Фэмп форма предметов 1 младшая группа. Как провести занятие по математике в первой младшей группе детского сада
ДячковаТатьяна Викторовна
Занятие по ФЭМП в 1-й младшей группе на тему «Играем с полоской»
Программное содержание :
Образовательные задачи : Формировать пространственные представления, длиннее, короче. Закрепить счет до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, расширять представления о геометрических фигурах.
Развивающие задачи : развивать мелкую моторику рук
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к занятию , дружное взаимодействие.
Методические приёмы :
Наглядный метод Словарный метод Практические методы
Кукла Саша
Листы с изображением домиков. Вопросы
Объяснение,
Худ. слово Пальчиковая гимнаст. «Солнышко»
Физ. Минутка «По дорожке» .
Материал : кукла Саша, раздаточный - лист бумаги с нарисованными домиками(4х основных цветов) две полоски бумаги разной длины и одинаковой ширины (синяя и красная) по количеству детей.
Словарь : домики, дорожки, длиннее, короче.
Ход занятия
I Вводная часть :
Дети на ковре в кругу. Приветствуем друг друга. Вос-ль : «Здравствуйте, ребята»
Дети : «Здравствуйте, Татьяна Викторовна»
Вос-ль : Ребята, кто это к нам в окошечко заглянул (Солнышко)
Пальчиковая гимнастика
«Солнышко, солнышко»
Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (показывают волну)
Прилетели сто грачей, (машут руками)
А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)
А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)
II Основная часть
Сюрпризный момент : Стук в дверь!
Вос-ль : ой, кто же это стучит к нас в дверь? А давайте посмотрим. (да) Смотрите к нам пришла кукла Саша.
Детки, детки рассказите
Детки, детки покажите
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Вос-ль : Сашенька не может найти дорогу домой давайте поможем ей?
Дети : дааа!
Воспитатель : Ребята, присаживаетесь за столы. Посмотрите что у вас на столах?
Дети : полоски .
Вос-ль : а какого они цвета? (синего и красного) . Ребята, а полосочки у нас одинаковые ? (нет) . С помощью метода наложения проверяем, чем отличаются полоски . Ребята, как отличаются полоски ?
Дети : красная длиннее синей полоски . (правильно)
А ещё у вас на столах лежат листочки что на нах изображено?
Дети :(домики)
Вос-ль : а какого они цвета?
Дети : синий, краснй, желтый и зелёный. (Правильно, молодцы)
Игра «Построй дорожку»
Воспитатель : кукла Саша, очень-очень просит вас помочь найти ей дорожку к домику. Посмотрите расстояние между домиками одинаковое? (нет)
Давайте посмотрим какая полоска подходит . Методом наложения проверим, какая дорожка подходит к домикам по длине. Строим дорожки.
Молодцы, ребята!
Вос-ль : кукла Саша благодарит вас и хочем там показать интересную игру.
«По дорожке» .
Как у деток ножки шагают по дорожке.
Веселей шагай, ножки поднимай.
Мы с ладошками играем ,
К плечикам их поднимаем.
Не ленись, наклонись
И коленочек коснись.
Будут прыгать ножки,
Похлопаем в ладошки.
III Итоговая часть :
Подводим итоги занятия с помощью беседы .
Публикации по теме:
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «В гости к лесным жителям» Тема: В гости к лесным жителям Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине,две равные группы предметов способом наложения.
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Играем с Машей и Медведем» Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе "Играем с Машей и Медведем" Составила: Пашук Ирина Владимировна 2014 год Программное содержание:.
Конспект занятия по ФЭМП «Мой веселый звонкий мяч» в первой младшей группе Цель: учить группировать предметы определенного цвета и размера. Обучающие задачи: Упражнять детей в правильном назывании геометрической.
Ход занятия: Обратите внимание детей на то, что у них две руки и две ноги, два глаза и два уха, но один нос и один животик. Соответственно,.
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Мы играем с Неваляшкой» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. Тема: «Мы играем с Неваляшкой» Цель:.
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Сколько ….столько, поровну». Цель занятия: учить сравнивать количество предметов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На первом году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача - учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда-сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т. п.
В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как «много - один», «один - много», «много - мало», «мало - много», могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6-8 человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.
Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:
Приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;
Привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;
Побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем
(о количестве, величине, форме, цвете предметов).
Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.
В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много -один», «один - много», «много - мало», «мало - много».
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Впервые в программу включен образовательный материал по развитию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни (первая младшая группа). Для детей этого возраста программа (соответственно и методические рекомендации) включает только четыре раздела: «Количество», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве».
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Количество
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много - один (один - много), много - мало (мало - много).
Величина
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначении большой (дом) - маленький (домик), большая (матрешка) - маленькая (матрешечка), i (мяч) - маленький (мяч) и т. д.
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего npoci (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальню, игровую, туг и другие комнаты.
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
К концу года ребенок первой младшей группы может:
Активно участвовать в образовании групп из однородных предметов;
Различать много предметов и один предмет;
Различать большие и маленькие предметы, называть их размер;
Узнавать шар и куб;
Знать расположение и назначение основных помещений группы, «где мы играем,; емся, спим, раздеваемся и одеваемся на прогулку»;
Показывать на себе, где находится голова (и то, что находится на голове), ноги, лицо, руки
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время проведения | Тема и цель занятия 4-й недели | ||||
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ | |||||
Октябрь | Тема | Ориентировка в здании детского сада | |||
Цель | Знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений; групповой комнатой; размещением игрушек и предметов обихода. Учить указывать и называть места их расположения, места хранения личных вещей; употреблять речевые конструкции «Мы играем здесь - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек» | ||||
Ноябрь | Тема | Ориентировка на групповом участке | |||
Игровая деятельность: «Догони мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку», «Поезд», «Прятки», «Птички летают» | |||||
Цель | Учить узнавать свой групповой участок, знакомить с расположением игрового оборудования. Знакомить с речевыми конструкциями: «Это наш участок, здесь мы гуляем, играем», «Здесь песочница, где можно поиграть с песком», «Тут качели, на которых мы качаемся», «Вот беседка: в ней можно посидеть на скамейке, отдохнуть, спрятаться от дождя, а вот там - клумба с цветами. Цветы красивые. Мы любуемся ими, бережем их. Там мы не бегаем, цветы не топчем». Побуждать к тому, чтобы дети повторяли за воспитателем и использовали в речи некоторые слова | ||||
Декабрь | Тема | Развитие ориентировки в частях собственного тела | |||
Игровая деятельность: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем...», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и т. д. | |||||
Цель | Развивать дифференцированное восприятие отдельных частей тела; их пространственное расположение. Учить: - показывать на себе, где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице - глаза, уши, рот, губы, нос. - объяснять, что мы делаем глазами, ушами и т. д. («Мы умываемся, моем лицо и руки, причесываемся здесь - в умывальной комнате; здесь - в спальне - спим; здесь - в раздевальной комнате - раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку») | ||||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Закреплять знанияиуме-ния, полученные при знакомстве с темой «Ориентировка в пространстве» | Закреплять знания и умения полученные при знакомстве с темой «Ориентировка в пространстве» 1 | Учить: - рассматривать однородную группу игрушек; - называть их; -отвечать на вопрос: «Как много мишек, зайчиков?» и т. д. | Учить: - создавать однородную груп пу предметов, путем добавле ния предметов к предмету; - называть количество (много); - акцентировать внимание на количестве; - отвечать на вопрос: «Сколько у нас кубиков?» |
Продолжение табл.
Февраль | Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Закреплять понятие «много». Учить совершать игровые действия с группой из однородных игрушек (одинакового вида, цвета, величины, формы, материала) | Закреплять умение отвечать на вопрос сколько?, совершая игровые действия с группой из однородных предметов | Учить: - создавать группы предме тов, объединенных характер ным признаком (по цвету); - отвечать на вопросы. Сколько у нас флажков? (Много.) - Какие они? (Красные.) Знакомить с красным и си ним цветами. Различать флажки красного и синего цветов | Познакомить с желтым и зеленым цветом; учить сравнивать количество зеленых и желтых флажков. Учить строить речевые конструкции типа: «В вазе много желтых флажков, а в коробке -много зеленых флажков»; «Желтых флажков много и зеленых тоже много» | ||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |
Упражнять в умении отвечать на вопрос сколько?, рассматривая группы того или иного вида, отличающиеся по цвету | Познакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить строить конструкции: «На пальто много больших пуговиц», «На платье много маленьких пуговиц» | Развивать умение отвечать на вопросы: - Сколько кукол пьет чай? - Сколько зайцев пляшет? - Сколько матрешек гуляет? (Много.) | Знакомить с понятиями «много», «один». Учить сравнивать группы предметов с одним предметом | ||
Апрель | Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Закреплять понятия «много - один», «один - много» в игровой деятельности {игра «Один и много»). Учить: - отвечать на вопросы: - Сколько у тебя цветов? (Один.) - Сколько их осталось в вазе? (Много.); - понимать речевую конст рукцию: «У каждого из вас - один цветок, а в вазе - много | Учить: - различать понятия «один» и «много»; - создавать группу одних предметов из множества раз личных. Упражнять в умении выделять один предмет из группы и объединять отдельные предметы в группу | Ввести понятия «много-мало», «мало - много». Учить создавать большие и меньшие группы предметов и обозначать их количество словами | Закреплять умения: -сравнивать неравные группы предметов; - строить речевую конструк цию типа: «На столе много зайчиков, а в коробке - мало». Учить: - различать группы предметов и называть их; - создавать неравные группы предметов: «много кубиков - мало кубиков» |
Окончание табл.
Игровая деятельность: «Расскажи про наши игрушки», «Сколько спряталось игрушек?», «Сколько мы нашли игрушек?», «Что в мешочке?», «Кому сколько нужно?», «Спрячем шарики в ладошки» | ||||
Май | Величина и форма | |||
Цель | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Игровая деятельность: «Шароброс», «Кто найдет такое же?», «Что ты достал?», «Что в мешочке?» | ||||
Упражнять в умениях: - отвечать на вопрос сколько?; - определять количество предметов (один - много - мало); - называть предметы (много уточек (рыбок, собак) - одна уточка (рыбка, собака) - мно го кукол (машин, зайчиков) - мало кукол (машин, зайчиков) | Знакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить создавать речевые конструкции: «большой ботинок взрослого», «маленький ботинок ребенка», «большая кукла», «маленькая кукла» | Учить различать большие и маленькие кубики; большие и маленькие кирпичики. Побуждать различать их и правильно называть | Учить: - отвечать на вопросы: «Что создано из наших деталей?», «Какого они цвета?», «Какого они размера?»; - создавать речевые конструк ции: «Большой стол построим для большого Мишки из боль ших кирпичиков», «Маленький стул построим маленькому Мишутке из маленьких кирпи чиков» |
* *
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность, включающая рисование и лепку, имеет большое значена для всестороннего развития дошкольников.
Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста я ляются рисование и лепка.
В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, одно по лепка
Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено;
Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая;
Работать с глиной: раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кисто рук; отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соедини концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предмет аккуратно пользоваться глиной.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию тем ческого мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится польз) ваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, стрм схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, mi тематического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных матери лов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр. \
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развита у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивой умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, труд любие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радой окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенга
Основными задачами программы по данному разделу являются: формирование у дошкш ников познавательной и исследовательской деятельности; стремление к умственной деятели! сти; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Ожидаемые результаты к концу года:
У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, эксперимент рования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материм (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивна свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); дли! ная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).
Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называй некоторые из них.
Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморастш жение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их щ мещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).
Дети начинают проявлять интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырк занные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу восга тателя, по словесной конструкции).
Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления дета об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприя i ию
Дети пытаются конструировать самостоятельно.
Обогащается словарный запас; развиваются восприятие, внимание, память, мышл ни конструктивные умения детей.
В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно-отобразительная тл
Развивается речевое и игровое общение детей. I
Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают ^ рушки).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цель занятия 2-й недели | Тема и цель занятия 3-й недели | Тема и цель занятий 4-й недели | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
Рисование | Тема | Наши помощники - карандаш и кисточка | По ровненькой дорожке | ||
Цель | Познакомить с изобразительными материалами, правилами работы с кисточкой, карандашом; со свойствами краски | Учить: - рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге; - выполнять движения в соответствии с ритмом музыки | |||
Лепка | Тема | Что такое пластилин? | Заборчик для петушка | ||
Цель | Познакомить с пластилином, его свойствами и правилами работы с материалом | Учить: - складывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства мате риала; - выполнять подражательные движения в соответствии с музы кальным ритмом | |||
Конструирование | Тема | Башня | Башня | ||
Цель | Закреплять умения накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей); подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Развивать речевую активность | Учить строить две башенки разного цвета и высоты, украшать их призмами такого же цвета, как и башенки | |||
ОКТЯБРЬ | |||||
Рисование | Тема | «Дождик, дождик, пуще...» | «Листья желтые...» | ||
Цель | Учить наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение. Познакомить с синим цветом | Учить: - рисовать листья, примакивая кисточку к листку; - правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть | |||
Лепка | Тема | «Дождик, дождик, кап-кап-кап...» , | «Вышла курочка гулять...» | ||
Цель | Учить: - отщипывать кусочки пластилина от целого; - располагать их на листе бумаги. Знакомить с синим цветом | Учить отщипывать кусочки пластилина от целого. Закреплять умение реагировать на сигнал в подвижной игре. Знакомить с синим цветом | |||
Продолжение табл.
2 3 | 4 5 | ||
Конструирование | Тема | Башенка | Дорожка |
Цель | Закреплять умение строить башню. Учить строить из кубиков различной величины (большой, маленький) | Учить правильно пользоваться строительным материалом, прикладывая кирпичик к кирпичику, кладя их на широкую поверхность | |
НОЯБРЬ | |||
Рисование | Тема | Снег идет | «Сшили Тане сарафан» |
Цель | Познакомить с материалом - ватой. Учить рисовать снежинки кисточкой способом намачивания. Формировать умение ритмично выполнять движения под музыку | Учить располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета | |
Лепка | Тема | «Сорока-сорока» | Бусы |
Цель | Закреплять умения отщипывать кусочки от целого куска пластилина. Формировать умение выполнять смену действий по музыкальному сигналу | Обучать умению формировать из отщипываемых кусочков пластилина комочки, скатывая пластилин в шарик. Закреплять знание основных цветов, выкладывания | |
Конструирование | Тема | Дорожки | Ворота для гаража |
Цель | Закреплять понятия «широкие», «узкие», «длинные», «короткие». Побуждать создавать разнообразные дорожки | Обучать: - умению строить по образцу; - оценивать свою работу и товарища; - играть с постройками | |
ДЕКАБРЬ | |||
Рисование | Тема | «В лесу родилась елочка» | «Маленькая елочка в гости к нам пришла» |
Цель | Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета | Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета |
Продолжение табл.
Лепка | Тема | «Сидит белка на тележке...» | Чудесные карандашики | ||
Цель | Закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки. Формировать умение выполнять ритмические движения | Продолжить знакомить с материалом. Упражнять в лепке приемом раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить | |||
Конструирование | Тема | Горка | Детский городок | ||
Цель | Учить: - последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия; - ровно прикладывать детали; - находить сходство с предметами | ||||
ЯНВАРЬ | |||||
Рисование | Тема | Идет снег | Разноцветные колеса | Снежные комочки | |
Цель | Продолжать: - учить правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; - изображать снежинки, прикладывая всем ворсом к бумаге; - учить узнавать и правильно называть белый цвет | Продолжать учить рисовать кистью предметы круглой формы. Упражнять в умении промывать кисть. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов | Закреплять умение рисовать предмет круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя свободное пространство листа | ||
Лепка | Тема | Орешки | Лепка по замыслу | «В гости к нам пришли разноцветные карандаши» | Колечки |
Цель | Закреплять знание о форме разных предметов. Упражнять в лепке предметов круглой формы приемом раскатывания глины кругообразными движениями | Учить самостоятельно намечать тему лепки, доводить задуманное до конца. Воспитывать умение радоваться своим работам. Учить правильно пользоваться глиной, лепить на доске, не разбрасывать материал | Продолжать знакомить с материалом, упражнять в приеме раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить | Учить: - лепить из пластилина свер тывая полоску в кольцо; - соединять концы, плотно прижимая их друг к другу. Развивать образное вос приятие |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 I 5 | ||||
Конструирование | Тема | Заборчик | Заборчик с воротами | ||
Цель | Учить: - ставить кирпичик вертикально на узкую поверхность плотно друг к другу; - строить по готовому образцу | Закреплять умение строить заборчик. Учить строить по своему замыслу. Закреплять понятие «высокий- низкий» | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Рисование | Тема | Цветные мячики | Идет дождь | Огоньки в окнах дома | |
Цель | Учить рисовать предмет круглой формы; называть то, что нарисовали | Учить: - рисовать короткие штрихи и линии; - правильно держать карандаш; - видеть образ явления. Развивать желание рисовать | Учить: - наносить яркие мазки, пятнышки в окошки домов; - аккуратно пользоваться красками. Закреплять умение пользоваться красками, кистью | ||
Лепка | Тема | Палочки | Шарики | Колобок | Лепка по замыслу |
Цель | Учить отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями | Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями | Закреплять: - умение раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; - отщипывать небольшие ко мочки; - аккуратно класть готовые изделия на дощечку | Учить самостоятельно работать с пластилином, доводить начатое до конца. Воспитывать умение радоваться готовому изделию | |
Конструирование | Тема | Постройка дома | Постройка домика с окошками | ||
Цель | Упражнять в умении делать перекрытие с использованием нового элемента - треугольной призмы; Научить строить домик и играть с ним, используя сюжетные фигурки | Закреплять умение строить по образцу. Учить строить по своему замыслу. Обогащать словарный запас. Учить разбирать постройки и убирать детали на место | |||
МАРТ | |||||
Рисование | Тема | Разноцветные колечки | Разноцветные ворота | Салют | Колечки |
Цель | Продолжать учить: - рисовать слитные линии кру говыми движениями; - правильно держать карандаш; - рассматривать работу | Учить проводить Дугообразные линии, узнавать очертания, называть их. Закреплять умение правильно держать карандаш | Продолжать учить: - правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; | Продолжать учить: - правильно держать карандаш; - передавать в рисунке опреде ленную форму; |
Продолжение табл.
- снимать лишнюю каплю о край баночки; - учить узнавать и правильно называть желтый и красный цвета | - отрабатывать кругообразные движения руки. Учить использовать карандаши разных цветов. Закреплять знания о цвете | ||||
Лепка | Тема | Картофель | Палочки | Разные цветные мячи | Колечки для пирамидки |
Цель | Закреплять умения раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; класть глину и изделия на дощечку | Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания. Вызывать желание лепить | Закреплять: - прием раскатывания глины между ладонями; - работать аккуратно; - класть готовые изделия на доску | Продолжать: - учить лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы, образуя кольцо; - вызывать желание лепить | |
Конструирование | Тема | Скамеечка для куколки | Скамеечка | ||
Цель | Закреплять понятия «высокие» и «низкие». Учить рассматривать работы и оценивать их | Закреплять умение строить скамеечку из кубиков. Учить: - строить, ставя кубики на узкую поверхность; - играть с постройками | |||
АПРЕЛЬ | |||||
Рисование | Тема | Светит солнышко | Идет дождь | Украсим узором платье для куклы Кати | Колобок катится по дорожке |
Цель | Учить: - передавать в рисунке образ солнышка; - сочетать округлую форму с прямыми линиями. Развивать интерес к рисо ванию | Учить изображать дождь, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Закреплять умение правильно держать кисть | Учить правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цвета | Упражнять в рисовании круглых форм. Воспитывать желание рисовать | |
Лепка | Тема | Бублик для куклы Наташи (пластилин) | Горох для петушка(глина) | Колобок катится по дорожке (пластилин) | Лесенка(глина) |
Цель | Продолжать учить: - лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы | Продолжать отрабатывать навык лепки из глины. Учить играть с изделиями | Учить играть с готовыми изделиями | Учить: - работать аккуратно; - класть готовые изделия из глины на доску. Вызывать желание лепить |
Окончание табл.
Конструирование | Тема | Мебель для куклы (стол, стулья) | Лесенка | ||
Цель | Развивать умение анализировать, из каких деталей состоит предмет | Упражнять в конструировании лесенок, состоящих из шести кубиков. Учить выделять детали постройки; обыгрывать постройку. Усложнять постройку за счет большого количества деталей | |||
МАЙ | |||||
Рисование | Тема | Стебелечки к цветам | Травка зеленая(карандаш) | Стебелечки к цветам | Рисование но замыслу |
Цель | Продолжать учить: - правильно держать кисть; - рисовать прямые линии | Учить: - передавать в рисунке образ травки; - продолжать учить рисовать короткие прямые отрывистые линии. Закрепить знание зеленого цвета | Закреплять ранее приобретенные навыки. Развивать эстетическое восприятие | Учить: - самостоятельно выбирать инструмент для рисования: краски, карандаши; - выбирать тему для рисования; - радоваться готовому изделию | |
се С | Тема | Мисочка для зайчика | Самолет | Мандарины | Лепка по замыслу |
Цель | Закреплять умения: - раскатывать пластилин меж ду ладонями круговыми дви жениями; - сплющивать в ладонях комок; - пальцами делать углубления | Продолжать учить: - раскатывать комочки глины прямыми движениями; - соединять части, перекре щивая их между собою | Продолжать учить: - лепить предметы круглой формы; - радоваться готовому изделию | Учить: - самостоятельно выбирать материал (глину, пластилин); - выбирать тему для лепки. Развивать эстетическое восприятие | |
Конструирование | Тема | Горка с лесенкой | Самостоятельное конструирование | ||
Закреплять умение последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия. Учить усложнять постройку, ровно прикладывать детали | Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования детали. Закреплять умение играть с постройками |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Музыкальные занятия состоят из трех частей:
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
Основная часть.
Слушание музыки
Цель: приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска
Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети первой младшей группы могут:
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Форма организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
СЕНТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки | Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, ко лыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низ кие звуки | «Ах вы, сени» (русская народная песня в обр. В. Агафонникова), «Колыбельная» (муз. С. Разоренова), «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко), «Осенняя песенка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель) |
Пение Усвоение песенных навыков | Способствовать приобщению к пению, подпева-нию повторяющихся фраз. Учить узнавать знакомые песни, понимать их содержание | «Дождик» (русская народная мелодия в обр. В. Фере), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Музыкально-ритмические движения: Упражнения Пляски Игры | Учить: - бодро ходить стайкой, легко бегать, мягко приседать, - активно топать ножками в такт музыки разного ха рактера; - выполнять движения танца по показу взрослых, на чинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. | «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Пружинка» (русская народная мелодия), «Легкий бег в парах» (муз. Т. Ломовой), «Ходим -бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Френкель), «Потопаем» (муз. М. Раухвергера), «Осенние листочки» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Маленькая полечка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто) |
Праздники и развлечения | Побуждать к активному участию в развлечениях | «Курочка Ряба» (музыкальная сказка) |
ОКТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений | Учить: , - слушать и различать разные мелодии (колыбельную, марш, плясовую); - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком | «Баю-баю» (муз. М. Красева, ел. М. Парной), «Марш», «Дождик» (муз. М. Раухвергера), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Продолжение табл.
Занятие по ФЭМП в детском саду в младшей группе
Занятие по ФЭМП в ДОУ для младших дошкольников
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательные области:
Познание. Коммуникация
Раздел
: ФЭМП
Тема:
Вверху – внизу. Далеко - близко
Цель:
Формирование понятия о пространственном расположении предметов (вверху – внизу на рисунке и непосредственной близости от себя
Задачи:
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Закрепить понятия: понятия о пространственном расположении предметов
2.РАЗВИВАЮЩАЯ:
Формировать внимание, мышление, воображение, память.
Развивать связанную речь.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
Воспитывать аккуратность.
Словарная работа: Вверху-внизу, далеко-близко
Оборудование, демонстрационный материал : игрушечный заяц, картинка «Волк» и задания на А2., разноцветные кубики различных размеров.
1. Организационный момент «Подари улыбку»
(Дети стоят в кругу)
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент
- Ребята, а вы любите сказки?
Давайте вспомним сказки о животных?
(Стук в дверь)
Пойду посмотрю, кто к нам стучится.
(Воспитатель заносит маленького зайчонка)
- Ой, ребята посмотрите кто к нам пришел. Да он весь дрожит давайте спросим почему?
Зайчонок просит нас помочь укрыть его. За ним кто-то гонится. Давайте поможем ему спрятаться. А кто за ним гонится мы узнаем сами. А как я вам сейчас покажу.
(На доске закрытый заданиями рисунок Волка)
Чтобы узнать кто же за нашим зайчиком гонится надо открыть этот рисунок.
1. Задание
Назвать геометрические фигуры
2. Задание («Вверху-внизу, слева-справа)
Рассмотрите картинку. Расскажите, кто, где находится? (Ответ: Мальчик вверху, а девочка внизу. Мальчик слева, а девочка справа)
Физминутка
Я подую высоко, (руки поднять вверх)
Я подую низко (руки опустить вниз)
Я подую далеко (руки вытянуть перед собой)
Я подую близко (руки положить на грудь)
(подуть).
3. Задание. Игра-задание. «Найди такой кубик» среди других кубиков идентичных по размеру, но отличных по цвету.
Индивидуальная работа
Лера, что ты видишь на картинке? (Ответ: мальчика и девочку)
Где находится мальчик? (Ответ: далеко)
Артем, что ты видишь на картинке? (Ответ: мальчика и девочку)
Где находится девочка? (Ответ: близко)
3.Задание Работа в тетради. «Помоги ежику»
- Ребята, если мы поможем ежику, то узнаем кто же все таки напугал нашего зайчика.
Рефлексивно –корригирующий этап: воспитатель создаёт ситуацию успеха для всех детей. Благодарит за участие в занятии, говорит о том, что дети порадовали его своими действиями, ответами и желанием помочь зайчику (отмечает особо старательных детей). Обращается к детям с вопросом: «Что интересного для вас было сегодня на занятии, что запомнилось, о чём расскажите маме и т.д.» За ваши добрые сердца, за старания, за желание оказать помощь и не оставить в беде - примите сюрприз от зайчонка. (дети получают наклейки с изображением зайчиков)
Занятие по математике в детском саду для детей 3-4 лет
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе.
Тема : «Один, много, ни одного»Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много».
Развивать умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.
Материалы: корзинка, осенние листья, иллюстрации картинок один, много, мишка игрушка.
Ход занятия.
Сюрпризный момент: Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что сегодня к ним в гости пришел мишка и он хочет с нами поиграть.Спрашивает детей где он живет, что любит есть, какой у него окрас…
Дети садятся на ковер и играют с пальчиками под стишок
«По полянке Мишка шел».
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони
другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной
руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони
указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал. круговые движения указательным
пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда. крепко зажать кулачки
Где же мед? выпрямить напряженные пальцы
Ищет мишка - не найдет. ладони на щеках, качаем головой
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными
пальцами обеих рук стучим по коленям
Затем спросить детей: Сколько пальчиков на ручке? (много), теперь спрятали пальчики в кулачек, сколько кулачков у нас? (один). Молодцы.
Воспитатель:
А какое сейчас время года? (Осень)
«Осень, осень к нам пришла много листьев принесла.» Мишка из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков.
- Что лежит у мишки в корзинке? (листики)
- Сколько у мишки листиков в корзинке? (Много)
- Возьму один листик. У меня один желтый листик.
- Саша, возьми листик. Сколько ты листиков взял? Какой у тебя листик? У тебя один желтый листик. Повтори. (Раздать все листики)
- Сколько было листиков в корзинке? Много.
- А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много листиков, мы взяли по одному, и ни одного листика не осталось.
Давайте поиграем с нашими листиками.
Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Полетели, полетели, и на землю сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
А теперь громко крикнули «листопад» и подбрасываем листики.
Сколько листиков лежит в корзинке? (Ни одного) - Я положу в корзинку 1 желтый листик. Сколько листиков стало в корзинке? (один).
Теперь вы возьмите по 1 листику и положите в корзинку.
П/И «Собери листики»
- Сколько в корзинке листиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.
Мишке очень понравилось с нами играть, теперь он предлагает нам отправится прогулятся по осеннему лесу. А отправимся мы туда на поезде.
Дружно встанем в паровоз, чтобы в гости нас повез.
Игра "Поезд".
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Мы едим, едим в далекие края…», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к 1 столу где лежит картинка с изображением одного большого гриба и много маленьких.
- Сколько больших грибов? Сколько маленьких?
Едем дальше.
- Сколько маленьких ежиков? Сколько больших?
- Сколько яблок у каждого ежика на спинке? (по одному) А сколько листиков у каждого ежика на спинке? (много).
На последней картинке, у которой останавливаются дети, после беседы по ней, как и с предыдущими картинками, воспитатель сообщает детям, что мишка живет на этой полянке и ему пора идти в свою берлогу, мишке очень понравилось с нами играть, и он хочет попрощаться с вами и говорит спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог.
- Ребята кто к нам приходил в гости?
- Что мы делали?
- Какая игра больше понравилась?
Похвалить всех детей.
После обеда можно предложить детям раскрасить картинку,которую оставил в подарок им Мишка
Конспект занятия по ФЭМП (форма, величина) в первой младшей группе.
«В гостях у зайчика»
Цель: Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения. Сортировать предметы двух резко различающихся размеров. Закрепить понятие «много».
Физкультминутка «Мы становимся всё выше».
Цель: Выполнение движений по ходу стихотворения.
Д/И «Размещение вкладышей разной формы и величины».
Цель: Закреплять умение детей группировать предметы по величине. Соотносить разнородные предметы, выбирая из двух величин одинаковой формы.
Используемый материал.
Игрушка зайчик, большая и маленькая коробка, разноцветные большие и маленькие кубики.
Геометрические решётки с вкладышами (круг, квадрат).
Используемая литература:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года)».
Е. А. Янушко, 2009г.
«Утренняя гимнастика в детском саду» (упражнения для детей 2- 3лет).
Т. Е. Харченко. 2009г.
«Игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет». (Развитие восприятия цвета, формы, величины). Э. Г. Пилюгина. 2010г.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях, полукругом. Перед ними стоит стол. На столе лежат две коробки (маленькая и большая), сидит игрушка Зайчик.
Ребята к нам в гости из леса пришёл Зайчик. Давайте поздороваемся с ним.
(Дети здороваются).
Провожу дидактическую игру.
« Большие и маленькие кубики ».
Смотрите ребята, Зайчик принёс нам две коробки. Одна коробка большая (показываю). Одна коробка маленькая (показываю). Прошу детей назвать размер коробок.
Давайте посмотрим, что лежит в коробках.
(Открываю большую коробку, достаю большие кубики, показываю ребятам.)
Посмотрите, в большой коробке лежат большие кубики. Их так много, что можно с ними поиграть. Давайте, построим большую башню. (Дети вместе с воспитателем строят большую башню. Радуются ей. Называют – башня большая.)
Воспитатель обращает внимание детей на маленькую коробку.
А сейчас мы посмотрим, что лежит в маленькой коробке.
Посмотрите, здесь лежат маленькие кубики. Их много, и тоже можно играть. (Дети строят башню. Называют - башня маленькая.)
Воспитатель обращает внимание детей на постройку разной величины:
Посмотрите ребята, мы построили из больших кубиков – большую башню,
из маленьких кубиков - маленькую башню. (Дети называют и показывают большую и маленькую башню.)
А сейчас, мы положим кубики обратно в коробки соответствующего размера.
Каждый ребёнок берёт большой и маленький кубик, и кладёт в большую и маленькую коробки.
Ребята скажите в большой коробке, сколько больших кубиков?
Много.
А в маленькой коробке, сколько маленьких кубиков?
Много.
Правильно! Молодцы!
Ребята, давайте все встанем, и покажем Зайчику какие мы стали большие.
Проводится физкультминутка.
« Мы становимся всё выше ».
Исходное положение - дети сидят корточках, постепенно встают.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
Раз - два - поднялись,
Раз-два-руки в низ.
Игра проводится 2 раза.
Воспитатель проводит дидактическую игру.
«Размещение вкладышей разной формы и величины».
Воспитатель показывает детям решётку с большими и маленькими отверстиями разной формы, комплекты соответствующих вкладышей. Рассказывает, как правильно разложить вкладыши в соответствующие отверстия.
Затем взрослый раздаёт детям материал для самостоятельного выполнения задания: малыши размещают в соответствующих отверстиях большие и маленькие круги, большие и маленькие квадраты.
После выполнения задания малыши прощаются с зайчиком. Говорят: «До свидания!» Прощально машут ему рукой.