Делаем необычные часы. Приступаем к изготовлению

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

Новогодний сценарий «ВРЕМЕНА ГОДА» по мотивам сказки С.Я. Маршака «12 МЕСЯЦЕВ» для старших дошкольников

Персонажи:

Взрослые - Ведущая, Дед Мороз, Снегурочка, Учитель.

Дети - Сорока, Девочка, Принцесса, 2-а глашатая, 4 времени года, снежинки, ручейки и подснежники.

Музыкальный материал:

  1. 1.Песня «СУПЕР САД»,
  2. 2.Песня: «НОВОГОДНЯЯ УЛЫБКА»

Танцы - общие

Танец под песню «НОВЫЙ ГОД- дискотека серпантин».

Танец под песню «РОССИЙСКИЙ ДЕД МОРОЗ»

Танцы - индивидуальные

«ТАНЕЦ СНЕЖИНОК» \девочки\

«ТАНЕЦ РУЧЕЙКОВ» \мальчики\

«ТАНЕЦ С ПОДСНЕЖНИКАМИ» \девочки\

«ТАНЕЦ ВРЕМЕН ГОДА» \мальчики\

ХОД ПРАЗДНИКА:

ЗВУЧИТ МУЗЫКА: «5 МИНУТ-» из к\ф «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»

Дети входят в зал, делая перестроения, останавливаются вокруг елки.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

1 ребенок

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

2 ребенок

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

3 ребенок

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке

Огоньки взбегают ввысь.

4 ребенок

Блещут золотом хлопушки,

Серебром звезду зажег

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний,

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют - двенадцать раз.

Часы бьют двенадцать раз. ЗАЖИГАЕТСЯ ЕЛКА.

ХОРОВОД: «СУПЕР САД»

Собрались сегодня все мы с настроением

новый год стучится к нам и поздравления.

А на елочке блестят украшения

и все дети ждут подарков и веселья.

С новым годом, с новым годом - супер детский сад.

Начинают, начинают детки маскарад.

Дружно хлопнем все в ладоши,

Ну-ка, раз, два, три

В новогодний детский садик заходи, заходи

Вот снегурочка придет поздравит нас сейчас,

и все дети начинают дружный перепляс.

Дед мороз идет по снегу - пробирается,

на лету снежинки ловит - забавляется.

А родители сидят и улыбаются,

нам в ладоши хлопают и удивляются

мы рукой помашем вместе, в этот добрый час

новогодний праздник дружно - встретим мы сейчас

Дети садятся под музыку«5 МИНУТ-» из к\ф «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ» .

Сорока вбегает под музыку

ЕВРЕЙСКИЙ ТАНЕЦ «СЕМЬ СОРОК»

Три-три-три

Чьи же это здесь следы?

Измеряет линейкой

Ай-ай-ай! Следы мои!

Опять сюда я прискакала,

Закружилась, заплутала.

Лишь полянку обежала

На нее опять попала!

В детский сад не попаду,

Детям новость не скажу.

У меня к ним телеграмма

Праздник к ним придет вот-вот,

Нужно встретить Новый год!

Видит огонек

Ой! это звездочка сияет?

Или огонек мерцает?

К огоньку я полечу,

Может детский сад найду?

Выбегает за дверь. Муз сороки прекращается

Загорается свет.
Ведущий:

Новый год, у ворот, запевай-ка, народ!

Песня: «НОВОГОДНЯЯ УЛЫБКА»
1. От улыбки ёлка веселей,
От улыбки ёлка ярче серебрится!
Поделись улыбкою своей
И она к тебе вернётся, словно птица!
ПРИПЕВ:
Всюду скверы и дома разукрасила зима,
Подарила шубы белые берёзам!
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а Новый год, конечно, с Дед Мороза! 2 раза
2. От улыбки вспыхнет в зале свет!
От улыбки всем вокруг теплее станет!
От неё растаять может снег,
Ну, а Дед Мороз, конечно, не растает!

Дети садятся

Влетает сорока.

Сорока к ведущей

Я летела, торопилась с телеграммой в садик ваш,

Вот! Примите в тот же час!

Спасибо! Читает

Вас, я дети поздравляю!

Счастья вам добра желаю,

Чтоб росли вы умными.

Веселились, песни пели,

Чтоб звенел веселый смех

С Новым годом, всех, всех, всех!

С уважением и любовью Дед Мороз!

Ребята, Дед Мороз пишет, что приглашает нас в новогоднюю сказку...

Звучит сказочная музыка «ХЛОПЬЯ СНЕГА новогодняя мелодия»

А в лесу под Новый год
Сказка по земле идет.
Постучится к нам в окошко,
Отряхнет от снега ножки.
Тихо двери отопрет и рассказ вести начнет.
Знают дети, что в году
Четыре времени в году
Но им не повстречаться.
Но люди рассказали, что девочка одна
Всех братьев увидала у новогоднего костра.
- А случилось это так:

Звучат фанфары «ПЕРЕСТРОЕНИЯ ГЛАШАТАЕВ С ТРУБАМИ»

Глашатай 1

Внимание! Внимание!

Слушайте королевский указ!

Глашатай 2

По высочайшему повелению

Все приглашаются на бал,

На королевский карнавал.

Звучит музыка из м\ф «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ» , появляется принцесса.

Принцесса:

Пригласила я гостей,

Жду я взрослых и детей.

Все ко мне на бал спешите

И веселье подарите!

Всё готово! Начинаем!

Поскорей, не замедляем!

Буду радоваться я! Повеселят меня друзья!

Под весёлую польку вбегают дети. Становятся по всему залу перед ёлкой.

Танец под песню «НОВЫЙ ГОД - дискотека серпантин».

Ах, Новый Год!

Удивительный бал!

Сколько друзей ты хороших собрал.

Пусть все смеются, танцуют, поют.

Всех чудеса интересные ждут.

Принцесса:

И совсем не интересно и не весело!

Новогодние они!

Принцесса:

Надоело! каждый год одно и тоже,

Ёлки, шарики, хлопушки,

разноцветные игрушки!

Солнце пусть сейчас сияет

и подснежник расцветает!

Удивлю я весь народ-

Я с цветами в новый год!

Год, ваше величество, состоит из четырех времен года! Они идут один за другим. Только окончится одно время года, как начинается другое.

Принцесса. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступила весна?

Это невозможно, ваше величество. Это наука и природа!

Принцесса:

Скажите, пожалуйста..., а я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши!)

Под музыку ФАНФАРЫ выходят два Глашатая с свитками в руках:

1 Глашатай.

Под праздник новогодний

Читаем мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

2 Глашатай.

Подснежников корзину

Несите во дворец!

Ручьи бегут в долину

Зиме пришёл конец!

Принцесса выходит под свою музыку

Принцесса:

Нарвите до рассвета

Подснежников простых.

И я вам дам за это

Корзину золотых.

А не то…. не придёт на праздник –

Ваш Дед Мороз - проказник

И не наступит славный

Весёлый новый год! (уходит)

Дед мороз к нам не придет?

Как мы встретим Новый год?

Что же делать? Как нам быть?

Где подснежники добыть?

В одной деревушке жила злая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем не могла ей угодить. И решила мачеха ее погубить...

Была зима. Деревья стояли по пояс в сугробах.

МУЗЫКА МЕТЕЛЬ

Как поработала зима!

Какая ровная кайма,

Не нарушая очертаний,

Легла на кровли стройных зданий,

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке,

А улеглись постелью гладкой

И строго окаймили лес.

МУЗЫКА ОКАНЧИВАЕТСЯ

В такую пору, под вечер, злая мачеха и говорит

падчерице: «Сходила бы ты в лес да набрала бы там подснежников...» Да какие среди зимы подснежники?

Раньше весны они и не появятся.

Заплакала девочка и вышла из дверей. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает. Вот и лес. Тут уж совсем темно.

Что за огонек сверкнул?

Меж ветвей опять блеснул,

Словно яркая звезда.

Может, волчьи то глаза?

Иль избушка лесника?

Запах чувствую дымка.

Чудится, костер горит,

Хворост весело трещит.

И вдруг меж деревьев сверкнул огонек. Девочка прибавила шагу, вышла на полянку, да так и замерла.

Перед елкой зажигается искусственный костер. Вокруг него садятся мальчики, исполняющие роль двенадцати месяцев. К ним подходит девочка.

Мороз:(бросает в огонь хворост).

Гори, гори ярче -

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам,

Где сугробы лягут,

Будет больше ягод.

Пусть несут в колоду

Пчелы больше меду.

Листопад:

Пусть в полях пшеница

Густо колосится.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Вдруг обернулся один, поглядел в ту сторону, где стояла девочка, и спросил:

Добрый вечер!

Здравствуй!

Ты откуда, девочка, пришла? Что тебе здесь нужно?

Прислала меня мачеха за подснежниками.

Да ведь они раньше весны и не выглянут!

Я и сама знаю. Да деваться мне некуда.

Я в лесу останусь, буду весны ждать.

Мальчики переговариваются между собой.

Слышишь, братец Капель, твоя гостья, принимай!

Братец Мороз, я прошу, помоги!

Место свое на час уступи.

Я помочь, конечно, рад.

Звучит музыка МЕТЕЛЬ

Ну, будь по-вашему. (Стучит ледяным посохом.)

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

Вихри, вьюги, бураны,

Не грызите кору!

Полно вам воронье,

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

Шум ветра, свист вьюги. Звучит музыка из мюзикла « ТАЙНА СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ». Исполняется танец снежинок.

Отдал свой посох Мороз младшему брату и сказал:

Теперь твой черед, братец Капель!

Взял младший брат посох и ударил им о землю.

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи

Всё чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Звенит капель. Звучит музыка РУЧЕЙКИ «ТАНЕЦ РУЧЕЙКОВ» муз из м\ф «МАША И МЕДВЕДЬ»

Капель: (стукнув посохом)

Разбегайтесь, ручьи!

Растекайтесь лужи!

Вылезайте муравьи

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник!

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник!

ТАНЕЦ С ПОДСНЕЖНИКАМИ. ЧАЙКОВСКИЙ «ПОДСНЕЖНИК» из альбома «ВРЕМЕНА ГОДА»

Ты время попусту не трать,

Подснежники спеши собрать.

Бегу, сейчас!

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники собирать.

Девочка убегает.

ТАНЕЦ ВРЕМЕН ГОДА под песню Аллы Пугачевой «СНЕГ»

После танца мальчики занимают свои места у костра.

Возвращается падчерица с цветами.

Вам спасибо всем за ласку, -

Вы мне подарили сказку.

Листопад:

Чтобы нас не забывала

Да почаще вспоминала,

Я кольцо тебе дарю.

Коли попадешь в беду,

Чтобы встретиться с друзьями,

Брось колечко со словами:

«Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний.

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

Ты колечко береги,

Где взяла - не говори.

Путь сюда не открывай,

Нашу тайну сохраняй.

А теперь беги. Прощай!

Я вас всех благодарю.-

А колечко сберегу.

Девочка уходит. Вслед за ней уходят мальчики. Взрослые убирают костер.

Звучит муз. Принцессы заходит принцесса.

Принцесса:

Долго мне ещё ждать? Почему не выполняется мой указ?

Ваше величество, а давайте лучше ребята вам загадку весёлую загадают! и повеселят вас!

Принцесса:

Ну загадки я люблю отгадывать, давайте загадывайте,отгадаю сразу!

Кричалка:

Славный праздник Новый год,
Очень любит весь народ,
Верим, что придет всерьез
К нам на праздник …ДЕД МОРОЗ
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... ЕЛКА.
Встанет ёлочка в углу
У окошка на полу,
А на ёлке до макушки
Разноцветные... ИГРУШКИ.
Принесет в подарках дед
Шоколадок и конфет,
Кати, Маши и Марины
Очень любят... МАНДАРИНЫ
Лет ему совсем немного,
Он сейчас ждет у порога.
Кто в двенадцать к нам войдет?
Ну, конечно... НОВЫЙ ГОД!

Принцесса отгадывает ее и говорит капризно...

Принцесса:

Долго мне ещё ждать?

Почему не выполняется мой указ?

Всё равно скучно!

Хочу подснежников! топает

Что же нам делать?

Где подснежников раздобыть?

Ребята, надо Деда Мороза позвать, он ведь волшебник, может, он нам подскажет, где можно раздобыть подснежников зимой.

Дети зовут Деда Мороза.

ВХОД ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ

Дед Мороз.

Дайте глаза я от снега протру,

Дайте на деток скорей погляжу.

Ух, сколько здесь ребят!

Да все на меня глядят!

Здравствуйте, ребята!

Ждали вы меня?

Дед Мороз.

С новым годом! С новым годом!

Всех ребят я поздравляю!

Всем я радости желаю!

Снегурочка

Мы поздравляем всех друзей,

Как славно, что мы вместе!

Вставайте к ёлочке скорей,

Станцуем с вами вместе!

Танец под песню «ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД»

Дети остаются стоять в кругу

Дед Мороз:

Славно вы мне станцевали,

Поиграть теперь пора.

ИГРА: « НЕ ВЫПУСТИМ ДЕДА МОРОЗА ИЗ КРУГА»

В конце игры Дед Мороз «нечаянно» теряет варежку

ИГРА: «ПЕРЕДАЙ СКОРЕЕ ВАРЕЖКУ ДЕДА МОРОЗА»

Дедушка Мороз, а в «Жмурки», ты играть умеешь?

Дед Мороз:

Конечно! Это моя любимая игра! Можно я буду жмуркой?

ИГРА: «ЖМУРКИ С ДЕДОМ МОРОЗОМ»

Дед Мороз никого поймать не может, потому что дети убегают на места.

Дед Мороз:

Ну, и хитренькие же вы, ребята!

Снегурочка-внученька, у тебя есть какие-нибудь игры для ребят?

Снегурочка

Конечно, Дедушка.

К ребятам

Есть еще игра для вас

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте!

На дворе снежок идет

Вот он праздник... Дети: Новый год!

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от... Дети: Елки!

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие... Дети: Блестят!

И качаются игрушки-

Флаги, звездочки... Дети: Хлопушки!

Белоус и красно нос

Под ветвями … Дети: Дед Мороз!

Ну и елка, просто диво!

Как нарядна, как …. Дети: Красива!

Все они горят на ней

Сотни крошечных... Дети: Огней!

Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несется в... Дети: Пляске!

Становитесь в хоровод

Дружно встретим Новый год!

ТАНЕЦ на песню «РОССИЙСКИЙ ДЕД МОРОЗ»

А теперь все по местам,

Танцевать я буду сам!

А. снегурочка мне поможет.

ТАНЕЦ ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ

Дед Мороз:

Ох, и натанцевался я на год вперед!

Посиди, Дедушка Мороз, а дети тебе стишки раскажут.

СТИХИ: 1. 2.

Выходит принцесса.

Принцесса: капризно

Всё равно скучно! Хочу подснежников!

Дед Мороз удивленно

ПОДСНЕЖНИКОВ!?

Да-да, вы не ослышались, именно подснежников...

Их величество издало указ, о том, чтобы на Новый год были подснежники.

Дед Мороз

Но, это невозможно...

Я, кажется, знаю, как помочь делу!

Вот слушайте. У нас в детском саду есть девочка, которой месяц Апрель подарил волшебное колечко. Я уверена, что оно нам обязательно поможет, стоит только произнести волшебные слова. Ну так кто эти слова знает?

Братья месяцы, помогите нам новогодние подарки разыскать!

Выходит девочка, показывает волшебное колечко и говорит:

Ты катись, катись, колечко.

На весеннее крылечко

Да по зимнему ковру,

К новогоднему костру!

ВРЕМЕНА ГОДА, помогите нам новогодние подарки разыскать!

Девочка бросает под елку волшебное колечко. Свет гаснет. Горит только елка.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь».

Из-за елки появляются ВРЕМЕНА ГОДА. Они везут санки с корзиной подснежников и новогодними подарками. Отдают подснежники Девочке, она их благодарит и отдает принцессе. Принцесса объявляет о том, что Новый год наступил.

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

Дед Мороз и Снегурочка благодарят их за помощь, раздают детям подарки, прощаются и уходят.

Подснежники проснулись,
Из снега потянулись.
И тут же все поёт -
Весна, весна идёт!

И птицы с юга снова
Спешат к родным березам.
Все радостно и ново,
А грустно лишь морозам.

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...
(весна)

Педагог-психолог: Ах какие молодцы! И какие же месяцы к нам приходят весной? Первый месяц МАРТ! ! (выходит ребенок и читает стих про месяц март, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши). Второй месяц АПРЕЛЬ! ! (выходит ребенок и читает стих про месяц апрель, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши). Третий месяц МАЙ! ! (выходит ребенок и читает стих про месяц май, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши). Теперь давайте вспомним весенние игры.

(предлагается игра «Весенний луг»)

Игра «Весенний луг»

Дети становятся в круг. В середине круга лежит обруч, в котором находятся весенние цветы. Дети ходят по кругу..пока ведущий читает стихи, по окончанию стиха, дети останавливаются, и бегут к обручу с цветами..кто первый возьмёт цветок, тот и выиграл.

Стихи:

Идет матушка – весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним – и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел и май –
Солнце в терем приглашай!

Педагог-психолог: Третья загадка!

ПРИХОД ЛЕТА

Вот и лето подоспело,

Зеленью леса одело.

Выросли грибы в бору,

Вон - лисичек россыпь!

Комары звенят в жару

И летают осы.

Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(ответ: лето)

Педагог-психолог: Ах какие молодцы! И какие же месяцы приходят к нам летом? Первый месяц ИЮНЬ! (выходит ребенок и читает стих про месяц июнь, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши). Второй месяц ИЮЛЬ! (выходит ребенок и читает стих про месяц июль, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши).Третий месяц АВГУСТ! ((выходит ребенок и читает стих про месяц август, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши).Давайте вспомним с вами летние весёлые игры.

(Детям предлагается игра «Чего не хватает?»


Игра «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
На планшете прикреплены фрукты и овощи в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). В каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт или овощ и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов - овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

Педагог-психолог: А еще ребята в летние месяцы хорошо в лесу. Давайте встанем с вами в круг, возьмёмся за руки, и представим что мы с вами в лесу..Я буду вам рассказывать лесные истории. В моих историях будут птички, кукушки и воробьи, как только я буду говорить о кукушках, девочки будут куковать как эти птички, а если говорю о воробьях, то мальчики будут чирикать как воробышки..

Хорошо в летнем лесу, солнышко светит, тихо гуляет ветерок, шуршат листья деревьев, и среди этой тишины слышны только кукушки (девочки кукуют), вдруг зашевелилась трава, и я увидела ёжика, который бежал с яблочком, но не только я его увидела, увидели его еще и воробьи попрошайки (мальчики чирикают). И ёжик увидев стаю воробышек, быстро спрятался под куст. И в лесу опять стало тихо, слышны где-то вдалеке были только кукушки (девочки кукуют). И вдруг солнышко спряталось за тучки, усилился ветер, стало ясно, что скоро начнётся летний дождик, и я поспешила домой, слыша как птичья стая оповещала всех лесных жителей что скоро начнётся дождик, громче всех чирикали воробьи (мальчики чирикают). Вот и закончилась моя прогулка по лесу, и вы ребята молодцы, составили мне компанию.

(дети садятся на стульчики).

Педагог-психолог: И последняя четвертая загадка!

День короче,

Ночь длинней.

Улетают птицы,

Утро серебрится. Снова Осень к нам пришла, Хлеб и фрукты принесла. Каждый год, Каждый год . Так Идет круговорот.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(ответ: осень)

Педагог-психолог: Ах какие молодцы! Теперь давайте пригласим в гости осенние месяцы. Первый месяц СЕНТЯБРЬ! ((выходит ребенок и читает стих про месяц сентябрь, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши). Второй месяц ОКТЯБРЬ ! ((выходит ребенок и читает стих про месяц октябрь, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши). Третий месяц НОЯБРЬ! ((выходит ребенок и читает стих про месяц ноябрь, остальные дети его приветствуют хлопая в ладоши).

Давайте попросим наших осенних братьев месяцев, поиграть в игру «Кленовый лист».Летом листики были зелёными, а когда наступает осень, то окрашивает их в какой цвет?

(дети отвечают)

Игра «СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!»
В игре участвуют 3 ребенка. На 3 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек
.

Педагог-психолог: Вот и отгадали мы с вами ребята все загадки!

Раз в году средь бела дня,

Волшебством окрасив действо,

Собирается семейство

У чудесного огня.

Братцев месяцев 12,

Что за чудо! - оказаться

У волшебного костра.

Давайте позовём к нашему костру 12 месяцев! Сначала зимние месяцы, потом весенние, летние и осенние! (дети последовательно выходят к костру»

Вот и время настало зажечь чудесный наш костёр «ГОРИ ГОРИ ЯСНО! ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» (лампочки костра зажигаются, приглашаются остальные участники занятия к костру))

Педагог-психолог:Ребята, вы рады что повстречали сегодня у костра всех братьев месяцев? Сколько их? Вы согласны, что каждая пора года по своему прекрасна? Почему?

(дети отвечают)

Дети под музыку танцуют весёлый танец вокруг костра.

(после танца дети собираются вокруг костра, костёр гаснет)

Педагог-психолог: Костёр волшебный наш погас

Пора прощаться нам сейчас

Дети: Мы до свиданья скажем!

И ручками помашем!

(Дети под музыку выходят из зала)

Новогодний утренник по мотивам сказки "Двенадцать месяцев" для детей старшего дошкольного возраста

Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий новогоднего утренника. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Новогодние сценарии
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: создать для детей атмосферу волшебства, таинственности, загадочности;
Задачи:
- привлечь детей к участию в празднике;
- развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей;
- побуждать детей к активному участию в инсценировках;
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели
Предварительная работа:
- подбор музыкального репертуара;
- разучивание стихов, танцев
- разучивание песен
- работа над инсценировками
Декорации: зал празднично оформлен
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы и оборудование: костюмы героев, посох, подснежники, корзинка, бубен.
Ход праздника:
Дети забегают под музыку в зал
1. С вьюгой, ветром и морозом
Зимний праздник к нам идет.
И, конечно, Дед Мороз нам
Всем подарки принесет!
2. Подскажите мне, ребята,
Что за праздник всех нас ждет?
Отвечайте дружно, звонко,
Мы встречаем…
Все: Новый год!

3. Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
4. Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт...
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
6. Крепче за руки беритесь,
В круг широкий становитесь,
Будем петь и плясать,
Будем Новый год встречать!
«Новогодний хоровод»
Выходит глашатай:


Внимание! Внимание» Всем! Всем! Всем!
Слушайте объявление!
Все приглашаются на бал. На новогодний карнавал!
В программе ожидаются песни, танцы и смех, веселье для всех!
Всем приказано явиться во дворец без промедленья!
Петь, играть и веселиться в новогоднее рожденье!
Королеву все встречайте, с Новым годом поздравляйте!
Королева:
Я рада видеть всех гостей, приятных жду от вас вестей!
Подарков интересных и пожеланий лестных!
Танец восточных красавиц и выступление факира


Факир: О, великая богиня, королева красоты.,
Самых лучших поздравлений в этот день достойна ты.
Королева: Это все неинтересно, и да будет вам известно.
Дудку видела такую и получше я танцую!
«Танец Мушкетеров»


1. Мушкетерский наш отряд вас поздравить очень рад!
2. Желаем долго вам прожить. А мы вам рады послужить!
Королева: Одно и тоже каждый раз, я устала слушать вас!
Очень скучно стало жить…
Фрейлины: Как же вас развеселить?
Может вы хотите спать или в парке погулять?
Принести вам угощение? Торт, мороженое, варенье?
Королева: То, что я сейчас хочу, никому не по плечу.
Надоела мне зима и сугробы снежные,
Я хочу, чтоб грело солнце и цвели подснежники.


Фрейлины:

1. Но такого не бывает, зимой цветы не расцветают
2. Сейчас тепла нам не видать, надо марта подождать.
Королева: Не хочу я больше ждать и не смейте возражать!
Кто исполнит мой приказ- награжу его тот час!


Выходит глашатай:
Внимание! Внимание! Слушайте королевское приказание!
Всем подснежники искать, во дворец их доставлять!
Кто исполнит сей указ- наградим его тот час!
Выходям Мачеха и Марфуша:
Мачеха Кушай, Марфушенька, кушай.
Марфуша: Давай, я не наелась.
Мачеха Что-то Настьки долго дома с дровами нет, хочет нас совсем заморозить.
Марфуша: Маманя, я во дворец хочу. На бал! Пусть Настька за подснежниками идет, да корзину берет побольше. Больше корзина- больше подснежников. Больше подснежников- награда лучше!
Мачеха Умница ты у меня, Марфушенька.
Заходит Настенька:


Вот так вьюга разыгралась, ну и злющая была,
Ни тропинки не осталось- все вокруг позамела!
Мачеха Ты сейчас не раздевайся, в лес с корзинкой собирайся.
Там подснежников нарви, да поживей. А то смотри!
Настенька: Подснежники в лесу зимой? Вы смеетесь надо мной?
Мачеха Не до шуток мне сейчас, а королевский то указ-
В лесу подснежники найти и во дворец их принести!
Марфуша: Поскорее собирайся, да без цветов не возвращайся! (выталкивает)
Мачеха Что, Марфушенька, дружок, хочешь сладкий пирожок?
Или вкусную конфету? Тебе ни в чем отказа нету.
Марфуша: Хочу подснежников достать, чтоб во дворец на бал попасть!
Чтобы золото нам дали и богатыми мы стали.
Сделай то, что я хочу, а не то как закричу-у-у-у!
Ведущая: Ты бы лучше не кричала, а вот с нами поиграла!
Игра в бубен
Выходят Зима и Весна


Зима: Вот и Зимушка- зима в гости к вам спешит сама.
Здравствуй красная девица. Как тебя зовут?
Настенька: Настя.
Зима: Что ты, Настенька, в такую погоду по лесу ходишь? Да еще с корзиной?
Настенька: Ой, Зимушка, не по своей воле хожу. Злая мачеха велела мне подснежников нарвать и без них не возвращаться.
Зима: Задала тебе мачеха задачу. Ну, что, Весна, поможем доброй девице?
Весна: Конечно поможем.
Уходите холода, зиму уводите,
Помощницы весенние подснежники несите!
Танец с подснежниками


Настенька: Не знаю как и благодарить тебя,Весна-красна.
Весна: Это тебе, Настенька, за сердце твое доброе.(отдает подснежники)
Зима: И в беде и в радости- мы твои друзья.(поклонились и сели)
Выходит глашатай:
Горит огнями королевский зал, пускай продолжится наш бал.
Так пусть же музыка поет и танцевать всех в круг зовет!
Вбегают Мачеха, Марфуша и Настя
Мачеха: Как указ мы услыхали- сразу в лес и побежали.
Марфуша: Смотрим, там растут цветы небывалой красоты.
Королева: Оказалась я права, что ж, кричите все- ура!
Как я рада, как я рада, будет вам за то награда.
Выходят Зима и Весна
Зима: Вы не верьте, Королева, словам Мачехи и Марфы,
Не они цветы нашли, мы их подарили Насте.
Весна: За сердце ее доброе решили подарить мы
Вот этот распрекрасный подснежников букет,
Для мачехи с Марфушей у нас подарков нет!
Королева: Да за такой обман их надо наказать.
И с бала новогоднего сейчас же их прогнать!
Мачеха: Вы простите нас, друзья, нам без Настеньки нельзя!
Марфуша: Теперь дружно будем жить, можешь,Настя, нас простить?
Настенька: Ну конечно, все обиды позабыты навсегда!
Пусть веселье будет в зале и уйдет от нас беда!
Королева: В хоровод вставайте, дружно запевайте!
Новогодний хоровод


Выходит Дед Мороз: Вот и я до вас добрался,
Хоть немного задержался.
Все небось собрались в зале?
Знаю, что меня вы ждали.
Вас приветствует сегодня
И не в шутку, а всерьез…
В этот праздник новогодний
Ваш знакомый….
Дети: Дед Мороз!
-С кем Мороз играет в прятки?
в белой шубке, в белой шапке
Знают все зимы дочурку…
Как зовут ее?….
Дети: Снегурка
Снегурочка: Будем праздник продолжать-вместе Новый год встречать!
Дедушка Мороз, посмотри, а огоньки на елочке не горят.
Дед Мороз Мы оплошность ту исправим и детишек позабавим.
Ну-ка, елка, улыбнись!
Ну-ка, елка, встрепенись!
Ну-ка, елка, раз, два, три, светом радостным гори!
Снегурочка: Становитесь-ка, ребята, поскорее в хоровод
Песней, пляской и весельем дружно встретим Новый год!
«Новогодний хоровод»
Снегурочка: Добрый Дедушка Мороз!
Посмотри-ка ты на нас.
Догадайся, Дед Мороз,
Что мы делаем сейчас.
Дети имитируют игру на скрипке.
Дед Мороз Бороду чешете?
Снегурочка:
Во второй раз дети, остановившись, имитируют игру на дудочке.
Дед Мороз Знаю, знаю, молоко пьете.
Снегурочка: Нет. Не догадался. Что мы делали, ребята?
В третий раз изображают движение пианиста, будто нажимают клавиши.
Дед Мороз Горох перебираете.
Снегурочка: Нет. Не догадался. Что мы делали, ребята?
Снегурочка (трясет варежкой).
Ничего ты, дедушка. Не угадал, а свою варежку потерял!
Дедушка, скорей, беги, Варежку ты догони.
Игра в кругу с Дедом Морозом.
Дед Мороз Ну и детвора, Совсем уморили меня. Пойду. Отдохну.
Снегурочка: А мы тебя не выпустим.
Игра «Не выпустим»


Снегурочка: Вот попался к нам в кружок,
Здесь и оставайся.
Не уйти тебе, Мороз, как не вырывайся.
Дед Мороз Отпустите вы меня, миленькие дети,
Я станцую вам сейчас лучше всех на свете!
Танец Деда Мороза
Дед Мороз Все равно не пускаете?
Вы Мороза не боитесь? Ну, тогда поберегитесь:
Кто не сядет на места-заморожу тех шутя!
Дети бегут на места
Дед Мороз. Ох, устал, устал, устал, просто чудо, а не бал.
А теперь пора настала вам стихи, друзья, прочесть.
Есть здесь смелые ребята?
Их наверное не счесть.
Очень я люблю стихи, кто тут смелый-выходи!
Стихи для Деда Мороза


Дед Мороз. Ребята, я для вас танцевал? А теперь я хочу посмотреть как вы умеете танцевать. Готовы? Выходите.
Снегурочка: Ребята. Пока звучит музыка-мы будем танцевать кто как захочет. Но как только она остановиться- бегите и быстрей занимайте свои стульчики.
«Кто скорей займет стульчик»


Дед Мороз. Притомился я ребятки, оттоптал себе я пятки.
Ну-ка, сяду, посижу, да на вас я посмотрю.
Ой, как стало мне здесь жарко!
Снегурочка: Дед Мороз, а где подарки?
Вот уж с самого утра ждет подарков детвора.
Дед Мороз. Где подарки? Вот вопрос! Позабыл их Дед Мороз.
Ну, да это не беда-посох выручит всегда!
стучит посохом
Выходит корова под музыку
-Я-веселая корова. Я сыта, бодра, здорова,
И сегодня в Новый год чудо здесь произойдет!
Дед Мороз. Ну, подарочек…Не ждал.Во как я наколдовал!
Год ведь лошади грядет, а тут коровушка идет.
Корова: Ну, а чем же я плоха? Я-корова хоть куда!
Копыта есть и у меня, вот вам подарочки, друзья!
Дед Мороз.снимает с коровы подарки
-Ты и вправду хороша раскрасавица-душа!
Корова: Вам подарки я вручаю, с Новым годом поздравляю!
Уходит под музыку
Дед Мороз А теперь красивы, ярки получайте все подарки.
Раздача подарков

Ваш малыш растет и пора поведать ему, что за осенью идет зима, а после весны всегда приходит лето. Родители задаются вопросом, какие самые эффективные и простые методики изучения существуют, как сделать понятными времена года для детей?

Календарь для малыша

Времена года несложно отличить друг от друга. Каждый сезон несет в себе важное, интересное событие. Например, дни рождения, семейные даты и праздники, Новый год, столь любимый детишками. Займитесь с малышом составлением личного календаря:

  1. Зимой к крохе приходит Дед Мороз с подарками, папа приносит ёлку, а малыш ее наряжает.
  2. Летом всей семьей вы едете к морю: у родителей отпуск, мама и папа оба дома, и вы вместе веселитесь на природе.
  3. Осенью идут дожди и можно бегать по лужам в сапожках, а старшие дети с рюкзаками идут в школу.
  4. Весной сходит снег, и расцветают первые цветы, листочки на деревьях зеленеют всё больше прямо на глазах.

С вашей помощью ребенок замечает и усваивает названия сезонов. С месяцами сложнее. Мало того что так трудно запомнить их названия, еще нужно усвоить порядок, как они бегут друг за другом, как хоровод.

Методики запоминания месяцев и сезонов года

Когда стоит затевать знакомство с окружающим миром крошке? Лучше всего затевать подробное знакомство с месяцами, когда ребенок заговорит. Теперь каждая ваша прогулка становится не лишь развлечением, а за одно и занятием. Но как научить ребенка месяцам года и названиям сезонов - всё несложно, приступайте к внедрению методик из этой статьи прямо сейчас:

  • Играйте в игры.
  • Создавайте рисунки.
  • Учите и сочиняйте стихи, загадки, сказки, рассказы, мультфильмы.
  • Используйте ассоциации, памятные даты.
  • Обращайте внимания на ощущения.
  • Объясняйте почему носится сезонная одежда.
  • Привязывайте любимые праздники малыша к месяцам.
  • Созерцайте , находя с малышом все происходящие изменения.

Подробное описание методик. Ребенку исполнилось 2 года

Прогулки. К активному, лингвистическому наблюдению за природой можно приучать уже с 2-х лет. Каждый новый день фиксируйте внимание ребенка на погоде, какой сейчас сезон и месяц. Описывайте словами все, что вы находите и чувствуете сегодня. Станьте для ребенка ходячей и говорящей энциклопедией.

Для чего это нужно. Информация будет откладываться подсознательно, то есть, ваш малыш будет инстинктивно знать названия месяцев, и что с ними связано, не заучивая их специально. В дальнейшем эта долгосрочная память поможет ему, когда вы перейдете к обучающим играм.

Ребенку исполнилось 3 года. Обучающие игры

Существуют специальные календари природы, лото «Времена года» и их цифровые аналоги для детей. Возьмите 4 одинаковых части листа, наклейте на каждый картинку, с которой ребенку будет проще объяснить разницу между зимой и летом. Подпишите рисунки и наклейте на эти карточки по конверту, где будут храниться картинки с одеждой, соответствующей этому сезону, открытками к праздникам и другими изображениями. В пять лет вы замените эти рисунки на картинки с названиями месяцев. Верхний клапан конверта следует отрезать, чтобы из него были видны карточки, и их было легко достать малышу своими пальчиками.

Сначала нужно дать ребенку запомнить названия сезонов и что с ними связано. Обсуждайте с ним, чем можно заниматься, когда лежит снег, светит жарко солнце, идет дождь. В это же время лучше начать изучать алфавит, а к освоению месяцев можно будет приступить в 5 лет. Наберитесь терпения, так как вложить в голову названия месяцев, их последовательность достаточно сложно. Зато, в ожидании пятилетия, ваш ребенок, освоив алфавит, уже сможет легче воспринимать информацию и структурировать ее.

Стихи, загадки, сказки, мультики, детские фильмы

В периоде с 3-х до 5, информацию о сезонах и месяцах малыш получает также из литературы и телевидения. Существует множество загадок и четверостиший на эту тему, которые легко заучиваются наизусть.

Зима.

Из трубы дымок идет.
Разрисовано стекло.
Катимся на санках.
Нам не холодно - тепло.

Лето.

Лето снова к нам дошло!
Стало жарко и светло.
По тропинкам прямиком
Бегут ножки босиком.

Весна.

Неделька марта пролетит,
Апрель капелью зазвенит,
За ним к нам май в цветах зайдёт,
Наш город солнышко зальет.

Осень.

Если на лесочке листья пожелтели,
Если в небо синее птицы улетели,
Если туча хмурая или дождик льется,
Всё, что за окошком - осенью зовется.

Хорошие фильмы были созданы еще в советские времена: «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Три орешка для Золушки», фильм о весне «Снегурочка», где хорошо показана смена времен года и таянье снегов. Посмотрите их с малышом о поговорите об этих моментах. Даже если малыш посмотрел фильм или мультик сам, обсудите с ним, что ему понравилось больше всего, а что огорчило, как бы он поступил. Особенное внимание уделите проработке деталей времен года.

Ребенку 5-6 лет

К пятилетнему возрасту ваш ребенок, как правило, уже освоил алфавит, четко знает разницу между зимой и весной, даже выражает свои предпочтения, какое время года он любит больше всего. Теперь настало время объяснить ему, в каком порядке идут месяцы.

Игры с ассоциациями

Пора доставать из наших конвертов 12 карточек и подробно их изучать. Просите малыша разложить месяцы по порядку и рассказывать, чем они ему запомнились, когда будет Рождество или именины бабушки, в какой одежде ходят люди в январе, когда вы поедете в отпуск.

Делаем необычные часы

  1. Картонный плотный круг разделите на 4 части. Это будут сектора с изображениями сезонов. Поделите каждый сектор на 3 части и напишите названия месяцев.
  2. Прикрепите стрелки к вашим часам.
  3. Установите стрелки на нужном месте.
  4. Каждого первого числа меняйте направление стрелки. Конечно, лучше это пусть сделает малыш сам.

Теперь, видя каждый день все месяцы сразу, ребенок интуитивно будет запоминать их расположение. Обращайте его внимание на "Часы времен года". «Какой сезон года сейчас? Сейчас осень, сентябрь?»

Не забывайте о душевной близости

Психологи утверждают, что совместные игры, общение, прогулки, поделки, помощь дошкольников на кухне и по хозяйству формируют у них теплые воспоминания, которые будут спасать их во взрослой жизни. Пока дети маленькие мы не просто учим их, мы закладываем крепкий фундамент, глубоки корни, которые не дадут им упасть в трудные моменты жизни.

Не переживайте, если ребенок усваивает медленно названия месяцев и времени года. Придя в школу, он за первый же год легко закрепит этот навык. С шести лет можно начать писать каждый день в прописях дату и месяц. Также не ограничивайтесь нашими рекомендациями. Каждый ребенок индивидуален и если вы решите, что уже в три года ему будет полезно увидеть часы с сезонами, то пробуйте, только вы сами найдете правильный ключик к своему крохе.

Краткий итоговый список методик обучения месяцам и сезонам, по годам жизни

  • 2-3 года. Беседы во время прогулки, карточки с сезонами года.
  • 3-5 лет. Стихи, рассказы, сказки, мультфильмы, фильмы и обсуждение увиденного, изучение алфавита.
  • 5-6 лет. Часы с сезонами и месяцами, карточки с конвертами, ассоциации.
  • 6-7 лет. Путь к учёбе в школе, ежедневная работа с прописями, указывая дату.

Мультфильм о временах года и месяцах из цикла «Уроки тётушки Совы»:

Статьи по теме: