Музей как средство воспитания дошкольника. Проект «Непростая история простой ложки

Автор: Сафонова Татьяна Юрьевна. Воспитатель 1 категории МАДОУ детский сад "Родничок" с. Константиновка Константиновский район Амурская область.
Описание материала : Предлагаю вам конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Путешествие в прошлое ложки". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, методистам.Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к прошлому и настоящему ложки; познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое ложки».

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (аппликация), «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цель: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем ложки; познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при игре на ложках и пении; проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; интересуется детской изобразительной деятельностью (аппликация ложки); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: мультимедиа; деревянные ложки (пара на каждого ребёнка); детали для аппликации, ложка.
Содержание организованной деятельности детей:

1. Введение игрового момента.
Входит в зал под р.н.м. бабушка.
- Посмотрите, сколько света и улыбок у гостей!
Это – добрая примета – в дом я скоро жду детей.

Дети входят в зал под р.н.м.

Бабушка: Проходите, не стесняйтесь
И у печки все располагайтесь.

У меня здесь так нарядно, у меня изба опрятна.
Посмотрите, стол накрыт, самовар уже кипит.
Чугунок стоит на печке, в самом тёпленьком местечке.
Каша уж поспела в нём, будет сытно за столом.
Долго я внучков ждала, угощайтесь – ка друзья!
Каши много на столе хватит тут тебе и мне.

Угощайтесь, не стесняйтесь. Почему вы не едите?

Ответ детей: Ложки нет. А чем есть?
Бабушка: (расстеренно смотрит по сторонам) Как ложек нет?
- Догадываюсь, кто у меня тут похозяйничал. Забыла я его вчера задобрить корочкой хлеба, вот он и пошутил надо мной.
- А вы догадываетесь о ком я говорю?

Ответ детей: Домовой.
Бабушка: А давайте мы его позовём? Но вначале нам надо его задобрить. (отрезаю корочку хлеба и кладу за печку). Нужно произнести волшебные слова:
«Покажись нам домовой, познакомимся с тобой»

Дети: дети повторяют слова хором.

Звучит музыка.
Слышится шум, из-за печки появляется домовой.
Домовой:
Я – Домовой, живу за печкой,
В ночь выхожу я на крылечко,
Днём я мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!

А вы кто такие? Нам показываться не положено (прячется за веник). Вы меня не видели, я вас тоже не видел.

Бабушка: Это мы, тебя позвали, чтобы угостить.

Домовой: Угощенье я люблю (подходит к столу). Ну, давайте ложку.

Бабушка: А ложек то и нет. Не ты ли над нами пошутил и ложки спрятал.

Домовой: (задумчиво уходит за печку, вытаскивает сундук). Теребит вещи.
Не находит ложку. (Ворчит. Приходит идея).
- А вы знаете, что не всегда человек ел ложкой. Хотите, я вам расскажу про это.
- А рассказать мне поможет волшебное зеркало.

2. Рассказ домового. Презентация «История ложки».
Домовой: А вот послушайте, что я вам расскажу.

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватился за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, и пальцы не жжёт. С тех пор люди стали пользоваться палочками. Время шло. Люди уже научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.
Деревянные чурбаки разбивали топором на мелкие чурки, которые в народе назывались «баклушами». Потом ножом вырезалась ложка.
Посмотрите, как раньше выглядела ложка. Потом стали ложку украшать резьбой и росписью. Ложки расписывались сказочными цветами и травами. Деревянные ложки - это традиционный русский сувенир.

Бабушка: Закрепляем рассказ.

Домовой: -Не засиделись вы ребятки? Пришло время для физ. зарядки

3. ФИЗМИНУТКА.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

4. Частушки.
Бабушка: Ты нам про ложку история рассказал, а дети тебе про ложку споют частушки.
Дети: (поют частушки.)
1. Ой, как вкусно пахнет щами!
Кто обедать будет с нами?
Старший брат несет обед
А y Сони ложки нет.

2. Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку

3. Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке.

4. - Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!

5. В детсаду не спит Антошка,
Скушал лишнюю он ложку.
Переполненный живот
Спать Антону не даёт.
5. АППЛИКАЦИЯ ЛОЖКИ.
Бабушка: Ребята, а что мы можем подарить домовому на память о сегодняшней встрече? Давайте все вместе подумаем (направляет мысли детей).
Ответ детей.
Бабушка: Правильно, ребята, молодцы. Мы для Домового украсим ложку.

Дети дарят Домовому расписную ложку.

6. ИГРА НА ЛОЖКАХ.
- Но у нас есть еще один подарок для тебя, домовой.

Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.

Домовой: Раз вы мне подарок сделали, такую большую ложку подарили, то верну я вам ваши маленькие ложки. (уходит за печку и выносит на поднос с ложками. Раздает детям).

Бабушка: (угощаю детей кашей).
- Каша в деревянной ложке вкуснее, да сытнее.

7. Рефлексия.
Домового мы позвали
Много нового узнали
Мы про ложку не простую,
А про ложку расписную.
Нам пора идти домой,
До свиданья, домовой.

Наталья Рябова
Проект мини-музей в детском саду «Чудо-ложка»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Проект

мини- музей в детском саду

«Чудо – ложка »

Подготовила воспитатель

группы раннего возраста «Ягодка»

Рябова Наталья Николаевна

деревня Оманово

Почему я создала мини- музей .

В нашем садике есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей раннего возраста сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей нашего возраста важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Поэтому я решила создать мини-музей ложки . Рядом с нами находятся два больших города - Семёнов и Городец, где занимаются производством и росписью ложек, в Семёнове есть два музея ложек, но так как дети нашей группы совсем маленькие, поэтому посетить эти музей мы не сможем. А вот создать мини-музей «Чудо-ложка в нашем садике мы можем.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово : такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской) . Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Продолжительность проекта – долгосрочный

Тип проекта - познавательно-исследовательский

Участники проекта – дети группы , педагог, родители.

Возраст детей – дети 2-3 лет

Цель проекта – сформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете - ложке.

Задачи проекта :

Образовательные :

Обогатить представления детей :

об истории возникновения и временных изменениях ложки;

о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям) .

Развивающие :

Развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами.

Развивать эстетическое восприятие.

Развивать творческие способности и фантазию дошкольника.

Развивать речь, расширять словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы : роспись. Создавать необходимую предметно–развивающую среду).

Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории.

Умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Форма проведения итогового мероприятия проекта – театрализованная игра

Название итогового мероприятия проекта – театр «Ложки»

План и этапы работы по созданию

мини-музея «ЧУДО ЛОЖКА »

В процессе создания музейного комплекса пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

№ Название

Подготовительный этап.

Беседа с родителями

Сбор информации

Сбор экспонатов

методической литературы, разработка НОД

сентябрь 2014

Определение темы и названия музея.

Практический этап. - Сбор экспонатов.

Оформление выставки.

Рисование «Украсим ложку»

Лепка «Наша ложка хороша» .

Подарок для мамы «Кувшинка» (поделки с использованием пластмассовых ложек)

Проведение экскурсий.

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкально-ритмические, подвижные, игры-забавы и т. д.)

Опытно-экспериментальная деятельность о видовом многообразии ложек (размер, форма, материал, функции)

Культурно-гигиенические навыки

Художественное слово (стихи, загадки, сказки, пословицы и т. д.)

Выставки детских работ , оформление мини музея

Развлечение

Изготовление родителями книжек-малышек о ложке

Октябрь 2014 –

Апрель 2015

Выставка детских работ , выставка книжек-малышек

Подведение итогов

Экскурсия по мини-музею

май 2015 Создан мини-музей «Чудо-ложка »

Презентация проекта

Предполагаемый результат

К трём годам ребёнок : - знает, для чего нужна ложка; видит её отличительные признаки; - может дать элементарную оценку по внешним признакам; проявляет желание украшать силуэт посуды (ложки) посредством изобразительной деятельности.

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ

Наименование мини-музея : мини-музей «Чудо ложки »

Профиль музея : познавательный.

Цели и задачи :

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование проектно -исследовательских умений и навыков.

знакомство детей с различными видами ложек,

Дать детям понятие о том, что человек создает для своей жизни.

Познакомить детей с историей создания ложки, настоящим.

Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей.

Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.

Закрепить знания о посуде и предметах сервировки стола.

формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Характеристика помещения : выставочный стенд в краеведческом музеи.

Площадь, занятая под экспозицию : 1 кв. м.

Руководитель мини-музея : Рябова Наталья Николаевна воспитатель группы раннего возраста «Ягодка» .

Структура управления мини-музеем

Руководители мини-музея планируют , координируют, контролируют работу в мини-музее .

Приложение.

Загадки про ложку

Детские загадки про ложку :

Я похожа чуть-чуть на лопатку,

На весло я похожа немножко,

Помогаю, есть кашу ребяткам,

А сестра у меня - поварёшка. (Ложка)

Долго черпал экскаватор

Суп, картошку и салаты. (Ложка)

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою. Отправляю в рот. (Ложка)

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это (ложка)

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка.

А поможет есть их (ложка)

Наварила мама кашки.

Положила кашку в чашки.

Будем кушать понемножку.

Только дайте, дайте (ложку!

Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно … (Ложка)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Стихотворения про ложку.

Т. Цыбульская

Вот и сладкий творожок,

Съешь-ка ложечку, дружок!

Творожок, конечно, съем!

А вот ложки я не ем!

Стоял кораблик-ложка

В Картофельном порту.

Ушёл кораблик-ложка

С картошкой на борту.

Поплыл кораблик-ложка

С картошкой по волнам.

Плывёт кораблик-ложка,

А Лешка его :– АМ

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Деревянные ложки -

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Если Вас не посетит

За обедом аппетит

Надо вызвать ложку

Ложку-неотложку

Ложка мигом прилетит

В ароматной дымке

В ней приедет аппетит

В шапке-невидимке

А теперь нельзя зевать!

Постарайся поспевать!

За волшебной ложкой.

Рот пошире открывай

И смелее управляй!

Ложкой неотложкой :)

Посадим на ложку

Капустку, картошку - и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке - гляди!

Ну давай, Алешка!

Поработай ложкой!

Скушай все до крошки

И еще немножко

Тетушка Ау

Вилка обожает макароны.

Ложка любит каши и бульоны,

Но, учти - столовая, не чайная!

Чайная - сластёна чрезвычайная!

Каждый раз ныряет с наслажденьем

В вазочку с желе или вареньем!

А вот капать в ложечку лекарство -

Это, в высшей степени, коварство!

От микстуры, так уж получается,

Ложка моментально. огорчается!

С. Русановская

Серебряная ложка

Помятая немножко,

Блестящая и чёрная,

На талии узорная-

Старинная серебряная ложка.

Среди своих подружек-

Весёлых шумных ложек

Она всегда принцесса

И королева тоже.

И маленького Мишу

Всё кормит понемножку,

Всё королевской кашей

Серебряная ложка.

А. Алферова

– Ты зачем, большая ложка,

заставляешь есть окрошку?

Ложку я в руках верчу –

есть окрошку не хочу.

– Ложка моя ложечка,

подожди немножечко,

По тарелке не стучи,

полежи и помолчи!

Но ответила мне ложка :

– Очень вкусная окрошка!

Я по донышку стучу –

накормить тебя хочу.

Я поел совсем немножко -

у меня пропала ложка!

Может, ложку ветром сдуло?

Я искал ее под стулом,

под буфетом, под столом -

весь почти облазил дом.

Я б искал еще полдня -

мама подняла меня.

Что за наказанье прямо,

суп остыл,- сказала мама,-

подогрею, съешь немножко,

дам тебе другую ложку.

И к кастрюле на горелке

понесла мою тарелку,

наклонила слить и - чудо ! -

ложка выпала оттуда!

Ой как вкyсно пахнет щами!

Кто обедать бyдет с нами?

Стаpший бpат несет обед

А y Сони ложки нет.

Разве Соня виновата?

Ложка спpяталась кyда-то.

Hет ее ни там ни здесь

Значит можно щи не есть!

Бpат сказал : Постой немножко.

Вот тебе дpyгая ложка -

С тонкой pyчкой завитой,

Это ложка лyчше той!

Стала Соня щи любить,

Ложкy новyю хвалить!

Кто у нас любимый самый?

Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

За веселую матрешку,

Сьешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

От обеда до обеда

Сева сущий непоседа.

Вот его мы отловили,

Усадили, закрепили,

Дали в руки три игрушки

(Уточку и погремушки) .

Предлагаю Севе кашу

Головой в ответ он машет :

"Нет, мамаша, Вашу кашу

Вы себе на хлеб намажьте,

Дайте мне большую ложку,

Съем-ка я котлет с картошкой. ".

Обещанья, уговоры,

Пляски, игры, разговоры :

"Эту ложечку за маму,

Голову держи-ка прямо,

Эту ложечку за папу,

Все вокруг уже уляпал,

Эта ложка за соседа,

Эта ложечка за деда,

Две последних за бабулю. "

Так и съели всю кастрюлю.

О. Богдан

Я сегодня всем сама

Ложки к ужину дала.

Ложка первая себе,

Маме дам – их будет две.

Третью папе я кладу

Привыкаю так к труду.

Ложка бабушке – четыре,

Нет бабули лучше в мире.

Пятую котёнку дам,

Но Василий наш упрям.

Кот лакает молоко,

Кушать ложкой нелегко!

Он её не хочет знать,

Как его мне воспитать?

Ложку в лапы не берёт,

В молоке усы и рот.

Н. Родивилина

У маленькой Саши

Победа над ложкой :

Овсяную кашу

Всю съела до крошки.

Ну, может, немножко

Под стол уронила,

Ведь с кашею ложка

Ужасно шалила!

Измазала ножки

И щечки, и ушки

И даже, у кошки

Прилипла к макушке,

Зато накормила

Зайчишек и мишек

И всех угостила

У кукол детишек.

И пусть замарала

Всю шубку у кошки -

Послушною стала

Любимая ложка!

Каляда-калядка,

Ехала лошадка - с вороною холкой,

Золотою челкой,

Такая благородная, но очень уж голодная!

Так и бьют копыта :

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Прискакала к Маше,

Попросила каши.

Ты не жмурься,

А ложку возьми

Да себя и меня покорми :

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

А теперь с Ванюшею

Супу я покушаю :

Это же глупо -

Остаться без супа!

Ване ложечка,

И мне немножечко!

Ване ложечка,

И мне немножечко!

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

«Мы на ложечках играем»

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки - пусть не фортепиано.

Но у них свое пиано.

Есть и форте, даже трели,

Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,

Ложки будто бы летают.

Их в руках по три, по пять,

Пинигина Наталья Владимировна

Плеханова Наталья Вячеславовна (Воспитатель высшей квалификационной категории)

МАДОУ д/с №158 города Тюмени

Тема недели: «Мир предметов».

Интегрированная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет «Ложки –ложечки».

Программные задачи:

1.закреплять представления о предметах окружающей действительности (ложках).

2.обогащать речь детей прилагательными, обозначающими признак предмета.

3.закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты, систематизировать предметы, располагая их в убывающем порядке, отвечать на вопросы «Который?», «Какой?».

4.развивать умение исполнять простейшую мелодию на ложках, соблюдая при этом общую динамику и темп.

5.продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

Ход деятельности

Звучит песня про ложку. («Ела Маша кашу ложкой» или «Ложки деревенские» или любая другая песня про ложку).

В.- О чём эта песня? (о ложке).

В.- Какие бывают ложки? (деревянные, металлические, пластмассовые)

В.- Как вы думаете, чем раньше ели люди, когда не было ложки? (руками, палочкой…)

Даша с мамой прочитали энциклопедию и узнали много интересного про ложку. Они подготовили для в

нас презентацию. (просмотр презентации)

В. Показывает разные виды ложек (кофейные, чайные, десертные, столовые). В наше время существует много разных ложек, кто знает, как называется эта ложка и что ей едят? (показывает столовую ложку).


Дети. - Ей едят суп во время обеда.

В. Показывает чайную ложку. Как называется эта ложка? Для чего она предназначена?

Если дети затрудняются в ответе, воспитатель говорит: «Хотите, я открою вам секрет? Эта ложка называется-чайная. Почему она так называется?»

Дети. - Потому что ей пользуются во время чаепития.

В. Показывает десертную ложку.

«Ребята, посмотрите, эта ложка не большая, как столовая, и не маленькая, как чайная. Эта ложка средняя. Как вы думаете, для чего она предназначена? (дети высказывают свои предположения). Я вам подскажу, этой ложкой едят десерт. Как она называется? (десертная)

Посмотрите, у нас осталась ещё одна, самая маленькая ложечка. (показывает кофейную ложечку)

Может кто-то знает, как она называется? (дети затрудняются) Эта ложка называется «кофейная».

Для чего нужна эта ложка? (накладывать и размешивать кофе)»

В. Предлагает разложить ложки в порядке убывания:

от самой большой, до самой маленькой. (дети раскладывают ложки)

В. «Даша, скажи, какая ложка первая по счёту? Пятая по счёту? И т. д. Ребята, как ещё можно использовать ложки? (при этом воспитатель берёт в руки две деревянные ложки, слегка постукивает ими друг о друга)»

Дети: «На них можно играть».

В. «Верно, на ложках можно играть. Я предлагаю вам создать оркестр. Сейчас я начну, а вы продолжите (воспитатель отбивает ритм, дети повторяют). А теперь я сыграю, а продолжат только девочки (другой ритмический рисунок). А теперь продолжат только мальчики. А теперь попробуем все вместе с музыкой(включает песню «Ложки деревенские»). Как замечательно вы играли, у нас получился настоящий оркестр».


В. «Ребята, вы обратили внимание какие у вас красочные ложки в руках? Посмотрите, у меня тоже есть ложки, но они не украшены (показывает шаблоны ложек), попробуем их украсить разными способами. Как их можно украсить (раскрасить краской, заштриховать, пластилинографией, аппликацией…)»


Дети рассаживаются за столы, выбрав свой способ, украшают ложки.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, Юниор» Малой академии наук учащихся Кубани 2012 -2013 учебный год

Многоликая ложка

Выполнена

Зубаревой Полиной

ученицей 3-«А» класса

Лобас Антоном

учеником 3–«А» класса

МБОУ СОШ № 5

Каневского района

Научный руководитель

Моргун Л.Ю.

учитель начальных

классов МБОУ СОШ № 5

ст. Стародеревянковская, 2012

Титульный лист

    Введение…………………………………………………………………………………….3

    Основная часть

    1. История деревянной ложки……………………………………………………………4

      Технология изготовления ложки……………………………………………………...5

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения………………….6

      Результативность работы……………………………………………………………..6

      Обряд приёма пищи на Руси…………………………………………………………..7

      Деревянная ложка в традиционной культуре………………………………………..7

      Ложка в устном народном творчестве ………………………………………………8

      Ложка - музыкальный инструмент……………………………………………………8

    Анкетирование одноклассников и родителей…………………………………………..9

    Заключение………………………………………………………………………………..10

    Список литературы……………………………………………………………………….11

    Приложения……………………………………………………………………………I-VII

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Введение.

Дом – место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья. В любой части земного шара нет ничего более близкого, более желанного и родного, чем собственный дом. В доме живем мы и наши вещи. И они, как люди, рождаются и умирают, переезжают из дома в дом. Вещи окружают человека с древнейших времен до наших дней. И у них своя очень богатая и очень интересная история.

Будь то суп или картошка
для обеда нужна… ложка.

Ложки знают давно и почти все народы. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна.

Простой люд на Руси пользовался деревянными ложками. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. Кроме того, деревянная ложка губы не обжигала. Ложки обычно ассоциируются у нас с приемом пищи. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным! Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева - и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой. А ведь раньше наши предки, славяне, да и многие другие народы пользовались деревянными ложками по их прямому назначению, и блюда от этого становились вкуснее и ароматнее. Поговорим об истории ложки – простой, но такой символичной. Слово ложка одно и предмет-то по идее один и тот же мы представляем. А почему же она многоликая. Что это за лица? И мы сможем найти ответ на этот вопрос.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Основная часть

    1. История ложки

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Самые первые ложки делали еще за 3000 лет до н. э. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости, и древесина. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси - древесина.

(Приложение 1. Интервью с заведующей школьным музеем Нефёдовой С.П.)

Что такое ложка?

Ложка - это своего рода сосуд, чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. «Черпай жизнь полной ложкой» - говорит народная мудрость. Когда ложка появились, сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна. Происхождение слова ложка теряется во тьме веков. Корень слова общеславянский. Некоторые лингвисты считают, что происходит оно от слова «луг», «лужок». Другие предполагают, что в основе названия глагол «лизать», «елозить», или греческий глагол, означающий «глотать». Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в Х веке.

(Приложение 1. Интервью с библиотекарем Нартовой Е.Е.)

Ложка в словарях.

Ложка – орудие для хлебанья, для еды жидкостей, хлебалка, шевырка, едалка. (В. Даль. «Толковый словарь русского языка. Современная версия».)

Ложка – предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи (Словарь Ожегова).

Ложка - часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладывают или едят полужидкую, рассыпчатую пищу (кашу, кисель и пр.). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).

Ложка - в настоящее время общеупотребительный столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку (Материал из Википедии).

Ложка – один из предметов столового прибора для зачерпывания жидкой, полужидкой пищи (Словарь русского языка академии наук СССР. Том 2)

Первое упоминание о деревянных ложках (или как их тогда называли "лжицах") на Руси встречается в “Повести временных лет” и относится к 996 году, хотя есть все основания говорить, что использовали их на Руси с древнейших времён. 1

      Технология изготовления ложки

Технология производства ложек была довольно проста: из небольшой баклуши мастер выдалбливал внутреннюю часть, а внешнюю – вырезал ножом. Ручка получалась круглой и толстой. Примечательно, что ручки у русских ложек были короткими, так как во время приёма пищи, их держали всей пятерней. (Приложение1. Интервью с учителем Моргун Л.Ю.)

Что означает выражение «Бить баклуши?

Делали ложки из разных пород деревьев. Первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши 2 (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда и пошло выражение "бить баклуши" 2 , которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. В Интернет сети найдена старейшая книга «Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек» 1899 г. выпуска. 3 В издании в литературно-художественном стиле описана история деревянной ложки, все этапы народного промысла по изготовлению: выбор и срубка леса, распилка леса, выделка баклуш, сушка ложек, их очистка, окраска, разрисовка. (Приложение 4 рис.2)

____________________________________________________

1 «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

2

3 АУКЦИОН. Про книги.

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения (Приложение 2)

В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты, например: разливная ложка; межеумок - простая русская широкая ложка; бутырка, бурлацкая - ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной); боская - продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая.

      Результативность работы: схема видов ложек (Приложение 3).

Деревянные декоративные ложки с росписью появились в 17 веке и получили название по месту появления этого вида искусства – Хохломские, Псковские, Тульские, Ростовские, Вятские, Смоленские, Нижегородские, Архангельские. Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки.

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число - 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью "белья" (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачили, те, кто покрывал расписную посуду лаком. (Приложение 4 рисунки 1,3,4)

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. 4 Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5

___________________________

4 Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5 Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

      Обряд приёма пищи на Руси (Приложение 5 Интервью с бабушкой)

Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

      Ложка в традиционной русской культуре (Приложение 5 Интернет)

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Еще мы посмотрели информацию через сеть Интернет и узнали, что ложка столовая глубокая состоит из 3 частей: черпало, держало и соединяющая перемычка.

Ложка была верным другом солдату во время войны.

Ю.М.Погорельского « Сказ о солдатской ложке» Верст больших и трудных тыщи Прошагал солдат в войну, И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

__________________________

5 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

Доставал ее, когда Краткий отдых был у роты, А еще была еда. В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет!

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам". Когда-то смеялись над русскими: они, мол, черпак за голенищем носят. Тем не менее кусочек родного дерева помогал человеку в дороге-пути, легче переносились невзгоды… 6

      Ложка в устном народном творчестве (Приложение 6. Загадки, пословицы, афоризмы)

      Ложка – музыкальный инструмент

Деревянные ложки-

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Чем суп "хлебать", тем и музыку играть! Ну и как же не вспомнить игру на ложках! Большое разнообразие самобытных музыкальных инструментов имеет русский народ. 7 Но особой популярности удостоились деревянные ложки. О ложке как музыкальном инструменте более подробные сведения появляются в конце XVIII века. Ложки при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.

Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Ее используют, по сей день, так как это прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа.

6 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

7 Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    Анкетирование одноклассников и родителей (Приложение 7)

Анкета для родителей и детей

    Где вы впервые увидели деревянную ложку?

    Есть ли у вас дома деревянная ложка?

    Деревянная ложка – это сувенир или столовая принадлежность?

    Как и где можно использовать деревянную ложку?

Результаты анкетирования

(опрошено 58 человек, 43 ребёнка и 15 взрослых)

В результате анкетирования детей и родителей мы выяснили, что сегодня деревянная ложка есть у каждой хозяйки, однако используется больше в качестве сувенира(30ч.- 52%) или при помешивании блюд (17 ч.- 29%), чем при принятии пищи (11ч.-19%). Очень мало информации получают от старшего поколения (9ч.- 15%), в музеях (12ч.-21%), дома (14ч.- 24%) телевизор, Интернет (23ч.-40%). Все опрошенные владеют информацией о деревянной ложке, имеют представление о внешнем виде, способах ее использования.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Заключение.

В результате нашего исследования следует сделать вывод, ложка существовала всегда. Ложка называется ложкой от слова ладошка, как первобытному человеку ложкой служила ладонь. Мастер, который вырезал деревянные ложки назывался ложкарь. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад были уже известны. В основном на Руси деревянной ложкой пользовалось крестьянство ввиду дешевизны и доступности материала.

Мы в обычной деревянной ложке увидели необычное - её многоликость. Деревянная ложка может менять своё лицо из-за своего назначения, то есть смотря как мы её будем использовать. Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли... Она хороша и на столе, и в гадании, и в музыкальном звучании. И, в общем, нам надо научиться замечать в обиходе прекрасное.

В будущем, мы хотим выяснить:

    Какие ложки в других странах мира?

    Есть ли заводы в Краснодарском крае, выпускающие ложки?

    От чего ложку назвали красной?

    Что означают напутственные слова от предков «Живите на красную ложку»?

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Список литературы

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- Москва ЭКСМО, 2002 г. с. 373

    Словарь русского языка. –Москва: Изд-во «Русский язык», 1983, Том II, с. 197.

    Диск Золотая коллекция. Энциклопедии и словари. Словарь Ожегова.

    «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

    Интернет-реурсы: - С ложкой через века. Из истории русской ложки.

http://ru.wikipedia.org/wiki Баклуша

    http://www.aboutbooks.ru/auction/16/?id=3496 АУКЦИОН. Про книги.Селивановский И.П. Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек. М.: изд. К.И. Тихомиров, 1899.

    Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

    Русское народное прикладное искусство К.Маёрова К. Дубинская М. «Русский язык» 1990, с.25

    Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    http://smoz.ru/mp3/ - кадриль Ложки

Клягина Дарья

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

«ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ПОСУДОЙ»

в подготовительной группе

Проект подготовили и провели: Волк Т. И., Клягина Д. Б., Корнева Н. Ю., Суворова Е. В.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещей, созданных людьми, через ознакомление с историей возникновения и усовершенствования посуды и организацию познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения и причинами дальнейшего усовершенствования ложки, тарелки и чашки.

2. Познакомить детей с процессом производства фарфоровой и глиняной посуды.

3. Провести опыты, позволяющие узнавать материалы, из которых делают посуду.

4. Развивать навыки художественного творчества детей.

5. Создавать условия для творчества с помощью включения в продуктивную деятельность детей новых материалов (одноразовой посуды).

6. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

7. Развивать фантазию, воображение в процессе выполнения творческих заданий.

Участники проекта: дети, воспитатели подготовительных групп, родители.

Срок проведения проекта: октябрь 2014 г.

План проведения проекта.

1. Занятие-беседа по презентации "История ложки" .

Задачи: познакомить детей с историей изобретения ложки; с материалами, из которых делали и делают ложки; с видами ложек, развивать познавательный интерес.

2. Проведение опыта: "Какой ложкой есть удобнее: деревянной или металлической?"

Задачи: определить опытным путем, нагреваются ли металлическая и деревянная ложки от горячей пищи; форма какой ложки удобнее для еды.

Опыт: каждому ребенку во время обеду было предложено поесть суп сначала деревянной ложкой, а потом металлической.

Вывод: деревянная ложка, в отличие от металлической, не обжигает губ, так как не нагревается. По поводу удобства принятия пищи мнения детей разделились: некоторые дети отложили деревянную ложку и продолжили есть металлической, так как форма деревянной ложки – круглая и она не лезла в рот; другие дети с удовольствием доедали суп деревянной ложкой, сказав, что если повернуть ложку ко рту боком, то есть из нее удобно.

3. Занятие по лепке "Божья коровка".

Задачи: совершенствовать технику конструктивной лепки; учить детей создавать образ божьей коровки, используя нестандартный материалодноразовые ложки; развивать чувство формы, пропорций, глазомер.

4. Занятие по рисованию «Расписываем деревянные ложки».

Задачи: познакомить детей с искусством хохломской росписи на деревянных ложках; продолжать учить детей работать на объемных формах; развивать чувство цвета и композиции; создавать условия для художественного творчества детей.

5. Занятие по конструированию "Куклы из одноразовых ложек".

Задачи: учить детей работать с гофрированной бумагой; создавать образы человечков, используя нестандартный материал – одноразовые ложки; развивать мелкую моторику.


6. Слушание народной музыки в исполнении ансамбля «Ложкари».

Задачи: учить детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки; вызывать эмоциональный отклик на русские народные мелодии.

7. Занятие-беседа по презентации «История тарелки».

Задачи: познакомить детей с историей изобретения тарелки; с материалами, из которых делали и делают тарелки; с видами тарелок, развивать познавательный интерес.

8. Занятие по аппликации «Мороженое».

Задачи: учить использовать на занятии по аппликации необычные материалы (одноразовые тарелки, бисер); вызывать интерес к самостоятельному поиску изобразительных средств для создания образа вкусного мороженого; продолжить освоение приема «наложение», развивать чувство формы и композиции; воспитывать у детей художественный вкус.

9. Занятие по лепке «Декоративная тарелка «Ёжик».

Задачи: упражнять детей в нетрадиционной технике – пластилинографии; развивать у детей чувство композиции и цвета; развивать мелкую моторику пальцев; формировать эстетическое отношение к бытовым предметам (тарелкам).


10. Работа в книжном уголке: подбор иллюстраций и картинок на тему «Какой бывает посуда?».

Задачи: закреплять знания, полученные во время занятий по проекту; расширять представления детей по теме «Посуда»; поддерживать интерес к теме проекта.

11. Просмотр видеоролика «Как делают фарфоровую посуду».

Задачи: познакомить детей с производством фарфора; расширять словарный запас детей («заготовка», «гипсовая форма», «каолин»); развивать познавательный интерес.

12. Занятие-беседа по презентации «История чашки».

Задачи: познакомить детей с историей изобретения чашки; с материалами, из которых делали и делают чашки; с видами чашек, развивать познавательный интерес.

13. Проведение опыта: «Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?», «Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?»

Задачи: опытным путем определить, чем отличается фарфоровое блюдце от фаянсового, если их поднести к источнику света; опытным путем определить, какой звук издают чашки из разных материалов при ударе по ним деревянной палочкой.

Опыт: дети брали сначала фарфоровое блюдце и направляли на источник света, потом брали фаянсовое блюдце и направляли на источник света.

Вывод: через фарфоровое блюдце видны пальцы рук. Через фаянсовое блюдце пальцы рук видны не были. Значит, фарфор отличается от фаянса тем, что на свету он прозрачный.

14. Занятие по рисованию «Чашки из Гжели».

Задачи: познакомить детей с искусством росписи на керамике в Гжели; совершенствовать умение детей получать нужные оттенки цветов путем смешения красок; развивать чувство цвета и композиции; создавать условия для художественного творчества детей.


15. Просмотр видеоролика «Как делают глиняную посуду».

Задачи: познакомить детей с работой гончара; развивать познавательный интерес; обогащать представления о труде взрослых и словарный запас детей (гончар, гончарный круг, глазурь).

16. Занятие по лепке «Лепим чашку».

Задачи: познакомить детей с материалом - глина; учить детей лепить чашку из глины скульптурным способом; развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук.


17. Занятие по рисованию «Расписываем чашку».

Задачи: познакомить детей с особенностями росписи глиняных изделий; продолжать учить детей работать на объемных формах; развивать чувство цвета и композиции; создавать условия для художественного творчества детей.


18. Чтение литературных произведений про посуду.

Задачи: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведений, осмысливать характеры персонажей; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов.

19. Работа с семьей.

Придумывание ребенком с помощью взрослых сказки о ложке, тарелке или чашке.

Задачи: актуализировать знания, полученные детьми во время проекта; создавать условия для творческого общения родителей и детей; привлечь внимание родителей к мероприятиям, проходящим в группе.

20. Оформление выставки детских работ по проекту.

Задачи: показать результаты работы по проекту родителям, коллегам; порадовать детей.

21. Создание пособия-книги для группы «Истории, рассказанные посудой».

Задачи: подготовить пособие-книжку по материалам проекта для дальнейшего использования детьми и воспитателями.


Статьи по теме: