Главные праздники христиан. Церковный православный календарь
Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.
Пасха
Пасха (полное церковное название - Светлое Христово Воскресение) - важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.
Двунадесятые непереходящие праздники
Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.
Рождество Христово - 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.
Крещение Господне (Святое Богоявление) - 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.
Сретение Господне - 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.
Преображение Господне - 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.
Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.
Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии - матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.
Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии - матери Иисуса Христа - в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.
Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».
Вознесение Господне
Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.
Недвунадесятые праздники
Недвунадесятые праздники - 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.
Обрезание Господне - 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.
Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.
Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.
Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.
Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.
Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.
Православные посты
- периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.
Сплошные седмицы - недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.
Дни поминовения усопших - дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.
Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.
Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.
Также читайте: Православный календарь на 2018 год
Непереходящие двунадесятые праздники
Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.
Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.
День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.
Даты переходящих двунадесятых праздников по годам
Вербное Воскресенье - дата по годам
- Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
- Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
- Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
- Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля
Даты Пасхи по годам
- Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
- Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
- Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
- Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.
Вознесение Господне - даты по годам
- Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
- Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
- Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
- Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.
День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам
- Троица в 2015 году - 31 мая.
- Троица в 2016 году - 19 июня.
- Троица в 2017 году - 4 июня.
- Троица в 2018 году - 27 мая.
История православных праздников восходит к временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства , запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.
Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедующих христианство, а также у иудеев и магометан.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Праздники неподвижной части календаря имеют постоянную дату, каждый праздник ежегодно отмечается в один и тот же день.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в нашем календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Пасха (Светлое Христово Воскресенье) - 28 апреля 2019 года
Двунадесятые непереходящие праздники
7 января -19 января -
15 февраля -
7 апреля -
19 августа -
28 августа -
21 сентября -
27 сентября -
4 декабря -
Двунадесятые переходящие праздники в 2019 году
21 апреля - (Вербное воскресенье)6 июня -
16 июня - (Пятидесятница)
Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции.
Кроме Пасхи как главенствующего христианского праздника, в нашей культуре существует еще 12 великих православных праздников, называемых двунадесятыми. Что это за праздники и как их традиционно отмечают? Об этом вы узнаете из этой статьи.
Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве
Пасха - знак вечной победы жизни над смертью - находится в этой иерархии праздников на ступень выше остальных. Это важнейший праздник христианской традиции. Дальше по иерархии следуют недвунадесятые великие и двунадесятые православные праздники. Всего в категорию великих попадает 17 праздников. К недвунадесятым великим относятся следующие даты:
- Покров Пресвятой Богородицы -праздник, который в ортодоксальном мире приходится на 14 октября. Связан с видением константинопольского святого Андрея Юродивого. В час, когда Константинополь был в осаде, Андрею явилась Божья Матерь, простирающая над городом покрывало со своей головы, город был спасен.
- Обрезание Господне - пока мы 14 января отмечаем последние новогодние праздники, в церкви идет служба в память об этом событии, а также в честь Василия Великого, одного из так называемых Отцов Церкви.
- Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ортодоксальная церковь отмечает 7 июля - этот тот день, который мы знаем как Ивана Купала. Он связан с чудесным рождением Иоанна Крестителя за полгода до Иисуса.
- День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в народе известен просто как Петров день, отмечают 12 июля. Официально в День Петра и Павла чтят память о принятии мученичества апостолами, а для простого народа этот день символизирует полный переход к лету.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи в русской традиции отмечают 11 сентября. В этот день вспоминают о мученической смерти Иоанна Крестителя, а также поминают воинов, павших в битве за отечество.
Рождество Пресвятой Богородицы
В ортодоксальной традиции рождение Девы-матери отмечают 21 сентября. Ее родители, Иоаким и Анна, уже смирились с мыслью не оставить потомства - считается, что обоим было уже за 70, когда родилась Мария. Ее рождение связывают с пребыванием Иоакима в пустыне, куда он удалился просить Господа о продолжении рода. Во сне ему явился ангел и возвестил о том, что вскоре у него родится дочь. И правда - вернувшись в город, Иоаким встретил Анну, спешащую ему навстречу с радостной вестью.
Этот праздник призван возвеличить Богородицу как защитницу и заступницу всех людей перед Богом. В народном календаре его связывают с приходом осени, уборкой урожая и окончанием всех летних работ.
Воздвижение Креста Господня
Этот праздник связан с одним из главных христианских символов - с крестом, на котором Сын Божий прошел испытание смертью. А его появлению поспособствовала византийская императрица Елена в середине IV века. Уже будучи в довольно преклонном возрасте (по мнению историков, ей было около 80 лет), мать императора Константина решает отправиться в Иерусалим ради поисков утеряных христианских реликвий. В результате раскопок на горе Голгофа отыскали не только крест, но и пещеру, в которой был захоронен Христос.
Дата празднования была установлена в сентябре 335 года - после того, как в Иерусалиме был освящен храм Воскресения Христова. Ортодоксальный мир празднует 27 сентября, соблюдая строгий пост и не занимаясь тяжелым трудом. В народе также считают, что именно с этого дня птицы начинают улетать на юг, а змеи - уползать на зиму в норы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Ортодоксальный праздник Введения во храм отмечается 4 декабря. Он посвящен эпизоду из жизни Девы Марии - в трехлетнем возрасте благочестивые родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить божий завет - посвятить жизнь дочери Богу. Во всех трактовках этой истории рассказывают, что маленькая Мария вошла в храм необычайно уверенно, словно уже зная, что сыграет великую роль в этой религии. Домой к родителям Мария уже не вернулась - в храме она жила до 12 лет, пока ангел Гавриил не принес ей известие о необычайной судьбе, которая ей дарована.
В народной традиции этот праздник называют Введеньем. Его связывали с приходом зимы - именно с этого дня начинались зимние гуляния и выезды на санях. Про полевые работы также стоило забыть аж до весны - крестьяне считали, что землю после Введенья лучше не беспокоить.
Рождество Христово
Из всех двенадцати великий православный праздник Рождество считается наиболее значимым. В западной традиции его принято отмечать 25 декабря, а у нас - 7 января.
Рождение Иисуса произошло в городе Вифлееме, родном городе Иосифа. Он прибыл сюда вместе с беременной Марией, но места в гостинице для них не нашлось. Путникам пришлось расположиться в пещере. Когда Мария почувствовала приближение родов, Иосиф поспешил на поиски повитухи. Ему удалось отыскать женщину по имени Саломея, вместе они отправились обратно к пещере. Первым, что они увидели в пещере, был заливающий все пространство яркий свет. Постепенно свет угас - и взору предстала Мария с сидящим на руках младенцем. В это время над Вифлеемом взошла звезда необычайной яркости, оповестив мир о прибытии Сына Божьего.
Считается, что каждый великий православный праздник рождает в сердце доброту, но Рождество - особенно. В сочельник Рождества принято собираться всей семьей за праздничным столом - в народной традиции на нем должно стоять двенадцать блюд.
Историки считают, что достоверно неизвестно, в какое именно время года родился Иисус. Считается, что дата великого православного праздника Рождества связана более древними праздниками, посвященными с зимнему солнцестоянию (21 или 22 декабря). Этому празднику предшествует сорокадневный пост, начинающийся с 27 ноября.
Крещение Господне
Второй по значимости великий праздник православной церкви после Рождества - это Крещение Господне. Его отмечают 19 января - все мы знаем о народной традиции купаться в этот день в проруби. Однако церковь и историки единогласно утверждают, что эта традиция не такая древняя и исконная, как кажется, а массовый характер приобрела только в 80-е годы - как символ возвращения страны к религии.
Это празднество связано с эпизодом из жизни Христа, который традиционно считают началом его служения. В возрасте 30 лет Иисус прошел через таинство крещения в реке Иордан. Человеком, крестившим Божьего Сына, был Иоанн Креститель. Когда Христос вышел на берег, то на него снизошел Святой Дух в личине голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, возвещающий о явлении Бога-сына. Таким образом, Господь проявил себя в своем триединстве. Поэтому Крещение среди великих праздников православной церкви также известно под названием Богоявление. В католической же традиции Богоявление связывают с Рождеством и подношением волхвов.
Сретение Господне
Со старославянского языка Сретение можно трактовать как слово “встреча” - церковь считает, что именно в этот день человечество встретилось с Иисусом Христом. Этот великий православный праздник отмечают 15 февраля - через сорок дней после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Иисуса в храм, где его принял святой Симеон Богоприимец. Про Симеона существует отдельная легенда - он был одним из семидесяти ученых, переводивших Святое Писание с еврейского на греческий язык. Запись о Деве, которая должна зачать и родить сына, смутила Симеона, он решился исправить ошибку неведомого переписчика: это Жена должна родить, а не Дева. Но в этот момент в комнате появился ангел и сказал, что такое действительно однажды случится. Господь не даст старцу умереть, пока тот воочию не узрит этого чуда. Когда наконец настал день встречи с младенцем Иисусом, Симеону было уже около 360 лет - всю свою жизнь праведный старец ждал встречи с человеческим воплощением Бога.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздник Благовещения - это символ надежды и ожидания. В этот день, 7 апреля, отмечают явление Марией архангела Гавриила, принесшего ее благую весть со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», - это строка впоследствии вошла во множество молитв, посвященных Богородице. Как переходящий праздник, Благовещение часто вклинивается в число православных праздников во время Великого Поста. В таком случае постящимся несказанно везет - в честь праздника разрешается небольшое послабление в виде животной пищи (только не мяса, а рыбы).
Вход Господень в Иерусалим
Остается еще неделя до Пасхи, а мир уже начинает праздновать и чтить память о деяниях Христа в эту неделю. В народе эта дата известна как Вербное Воскресенье - великий православный праздник. В этот день Иисус торжественно въехал в Иерусалим, выбрав в качестве ездового животного осла - как знак того, что он прибыл с миром. Народ встречал его как Мессию, возлагая на дорогу пальмовые ветви - впоследствии они стали основной символикой этого праздника. Так как в наших широтах пальм не растет, то ветки заменили вербовыми.
С этим днем связано много народных традиций. Вербовые ветки принято было святить в церкви, а затем хранить в доме весь год, чтобы удача и благополучие не покидали его. Также вербой легонько ударяли друг друга, приговаривая: “Не я бью - верба бьет”. Так как этот православные праздники в Великий пост отмечают скромно, то основным кушаньем застолья могла быть рыба, но не мясо.
Вознесение Господне
Когда Пасха уже позади и миновало еще сорок дней, ортодоксальные христиане отмечают Вознесение. Этот день является одним из великих двунадесятых праздников православной церкви. Образ вознесшегося на небо Христа напоминает о преобладании идеальной божественной природы над несовершенной человеческой. Вплоть до этого дня можно поздравлять всех православных с праздником Великой Пасхи словами "Христос Воскрес!", а вот уже после окончания праздника Вознесения христосоваться уже запрещает церковь.
Воскреснув, Иисус Христос еще сорок дней проповедовал, а затем собрал своих учеников-апостолов и вознесся на небо, завещая, что явится во второй раз (это считается обещанием второго пришествия) и что на апостолов также снизойдет Святой Дух - это случилось десять дней спустя.
День Святой Троицы
Проходит еще десять дней после Вознесения и пятьдесят - после Пасхи, когда ортодоксальный мир отмечает следующий великий православный праздник. По-простому его также называют Троицей, Пятидесятницей. Событие, которое привело к появлению этого праздника, - это снисхождение на апостолов Святого Духа. Когда все двенадцать были в сборе, неожиданно налетел порыв ветра и окутал апостолов языками пламени. Так ярко о себе заявил Святой Дух. С этого дня ученики Иисуса обрели способность понимать доселе неизвестные им языки и наречия, а главное - разговаривать на них. Это благословение было даровано им для того, чтобы разносить по миру слово Божие, так что апостолы отправились проповедовать по странам.
В народной традиции Троица завершала череду весенних праздников - после нее уже начинался летний сезон. К этому празднику готовились основательно - за несколько дней до него хозяйки убирали в доме, стараясь избавиться от ненужных вещей, а сад и огород очищались от сорняков. Свое жилище старались украсить пучками трав и цветов, а также ветками деревьев - считалось, что это принесет удачу и благополучие всем его обитателям. С утра шли в церковь на службу, а вечером начинались народные гулянья. Молодым людям в эти дни предписывалось быть осторожными - ведь русалки и мавки выходили из лесов и полей, чтобы заманить парней в свои сети.
Преображение Господне
Праздник Преображения связан с небольшим эпизодом из жизни Христа. Взяв с собой трех учеников - Иакова, Иоанна и Петра - Иисус взошел на гору Фавор ради бесед и молитв. Но как только они поднялись на вершину, случилось чудо - Иисус вознесся над землей, его одежды стали белыми, а лик его засиял, словно солнце. Рядом с ним проявились образы ветхозаветных пророков Моисея и Ильи, а с небес раздался глас Божий, возвещающий о сыне.
Преображение отмечают 19 августа. Этот великий православный праздник в народной традиции называют Яблочный Спас (второй после Медового). Считалось, что с этого дня осень начинает вступать в свои права. Многие обычаи этого дня связаны со сбором яблочного урожая и фруктов вообще - до Спаса плоды считались незрелыми. В идеале урожай нужно было освятить в церкви. Тогда яблоки можно было употреблять без ограничений.
Успение Богородицы
Празднество Успения Богородицы связано с окончанием земной жизни Девы Марии и вознесением ее души и тела на небеса. Слово “успение” можно трактовать скорее как “сон” нежели “смерть” - в этом плане название праздника отображает отношение христианства к смерти как к переходу в другой мир и свидетельствует о божественной природе самой Марии.
Этот великий православный праздник отмечают 28 августа, хотя достоверно неизвестно, в каком именно году и в какой день Дева Мария отошла в мир иной. В народной традиции этот день называется Обжинки - его связывают с окончанием жатвы.
Эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря |
†Рождество Христово | 7 января |
19 января | |
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) | 7 апреля |
†Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
Великие недвунадесятые праздники:
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
- епископ Александр Милеант
- Ю. Рубан
- Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
- Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
- Тропари двунадесятых праздников
Праздники христианские
Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»