Чему должен научиться ребенок 5 6 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

В 5 лет ребенок окреп как физически, так и психологически. Ему важно, как он выглядит, во что одет. Он себя уже воспринимает как личность, понимает, что отличается от других. Имеет свое мнение и отстаивает его не капризами, а пытается объяснить, приводя доводы. Дети в пять лет достаточно физически выносливы. Они могут пробежать, не останавливаясь, 200-300 метров в быстром темпе. Если на пути встречаются препятствия, они их ловко перепрыгивают или оббегают.

У детей хорошо развита координация движения. Они с закрытыми глазами легко достают пальцем до кончика носа, уха, макушки, колена. Пятилетние дети довольно ловкие, подбрасывают и ловят даже небольшой мяч, не промахиваясь, точно бьют по нему ногой. Могут пробежать по тонкой дощечке, прыгают вперед и назад, через препятствия – ямки, канавки.

У пятилетнего ребенка хорошая память. Он способен запоминать новые слова, как русские, так и иностранные, объемные стихотворения, смысла которых даже не понимает. Пытается выяснить значения новых слов. У него богатый словарный запас – 2500-3000 слов. Ему удается довольно легко излагать мысли, точно передавать свои ощущения или впечатления словами. Не путается в понятиях «вчера» и «завтра», «ужин» или «завтрак». Если происходит ошибка, он тут же поправляет себя сам.

Из пяти-шести слов, логически рассуждая, легко находит лишний предмет. Например, сообразит, что из слов «ложка», «тарелка», «кастрюля», «стул», « чашка», «стакан» — посторонним предметом является «стул». Если на картинке изображены предметы неправильно, найдет ошибку и объяснит, что здесь не так.

Уход за ребенком в 5 лет

К пяти годам ребенок все уверенней пользуется зубной щеткой. Он водит ею по зубам в правильном направлении, вычищая межзубные промежутки. Он умеет тщательно полоскать рот, поэтому чистку зубов уже можно производить с применением детской зубной пасты (без фтора). С пяти лет можно попробовать приучать детей к утреннему душу. Это поможет быстрее избавиться от утренней дремы и получить заряд бодрости. Эта процедура позволит не только держать тело в чистоте, но и обладает закаливающими свойствами. После душа нужно вытереться насухо и растереться полотенцем.

Родители должны приучить детей аккуратно складывать одежду на стульчик. Обычно в этом возрасте дети уже сами снимают ее и одевают. Во-первых, так они приучаются к опрятности, а во-вторых, одежда не мнется, и ее не придется после сна искать по всей комнате.

С пяти лет можно научить ребенка мыть лицо с мылом. Закрыв глазки, легкими движениями, не растирая кожу, нанести мыльный раствор. Можно использовать хорошее мыло или специальные мягкие очищающие средства. Злоупотреблять мыльными умываниями не стоит, достаточно раза в день. Если его кожа стала сухой или обветрилась на морозе, перед сном ее смазывают тонким слоем детского крема.

Питание ребенка в 5 лет

К пяти годам несколько замедляется рост детского организма по сравнению с предыдущими годами. Поэтому уменьшается потребность в дополнительных калориях. Снижается количество потребляемых животных белков, но увеличивается доля жиров и белков растительного происхождения. Калорийность дневного рациона должна составлять примерно 2000 ккал. На белки и жиры должно приходиться по одной части, на углеводы – 4, т.е. соотношение углеводов, жиров и белков должно составлять 4:1:1. Такой режим питания позволит ребенку не испытывать чувство голода, в то же время не перегружать пищеварительную систему жирной и тяжелой пищей. Необходимо следить, чтобы в его рационе присутствовало достаточно овощей, как источник многих незаменимых микроэлементов. Следует дополнять ежедневное питание сырыми овощами и фруктами по сезону.

Режим дня ребенка в 5 лет

С пяти лет ребенка можно уже приучать к наведению порядка и чистоты в квартире. Многих детей и заставлять не надо, они сами с радостью помогут помыть посуду, протереть пыль, навести порядок на книжной полке или в ящике с игрушками. Поэтому в распорядке его дня следует выделить для этого специальное время. График придется немного сжать, возможно сократить время, отведенное на игры. Если ребенок посещает дополнительные спортивные секции или творческие кружки, это тоже нужно учесть. Время, потраченное на дорогу, следует не тратить впустую, а использовать с толком. По пути можно разучивать стихи, считать, узнавать что-то новое. В остальном режим дня похож на тот, который был в 4 года: четырехразовое питание, один дневной сон 1,5-2 часа, игры, прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет (как развивать)

Для развития речи с детьми полезно заучивать скороговорки и считалочки. Проговаривая их вначале медленно, затем в убыстренном темпе, ребенок вырабатывает чистоту произношения и хорошую дикцию. Есть специальные математические считалки, повторяя которые, дети дополнительно учатся счету и простым арифметическим действиям. Если ребенок только приступил к заучиванию алфавита, с ним можно поиграть в лото. На широкой полосе бумаги в ряд пишутся крупные буквы. Ребенку выдаются жетоны — бумажные кружки или квадратики. Взрослый называет букву, а дети ищут ее у себя на бумаге и, если нашли, закрывают жетоном. Игра продолжается, пока не закроется весь ряд. Вместо букв можно написать и цифры.

Хорошо развивает логическое мышление игра, где требуется найти лишний предмет. Ребенок из предложенных картинок должен выбрать одну, которая отличается от других. Например, среди картинок с цветами есть одна с грибочком. Или на всех карточках нарисованы музыкальные инструменты, а на одной — молоток. Подручный дидактический материал можно сделать самим, купить в магазине или распечатать картинки из Интернета.

Чтобы познакомить детей с цифрами, можно купить разукрашки, в которых, чтобы получить контур рисунка, необходимо соединить по порядку точки с цифрами. Когда рисунок будет готов, его можно разукрасить. В 5 лет нужно показать ребенку, как пользоваться телефоном и научить звонить самостоятельно. Объяснить простые правила движения, рассказать, зачем нужен светофор, что означает каждый цвет и какие выполняют действия при их загорании.

Игры и игрушки для детей в 5 лет (как развлекать)

С пяти лет ребенок все больше одиночному времяпрепровождению предпочитает компанию сверстников. Вместе им очень интересно играть в ролевые игры – школу, больницу, дочки-матери, войнушку, магазин. Они устанавливают свои, порой достаточно сложные правила, вводят расчетную валюту в виде фантиков. Дети настолько увлечены, что их игра может продолжаться несколько часов. Причем в куклы могут играть также и мальчики. Для пятилетнего возраста это вполне характерно.

Если у ребенка есть способности или желание, его можно записать в спортивные секции. С пяти лет уже можно заниматься гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, шахматами, хоккеем, некоторыми видами восточных единоборств. Самое время отдать ребенка на бальные танцы, рисование, научить игре на фортепьяно. Только не нужно детей принуждать или уговаривать, они должны сами проявить желание.

Одними из любимых развлечений остаются чтение сказок, детских книг, лепка, рисование, конструирование, собирание паззлов, кубиков. Любят они слушать и детские песенки, нередко подпевая сами. Иногда дети увлекаются коллекционированием. Собирают открытки, фантики от конфет, вкладыши на определенную тематику. Многие современные дети в пять лет овладели компьютером, любят играть на нем в игры. Родителям нужно следить за длительностью времяпрепровождения за монитором, ограничивая его до получаса в день.

Воспитание ребенка в 5 лет

Пять лет – еще достаточно детский возраст, но ребенок должен понимать, что он живет не один. Поэтому необходимо подчиняться определенным правилам как у себя в квартире, так и в общественных местах. Объяснить ему нужно так, чтобы он все правильно понял. Тогда и ему будет в жизни легче и родителям не придется за него краснеть.

Нередко пятилетние дети могут дерзить маме, не слушаться, пытаться устанавливать свои порядки. Не стоит на них кричать, ругаться, лучше проявить выдержку. Необходимо с ними поговорить, объяснить, что они сделали маме больно и разочаровали ее. От этого она страдает, у нее болит сердце. Нужно вызвать у ребенка чувство стыда за свой поступок и раскаивания. Не следует его заставлять признать вину, он должен дойти до этого сам. Родителям необходимо на своем примере показывать, какие должны быть отношения между близкими людьми. Поэтому, если в семье ссоры и ругань, отец кричит, а мать бьет посуду, требовать от детей достойного поведения бесполезно.

Ребенка необходимо научить и правилам приличия. Он должен обращаться на «вы» к взрослым людям, не встревать в их разговоры. При встрече со знакомыми здороваться, и со сверстниками в том числе. Необходимо его обучить азам коммуникабельности: контролировать агрессию, вежливо обращаться за помощью, благодарить, прощаться при уходе. Не жадничать, делиться или обмениваться игрушками. При воспитании не возбраняется пользоваться как методами поощрения, так и наказания.

Пять лет – первый маленький юбилей. Вы замечали, как менялись интересы вашего ребенка, его привычки и поведение. На каждом этапе возникали свои сложности и непонятные моменты. Есть они и сейчас. Поэтому стоит о них знать, хотя бы о некоторых, чтобы правильно себя повести в конкретной ситуации. Например, у многих детей в пять лет бурно развита фантазия. Порой они сами не могут определить границу между правдой и выдумкой. Поэтому, если вы заметили, что ваш ребенок переплюнул самого барона Мюнхаузена, не стоит его ругать и уличать во лжи. Ведь он сам верит во что говорит. Помечтайте и пофантазируйте вместе с ним. А потом направьте разговор в нужное русло и объясните, что это придуманные действия и герои, а в жизни все по-другому. Если же вы обнаружили, что ребенок фантазирует, чтобы избежать наказания, необходимо принять своевременные меры. Провести воспитательную работу, и рассказать, что не благородно и трусливо скрывать правду. А за провинности и плохие поступки необходимо отвечать, и, даже, нести наказание.

Дошкольники развиваются особенно быстро, что и позволяет специалистам на основе знаний, умений и навыков судить о его уровне развития. Это, в свою очередь, помогает построить для конкретного малыша программу коррекции, в случае необходимости. Возможно, нелишним будет и родителям знать те критерии, на которые опираются медики при оценке физического, психического и умственного развития ребенка.

Пять лет - это довольно сложный возраст, ведь именно с него начинается подготовка старшего дошкольника ко взрослой жизни в школе. Ребенок этого возраста все так же подвижен и любит общаться с ровесниками, но его уже все чаще можно увидеть рисующим или мастерящим, он чаще тянется к книгам и другим источникам знания впитывая все новое, как губка.

Детям очень нравятся ролевые сюжетные игры, и они уже способны сами договорится о распределении ролей.

Ваш малыш уже не такой маленький, как раньше, у него уже имеется свое мнение по любому вопросу. В пять лет он уже самостоятельная личность со своими потребностями и желаниями, независящими от родителей.

Задача родителей - подготовить своего малыша к школе, обеспечить его недостающими знаниями и умениями, привить нужные навыки.

Физическое развитие пятилеток

Окружность грудной клетки 52 - 57 см, рост 100 - 120 см, вес 17 - 25 кг.

Малыш начинает активно расти, поэтому его питание очень важно. Задача родителей - исключить из его рациона фастфуд, газировку и постараться, чтобы малыш забыл о перекусах. Практически все потребляемые им калории сейчас уходят на рост и развитие, а значит, если малыш начал поправляться - ищите проблему. Развитие пятилетнего человечка позволяет ему довольно быстро осваивать спортивные навыки, поэтому этот возраст считают самым лучшим для того, чтобы отдать малыша в спортивную секцию.

Главные физические навыки, на развитие которых стоит обратить внимание - координация, равновесие и скорость.

Что должен уметь пятилетний человечек:

  • Пробежать без остановки до 200 м (из них на скорость около 60м).
  • Бежать без остановки 90 сек.
  • Прыгнуть с высоты в 40 см.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Ходить по гимнастической скамейке.
  • Бросать мяч в отстоящую на 2 м мишень.
  • Лазать по гимнастической стенке.

Его движения хорошо скоординированы, он становится сильнее и выносливее. Любимыми играми становятся те, в которых надо бегать и лазать где-то.

Мелкая моторика

Она развита у детей уже достаточно хорошо, они практически правильно держат ручку или карандаш, рисуют различные по нажиму и наклону линии, делают аппликации, используя ножницы, складывают пазлы и фигуры из деталей конструктора по образцу или схеме. Но ее дальнейшему развитию все же стоит уделить особое внимание, учите его аккуратно раскрашивать не выходя за границы рисунка и срисовывать простые рисунки, правильно располагая их на бумаге, рисуйте "графические диктанты".

Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка

Мышление

Это благодатный возраст для родителей желающих чему-то научить своего малыша, ведь именно сейчас развитие малыша позволяет ему легче вбирать новые знания. И тут главное - не переусердствовать и опираться на желание и интерес маленького человека.

К этому возрасту он должен уметь определять последовательность событий и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц. Малыши уже способны находить сходства и отличия предметов, исключать лишнее.

В этом возрасте начинает развиваться логическое мышление, правда, логика малыша еще сильно отличается от логики взрослого человека, не стоит доказывать свою правоту, просто выясните всю его логическую цепочку.

Что знает пятилетний малыш :

  • Цифры 1 – 10 и их изображения.
  • Геометрические фигуры, умеет рисовать и делить их на равные части.
  • Почти все буквы, называет слова на эти буквы, умеет написать хотя бы часть из знакомых букв самостоятельно, есть такие дети, которые умеют читать по слогам, но их мало.
  • Знает и умеет показывать цвета и их оттенки.
  • Дни недели, месяцы, умеет называть пальчики (необязательно по порядку).
  • Свои фамилию и адрес, хорошо бы ещё и номер телефона кого-то из родителей.

Что он должен уметь ребенок в 5 лет:

  • Решать самые простые задачи на вычитание и сложение в пределах двух единиц.
  • Некоторые умеют читать по слогам, но это никак не норма.
  • Умеет решать логические задачки.
  • Самостоятельно собирает пазлы из 10-15 кусочков.
  • Умеет систематизировать предметы по общему признаку.
  • Находит 6 отличий.
  • Пересказывает сюжет картин.
  • Запоминает иностранные слова, не путает их со словами родного языка.
  • Умеет различать овощи, фрукты и ягоды.

Память и внимание

Именно в пять лет лучше всего начать готовить ребёнка к школе, главное – опираться на его интересы, иначе вы навсегда отобьете у него желание учиться. В это время его запоминание становится сознательным, а значит он сам выбирает, какие знания ему нужны, а какие неинтересны. Ребенок запоминает одновременно 8 предметов (называет что пропало или появилось), легко запоминает короткие стихи, считалки, может пересказать сказку, запоминает порядок событий, умеет находить до 10 отличий.

Концентрация внимания на одном занятии уже 10-15 минут.

Развитие речи

Словарный запас у ребенка в 5 лет уже достаточно большой для того, чтобы он мог, не путаясь в словах, объясниться практически на любую интересующую его тему. Он строит большие фразы по 6-8 слов, принадлежащих к разным частям речи. Малыш уже четко произносит все звуки (кроме "р"). читает стихи с выражением, редко путает слова, обозначающие время (вчера, сегодня и т.д.).

Речь становится наглядно-образной - он уже непросто повторяет за кем-то, а воспроизводит на словах собственные мысли.

Восприятие окружающего мира

Зрение обостряетс я, а значит ребенок может разглядеть мелкие детали и предметы. Появляется способность к планированию.

Ребенок, должный в силу возраста активно познавать мир, знает названия некоторых растений, и многих животных и птиц, а также природных явлений.

Больше читайте, и лучше познавательную литературу.

Каким полезным в быту навыкам стоит научить ребенка пяти лет? В наше время высоких технологий дети пяти лет вполне могут справиться с компьютером, зато не могут сами заправить кроват ь, а иногда даже одеться. А все потому, что мы, родители зачастую забываем, что таким простым, на первый взгляд, вещам нужно учить.

Чем раньше вы начнете привлекать малыша к работе по дому , тем самостоятельнее он вырастет, и тут важно поймать его настроение, его интерес к такому рода занятиям. Обязательно научите ребенка убирать квартиру. Пусть все что нужно для уборки будет в его полном распоряжении. «Пролил что-то на пол – вытри за собой» – заведите такое правило. И неважно, что после такой «уборки» вам все придется переделать, и «Москва не сразу строилась», ваш малыш постепенно всему научится, главное, помочь. Не начинайте исправлять все за ним, подскажите что и где не так, а пока он играет - исправьте, в следующий раз будет лучше. Ребенок уже вполне способен убирать игрушки, вытирать пыль, пылесосить и убирать со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 лет? Он должен самостоятельно умываться, одеваться и кушать. А еще дети этого возраста могут помогать маме во всем, главное – никогда не отказывайтесь от помощи, иначе ребенок привыкнет к тому, что мама со всем способна справиться сама.

Пусть малыш поможет вам в стирке . Самое простое – пусть достает белье из машинки, посложнее – объясните режимы стирки, как сортировать белье по цвету, как включать машинку, пусть пока и под вашим присмотром.

А ваш малыш выращивает растение? Нет. А зря. Купите ему набор юного садовода, это необязательно будут цветы, это может быть и что-то съедобное. Пусть он сам посадит, будет поливать и увидит, как появляется росток ЕГО собственного растения.

К праздникам пусть он сам сделает подарки и поможет вам их упаковать. Научите его готовить простые блюда, и ничего не бойтесь. Пусть лучше он все на свете испачкает, но сделает что-то сам. Это лучше, чем вечно будет ждать, когда это сделает за него кто-то другой. И потом, совместная готовка объединит вас с малышом как ничто другое.

Берите малыша с собой в магазин , объясняйте ему откуда берутся деньги, и как делаются покупки, чтобы он не считал сдачу зарплатой. Учите его экономить, пусть он помогает вам составлять список покупок. В этом возрасте ребенок уже помнит какие продукты в каком магазине вы покупаете, может ориентироваться в тех местах, где вы бываете вместе.

Психологи считают, что именно в пять лет формируется характер маленького человека и он усваивает правила поведения в социуме. Ваша обязанность научить его всему. И лучше сделать это сейчас, как бы трудно это ни было. Хвалите его если он делает что-то с желанием. И старайтесь поменьше ругать, он ведь только учится.

Эмоциональное развитие ребенка 5 лет

Именно в этом возрасте ребенок может сопереживать, сочувствовать и любить, для него это уже непросто слова.

Ребенок становится сдержаннее, он уже способен сам занять себя и тут родителям важно знать, что если вы обещаете ему что-то если он выполнит вашу просьбу (например, поиграть самостоятельно пока вы заняты), выполните свое обещание. Ребенка пяти лет очень просто обидеть, не стоит учить его плохому, подавая подобный пример.

Характер малыша формируется именно в этом возрасте, и здесь главное, чем могут навредить родители - пытаться реализовать через него свои собственные амбиции. В таком случае ребенок вырастет во всем зависимым от родителей.

Различия между девочками и мальчиками

В 5 лет дети вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи же считают, что с этого возраста вплоть до подросткового мальчики отстают в своем развитии от девочек .

Мальчики в норме весят от 16 до 20 кг, а девочки 15 - 19 кг. Их рост соответственно 106 - 116 см и 102 - 111 см.

Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам и больше ролевым играм.

5 лет -самое продуктивное время в жизни ребенка , постарайтесь его не упустить.

К пяти годам у детей физическое и психологическое развитие переходит на следующую фазу, они становиться окрепшими. Нервно воспринимают, во что им одеваться и как выглядеть, начинают смотреть на себя, сравнивают с другими. Начинает развиваться нервная система, что существенно влияет на поведение. Нервно относятся к спорам, где приходится отстаивать точку зрения, однако, не капризничая, а наоборот, как взрослые люди, приводя доказательства. В это время ребенок физически активен и силен. Может пробежать 200, а то и 300 метров и не устать. В 5 лет хорошо развита координация движений, они ловки и легко справляются с такими задачами, как поймать мяч или ударить, при этом, не промахиваясь.

В пять лет у детей хорошая память, неважно мальчик это или девочка. Благодаря феноменальной памяти, дети способны запомнить только что услышанное слово неважно русское оно или английское. Малыш может запоминать большие стихотворения, смысл которых может даже не понимать. Он нервно стремиться узнать у взрослых, что обозначает то или иное слово. Примерный запас слов составляет – 2500 слов. У него получается довольно просто и понятно излагать мысли. При этом он уже не путается в понятиях, а если допускает ошибку, то стремиться ее исправить.

Уход за пятилетним малышом

В пять лет ребенок уже умеет чистить зубы, поэтому ему уже можно давать пасту. Многие педиатры советуют душ по утрам, что пойдет на пользу в будущем. Благодаря утреннему душу, малыш сможет получить заряд бодрости на весь день, а также постепенно будет закаляться. В этом возрасте стоит приучать аккуратно, относиться к своим вещам. Например, нужно научить малыша вешать одежду на спинку стула, после того, как он ее снял. Данная процедура имеет несколько преимуществ – это приучение к опрятности и не мятая одежда, которую не нужно искать по всей комнате.

Можно приучить умывать лицо мылом. Это выглядит примерно так: нужно сказать ему, а лучше показать, чтобы он закрыл глаза и аккуратно, не растирая кожи, наносил мыльный раствор на лицо. Для этого нужно использовать дорогое мыло, либо какое-нибудь очищающее средство, безопасное для нежной кожи.

Рацион пятилетнего ребенка

Рост ребенка начинает замедляться, если его сравнивать с первыми годами жизни. Поэтому нужда в калорийной пище пропадает, а вот пища с жирами и белком наоборот становиться необходима. Калорийность дневного питания должна быть равна 2000 калорий. На белки и жиры в рационе должно приходиться поровну. Данная система питания не будет перегружать организм, в тоже время чувство голода пропадет надолго. Также стоит обращать внимание на присутствие в рационе фруктов и овощей, лучше чтобы они были по сезону. Особенности детского рациона необходимо учитывать, чтобы его пищеварительная система была здоровой, что также влияет на развитие личности.

Распорядок дня малыша

В 5 лет необходимо приучать к порядку в доме. Особенностью этого возраста считается то, что большинство детей с удовольствием спешат на помощь взрослым, например, пыль протереть, убрать игрушки, помыть посуду. Именно поэтому в список дел на день нужно обязательно включить уборку. Для этого придется ограничить время на игры и развлечения. Если малыш ходит в секции или кружки, тогда это стоит учесть, а вот время, затраченное на дорогу до этих мероприятий можно чем-то заполнить, например, разучивать стихи или просто рассказать что-то новое. В режим необходимо включить четырех разовое питание и дневной сон, длительностью от 1,5 до 2 часов в день, игры и прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет

Чтобы развить хорошую речь у детей, уже в пять лет с ним нужно заниматься скороговорками и считалочками. Для этого их необходимо проговаривать, сначала медленно, а затем увеличивая с каждым разом темп. Благодаря таким тренировкам малыш будет говорить лучше, у него будет хорошая дикция и отличное произношение. Сегодня существуют специальные считалочки, повторяя которые, можно научиться говорить и считать. Необходимо также приступить к изучению букв, для этого можно подыскать подходящие игры, буквари и азбуку.

Для развития логического мышления у малыша подойдет одна очень хорошая игра – найди лишний предмет или слово. Для этой игры можно подобрать несколько картинок, например, это могут быть картинки с животными или любимыми персонажами.

Нужно познакомить детей с цифрами, для этого можно купить интересные раскраски, где для получения числа необходимо соединить точки в определенной последовательности.

Игры и игрушки пятилетнего ребенка

С этого возраста дети все чаще стараются проводить время со своими сверстниками. В компании таких же мальчишек и девчонок будет интересно любому, ведь они вместе могут играть в такие игры, как:

  • дочки-матери;
  • войнушка;
  • школа.

Они зачастую делают в играх собственные правила, вводят денежную валюту – это могут быть фантики или какие-либо бумажки, их также можно распечатать на принтере или приобрести в книжном магазине. Дети так втягиваются в процесс, что игра порой может продолжаться часами.

В 5 лет детей уже можно отдавать в спортивные секции и школы, благодаря чему можно быть всегда в отличной физической форме. При их выборе стоит учесть желание ребенка и его способности. К этому возрасту подходят, такие секции, как:

  • фигурное катание, подходит для мальчиков и девочек;
  • гимнастика для девочек;
  • легкая атлетика для всех;
  • плавание в бассейне для мальчиков и девочек;
  • хоккей для мальчиков;
  • футбол, в который сегодня берут всех подряд,
  • единоборства, больше подходит для мальчишек.

Кроме спортивных секций, есть еще музыкальные и танцевальные секции и кружки. Детей можно записать в музыкальную школу на специальность фортепиано или отвести в танцы, если он любит двигаться. Если малыш талантлив в художественной деятельности, то самое время отвести его в художественную школу или школу искусств. Не нужно уговаривать или принуждать к посещению занятий, на которые ходить у него нет желания. Это может привести к скандалу и нервному состоянию ребенка, что нежелательно скажется на психофизическом развитии.

Одним из любимых занятий с самого раннего возраста остаются лепка из пластилина и рисование, собирание пазлов, чтение сказок с любимыми героями, складывание из кубиков. Детей также привлекает прослушивание детских песенок, часто они сами их напевают. Некоторые ребятишки увлекаются коллекционированием, например, фантиков от конфет или разных жетончиков. Многие ребята очень продвинуты и уже в пять лет с компьютером на «ты», особенно это касается мальчиков, они любят поиграть в компьютерные игры на тему войны и разных стрелялок. Родителям стоит следить за тем, сколько времени дети проводят за монитором, ограничивать время за ним до 30 минут в день. Частое время провождение за компьютером, серьезно отразиться на его нервах.

Домашнее воспитание ребенка

В пять лет ребенка нужно учить правилам, как дома, так и в людных местах. Объяснить это нужно, в детстве, так чтобы он понял, чтобы со временем родителям было не стыдно за поступки своих чад.

Часто дети грубят родителям, пытаются устанавливать в доме свои правила. Не нужно из-за этого кричать и ругаться. Нужно просто поговорить с малышом и объяснить, что так делать не хорошо, что он огорчил маму. Такими действиями можно вызвать чувство стыда, только тогда он сможет раскаяться. Не стоит заставлять его насильно брать вину на себя, он должен подойти к этому самостоятельно. Родителям нужно на собственном примере показать, какими должны быть взаимоотношения между родными в семье. Если папа кричит на маму, а она в нервном состоянии бьет посуду. Требовать от детей хорошего поведения в этом случае бесполезно. В этом возрасте у ребенка развивается нервная система, поэтому такое поведения родителей может губительно сказаться на его психике.

Кроме этого ребенка обязательно нужно научить хорошим манерам, это сформирует его развитие личности. Следует рассказать, как нужно обращаться к старшим. При встрече со знакомыми, говорить «Здравствуйте», а при встречах с друзьями, сверстниками «привет», прощаясь говорить «пока». Стоит также научить говорить – «спасибо», «пожалуйста», чтобы он мог вежливо попросить о помощи и наоборот поблагодарить за нее. Во время воспитания можно пользоваться методами психологического воздействия — поощрения и наказания.

Наставления для родителей

Пять лет – это первый юбилей любимого малыша. Замечали ли вы, как меняются привычные особенности детей. На любом этапе развития личности могут возникнуть некоторые проблемы и сложности. Стоит знать о них, чтобы правильно себя повести, когда они возникнут. К примеру, в пятилетнем возрасте у мальчиков и девочек есть такая особенность, связанная с фантазией.

Если вы заметили, что ребенок великий выдумщик не стоит это нервно воспринимать и говорить, что это ложь. Наоборот, следует с ним вдвоем помечтать и пофантазировать, а потом сказать, что так на самом деле так не бывает.

Часто дети поступают так, чтобы на них обратили внимания взрослые. Однако если малыш начинает выдумывать для собственной выгоды, чтобы его не наказали, нужно это пресечь. Поговорить с ним, рассказать, что скрывать правду это трусость и очень плохо и если ты провинился нужно отвечать за поступки и даже нести наказание.

Внимание.

– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

– Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

– Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

– Копировать в точности узор или движение.

– Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

– Не путает понятия «вчера» и «завтра», «завтрак», «ужин», а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

– Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

– Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

– Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

– Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

– Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

– Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

– Складывать пазлы без посторонней помощи.

– Закончить предложение, используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то мама…», «Если два больше одного, то один…» и т. д.

– Определять последовательность событий по картинкам – что вначале, что потом.

Память.

– Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

– Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

– Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

– Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

– Запоминать считалочки и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

– Запоминает фразы из 5 – 7 слов, например: «У Игоря много игрушек и есть красивая большая машинка».

– Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мелкая моторика.

– Аккуратно вырезать картинки.

– Писать буквы и числа.

– Дорисовывать недостающие детали к картинке.

– Бить молотком по гвоздю.

– Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

– Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

– Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

– Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

– Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

– Хорошо бегает. Умеет пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до 300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

– Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

– Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

– Хорошая координированность движений — если попросить ребенка закрыть глаза и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена, он с легкостью и безошибочностью сделает это.

– Хорошо играть с мячом, достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

– Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой доске, может кувыркаться, раскачиваться на качелях.

– Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

– Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

– Пишет цифры от 0 до 10,

– Соотносит цифру с количеством предметов.

– Умеет из неравенства делать равенство.

– Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

– Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.

– Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

– Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

– Ориентируется на листе бумаги.

– Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Развитие речи.

– Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

– Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

– Определять количество слогов в словах,

– Пересказывать небольшие рассказы..

– Активный словарь 2-3 тысячи слов.

– Пассивный словарь – 14 тысяч слов

– Составлять предложения из предложенных слов, например: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.

– Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.

– Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

– Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

– Выразительно исполнять , с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

– Составлять предложения из 3-4 слов.

– Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

– Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

— Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

– Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

– Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

– Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

– Отличать хищных животных от травоядных.

– Отличать перелетных птиц от зимующих.

– Отличать садовые цветы от полевых.

– Отличать деревья от кустарников.

– Называть явления природы.

– Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

– Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

– Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

– Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

– Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

– Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

– Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

– Чистить зеркала, если они низко расположены.

– Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

– Вежливо отвечать на телефонные звонки.

– Помогать по уходу за двором.

– Оплачивать мелкие покупки.

– Помогать папе мыть машину.

– Помогать выносить мусор.

– Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

– Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

– Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности :

– Потребность в общении со сверстниками.

– Творческая активность.

– В движении

– В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

– Взаимоотношения с людьми

– Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность :

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста :

— Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

— Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

— Общение со сверстниками внеситуативно — деловое.

— Половая идентификация.

— Появление творческой активности во всех видах деятельности.

— Развитие фантазии.

— Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое. Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

— Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

— Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых :

— Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах деятельности.

— Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

— Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

— Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

— Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

— Обучать детей планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение, как предпосылку у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Если ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Достигая шестилетнего возраста, ребёнок получает статус дошкольника. Это важный этап в жизни малыша, сопряжённый с ростом ответственности, активности и осознанности. Чтобы период подготовки к школе проходил комфортно и благополучно, заранее проанализируйте, насколько ваш ребёнок соответствует нормам развития в 6 лет.

Развитие ребёнка в 6 лет

К 6 годам детки становятся внимательными к мелочам, быстро схватывают новые знания, радуются ответственным поручениям, задают много вопросов, в том числе неудобных. Им уже можно доверить дела по хозяйству - выбросить мусор, погулять с собакой, вымыть посуду и т.д. Не бойтесь подключать подросшего малыша к своим занятиям, он будет рад вашему доверию, а вы получите минимальную помощь.
Многие уже отказываются от дневного сна, обзавелись собственным кругом общения и имеют как минимум одного близкого друга. Дружба становится преимущественно однополой, и мальчики начинают задирать девчонок.
Шестилетки чутко относятся к критике и защищают личные границы и собственное мнение. Не терпят они и родительской позиции «сверху», когда им часто указывают на ошибки или принижают («ты ещё глупый», «что ты за плакса» и пр.). Главную роль в послушании играет авторитет мамы и папы, выстроенный в течение всех этих лет. И, вместе с тем, детки очень нуждаются в понимании, принятии и безусловной любви.

Нормы развития ребёнка в 6 лет

Если говорить обобщенно, то у детей в 6 лет:

  • средний вес - от 18,8 кг до 22,5 кг;
  • средний рост - от 110,1 см до 120,8 см;
  • 20 молочных зубов, которые сменяются постоянными;
  • размер обуви: 28-28,5 у девочек, 29-30 у мальчиков;
  • 30-й размер одежды

Что должен знать ребёнок в 6 лет

При подготовке к школе особенно важно оценить знания и умения своего ребёнка. Владея базовой информацией, малыш будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в новой обстановке, Что должен знать ребенок шести лет:

  • свои имя, фамилию и отчество, возраст, день рождения, адрес, город проживания, а также имена родителей, друзей, членов семьи, питомцев;
  • профессии родителей;
  • дни недели, месяцы, времена года, время суток, их названия и последовательности;
  • части тела;
  • домашних и диких животных, водных обитателей и насекомых;
  • наиболее распространённые растения, деревья, ягоды, фрукты и овощи;
  • цвета и некоторые популярные оттенки;
  • где право и лево;
  • как правильно переходить дорогу, знаки и правила дорожного движения;
  • как вести себя с посторонними взрослыми;
  • общепринятые праздники и их значение;
  • цифры до 10, считать, различать знаки плюс и минус;
  • формы и состояния предметов;
  • стихи, сказки, песни наизусть;
  • явления природы.

Что должен уметь ребенок в 6 лет

Приведем список желательных навыков и умений ребенка шести лет:

  • концентрировать внимание минимум на 15-20 минут;
  • показывать отличия двух предметов;
  • копировать рисунки, движения, выражение лица;
  • удерживать в памяти до 10 предметов;
  • запоминать текст длиной в 3-4 предложения;
  • узнавать прочитанную книгу по отрывку;
  • определять лишний предмет из предложенных и обосновывать свой выбор;
  • складывать пазлы, фигуры из конструктора, в т.ч. с образца;
  • рисовать людей и животных, растения и другие объекты;
  • аккуратно раскрашивать, штриховать, регулировать силу нажима на карандаш;
  • создавать аппликации, лепить из пластилина узнаваемые предметы;
  • писать некоторые буквы и цифры;
  • кататься на велосипеде, самокате;
  • совершать ежедневные ритуалы самостоятельно;
  • владеть ножницами;
  • ориентироваться в пространстве (вперёд-назад, ближе-дальше, вверх-вниз, вправо-влево, над-под);
  • вести разностороннюю беседу, отвечать на вопросы.

Безусловно, каждый малыш развивается по индивидуальной программе, заданной природой, и усваивает знания в собственном ритме. И всё же имеет смысл ориентироваться на среднюю планку и время от времени отслеживать, что должен уметь ваш ребёнок в 6 лет.
Родителям мальчиков-дошкольников следует научить своих непосед опрятности, усидчивости, внимательности, а также привить важные мужские качества - ответственность за свои поступки, уважительное отношение к взрослым, честность и храбрость. Даже если малыш ещё не в состоянии всерьёз постоять за себя или младшего друга, он должен иметь представление о правильном поведении. Замечательно, если папа является воплощением этих качеств, и сын старается походить на него. Но не завышайте свои требования, правильнее будет поддерживать кроху в непростых ситуациях. И тогда всё, что должен уметь мальчик в 6 лет, будет ему по силам.
Таким образом, умения ребёнка шести лет полностью зависят от качества знаний, которые вы ему передавали все эти годы. Не будьте слишком критичны: ваш малыш - это маленькое отражение вас самих. И, если вы видите его промахи, в первую очередь, стоит подумать о родительских ошибках, исправить их, и затем помочь и крохе справиться с возникшими трудностями.

Статьи по теме: