Традициии и обычаи в Финляндии. Ингерманландский народный костюм

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей.

Происхождение

Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала ». Он считается ценнейшим наследием финнов.

Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также – перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».

Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные – российскую.

Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.

В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия – страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.

И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова

Народный костюм из обихода исчез и используется только для выступлений ансамблей народного танца, певческих хоров, иногда как праздничная одежда.

Дольше всего народная одежда сохранялась у женщин восточной части страны, в Саво и особенно в Карьяла. Для женской одежды этих районов была характерна рубаха, украшенная на груди вышивкой (rekkopaita ). Вышивка имела форму прямоугольника, шитого геометрическим орнаментом, преимущественно красными нитками, и располагалась прямо от шеи посредине груди. Разрез был слева, по краю вышивки, и застегивался у горла пряжкой. Вышивка на рубахе была видна в вырез верхней одежды - белого сермяжного или льняного полудлинного кафтана в талию (viitta ) или верхней кофты свободного покроя длиной до середины бедер (kosto ). В восточной части страны очень долго, кое-где до начала XIX в., сохранялась несшитая поясная одежда (hurstut ). Она состояла из двух полотнищ, которые на лямках, идущих через плечо, закрывали одно правый, другое - левый бок. Аналогичная форма одежды сравнительно недавно еще бытовала у ижоры Ленинградской области в районе Ковашей. Юбки и лифы проникли из западной Финляндии в восточную сравнительно поздно, причем и с этой одеждой иногда надевалось еще полотнище на лямке, пережиток несшитой одежды. В Карьяла юбки на поясе особого распространения не получили, в пограничные районы Карьяла, напротив, из русской Карелии проник сарафан. Интересно, что православное население восточных районов еще в средние века заимствовало у русских в качестве головного убора замужней женщины вышитую сороку (harakka , sorokka ), в то время как у лютеран дольше сохранялся старинный полотен- чатый головной убор (huntu ), под который волосы, свернутые жгутами, укладывались особым образом. Девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Обязательной принадлежностью женского костюма был передник, украшенный вышивкой, кружевами или тканым орнаментом.

Старые формы женской одежды западных районов страны известны плохо. С конца средних веков здесь стал обычным костюм, состоявший из рубахи и блузы, поверх которой надевалась юбка на поясе (vyotdrdhame ). Сначала юбки шили из однотонной ткани, затем распространились полосатые и клетчатые, Поверх блузы надевался лиф (lilvi ), оставлявший открытыми белые рукава и грудь кофты. Широко распространены были наплечные платки. Поверх юбки повязывали передник. Замужние женщины носили различного типа чепцы на твердой основе, девушки - открытые головные уборы.

Одежда женщин в северных районах была сходна с западной. На островах Финского залива - на Сейскари и Лавансари - одежда женщин короткой, не доходящей до пояса широкой блузкой напоминала северноэстонскую.

Мужской костюм в большинстве районов страны состоял из штанов чуть длиннее колена, белой рубахи, жилета, куртки и кафтана. На ногах и муж-

чины и женщины носили шерстяные чулки, постолы из цельного куска кожи или с треугольной вставкой на подъеме, лапти из бересты или лыка. Мужчины носили и высокие сапоги.

Пища

В феодальный период очень ощутим был в Финляндии недостаток своего хлеба, что сказывалось даже в урожайные годы.

Только в юго-западных районах крестьяне ели в будние дни хлеб из чистой муки, в остальной Финляндии его пекли лишь по праздникам. Обычно же в муку добавлялись различные примеси - мякина, гороховая ботва, тростник, капуста, а чаще всего заболонь (сосновая кора), которую в больших количествах заготовляли в начале лета, перед Ивановым днем («сосновые дни»).

Из повседневных блюд были характерны каши из муки и круп, преимущественно ячменной, а также овощные похлебки из брюквы, репы, гороховые и бобовые супы. Капусты ели мало; квашение ее было распространено только в карельских районах, паши и кашица из овощей до сих пор занимают большое место в народной кухне.

Круглый год шла в пищу рыба, которую в прошлом часто заготовляли впрок в квашеном виде. Еще в XVIII в. квашеная рыба употреблялась в Финляндии повсеместно, а в восточных районах и у лопарей ее квасили и в начале XX в. Ели рыбу также в соленом, сушеном и свежем виде. Рыбные блюда и сейчас занимают большое место в рационе. В XIX в. после убоя скота лучшие части туши продавали, оставляя себе небольшой запас мяса, а также кости и ножки для супов и студня. В западных районах страны употребляли в пищу и кровь (готовили кровяные колбасы, пекли блины). Молоко, как и сейчас, шло в пищу преимущественно квашеное и по большей части снятое.

Восточная и западная части Финляндии имеют локальные отличия в приготовлении пищи. Особенно ярко проявляются они в способе печения хлеба. В западных районах хлеб выпекается в виде кислых лепешек с круглым отверстием в центре (reikaleipa ) . Лепешки пекли сразу на несколько месяцев и хранили нанизанными на тонкие жерди. В восточных районах пекут высокий кислый хлеб, как у восточных славян. И в западных и в восточных районах едят толокно (talkkuna ), но состав злаков, из которых его готовят, различен. Различно приготовляют и простоквашу - в западных районах тянущуюся (pitka piima ), а в восточных - комковую, аналогичную русской «ломтихе».

Только для восточной части страны характерно приготовление рыбников (пирогов с рыбой), только в западной ее части крестьянам известно изготовление твердого сыра.

Из напитков в прошлом приготовляли различные квасы, варили солодовое пиво. С середины прошлого века стал распространяться кофе, превратившийся со временем в национальный напиток.

По праздникам готовили различные традиционные кушанья. Например, на масленицу обязательным был гороховый суп со свиными ножками, на пасху - мямми (mammi ) - особый сладкий хлеб из солодовой муки и т. д. Многие традиционные блюда приготовляют на праздники и до сих пор не только в деревне, но и в городе. Так, на рождество стараются запечь окорок, особым способом приготовить сушеную треску с картошкой, сделать запеканку из брюквы. Наряду с этим в деревенскую кухню в наши дни широко проникли городские рецепты различных супов, мясных блюд, кондитерских изделий и т. д. Это привело к значительному стиранию старых локальных различий в пище.

Случайно набрел на одном из сайтов на сканы раритетного набора открыток, посвященного финскому национальному костюму. Кроме изображений никакой информации не было, поэтому и пришлось обратиться за помощью к интернету и переводчику Google, чтобы собрать информацию о самом финском народном костюме и его региональных разновидностях. Вот что у меня получилось.

Национальные костюмы (Kansallispukuja)
Изображения финских мужчин и женщин в костюмах в цвете
(Sisältää suomalaisia naisten ja miesten pukuja värikuvina)

Этнографы и модельеры утверждают, что «национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья». Народные костюмы, в основном, носятся «слой на слой», где каждый предмет одежды носят определенным способом, он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Финский национальный костюм разделяется на две группы: западную и карельскую. Эти две группы заметно отличаются по внешнему виду, хотя основные предметы одежды являются теми же самыми. Например, женский костюм повсюду состоит из юбки, блузы, лифа-безрукавки («киртл»), передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Кроме того, замужние женщины носили кружевной льняной чепец. Надо отметить, что женская одежда заметно различается по регионам, и даже в разных деревнях одной области костюмы могут быть разными.Типичные принадлежности костюма включают также драгоценности, пояса, платки, шарфы, множество лент и «свободные карманы». Традиционный же мужской костюм имеет тенденцию отражать общие черты всех регионов. Он состоит из рубашки, брюк или часто бриджей до колен, жилета, разнообразных курток-кафтанов и жакетов, шляп или кепок, шарфа, носков и ботинок. И мужчины, и женщины носили носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти, которые поддерживались подвязками. Обувь включала черные ботинки с застежками, лодочки или мокасины из натуральной кожи.
Теперь поговорим о тех двух группах, на которые делится финский народный костюм. Хочу заметить, что некоторые из представленных в подборке костюмов принадлежат нынче территориально регионам, вошедшим в состав России - я имею ввиду не только Карелию, но и Ленинградскую область, некоторые районы которой до революции 1917 года и Отечественной войны были финскими территориями.
Западный финский костюм
Отличительной особенностью этого народного костюма было красочное множество полос, причем ткань использовалась щедро, поскольку считалась признаком богатства.
Женский костюм составляли длинный ажурный лиф с короткой спиной и тонкими лямками, жакет до бедра обычно черного цвета из шерстяной ткани, полосатую юбку и вертикально полосатый передник. В XIX веке полосы на одежде стали более узкими, а лифы стали носиться покороче. Дополнением служили матерчатые (тану - tanu) или шелковые (тыккимыссы - tykkimyssy) головные уборы, а также уборы в форме рога или имеющие форму шляпы.
Карельский костюм
В женских карельских костюмах использовалась шерстяная или полушерстяная ткань разных цветов - черная, синяя, цвета индиго или красная. Ткань использовалась более экономно по сравнению с западной Финляндией, зато карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос. Лифы выполнены в прямом или свободном крое и вышиты в традиционном стиле.

Ну, а теперь осталось посмотреть сами костюмы.

1 - Ладожско карельский костюм (Laatokankarjalan puku)
2 - Костюм общины Яласъярви в провинции Южная Остроботния, Финляндия (Jalasjärven puku)
3 - Костюм города Кеуру в провинции Центральная Финляндия (Кески-Суоми) (Keuruun puku)
4 - Костюм города Курикка региона Ляяни, Западная Финляндия (Kurikan puku)


1 - Костюм города Алавус на северо-западе центральной части Финляндии, в области Южная Остроботния (Alavuden puku)
2 - Костюм города Юрва в Лапландии (Jurvan puku)
3 - Костюм общины Куортане в провинции Южная Остроботния (Kuortaneen puku)
4 - Костюм общины Киркконумми на юге Финляндии, в провинции Уусимаа. Община расположена на западной границе города Эспоо, входящего в агломерацию Хельсинки (Kirkkonummen puku)

1 - Костюм общины Руоколахти на юго-востоке Финляндии, в провинции Южная Карелия (Ruokolahden puku)
2 - Костюм селения Саккола (после 1948 года - посёлок Громово на Карельском перешейке в Приозерском районе Ленинградской области) (Rautu-sakkolan puku)
3 - Костюм волости Ряйсяля на Карельском перешейке (Räisälän puku)




Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Комплекс девичьей и женской нар. одежды финнов-эвримейсет Женская народная одежда, Пюхяярви Народная одежда финнов






На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Ее заменили городские виды костюма и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды. Женская народная одежда, Виипури Женская народная одежда, Койвисто Народная одежда финнов






Женская народная одежда, Койвисто Девичья народная одежда, о. Сескар В настоящее время народная одежда сохраняется и используется в праздничной культуре финнов, в выступлениях фольклорных ансамблей, театрализованных представлениях, спектаклях. Народная одежда финнов


Источник информации: Народная одежда финнов Выборгской губернии. XIX век. Из наследия: Комплект открыток/ Авторы- составители Д.А. Горб, И.П. Рыжова. – СПб, Народная одежда финнов

Фото с сайта мастерской национальных костюмов http://www.kolumbus.fi/janne.hovi/kansallispuku.htm

Говоря о национальном костюме ингерманландских финнов, мы говорим, в первую очередь, о женском костюме. Мужской костюм тоже, безусловно, существовал, но вышел из повседневного ношения гораздо раньше, чем женский. Причин тому много — мужская одежда больше склонна к унификации, стремление «угнаться» за городской модой Петербурга (будучи зажиточными крестьянами, финны могли себе это позволить), а также, видимо, и то, что мужчины чаще имели дело с горожанами, чем женщины. Женщины в ингерманландских семьях все-таки чаще занимались хозяйством и домом, а мода в ингерманландской деревне была, безусловно, своя. К костюму относились с трепетом, носили его с гордостью. Самую нарядную рубаху и передник берегли для особых случаев. Оно и понятно — соткать полосатую ткань для юбки или вышить рекко по всем правилам было делом непростым.

Лютеранский финский костюм — слева

Выделяют 2 типа национальных костюмов ингерманландских финнов: рекко-костюм и костюм с жилетом (он же в некоторых источниках — лютеранский финский костюм). Первый — с украшением «рекко» — является более архаичным, более древним. Этот костюм носили, в основном, выходцы из Южной Карелии. Подобный костюм существовал во многих финских (финляндских) приходах на Карельском перешейке. В Ингерманландии такие костюмы носили эвремейсы (условно — выходцы из Äyräpää) на территориях приходов Туутари, Тюрё, Скворицы в центральной части, и на севере в Лемпаала, Мииккулайнен, Вуоле, Токсово. Финны-саваккот (условно — выходцы из провинции Саво) чаще носили более современный костюм — юбка, рубашка и жилет. Такой костюм был популярен не только в Ингерманландии, но и в Финляндии, поэтому его часто называют «финский лютеранский костюм». Их внешний вид различался в разных областях и приходах.

Что же такое «рекко»? Рекко — это, в первую очередь, центральная вышивка на груди рубашки и особая сборка ткани посередине, а также название всей рубашки целиком (rekkopaita). Рубашка шилась из прямоугольных кусков полотна по четким правилам. Изначально, вышивка осуществлялась прямо по сборкам ткани, закрепляя эту часть рекко. Вышивальные нити справа оставляли с запасом, чтобы в дальнейшем из них получилась характерная полосатая бахрома сбоку от вышивки. В нынешнее время вышивку делают на отдельном куске ткани, который нашивается поверх готовой рубашки, тем не менее, всё так же пришивая сбоку бахрому, мы имитирует тот первоначальный метод вышивания рекко.


Вышивка рекко по традиционной технологии

Рекко-костюм считается более красивым по сравнению с другими костюмами. Даже в Финляндии, куда образцы костюма из Туутари попали вместе с вынужденными переселенцами начала и середины ХХ века, этот костюм считается самым красивым из всех финских костюмов и весьма популярен у жительниц разных областей Финляндии, хотя они порой не знают, где находится Туутари и, более того, считают Туутари и Туутери разными населенными пунктами (на самом деле, это одно и то же место). В частности, костюм Туутари можно купить в любой уважающей себя мастерской по пошиву национальных костюмов, каких в Финляндии немало. Впрочем, стоит он больших денег, поэтому не каждая женщина может себе его позволить. В классификации костюмы Туутари и Туутери, всё же, несколько различаются: костюм Туутари основан на старой версии костюма (в частности, сарафана), в то время как Туутери — более современная, обновлённая версия.

На ворот рядом с рекко крепили традиционное украшение — кованную фибулу. С рубашкой «рекко» носили сарафан (в южных районах) или юбку (на севере). В праздничные дни надевали белый или полосатый передник с вышивкой или кружевом. По подолу юбки часто шла красная окантовка, но могла быть и пестрая лента, вытканная на бердо или на дощечках. На бердо или дощечках делался также и традиционный тканый пояс — vironvyö (дословно — эстонский ремень).

Что касается костюма саваккот, где использовалась юбка и жилет, то юбка могла быть однотонная, полосатая или клетчатая, в зависимости от местности. Ткань использовалась шерстяная (сукно). Жилет мог быть черного или другого цвета, например, красного или синего. Жители деревень прихода Keltto считались зажиточными, поэтому женщины этих деревень украшали свои жилеты широким шелковым кантом. Жительницы деревни Куйвары использовали для юбки, жилета и передника клетчатую ткань — интересно, что для костюма они ткали ткани одинаковой расцветки, но различного рисунка — например, крупная клетка сочеталась с мелкой клеткой того же цвета.

Зимой носили овчинные тулупы — turkki. Из верхней одежды также стоит отметить кафтаны — viitta. Естественно, носили вязанные варежки с традиционными узорами — kintaat, rukkaset. Сапоги и кожаные женские ботиночки (lipokkat, kotit) иногда имели загнутый нос. На голове девушки-äyrämöiset носили украшение сяппели (сеппели). В северных районах носили на лбу хунту — маленький круглый головной убор, больше похожий на заколку. Хунту крепился на специальное приспособление под названием sykeröt. В некоторых приходах головной платок также назывался huntu, хоть и не имел той специфической формы, как хунту в северных приходах. Такой платок завязывался особым образом (способ завязывания зависит от прихода). Православные замужние женщины носили головной убор sorokka (harakka), похожий на ижорский sappana. Повсеместно носили чепцы lakki (korkki), а также могли надевать платок, шляпку или капор по моде своего времени.




Задняя часть лифа Тюрё
Сяппели

Передник







Sorokka, harakka

Обувь финки из Туутари — Kotit. Конец XIX века Хунту на голове. Мииккулайнен
Статьи по теме: