Как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: рекомендации педагогов и родителей, маленькие хитрости. Эффективные и простые методики обучения чтению

Ваша кроха растет, в процессе взросления меняются и его умения. Он уже знает цвета, цифры, буквы, словарный запас увеличивается с каждым днем. Но как научить его читать? Как вообще это можно сделать? И во сколько лет лучше начать обучение?

Сейчас большинство детей уже умеет читать в пять - шесть лет. Некоторым даже удается это делать достаточно быстро. Чтение помогает детям отличиться на занятиях, ведь тот, кто может читать, скорее прочитает условие задания и сможет раньше приступить к его выполнению. А дети, которые только выучили буквы и научились их складывать в слоги, вероятнее всего, будут отставать на уроках.

В каком возрасте следует начинать обучение

Многие учителя считают, что чем раньше кроха выучит буквы, тем лучше. Читать могут даже дети двух лет. Но возникает вопрос насколько это правильно и нужно. Психологи склонны к мнению, что раннее чтение может привести к проблемам в социальном развитии . Потому, как малыш был занят чтением и письмом, вместо того, чтобы учиться находить общий язык с ровесниками. Логопеды утверждают, что раннее чтение приводит к тому, что малыш абсолютно не понимает смысла прочитанного . Он просто соединяет буквы, а слоги в слова, но пересказать смысл не может.

Начинать научать чадо чтению необходимо тогда, когда уже сформированы следующие физиологические признаки:

В основном, эти признаки уже сформированы к пяти годам. Следует наблюдать за чадом, общаться с ним, и если становится очевидным, что он готов составлять слова из букв, а из слов - предложения, можно приступать к процессу обучения чтению.

Популярные методики обучения

Как научить читать в 5 лет? Большинство родителей пытаются выучить малыша читать по известному им методу: сначала учат буквы, потом складывать из букв слоги, затем слова. Но в наше время известны и другие эффективные методики, которые все чаще стали применять на практике.

Методика Монтессори

Педагог из Италии предлагает начинать обучать детей чтению с письма. По ее наблюдениям, дети легче рисуют буквы, нежели их читают. Поэтому следует сначала штриховать и обводить буквы, потом щупать пальчиками объемные буковки, тем самым изучая их визуально. А уже потом составлять из букв слова, рисуя и произнося их.

Методика Зайцева

Педагог Николай Зайцев считает, что научить читать в 6 лет будет легче при помощи склада. Склад (не следует путать со слогом) - пара букв, состоящая из согласной и гласной буквы, 2-х согласных, согласной буквой с твердым или же мягким знаком, а также одна буква. Для обучения следует использовать «кубики Зайцева», которые отличаются по размеру и цвету. Применяя эту методику можно обучить как первоклассника, так и годовалого кроху.

Нейрофизиолог, проводивший различные эксперименты, разработал методику обучения, состоящую из пяти этапов.

Как научить читать по слогам? Существует еще одна популярная методика быстрого обучения чтению, которую разработала Н. Жукова. Основой методики является логопедический подход к обучению. С помощью этого обучения можно предупредить возникновение и развитие дефектов речи.

Обучение происходит при помощи букваря, где главным героем выступает веселый мальчик, который помогает малышу осваивать чтение достаточно быстро. Букварь начинается с чтения слогов, потом появляются слова, а в конце предлагают целые тексты для чтения. В букваре присутствует минимум информации, которая не нужна малышу и будет отвлекать его от процесса обучения. Методика подходит для детей, которым пять - шесть лет, которые собираются идти в школу.

У каждой методики есть как плюсы, так и минусы, но все они сводятся к тому, что обучать чадо следует в игровой форме. Если процесс обучения для малыша скучный и однообразный, то эффективного результата не стоит ожидать.

Если выполнять эти правила, то ваш малыш быстро научится читать.

Учимся читать бегло

Если малыш уже научился относительно хорошо читать по слогам предложения, то можно постепенно переходить к беглому чтению. Занятия должны быть не более тридцати минут один, максимум два раза в день и не более четырех уроков.

Урок 1. Развиваем зоркость

Для этого следует выполнить задание: в ряду из пяти гласных букв вставьте согласную. Пусть ребенок попробует отыскать лишнюю букву.

Напишите слова, которые разнятся лишь одной буквой (кот-кит и т.д.). Попросите ребенка отыскать, в чем разница.

Урок 2. Гимнастика для развития артикуляции

Подобные занятия помогут сделать произношение лучше, дыхание будет правильным, а речь станет более четкой. Для этого используют игру «Складываем из половинок слово». Подберите для игры слова, которые состоят из двух слогов, напишите их на двух карточках и предложите малышу их собрать правильно. Карточки следует регулярно менять.

Урок 3. Тренировка внимания

Ребенок читает предложения, по команде «стоп», он должен оторвать взгляд от книги, закрыть их и отдохнуть. По команде «читай» ребенку нужно найти тот фрагмент, где он остановился.

Урок 4. Угадать смысл

Принцип этого упражнения состоит в том, что читая, ребенок боковым зрением видит очертание последующего слова. И затем решает какое слово будет последующим.

Урок 5. Обучение параллельному чтению

Для этого нужно взять два одинаковых текста. Вы должны читать медленно, ребенок должен читать за вами и следить по строчкам пальцем. Ускоряйте постепенно темп, но настолько, чтобы ребенок успевал.

Урок 6. Чтение на время

Для этого задания нужно подобрать несложный текст. Засеките определенное время и пусть ребенок начнет чтение. По истечении времени, подсчитайте, сколько слов малыш успел прочитать. Когда ребенок будет читать второй раз, количество слов будет больше.

Чтобы произношение было более четким, учите с ребенком скороговорки.

Урок 7. Делаем правильное ударение

Выберите многосложное слово и попробуйте вместе с чадом делать ударение на все слоги по очереди. Ребенку нужно определить, какое ударение будет верным.

Урок 8. Просмотр диафильмов

Смотрите с ребенком диафильмы, это занятие отлично тренирует технику чтения.

Урок 9. Развитие поле зрения

Начертите таблицу, напишите в каждой клетке по букве. Показывайте на буквы ручкой или карандашом, а ребенок пусть прочитает их про себя.

Урок 10. Ролевое чтение

Урок 11. Перевернутый текст

Так ребенок запоминает целостность образцов букв и учится сочетать смысловое окончание слова с анализом букв. К такому заданию нужно переходить только лишь тогда, когда ребенок будет читать без ошибок.

Урок 12. Ритмическое упражнение

Ребенок учит стучать карандашом определенный ритм, а выучив, должен его простучать и прочитать при этом незнакомый текст.

Итак, теперь вам известно, как можно выучить ребенка читать по слогам, и беглому чтению. Не пытайтесь его учить в слишком раннем возрасте или же, если он не готов, чтобы не создать ребенку психологический барьер к обучению.

Если раньше дети шли в первый класс и там учили буквы, затем слоги и только потом осваивали чтение слов и словосочетаний, сегодня ситуация кардинально изменилась. Первоклассники садятся за парты уже умея читать как минимум по слогам, а некоторые дети довольно бегло озвучивают страницы букваря. Ведь сегодня раннему развитию ребёнка уделяется огромное внимание, и обучение чтению стоит на одной из главных и самых важных ступеней. Но многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может правильно складывать буквы в слоги. Не стоит огорчаться раньше времени, возможно, кроха ещё не готов освоить эту науку, а может превратить обучение в игровой процесс и прогресс сразу станет виден. Что же делать родителям, которые хотят научить ребёнка читать по слогамв домашних условиях?

Время пришло: как определить, что физиологически ребёнок готов к обучению чтению

Многие родители задаются вопросом: с какого возраста можно начинать обучение чтению? Детские психологи и педагоги не дают на этот вопрос однозначного ответа, ведь все зависит от психологической и физиологической готовности самого ребёнка. Некоторые дети уже в 4 года без проблем складывают буквы в слоги, а другие осознают сам процесс только к школе. Тем не менее специалисты выделяют несколько признаков, по которым взрослые могут понять, что малыш уже готов переходить к обучению:

  • связная и чёткая речь: ребёнок умеет говорить предложениями, чётко формулировать свои мысли и желания, его понимают не только родители, но и окружающие люди;
  • у малыша нет серьёзных логопедических проблем и дефектов речи. Будущий ученик не должен картавить или шепелявить, чтобы чётко и правильно произносить буквы и слоги в процессе обучения. Если ребёнку исполнилось пять лет, а он не выговаривает несколько звуков, необходима консультация логопеда;
  • хорошо развита координация: малыш понимает, где право и лево, верх и низ. Казалось бы, какое отношение это имеет к чтению? Самое прямое: это нужно для того, чтобы кроха читал слова и слоги правильно. Также дети, у которых нарушена координация, часто путают похожие буквы: Р и Ь, Э и Е;
  • достаточно развит фонетический слух: малыш должен уметь определять, с какой буквы начинается слово, какие слова имеют одинаковые буквы в составе;
  • терпение и усидчивость: во время процесса обучения ребёнок должен сконцентрировать внимание как минимум на 10 минут, чтобы понять новый материал и запомнить слоги. Малыша, который не хочет сидеть на месте и сконцентрировать внимание на букваре или других пособиях, учить чтению ещё рано;
  • интерес к буквам и чтению у ребёнка: если родители замечают, что малыш часто рассматривает книги, просит взрослых прочитать, что написано на той или иной странице, проявляет интерес к буквам, значит ему будет интересно учиться читать самостоятельно.

Вышеперечисленные навыки, в большинстве случаев, формируются у ребёнка к пяти годам. Именно с этого возраста можно приступать к обучению чтению. Желательно, чтобы к тому времени, как малышу нужно идти в первый класс, т.е. к 7 годам, он умел читать по слогам.

Если ребёнок готов к обучению чтению, процесс проходит довольно легко

Родители должны учитывать желания ребёнка, прежде чем начать его обучение чтению. Если малыш не интересуется буквами и книгами, плачет во время занятий, не хочет концентрировать внимание, лучше оставить попытки на более позднее время. Даже если ребёнок - ровестник вашего малыша уже читает слова и предложения, а ваш только выучил буквы, но дальше дело не двигается, не стоит заставлять кроху. Этим можно только усугубить ситуацию и отбить всю охоту к занятиям. Когда придёт время, кроха быстро освоить буквы и слоги.

С какого возраста начинать обучение малыша в домашних условиях

В этом вопросе многие специалисты придерживаются разных мнений:

  • педагоги раннего развития настаивают, что необходимо начинать заниматься с детьми с рождения или не позже двенадцати месяцев. Они объясняют свою позицию тем, что мозг малыша интенсивно развивается до трёх лет, и в это время необходимо успеть познакомить его с буквами и словами. Чаще всего для обучения раннему чтению используют методику Глена Домана, когда детям показывают слова не слогами, а целиком, и ребёнок именно в таком виде запоминает информацию;
  • логопеды и детские психологи, наоборот, не рекомендуют начинать обучение, пока ребёнок не будет полностью готов по тем признакам, которые мы рассмотрели выше. Специалисты рекомендуют начинать учить читать детей не ранее пяти - шести лет. Именно в этом возрасте ребёнок осознанно сможет запомнить, а главное, понять, правила чтения.

Но в первую очередь все зависит от решения родителей и желания самого ребёнка.

Когда начинать учить малыша читать - видео

С чего начать: правильная подготовка к обучению чтению

Этот этап является предшествующим самому обучению читать. Чтобы освоить навыки составления слогов, а затем слов и предложений, ребёнка необходимо подготовить к изучению букв. Прежде всего у малыша должно быть хорошо развито чувство ритма, координации и фонематический слух.

Учить малыша улавливать ритм можно начинать с самого раннего возраста. Для этого педагоги рекомендуют включать крохе весёлые детские песенки и просить малыша танцевать или просто двигаться под звуки музыки. Родителям нужно показывать пример, чтобы ребёнок старался повторять движения за взрослыми. Такие упражнения положительно влияют на развитие ритмического слуха.

Для успешного освоения чтения по слогам необходимо развивать у детей фонематический слух

Очень важное значение имеет развитие фонематического слуха, чтобы ребёнок научился правильно произносить разные звуки, а также узнавать их в словах. Для этого специалисты рекомендуют ежедневно заниматься с детьми с помощью таких упражнений:

  • называйте крохе слова, а его задача состоит в том, чтобы сказать, на какую букву они начинаются;
  • дайте малышу задание: называть слова, первая буква которых только А, Б, П и другие;
  • немного измените правила: пусть кроха называет вам букву, на которую оканчивается слово;
  • называйте слова, лучше начинать с коротких с одним или двумя слогами в составе. Задача малыша, найти нужный звук. Например, мама говорит, что нужно определить, есть ли в словах звук «а» и называет разные слова, как только встречается слово с нужным звуком, малыш должен его повторить. Педагоги рекомендуют начинать эту игру с гласных звуков, их дети легче определяют, а только потом переходить к согласным.

Быстрые и лёгкие способы научить ребёнка читать по слогам

В первую очередь ребёнок должен знать все буквы. Специалисты рекомендуют родителям изучать не название букв, а сразу звуки. Например, не «эр» а звук <р> и т.д. Начинать следует с гласных звуков, как только малыш их освоит и запомнит, можно переходить к согласным.

Следует чётко понимать, что для чтения нужны именно звуки, не название букв. Если ребёнок запомнит только буквы, ему будет очень сложно переучиться и воспринимать только звуки.

Сегодня существует множество методик и способов, с помощью которых родители могут научить будущего ученика читать. Рассмотрим самые популярные из них.

Соединяем буквы в слоги с помощью букваря Н. Жуковой

  1. Каждый день можно учить не более одного звука. Перед знакомством с новым, необходимо повторить все предыдущие, чтобы малыш не забывал их.
  2. После удачного запоминания всех звуков, можно пробовать составлять слоги. Начинать необходимо из одного согласного и одного главного звуков. Первые слоги необходимо составлять из сонорных согласных: м, р, н, л и гласных. Когда ребёнок освоит эти навыки, можно пробовать слоги с шипящими звуками.
  3. Не стоит спешить во время составления слогов. Детям часто сложно понять, как произносить звуки вместе, а не по отдельности. Для этого необходимо заниматься каждый день минимум по 10 минут для достижения положительного результата.
  4. Сначала слог читают родители, затем ребёнок повторяет. Через некоторое время малыш поймёт принцип составления слогов из звуков.

Прежде чем начинать обучение чтению, необходимо определиться с учебником. Для детей отлично подойдёт букварь Н. Жуковой. По этому букварю дети занимаются в школе, поэтому приобрести его не будет лишним. По методике Жуковой занимаются многие педагоги и добиваются отличных результатов. Принцип обучения чтению основан на «бегающих буквах», т.е. на страницах книги буквы стремятся навстречу друг другу. Это сделано для того, чтобы ребёнок понял: нельзя читать, произнося звуки отдельно друг от друга. Правильное чтение слогов - произносить звуки вместе.

С помощью этой методики ребёнок быстро освоит чтение по слогам

Принцип, который лежит в основе методики Жуковой, представляет собой постепенное соединение двух звуков в слог. Например «МА»: сначала необходимо протяжно произнести первый звук «мммммм…» и в конце прибавить «а». Затем первый звук укорачиваем, а второй, наоборот, необходимо протягивать: «маааааааа». Как только ребёнок научится соединять оба звука и произносить их вместе, можно не протягивать звуки, а произносить один слог.

Для родителей в конце каждой страницы написаны подсказки, как правильно заниматься с ребёнком во время обучения чтению. На них следует обращать внимание обязательно.

Читаем слоги по букварю Жуковой - видео

Учимся читать по кубикам Зайцева

По этой методике дети не изучают отдельно звуки, а потом составляют их в слоги. Они сразу запоминают целый слог, который написан на одной из сторон кубика. Занимаются малыши исключительно с кубиками и только в игровой форме.

Принцип этой методики состоит в том, что ребёнок запоминает визуально, заучивает, целый слог, а потом учится составлять из слогов слово.

Во время обучения по методике Зайцева дети запоминают целые слоги, им не объясняют, как складывать их из звуков

Но у этой методики есть один минус: малыш может столкнуться с проблемами обучения чтению в школе. Дело в том, что по школьной программе детей сначала учат буквам и звукам, потом составляют из них слоги, а затем слоги складывают в слова. Ребёнок, который запомнил и выучил по две буквы сразу с помощью кубиков, не понимает принцип классического метода обучения.

Принцип методики Зайцева - видео

Что делать, если ребёнок не понимает, как складывать слова в слоги

Часто бывает так, что малыш просто не может осознать, как произносить два звука вместе, не разделяя их. Специалисты предупреждают, что родители не должны допускать такого произношения слогов. Если ребёнок привыкнет говорить «мэа» вместо «ма», переучить его будет крайне сложно, на это могут уйти месяцы, а это нам совершенно не нужно. Педагоги предлагают родителям несколько способов, чтобы малыш быстрее понял, как правильно читать два звука вместе :

  • петь слоги: этот метод очень эффективен, дети быстро понимают, как нужно читать слог, если его поют. Но задача взрослых - не дать ребёнку привыкнуть именно к пению. Как только малыш познакомится со слогом и хорошо его запомнит, предлагайте ему просто читать этот слог. Чередуя занятия таким образом: знакомые слоги ребёнок читает, а новые поёт, малыш быстро научиться произносить два звука вместе;
  • прибегайте к помощи визуальных пособий: очень хорошо помогают обучающие мультфильмы, где яркие слоги появляются на экране и голос автора их озвучивает;
  • купите ребёнку магнитную азбуку: пусть он сам составляет слоги из знакомых звуков;
  • на стене можно повесить слоговую таблицу, обычную или со звуковым сопровождением. В первом случае родители произносят слоги, а ребёнок повторяет их, а во втором малыша сам может нажимать на нужный слог, и автор будет называть его.

Такой звуковой плакат поможет ребёнку быстрее запомнить слоги

Не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому темпы освоения чтения по слогам у каждого крохи могут отличаться. Родителям стоит набраться терпения и не торопить малыша. Главное условие успешного освоения навыка чтения - регулярные занятия. Пусть они будут недолгими, но ежедневными и положительный результат гарантирован.

Игры для обучения чтению по слогам

Психологи и педагоги в один голос твердят, что лучших результатов в процессе обучения можно добиться, если занятия будут проходить в игровой форме. Каждый ребёнок любит играть, поэтому ему будет интересно учить слоги именно в процессе игры. Существует множество разных игр, которые наверняка заинтересуют вашего маленького ученика.


Задействуя свою фантазию и зная предпочтения и интересы малыша, родители могут придумать множество игр, которые помогут крохе быстро освоить чтение по слогам. Все зависит от желания крохи и терпения взрослых, которые должны мягко подводить будущего ученика к регулярным занятиям чтением.

Обучающий мультфильм для детей: учим слоги - видео

  1. Больше играйте с ребёнком, он должен воспринимать занятия как весёлое времяпровождение, а не обязанность.
  2. Никогда не заставляйте малыша читать, это негативно повлияет на процесс обучения. Лучше показывайте на своём примере, что читать - это замечательно и увлекательно. Дети многое повторяют за взрослыми.
  3. Всегда повторяйте пройденный материал, так малыш лучше запомнит слоги.
  4. Занимайтесь в любое свободное время: гуляя по улице, играйте в слоги и т.д. Чем чаще заниматься с крохой, тем быстрее он запомнит слоги и начнёт составлять слова.
  5. Больше разнообразия: не останавливайтесь только на букваре или слоговой таблице. Включайте малышу обучающие видео и мультфильмы.
  6. Читайте вместе: разработайте своеобразный ритуал и читайте малышу вслух перед сном или в обед. Предлагайте ребёнку прочитать одно слово, а вы закончите предложение. Постепенно малыш захочет читать больше: словосочетания, а потом и предложения.
  7. Не делайте перерывов в чтении: старайтесь заниматься ежедневно хотя бы по нескольку минут. Если ребёнок не настроен воспринимать информацию, в игровой форме, повторите с ним уже пройденный материал, знакомые ему слоги.
  8. Заинтересуйте малыша: напишите ему записку и пусть пробует прочитать её, или придумайте игру в стиле квест, где подсказки написаны на карточках. Если ребёнок все прочитает и поймёт задания, его ждёт приз.
  9. Не следует ругать детей: если у них не получается читать, просто наберитесь терпения, объясните один, два, три раза, столько, сколько это потребуется. Подбадривайте малыша, чтобы у него не пропало стремление идти дальше.
  10. Обязательно поощряйте кроху: хвалите его, дарите подарки, покупайте то, что он давно хотел. Ребёнок должен знать, что его старания приносят положительные результаты и он будет стремиться к следующим высотам. Мотивация - лучший способ стимулировать интерес малыша к чтению.

Похвала очень важна в процессе обучения, так ребёнок будет стремиться быстрее освоить чтение

Особенности обучения в зависимости от возраста ребёнка

Хотя многие специалисты не рекомендуют учить детей читать до пятилетнего возраста, пока они не будут готовы физически и психологически, большое количество родителей предпочитают начинать занятия с детьми в более раннем возрасте, с двух-трёх лет. Некоторые мамы и папы отдают детей с года в детские развивающие центры, где малышей уже в этом возрасте учат читать.

Принцип обучения чтению детей разного возраста - таблица

Критерий 1 - 3 года 4 года 5 - 6 лет
Методика обучения Чаще всего детей обучают по карточкам Глена Домана. Принцип этой методики состоит в том, что детям показывают карточки, на которых написаны определённые слова. Малыши запоминают из визуально целиком, а не отдельные слоги или буквы. В этом возрасте детям будет интересно заниматься по кубикам Зайцева. Малыши в процессе игры могут строить слова и словосочетания. Классический метод обучения чтению по букварю. Детей учат гласным и согласным звукам, затем составляют из звуков слоги, а только потом слова.
Обучающие пособия Большие карточки с написанными красным цветом словами. Деревянные или картонные кубики. Можно также включать детям обучающие мультфильмы со слогами. Букварь, карточки с буквами, обучающие видео и игры.
Регулярность занятий Занятия проходят только при желании малыша, если кроха капризничает, плачет и не настроен на запоминание информации, занятия лучше отложить. Как минимум три раза в неделю нужно заниматься с ребёнком с помощью кубиков. Если у крохи будет желание играть чаще, родителям не стоит этому препятствовать. Желательно заниматься каждый день и не делать перерывов в обучении
Время занятий 3–5 минут за один раз. Занятия можно проводить до трёх-пяти раз в день. Если ребёнку нравится читать и выполнять упражнения, не стоит ограничивать его по времени. Как правило, дети занимаются не более 20 минут, а затем переключаются на другое занятие. Педагоги рекомендуют читать как минимум по одной станице букваря в день. Если ребёнок хочет продолжить занятие, родителям нужно помочь ему в этом и похвалить за стремление читать.

Возможные последствия слишком раннего и неправильного обучения

Несмотря на то, что сегодня так популярны детские центры раннего развития, где детей учат читать, писать и считать с первых месяцев жизни, многие неврологи и психологи отмечают негативные последствия для малышей. Специалисты обуславливают свою точку зрения тем, что взрослые вмешиваются в мозговую деятельность малыша, когда он ещё не готов к такой нагрузке. И последствия этого могут проявляться:

  • неврозами, истериками и агрессивным поведением: несформированная нервная система не готова к восприятию такого количества информации, которую предоставляют педагоги раннего развития. Поэтому по мере взросления дети плохо спят, становятся нервными, склонными к агрессии и неадекватному поведению. Это симптомы перегрузки нервной системы, поэтому такая ситуация требует консультации врача;
  • функциональные нарушения в работе головного мозга: это проявляется в полном отсутствии интереса к учёбе у ребёнка. Причём педагоги не устают повторять, что малыш может учиться, все схватывает с первых минут, обладает хорошей памятью и логикой, но у него нет стремления и желания что-либо делать. Это связано с ранними нагрузками на мозговую деятельность и с возрастом организм как бы защищает себя от перенапряжения и перебора информацией, хотя уже готов её воспринимать;
  • у некоторых детей значительно уменьшаются шансы и возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Многие педагоги и психологи настаивают, что обучать детей чтению до четырёх-пяти лет не только не желательно, но и опасно. В раннем возрасте дети не готовы к восприятию и дифференциации звуков, которые необходимо знать, чтобы освоить чтение. Если учить ребёнка читать до четырёх лет, то у него вырабатывается неэффективный механизм чтения, т.е. малыш просто визуально запоминает слова, слоги, но не способен понять, как сложить буквы в слоги. Этот механизм восприятия остаётся и в более старшем возрасте. И переучить ребёнка правильному принципу чтения очень сложно.

Неврологи подтверждают, что негативные последствия раннего обучения чтению могут проявиться в более позднем возрасте, например, когда ребёнку пора идти в школу. Малыш начинает часто болеть, у него проявляется аллергия. В некоторых случаях у детей может быть диагностировано нервное перенапряжение, неуклюжесть, нарушение координации. Поэтому специалисты настаивают, не нужно подгонять время: ребёнок научится читать тогда, когда будет к этому готов, не стоит перегружать мозг крохи, чтобы избежать негативных последствий для его здоровья.

Почему не нужно учить читать детей слишком рано - видео

Родители - главные помощники детей на пути к обучению чтению. Малыш доверяет маме, ведь он привык, что она читает ему сказки и различные истории. Многие специалисты и педагоги настаивают, что не стоит спешить и пытаться научить читать ребёнка в год, который ещё не может говорить. Малыш должен быть полностью готов к началу восприятия букв и звуков. Постепенно можно знакомить кроху с буквами, потом слогами, а затем словами. Проводите все занятия в игровой форме, чтобы ребёнок был заинтересован. А также не забывайте поощрять малыша и тогда успех обучающего процесса вам обеспечен.

Чтение в дошкольном возрасте

Читать на русском или английском языке ребенок учится еще в период дошкольной подготовки. Коллективные занятия проводятся в виде игр, подвижных и логических, но не всегда они дают желаемый эффект. Как же помочь ребенку, если его уровень чтения не соответствует общим нормам или просто перестал расти?

https://1000sovetov.ru/uploads/images/xVvHDIIwpX8zN6TNvdcHFncYplpUfsFT1.jpg.pagespeed.ic.kAHG2bEdV2.jpg" alt=" data-mce-src=">

Также не следует забывать, что в школьной программе ребенку для прочтения дается большое количество материала. В связи с объемным списком изучаемой литературы и выполняемых заданий, он может просто устать и потерять интерес к обучению. В данной ситуации следует предложить свою помощь и постараться помочь ребенку в изучении важной информации.

Как научить ребенка быстро и правильно читать в младшей школе?

Читать быстро и правильно — не одно и то же. Если ребенку легко дался переход от слогов к быстрому чтению, это еще не гарантирует усвоение информации. Для того, чтобы научить ребенка еще и хорошо воспроизводить пройденный материал, следует выполнять простые и эффективные упражнения для развития своего чада.

Список упражнений, рекомендуемый ведущими мировыми педагогами, пополняется ежегодно. Выбор любого из них должен базироваться на уже достигнутых результатах ребенка или же способствовать достижению определенного уровня чтения и понимания материала.

DIV_ADBLOCK1347">

Что рекомендуют специалисты? Если скорость чтения ребенка достигла вышеназванного минимума, то пора научить его читать его быстро и правильно. Начинать уделять внимание этому вопросу желательно не позднее 2 класса, чтобы ребенок эффективно мог усвоить большое количество новых знаний.

Эффективными упражнениями для второклассника станут прочтение предложений наоборот (игра с вреднючкой) или их деформация, игра в «вершки и корешки», использование карточек. Первым шагом к правильному чтению могут стать занятия по прочтению предложений наоборот, то есть с конца. У ребенка это вызовет настоящий интерес к несуразице, которая будет получаться в итоге. Т

от же эффект будет достигнут, если вы поменяете слова в предложении местами и предложите школьнику собрать их в правильной последовательности. Что это даст ребенку? Люди старшего возраста читают и запоминают быстро, потому что угадывают окончания слов, додумывают суть предложений. Названые упражнения помогут вашему малышу овладеть этой же способностью и увеличить скорость мышления.

Игра в «вершки и корешки» еще более эффективна, она подойдет для детей младшей школы в любом возрасте, но рекомендуют ее чаще для детей, которые уже пошли в 3-4 класс. Выполнить упражнение можно с помощью обычной линейки и любимой книги (можно учебной). Закройте верхнюю или нижнюю половину слова, чтобы ребенок попытался его угадать. Если с первого раза сделать это сложно, то ненадолго покажите текст малышу и только потом закройте часть слова. Для первоклассника такое задание выполнить тяжело, но дети от 8 лет нередко выполняют его с большим интересом.

c"> Методика чтения по слогам и переход к целым словам

Если научиться быстро и правильно читать не получается из-за перехода от слогов к целым словам, то для решения этой проблемы существует специальная методика. Известный педагог, профессор И.Т. Федоренко и его коллеги предлагают рекомендации и упражнения, которые помогут малышу научиться читать целые слова. Основным условием их эффективности является регулярность и посильность, то есть родителям нужно ежедневно уделять внимание чтению около часа, не перегружая ребенка большими объемами работы.

Быстро улучшить технику чтения помогут такие рекомендации:

  • поддерживайте постоянный интерес ребенка к чтению с помощью соревнований, турниров, призов и интересных ему игр. Призом ни в коем случае не должны быть деньги, это может быть приготовление любимого блюда, поход в кино или другое общее занятие;
  • делайте все вместе. Алгоритм этой рекомендации прост: читайте наперегонки, если ребенок устал — замените его на время, старайтесь вместе с ним сопереживать персонажам, проявляйте интерес к его мыслям. В данном случае ребёнок должен чувствовать, что ваша цель — это не повышение его успеваемости, а желание узнавать, как можно больше нового вместе;
  • в зависимости от интересов ребенка можно использовать такие техники (можно научиться дома по бесплатным видео) как скороговорки, ритмическое чтение, напевание текста из книги и т.д. Если малышу это не интересно, то можно использовать субтитры в мультфильмах, читать комиксы и обмениваться короткими записками.

Помогут перейти от чтения по слогам к быстрому чтению такие упражнения как:

  • чтение волнами, когда один и тот же текст читается под разным наклоном. Сначала ребенок читает небольшой текст в привычном положении, далее можно переворачивать книгу до показателя в 170 градусов. Если ребенку интересно, можно даже попробовать чтение вверх ногами. Со временем он сможет читать целыми словами гораздо быстрее, чем раньше;
  • наращивание слов и чтение в столбик. Родители могут начать наращивать знания ребенка с однокоренных слов по алфавиту. Достаточно взять корень одного слова и добавлять к нему новые приставки и окончания. Слова по мере увеличения нужно располагать в столбик и засекать, как быстро ребенок сможет их читать после нескольких занятий на запоминание;
  • пересказы небольших текстов, рассуждения. Для этого упражнения нужно выбирать небольшие тексты с яркими персонажами. В них должно быть рассказано о проблеме, которая может заинтересовать ребенка. После совместного прочтения нескольких предложений стоит сделать паузу для того, чтобы малыш их пересказал и выразил свое отношение к их содержанию.

Во время чтения с ребенком рекомендуется применять видео-уроки с субтитрами. Это поможет малышу научиться быстро переходить от одного предложения к другому. Подобное видео обучение стоит совмещать по тематикам, например, животный мир, герои из мультфильмов и многое другое.

Инструкция

Запомните: ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сравнивать его с другими детьми, мол, Ваня или Таня уже свободно читают, а ты застрял на месте, в кого только таким тугодумом уродился! В результате ребенок сам поверит в свою неполноценность. Будет ли он после этого охотно учиться – вопрос чисто риторический.

Не заставляйте его читать чуть ли не с утра до ночи, и уж тем более не наказывайте! Этим вы только добьетесь, что само слово «чтение» будет вызывать у малыша ассоциацию с чем-то ужасным, отвратительным. А вы ведь не хотите этого, верно? У вас иная цель.

Гораздо лучше будет, если вы умело, тактично и ненавязчиво поможете своему ребенку овладеть быстрым чтением. Самый простой и эффективный способ – читать вместе с ним. Выберите интересный, занимательный (для ребенка, разумеется, а не для вас) текст, распечатайте его в двух экземплярах. И начните вместе, одновременно читать вслух. Повторяйте это упражнение ежедневно.

Сначала подстраивайтесь под скорость чтения ребенка, потом постепенно начинайте читать все быстрее и быстрее. В большинстве случаев малыш также начнет читать быстрее. Здесь главное правило: не форсировать обучение. Все должно происходить естественно, как бы само собой.

Внесите в обучение элементы игры и стимулирования. Например, напишите на полосках бумаги различные слова, относящиеся к самым разным сферам жизни и деятельности. Задача ребенка – как можно скорее собрать в одну корзину все слова, относящиеся к . Например, такие, как « », « », « », «тетрадь» и т.д. Объясните ему, что если он найдет все эти слова быстрее, чем за минуту, получит приз. Повторяйте такие упражнения до тех пор, пока ребенок не уложится в назначенное время. Ничего непедагогичного в этом методе нет, а пользу он принесет большую.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на вывески магазинов, учреждений, просите их прочитать вслух. Если вы пойдете с малышом в зоопарк – проследите, какое животное вызвало у него особенный интерес, и попросите прочитать, что написано об этом животном на табличке у клетки, вольера. Любознательный ребенок наверняка охотно откликнется на вашу просьбу. Помните: ваша главная задача – пробудить в малыше интерес к чтению, чтобы он не относился к нему, как к скучному, надоедливому занятию, а сам , что читать очень полезно и увлекательно!

Видео по теме

Источники:

  • как научить ребенка быстро читать 2 класс

Одно из основных условий успеха в учении школьника является владение навыком чтения. Однако этот уровень чтения сегодняшних учеников вызывает тревогу у родителей и учителей. Как научить школьника ?

Вам понадобится

  • Книги, которые нравятся вашему ребенку.

Инструкция

Техника чтения – это умение узнавать написанные буквы, правильно соотнести их со и произнести в виде слогов и слов. Процесс чтения подразумевает владение техники и осознание смысла прочитанного. Скорость чтения зависит от возможности ребенка воспринять на слух определенных набор слов с одного прочтения.

Зрительное восприятие текста происходит в момент фиксации слова или предложения. Частота фиксации зависит от угла зрения. Чем он меньше, тем чаще взгляд фиксируется на тексте. Чем чаще взгляд ребенка фиксируется, тем меньший объем текста он воспринимает зрительно. При обучении чтению обратите внимание на дыхание ребенка, артикуляцию, развитие угла зрения, степень развития антиципации (догадка).

Начните с дыхательных упражнений: дыхание ритмичное, вдох длиннее выдоха, на выдохе прочитывается определенное количество слов. Читайте скороговорки, постепенно увеличивая количество прочитанных слов на одном дыхании.

При нарушении артикуляции проводите упражнения на тренировку речевого аппарата. Упражнения для губ: удерживайте губы в улыбке, вытягивайте трубочкой и чередуйте эти действия. Открывайте и закрывайте рот в положении улыбки. Вытяните губы трубочкой и дуйте на шарик, не надувая щек.

Упражнения для : сделайте язык широким, затем узким. Поднимите язык за верхние зубы, затем опустите за нижние. Имитируйте чистку зубов: улыбнитесь и кончиком языка «почистите» верхние и нижние зубы. Имитируйте облизывание губ кончиком языка, как после съеденного мороженного. После освоения техники упражнений заучивайте скороговорки.

Постепенно увеличивайте угол зрения : читать нужно около окна, периодически отрываясь от читаемого текста, чтобы комментировать предметы за окном. Затем снова возвращаться к . Расположите по углам страницы небольшие яркие , ребенок фиксировать их боковым зрением, не

Всесторонне развитый ребенок является мечтой каждого современного родителя. Особенно важно для мам и пап, чтобы их кроха научился рано читать. Ведь многие школьные учреждения ждут первоклассников, которые уже владеют навыками чтения, а также умеют считать и писать.

Сегодня разработано множество методик и систем, которые помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать. Но многие родители теряются и не знают, в каком возрасте начинать обучать малыша навыкам чтения и какую методику для этого выбрать. Рассмотрим все по порядку.

Когда учить ребенка читать

Мало кто из взрослых задумывается над тем фактом, что чтение является достаточно сложным процессом, который заключается не только в выучивание букв, умение образовывать из них слоги или даже воспроизводить длинные предложения.

Суть обучения чтению заключается в том, чтобы малыш умел осознанно воспринимать и воспроизводить текст.

В связи с этим, ответ на вопрос о том, когда разрешается учить ребенка читать типа «Чем раньше, тем лучше» является неправильным. Невропатологи предупреждают родителей, что раннее обучение малыша чтению в некоторых случаях может ему навредить. Ведь нервная система и мозг человека развивается постепенно. Если начинать принудительно влиять на отделы головного мозга ребенка, которые еще физиологически не готовы функционировать в полную силу, то возможно развитие невроза, бессонницы и других психологических проблем.

Каждый из родителей может самостоятельно определить физиологическую готовность своего маленького чада к чтению:

  1. У малыша развита и полностью сформирована речь. Он не только говорит сложными предложениями, но и в состоянии составить небольшой связный рассказ.
  2. У ребенка полностью развит фонематический слух. Малыш без труда может самостоятельно определить звук в начале, в конце и в середине слова.
  3. Ребенок уже правильно произносит все звуки, а также у него нет нарушения ритма речи, мелодики и других логопедических проблем.
  4. У крохи полностью сформировалась пространственная ориентация.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям начинать обучать чтению детей не раньше 5 лет. В данном возрасте мозг ребенка способен без труда освоить любые знаковые системы. Но, каждый малыш индивидуален, и в практике существуют случаи, когда дети начинают самостоятельно читать и в более раннем возрасте.

Методики раннего обучения чтению

Сегодня разработано множество методик, которые помогают малышам быстро научиться читать с помощью родителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них более детально:

Правильно учить ребенка читать: методика Зайцева

Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка.

Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель. В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты.

Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь.

В методике Зайцева данный прием называется «попевки». При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка.

Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями. При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15-30 минут.

Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты:

  • ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад;
  • на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно;
  • система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории;
  • ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению;
  • кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
  • Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями:
  • ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады;
  • трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами;
  • непоследовательность метода;
  • дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.

Правильно учить ребенка читать: методика Глена Домана

Суть данной популярной методики американского ученого заключается в том, что малыш не запоминает звуки или склады, а автоматически осваивает целые слова. Для этого используются специальные карточки, с изображением слова и предложения. Родители показывают малышу определенную карточку в течение 15 секунд и громко называют ее значение.

Занятия по данной методике должны осуществляться регулярно и первоначально длиться около 5-10 минут. В результате малыш не только быстро научится читать, но у него будет развиты интеллектуальные способности, фотографическая память, внимание и умение концентрироваться на определенном объекте. Плюсы данной методики следующие:

  • методику можно использовать с самого рождения крохи;
  • занятия смогут самостоятельно организовать родители, без привлечения специалистов;
  • дидактический материал можно сделать самостоятельно;
  • малыш получает всестороннее развитие, так как карточки разнообразной тематики.
  • Педагоги определяют следующие недостатки данной методики:
  • ребенок в ходе обучения занимает пассивную позицию;
  • малыш не учится самостоятельно читать, а только слушает информацию и ее анализирует;
  • невозможно проявить креативность в процессе обучения;
  • процесс обучения однотипный: нужно ежедневно демонстрировать малышу разнообразные карточки;
  • дети, которые старше трех лет, не очень охотно воспринимают данную методику.

Правильно учить ребенка читать: система развития Павла Тюленева «МИР»

Данная методика сегодня актуальна для многих родителей, особенно книга автора «Читать раньше, чем ходить». Педагог и новатор уверен, что малыш может с легкостью к году складывать буквы в слова, а к двум годам - бегло читать. Для этого с крохой нужно заниматься с самого рождения, а именно демонстрировать карточки с буквами, громко их озвучивая.

Особенно важны первые четыре месяца ребенка, когда его мозг активно воспринимает любые графические изображения.

При этом важно, чтобы в поле зрения малыша не попадали какие-либо игрушки или отвлекающие внимание посторонние предметы. Таким образом, для ребенка создается благоприятная развивающая среда, которая содействует активному обучению в будущем чтению. Автор методики предлагает родителям пропустить образную и сенсорно-моторную стадию развития крохи.

Правильно учить ребенка читать: классический способ обучения - Букварь

Данное пособие отличается разнообразными картинками и изображениями на страницах любимых героев. Принцип этой традиционной методики заключается в том, что малыш учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги - в слова. При этом ребенку предоставляются специальные предложения на различные сочетания гласного с согласным звуком и наоборот. Важно, чтобы в приобретенном родителями букваре не были сразу представлены все буквы алфавита, а потом подана информация о соединении их между собой. Наилучшим вариантом является букварь, в котором данный процесс осуществляется параллельно. Ведь именно в ходе множества складываний ребенок учится активно читать и осознает основные его принципы.

Следует отметить, что многие родители, апробировав множество современных методик, возвращаются к традиционной методике обучения чтению. Конечно, данная методике не является легкой и простой, но она дает возможность малышу самостоятельно проанализировать полученную информацию и прочитать первые склады и слова, а потом небольшие предложения.

Легкий способ правильно научить ребенка читать

Предлагаем вам освоить самый простой способ научить читать ребенка. Данный способ состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более детально:

Учим только гласные буквы

Для этого родители должны подготовить специальный дидактический материал: кружочки диаметром 10 см красного цвета. На этих кружочках необходимо написать все 10 гласных букв. Данный цвет выбран не случайно, так как в звуковых схемах гласные звуки обозначаются точкой именно красного цвета. Ознакомьте малыша с каждым гласным звуком отдельно и пропойте вместе с ним его название. Кружочки с гласными звуками можно расклеить по дому и периодически просить кроху спеть песенку для того или иного звука. Через некоторое время измените местоположения кружочков.

Данный прием можно уже не применять, если кроха запомнил все песенки правильно.

Далее можно поиграть с малышом в интересные прятки с гласными звуками. Для этого, возьмите текст с достаточно крупным шрифтом или напишите самостоятельно простые слова на отдельных листах бумаги. Задача ребенка заключается в том, чтобы найти спрятанную в слове гласную букву. Благодаря этой игре малыш лучше запомнит графическое изображение буквы, а также научиться выделять букву из слова, независимо от ее цвета и размера.

Учимся читать отдельные слоги и простые слова

Когда малыш полностью выучил гласные звуки, можно перейти к процессу соединения их в слоги. При этом воспользуйтесь следующей методикой. Например, сегодня вы будете знакомить малыша с буквой Н. Следует отметить, что для малыша не важна информация о том, является ли изучаемая буква твердой или мягкой. В первую очередь обратите внимание ребенка на особенности ее графического изображения и придумайте, с какими предметами ассоциируется буква. Постарайтесь создать в голове малыша четкий образ буквы Н.

Далее приставляем изучаемую букву к готовым красным кружочкам с гласными буквами и читаем вместе с малышом образованный слог. Можно полученные слоги пропеть, произносить с различной интонацией и использовать другие приемы, чтобы малыш понял принцип образования слога. Данное занятие должно осуществляться в игровой форме и не превышать 10 минут.

После того, как кроха освоит два или три согласных звука можно учиться составлять простые слова из трех или четырех букв. Например: со+к, со+н или но+с. Для этих целей можно подготовить карточки со слогами и буквами или использовать магнитную азбуку.

Чтение сложных слов

Когда малыш научиться читать отдельные слоги и небольшие слова, можно приступать к чтению сложных слов, состоящих из 6 и более букв. Для более быстрого результата напишите знакомые слова для ребенка на листке бумаги и расклейте их по дому.

Прочитайте с крохой вместе все новые слова несколько раз. Далее в течение дня в игровой форме повторяйте данные слова несколько раз. При этом можно менять месторасположение листочков со словами. Когда первую группу слов вы уже с ребенком освоили, приступайте к новым словам.

Кроме этого, повторяйте периодически ранее изученные слова.

Выше изложенный способ поможет малышу быстро научиться читать сначала слоги, а потом слова. Достаточно 15 минут в сутки уделить внимание данной методике, и ваш ребенок скоро будет читать отдельные предложения и маленькие истории.

Правила для успешного обучения чтению

  1. Обучение ребенка должно осуществляться в игровой форме, так как в данный возрастной период именно игра является активной формой познания мира.
  2. Интерес к занятиям должен постоянно поддерживаться многофункциональными пособиями и увлекательным дидактическим материалом.
  3. Эффективнее всего для малыша являются короткие занятия последовательного характера.
  4. Ваши объяснения должны быть четкими, короткими и емкими, так как дошкольник не способен воспринимать длинные и многочасовые инструкции.
  5. Начинайте малыша обучать чтению только в том случае, если его устная речь полностью развита и нет дефектов в звукопроизношениях.
  6. Структура вашего занятия должна включать не только обучающую часть, но и короткие разминки, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и прочие мероприятия.
  7. В процессе занятия будьте последовательными, гибкими и терпеливыми.
  8. Не сравнивайте достижения своего малыша в обучении чтению с успехами других детей. Ведь для каждого ребенка характерен собственный индивидуальный темп приобретения навыков чтения, зависящий от многих факторов.
  9. Не начинайте заниматься с малышом, если у него или у вас плохое настроение. Данные занятия не будут эффективными и негативно отразятся на дальнейшем развитии малыша.

Следует отметить, что процесс обучения чтению является длительным и многогранным процессом. При этом у малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Родители в первую очередь должны ориентироваться не на модные методики раннего обучения, а на индивидуальные особенности развития у крохи мышления, памяти и внимания. Ведь от того, насколько правильно вы будете учить ребенка читать, зависит, вырастет ли из него грамотный и вдумчивый читатель.

Статьи по теме: