Игры на память и внимание для дошкольников. Игра «Какой игрушки не хватает?»

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.


Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.


В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.



Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.



Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.


Виды памяти

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).


  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.


  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.


  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.


  • Вкусовая – запоминание вкусов.


  • Обонятельная – память на различные запахи.


  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.


Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память .

Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.

По приемам заучивания различают:

  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

«Что не так?»

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.


«Вспомни, что было»

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.



Игра «Имена»

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо. Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке. Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.


Скороговорки

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках. Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз. Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.



Игра «Слова»

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита . А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово . Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».


«Дорога к дому»

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс. Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома. Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.

Гербарий

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

«Назови пару»

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры. Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Особенности дошкольного возраста (пять - шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

  • Игра в слова

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

  • «Магазин»

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

  • «Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

  • «Чего не хватает?»

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

  • Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

  • «Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

  • «Мультфильм»

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

  • «Вспоминай и показывай»

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

  • «Делай как я»

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

  • Описание предмета

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

  • Запоминание букв

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

  • «Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

  • Поиск слов

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

кот дверь

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

  • Аудиокнига

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

  • Повторение сказанного

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

  • Прохождение лабиринтов

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

  • «Посчитай количество»

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Память - одна из высших психических функций человека. Благодаря её формированию в раннем детстве возможно развитие точной координации движений и овладение речью. Все органы чувств работают на накапливание образов памяти. Ребёнок стремится почувствовать и понять окружающий мир. Усвоение знаний о предметах и явлениях, общественных правилах, формирование умений в значительной степени осуществляется на занятиях по развитию памяти дошкольников.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Практически все родители начинают активно интересоваться способами развития памяти у детей, когда тем пора поступать в школу. А проблемной эта тема становится очень часто вскоре после первого звонка, многие первоклассники не справляются с потоком новой информации и заданиями.

Часто первоклассники не справляются с запоминанием новой информации в процессе обучения

В раннем детстве память малыша развивается через общение с матерью. Казалось бы, молодые мамы интуитивно знают, как помочь ребёнку развить способность запоминания. С детьми первого года жизни занимаются регулярно. Это упоминание членов семьи, имён - мама понимает, что ребёнок запомнил лица родных, по улыбке и радостному возгласу при виде их. Затем с малышом учат части тела и лица: «Это у куколки глазки, а вот у Ванечки глазки». Скоро на вопрос «А где у Ванечки глазки, носик, щёчки?» ребёнок пальчиком показывает правильный ответ. К началу второго года жизни благодаря этим простым занятиям с мамой малыш знает многие предметы из ближайшего окружения, называет их.

В раннем детстве память развивается в органичном общении с мамой

К 1,5 годам ребёнок становится самостоятельнее, овладевает предметными действиями, развивает общую моторику. В этом возрасте малыш всё больше интересуется миром взрослых, запоминает слова и движения из наблюдений в повседневности. Для многих детей настаёт пора детсадовской жизни: кто-то поступает в первую младшую группу ДОУ, других мамы водят в группу кратковременного пребывания. И так бывает в нашей жизни, что домашняя сфера и образовательный процесс в детском саду разграничиваются: родители хотят общаться с детьми, а обучение предполагается за воспитателями.

Воспитатель работает в направлении развития способностей (в т. ч. памяти) у своих подопечных с момента их поступления в детский сад

Таблица: цели и приёмы развития памяти в детском саду

Группа Возрастные особенности Задачи занятий Приёмы развития памяти
Первая младшая (1,5–3 года) На четвёртом году жизни дети учатся ориентироваться во времени суток. Ребёнок активно изучает предметы, их признаки и простейшие свойства. Преобладает зрительно-эмоциональная память, то есть запоминается то, что вызвало сильные эмоции.
  • Формирование зрительного и слухового сосредоточения.
  • Развитие слуховой, обонятельной, моторной, зрительной памяти.
  • Называние предмета и указание, что он умеет делать: «Это мячик, он прыгает и катится».
  • Разучивание потешек, небольших стишков.
  • Во время прогулки воспитатель описывает всё, что дети видят на своём пути: «Смотрите, дворник расчистил снег и посыпал дорожку. Что у нас под ногами? (Песок). Песок делает дорожку шершавой, мы не поскользнёмся».
Вторая младшая (3–4 года) Формируется способность анализировать свойства и признаки предметов. Ребёнок подбирает пары предметов по сходным признакам и противоположным.
  • Называние признаков и свойств предметов.
  • Побуждение к сравниванию предметов, поиску по памяти похожих объектов.
  • Обучение ориентироваться во временах года и времени суток.
Средняя (4–5 лет) Формируется способность запоминать то, что просили.
Старшая (5–6 лет) Развивается способность анализировать, обобщать, выстраивать логические цепочки. Внимание становится более устойчивым.
  • Развитие словесно-логической памяти.
  • Развитие произвольного запоминания и краткосрочной памяти.
  • Использование специальных способов запоминания информации (мнемотехника).
  • Размышления вслух.
  • Составление рассказов об увиденном во время прогулки/экскурсии.
Подготовительная (6–7 лет) Высокий уровень концентрации внимания при затруднённости распределения (ребёнок не может одновременно что-то рисовать и слушать, например). Наблюдается кратковременность памяти, надо чаще повторять изученный материал.
  • Обучение пересказу.
  • Воспроизведение в ролевых и театрализованных играх знакомых сюжетов.

На четвёртом году жизни дети учатся ориентироваться во времени суток

Виды памяти дошкольников

В раннем детстве формируются и развиваются виды памяти, связанные со всеми органами чувств. Совершенствуется восприятие, и образы окружающего мира запоминаются легче и отчётливее. Образная память подразделяется на виды по ведущей сенсорной системе в запоминании объекта:

  • Зрительная память. Процесс зрительного запоминания проходит ряд этапов:
    1. Запоминание того, что видит ребёнок.
    2. Узнавание.
    3. Воспроизведение образа по памяти.

    Развитию этого вида памяти уделяется значительное количество времени на занятиях. Младшие дошкольники тренируют зрительную память в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Воспитанники средней группы запоминают геометрические фигуры и учатся распознавать их в строении предметов. Дети старшего дошкольного возраста учат буквы и цифры.
    Такую память иногда называют фотографической, поскольку запоминание при помощи органов зрения подобно запечатлению кадра из реальной жизни. Воспроизведение этих образов осуществляется в продуктивном творчестве детей (рисовании или лепке изображений по памяти), в дидактических играх.

    Первые рисунки моей дочери были яркими, разноцветными, позитивными… но каракулями! Когда ей только-только исполнилось 4 года, среди завитков и загогулин я заметила изображение дерева: коричневый ствол и крона. Вот только крона была розового цвета. Я решила уточнить: - Что это ты нарисовала?
    - Дерево.
    - Розовое?
    - Да. Я его видела.
    На той неделе мы пошли на прогулку в городской парк. На одной из тропинок дочка потянула меня за руку со словами: «Мама, вон там розовое дерево!». И правда, в нашем парке оказалось такое дерево - был май, это цвела дикая яблоня.

    Первые рисунки предметов являются воспроизведением образов зрительной памяти

  • Слуховая память играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Задания в детском саду (а в дальнейшем и в школе) строятся на восприятии речи педагога и обработке услышанного ребёнком. Он должен услышать, понять и выполнить поручение или инструкцию.
    Развитие слуховой памяти начинается в младшем дошкольном возрасте: дети знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, экспериментируют с извлечением звуков из различных предметов. Упражнения на тренировку этого вида памяти часто связаны с развитием речи: запомни и повтори слова, потешку, поговорку. Непонятные ребёнку слова воспитатель объясняет и возвращает к ним спустя время, чтобы они вошли в активный словарь ребёнка.

    Когда детям не спится, мы с ними выполняем простое упражнение «Как звучит тишина». Оно одновременно способствует развитию слуховой памяти и помогает расслабиться. Мы лежим с закрытыми глазами, не шевелимся и не разговариваем. Задача каждого - услышать звуки в тишине и распознать их источники. Слушаем «тишину» 5–6 минут, затем обсуждаем, кто что услышал:
    - На верхнем этаже передвинули мебель, кажется, стул.
    - За окном проехало несколько машин.
    - В соседней комнате папа нажимал кнопки на клавиатуре, набирал текст.
    - В трубе шумела вода и т. д.

    Стоит закрыть глаза и начать прислушиваться, и тишина наполняется десятками звуков

  • Осязательная, вкусовая и обонятельная память - эти виды также относятся многими исследователями к образной памяти. Запахи и вкусы связываются с их источниками в сознании ребёнка: происходит запоминание, как пахнет и каков на вкус апельсин, каким ароматом духов пользуется мама и т. д. То же самое происходит и в сфере осязания. С детских лет мы запоминаем, какие на ощупь вещества и предметы. Если с закрытыми глазами ребёнок потрогает мех, то представит себе животное, которое он гладил.

    «Мама! - с радостным возгласом бежал через дачные участки мой сын. - Котик тёти Нины прямо как снежный человек!». Соседи, наверное, были в лёгком недоумении, что же там за кот у тёти Нины. Но я сразу поняла, что он такой же пушистый и приятный на ощупь, как плюшевая игрушка сына - йети.

    Развитие осязательной памяти происходит в контакте с объектами ближайшего окружения

По участию воли память делится на 2 вида - произвольную и непроизвольную.


По длительности сохранения информации память делится на кратковременную и долговременную. Сначала развивается кратковременная память: ребёнок запоминает что-то, использует информацию и забывает. Поэтому с маленькими детьми надо повторять пройденный материал. Долговременную память следует активно тренировать с 5–6 лет: ребёнок способен удерживать информацию всё дольше, и эта способность будет необходима в школьном обучении.

Тренировка долговременной памяти необходима будущим первоклассникам

Методика развития памяти у дошкольников

Память ребёнка - это прежде всего проявленный им интерес в какой-либо деятельности. Как было сказано выше, у дошкольников преобладает непроизвольная образная память. То есть дети запоминают объекты и явления, которые вызывали у них яркие эмоции, неподдельный интерес. Отсюда возникает вопрос, что же интересно детям? Каждой возрастной группе воспитанников ДОУ присущ свой интерес. Младшие дошкольники любят предметные игры, охотно занимаются в паре со взрослым. С 4–5 лет дети стремятся к сотрудничеству, развиваются индивидуальные вкусы и пристрастия.

Обучающие задания на развитие памяти включаются в структуру всех видов занятий: речевых, музыкальных, НОД (непосредственно образовательной деятельностью), изодеятельностью и др. Развитие способностей ребёнка непосредственно связано с сохранением и воспроизведением информации. Следует чередовать упражнения на развитие сенсорного восприятия. Лучше всего ребёнок сможет описать объект, исследованный различными органами чувств, то есть всесторонне.

Любимая сказка моей дочери - «Жихарка». Когда дочке было 4 года, бабушка попросила её рассказать, что за сказка такая. Дочка начала пересказ, но быстро запуталась и расстроилась. Это случилось не оттого, что мы читали сказку давно или редко. И не потому, что дочь плохо слушала. Словесно-логическая память пока только начинает формироваться в этом возрасте. Зрительные образы сохранились благодаря изучению иллюстраций.
Тогда, чтобы запомнить сюжет сказки, мы распечатали кадры из мультфильма «Жихарка», перемешивали карточки и составляли последовательность событий. Несколько раз мы проигрывали сказку в виде простой игры-драматизации: наклеили изображения героев на палочки, я читала текст, а дочка действовала за персонажей.
После этих упражнений у дочери получилось пересказать сказку: вспомнить и воспроизвести сюжет.

Запоминание объекта должно быть разносторонним: зрительным, слуховым, осязательным, действенным

Игры на развитие памяти

Дидактические игры, направленные на развитие памяти, тренируют способность логического запоминания. Эти игры основаны на концентрации внимания различными органами чувств. Важно следить, чтобы ребёнок приступал к игре в хорошем настроении. Игровые задания подбираются педагогом в соответствии с возрастными особенностями детей. Лёгкое задание может погасить интерес ребёнка, а чересчур сложное - стать причиной переутомления.

Индивидуализировать дидактические игры можно по тематике материала. Например, девочки будут изучать карточки со сказочными принцессами, мальчики - с техникой.

Видео: игры на развитие произвольной памяти

https://youtube.com/watch?v=BXjrTvw_OtE Video can’t be loaded: Произвольная ПАМЯТЬ Дошкольников | Игры на Развитие Памяти | Советы Родителям 👪 (https://youtube.com/watch?v=BXjrTvw_OtE)

Видео: игры на развитие слуховой памяти

https://youtube.com/watch?v=Colhovnz1Fc Video can’t be loaded: ✔ ИГРЫ на РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Ребёнка | СЛУХОВАЯ Память Детей | Советы Родителям 👪 (https://youtube.com/watch?v=Colhovnz1Fc)

Видео: игры на развитие памяти, внимания, умения слушать

https://youtube.com/watch?v=m-v4XMqwBdY Video can’t be loaded: Развитие Словарного Запаса | Игры на Развитие Памяти, Внимания, Умения Слушать | Советы Родителям 👪 (https://youtube.com/watch?v=m-v4XMqwBdY)

Таблица: картотека игр

Возрастная группа Описание игр
Младшие группы
  • «Птичьи голоса». Воспитатель показывает картинки (или слайды на интерактивной доске) и сопровождает их рассказом: «В лесу живут разные птицы. У каждой имеется неповторимый голос. Давайте познакомимся с птицами и послушаем их пение! Ку-ку, ку-ку! На ветке сидит кукушка. Как она поёт, ребята?». Дети вспоминают ранее произнесённое «ку-ку, ку-ку!». И так для каждой картинки с птицей.
  • «Продуктовый магазин». Игра проводится в уголке с набором для игры в магазин или с карточками, на которых изображены продукты. Взрослый просит ребёнка сходить в магазин и купить продуты. Сначала это два названия: «Хлеб и молоко». Затем количество покупок можно увеличивать. Ребёнок «отправляется» в магазин, возвращается с покупками.
  • «Зоопарк». Воспитатель говорит ребёнку, что сейчас они совершат прогулку в зоопарк. Взрослый рассказывает, какие животные там содержатся, показывает их либо на плакате «Зоопарк», либо на макете с фигурками. Затем просит ребёнка выбрать из набора карточек тех животных, которых они «видели» в зоопарке.
  • «Что пропало?». Перед ребёнком лежит несколько игрушек, он их запоминает и отворачивается, воспитатель убирает одну. Ребёнок должен назвать, чего не хватает. Постепенно игра усложняется: нужно запомнить не только состав игрушек, но и их последовательность.
  • «Сможешь повторить?». Взрослый показывает движения (можно танцевальные), ребёнок должен повторить. Игре можно придать соревновательный характер: воспитатель показывает движение сначала одной подгруппе, затем другой, и кто больше наберёт баллов.
Средняя группа
  • «Художники». Ребёнку предлагается изучить предмет, который предстоит нарисовать художнику. Затем он отворачивает и описывает так, чтобы художник смог запечатлеть предмет со слов: «Это предмет круглый, похож на шар. Он оранжевого цвета, у него есть хвостик и листок. Его кожа плотная, но с пупырышками». (Апельсин). Эту игру можно проводить и с воспитанниками подготовительной группы так, чтобы на листе бумаге кто-то из детей пробовал зарисовать описание.
  • «Повтори ритм». Взрослый простукивает несложный ритм молоточком, на металлофоне, барабане или бубне. Ребёнок повторяет.
  • «Повтори узор». Ребёнку предлагается изучить узор из цветных кубиков или пуговиц и выложить такой же.
  • «Волшебный мешочек». Ребёнок опускает руку в мешочек, берёт в нём один предмет и, не доставая, пробует угадать, что это. Дети любят играть в мешочек, поэтому воспитателю следует периодически обновлять его содержимое.
  • «Съедобное-несъедобное». Взрослый называет слово и одновременно посылает мяч ребёнку. Если назван съедобный объект, ребёнок ловит мяч, если несъедобный - надо отбить. Старшие дошкольники играют в «Съедобное-несъедобное» самостоятельно.
  • «Гусеница». Дети становятся гусеницей (друг за другом), под музыку ползут по периметру комнаты. Как только музыка затихает, дети разбегаются врассыпную. Музыка снова играет - дети вспоминают свои места, собираются в гусеницу.
Старшая группа
  • «Я знаю пять». Дети садятся в круг. Воспитатель даёт мяч первому ребёнку и говорит: «Я знаю пять домашних животных». Ребёнок называет: «Собака, кошка, хомяк, кролик, корова», возвращает мяч. И так воспитатель даёт задание каждому. В подготовительной группе дети играют самостоятельно, придумывают задания друг другу.
  • «Кукловод». Ребёнку завязывают глаза, воспитатель ведёт его по комнате. Маршрут должен быть простым. Например: 2 шага вправо, поворот в обратную сторону, 5 шагов прямо и 1 влево. Затем ребёнку развязывают глаза, и он должен вернуться тем же маршрутом в обратной последовательности.
  • «Цепочка». Дети становятся кругом. Воспитатель называет первое слово: «Сыр». Стоящий справа повторяет и добавляет новое слово: «Сыр-бор». Дети стараются составить как можно более длинную цепочку. Предварительно стоит договориться с ребятами использовать односложные слова.
  • «Вспомни пары». Воспитатель называет парами слова, связанные по смыслу: «Суп-ложка», «ракетка-воланчик» и др. Затем он называет только первые слова пары, а дети вспоминают вторые.
  • «Сказочники». Дети коллективно придумывают сказку. Каждый по очереди дополняет сюжет одной-двумя фразами. Воспитатель следит, чтобы в сказке сохранялись названные в начале персонажи, место действия, какие-либо предметы.
Подготовительная группа
  • «Жуки». На поле в клеточку (шахматное, как вариант) стоят две фигурки жуков на противоположных краях: синий и красный. За жуков играют дети. Воспитатель даёт команду: «Синий жук 2 клетки вправо и 3 вверх», ребёнок выполняет. Потом другому участнику. Проигрывает тот, кто допустит ошибку в перемещении.
  • «Пары» («Пексессо»). Перед ребёнком разложен набор карточек рубашкой вверх. Он переворачивает по две, пытаясь найти парные (пары убираются с игрового поля). Если игрок один, то игра ведётся на время: «Успей собрать все пары за 5 минут». Если игроков двое, то выигрывает собравший больше пар.
  • «Ура!». Ребята умеют считать до 100. Воспитатель даёт команду: считать по очереди от 1 до 100, заменяя числа с двойкой на слово «Ура». Дети считают по кругу: «Один, ура, три…».
  • «Сад скульптур». Выбирается ведущий. Остальные дети принимают застывшие позы статуй. Ведущий отворачивается, дети договариваются глазами и один из них меняет позу. Ведущий должен найти изменившуюся скульптуру.

В этой игре, знакомой каждому, отлично развиваются внимательность и память

Упражнения на развитие памяти

Специальные упражнения на развитие внимания и памяти проводятся со старшими дошкольниками. В этих заданиях практически или полностью отсутствует игровой элемент, и дети запоминают информацию усилием воли. Таким образом, специальные упражнения следует применять в детском саду для развития произвольной памяти.

Упражнения для дошкольников содержат в основе:

  • Повтор: ребёнок наблюдает за действиями воспитателя и повторяет как можно точнее. Тренируются в повторении движений (в т. ч. танцевальных), цепочки слов, фраз, рисовании простых фигур.
  • Запоминание: ребёнку даётся задание запомнить картинки, символы, цифры, буквы и затем повторить.
  • Поиск: ребёнок внимательно рассматривает картинку или композицию и находит требуемое по заданию. Для читающих детей даются упражнения на поиск слов среди букв.

Взрослый следит за правильностью воспроизводимой ребёнком информации и при необходимости поправляет его

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Поскольку в дошкольном детстве начинает формироваться словесно-логическая память, на занятиях в ДОУ будут актуальны следующие упражнения:

  • «Собираем чемодан». Дети по очереди нанизывают на фразу слова: «Я собираю в дорогу чемодан и кладу в него шарф, очки, книгу…». Побеждает тот, кто сможет запомнить самую длинную фразу.
  • «Рифмовка». Ребёнок подбирает рифмы к написанным/названным словам или находит как можно больше слов к одному заданному.
  • «Инструкция». Взрослый просить выполнить ребёнка что-то по инструкции. Ребёнок запоминает и воспроизводит цепочку действий.
  • «Ассоциации». Ребёнок находит слова-ассоциации для называемых взрослым: лето-жара, дождь-зонтик. Для читающих детей слова даются на карточке.
  • «Повторение фраз». Педагог проговаривает 3–4 короткие фразы: «Девочка играет в мяч. Мальчик кормит котёнка. Мама готовит обед. Бабушка вяжет шарф». Ребёнок повторяет. Если возникают трудности с запоминанием, воспитаннику предлагается сделать рисунки-напоминания под озвученные фразы.

Фотогалерея: примеры заданий для развития памяти дошкольников

Ребёнку даётся задание запомнить предметы на картинке, а затем перечислить их Дошкольник должен запомнить символы предметов и заполнить ими таблицу Сочетание упражнений с творческими заданиями является профилактикой утомления воспитанников Данное задание развивает ассоциативную память дошкольников Если задания кажутся дошкольникам слишком лёгкими, можно увеличить временной интервал между демонстрацией картинки и ответом воспитанника

Мнемотехника для развития памяти

Современные воспитатели часто используют специальные схемы для облегчения запоминания информации детьми. Мнемотехника - это метод ассоциаций для развития качества и объёма памяти. В качестве наглядного и вспомогательного материала используются схемы - мнемотаблицы, на которых расположены ряды ассоциативных квадратов. В каждом квадрате нарисован символ, подразумевающий слово или даже часть фразы.

В квадратах таблицы зашифрованы элементы сюжета известной сказки

Мнемотаблицы создаются на основе сказок или рассказов. Ребёнок изучает картинки и с их помощью может рассказать сюжет. Заучивание стихотворений или песенных текстов с помощью мнемотаблиц превращается в увлекательное занятие.

В квадратах зашифрованы слова стихотворения, что помогает ребятам быстрее его запомнить

Правила применения мнемотехники на занятиях с дошкольниками:

  • Работа с таблицами ведётся от простого к сложному. На первых порах дети занимаются с малым количеством квадратов в схемах. Максимум ассоциативных квадратов в мнемотаблице для дошкольника - 9 шт.
  • Мнемотаблицы всегда яркие и привлекательные. Работать с чёрно-белыми картинками детям неинтересно, их внимание будет рассеиваться.
  • В день можно изучать не более 2 таблиц.
  • Тематика мнемотаблиц меняется ежедневно. Если воспитатель взялся за внедрение мнемотехники, то он подготавливает картотеку схем в соответствии с темами календарного планирования.

Опора на ассоциативные рисунки поможет дошкольнику пересказать сказку

Воспитатели, обучающие детей мнемотехнике, как правило, знакомят подопечных с пиктограммами. Пиктограмма - это техника самостоятельного создания ребёнком схемы для запоминания текста, правила или сюжета. Когда ребёнок хорошо разбирается в мнемотаблицах: как их «читать» и применять, он понимает, как сделать для себя подсказку.

Моему сыну никак не удавалось запомнить начало стихотворения. Тогда я предложила ему зарисовать то, о чём говорится в первых двух строках. У сына получился ряд картинок:
Цифра 2 - месяц - жёлтый кленовый листок - человечек с большим сердцем в груди и короной на голове.

Что соответствовало словам:
[Второй] - [месяц] - [осени] - [октябрь - добрый молодец].

Видео: занятие по мнемотехнике в подготовительной группе

Эйдотехника для заучивания стихотворений

Эта техника применяется в детском саду редко. Обычно ей пользуются для разучивания стихотворений, скороговорок, песен с детьми, у которых сильнее развито правое полушарие головного мозга. Такие дети легко запоминают образы. Если в мнемотехнике для запоминания рисуются ряды символов, то эйдотехника предполагает создание одной картинки.

Воспитатель несколько раз прочитывает текст и просит ребёнка запечатлеть услышанное в рисунке. Воспитанник создаёт на листе целостную картину текста. Здесь непременно будут детали и разные цвета . Эйдос в переводе с греческого означает «образ». Мозг фиксирует взаимосвязи между частицами единого образа, который создаёт ребёнок. Наглядный материал, сделанный самим ребёнком, облегчает процесс заучивания текста.

Проведение занятия по развитию памяти в детском саду

В рабочей программе, как правило, не предусмотрен обособленный блок занятий по развитию памяти. Это объясняется тем, что упражнения и игры на совершенствование запоминания включаются в структуру всех занятий в детском саду. На развитие памяти направлены занятия во второй половине дня, в т. ч. в центрах самостоятельной активности. Однако по усмотрению педагога проводятся специальные занятия по развитию памяти. Воспитатель учитывает возрастные особенности детей: рассчитывает длительность занятия в соответствии с нормами СанПиН, подбирает подходящие формы работы. Необходимо помнить, что дошкольники быстро устают и нуждаются в частой смене деятельности.

Поскольку упражнения на восприятие и развитие памяти требуют больших мыслительных затрат, в ход занятия включаются подвижные игры, творческие задания, развлекательные моменты.

Подвижные игры помогают избежать переутомления воспитанников во время занятий

Примерная структура занятия по развитию памяти:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирующее начало занятия: включение в игровую или проблемную ситуацию, сюрпризный момент.
  3. Упражнения.
  4. Физкультминутка.
  5. Упражнения.
  6. Музыкальная пауза.
  7. Игра на развитие памяти.
  8. Подведение итогов.

В конспекте занятия воспитатель пишет сценарий для каждого структурного этапа, прогнозирует возможные отклонения от плана. Обязательно указываются цели и задачи занятия, предварительная работа (если проводилась), используемое оборудование и материалы.

Таблица: варианты постановки целей и задач занятия

Возрастная группа Тема занятия Цель Задачи
Средняя «В мире животных» Развитие зрительного внимания и памяти.
  • Расширение представлений о диких животных.
  • Побуждение быть инициативным в игре.
  • Обучение использованию пиктограмм (условных картинок) для запоминания.
Старшая «Станция Запоминайка»
  • Развитие образной памяти.
  • Формирование способности произвольного запоминания.
  • Развитие умения работать с мнемотаблицами.
  • Развитие зрительной и слуховой памяти в дидактических играх.
Подготовительная «Её величество Память» Создание благоприятных условий для развития памяти детей.
  • Формирование представлений о том, что такое память.
  • Знакомство с различными способами запоминания информации.
  • Воспитание грамотного использования ресурсов памяти в быту и в учёбе.

При необходимости воспитатель помогает дошкольникам, поддерживая и задавая наводящие вопросы

Таблица: пример конспекта занятия по развитию памяти в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Зыкова С. П., педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 15», г. Троицк, Челябинская область.
Название «Развитие слуховой памяти»
Цели
  • Развитие слуховой памяти.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие внимания.
  • Развитие мышления и речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Оптимизация и коррекция межполушарного взаимодействия.
  • Обучение приёмам саморегуляции, снятия напряжения.
Интеграция познавательных областей
  • «Коммуникация»,
  • «Социализация»,
  • «Здоровье»,
  • «Музыка»,
  • «Познание».
Оборудование
  • Цветные карандаши,
  • альбом для рисования.
Ход занятия Ритуал приветствия.
Психолог: Давайте начнём наше занятие с игры «Эхо»! (Цель: настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания). Ребята, по очереди назовите имя своего соседа (прохлопайте имя по частям).
Давайте подумаем, что нам нужно для того, чтобы провести наше занятие хорошо, интересно? (Слушать педагога и друг друга, не шуметь, не выкрикивать, не повторять ответов других детей, быть внимательными, думать, прежде чем говорить).
Гимнастика мозга (перекрёстное движение).
Психолог: Положите правую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время левой рукой делайте круговые движения по животу (на хлопок поменяли местами руки).
Глазодвигательные упражнения:
  1. Быстро-быстро поморгайте глазами, как будто это крылышки мотылька.
  2. Не поднимая головы, посмотрите вверх.
  3. <…>

Тренинг выразительной мимики.

  • Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек.
  • Улыбнуться, как хитрая лиса,
  • Удивиться, как будто ты увидел чудо.

Игра «Бабушка собирала чемодан».
Психолог: Бабушка укладывала чемодан. Положила клубок.
Далее дети по одному продолжают цепочку, вспоминая всё, что было сказано перед этим.
Динамическая пауза «Повтори за мной».
Дети выполняют движения, например, хлопают в ладоши, по коленям, прыгают, топают и др.
Игра «Запретное число».
Дошкольники читают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбираются числа, которые нельзя произносить вслух, вместо них играющий хлопает.
Игра «Спаси птенца».
Психолог: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он прилетит к вам.
Игра «Запоминай порядок».
Педагог показывает в руке 6–7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Шалтай-болтай».
Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.
Игра «Скажи наоборот».
Например, маленький - большой

  • Весёлый -
  • Злой -
  • <…>

Игра «Запомни слова и повтори».
Воспитатель называет слова и просит повторить детей <…>
Пальчиковая гимнастика.
Работа в тетрадях. Задание «Нарисуй и зачеркни».
Педагог предлагает детям:

  • Нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру.
  • Нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвёртую фигуру.

Релаксация.
Ритуал прощания.

В дошкольном детстве активно развивается наглядно-образная память. Ребёнок совершенствует восприятие объектов окружающего мира при помощи всех органов чувств. К старшему дошкольному возрасту происходит значительное развитие мышления и формируется словесно-логическая память. Чем активнее ребёнок тренировал все виды памяти в детском саду, тем легче и увлекательнее будет для него процесс обучения в начальной школе.

Поделитесь с друзьями!

Миндагазиева Динара
Игры по развитию памяти для детей 3–5 лет

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Игра «Запомни - положи»

Задача : развить произвольную зрительную память , умение запоминать последовательность картинок (игрушек) .

Оборудование : 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.

(игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Что пропало?»

Задача : развить произвольную зрительную память

Оборудование

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например : «Не стало картинки с куклой» .

Игра «Что изменилось?»

Задача : , научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование. I вариант : ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

II вариант : одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими от-личиями.

Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его за-помнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.

II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Например : «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

Задача : развить произвольную зрительную память , умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование : 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку) . Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например : «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.) ».

Игра «Что стало по-другому?»

Задача : развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование : 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки) . Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек) . К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек) . Например : «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку» .

Игра «Чем отличаются?»

Задача : развить зрительную память и внимание детей , научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между

Оборудование : пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, мес-тоположение) .

Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними . При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача : развить зрительную и двигательную память , мелкую моторику детей .

Оборудование : карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

Игра «Повтори за мной действия»

Задача : развить у детей зрительную и двигательную память , координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.

Описание : Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например : руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.

Игра «Посмотри - запомни - нарисуй»

Задача : развить у детей зрительную и двигательную память , мелкую моторику.

Оборудование : карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Игра «Запомни пары»

Задача : развить зрительную память и ассоциативное мышление детей , тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.

Оборудование : знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.

Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответст-вующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.

Например : ваза - цветы, собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок, называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

Игра «Запомни - назови»

Задача : развить зрительную память детей , научить их запоминать количество заданных предметов или картинок.

Оборудование. I вариант : детям 3-4 лет предъявляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество картинок или пред-метов увеличивается до 6-7 штук.

II вариант : парные карточки, на одной из которых изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. I вариант, на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.

Описание.

I вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них , которые он запомнил.

II вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем

эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

Игра «Ответь на вопросы»

Задача : развить у детей зрительную память , умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.

Оборудование : сюжетные картинки для рассматривания.

Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.

Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала : «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем : «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил» .

Или сначала : «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет» , затем : «Вспомни, кто в каком домике живет» .

Игра «Запомни слова»

Задача : развить слуховую память и внимание детей , расширить их словарный запас.

Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения : детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.

На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик, затем абсолютно разные.

Игра «Постучи, как я»

Задача : развить слуховое внимание и память детей , тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

(картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение на развитие двигательной памяти

Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.

Возраст: 4 лет и старше

Вспомни, как прыгает щенок за косточкой? Покажи.

Как ходит корова? Покажи.

Как бодается бык? Покажи.

Как кошка лежит на солнышке?

Как бегает по рельсам трамвай?

Как ты поднимаешься по лестнице?

Как тормозит машина у светофора?

Как милиционер своей палочкой останавливает машину?

Как бабушка поправляет очки?

Упражнение "Запоминаем слова"

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Упражнение "10 цифр"

Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Игра «Гуляем по лесу».

Цель: развитие зрительной памяти;

Возраст: с 5 лет.

Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка.

Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь

Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 4лет.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Видеоскоп».

Возраст: с 5 лет.

Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то, что кто-то забыл.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить 10 - 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Возраст: с 3лет.

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Запоминаем вместе».

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Игра «Вспомни пару».

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту - ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

Миновало лето

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Статьи по теме: