашего энергетического строения.

Кстати, с точки зрения японцев, нижний энергетический центр, хара - это не только определенная анатомическая локализация витальной энергии, но и определенное качество жизни.

Развитая хара обеспечивает личности успех во всех сферах ее реализации. Можно сказать, что именно от хары зависит уровень состоятельности как в духовном, так и в материальном смысле. Соответственно, чем слабее хара, тем меньше шансов добиться успеха и состояться как личность.

Однажды мне довелось пообщаться на тему хары с учеником Цзи Сяогана, вице-президентом Федерации ушу и цигун Нижегородской области Евгением Ворониным. Тренер с многолетним стажем наблюдал за разными группами людей, реализованных в разных профессиональных нишах, и обратил внимание, что в любой сфере есть так называемые "природники", то есть, люди с высоким уровнем энергии, заложенным в них природой с самого рождения.

Такие специалисты становятся лучшими в профессии, им обычно удается добиться таких результатов, которые для коллег с таким же опытом и образованием, кажутся недостижимыми и невозможными. То же самое происходит с людьми, получившими в подарок от Создателя мощную хару. Их с уверенностью можно назвать счастливчиками.

У тех же индивидуумов, которым с мощью хары повезло значительно меньше, есть право выбора: увеличить свою природную силу или растранжирить ту малость, которая им досталась. Поскольку подавляющее большинство "пользователей" собственного нижнего энергетического центра понятия не имеет ни о его существовании, ни о "правилах эксплуатации", гарантирующих долгосрочное эффективное действие этого аккумулятора жизненных сил, расход преобладает над доходом, и витальная энергия с годами угасает.

А вместе с угасающей энергией угасает и успех, как социальный, так и личный. Особенно драматичной эта потеря становится для женщин, которые в силу потери энергии становятся менее интересными для мужчин, и даже прочные супружеские отношения начинают подвергаться серьезным испытаниям. Еще сложнее тем зрелым феминам, которые, по разным причинам, оказались оставлены своими возлюбленными и встали на путь поиска нового счастья, будучи уже далеко не молодыми барышнями.

Если вы хотите выглядеть и чувствовать себя энергичными, оставаться бодрыми, любимыми и востребованными даже в самом зрелом возрасте, предлагаю вам воспользоваться рекомендациями мастера Дао Цзи Сяогана. Мы обозначим пять причин существенного падения уровня энергии и ее утечки через нижнюю часть тела, а также наметим несколько путей сохранения и увеличения собственного энергетического баланса.

Прежде всего уточним, что за здоровую и полноценную физическую активность отвечает не только нижний энергетический центр, но и внутренние органы, попавшие в "нижний отсек" нашего тела.

Из пятерки У-Син, системы, состоящей из пяти плотных органов, ответственность за наше хорошее самочувствие берут на себя, прежде всего, почки как основной аккумулятор жизненных сил, а кроме того, печень и селезенка. Эти три органа знаменитого китайского пятиугольника так или иначе зависят от питания.

Первая причина потери энергии - отсутствие культуры еды и разрушение традиций, которые исторически сложились в той или иной стране.

Это относится не только к России, но и ситуации в мире в целом с его тяготением к различным формам быстрого питания и большим количеством жареного, жирного, соленого и сладкого. На смену ритуалу трапезы приходят новые традиции насыщения желудка пищей сомнительного качества и низкой энергетической ценности. Говоря об энергетической ценности, мы имеем ввиду не калорийность пищи, а именно количество витальной, жизненно важной энергии, содержащейся в ней. Например, пшенная каша, сваренная на воде, содержит больше полезной энергии, чем кусок мяса, хотя калорийность мяса выше.

Дисбаланс продуктов питания существенно влияет не только на процессы пищеварения и наполнение организма энергией. Как ни парадоксально, еда сказывается на нашем характере. Например, избыток соленого влияет на работу почек, а слабые почки порождают страхи, беспокойства и патологическую тревожность.

Слишком много сахара в рационе - ничуть не менее опасный фактор, сахар губит селезенку, а нарушение деятельности этого органа приводит к раздирающим душу сомнениям, которые отравляют существование и тормозят личностный рост, влияют на динамику успеха. Злоупотребление алкоголем рушит печень, а проблемы в печени порождают злобу и агрессию.

В современной психотерапии существует убеждение, что отсутствие навыка сдерживать агрессию, неспособность справляться со своими страхами и тревогами, неумение четко выражать свои чувства и эмоции зачастую бывает связано с определенным дисфункциональным поведением, которое возникло вследствие незавершенности решения различных задач развития в раннем детстве.

Не умаляя важности качественного проживания всех стадий формирования личности, хотим заметить, что психотерапия не рассматривает возможность взаимосвязи индивидуальных свойств личности и системы питания.

Разумеется, представителям западной науки такая связь может показаться абсурдной, однако многовековой практический опыт Древнего Востока имеет не меньшее право на существование и использование в современных методах терапии, чем самые перспективные современные теории, некоторые из которых основаны, к слову сказать, именно на древней восточной культуре.

Удивительно, что сама теория гештальттерапии, одного из самых молодых, но самых эффективных направлений психотерапии, имеет немало общего с дзен-буддизмом или чань-буддизмом, если следовать китайской транскрипции. Так что в принципе все перспективные учения, как ни крути, имеют восточные корни или тесно соприкасаются с философией Древнего Востока.

Вторая причина потери энергии - нарушение режима дня и режима жизни в целом

В даосской философии существует теория двенадцати каналов. Теория основана на том, что каждый орган обладает определенной системой, энергетическим каналом, который проходит по всему организму. Воздействие на эти каналы помогает нормализовать работу того или иного органа, справиться с возникшей болезнью или существенно улучшить самочувствие.

Интенсивность работы каналов не одинакова и зависит от времени суток, месяца и времени года. В течение суток каждый канал активен 2 часа. Нарушение режима дня, который считается универсальным и в западной, и в восточной медицине, ведет к нарушениям в работе органов и ослаблением их энергии.

Например, с 23 часов до 01.00 - время работы желчного пузыря. Если вы не заснули до 23 часов, ваши попытки быстро отойти к Морфею могут увенчаться полным фиаско, потому что это время естественного подъема активности. Но после 01.00 нужно постараться заснуть, так как с 01.00 до 03.00 наступает время работы печени. Печень отвечает за состояние крови, поэтому самочувствие человека тесно связано с возможностью дать печени полный покой и отдых в это время. В противном случае постепенно ухудшается качество крови, и возникают регулярные сбои во всей системе, ведущие к преждевременному старению и частым болезням. Особенно важен полноценный сон для женщин, которые ежемесячно теряют некоторый объем крови и нуждаются в эффективной работе кроветворной системы.

Не менее важен и режим жизни в целом, пропорциональное чередование отдыха и работы, полноценное расслабление после продолжительных нагрузок и обязательный отпуск раз году. Не менее важно переключение с одного вида деятельности на другой. Лично я для себя заметила, что даже чередование периодов подготовки семинаров и работы над книгами благоприятно сказывается на самочувствии.

А если переключиться на создание совершенно иных творческих продуктов, например, художественных произведений, рассказов или стихов, то усталость вообще не наступает, потому что разные процессы сменяют друг друга еще до того, как накапливается утомление от однообразной работы. Но даже при таком экологичном подходе нельзя забывать про полное отключение от профессиональной деятельности хотя бы один день в неделю и хотя бы пару недель в год.

Третья причина потери энергии - это гиподинамия, отсутствие необходимой двигательной активности

Не будем перегружать ваше сознание информацией об этой проблеме двадцать первого века, наверняка вы уже достаточно осведомлены о том, что сидячая работа серьезно подрывает ваше здоровье. Коварство гиподинамии состоит в том, что она наносит медленный ущерб, не доставляя, практически, никаких неприятностей. Ваше здоровье просто угасает, даже если вы соблюдаете режим дня и режим работы и отдыха и при этом правильно питаетесь.

Как посетительница фитнес-центров и поклонница разных видов аэробной нарузки, часто наблюдаю за движениями женщин во время занятий танцевальными видами аэробики. Такое впечатление, что у них под яркой спортивной формой - железные доспехи, которые жестко фиксируют нижнюю часть корпуса, не позволяя ей двигаться свободно.

По свободе движений в области таза можно легко судить о сексуальной раскрепощенности молодых женщин. Не о распущенности и вульгарности, а именно об отсутствии зажатости. Скованность в движениях - симптом того, что энергия в этой области заблокирована, поэтому и чувственность тоже снижена, как правило.

Простой способ борьбы и гиподинамией - танцевальные перерывы с акцентом на "виляние попой" в разные стороны, влево - вправо и вперед - назад. На вечеринке такие дикие танцы не всегда могут быть восприняты адекватно, они, скорее всего, покажутся призывными и провокационными танцами сексуально озабоченных человеческих самок, но вдали от мужских глаз вполне можно позволить себе двигаться так, как подсказывает природа.

Чем непристойнее выглядят эти движения, тем больше в них естественности и сексуальности. А если посещать классы аэробики в стиле "стрип-данс" или "латина", то кажущаяся вульгарность перерастет в грацию и обольстительность, а сексуальной энергии у вас прибавится. В общем, не зажимайте себя снизу, позвольте энергии наполнить ваши самые эротичные части тела! Однако не доводите себя до той стадии возбуждения, которая ведет к потере энергии вместо наполнения.

Одни и те же эмоции в ограниченном количестве могут быть целебны, а в переизбытке - опустошать. Энергия должна оставаться под контролем и не вытекать через естественные отверстия, а для этого и тонус интимных мышц должен быть всегда на высоте.

В этой части беседы с мастером Цзи мне открылась тайна похода в тренажерный зал. Оказывается, работа на тренажерах или с гантелями - это большей частью все-таки потеря энергии ради тонуса мышц. Цель благородная, путь к ней - неразумный с точки зрения древней китайской медицины, ратующей за долгую счастливую жизнь и максимальное сохранение энергии, данной природой. Молодости свойственно бездумно разбрасываться энергией, не осознавая последствий, к которым может привести такая щедрость в зрелости. Но рано или поздно здоровая оболочка может оказаться "пустой", как новенькая модель компьютера с аккумулятором, в котором не осталось заряда.

Я получила от мастера несколько рекомендаций, которые помогут мне сохранить тонус мышц, но не оказаться несвоевременно обесточенной. Во-первых, лучше проводить тренировки на свежем воздухе. Оптимальный вид аэробной нагрузки - бег трусцой. Если нет возможности бегать, достаточно просто интенсивно ходить.

Из динамических форм особенно полезны приседания, но не любые, а исключительно в медленном темпе и с сохранением баланса в центре тела. Эта техника требует особого описания, поэтому не рекомендуем вам экспериментировать, не зная всех секретов. Это как раз тот случай, когда самый главный смысл кроется в деталях.

Четвертая причина потери энергии - это выполнение женщинами функций, не предусмотренных природой

Вынужденное присвоение женщинами мужских ролей пагубно отражается на балансе энергий. Чтобы органично существовать в мужском мире, неизбежно приходится использовать янские, активные, горячие энергии гораздо больше, чем это предписано в "инструкции по безопасной эксплуатации женщин", написанной Создателем.

Невозможно сдерживать прогресс, и если женская социальная роль становится все более значимой, следует просто не забывать о том, что попрание законов природы влечет определенные не всегда позитивные последствия. Но пугаться этого не стоит, важно лишь помнить о том, что баланс инь-ян никто не отменял, и энергию ян важно уравновешивать энергией инь.

Пропорции этой "смеси" устанавливайте сами, на свой вкус, в зависимости от того, насколько вам важно оставаться женщиной, любимой, желанной и востребованной мужчинами, в зависимости от того, насколько вам важны консервативные ценности - счастливое замужество и не менее счастливое материнство.

Венчает список причин нашего энергетического опустошения "через низ" драматическая новость: секс вреден! Да, да, это не шутка.

Пятая причина потери энергии - безудержный секс без понимания законов работы с энергией

После акта безумной любви, того самого, который происходит "без ума", то есть, без малейшей осознанности смысла процесса, приводит чаще всего к усталости. Усталость - это симптом энергетических трат без пополнения баланса.

В принципе сексуальные отношения - прекрасный способ собрать энергию и наполниться силами, но для этого совершенно необязательно соединять какие-то выпуклости с какими-то более-менее подходящими или совершенно не подходящими полостями. "Секс" - слово английское и обозначает поведение личности в соответствии с принадлежностью к одному из двух полов. "Sex" - это "пол".

А вот интимные отношения между мужчиной и женщиной - это особое поведение в определенной ситуации, имеющей некий сакральный характер. В общем, то, во что превратились сексуальные отношения к началу 20 века, далеко от таинства. Секс перестал быть наукой, достойной изучения и тщательной подготовки к практике. А потому никаких приобретений от этого взаимодействия ожидать не приходится, только пустые траты.

На этой печальной ноте мы закончим исследование путей, по которым исчезает самая большая драгоценность, подаренная нам природой. Но, как водится в философии Дао, в каждом явлении есть инь и ян, внутренняя и внешняя сторона. Иньская сторона вопроса - грустный перечень причин нашего стремительного старения и потери жизненных соков, которые превращают некое существо в полную жизни, обаятельную женщину, которая, как магнит, притягивает мужчин.

Точно так же, благодаря сохраненной энергии, существо превращается в мужчину женской мечты. А если существо не в курсе выше описанных законов, оно трансформируется в серую тень, которую не замечает даже самая обделенная любовью фемина, находящаяся на грани полового отчаяния.

Янская сторона проблемы - это наша с вами возможность радикально изменить все в лучшую сторону. Достаточно просто прекратить утечку драгоценной энергии. Прекрасная новость - теперь вы точно знаете, как это сделать. Итак, вперед, к энергичной и счастливой новой жизни!

В чем заключается проблема потерь электрической энергии? Если мы говорим о потерях в городской сети, то в итоге нам приходится платить за электроэнергию больше, чем мы ее тратим. Если они возникают между аккумулятором, батарейками и электроустройствами, то мы теряем в продолжительности работы техники. Потери, к примеру, в автономных электрогенераторах (газовых, бензиновых, дизельных) приводят к неэкономному расходу топлива. Электрические потери также негативно влияют и на саму линию электропередач, перегружая ее, вызывая чрезмерный нагрев отдельных ее участков. В общем в этой проблеме нет ничего хорошего. Давайте в этой теме посмотрим, что собой представляют эти самые потери электроэнергии.

В первую очередь потери электрической энергии связаны с наличием сопротивления в цепях. Если вспомнить закон Ома (U=I*R), то можно увидеть, что напряжение зависит от силы тока и сопротивления. И чем больше это самое сопротивление в электрических цепях, тем меньше будет сила тока. В результате если на линии электропередач образовалось достаточно большое сопротивление, то в месте потребления может возникнуть сильное падение напряжения, что негативно влияет на работу большинства электротехники.

Если заглянуть внутрь электрических проводников, то можно увидеть причину этого самого сопротивления. Любые вещества состоят из атомов. Твердые тела имеют так называемую кристаллическую решетку. Движение электрического тока обусловлено перемещением свободных электронов внутри проводника. Эти заряды просто перескакивают с одного атома на другой (соседний). Когда подключается внешний источник питания движение электронов упорядочивается и образует однонаправленное движение. Но поскольку сами атомы имеют определенную температуру (а это внутриатомное движение самих элементарных частиц), то при движении электронов по проводнику им постоянно приходится сталкиваться с атомами (с их внутренним движением) кристаллической решетки на своем пути. И чем выше будет температура тела проводника, тем большим сопротивлением оно будет обладать. Тем сложнее будет двигаться электроном внутри проводника.

К этому еще стоит добавить, что сопротивление зависит от проводимости конкретного проводника. К примеру, если взять одинаковые куски повода из золота, меди, алюминия, то золото будет иметь наименьшее сопротивление, а алюминий наибольшее (сопротивление меди где-то между ними). Кроме этого проводимость зависит от сечения проводника. Чем тоньше будет проводник, тем большим сопротивлением он будет обладать.

Если теперь посмотреть на системы электроснабжения и электрические цепи в схемах, то многое станет понятным, касательно вопроса о потерях электроэнергии. Чем на более удаленном расстоянии находятся электростанция, подстанция от конечного потребителя, тем больше сопротивление линии передачи, тем больше потери на ней. Чем длиннее и тоньше провода, снабжающие электроэнергией конкретное электротехническое устройство, тем больше потери электроэнергии. Чем хуже контактное соединение (из-за окисления, искрового нагара), тем большим сопротивлением будет обладать это место в схеме, тем больше будет потеря электрической энергии на нем. Думаю общий смысл понятен.

Помимо этого электрическое сопротивление бывает активным и реактивным. Обычные нагреватели, лампы накаливания, электроплиты имеют активное сопротивление. Они потребляют практически всю электроэнергию (порядка 90%, их косинус фи стремится к единице). Но вот та электротехника, которая внутри себя содержит различные катушки и емкости уже обладает реактивным сопротивлением. А проблема реактивного сопротивления заключается в том, что не вся электроэнергия потребляется устройством, значительная ее часть отражается от нагрузки, не в полной мере поглощается, возвращается обратно в сеть.

При реактивной нагрузке косинус фи уже может быть равным от 0,3 до 0,8. При этом возникают дополнительные потери электроэнергии в проводах, всплески и скачки тока и напряжения, что негативно влияет на работу электротехники (особенно чувствительна к этому электроника). Реактивная нагрузка также негативно влияет и на показания электросчетчиков, они отображают неверные показания. Известно (из статистики), что по причине нескомпенсированной реактивной мощности потери электроэнергии могут достигать аж 30%, а это как бы не мало.

Ну и еще можно добавить такой факт. Если в вашем доме есть варишки электрической энергии, то за их халяву приходится расплачиваться другим добросовестным потребителям электричества. Помимо отдельных электрических счетчиков, что установлены у каждого конкретного потребителя (квартиры) имеются и общие электросчетчики. Так вот их показания вносится в учет по стоимости электроэнергии. Как бы тоже относится к теме потерь электроэнергии, хотя в силу человеческого фактора.

P.S. Большинство электрических потерь можно исключить, если правильно делать системы электроснабжения, как общего характера, так и сетей вблизи конкретных потребителей. К примеру, поставив медный провод вместо алюминиевого (подходящего сечения) на ввод вы избавитесь от лишнего сопротивления на этом участке сети. Проводя профилактику и модернизацию электропроводки у себя дома (затягивание ослабленных контактов в щитке, зачистка подгоревших контактов, использование новых, качественных устройств, замена старой алюминиевой проводки на новую, медную, установка устройств, компенсирующие реактивную мощность и т.д.) вы также можете значительно снизить затраты на электроэнергию, исключая лишние потери электрической энергии.

Статьи по теме: