Конспект занятия с детьми по экспериментированию. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

Ирина Олеговна
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»

Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

Уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.

Развивающие:

Развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

Закреплять умение работать с посудой;

Закреплять умение работать с жидкостью.

Развивать способность анализировать и делать выводы;

Активизировать и обогащать словарь новыми словами;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Воспитывать умение работать в коллективе;

Оборудование: карточки со стихами-загадками в виде капелек воды, ведёрко, фотографии, иллюстрации на тему «Вода», прозрачные пластиковые стаканы, трубочки для коктейля, стакан с молоком, карточки с условными обозначениями опытов, листы белой бумаги формата А4, кисти, акварельные краски голубого цвета, фартуки, салфетки.

Ход занятия:

1. Воспитатель рассказывает детям, что увидел утром на пороге группы серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? Воспитатель достает из ведёрки по очереди карточки-капельки с загадками:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан И летаю, и бегу, и стекляной быть могу. (Вода)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками-ответами.

Как вы думаете, что общего во всех этих загадках? Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

Дети. О воде! Значит тема-вода.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях и океанах – вода солёная. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

2. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории.

Старший лаборант (ребенок) читает детям инструктаж о правилах работы с водой:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Свойство 2: чистая вода прозрачна и не имеет собственной формы

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Свойство 3: вода может менять цвет

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Дети делают выводы: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями.

3. Физкультурная минутка «Синяя вода».

Синяя вода,

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

К морю синему,

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(Присели, обхватили плечи руками)

4. Воспитатель: Ребята, у нас на столах лежат бумага, кисти, краска, давайте нарисуем море. Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море»:

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая…

Воспитатель: Ребята, какие красивые получились у вас рисунки. Давайте подойдем к нашей доске с подсказками и повторим, о чём сегодня мы говорили на занятии, с какими свойства воды познакомились.

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия-экспериментирования в старшей группе «Знакомая незнакомка» (свойства воды) Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему «Знакомая незнакомка» Цель: Знакомство со свойствами воды. Задачи: Продолжать знакомить детей.

Конспект занятия «Свойства воды» во II младшей группе Конспект занятия на тему: «Свойства воды». II младшая группа Технологии: 1Развивающие 2. Здоровьесберегающие 3. Информационные 4. Коммуникативные.

Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы «Три состояния вещества и воды» Конспект занятия № 1 Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды Цель. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать,.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Марсиане к нам летят - познакомиться хотят!»


Киселёва Светлана Михайловна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80, г. Комсомольск на Амуре

Предлагаю вам конспект непосредственно -образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.
Это занятие – экспериментирование, направленное на ознакомление детей со свойствами воздуха.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе на тему « Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»

Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Цель: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Через экспериментальную деятельность дать детям представления о свойствах воздуха, показать способы его обнаружения: вокруг нас, в пакете, человеке, разных предметах)
Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: письмо детей с фотографиями юным марсианам, беседы о космосе, о воздухе; игры-экспериментирования с воздухом, наблюдения, чтение художетвенной литературы.
Необходимое оборудование: письмо с Марса, прозрачные полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, песок, губка, земля, кубики.
Методические приемы: игровая ситуация, письмо, физминутка
« Воздушный шарик», познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность детей, анализ, итог.

Ход экспериментов:
Воспитатель: Ребята, что это за воздушный шарик возле нашего окошка, Никто не приносил из вас?
Дети: отвечают отрицательно, но замечают прикрепленный конверт с космической темой, адресованный детям.
Воспитатель достает содержимое письма


(фотографии марсиан,письмо). Ребята, наше письмо они получили и они тоже очень хотят с вами познакомиться и подружиться. Будем дружить?
Друзья всегда играют вместе, занимаются, рассказывают друг другу веселые истории. А возможна дружба на далеком расстоянии? И как это происходит?
Дети: (пишут письма, обмениваются фотографиями, посылают посылки и подарки)
Воспитатель: Да, кстати, здесь фотографии «марсианчиков».


Они тоже ходят в детский сад. Вот они какие! Дети марсианам очень понравились ваши фотографии.
Но они очень удивлены тем, что мы не носим на голове скафандры!
Они желают прилететь в гости, но беспокоятся, смогут ли они ходить без скафандров на Земле?
Дети: высказывают свои предположения и утверждения и приходят к решению рассказать о воздухе и показать где он присутствует.
Воспитатель: Что для этого нам понадобится? С чего начнем?
Совместно с воспитателем определяем круг вопросов, на которые надо ответить:
Дети: отвечают
Воспитатель: - Да!(задумывается…..маловато…). Я, как старший научный сотрудник в нашей группе, приглашаю всех в исследовательскую лабораторию и объявляю наше мероприятие открытым.
Совместно с воспитателем дети определяют круг вопросов, на которые надо найти ответы:
1.Для чего нужен воздух?
2.Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
3.Воздух можно увидеть и потрогать?
4. Есть ли воздух в различных предметах?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем несколько опытов
Хотите этому научиться?
Тогда подходите к столам.
Опыт № 1 Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух).А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей). Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.

Опыт №2 Обнаружение воздуха с помощью пакета
Возьмите полиэтиленовый пакет и внимательно его рассмотрите. Скажите какой пакет?(прозрачный, гладкий, пустой). А теперь заполните пакет кубиками. Какой стал пакет? (наполненный, выпуклый, раздутый). Возьмите пустой пакет помашите им, подуйте в него как в шарик и скрутите его со стороны отверстия. Что произошло с пакетом? (надулся, стал выпуклым). Как вы думаете, что находится в пакете? (воздух). Правильно. Его не видно(предложить детям посмотреть сквозь пакет) , но его можно почувствовать. Мы аккуратно проткнем зубочисткой свои пакеты и сжимая пакет ладошками направим отверстие на лицо. Что вы почувствовали?(ветерок, воздух, прохлада). Вывод: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.



Физминутка « Воздушный шарик»
Я с утра сегодня встал
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок,
Лопнул шарик, мой дружок!


Опыт № 3 Нахождение воздуха в разных предметах
У вас на столе лежат разные вещества: кусочки сухого песка, земли, поролон,
Давайте определим с вами, есть ли в них воздух? В один стакан с водой по очереди бросьте ложку земли, а в другой песка, Понаблюдайте, что появляется вокруг предметов? Что это? (воздух). Тоже самое и поролоном.
Вывод: И так воздух не виден, потому что он прозрачен, но он есть в предметах.




Опыт № 4 Вода в перевернутом стакане.
Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется.
Вывод: Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее. Вот почему бумажка не отпадает.

Примечание: шарик должен быть наполнен гелием.

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

с. Новобелокатай «детский сад

«Светлячок» с. Новобелокатай»

Конспект занятия

по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Электрические чудеса»

Выполнил: воспитатель1 категории

Елисеева С.В

Конспект занятия «Электрические чудеса»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с достижением человечества - электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;
  • познакомить с понятием «статическое электричество»
  • закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Оборудование и материалы:

  • материалы используемые для беседы : презентация на проекторе, иллюстрации с изображением Доброй Феи и предметов бытовой техники; фрагмент мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности», карточки-схемы с правилами безопасности;
  • материал для наблюдения и экспериментирования ; часы, батарейка, воздушные шары, лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, губка смоченная водой;
  • материалы для дидактических игр ; парные карточки с изображением предметов;
  • материал для обратной связи ; облачка, солнышки, схема человека.

Ход занятия

Приветствие. Организационный момент.

Воспитатель. Я принесла сегодня вас часы чтобы было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, что бы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое?

Дети. Завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д.

Осматриваем часы выясняем что нет батарейки.

Воспитатель. Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся часы такают. Что же за сила скрывается в батарейки? Как вы думаете? (предложения детей.) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество?

Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Послушаем что нам расскажет тетушка сова из научного дупла. (Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из сериала «Уроки тетушки Совы»)

Воспитатель. Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете в зале где мы сейчас находимся есть электричество? (Розетки, выключатели, провода и т.д). Откуда электричество поступает в наш дом? (Предложения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наш дом.

Про девушку эту я сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос что бы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины что моет посуду!

А надо еще приготовить обед.

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

Воспитатель. Вы догадались, о ком это стихотворение? (О Золушке ). Она трудится не покладая рук, а на бал приедут ее вредные сестры. Вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? Сегодня Фея предлагает вам сделать золушке подарок. Если вы правильно называете отгадку, Фея дарит подарок Золушке. Дети отгадывают загадки, по мере отгадывания на экране появляются изображения предметов бытовой техники.

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

Отгадка (ответ): Пылесос

Летом папа нам привез

В белом ящике мороз —

И теперь мороз сухой

У нас и летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

Отгадка (ответ): Холодильник

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

Отгадка (ответ): Электроплита

Этот ящик очень любят,

Он умеет говорить,

И показывать он будет,

Только надобно включить.

Деткам он дарит мультфильмы,

Взрослым новости, кино,

Включат ящик Димки, Машки,

Сразу весело, смешно.

Отгадка (ответ): Телевизор

Воспитатель. Сколько подарков Золушке мы подарил! Как можно назвать предмеры, которые мы перечислили? (ответы детей) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему мы эти приборы называем электрическими? (ответы детей) Как вы думаете для чего нужна бытовая техника? (ответы детей)

Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

Для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего эти предметы нужны человек. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.

Раскладываются карточки, составляющие пару.

Волосы- фен.

Спящий человек - будильник.

Ночь - фонарь.

Чашка - электрический чайник.

Ковер - пылесос.

Фотография - фотоаппарат.

Платье - швейная машинка.

Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся в мою лабораторию где будем учеными и будем изучать электричество. Но не простое, а статическое. А попадём мы туда с вами с помощью этого провода. (Дети встают в круг говорят слова передавая по кругу за узелки провод.)

Физкультминутка.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам,

Чтоб работали приборы:

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принес.

Экспериментирование

Воспитатель. Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.

У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук.

Опыт 1.

Натирается крышка пластиковой коробки шерстеным лоскутком. Накрывается коробка с шариками.

Воспитатель. Что происходит с шариками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились? Когда мы натирали пластик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому шарики задвигались притянулись к пластику.

Попробуем другие предметы сделать «волшебными».

Опыт 2.

Показываю бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагаю детям взять пластмассовые палочки и прикоснутся к бабочкам. Что происходит? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что будет с бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их бабочки поднимаются в след за палочками потому что получили электрический заряд.

Воспитатель. Для следующего опыта понадобится воздушные шары на длинных нитках.

Опыт 3.

Натираю шар шерстяной материей, и пытаюсь нему приблизить второй шар. Шары разлетаются в разные стороны. Дав заряженных предмета отталкиваются друг от друга, поэтому шары отлетают. Далее один шар сбрызгивается водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд, и он стал притягиваться к тому который наэлектризованный.

Воспитатель. Предлагаю поиграть с мыльными пузырями.

Опыт 4.

На столе на подносе рассыпано соль и перец. Натираем шар подносим к подносу к шару притягивается более легкий перец, а соль остается. Вот так мы помогли золушке.

Итог

Воспитатель. О чем мы с вас говорили сегодня? Кому что запомнилось?

Ребята мне бы хотелось узнать понравилось вам это занятие или нет. У меня есть фигурка человека. Это - я. Сейчас моя фигурка «пойдет гулять». (Приклеить фигурку к магнитной доске) Если вам понравилось занятие, то над головой фигурки появится солнышко, а если не понравилось, то тучка. Так я узнаю кому понравились занятие, а кому - нет.

Дети прикрепляют над фигуркой солнышки и тучки. Благодарю детей за солнышки и, если появляются тучки выясняю почему дети ее прикрепили.

Благодарю детей прощаюсь с ними.

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

Цели опытно-экспериментального занятия в старшей группе, конкретные задачи и приёмы

Шестилетние дети - это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.

Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.

Леонардо да Винчи

Детское экспериментирование - познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Экспериментальная деятельность помогает формировать у старших дошкольников конкретные представления о свойствах природных и искусственных материалов

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

  • формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
  • знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
  • формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
  • познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
  • учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
  • стимулировать познавательную деятельность;
  • познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
  • воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
  • развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Виды экспериментирование в старшей группе:

  • знакомство со свойствами песка и глины;

    Опыты с песком: знакомство со свойствами

  • воздух, его свойства и значение;

    Изучение свойств воздуха и воды

  • изучение свойств воды;

    Опыты с водой и зеркалом (преломление света)

  • формирование знаний о теле человека;
  • природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;

    Изучение свойств природных и искусственных материалов

  • наблюдение за явлением магнетизма;

    Изучение явления магнетизма

  • почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

    Знакомство со свойствами почвы

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:


Изучение свойств различных материалов в природных усоловиях

Формы работы на занятии:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе

Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
  2. Основной этап - наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
    • проведение опытов;
    • дидактические игры;
    • физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
  3. Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) - выводы, уборка рабочих мест.

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Увлекательное и оригинально начало занятия создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:

  • сюрпризный момент - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • познавательный рассказ;
  • игры и задачи;
  • диалог с детьми;
  • проблемная ситуация;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Красочная презентация и демонстрация наглядности поможет пробудить познавательный интерес

Дидактические, подвижные игры, логические задачи:

  • «Чудесный мешочек» - ребёнок определяет на ощупь признаки предмета, какой это предмет: твёрдый или мягкий, лёгкий или тяжёлый, гладкий или шершавый, маленький или большой. Определяя форму, предполагает, что это за предмет (мячик, кубик, кирпичик), затем материал, из которого сделан предмет (резина, пластмасса, поролон).
  • «Рассели гостей» - педагог предлагает «расселить» предметы, сделанные из пластмассы, поролона и резины, на соответствующие этажи в макете трёхэтажного дома из бумаги или картона.
  • «Король ветров» - подуть на вертушки, чтобы они завертелись, чья вертушка дольше двигается, тот и побеждает.
  • «Летающие шарики» - ребята подбрасывают шарики вверх и ловят, побеждает тот, чей шарик летит выше и не падает.
  • Придумайте, как собрать мелкие металлические детали, рассыпанные в тарелке с крупой?
  • Как достать гвоздики из ведёрка с водой, не намочив рук?
  • «Волшебный камень» - педагог показывает «танец» скрепок, рассыпанных на поверхности альбомного листа, а затем просит детей пояснить, как у него это получилось (движение магнита под листом бумаги).
  • «Оживлялки» - к обратной стороне силуэтов сказочных героев (колобок и зайчик), вырезанных из картона, прикреплены монетки. Дети должны раскрыть секрет передвижения бумажных фигурок по поверхности листа бумаги.

Фотогалерея: свойства бумаги (презентация)

Титульный лист презентации «Изучаем бумагу» Примеры использования бумаги (полиграфическая продукция) Примеры использования бумаги Свойства, которыми обладает бумага Из чего производят бумагу Виды современной бумаги Опыт «Вдоль и поперёк» на растяжение бумаги Правила безопасного поведения в лаборатории Процесс изготовления бумаги из салфеток и туалетной бумаги Изготовление веера из бумаги Опыт: «Бумага летает»

Итог: ветер - это перемещение воздуха.

Извержение «лавы», состоящей из воды, соды, жидкого мыла, красителя и уксусной кислоты

Видео: эксперимент «Воздух вокруг нас»

https://youtube.com/watch?v=GM0rh_yjV4s Video can’t be loaded: Фрагмент занятия - эксперимента «Воздух вокруг нас» (https://youtube.com/watch?v=GM0rh_yjV4s)

Таблица: конспект НОД на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»,
  • «Социально - коммуникативное развитие». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, следовать игровым правилам. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых действий. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу.
  • «Познавательное развитие». Расширять и уточнять представления детей о неживой природе.Формировать интерес к изучению камней, умение их исследовать, называть свойства и особенности. Упражнять в умении анализировать, делать выводы. Закрепить умение ориентироваться на территории участка с помощью карты-схемы.
  • «Речевое развитие». Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, монологической формы связной речи) во всех видах деятельности.
  • «Художественно - эстетическое развитие». Формировать умение создавать сюжетную композицию из природного материала, дополняя деталями, обогащающими изображение. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Поощрять инициативность детей, умение располагать природный материал на плоскости.Способствовать развитию эстетического вкуса.
  • «Физическое развитие». Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Развивать быстроту, силу, выносливость, ловкость. Закрепить умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом.
Дети выходят на прогулку, на асфальте возле детского сада лежат стрелки, которые ведут на спортивный участок
- Ой, ребята, что это? Наверное, стрелки нас куда-то ведут.
(На спортивном участке, на столе стоит сундучок с разными предметами, изготовленными из камней).
- Ребята, как вы думаете, что находится в этом сундучке?
(Воспитатель открывает сундук, в котором находятся: статуэтка, бусы, кольца, серёжки, браслет, подвески. Дети называют предметы)
- Ой, смотрите, сколько здесь разных предметов, возьмите по одному, рассмотрите и назовите их.
- Ребята, а что общего у этих предметов?
- А я знаю интересное стихотворение.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке, годится на тысячу лет.
Он может, быть мелким - в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой - одному не поднять.
- Действительно, все эти предметы изготовлены из камней, которые находятся в недрах нашей земли. А камни все разные, отличаются цветом друг от друга. Может кто-нибудь знает, как они называются?
- Ой, ребята, на дне этого сундучка лежит какое-то послание.
Да это - же карта!?
А для чего она нужна?
- Видимо карта нам подсказывает маршрут, по которому мы сегодня отправимся в интересное путешествие.
А компас поможет нам сориентироваться в пути.
-Вы готовы?
- Ребята, помните мы с вами читали рассказ про мальчика Мишу, который нашёл камни самоцветы. Кем он хотел стать? (геологом). Вы бы хотели, как настоящие геологи, отправиться в экспедицию на поиски необычных камней?
- Какими должны быть геологи?
(Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми, уметь находить дорогу)
-А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели.
А карта укажет нам маршрут.
Перед дальней и трудной дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесём девиз:
«Только смелый и упорный путь преодолеет гордо,
А ещё в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.
Один за всех - и все за одного!».
- Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции?
(воспитатель надевает компас на руку)
-По компасу нам нужно двигаться на запад.
-Я предлагаю Илье и Ильнару взять с собой фотоаппараты и все интересное в экспедиции сфотографировать.
- Ну что ж, нам пора отправляться в путь. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом.
(Дети строятся в одну колонну, движутся вперёд друг за другом, преодолевая различные препятствия)
Ходьба змейкой между конусами
Прыжки через лесенку - чудесенку
Перешагивание через лесенку-чудесенку (Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.)
-Ребята, давайте обратимся к карте, так, где же мы начнём поиски камней (изображение песочницы под номером 1)
- Да, ребята, именно в этой песочной долине нам предстоит найти по одному камню. Давайте воспользуемся инструментами, которые здесь лежат.
(возле песочницы лежат лопатки, грабельки)
- Работаем аккуратно, не мешаем друг другу, аккуратно снимаем верхний слой песка.
(Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель)
- Ребята, к какой природе относятся камни?
- Почему?
-А где мы можем их увидеть?
(на улице, в горах, в море, на даче, в аквариуме, в лесу).
-Как люди используют камни в своей жизни?
(Строят мосты, дороги, дома, станции метро)
- Давайте рассмотрим, изучим наши находки с помощью лупы.
- Чем они отличаются? (размером, цветом, формой, рисунком).
- Давайте поиграем с нашими находками в игру «Найди пару».
- Ещё раз скажите, по каким признакам можно подобрать пару? Пока музыка играет - мы танцуем, как только музыка замолчала, подбираем пару.
- По какому признаку вы подобрали пару?.. Поменяйтесь камнями.
- Как вы думаете, легко ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь.
- Так какой можно сделать вывод?
(Камни прочные, твёрдые.)
- Как вы думаете камень тверже дерева? А как мы это можем проверить? Ну что ж давайте проведём эксперимент.
(Воспитатель предлагает двум мальчикам вбить гвоздь в камень и в брусочек дерева)
- Что получилось?
(гвоздь вошёл в дерево, а в камень вбить невозможно).
Какой сделаем вывод:
(камень тверже дерева.)
-А вам интересно, как камень и дерево будут себя вести в воде?
(Дети подходят к бассейну с водой. Аккуратно опускают сначала камни, затем брусочки дерева в воду)
-Ребята, а сейчас, какой мы можем сделать вывод?
(Камень тонет, он тяжелее воды; дерево плавает, оно легче воды.)
- Ребята, в старину люди считали, что камни различаются магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение.
- А чтобы у нас было весёлое настроение, предлагаю поиграть.
Музыкально-ритмическая игра «Поднимаем настроение»
- Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения.
(На карте изображён вулкан под номером 2).
- Ребята, вы догадались, что это? Давайте подойдём и рассмотрим его.
- Как называется верхняя часть вулкана?
- Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами.
- А вы знаете, как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава)
-Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие).
Вы хотите увидеть пробуждение вулкана?
- Сейчас резервуар наполняется необыкновенной жидкостью и вы увидите, что произойдёт (извержение вулкана).
- А вы знаете, что некоторые горы образуются после извержения вулкана?
– Давайте построим гору.
Игра “Гора”
Стоит гора - старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.(часть детей отходят в сторону)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
- Раз, два, раз, два - собирается гора.
- Смотрите, ребята, сколько камней лежит у подножья горы. А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской? Предлагаю их собрать и взять с собой.
- Давайте обратимся к карте, так где у нас находится творческая мастерская?
(на карте изображена веранда под номером 3).
- Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил её.
- А какими изобразительными средствами можно создать картину?
(мелками, карандашами, красками).
-Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами. Как вы думаете, чем мы можем её украсить?
-Какого цвета камни подойдут для изображения реки?
-Для изображения горы, солнца, облаков?
- Ну что ж, приступаем к работе.
(Практическая часть: выкладывание картины из камней.Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.)
- А давайте попробуем выложить у подножья горы камни, которые покрупнее, а остальную часть горы выложим из мелких.
- Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая.
- Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером покажем её своим родителям.

Видео: занятие «Чудо-песок»

Video can’t be loaded: Видео занятия на тему Чудо песок (https://youtube.com/watch?v=N4MByE6lqpk)

Как провести открытое занятие в старшей группе

Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием, и всё же открытое занятие должно соответствовать определённым условиям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего занятие;
  • ориентация на обучающую работу с молодыми педагогами, включая методические мастер-классы;
  • презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию детского экспериментирования;
  • демонстрация эффективности метода экспериментальной деятельности;
  • необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.

Основными критериями эффективного занятия являются:

  • соблюдение детьми правил безопасности;
  • оригинальность замысла темы занятия и сценария;
  • разнообразие мотивирующих приёмов;
  • создание привлекательного и стимулирующего обучающего пространства;
  • логическая последовательность заданий и опытов;
  • активные и самостоятельные действия детей.

Видео: открытое занятие «Опыты с водой»

https://youtube.com/watch?v=PH98_x54vYU Video can’t be loaded: Открытое занятие в детском саду. «Опыты с водой» (https://youtube.com/watch?v=PH98_x54vYU)

Таблица: сценарий развлечения «Волшебный мир фокусов»,
  • Мольберт, «волшебная» бумага (белый лист А3, на котором нарисован букет восковым белым мелком), разбавленная водой тушь и крупная кисть;
  • Прозрачный стакан, тазик с водой, листы бумаги.
  • Баночки с завинчивающимися крышками, покрашенные гуашью с обратной стороны, ящик фокусника, лейка с водой.
  • Музыка для танца «буги-вуги».
  • Лист белой бумаги, стакан, к горлышку которого приклеен бумажный кружок, монета, «волшебный» платок.
  • 1.5-литровая бутылка, сода, лимонная кислота или уксус, воронка, вода, воздушный шарик.
  • Стеклянная бутылка, варёное яйцо, спички.
  • Ваза с конфетами и верёвка.
  • Музыка для танца «Разноцветная игра».
На сцену выходит другой «ученик» и обращается к зрителям:
- Кто-нибудь может перевернуть стакан с водой, чтобы вода не пролилась?
Фокусник помогает выбрать ребёнка в ассистенты ученика.
Приглашённый пробует перевернуть стакан с водой и у него не получается сделать так, чтобы вода не пролилась. Тогда ученик набирает в стакан воды, накрывает листом бумаги и переворачивает его. Демонстрирует зрителям.
Бывает, что зрители знают секрет фокуса, на этот случай можно подстраховаться: воду налить в ведёрко и быстро раскрутить его; в стакан с водой насыпать абсорбента, который превращает воду в гель. Выходит на сцену третий «ученик» школы фокусов. Перед ним на столе лежит ящик фокусника, в котором находятся волшебные крышки. Юный фокусник говорит:
- Я умею превращать обычную воду в цветную, какую пожелаете.
Наливает в баночку из лейки воду, показывает её детям, что она прозрачная, потом спрашивает у зрителей в какой цвет её обратить. Приглашает к себе из зала помощника, который называет любой цвет.
Юный фокусник достаёт из своего волшебного ящика крышку с загаданным цветом, плотно закрывает баночку с водой и просит её потрясти своего помощника под волшебное заклинанье.
Фокус может повториться несколько раз.
Объявляется музыкальная пауза. Дети танцуют с фокусником-ведущим танец «буги-вуги», садятся снова на свои места.

Игры и развлечения вызывают живой интерес у детей

Диагностика детей по опытно-экспериментальной деятельности

Исследование уровня опытно-экспериментальной деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания:

  • Видеть и определять проблему.
  • Ставить и формулировать цель.
  • Самостоятельно решать проблемную ситуацию.
  • Анализировать свойства предмета и природу явления.
  • Выделять основные признаки и причинно-следственные связи.
  • Сравнивать и систематизировать различные факты.
  • Предлагать гипотезы, формулировать предположения.
  • Делать самостоятельные выводы.

Каждый критерий рассматривается и оценивается отдельно:

  • Высокий уровень - ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
  • Средний уровень - ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к подсказкам взрослых.
  • Низкий уровень - ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом реализует поставленные задачи даже с помощью педагога.

Оформление центра экспериментирования

Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведённом месте ребята смогут потрогать, понюхать, попробовать на вкус, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для приборов, книг и материалов. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке экспериментирования и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.

В специально отведённом месте ребята смогут самостоятельно провести опыт по карточке-схеме

Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

  • природные материалы: песок, камушки, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д.;
  • пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, пищевые красители;
  • оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, шприцы без иголок, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
  • литература, карточки-схемы;
  • цветная бумага, краски, ножницы, лоскуты тканей и т. д.

На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для приборов, книг и материалов

Таблица: карточки-схемы для экспериментирования

«Волшебная бумага» - бумага, сложенная гармошкой выдерживает вес стакана с водой «Дружба красок» - смешивание красок с стакане с водой и получение новых цветов и оттенков «Волшебный круг» - образование белого цвета при вращении круга с тремя цветовыми секторами «Растения пьют воду» - добавление пищевого красителя в воду, которую пьёт растение «Волшебный магнит» - притягивание магнитом металлических предметов через стенки стакана «Вес воздуха» - взвешивание воздушных шариков позволяет доказать, что воздух имеет вес «Волшебная пирамидка» - собрать пирамидку наоборот и проверить её устойчивость «Угадай по запаху» - дать понюхать ребёнку с завязанными глазами продукты с сильным запахом

Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес. Детское экспериментирование является наиболее эффективным средством познания закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности. Эксперименты не только знакомят с новыми фактами, но и позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала, формированию первичных математических понятий.

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе - 22 года. Сфера профессиональной деятельности - проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Статьи по теме: