Религиозные праздники на руси. Самые важные православные праздники

Христианство, как и любая религия, в определенные дни календаря чтит святых или отмечает события в жизни церкви. Христианские праздники коренятся в древние обрядовые традиции, связанные с конкретными этапами, видами хозяйственной деятельности, годовым астрономическим или календарным циклом. Условно их разделяют на всехристиянські (признанные православной, католической, большинством протестантских церквей) и конфессиональные (отмечаются только отдельными конфессиями). Важнейшие из них относятся к двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи праздников, которые церковь отмечает торжественными богослужениями.

Рождество Христово. Это один из основных праздников христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. В католицизме оно отмечается 25 декабря, в православии (относится к двунадесятых праздников) 7 января. Утверждаясь в разных странах, этот праздник вобрал в себя обряды и обычаи других религий, народных праздников, приобретая новые черты, которые соответствовали христианским догмам.

Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первобытные культовые действия. Главную роль в его догматическом смысле церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. Ведь в Древнем Египте, например, 6 января праздновали день рождения бога воды, растительности, обладателя загробного мира Осириса. В Древней Греции того же дня праздновали рождение Диониса. В Иране 25 декабря отмечали рождение бога солнца, чистоты и правды - Митры.

В Киевской Руси праздник Рождества Христова пришло вместе с христианством в X веке. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками (длились на протяжении 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января). Православная церковь всячески пыталась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие у восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена была совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельским повествованием о вифлеемскую звезду, которая возвещала о рождении Христа. "Языческих" колядки превратились в хождение христославів со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили им подарками.

С 1990 года. день Рождества Христова является официальным праздничным днем на территории Украины.

Крещение Господне (Водохрища, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. В православии принадлежит к двунадесятых праздников. Католики отмечают 6-го, православные - 19 января. Введено оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.

В христианстве оно было введено во 2-й половине II ст., и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV ст. этот день начали праздновать отдельно. Церковь рассматривает его как "праздник просвещения" народов, поскольку, согласно учению, именно с крещения Иисус начал просвещать их светом евангельской истины.

Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд-это освящение воды в церкви и в проруби. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах совершается и в наши дни.

Окропление водой существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворюючи явления природы, люди одухотворяли и воду как важный источник жизни. Христианство на ранних стадиях своего развития не знало обряда крещения, оно его заимствовало несколько позднее из древних культов, которые обряда "очистки" человека от любой "скверны", "нечисти" с помощью воды отводили важную роль. Согласно древним верованиям вода очищала людей от "нечистой силы", "демонов". Поэтому у древних народов существовал обычай окроплювати водой новорожденных.

Сретение. Отмечают его как один из двунадесятых праздников 15 февраля по случаю встречи (сретения) праведника Симеона с младенцем Иисусом, которого родители принесли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения для представления Богу. Именно тогда Симеон предсказал Иисусу его посланницьку миссию Спасителя людей. Об этом говорится в Евангелии от. Луки. Вводя праздник, церковь заботилась не только о распространении идей христианства, но и о "правды фактам" биографии Христа, подчеркивания обязанности верующих приносить в храм младенцев в течение 40 дней после рождения. Кроме того, церковь пыталась оградить христиан от древних культов, поскольку римляне в феврале отбывали "очищение", покаяние, соблюдали пост, считая, что перед началом весенних полевых работ необходимо "очиститься от грехов" и "нечистой силы" жертвоприношениями духам и богам. Главный очистительный обряд приходился на 15 февраля, когда люди с факелами в руках изгоняли злых духов зимних холодов и болезней.

Сторонники православия длительное время не признавали Сретение. Позже они придали ему значение праздника очищения. Именно таким оно предстало на Руси, утвердившись, в основном, как церковный праздник. В народном сознании Сретение знаменовало конец зимы и начало весенних хозяйственных забот, о чем свидетельствует и народное поверье: "на Сретенье зима с летом встречается".

Вход Господень в Иерусалим. Это дванадесяте праздник отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Бытовая его название Вербное воскресенье, перед днем страстной недели, приуроченного "упоминаниям о страданиях Христа".

По календарю оно непосредственно примыкает к Пасхе и не имеет постоянной даты. Введено оно в IV ст. как важный этап подготовки к Пасхе. В основе библейская легенда о въезде Иисуса Христа с апостолами в Иерусалим, сопровождаемый творением чудес. Народ радостно приветствовал Сына Божьего пальмовыми ветвями.

На Руси ритуальное значение пальмовых ветвей перенесено на ветки вербы, которые распускаются в это время, и, согласно народному поверью, защищают от злых духов. Празднование входа Господня в Иерусалим призвано побудить верующих открыть свои сердца для учения Христа о воскресении и вечное спасение, как это сделали жители Древнего Иерусалима.

Вознесение Господне. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. А сам момент вознесения на небо воскресшего после казни Христа завершает его земную биографию. В быту очень распространено и осталось сугубо церковным. Своим содержанием порождает у верующих мысль о бренности земной жизни и нацеливает их на христианское подвижничество ради достижения "вечной".

Христианская теология утверждает, что вознесение Христа открывает праведникам путь на небо, в воскресение после смерти. Эта идея существовала еще задолго до возникновения христианства. Верования в вознесении на небеса людей, героев и богов были распространены среди финикийцев, иудеев и других народов.

Троица (Пятидесятница). Праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на учеников Христа в пятидесятый день после его воскресения, вследствие чего они заговорили на разных языках, которых прежде не знали. Призвано сосредоточить внимание верующих на голосе церкви, которая несет "Божье слово", привлечь их к проповедованию христианства другими "язык", то есть другим народам. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В православии принадлежит к двунадесятых праздников.

Представление о божественной троице существовали задолго до христианства. В процессе становления христианской религии возникла необходимость связать ее со сказаниями Ветхого Завета. Поэтому в новозаветных книгах Христа представлено как сына древнееврейского бога Яхве, как ипостась единого Бога, что засвидетельствовал шаг христианства от политеизма к монотеизму. Соответственно христианство позаимствовало много иудейских праздников, в том числе праздник Пятидесятницы. У древних евреев оно возникло с переходом их к земледелию и было связано с завершением жатвы, которые продолжались "семь седмин", то есть семь недель, сопровождалось приношением хлеба из нового урожая местным полевым духам и божествам. Христианство дало ему новое обоснование.

В большинстве восточных славян праздник Троицы слился с местным праздником семиком (другое название - "троицу"), позаимствовав его бытовой смысл. Древние славяне семик связывали с завершением весенних работ, пытаясь задобрить духов растительности в период цветения и жатвы. Важным элементом православного праздника Троицы поминовение духов умерших родственников (поминальная суббота). В Украине с 1990 года. Троица является официальным праздничным днем.

Спас. Это один из трех праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу. В его основе евангельское повествование о преображении Христа, который в конце своей земной жизни привел своих учеников (Петра, Иакова, Иоанна) на гору и во время молитвы полностью изменился: лицо его засияло, одежда его стал белым, блестящим, а голос с неба подтвердил его божественное происхождение. Христианское учение утверждает, что Иисус хотел закрепить в учениках веру и доказать им, что он действительно Сын Божий.

Именно с этим событием связан праздник Преображения ("яблочный" спас), который отмечают 19 августа. В этот день не только славят Иисуса Христа, но и освящают яблоки, другие фрукты (по народному обычаю, с тех пор их можно потреблять).

Важная особенность Спаса, как и многих других праздников, заключается в сочетании христианского пафоса с календарной обрядностью и обычаями очищения от злых духов. Например, во время празднования "медовый" спасу ("маковея"), которое происходит 14 августа, в церкви освящают свежий мед. Установлен в 1164 г. в честь победы византийцев над мусульманами. Особенно почитаем этот день в отечественном православии, поскольку считается, что именно 14 августа крестился великий киевский князь Владимир. Третий - "хлебный" спас отмечают 29 августа, приурочивая его к окончанию жатвы и начала озимого сева. Христианство связывает его с чествованием нерукотворного образа Христа, запечатленного на полотенце и переданного им Авгарю, царю Эдессы.

Во многих приходах Спасу праздника есть и престольными (храмовыми).

Воздвижения Креста Господня. Один из двунадесятых праздников, посвященных культу Креста как символа христианской веры. С крестом церковь связывает несколько событий. По преданию, римский император Константин перед одним из крупнейших своих сражений имел видение: на небе осиянный крест с надписью "Этим побеждай!". Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изображением креста. Константин так и сделал, кроме того, приказал своим легионерам нарисовать знак креста на щитах. В битве Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста, хотя исторические факты свидетельствуют, что в ознаменование победы Константин повелел отчеканить монеты с изображением языческих богов, которые, как он верил, помогали ему в битве с врагами.

Церковь установила этот праздник в память о получении матерью римского императора Еленой в IV ст. креста, на котором был распят Иисус Христос. Чтобы его видел народ, крест подняли (воздвигли) на горе Голгофе, где Христос был казнен, а на месте, где крест был найден, построили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 г.

Воздвижение Креста Господня торжественно отмечается 27 сентября. Оно сопровождается пышными ритуалами. Во время богослужения выносят украшенный цветами крест и устанавливают его посередине храма. Церемония сопровождается звоном, церковными песнопениями.

Верующие почитают крест как символ христианства как символ искупления, страдания и спасения, считая, что каждый человек, как и Христос, должен преодолеть свой "крестный путь".

Богородичные праздники. Они охватывают праздника в честь Девы Марии - матери Иисуса Христа (Богородицы). Это Рождество Богородицы, Введение в храм Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, праздник Успения, Покрова (первые четыре относят к двунадесятых) и много праздников в честь "чудотворных" икон Богородицы.

В чествовании Марии Богородицы имеющиеся следы почитания древними народами богини земли, которая родила спасителя, божьего сына - бога растительности. На создание образа христианской Богородицы оказали представления древних египтян о богине Ізіду. Христианство изображает Богородицу "царицей небесной", крылатой небожителькою, "окутанной в солнце". На голове у нее венок из двенадцати звезд. Древнеегипетскую богиню Ізіду также изображали царицей небесной, считая, что она родила божественного сына, спасителя Гора. Христианская Богородица имеет общие черты с богиней сирийцев и финикиян Астартой.

Древние народы поклонялись этим богиням, считая их божествами плодородия земли и скота, заступницями земледелия.

Из дохристианских религий позаимствовала церковь и идею непорочного зачатия. Согласно мифам народов Древнего Востока от непорочных матерей родились Митра, Будда, Заратуштра. Именно эти мифы и послужили к созданию христианской легенды о "непорочное зачатие" Девы Марии.

Рождество Богородицы (Малая Пречистая). Церковь связывает его с древними земледельческими осенними праздниками, приуроченными к завершению уборки урожая. В этот день подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая "рождением Христа" сделала первый шаг к их "вечного спасения". Празднуют 21 сентября.

Введение во Храм Богородицы. Связано с преданием трехлетней Марии на воспитание в Иерусалимский храм. Устанавливая этот праздник, церковь преследовала прежде всего цель убедить родителей в необходимости приводить в церковь ребенка в раннем возрасте. Празднуют 4 декабря.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Празднуют его по случаю получения Марией вести от архангела Гавриила, что она родит ребенка от Святого Духа. На Руси этот праздник церковь связывала с началом весенне-полевых работ ("освящение" семена и пр.) и приметами о будущем урожае. Празднуют 7 апреля.

Первая Пречистая. Церковь отмечает его как день памяти Божьей Матери. Церковное толкование этого праздника много чем напоминает давньосирійське сказания о смерти Кибелы - богини плодородия. На Руси праздник Успения слилось с древнеславянским языческим праздником сбора урожая и принесение хлеба и плодов в жертву духам. Празднуют 28 августа.

Покрова Богородицы. Это праздник связан с видением Богородицы, которое якобы появилось в 910 г. во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Во время ночного богослужения юродивый Андрей, принят к лику святых, и его ученик Епифаний якобы видели, как Богоматерь, которую обступили ангелы и святые, появилась над ними, помолилась о спасении мира от бед и страданий, распростершееся над всеми белое покрывало.

На Русь праздник пришел вместе с православием, церковь использовала его для вытеснения осенних языческих праздников, что устраивались по окончании полевых работ. Отмечают его 14 октября.

В Украине праздник Покровы очень уважаемое, оно впитало традиционное почитание женщины, матери, женского начала в целом, олицетворяемого в образе земли-матери. Особым было отношение к этому празднику украинского казачества.

Пасха (Пасха). Это одно из самых значимых христианских религиозных праздников. Установлен он первыми христианами в память о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Исторически праздник происходит от обычая некоторых древних народов Ближнего Востока (вавилонян, египтян, евреев), которые занимались скотоводством, приносить во время весеннего праздника в жертву духам ягнят, телят с первого приплода. Они верили, что этим задабривают злых духов, и те уже не будут уничтожать скот и насылать на нее болезни. С переходом к земледелию как искупительную жертву духам приносили испеченные из зерна нового урожая хлеб, лепешки, фрукты и тому подобное. Эти земледельческие праздники слились с скотарською Пасхой и переняли ее название. их объединяло надежду на чудодейственную добрую силу божеств, которые умирают и воскресают.

Христианство позаимствовало эту традицию, воплотив ее в учении о жертвенной смерти Иисуса Христа. Но основная идея - самопожертвование Бога ради людей сохранилась. Религиозная суть обряда осталась такой, как и тысячелетия назад: принесением жертвы очистить людей от зла, болезней, несчастий и трагедий.

Идея спасения, хотя бы после смерти, получила значительное распространение, особенно среди простонародья. Образ Христа, который добровольно принял мученическую смерть, словно призывает терпеть земные страдания. Утверждаясь и развиваясь, христианское учение разработало церемонию празднования Пасхи, и с II ст. этот праздник стал одним из главных.

Неделя перед Пасхой называется Великим, или Страстной, поскольку его дни связанные со Страстями Господними. Особенно важные дни наступают с четверга, который называют "чистым". Он связан с Тайной Вечерей Иисуса Христа с апостолами.

Материальным воплощением воскресения являются пасхальные яйца (в Украине - крашенки, писанки) символ жизни, весны, солнца, в христианстве символ искупления греха человека.

В Киевской Руси празднование Пасхи было введено в X веке. Здесь оно слилось с местными славянскими весенними праздниками. Древние славяне весной перед началом сельскохозяйственных работ устраивали праздник солнца, что "воскресает". В те дни они приносили жертвы духам и божествам растительности, стремились удовлетворить духов умерших предков. Христианская Пасха впитала в себя многие из древнеславянских религиозных обрядов, в том числе общественные семейные трапезы, в которых готовили хлеб, сыр, яйца, копченое мясо и тому подобное.

Поскольку в раннем христианстве празднование воскресения Христа совпадало с иудейской Пасхой, на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, которая наступала или в день весеннего равноденствия (21 марта), или после него. Но обязательным было празднование Пасхи в другой день, чем у иудеев. По лунному календарю весеннее полнолуние приходится на одно и то же число, за солнечным на разные числа и даже в разные дни недели. Поэтому Пасха не имеет точно установленного календаря. Отмечают его в пределах 35 дней.

Для более точного определения даты празднования Пасхи на каждый год были сделаны соответствующие вычисления, которые называют пасхалиям. В православии они остались неизменными до сих пор. В католицизме формула этих вычислений претерпела некоторые изменения, поэтому не всегда обе церкви празднуют Пасху одного и того же дня.

Бросить своего ребёнка с пятого этажа? Или порезать себе череп на куски, так чтобы кровь мешала видеть? В различных религиозных традициях такие явления не просто возможны – они обязательны, а их невыполнение делает отступника изгоем в глазах общины. Какие ещё странные религиозные праздники существуют в мире?

Лети, малыш!

Бросать ребёнка с крыши высокого храма принято в Индии. В этой загадочной стране возможно, кажется, всё! Поэтому удивляться младенцесбрасыванию особенно не приходится, тем более что всему есть пускай специфическое, но «логичное» объяснение.

Единственный раз в году в городе Солапур на юго-западе Индии (штат Карнатака) происходит ужасающее, на европейский взгляд, действо. Местный жрец поднимается на крышу храма, находящуюся на высоте около 15 метров от земли. Затем он берёт за ногу ребёнка до года и сбрасывает его вниз, где младенца ловят на растянутое полотно – своего рода индийский аналог пожарного приспособления для спасения падающих. При этом родители юного каскадёра не только не против производимой операции – они с радостью наблюдают за данным зрелищем! Ведь, согласно местному поверью, после полёта ребёнок вырастет крепким и здоровым.

Ежегодно для совершения ритуала своих малюток со всей Индии привозят сотни семей. Все они мечтают подарить своему отпрыску силу, удачу и счастье, которые ниспосылаются в результате обряда. Дети при этом кричат от страха перед бородатым жрецом, но такой уж возраст – не понимают ещё, как благотворно на них повлияет проводимая церемония.

Судить о таком поистине странном «празднике» можно по-разному. Один из очевидцев обряда высказал довольно категоричное мнение: «Конечно, это глупо, и некоторые ритуалы людей, живущих в подобных местах, удивляют, и объяснения этим вещам найти просто невозможно. Говорить о том, что их младенцев жалко, тоже не имеет смысла: пусть делают что хотят. Видимо, их в детстве тоже сбрасывали вниз и при этом очень плохо ловили, судя по таким идеям, которые сидят у них в головах».

Среди отзывов, естественно, преобладают возгласы переживания за состояние малышей. Успокаивает только следующий удивительный факт. В это сложно поверить, но за пять веков существования традиции ни один младенец не пострадал! Что и неудивительно – Индия же… Но на свете есть и другой обычай, связанный с полётами с большой высоты. Обычай этот, пожалуй, ещё более древний, и пострадавших – по крайней мере, смертельно – зафиксировано за всё это время не было! Исключение составляет лишь летальный исход, связанный с визитом английской королевы…

Доисторические роуп-джамперы

Роуп-джампинг – это прыжки на упругой верёвке с высоких объектов, как правило, мостов. Явление это новое, но мало кто знает, что в «диких» культурах такие прыжки существуют уже сотни, если не тысячи лет. Правда, вызваны они не стремлением к острым ощущениям, а вызовом урожая!

Далеко в Тихом Океане расположен архипелаг Новые Гебриды, в состав которого входит остров Пентекост, республика Вануату. Ближайший материк, Австралия, отдалён от острова на 1200 км, так что Пентекост – это самая настоящая Океания. Первый европеец, французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвилем, вступил на территорию острова лишь во второй половине XVIII века. До этого местные племена существовали автономно и в своих религиозных обрядах исходили из интуиции и специфического понимания взаимосвязи природы и ритуала.

Так, на острове практикуется особый ритуал «нагхол». Его цель – призывание урожая местных лиан ямса, клубни которых употребляются в пищу. Ежегодно в период с апреля по май мужчины племени выстраивают специальные сооружения из палок и лиан, которые достигают подходящей степени зрелости, и прыгают с них, привязав ноги к длинной лозе. Так как она обладает весьма слабыми амортизационными свойствами, то прыгающий обязательно касается земли. Однако в этом и заключается смысл ритуала: земли нужно коснуться как можно плотнее, но так, чтобы не получить травм и не покалечиться. Только в этом случае урожай, по вере островитян, будет обильным. Но самое удивительное – это высота полёта, которая достигает нескольких десятков метров!

В 1906 году Пентекост перешёл в англо-французское владение. Однажды королева Великобритании Елизавета II решила посетить остров и лично посмотреть опасное действо. Однако она прибыла в июле, когда лианы дозревают и полностью затвердевают, теряя последние остатки эластичности. Елизавета II настояла на церемонии и вскоре пожалела об этом, потому что лиана на ногах местного прыгуна оборвалась, и тот прямо на глазах у королевы разбился насмерть! Хотя до этого ни один из мужчин племени не получил сколько-нибудь серьёзных увечий…

Но если в первых двух описанных случаях – индийском и океаническом – страшно за непосредственных участников религиозных «празднеств», то теперь наступил черёд переживать за жизнь фотографов, которые героически, с риском для жизни предоставляют нам свои отчёты о шиитском празднике Ашура.

Кровавые мстители, или Всем Шахсей-вахсей!

Сунниты и шииты – два основных направления в исламском мире. Шииты находятся в меньшинстве и составляют менее 10% мусульман. Разделение в рамках ислама произошло уже в первое столетие после проповеди Мухаммеда. В борьбе за влияние над мусульманами в 680 году произошло убийство имама Хусейна, последователи которого и стали называться шиитами. Собственно, ашура и является ежегодным праздником поминовения имама Хусейна, во время которого шииты, в знак скорби и траура, режут заострёнными мечами и ножами себе кожу на голове. В персидской традиции этот обряд также принято называть по имени имама «Шахсей-вахсей».

Имам Хусейн ибн Али – второй сын Али ибн Аби Талиба и внук Мухаммеда. Он был знаменит тем, что стремился установить нормы шариата (попираемые правящей партией омейядов) в качестве основополагающих в мусульманском мире и учил о вненациональном характере ислама. Однако войском халифа Язида Хусейн с родственниками и ближайшими последователями был окружён и убит. Причём победители проявили себя с самой жестокой стороны, беспощадно уничтожая не только боеспособных мужчин, но также беззащитных женщин и младенцев. Этот день, 10-й день мусульманского лунного месяца мухаррам, и стал воспоминанием об ашуре.

Историческая наука донесла до нас рассказ очевидца празднования ашуры в Стамбуле начала ХII века: «Представьте себе ужасно выглядящих, изнурённых людей в длинных, до пят, белых одеяниях, с непокрытыми головами, держащих в руках обнажённые кинжалы. Их очень, очень много, скорее всего, несколько сот. Размахивая своими острыми кинжалами, они полосовали ими свои тела, поражая головы, лица, грудь, а кровь текла рекой, окрашивая в красный цвет их белые одежды. За этим отрядом людей с кинжалами следовала большая группа религиозных фанатиков, которая истязала себя тяжёлыми цепями».

Сегодня ашура отмечается кровавыми шествиями в странах исламского мира, где традиционно представлены шииты. Это Иран, Афганистан, Пакистан, Бахрейн, Ливан, а также Азербайджан и Таджикистан. Фотографии и видео с холодящими кровь кадрами окровавленных шиитов в этот день можно увидеть по многим телеканалам. Последователи имама Хусейна бьют себя в грудь в знак готовности отдать жизнь за ислам и наносят себе многочисленные раны.

Культ смерти

Религия открывает человеку перспективу вечности, которая по необходимости связана со смертью. Все мы смертны, и, как ни прискорбно это констатировать, но участь всех читающих эту статью – умереть… Разные религии по-разному решают проблему смерти. Многие языческие культы либо «театрализируют» процесс смерти, когда адепты проходят её символически, либо прямо практикуют человеческие жертвоприношения.

На Тибете сектанты тантрического направления до сих пор проводят тошнотворную «церемонию Ход», что в переводе с санскрита означает «расчленение». Уже не один век участники действа собирались в месте, где родственники оставляли трупы умерших на растерзание животным. Тантристы расчленяли полуразложившиеся останки и надевали их на себя как одежду. После чего исполняли ужасающую «пляску смерти» – имитировали чудовищную боль и представляли, как злые демоны пожирают их. Одним словом, как бы «реконструировали» в настоящем свою будущую участь – смерть.

Сами «актёры» не видят ничего дурного в подобном спектакле, так как, по их убеждению, он позволяет им «вжиться» в мертвеца, а затем возродиться к жизни. Правда, увидеть макабрический танец смерти вряд ли удастся, потому что данная религиозная группа исполняет обряд с огромными предосторожностями подальше от глаз непосвящённых.

Реальную смерть практиковали прародители современных мексиканцев, майя. Они совершали кровопускание регулярно, но в жертву в основном приносили пленных из соседних племён. Бытует даже мнение, что войны развязывались преимущественно с одной целью – захвата пленных для их ритуальных убийств. Жрецы вырезали выточенным из застывшей лавы ножом сердце жертвы, а кровью окропляли храмовый алтарь, располагавшийся, как правило, на вершине зиккурата. А как иначе продолжить ход солнца по небу, если без человеческой крови оно остановится ночью…

Девятое Ава

Религиозная традиция иудаизма является одной из самых интересных и неординарных в мире. В субботу, день отдохновения Бога от дел, у иудеев не принято не только работать, но и совершать дела, которые могут хотя бы в минимальной мере сойти за «работу». В Израиле в субботу лифты останавливаются на каждом этаже, потому что запрещено нажимать кнопку вызова. Не принято зажигать огонь, поэтому свечи зажигают заранее, в пятницу вечером. Многие правоверные иудеи даже требуют от своих банков блокировать в субботу их счета…

Но есть особые праздники, в которые запрещено совершать даже благочестивые поступки! Так, в Йом Кипур, или «Судный день», Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов. В этот день закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио и телевидение.

Самый же запретный праздник еврейского календаря – Девятое Ава. В этот день ничего не едят, не пьют, не надевают кожаную обувь. Девятое Ава – единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору, поскольку изучение писания считается источником радости, недопустимой в трауре.

А скорбь связана со временем, когда Моисей приступил к земле обетованной, но побоялся в неё войти под давлением народа, испугавшегося неизвестности. Моисей направил туда двенадцать посланников по числу колен израилевых, и десять из них (по всей видимости, из желания обладать Палестиной единолично) рассказали, что страна «укреплена до неба» и населена великанами, против которых евреи «маленькие, как кузнечики». Двух правдивых разведчиков народ не послушал и всю ночь – собственно, Девятое Ава – проплакал в осуждении Бога. На что Бог разгневался и отправил свой народ обратно в пустыню, чтобы в землю обетованную вернулись только их дети, но не они сами. С тех пор и повелось, что евреи возвращают себе обещанный рай на земле в результате войн, хотя могли получить его сразу и безо всяких усилий…

Не понимаешь – уважай!

Что хочется сказать в заключение. Человеческое естество устроено так, что мы склонны осуждать то, чего не понимаем. Наверняка традиция погружения в крещенские иордани многим южным народам представится столь же дикой, как нам – бросание детей с крыши храма. Поэтому призываю к сдержанности в оценке различных традиций народов мира и желаю всем добра – для каждого своего…

Популярные статьи «Автоответчика»




Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение - праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение - праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) - праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Пасха - главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне - праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Пресвятой Богородицы - праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне - праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии - ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) - праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Основные христианские посты

Пост - воздержание на определённый срок от всякой пищи или её отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста

Весенний (Великий) - начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) - начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) - 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) - начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

Пасха, или Светлое Воскресение Христово является первым и самым главным праздником всей новозаветной православной церкви. Она занимает главенствующее место среди двенадцати переходящих праздников. Этот день – воспоминание о евангельских событиях, которые стали основой всего христианского учения.

Воскресение Спасителя для любого христианина – это победа человеческой сущности над постоянными законами смерти.

Первородный грех человечества был смыт пролитой кровью на кресте Спасителя Иисуса Христа, а, следовательно, и последующее наказание его. В этот день все предыдущие победы человечества померкли перед этим событием торжества жизни перед смертью. Поэтому этот праздник верующие прихожане также называют как Торжество торжеств.

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье считается также одним из двенадцати главных праздников Русской православной церкви.

Эта дата очень важна для всего христианского учения, так как сам факт прихода Иисуса Христа в данный город, где изначально все были враждебно настроены к Спасителю, указывает именно на то, что крестные страдания его, закончившееся смертью, были все же добровольными.

День этого праздника напрямую зависит от даты Светлого дня Пасхи. Он приходится на число за неделю до Пасхи. На особую значимость Входа Господня в Иерусалим указывают все источники евангелистов.

День Святой Троицы также называют Пятидесятницей.

Эти события связаны с явлением апостолам Святого Духа. Ученикам Христовым в день ветхозаветной Пятидесятницы явились огненные языки Святого Духа. Этот день связан и с другим знаменитым событием. Апостолам также была открыта третья ипостась Святой Троицы. После этого учение о Триедином Боге стало увековеченным.

Рождество Христово

Празднуется православной церковью 7 января. Согласно церковным приданиям, Адаму, который согрешил в раю, Бог обещал Спасителя. Его скорое явление предсказывали ветхозаветные пророки, так как перед рождением Иисуса Христа иудеи уже забыли о своем Творце. Многие из них предали церковь и стали поклоняться языческим богам.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется православными христианами 21 сентября. Праведный Иоаким и Анна были родителями Пресвятой Богородицы или Девы Марии. Всю жизнь они тяжко скорбили от того, что не могли иметь детей. Они считали, что это Божья кара за содеянные грехи. Однако, даже в престарелом возрасте они не теряли надежды и молились каждый день. И наконец Господь смилостивился над ними.

Крещение

Является, пожалуй, самым важным христианским праздником. Данный праздник проводится с 18 января. С этого времени православные отмечают Крещенский сочельник, который означает придерживание строгого поста и приготовление к другому празднику — Богоявлению Господне.

При Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя».

В Крещенский сочельник после службы совершаются торжественные процессии к прорубям на водоемах, они освящаются, и желающие могут искупаться. Как правило, купание представляет собой троекратное погружение в воду с головой. При этом верующий крестится и произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»





Статьи по теме: