Сопровождение самостоятельной двигательной деятельности. Развитие самостоятельной двигательной активности у детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко»

Консультация

для воспитателей:

«Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства».

Подготовила: Подольская Е.А

инструктор по физической культуре

« Если ограничить двигательную активность

детей, то недостаточно развитая

двигательная память может атрофироваться,

что приведёт к нарушению условных связей

и снижению психической активности».

П. Ф. Лесгафт.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

В нашем детском саду большое внимание уделяется физкультурно - оздоровительной работе, в т.ч. и организации двигательного режима. Для этого создаются все условия: спортивный, музыкальный залы, игротека, зоны двигательной активности в групповых комнатах, которые пополняются необходимым оборудованием, в т.ч. и нестандартным. Однако важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

    замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;

    ограничением двигательной активности на прогулках;

    требованиями (запретами) взрослых: не лезь, не беги и т.д.;

    увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

    преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, конструктор, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);

    генетической наследственностью (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку. Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в групповой комнате, где много мебели, и, кроме того, для таких игр требуется участие нескольких игроков. А если хочется по

играть одному или с двумя друзьями? Надо сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, можно определить их индивидуальные предпочтения. Это: постройки из крупного и мелкого строительного материала, сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».., настольные игры, рисование и раскрашивание.

Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.

Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Следует изготовить следующие атрибуты для игр:

- квадраты из ленолиума , дерматина 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре;

- «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.

Атрибуты и игры с ними можно использовать на физминутках, в совместной деятельности. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Подвижные игры в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка.

1. « Классики».

Цель :

Оборудование : коврики 25х25, разложенные на полу с чередованием: 1ряд – два коврика рядом, 2 ряд – один коврик, 3 ряд – два и т.д.

Ход : Дети прыгают по коврикам, как по классикам.

1 вариант: ноги вместе – ноги врозь.

2 вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две врозь…

3 вариант: ноги скрестно, ноги вместе, ноги скрестно.

2. «Гигантские шаги».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.

Оборудование: коврики 25х25 раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребёнка.

Ход: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик(прямые, боковые шаги, на носках, на пятках, спиной вперёд)

3. «Весёлая дорожка».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Оборудование: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

4. «Займи своё место».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы,

Оборудование: Коврики 25х25 располагаются по большому кругу.

Ход: Воспитатель даёт словесное указание игроку:- «встань на коврик с зелёным овалом». После того, как ребёнок выполнил команду, он сам даёт указание следующему игроку, так игра продолжается пока все играющие не займут свои места. по сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу занимают: 1 – свои коврики; 2 – любой коврик. Каждый игрок должен рассказать на каком коврике он стоит.

5. «Достань ягодку».

Цель:

Оборудование: силуэты ладошек на стене, выше их изображение ягодки.

Ход: По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право-лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

6. «Пройди по стенке».

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

Оборудование: наклеенные на стене разноцветные полоски от 1до 1,5м, на полу мягкий коврик.

Ход: Дети по очереди ложатся на пол и стараются пройти по дорожке на стене. Начиная от пола постепенно поднимают ноги всё выше, переходя в положение «Свечка».

7. «Допрыгни до полосочки».

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Оборудование: Дети строятся в колонну около полосок, наклеенных на высоте вытянутой руки ребёнка.

Ход: Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

8. «Путаница».

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Оборудование : На стене наклеены силуэты ладошек в произвольном порядке.

Ход: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право-лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1 вариант: ребёнок играет один и «ходит» руками по стене.

2 вариант: игра в паре «Кто быстрее доберётся до условной метки?» При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами не отрывая рук от стены.

3 вариант: один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (правая – красная, левая – зелёная).

В групповых комнатах имеется перечень спортивного оборудования. Для увеличения двигательной активности детей разработаны методические рекомендации по обучению основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

Основные виды движений

В результате применения данного оборудования и игр возрастёт интерес детей к подвижным играм, снизится хаотичная спонтанная деятельность, возрастёт продолжительность и интенсивность движений, снизится количество нарушений поведения и число травмоопасных ситуации.

Людмила Литвинова
Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ»

"СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ "

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей .

Двигаясь , ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Помимо организованных видов деятельности по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность . Однако и здесь действия детей зависят от условий , создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка .

Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня : утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней) . Активные действия должны чередоваться с более спокойной деятельностью.

При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей . Для создания новизны и разнообразности физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это способствует всестороннему развитию детей и позволяет избежать однообразия движений.

Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных творческих игр детей , необходимо иметь соответствующее оборудование, физкультурные пособия, игрушки. На спортивной площадке необходимо предусмотреть свободное пространство, дорожки для бега, места для прыжков, метания, езды на велосипеде, самокате , пособия для упражнений в лазании (дуги, вышки и т. д.) тренировки равновесия (бревна прямые и наклонные, ранообразный инвентарь (скакалки, обручи, мячи, ракетки и воланы и т. д.) . В зимнее время дети должны свободно пользоваться санками, ледянками и т. д.

В самостоятельной двигательной активности детей обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.

Так, детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети , как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

У детей с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) преобладают игры низкой степени интенсивности. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

Для детей со средним уровнем ДА характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности.

Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща , побуждает более ловких детей , хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

Важным приемом в руководстве ДА детей является внесение педагогом в самостоятельные игры сюжетов , требующих активных движений , способствующих регулированию двигательной активности детей с разной подвижностью (объединение их для совместных игр) .

Задачей инструктора по ФК является обучение детей технике движений , способам выполнения различных физических упражнений, способствование формированию потребности в занятиях этими видами деятельности, формирование интереса у детей к занятиям спортом . Воспитатель в своей работе с детьми тесно сотрудничает с инструктором по ФК, они работают в системе, но при этом именно воспитатель устанавливает тесный непосредственный контакт с каждым ребенком, выявляет наличие двигательного опыта , выясняет и развивает его интерес к играм и спорту. Воспитатель организует и направляет самостоятельную двигательную активность детей , опираясь на знания и умения, полученные ребенком на занятиях с инструктором по ФК.

Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников .

Публикации по теме:

Фотоотчёт уголков здоровья, физкультуры, двигательной зоны для самостоятельной двигательной активности детей. Выполнила: Горская Наталья.

Консультация для родителей «Значение двигательной активности для роста и развития ребёнка» Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма.

Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет.

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современныхnусловиях» Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников. Инновационность нашего подхода к организации.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

чт, 11/30/2017 - 12:30 | administrator

МБДОУ «Детский сад №4 «Туллукчаан» с. Бяди» Усть - Алданского улуса Республика Саха (Якутия)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: Сыроватская

Сардана Николаевна

воспитатель

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Характеристика двигательного режима в дошкольном учреждении….…………………….…………………………………………..5

2. Теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста…..……………………………..9

3. Условияорганизации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте…..….……………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………16

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...21

ВВЕДЕНИЕ

"Движение как таковое может по своему действию

заменить любое средство,
но все лечебные средства мира

не могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Согласно многим исследованиям большинство болезней взрослых, заложены в детском возрасте. А ведь именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из непременных условий этого является формирование самостоятельной двигательной деятельности детей.

Согласно ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.

Нужно отметить, что низкий уровень двигательной деятельности, начиная с дошкольного возраста, является первоочередной проблемой ухудшения состояния как физического, психического так и умственного развития детей. Поэтому актуальность и практический аспект данной проблемы состоит в том, что необходимость поднятия уровня двигательной деятельности должна начинаться именно с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Исходя из обозначенной проблемы , формулируем тему нашей работы : «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Цель работызаключается в раскрытии особенностей организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику двигательному режиму в дошкольном учреждении.
  2. Раскрыть теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Изучить условию организации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой работы являются труды РуновойМ.А., Степаненковой Э.Я., Козлова И.М., Снигур М.Е.ЛеонтьеваА.Н.ЗапорожецаА.В., УсовойА.П., и др.

Данная работа состоит из: введения, трех пунктов, рассматривающих теоретические аспекты самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста, заключения, списка изученной литературы.

ХАРАКТЕРИСТИКАДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования, сначала с внедрением Федеральных государственных требований, а затем и ФГОС ДО.

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Поэтому организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Федеральным государственным образовательным стандартом определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.

Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации – малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Можем предположить, что работа по реализации данной задачи актуальна не только в нашей республике.

Понятие двигательный режим включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей. Ст.12.2 СанПин «двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста и времени года.

При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования:

Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития;

Согласно нормативно – правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правила и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями;

Объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей;

За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей;

Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом;

Определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению;

Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ должна быть, разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. Данная модель вариативна, содержание может корректироваться и составлена с учетом примерной программы «Детство» (см. Приложение 1).

При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Нужно создать условия, так как это одно из требований ФГОС (физкультурные уголки в группах, картотека разнообразных игр и т.д.). Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно - пространственной среде определенные требования:

  • насыщенность
  • полифункциональность
  • вариативность
  • доступность
  • безопасность
  • трансформируемость.

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

  1. временидвигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;
  2. объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
  3. интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы дети уходя домой, имели интересную перспективу на завтра – поиграть в обещанную интересную игр, пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.

Таким образом, организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Двигательная деятельность – это совокупность двигательных актов.

Двигательная деятельность ребенка - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния ребенка, естественная биологическая потребность ребенка. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующий организм ребенка.

В детском возрасте двигательную деятельность можно условно разделить на 3 составные части:

  • Двигательная активность в процессе физического воспитания;
  • Физическая активность во время обучения общественно – полезной и трудовой деятельности;
  • Спонтанная физическая активность в свободное время.

Двигательная активность – это естественная и специально организованная двигательная деятельность ребенка, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Она принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние костной, мышечной и сердечно – сосудистой системы, так как связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальными в течение жизни человека играет разную роль. Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой, средней подвижности. .

Уровень потребности в самостоятельной двигательной деятельности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Выделяют 3 уровня двигательной активности:

  • Высокий уровень: для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную двигательную деятельность.
  • Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности высокий уровень двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности.
  • Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Качества, характеризующие наличие самостоятельности у ребенка:

1. Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.

2. Умение выполнять привычные дела без обращения к взрослым и без контроля со стороны взрослого.

3. Умение осознано действовать в ситуации заданных требованиях и условиях (которые создает воспитатель) в плане в блоке самостоятельная деятельность должно быть спланированы требования, условия, система заданий.

4. Умение действовать в новых условиях(поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование и получить результат.

5. Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку своей деятельности.

6. Умение переносить известные способы действий в новые условия.

Существует алгоритм построения самостоятельной деятельности детей:

Шаг 1 Определение и сообщение ребенку цели работы (индивидуально или в подгруппе)

Шаг 2 Ознакомление ребенка с последовательностью выполнения задания.

Шаг 3 Выбор ребенком с помощью взрослого способов действий ведущих к выполнению заданий.

Шаг 4 Планирование детьми своей самостоятельной деятельности по выполнению задания.

Шаг 5 Выполнение самостоятельной работы ребенком.

Шаг 6 Самоконтроль, самооценка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после дневного сна, и во время прогулки (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Двигательная деятельность детей тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки. Пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых – научить детей правильно и разнообразно их использовать.

Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Занимаясь самостоятельно ребѐнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

В дошкольном образовательном учреждении этот вид деятельности может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями

Двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются формой воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыковпозволяет применять самые разные игры и сюжетные, и бессюжетные игры, эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность включает в себя массу движений, выполняемых ребенком в процессе его жизнедеятельности. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят организованные физкультурные мероприятия (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и т.д.), а также самостоятельная двигательная деятельность.

Двигательная деятельность должна быть целенаправленна и соответствовать опыту ребенка, его интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации самостоятельной двигательной деятельности, ее разнообразии.

Мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезное и интересное для него занимательное дело, не подавляя его активности и инициативы?

Функция воспитателя - создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Организация самостоятельной двигательной деятельности подвижных детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности и управляемости. Полезны все виды метания, точные движения с мячами, ходьба и бег по ограниченной площади, действие с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди.

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • нормирование у воспитанников потребности двигательной деятельности и физическим совершенствованием;
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Приемы руководства, двигательной деятельностьюдетей одинаковы для детей разной подвижности. Так необходимо предоставить детям для движения достаточные площади, при этом для малоподвижных они увеличиваются, для детей большей подвижности могут несколько ограничиваться. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку, пособие на двоих, провести куклу, держа ее за руку по дорожке, играть вдвоем в лошадки с использованием обруча, скакалки, ленточки, прокатывать мяч друг другу, вдвоем вращать скакалку и т.д.

Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно повесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот потянуться, подняться на носки и т.п. К гаражу с машинами может вести дорожка прямая, а в следующий раз извилистая, к домику – лесенки высотой 100 см и т.п.

Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что для детей характерна большая подражаемость. Увидев в руках у соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Постепенно по мере овладения детьми действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке. Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще всего воспитателями используются в старших группах.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, лопатки, санки, ледянки, велосипеды и т.п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, снеговики, разноцветные льдинки и т.п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующихболее эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.

Таким образом, различные средства, методы и приемы организации самостоятельной двигательной деятельности содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению здоровья детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности детей. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной деятельности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Самостоятельная двигательная деятельность определена как сумма всех движений, производимых ребенком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательный режим – часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально – мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Таким образом, при правильной организации самостоятельной двигательной деятельности у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М, 2014.
  2. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан – Пин 24.1.3049 – 13 №26 от 15.05.2013.
  3. Абрамян Л.А. Приемы и методы обучения дошкольников- М,2000.
  4. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их родителей. Ярославль, 1996.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. М, Владос, 1999.
  6. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание, № 1, 2004.
  7. Зайченко Е.К. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре// Дошкольное воспитание №4, 1999.
  8. Кулик Н.А. Диагностика физических навыков и качеств детей. М,2009.
  9. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методическое материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М, 2000.
  11. Михеева Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет по ФГОС. Изд.-во: «Учитель», 2014.
  12. .Рубцова И.В, Готовцева Я.В, Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие для вузов. Воронеж, 2007.
  13. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности//Дошкольное воспитание №6, 2007.
  14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: методич.пособие. М, 2000.
  15. Рунова М.А. Движение день за днем. М,. ЛИНКА - ПРЕСС, 2007.
  16. Снигур М.Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания, 2009.
  17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я.Степаненкова. М, 2001.
  18. Степаненко Э.А. Физическое воспитание в детском саду. М,2008.
  19. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. СПб, Детство – Пресс, 2001.
  20. Шебеко В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.1996.
  21. Шебеко.В.Н.Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко. М, 2000.
  22. Шмнина В. Творческие подвижные игры/ В.Шмонина // Двигательная деятельность ребенка в детском саду. Издательство «Мозаика», М, 2000.
  23. БритоваЕкатерина Владимировна Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Опубликовано: 28 февраля 2015 вhttp://www.maam.ru
  24. Тарасова Оксана Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства

Самостоятельная двигательная деятельность - это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.

Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает дви­жения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде дея­тельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в дви­жении, чем в организованной деятельности.

В раннем возрасте самостоятельная двигательная деятельность име­ет свою специфику.

В чем она заключается?

Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, а следо­вательно, с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, по­вышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать.

Игрушки, пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками мож­но подвесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игруш­ку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот, потянуться, под­няться на носки и т. п. К гаражу с машинами может вести дорожка пря­мая, а в следующий раз извилистая, к домику - лесенки высотой 100 см и т. п.

Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количест­ве, однако,не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утом­ляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько.

Постепенно, по мере овладения детьми действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке.

Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не про­пал интерес к ним.

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще неве­лик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна про­ходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сме­нить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. Например, ма­лыш долго сидит на корточках и катает взад-вперед машину. Взрослый ненавязчиво предлагает ему провезти машину за веревочку по мостику (дорожке) и т. п. Однако не всегда надо спешить с подсказкой новых действий. Пусть кроха сам откроет для себя новое движение, поощрить его за это. Можно создать специальные условия, в которых ребенок должен сам выбрать способ действия, предмет, с которым он будет дей­ствовать. Например, взрослый вместе с детьми строит узкие ворота из кубиков, кеглей, а рядом располагает большие и маленькие мячи. Ребе­нок должен сам выбрать нужный мяч. Он может действовать путем проб и ошибок, но в итоге он поймет, что в узкие ворота можно прока­тить только маленький мяч.

Если в группе лежат две дорожки, мягкая и твердая, то малыш сам выбирает, по какой ему пройти, проползти или проскакать.

При создании условий для самостоятельной двигательной деятель­ности хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще всего воспитателями используются в старших группах. Однако опыт показы­вает, что их можно успешно применять и в группах раннего возраста. Что представляет собой полоса препятствий? Она состоит из набора по­следовательно расположенных пособий. Пособия должны располагать­ся так, чтобы нагрузка падала на различные группы мышц и дети могли упражняться в разных движениях.

Например, размещается твердая дорожка, несколько предметов (4-5 шт.) высотой от 5 до 20 см, дуга, стойка с подвешенным в сетке большим мячом.

Дети идут по доске, затем перешагивают через предметы разной вы­соты, подползают под дугу, выпрямляются, подходят к сетке с мячом и отталкивают его двумя руками. Полосу препятствий можно выстроить по-разному: в ряд, полукругом, кругом, зигзагом или в виде букв «П», «Г», «Л». Если полоса препятствий используется на прогулке, то ее хоро­шо сочетать с естественной природной средой, например земляным или снежным валом, кустарником, под который надо подлезть или обойти кругом, горкой, бревном и т. п. Дети выполняют движения самостоя­тельно, однако воспитатель следит за ними, подбадривает словами.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, по­мимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки, трехколесные вело­сипеды и т. п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Например, летом - добежать до березы, кустар­ника, проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик, допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и по­звонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.

Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют, развитию их инициативы, самостоятель­ности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества.

Марина Бурякова
Самостоятельная двигательная деятельность детей

в условиях групповой комнаты

Проблема двигательной активности детей в условиях группы всегда волновала нас. В группе, где много детей , мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. Полноценное физическое развитие детей , укрепление здоровья и совершенствование функций организма является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно складывается на растущем организме ребенка и приводит к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Качественному улучшению всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка. В физкультурном уголке должны быть мелкие физкультурные пособия : мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча для малышей и набивного мяча массой 1 кг для детей постарше , обручи (диаметром 15-20 см, 50-60 см, гимнастические палки разной длины, скакалки. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие (6 /\ 9 см, масса 150г) метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие (12 \/ 16см, масса 400г) используют, для развития правильной осанки, нося их на голове.

Интересен для упражнений цветной шнур – косичка (длиной 60 – 70см) . Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а, сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания.

В каждой возрастной группе желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1 – 1, 5м. Его можно сделать из старого матраца или одеяла. Готовое «бревно» обтянуть сшитым чехлом из моющегося материала. Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает.

Текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными) . Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала. Целью игр с ковриками, такими как «Классики» , «Гигантские шаги» , «Веселая дорожка» , «Займи свое место» - является развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

«Тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в произвольном порядке от пола и до 1, 5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод. Целью игр с «тихим тренажером» является : развитие координации, тренировка мышц спины и ног, тренировка мышц плечевого пояса и рук; развитие пространственного воображения и восприятия.

Одно из самых увлекательных и необходимых пособий – это лесенка-стремянка. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубчатой планкой, допускающей установку стремянки наклонно под разным углом. Ширина каждого пролета 45см, высота 100-150 см, расстояние между перекладинами 12 – 15см, диаметр их 2, 5 – 3см. Высота вертикальной лесенки 150 – 200см.

Хорошо иметь пособия для профилактики плоскостопия. Их использование повышает кожно – мышечный тонус, улучшает кровообращение и окислительно – восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Такие пособия так же можно купить в спортивном магазине или приготовить самим. Плетеная дорожка – дорожка сплетена из шнура диаметром 0, 6 – 0, 7 см способом макраме или вязания.

Мешочки с камешками. В полотняный мешочек размером 40х40 см насыпать камешки – голыши или керамзит в таком количестве, чтобы, положив мешочек на пол, можно было распределить камешки по его площади одним слоем.

Для следует приобрести тренажеры простейшего типа. Они являются надежным средством профилактики гиподинамии. К простейшим тренажерам относятся :

1. Детские эспандеры (для кистей рук и туловища) . Детские эспандеры (кистевые) предназначены для укрепления мышц кистей рук, например, ребенок сжимает кольцо, делает наклон вперед и прокатывает его. При выполнении упражнений для брюшного пресса в положении сидя и лежа ребенок зажимает кольцо между ступнями.

2. Диск «Здоровье» способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы туловища и ног.

3. Гимнастический ролик – способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, развитию координации.

4. Степ – платформа развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, осанку, тренирует равновесие.

Шнуры – растяжки – это обычные шнуры или широкая резинка с петлями на концах. Они крепятся на противоположных сторонах зала на высоте, соответствующей показателям разных возрастных групп для ползания, подлезания и подпрыгивания. Шнуры съемные и прикрепляются на планки с крючками. Лучше иметь несколько комплектов шнуров, чтобы обеспечить большую плотность занятия и повторность при проведении упражнений.

Мишень для метания – изготавливается из поролона и дерматина размером 70х70 см. На одной или обеих сторонах изображается мишень соответственно размерам, указанным в «Программе воспитания и обучения в детском саду» для каждой возрастной группы. Мишени крепятся к гимнастической стенке при помощи съемных крючков, мяч, попадая в такую мишень, не отскакивает в сторону.

Самостоятельная двигательная деятельность детей , о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.

Младший возраст

Ребёнок активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений : ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря :

Доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см) ;

Гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см) ;

Доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см) ;

Две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см) ;

Два куба (ребро 25-30 см) ;

Ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см) ;

Лесенка-стремянка (высота 1,5 м) ;

Мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;

Один-два надувных мяча (диаметр 40 см) ;

Игрушки-каталки (по два комплекта разных видов) ;

Бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см) ;

Оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

Крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх) ;

Шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм) ;

Погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей ;

Четыре гимнастические палки (длина 75-80 см) ;

Гимнастический шест (длина 1,8-2 м) .

Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы» .

Средняя группа

По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности . Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности .

Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью :

Кегли (один-два набора) ;

Игра «Дартс» (с шариками на липучках) ;

Ракетки с мячиками на липучках;

Напольные и подвесные кольцебросы;

Игра «Городки» (из пластмассы) ;

Поролоновые и матерчатые мячи;

Две-три скакалки, шнур;

Султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора) ;

Два-три мешочка весом 200 г;

Два-три обруча;

Бубен, музыкальный молоточек;

Оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).

Старший дошкольный возраст

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Оборудование физкультурного уголка

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка : быстрота (5 лет, сила и гибкость (5-6 лет, выносливость (б лет, глазомер и координация движений (6,5 лет) . Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей .

Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка :

Игра «Городки» (из пластмассы) ;

Ракетки и мячи для пинг-понга (два набора) ;

Кегли (один-два набора) ;

Малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

Игра «Дартс» (с шариками на липучках) ;

Кольцеброс;

Один-два резиновых эспандера;

Беговая мини-дорожка;

Две-три скакалки и резинки;

Султанчики, ленточки, косички;

Два-три обруча;

Настольные спортивные игры;

Тренажёры (ножные, ручные) ;

Массажёры (ножные, ручные) .

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей , адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта , формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками

Статьи по теме: