"экологическое воспитание детей с помощью информационно-коммуникативных технологий". Презентация "Использование ИКТ в экологическом Воспитании дошкольников" презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Ли

Организация: МБДОУ № 7

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

«Сделать учебную работу насколько

возможно интересной для ребёнка,

и не превратить эту работу

в забаву – одна из труднейших

и важнейших задач обучения»

К.Д. Ушинский

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Грамотное использование современных информационных технологий изменяет традиционный характер воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне, позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Это способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Сегодня использование ИКТ позволяет:

Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.

В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать знаниями.

Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Освоив работу на компьютере, я поставила перед собой задачу сделать его своим помощником. Приоритетным направлением своей работы считаю «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников».

Считаю, что для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. В работе с дошкольниками я использую специализированные или адаптированные обучающие компьютерные программы, творчески применяю ресурсы глобальной сети интернет:

  • Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря, дождя, ветра и т. д.;
  • Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.
  • Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание дошкольников, улучшает восприятие информации.
  • Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др. Отдаю предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания.
  • «Виртуальные экскурсии или путешествия» дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия в Африку», «На Северный полюс», «Экскурсия в библиотеку». Дети принимают такие экскурсии с огромным удовольствием.
  • Использование интерактивной доски. Мне и моим воспитанникам нравится, что интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, что дополнительно привлекает к ней внимание, помогает развивать у детей память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее.
  • Использование электронного персонажа. Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог от имени героя с ними ведёт не педагог, а сам герой ситуации. На наши занятия по экологии к детям приходит электронный персонаж – Экошка. Он ведёт с детьми заранее записанный диалог, беседует с ними, загадывает загадки и т.д. Данный приём способствует формированию мотивации к деятельности, позволяет ребёнку почувствовать себя нужным, вселяет уверенность в свои силы.

Я не только использую материал из глобальной сети интернет, но и сама разрабатываю занятия с использованием информационно коммуникативных технологий. В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций,таких как: «Родной свой край люби и знай», «Город мой любимый, город мой родной», «Природа Кольского Севера», «Животный мир Заполярья», «Горы Хибины», «Озеро Имандра» и другие.

Использование ИКТ позволило мне сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. И пытливый ум моих воспитанников, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Дети стали активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия, проявляют живой интерес, заинтересованы и активны, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя работу с родителями.

Также провожу «Ярмарки родительских идей», «Парад семейных коллекций», результатами которых являются сбор и оформление видеоматериалов, фотографий снятых родителями во время прогулок, путешествий с детьми, для создания электронных презентаций, слайдов.

Выпускаю для родителей своих воспитанников листовки, буклеты, папки – передвижки, ширмы, разработанные в программах Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. В листовках лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т.д. Регулярно выпускаю тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, такие как «Прогулка с ребёнком», «Воздух в вашей квартире», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологический бумеранг», «Экология жилища», которые направлены на повышение экологического сознания взрослых и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи.

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительском уголке. В помощь родителям оформляется информационный стенд экологического содержания, где помещаются статьи, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Центром внимания остаются странички о прохождении в нашем учреждении экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет нам не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  4. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  5. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  6. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто – либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да. Он просто необходим!»

Литература:

  1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.
  5. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 67-69.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Чеботарева Н.М.

МБОУ СОШ № 11 г.Тамбов

В настоящее время, в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей запросам современного общества, начальной школе уделяется особое внимание. Именно здесь закладываются основы мировоззренческого и духовного роста школьника, формируется его жизненная парадигма. Ф едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в числе обязательных предметных областей выделяет «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Среди основных задач реализации содержания данной предметной области определено и формирование уважительного отношения к природе нашей страны, ее современной жизни; осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к планете Земля, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Неотъемлемой частью комплексного решения данной задачи является экологическое образование и воспитание младших школьников, т.к. основы экологической культуры, по нашему мнению, закладываются именно в начальной школе. Это объясняется, во-первых, необходимостью рассматривать экологическое образование и воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода школьного обучения; во-вторых, актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. В ходе экологического воспитания младших школьников учащимся преподаются элементарные понятия об окружающей среде на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа) и решаются задачи всестороннего развития личности. Ученик должен овладеть и знаниями о природе, и способами их получения. Успеху в этом способствует применение инновационных технологий. Практика показывает, что сегодня реализация экологического воспитания младших школьников невозможна без использования информационно-коммуникационные технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Очевидно, что развитию информационно-коммуникативных умений служит, прежде всего, организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. При этом учитель становится координатором информационного потока.

Экологическое воспитание младших школьников, в том числе и учебный предмет «Окружающий мир» - те школьные области, где информационно-коммуникационные технологии могут существенно активизировать все виды учебной и воспитательной, урочной и внеурочной деятельности.

Формы применения ИКТ в экологическом воспитании младших школьников многообразны. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд, эффективные.

При изучении нового материала целесообразно осуществление демонстраций на мониторах компьютеров или на специальном экране высококачественных иллюстраций. Большое значение имеют имитации, реконструкции, моделирование изучаемых природных процессов. При проведении проверочных и контрольных работ незаменимы электронные, в том числе и игровые, системы контроля знаний. Сегодня имеется обширный спектр различных программных продуктов экологической направленности, носящих обучающий и развивающий характер, которые можно применять в начальной школе. При проведении практических занятий на природе возможно использование учащимися фото и видеосъемки для фиксирования каких-либо природных явлений, животных, растений и т.д. Воспитание экологической культуры реализуется посредством разработки проектов на экологические темы, для осуществления которых используется фото, видеосъемка, программное обеспечение для редактирования и представления отснятых материалов, а также коммуникационные технологии, позволяющие обмениваться идеями и материалами с другими учебными заведениями, выполнять совместные проекты. Подведение итогов работы над такими проектами успешно проходит в виде научных мини-конференций. Работа над учебно-исследовательскими проектами позволяет активно вовлечь младших школьников в процесс экологического обучения и воспитания. При подготовке к урокам нельзя переоценить значение сети Интернет для поиска и анализа информации по экологическим проблемам. По нашему мнению, одной из наиболее удачных и распространенных форм подготовки и представления учебного материала в начальной школе является мультимедийная презентация. Презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использовать презентации можно на всех этапах работы по экологическому воспитанию. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) обеспечивает реальную поддержку процесса экологического воспитания, позволяет с учетом условий обучения реализовывать поставленные цели, наполнять содержательную, процессуальную и оценочно-контролирующую сторону воспитательного и образовательного процесса по экологии. В качестве примера таких ЭОР приведем электронную энциклопедию «Кругосвет», электронное учебное пособие «Природа.Человек.Общество».

Использование ИКТ позволяет сделать урочные и внеурочные формы работы по экологическому воспитанию более продуманными, мобильными, что особенно актуально для младших школьников, имеющих наглядно-образное мышление.

В экологическом воспитании младших школьников чаще всего используются следующие средства ИКТ:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, системы контроля знаний, обучающие компьютерные игры);

    средства практической подготовки (электронные практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры);

    вспомогательные средства (электронные библиотеки, энциклопедии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия, поисковые системы, электронные коллекции, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, виртуальные экскурсии; схемы, диаграммы, записи звуков музыкальных произведений, живой и неживой природы и др.);

    комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

Применение информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией экологической направленности; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Помогает в этом и ресурсное обеспечение класса: компьютер, подключенный к сети Интернет; медиатека, интерактивная доска, медиапроектор и т.д.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в экологическом воспитании младших школьников, в целом, способствуют созданию творческой положительной эмоциональной атмосферы, так как использование наглядных графических образов, аудио и видео иллюстраций, «сказочных» обучающих программ повышает мотивацию к учению; совершенствованию психических познавательных процессов, интенсификации обучения при выборе индивидуального темпа обучения; формированию осознанной потребности использовать средства ИКТ как инструмент, который помогает учиться, осознавать окружающий мир.

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Дошкольный период является начальным звеном системы непрерывного экологического образования. Именно в этот период закладываются первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии с природой, а также его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей экологического образования детей дошкольного возраста. Известно, что использование в педагогической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает познавательную активность детей, предотвращает утомление, повышает качество педагогической работы в целом.

Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии воспитания и обучения детей. Применение информационно-коммуникационных технологий открывают перед педагогами совершенно новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей , постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.

Одной из составляющих информационно-коммуникационных технологий являются компьютерные и мультимедийные технологии, которые помогают делать НОД более наглядным и динамичным, привлекать пассивных детей к активной деятельности, активизировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы и др.

Мультимедийные технологии мною применятся в виде компьютерных презентаций, слайд-фильмов, мультимедийных фотоальбомов, интерактивных игр и др.

Проблема разработки и использования наглядных средств для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников актуальна и сегодня. Необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. Известно, у детей дошкольного возраста лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Еще К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, слуховой, эмоциональный и др. Мультимедийные технологии помогают в большей мере решить данную проблему, применяя принцип наглядности экологического содержания.

Особую значимость в экологическом образовании дошкольников приобретает мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью программ и интерактивной доски. Мультимедиа презентации представляют собой обучающие слайды, содержащие яркие картинки, иллюстрации, а так же небольшие видео сюжеты, которые помогают рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение , что значительно улучшает восприятие информации. Кроме того, они позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например: попадают на дно океана или моря, на солнечную планету, видят превращение куколки в бабочку и другие недоступные для их восприятия образов. Составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, жилищами животных, овощами и фруктами, растениями, экосистемами. При этом информация предоставляется не статичной не озвученной картинкой, а со звуком и анимацией, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение – то есть те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Использование мультимедийных презентаций в экологическом образовании дошкольников целесообразно на любом этапе изучения нового материала, а так же на этапе закрепления и повторения предыдущего материала.

Интерактивная доска – это полифункциональное устройство, позволяющее использовать презентации, видеоролики, компьютерные игры экологической направленности. Это очень удобное оборудование, которое позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и предполагает активное включение в работу каждого ребенка.

Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Экологические знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, становятся более глубокими. Поэтому широкое применение в педагогической работе приобретают интерактивные игры – которые можно включать как в содержание ООД, так и в свободную деятельность детей. Например, для формирования представлений об явлениях в живой и неживой природе использую следующие интерактивные игры:

- интерактивная игра «Времена года», которая рассказывает детям о сезонных изменениях в природе;

- интерактивная экологическая игра «Животный и растительный мир», которая поможет закрепить представления у детей о животных и растениях, а также о среде обитания в природе;

- экологическая игра «Чего не стало» поможет детям запомнить растительный и животный мир и т. д.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников. Возникли новые виды экскурсий – виртуальные. Виртуальная экскурсия дает возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевленность – метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета, а также репродукции картин, изображения природы , портреты, фотографии. При проведении таких экскурсий ребенок является активным участником различных событий. Закончить такую экскурсию можно итоговой беседой, в ходе которой совместно с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, выделяем самое существенное, делимся своими впечатлениями. При подготовке и планировании виртуальной экскурсии, как к любой экскурсии, педагогу необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, определить содержание, цели и задачи экскурсии. Тематика таких экскурсий разнообразна: «Подводный мир», «Удивительный космос», «Экскурсия в мир природы» и др. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок является активным участником событий данной экскурсии.

Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.

Использование ИКТ в образовании дает возможность существенно обогатить и повысить эффективность воспитательного образовательного процесса. Позволяет, показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной вид деятельности дошкольника – игра. В доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений детей по экологическому образованию.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Систематическая, целенаправленная деятельность по экологическому образованию дошкольников с использованием ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается собственно качество наглядности, ее содержательное наполнение.

Литература:

  1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб. - метод, пособие /Горвиц Ю.М. М, 1998 - 12с.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  3. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

[Текст]: Учеб. - метод, пособие /Комарова Т.С. М, 2011.

  1. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М., 2008.
  2. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Россия, г. Лысково

e-mail: *****@***ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективного и безопасного использования информационно-коммуникационных технологий в детей старшего дошкольного возраста.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

Экология, экологическая ситуация, экологический кризис… Эти слова сегодня звучат практически ежедневно. По результатам термин «экология» - один из самых распространенных и часто употребляемых на нашей планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в этом возрасте можно сформировать не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности. Именно поэтому так важно уже на этом возрастном этапе воспитать правильное понимание природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.


Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. Одним из таких средств, по праву, может выступать (ИКТ). Современные педагогические технологии в , в том числе и ИКТ, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Информационно-коммуникационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Сегодня уже невозможно представить себе современный детский сад без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скаченные материалы из сети Интернет. В условиях нашего детского сада имеется возможность широкого использование ИКТ в различных видах . Использование информационно-коммуникационных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет также оперативно и объективно проверить уровень экологических представлений дошкольников, что весьма существенно в процессе обучения.

Современные исследования в области дошкольной педагогики, свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5–7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. Но важно максимально обезопасить информационную среду для детей. Информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться, быть достоверной, полной, непротиворечивой. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. В детском саду, конечно, со стороны педагогов. Решение задач экологического образования дошкольников c использованием ИКТ, осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры, закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Активно используемые информационно-коммуникационные технологии расширяют образовательное пространство по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Применение ИКТ позволяет нам сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным, эмоциональным, ярким, насыщенным большим количеством иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и и по-настоящему современным.


Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Интерактивные экологические игры, игры – путешествия, игры – загадки, ребусы, кроссворды, викторины, физкультурные минутки, пальчиковые игры, рассматривание иллюстрации, репродукции картин, плакатов включаем как в содержание организованной образовательной деятельности, так и в другие режимные моменты. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное же участие в игре помогает избежать данной зависимости. Дети привыкают совместно оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

В связи с внедрением информационных технологий в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям, как основным приемам в экологическом воспитании. Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например, мы с детьми старшей группы провели виртуальные экскурсии: «Экскурсия по заповедным местам родного края» (Оленья гора, волжские луга), «Керженский государственный природный заповедник », «Ледоход на Волге». При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом. Интерактивные экскурсии «Путешествие с грачом», «Приключения на », «В царстве грибов» дети принимают с огромным удовольствием, в ходе увлекательных игровых ситуаций с детьми закреплялись правила безопасного поведения в природе. Составляющими данных экскурсий выступают видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий мы включили художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается любая экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя.

Так же надо помнить о том, что задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей. Взрослым важно знать о том, что детям 5-7 лет можно «общаться» с компьютером не больше 10 минут в день 3-4 раза в неделю. Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

● исследовательский характер,

● легкость для самостоятельных занятий ребенка,

● развитие широкого спектра навыков и представлений,

● высокий технический уровень,

● соответствие возрасту,

● занимательность.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием будет достигнута «золотая середина».

Таким образом, грамотное использование ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой, создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.

Библиографический список

1. Калинина ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

2. Коркина психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ [Текст] // Психологическая наука и образование, 2008, № 3, С. 19-24.

3. , Зуйкова экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-56.

4. Ревнивцева -коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.

5. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраст: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / . — 5-е изд., испр. и доп. — М. :Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

6. Смирнова у экрана: чем опасны оковы телерабства / // Дошкольное воспитание. 2002, №7, С.4-11.

7. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

8. Хожателева –коммуникационные технологии в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 111-112.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска)

Выступление на XIII территориальной ярмарке образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу»

г.Новокуйбышевск, 2016

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников.

Актуальность:

В данной работе раскрыта актуальная тема использования ИКТ в экологическом образовании дошкольников.

Так как компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и важнейшим средством обучения детей, бесспорным является вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО. Современные дети знакомятся с ИКТ еще до школы и зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации.

В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательный процесс в детском саду имеет свою специфику: он должен быть эмоционально насыщен, с привлечением большого иллюстративного материала, с широким использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Такие возможности нам может предоставить только ИКТ. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преимущества ИКТ:

Вызывает непроизвольный интерес, происходит активизация непроизвольного внимания.

Повышение качества знаний за счёт наглядной демонстрации образца деятельности

ИКТ – мощное средство развития детей, требующее тщательной подготовки и организации в соответствии с возрастом детей и требованиям САНПина.

Проблема:

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из главных проблем современного мира. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. В данной работе описана система экологического воспитания дошкольников с 3 до 7 лет, направленная на развитие осознанности у детей своей связи с природой, формирование у них потребности в ее сохранении.

1. В презентации описывается электронная дидактическая игра «Живая и не живая природа». В процессе этой игры дети обобщают знания о живой и неживой природе, развивают интерес к экологии и расширяют представлений о связи живой и неживой природы. В результате формируется желание сохранять и оберегать природу.

На экране визуально представлена проблемная ситуация, связанная с экологией, требующая мыслительной операции классификация, с последующим подробным анализом причин распределения в ту или иную группу. Сложность материала для классификации варьируется в зависимости от возраста детей (3-7 лет).

2. Следующей описывается электронная дидактическая игра «Назови одним словом». Целью данного пособия является развитие мыслительной операции обобщение, расширяющее представления о диких и домашних животных, птицах, насекомых с последующим обсуждением причин того или иного выбора (рефлексия). Сложность материала для обобщения варьируется в зависимости от возраста детей (3-7 лет).

3. В заключении представлена электронная дидактическая игра «Что сначала, что потом». Целью данного пособия является развитие мыслительной операции – установление причинно-следственных связей. В результате дети изучают происхождение предметов окружающей действительности, а также материалов, из которых они изготавливаются. Сложность материала для установления причинно-следственных связей варьируется в зависимости от возраста детей (3-7 лет).

Результативность :

Многолетний опыт работы по данной системе доказал, что в результате у детей повышается познавательный интерес к окружающему миру, выражающийся (со слов родителей) в предпочтении наблюдения за живой природой, взамен игры на планшетах; повышении интереса к рассказам о животных взамен просмотра мультфильмов.

Дети стали более внимательными к живой природе (С удовольствием сажают цветы, овощи на огороде, поливают, наблюдают за ростом растений, ждут появления первых плодов.) задают вопросы…. Как из гусеницы появляется бабочка, почему некоторые овощи растут в земле, а некоторые на растениях, как помочь птенцу, выпавшему из гнезда? Какой транспорт не загрязняет воздух? Развивается любознательность, познавательная мотивация, развивается воображение, творческая активность.

Также, вместе с родителями дети начинают интересуются экологическими проблемами на земле, расширять свои представления об окружающем мире, вследствии чего у них формируется целостная картина мира, понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, в процессе взаимного влияния природы и человека.

Вывод

Исходя из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование ИКТ является неотъемлемой частью в образовательной деятельности.

Огромные возможности, увлекательная информация, обширная информация для того, чтобы получить результат, которые расширяют возможности педагогического воздействия на детей.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Систематическая, целенаправленная, методически правильную организованную деятельность с использованием ИКТ, повышает познавательную активность, любознательность, интерес к природе, к окружающему миру.


Статьи по теме: