Плохие поступки бывают. Стэнфордский эксперимент

Да, хочу продолжить вчерашнюю тему.

По поводу болезненного переживания ошибок и неудачных проб. Дело в том, что в нашей культуре не очень прижилось (по крайней мере, пока) представление о том, что «хорошие люди могут совершать плохие поступки». И вообще как-то не очень обыватель отделяет представления о «человеке» и «действиях человека». А ведь совершать неприглядные действия приходилось в жизни каждому. Ну да, просто абсолютно каждому. Абсолютно каждый или в детстве яблоки в соседском саду крал, или стырил в пять лет у двоюродной сестры полюбившегося пупса, или в юношеские годы приврал, чтобы отбить девушку у соперника… Ну что-то да было в личной истории у абсолютно каждого человека. Не каждому удалось прикарманить миллионы Газпрома, но без билета на трамвае хоть раз каждый проехался. То есть, никто не идеален, и каждый из нас со стыдом вспоминает какие-нибудь действия, которыми он отнюдь не гордится. И самое-то важное, что, в целом, несколько мелких пакостей из прошлого не делают человека мерзавцем. Особенно, если он сам знает, что был неправ, раскаивается и пытается загладить вину (не всегда возможно исправить последствия наших поступков, но осознание вины и раскаяние сами по себе мучительны). Каждый когда-то был неправ. Каждый когда-то поступал-таки дурно. А нормальные люди такими действиями еще и не гордятся.

И, если совсем по-правильному, по-гуманистическому, то вот в чем дело: не стоит ставить знак равенства между поступком (особенно единичным поступком) и самим человеком, его натурой. Это, кстати, один из принципов здоровой педагогики: что хорошие дети иногда совершают плохие поступки . Нет, серьезно, швыряться кашей, капризничать или ломать чужие игрушки может каждый. И даже дурные поступки (и, в том числе, крайне неприятное - например, откровенное вредничанье) - в норме не повод переставать ребенка любить. Это же естественно - сказать ребенку что-то вроде: «Ты хороший. Я тебя люблю. Но твой поступок - дурной, злой поступок. Я ужасно огорчена твоим поведением, мне грустно и тяжело. Я надеюсь, ты не будешь так больше поступать. И я тебя люблю». Почувствуйте разницу между этими словами и пафосным: «Я теперь тебя больше не люблю! Тот, кто так поступает - не мой сын больше!». Как способ драматично навек отречься от предателя Отечества, юного Павлика Морозова - это вариант. Как метод воспитания, например, для того, чтобы ваш ребенок больше не крал деньги у бабушки из кошелька - ох, ну вот как-то не очень. Не очень подходящий метод.

Знаете, ведь эта простая формула - о «хороших людях, иногда совершающих плохие поступки» - она ведь дает огромные, просто огромные возможности для изменения поведения . Согласитесь сами: одно дело - перевоспитать дурного, подлого по своей натуре негодяя. А другое - уговорить хорошего, в общем-то, человека не совершать больше неких плохих действий. Изменить поведение ведь существенно проще, чем в корне перевоспитать порочное создание, не так ли? А в итоге в выигрыше - все: и ребенок, которого не лишают любви, даже если он вел себя плохо; и родители, которым проще с дитятей договориться; да и все окружающие, которые в итоге будут иметь дело не с мелким правонарушителем, а с оступившимся, но в целом хорошим человеком.

Конечно, такой воспитательный подход вряд ли будет применим к конченным социопатам, которым в кайф живых котят на деревьях вешать и бабочкам крылышки обрывать. Но для тех читателей этих строк, кто не социопат, мне кажется, будет куда как веселее считать свой единичный проступок - именно проступком, разовым упущением, а не проявлением сидящего внутри мирового зла. Не обижайте сами себя, друзья. Вы имеете право считать свои ошибки - всего лишь неправильными действиями, то есть, легко исправимыми поступками, а не, например, проявлением лузерской натуры.

сформулировать вместе с детьми понятие доброго дела

Задачи:

  • дать представление о доброте
  • научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни
  • закреплять навыки доброжелательного поведения
  • учить детей анализировать собственное поведение и поступки других
  • формировать позицию ненасилия

Использованная литература:

  1. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Что такое грех?»
  2. Шполянский М., свящ. Будем жить с Богом. – М.: Послушник, 2011. Глава «Мы любим Бога».
  3. Шполянский М., свящ., Максимов Ю.В., диак., Фомин А.В. Азы Православия для детей. – М., 2014. Глава «Искушения».
  4. Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Книга седьмая. – Рязань, 2010.
  5. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М., 2010. Урок 5 «Плоды растений и “плоды” человека»

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Часть 1. Глава «О грехе».
  2. Мошковская Э. «Кто самый добрый».
  3. «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка).
  4. Паустовский К.Г. «Теплый хлеб».
  5. Пермяк Е. «Самое страшное».
  6. Толстой Л.Н. «Косточка».

Ключевые понятия:

  • Покаяние

Словарь урока:

  • Прощение
  • Добро
  • Доброжелательность

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:






Проверочные вопросы:

  1. Что такое грех?
  2. Для чего мы живём?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации о хороших и плохих поступках.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр с детьми двух презентаций-диафильмов: «О вежливости » и «Как поступить? ».

Чтение рассказа «Благодарность соловья».

1) Как нам любить Бога?

Вы уже помните, что сильнее и важнее любви нет ничего на свете. Любить нужно не только своих близких, друзей и мир вокруг, но, самое главное, нужно всегда очень сильно любить Бога. Что же надо делать, чтобы любить Бога? Это очень просто. Ведь мы сами знаем, как нам хочется, чтобы нас любили! Мы хотим, чтобы нам делали приятное, и делали это всегда. Мы хотим, чтобы нас жалели, когда нам плохо. И тогда мы чувствуем, что нас любят. Так и Бог будет знать, что мы Его по-настоящему любим, если мы будем помнить о Нём всегда, если будем стараться радовать Его своими добрыми делами, и если будем сожалеть о своих плохих поступках, огорчивших Бога.

2) Что такое грех

Грех, или зло, есть нарушение закона Божия, нарушение воли Божией. Если мы согрешили, то милосердный Бог может нас простить. А для этого надо покаяться, чтобы зло и грех в нашей душе умерли. Это значит, что мы должны признаться перед Господом в своем грехе, всей душой сожалеть о содеянном и просить прощения. Без покаяния Бог не прощает никакого греха. Мы должны молить Бога простить нас:

Боже, милостив буди мне грешному (грешной)

3) Что такое искушение

Искушения – это соблазн (влечение и побуждение) чем-то огорчить Бога, не послушаться Его. Например, если ты сделал что-то плохое, и тебе приходит мысль свалить свою вину на другого. Искушение всегда ставит нас перед выбором. Если мы свалим вину на другого, то окажемся лжецами и огорчим Бога, а если не свалим, то будем наказаны, но зато поступим честно. Вот и станет ясно, что для нас дороже – Бог или страх перед наказанием.

Или, предположим, кто-то уговаривает нас поучаствовать в плохом деле, и если мы откажемся, то эти люди не станут считать нас за своего, будут издеваться над нами. Снова выбор – Бог или чьё-то мнение о нас.

Из каждого искушения можно выйти или победителем, или проигравшим. Если ты не поддался греху, остался верен Богу – ты победил. А если согрешил – ты проиграл. Но после первого поражения ещё можно отыграться, - если человек поймёт свой грех, раскается и, увидев свои плохие стороны, начнёт с ними бороться. В таком случае искушения помогают выявить скрытые в нас страсти, чтобы мы знали, с чем нужно бороться, чтобы излечилась наша душа.

Однако если человек не только поддался греху, но и не кается, и даже оправдывает свой грех, то он совершенно проиграл.

Искушения – это испытание на прочность твоей веры. Ведь на словах многие говорят, что верят в Бога, но именно через искушение проверяется, что у них в действительности на сердце. Тот, кто по-настоящему верит в Бога, действует в искушении по Божьи, исполняя заповеди, а тот, кто поддаётся греху, обнаруживает несовершенство своей веры.

К искушениям относятся и различные беды, которые случаются в нашей жизни. Часто во время этих бед диавол шепчет нам, что мы должны обидеться на Бога или других людей и начать жаловаться на свою жизнь. Если мы так поступим, то беда не станет легче для нас, просто мы сами станем хуже и злее, мы проиграем. В действительности причина наших бед в нас самих. Если бы мы не грешили, то не навлекали бы на себя таких бед.

Однако помни, что Господь никогда не допускает искушения, которого не смог бы выдержать человек. Бог знает, сколько ты можешь выдержать, и попускает испытание по мере твоих сил. Помни, что после выдержанного искушения следует духовная радость.

4) Стихотворение «Неприятный случай»

Я с котом Пушком играл

И рукой задел бокал.

По столу он покатился,

Хлоп! – и вдребезги разбился.

Я расстроенный сижу.

Маме что теперь скажу?

Не видать мне шоколадки,

Не играть с сестренкой в прятки,

А придется мне опять,

Как метле, в углу стоять.

Выручай меня, Пушочек,

Верный, ласковый дружочек!

Что мне делать? Может быть,

На тебя вину свалить?

Тут взглянул я на Божницу,

Вздрогнули мои ресницы,

И я громко заревел:

– Как нам жить

Господь велел?

Всех любить – слона и мошку,

Честным быть

с людьми и кошкой,

Никого не предавать,

Никогда не унывать.

Пусть скорей

приходит мама!

Всё скажу ей честно, прямо:

Лучше уж в углу стоять,

Чем родным и Богу врать.

5) Рассказ «Благодарность соловья»

Ранней весной, когда только что появились из-за моря певчие пташки и стали вить себе гнёзда, один птицелов поймал соловья. Запер он певуна в клетку и понёс продавать в город. Навстречу ему попался крестьянин с гармоникой в руках. Молодой парень сам любил петь песни, и каждая певчая пташка была близка его доброму сердцу. Обратился он с просьбой к птицелову:

– Пусти пташку на волю. Видишь, какую Бог нам послал весну. Всякая тварь радуется и славословит Господа. Пусть и соловей летает на воле и поёт свои песни. Пусти его… Он помолит за тебя Бога.

– Купи, тогда и делай, что хочешь с соловьем; а я тем живу, что ловлю птиц да продаю.

Тут соловей жалобно пискнул… Крестьянин воскликнул:

– Ах, брат ты мой! Сердце горит, так мне хочется выручить пташку. Потерпи до завтра или вот возьми гармонику в залог.

– Что мне в ней… По мне она ничего не стоит.

– Если не веришь, что отдам, вот тебе залог, – с этими словами крестьянин снял с шеи медный крест и протянул птицелову.

Устыдившись, птицелов без залога уступил соловья.

Обрадовался крестьянин, перекрестился, отворил клетку и выпустил соловья. Почуяв свободу, взвилась и полетела милая птичка.

На другой день он отнёс птицелову обещанные деньги.

Прошло время. В деревне, где жил парень, злые люди убили ночью богатого старика. Заподозренный в преступлении молодой крестьянин был посажен в острог. Напрасно он клялся в своей невинности – ему не верили.

Накануне суда молодой парень сидел в тюремной каморке и думал чёрную думу о своей горемычной доле. Грустно ему стало, и слёзы градом полились у него из глаз. В эту минуту на железную решётку единственного окна камеры сел соловей и запел песню.

Обрадовался бедняга нежданному гостю. Показалось ему, что Ангел-утешитель слетел с Неба напомнить ему, что Бог знает о его невинности. Легче стало на душе у парня, и он крепко уснул.

Настал день суда. Окна зала, где помещался суд, выходили в сад с несколькими старыми берёзами… И вот уже председатель суда обращается к подсудимому с последним вопросом:

– Что вы скажете в свою защиту?

– Я не виноват, меня несправедливо обвинили.

При этих словах обвиняемого на берёзе запел соловей. Окна зала были отворены, и все, присутствовавшие в суде, заслушались соловьиной песней. Сердца у них наполнились чувством милости и сострадания к ближним. А соловей всё громче и громче щёлкал и свистал.

– Слышите соловья, господа судьи? Я на него сошлюсь.

Он мне послан Богом в заступление и защиту.

Крестьянин рассказал о том, как он выкупил соловья и как соловей прилетал к нему в тюрьму. Судьи оценили доброе сердце крестьянина и вынесли ему оправдательный приговор.

Соловей рассыпался оглушительной дробью в благодарность справедливым судьям.

Проверочные вопросы:

  1. Как отличить, какое дело доброе, а какое злое?
  2. Зачем надо делать добрые дела?
  3. Что такое грех?
  4. Для чего мы живём?

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой.
Цицерон Марк Туллий

Низость [поступка, поведения] непростительна.
Неизвестный автор

Так поступайте, чтобы жить счастливо.
Неизвестный автор

Только тот истинно учен, кто хорошо поступает.
Изречение индийского неизвестного автора

Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки.
Конфуций (Кун-цзы)

Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда сможет ли человек скрыть, что он из себя представляет?
Конфуций (Кун-цзы)

Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками. Длительные размышления и часто повторяемые действия создают привычку, после чего она становится постоянным правилом.
Сюнь-цзы

Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.
Сюнь-цзы

Необходимо нам поступать согласно тому, что больше услаждает нас.
Аврелий Августин

Добродетель есть воплощение добрых поступков, а грех - противоположное этому.
Харибхадра

Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.
Абу-ль-Фарадж

Прошлые поступки гораздо легче порицать, чем исправлять.
Джованни Боккаччо

Поступки - плоды помыслов. Будут разумные помыслы - будут хорошие поступки.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Нередко нам пришлось бы стыдиться своих самых благородных поступков, если бы окружающим были известны наши побуждения.
Франсуа де Ларошфуко

Главное - это то, как человек сам оценивает свои поступки.
Маргарита Наваррская

Каждому человеку присуща свобода совершения любого поступка, т. е. того, что он сочтет наилучшим.
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Большинство людей способно скорее на великие поступки, чем на поступки добрые.
Шарль Луи Монтескье

В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.
Шарль Луи Монтескье

Если какой-нибудь поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определенного душевного качества или характера; он должен проистекать из постоянных принципов нашего духа, распространяющихся на все поведение человека и входящих в его личный характер.
Дэвид Юм

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.
Жан Жак Руссо

Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам.
Жан Жак Руссо

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.
Клод Адриан Гельвеций

Рабский поступок - не всегда поступок раба.
Георг Кристоф Аихтенберг

Человек отражается в своих поступках.
Иоганн Фридрих Шиллер

Высший поступок - поставить другого впереди себя.
Уильям Блейк

В наших суждениях о людях мы должны остерегаться придавать большое значение случайным поступкам. Случайными добрыми делами слабые люди хотят вернуть себе собственное уважение, тщеславные - возвысить себя в глазах общества.
Генри Тейлор

Подобно тому, как мы определяем свои поступки, так и наши поступки определяют нас.
Джордж Элиот

Внешний поступок не отличается от внутреннего. В злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не добрым.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения.
Иммануил Кант

В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей.
Иоганн Фридрих Шиллер

Всякий безнравственный поступок, сделанный сознательно, оскорбляет разум; угрызения совести напоминают человеку, что он поступил как раб, как животное.
Александр Иванович Герцен

Чтобы умно поступать, одного ума - мало.
Федор Михайлович Достоевский

Объяснить и оправдать прежние поступки можно, лишь совершив новые.
Ралф Уолдо Эмерсон

Ссылаться на дурные поступки других - это умываться грязью.
Жан Пети-Сан

Когда человек совершает какой-нибудь неожиданный поступок, таковой обычно приписывают недостойным мотивам.
Уильям Сомерсет Моэм

К сожалению, не всегда удается поступать так, как считаешь правильным, не причинив боли другому.
Уильям Сомерсет Моэм

Человеческий поступок тем почетнее, лучше и великолепнее, чем отдаленнее его последствия.
Джон Рескин

Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.
Фридрих Ницше

Редко ошибешься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные - привычкой и мелкие - страхом.
Фридрих Ницше

Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившего. Для меня несомненно, что во все времена общество представляло поприще орлу, стервятнику и птахе, и стезя каждого была пролагаема согласно его нравственным склонностям.
Чабуа Ираклиевич Амирэджиби

Человек и его поступок - вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной - осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания.
Мохандас Карамчанд Ганди

Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению.
Лев Николаевич Толстой

Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит вражду и разъединение - он дурной.
Лев Николаевич Толстой

Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело.
Антон Павлович Чехов

Каждый охотнее говорит о себе: «я поступаю правильно», нежели «поступаю неправильно».
Франц Брентано

Выгоду от безнравственного поступка получает индивид, а моральный ущерб падает на общность.
Георг Зиммель

Слишком просто быть оригинальным, поступать не так, как все.
Антонио Грамши

Формулой можно описать только поступки не совсем свободной личности.
Эрик Берн

Сегодня все чаще приходится сталкиваться с обесцениванием хороших поступков, зло становится нормой. Как отличить плохие поступки от хороших в условиях пропаганды зла? А главное, как объяснить ребенку, что нужно быть хорошим и делать добро?

Что такое "хорошо"?

Мы любим, когда нас хвалят, правда? Мол, какой он хороший. А что представляет из себя хороший человек?

Это тот, кто творит добро. Такой человек старается помочь окружающим его людям, животным и природе. Если с первыми двумя все ясно, то причем здесь природа?

Например, мы идем по улице и едим мороженое. Обертку от него бросаем на асфальт. Оправданием часто служит, что "все ребята так сделали".

Поколению, рожденному в 80-х, приходилось слышать от родителей: "Если все с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь"? Стадность - не всегда хорошо. Мы должны нести ответственность за свои поступки, а не за товарища.

Бросить обертку от мороженого на землю - плохо. Пусть это совсем маленький, но все же плохой поступок. Донести до урны - хорошо. Это говорит о воспитанности человека и его уважении к другим людям. А также об уважении к природе.

Хорошие поступки - те, которые мы совершаем во благо. От души, а не потому что так надо.

Примерный список хороших поступков:

  • помощь родителям;
  • хорошая учеба;

  • умение следить за своим внешним видом;
  • умение помогать товарищам;
  • сострадание к животным;
  • умение благодарить и здороваться;
  • помощь ближним, не обязательно родным или знакомым.

Чем отличаются хорошие и плохие поступки? Об этом мы поговорим ниже.

Это плохо

Если говорить языком взрослых, поступок, являющийся плохим - это действие, нарушающее общепринятые нормы поведения в обществе.

Сложно и непонятно? Объясним проще: плохие поступки - это когда мы обижаем друзей, домашних животных. Хамим родителям, ругаемся с бабушкой и не слушаемся учительницу. Это только малый перечень.

Давайте спрогнозируем, какие ежедневные плохие поступки мы совершаем.

Утро выходного дня. Спим в кровати, а тут в комнату младшая сестренка вбегает. И радостно нас будит. Мы в ответ отталкиваем ее. Сестренка падает и начинает плакать.

Входит мама, сердито выговаривает нам, что нельзя обижать маленькую сестру. А мы бубним "а чего она пришла и разбудила".

Всего несколько минут, а уже два плохих поступка. Обидели того, кто младше. И расстроили маму.

Пошли умываться, все зеркало забрызгали. Казалось бы, мелочь. Но плохой поступок. Мы же за собой не уберем, это придется делать маме. И вместо того чтобы отдохнуть, она вынуждена убираться.

Сели завтракать. Поели, тарелку на столе оставили, и, не сказав "спасибо", пошли играть. Что? Поблагодарили за еду? А тарелку почему не убрали за собой? Давайте вернемся на кухню и поставим ее в раковину.

Играем или телевизор смотрим. А тут опять сестренка крутится. Прогоняем ее, вместо того, чтобы играть вместе или смотреть мультики.

Попросили нас сходить в магазин. Ох, как мы возмущаться начали. На улицу выходить не хочется, взрослые пусть сами идут. Мама все-таки выдворила нас за хлебом. Настроение испорченное, выходим из подъезда, навстречу старушка - соседка. Нам бы остановиться и пропустить ее. Но мы решительно идем вперед, не сбавляя скорости. Пожилая женщина с трудом уворачивается от нас.

И это только за несколько часов набрались плохие поступки. Есть смысл дальше перечислять? Едва ли, все уже поняли, что имеется в виду.

Как быть хорошим?

Это очень тяжело. Сначала необходимо полюбить своих родителей и сестренку. Мы их любим! Разве? Когда любят, не толкаются и не прогоняют. Какая же это любовь, когда мы обижаем маленькую сестренку или огорчаем маму?

Понятно, что не хочется играть с малявкой. С ней неинтересно. А давайте попробуем набраться терпения и попробовать занять малышку. Сами увидим, что с сестренкой может быть интересно.

Или, когда мама просит сходить за хлебом, улыбнемся ей. Какие плохие поступки задевают маму сильнее, чем наше недовольное ворчание? Она ради нас и по магазинам ходит, и уроки с нами учит. И вообще на мамины плечи ложится много из того, чего мы не видим.

Начнем наш путь к тому, чтобы стать хорошими. Будем помогать с удовольствием маме и не обижать ее своим недовольным видом. С такого, казалось бы, маленького шага начинается наше изменение.

Заключение

Мы рассказали о том, что такое хорошие и плохие поступки для детей. Самым маленьким читателям постарались донести информацию в понятном виде. Остальное - за взрослыми.

Амвросиевская общеобразовательная школа – интернат I - III ступеней № 4

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Игра – беседа

« Хорошие и плохие поступки »

Провела воспитатель: Никифорова В.Н.

Игра – беседа « Хорошие и плохие поступки »

Цель:

Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках.

Прививать детям желание делать только хорошие поступки.

Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них.

Учить самостоятельно оценивать поступки других людей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,

Задачи:

    Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

    Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.

    Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками.

    Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

Планируемые результаты: может повторить формы вежливых обращений, отличить хорошие и плохие поступки. Проявляет дружеские взаимоотношения, стремление поддержать друзей.

Оборудование: цветок Цветик-Семицветик, сделанный из цветной бумаги, карточки с хорошими и плохими поступками, карандаши, краски, фломастеры, листы бумаги.

    Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня мы поговорим на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорим о хороших и плохих поступках людей, а еще нас ждут увлекательные задания, которые написаны на лепесточках цветочка Цветика-Семицветика. Я буду отрывать один лепесток за другим, где нам будет предложено какое-то задание или игра. Готовы? Воспитатель: Сначала ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение:

ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»? За ночь выросли сугробы В парке, во дворе, в саду. Пробираясь еле-еле, Я по улице иду. И налево погляжу я, И направо погляжу: - Это кто ж там снег сгребает? - Самого себя спрошу. Это бабушка-соседка. Надо бабушке помочь! У неё беру лопату, Я помочь всегда не прочь! Всё очистил! От работы У меня лицо горит. Улыбнулась мне старушка И «Спасибо!» говорит. Мне приятно слышать это, Ведь порядком я устал… Вот и вышло, что «спасибо» Я под снегом откопал!

Р. Тимершин

А теперь давайте вернемся к ЦВЕТИКУ – СЕМИЦВЕТИКУ

Красный лепесточек я отрываю, поиграть в игру вежливые слова предлагаю.

Словесная игра «Вежливые слова».

Воспитатель: Скажите, как можно поприветствовать взрослых и детей?

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель: А как можно поблагодарить? (Спасибо, большое спасибо, благодарю).

Воспитатель: А, как можно пожелать что -то приятного? (Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути).

Воспитатель: Какие слова помогают извиниться? (Простите, извините, пожалуйста, , , ).

Воспитатель: А когда нам надо что-то попросить, как мы это делаем? Какие слова могут помочь? (Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас; помогите, пожалуйста).

Воспитатель: И наконец, скажите мне все способы прощания. (До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока).

Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова вспомнили. Сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Угадай по голосу».

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети по очереди называют вежливые слова, ведущий должен угадать детей, которые назвали вежливые слова. Через два-три слова ведущий меняется.

Воспитатель: Оранжевый лепесточек , я отрываю, сейчас на вопросы ответить предлагаю. Скажите, чтобы быть хорошим человеком, достаточно ли только знать вежливые слова? Кто из вас может объяснить, что значит быть хорошим?

( Это значит, быть внимательным к людям; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное, а также говорить вежливые слова).

Воспитатель: Правильно, ребята. Быть хорошим человеком – это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым. Сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот».

Словесная игра «Скажи наоборот».

Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).

Вы плохие ребята? (Мы вежливые ребята).

Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).

Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята). Вы злые ребята? (Мы добрые ребята). Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята). Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята).

Воспитатель: Послушайте стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Воспитатель: Желтый лепесток я отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: вспомнить пословицы о добре и доброте предлагаю.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Ссора до добра не доведет.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Добрые слова дороже богатства.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Не хвались серебром, а добром.

  • Делай добро и жди добра.

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

  • Мир строит, а война разрушает.

  • Никакое худо до добра не доводит.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Без худа добра не бывает.

Воспитатель: Зеленый лепесточек я отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: карточки с хорошими поступками найти предлагаю.

Воспитатель вывешивает иллюстрации с хорошими и плохими поступками. Дети по очереди подходят, выбирают картинку с хорошим поступком, объясняют свой выбор и садятся на место. Оставшиеся картинки также рассматриваются и обсуждаются.

Стихотворение: Владимир Новиков "Забыл"

    Молчат на ветках птицы.

Зима. И корма нет.

Но очень долго длится

У Толика: обед.

Они гладят в окошко:

Там на краю стола

Оставил Толя крошки,

Но вспомнил про дела.

Он сделал все уроки,

Он выучил стишок

И в уличном потоке

Помчался на каток.

Он смелым и отважным

С хоккейной клюшкой был.

А вот о чём-то важном

Он всё-таки: забыл!

Ребята, что забыл сделать Толик? (Покормить птиц)

Как поступил Толик, не покормив птичек за окном? (плохо)

Что должен был сделать Толик, чтобы про него сказали, что он поступил хорошо? (покормил птиц, а потом села выполнение уроков)

    В поезд входят три юнната

"Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!"

Как поступили ребята? (плохо)

В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим)

    Петя ловко ловит рыбу,

Может ловко мастерить,

Только "Здравствуй" и "Спасибо"

Не умеет говорить.

    Коля ссорится с друзьями,

Вход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

    Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать!

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

Мне интересно, а какие ещё хорошие и плохие поступки могут совершать люди?

Воспитатель: Голубой лепесточек я отрываю, составить рассказ о себе предлагаю.

Детям предлагается составить рассказы о своих хороших поступках. (Рассказы детей).

Что сегодня хорошего ты сделал?

Воспитатель: Синий лепесточек отрываю, в игру поиграть предлагаю «Ласковое слово». . Я услышала много хороших поступков, которые вы совершаете, а сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду называть слово, а вы это слово должны будете назвать ласково.

Друг - … «дружочек»,

Солнце - … «солнышко»,

Ребенок - … «ребеночек»,

Кошка - … «кошечка»,

Мама - … «мамочка»,

Птица - … «птичка»,

Сестра - … «сестренка».

Воспитатель: Фиолетовый лепесточек отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: рисунок о друге нарисовать предлагаю «Мой хороший, добрый друг».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета хорошие поступки? Почему? (Ответы детей). А могут быть хорошие поступки черного цвета? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите на наши лепесточки, они тоже все яркие, цветные, красивые. А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте построим «Пирамиду дружбы».

Дети накладывают руки друг на друга.

О чём мы сегодня вели с вами беседу?

Каких больше поступков мы должны стараться делать?

Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям?

Почему?

Спасибо всем за участие в беседе?



Статьи по теме: