Развитие малыша в. Важность раннего развития ребенка

Вот какое определение интересующему нас термину дает, к примеру, Анна Рапопорт: «Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет)». Почему же тогда эти слова иногда воспринимаются так негативно? Вполне вероятно, что ответ лежит на поверхности: все дело в том, что понятие «раннее развитие» предполагает многочисленные разночтения и трактовки.

Ранним развитие называют в противовес традиционному. В европейской культуре, к которой относимся и мы, в силу определенных исторических и социальных причин существует тенденция довольно позднего обучения детей – примерно около 7 лет. Поэтому программы обучения детей младшего (3–4-летнего) и среднего (4–5-летнего) дошкольного возраста воспринимаются как раннее развитие.

В рамках возрастной психологии развитие можно квалифицировать как преждевременное, своевременное и позднее. Что такое преждевременное развитие? Это попытки обучить ребенка тому, что он не в состоянии понять и освоить в силу недостаточности физического развития и отсутствия у него необходимого запаса знаний. Например, учить новорожденного сидеть. Что такое позднее развитие? Это стремление сформировать те знания и навыки, которые уже должны были быть сформированы к определенному возрасту. К примеру, начинать обучение чтению после 7–7,5 лет, когда продуктивность любой учебы резко снижается. Учитывая все вышесказанное, каждому здравомыслящему человеку должно бы показаться привлекательным именно своевременное, или нормальное, развитие – развитие, соответствующее возрастным показателям и индивидуальным особенностям конкретного ребенка.

Еще одним вариантом неправильного понимания слов «раннее развитие» является отождествление развития и обучения. Классическое обучение в нашей системе образования ассоциируется у многих со школьной партой, «вдалбливанием» знаний, зубрежкой и подобными вещами. Именно этим часто мотивируют вред раннего развития. Конечно, никакой разумный родитель не желает своему чаду подобной судьбы, тем более начиная с самого нежного возраста. Однако не стоит смешивать развитие и обучение. Раннее развитие – это не только и не столько подготовка к школе. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это создание некой интересной для малыша информационной среды, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Некоторые практикующие специалисты по работе с дошкольниками выступают категорически против такого определения, как раннее развитие, считая его искажающим саму суть понятия «развитие».

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что в своевременном развитии нуждаются все дети без исключения. Однако современная наука не стоит на месте, и то, что считалось правильным 100 лет назад, перестает быть актуальным в наши дни.

Педагогика и физиология

Как выяснили ученые, любой ребенок рождается с огромным потенциалом: у новорожденного на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области (отвечающие за информацию, поступающую от органов чувств) и оба полушария связаны друг с другом. Это означает, что когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают, его органы чувств действуют как единое целое. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочиться, исчезают, и большая часть нервных клеток, оставшихся без связей с другими нейронами, отмирает. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Но так ли необходимо активно развивать связи между нервными окончаниями? Дело в том, что мозг маленького человечка содержит триллион клеток, из которых 100 млрд представлены соединенными в сети нейронами – фундаментом для развития интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Усиленное развитие мозга происходит первые шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами.

Для полноценной жизни ребенка очень важно развивать все органы чувств. Происходит это при воздействуии на них разнообразных стимулов. В природе все закономерно и последовательно: сначала развиваются одни отделы мозга, которые затем стимулируют дальнейшее развитие других. Разные периоды в жизни младенца непосредственно связаны с поэтапным формированием отделов головного мозга. Каждый такой этап занимает некоторое время, более или менее одинаковое у всех детей. Эту особенность человеческого организма подметила в свое время Мария Монтессори, описав сензитивные периоды, т.е. периоды особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности, способам эмоционального реагирования и поведения вообще.

Расписав сензитивные периоды по возрастам, получаем следующую картину.

Начиная с самого рождения – сензитивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни младенца, когда он плачет и его берут на руки, устанавливаются первые нервные связи (возбуждение – торможение) и формируются начала самоконтроля.

От 6 месяцев до 3 лет:

  • сензитивный период освоения языка (появление слов и предложений);
  • сензитивный период любви к порядку (достигает пика к 3 годам).

Чувство порядка – не сознательная, а физиологическая потребность ребенка. Это означает, что малыш привыкает к заведенному укладу жизни и негативно воспринимает любые изменения в нем. Например, может отказаться кушать, если его стульчик чуть-чуть передвинут. У детей до 1 года стремление к порядку выражается в плаче при появлении в доме незнакомого человека.

От 1,5 лет – сензитивный период восприятия маленьких предметов (помещение бусинок в вазочку с узким горлышком).

Около 2 ле т – сензитивный период умения «входить в группу».

Сначала формируется умение играть в диадах (парах) и только ближе к дошкольному возрасту – общение в группе сверстников.

От 2 до 4 лет – сензитивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деления).

От 2 до 5 лет – сензитивный период контроля и оттачивания движений. У малыша возникает естественное стремление ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы. Все движения обязательно должны находиться в зоне практической жизни ребенка (пересыпание круп и песка, переливание жидкостей и т.п.).

С 2,5 лет – сензитивный период расширения словарного запаса.

От 2,5 до 6 лет – сензитивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, он очень легко улавливает мелкие различия).

От 3 до 7 лет – сензитивный период восприятия музыки и ритма. В этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга – работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция.

От 3,5 до 4,5 лет – сензитивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму.

От 4,5 до 5 лет – сензитивный период взрывоактивности по отношению к письму.

Начиная с 5 лет медленно идет на спад стремление к порядку.

От 5 до 6 лет – сензитивный период перехода от письма к чтению.

С 6 лет включается левая часть мозга и возникает причинное сознание.

От 6,5 до 7 лет – сензитивный период, обнаруживающий страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи и т.д.).

Как можно заметить, сензитивные периоды не сменяют друг друга поочередно в плавной последовательности. В определенном возрасте у ребенка может быть «подготовлена почва» для обучения сразу нескольким видам деятельности. Если пропустить этот благоприятный момент, то наверстать упущенное будет намного сложнее. По мнению М. Монтессори, для отдельных сензитивных периодов отведено время от нескольких дней до недель, и компенсировать его в дальнейшем невозможно.

Существующие методики

Остановимся подробнее на конкретных методиках раннего развития, их основных идеях и различиях.

Система обучения американского врача-физиотерапевта Гленна Домана построена на принципе компенсаторности организма: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Г. Доман посвятил свою жизнь лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении 15 лет занимаясь с тяжело больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий: например, в случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен или замедлен, оказалось, что его можно заставить работать, воздействуя на него через любой из доступных каналов получения информации (зрение, слух, осязание). Доман выяснил также, что процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить.

Обучение чтению по системе Домана опирается на наглядно-образное мышление ребенка и построено в основном на визуальном восприятии. Необходимая для усвоения информация расположена на специальных карточках со словами, которые написаны очень крупным шрифтом. Карточки в быстром темпе предъявляются ребенку с громким проговариванием написанных слов. Одновременно детей обучают ползать, висеть на брусьях и различными способами стимулируют их двигательную активность.

По мнению Домана, когда ребенку исполнится 1 год, параллельно с физическим развитием надо начинать развивать математические, лингвистические и другие способности. В частности, обучение математике по методу Г. Домана состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Применение точек вместо цифр обусловлено тем, чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный символ.

В основе методики раннего развития, разработанной итальянским врачом Марией Монтессори , лежат два основополагающих принципа. Первый – это интерес самого ребенка, а второй – индивидуальный подход к нему со стороны взрослого. Столкнувшись с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями, Мария Монтессори пришла к выводу, что слабоумие – это в большем смысле проблема педагогическая, нежели медицинская, и решать ее следует в детских садах и школах.

В начале своей жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению: он хочет осваивать пространство, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать малышу возможность сделать это, расположив в определенной последовательности всевозможные чашечки, подносики, губки и щеточки, палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки.

Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. А для того чтобы деятельность приносила пользу, учитель (взрослый), видя интерес ребенка к тем или иным материалам, дает малышу короткий (2–3 минуты) урок, во время которого показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата.

Маленькому исследователю предлагается принять только одно четкое правило: взял, поработал – положи на место. Мария Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он пока еще не умеет организовывать его самостоятельно. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредоточиваться на интересном для них занятии. Отсюда возникает девиз Монтессори-педагогики «Помоги мне сделать это самому». В развивающих играх используются специально подобранные материалы – различные рамки-вкладыши, шнуровки, емкости с сыпучими наполнителями, игрушки с застежками и т.п. Они являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, обнаруживая то, что необходимо здесь и сейчас. Она подбирает упражнения из практической жизни, при этом часть их происходит из повседневных домашних дел.

Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Это помогает малышу осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения.

Основная идея раннего развития по Сесиль Браи-Лупан состоит в том, что только родители способны на искренний интерес к ребенку и для малыша они самые лучшие педагоги. Методы обучения для ребенка, как и знания в целом, предлагаются ему по факту возникновения интереса, с учетом природных наклонностей. Объединив духовную составляющую – искреннюю заинтересованность в малыше, любовь к нему и внимание к его потребностям – с элементами методики Гленна Домана, С. Лупан пытается наилучшим способом развить интеллект ребенка и вместе с тем вырастить его психологически здоровым человеком, раскрывая секреты своего собственного материнства в книге «Поверь в свое дитя».

В своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных. Ею составлены целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. На основе рекомендаций С. Лупан любой родитель сможет самостоятельно составить программу развития своего ребенка.

Методика Никитиных представляет собой систему развивающих игр, рассчитанных на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т.е. на развитие логического и образного мышления.

Педагоги-новаторы Борис и Лена Никитины являются родителями семерых детей. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления.

Основное их изобретение – так называемые никитинские игры – обладают большой степенью вариабельности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.п.

Обучение чтению по методике Н. Зайцева построено на принципе складового чтения. Склад – это пара из согласного звука с гласным или из согласного с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь такими складами, ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Предлагаемая автором методика обучения математике основана на системе таблиц, погружающих ребенка в мир чисел и наглядно показывающих ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ним производить.

Как не перестараться?

И все же наиболее близким к истине представляется объяснение термина «раннее развитие» как развитие ребенка до 1 года.

Раннее развитие ребенка до 1 года – это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для изучения органами чувств. Это неограниченная физическая активность, подкрепляемая специально оборудованными уголками, дающая малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом и научиться чувствовать себя безопаснее. Это постоянные прогулки, беседы, чтение книг, доброжелательное внимание и заботливая поддержка родителей. Раннее развитие – это также активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.

В плане воспитания детей, безусловно, существует множество стереотипов, поэтому хочется также остановиться на опасностях неправильного понимания раннего развития. К таким опасностям приводят ошибочные убеждения, на которых мы и остановимся более подробно.

Все перегибы в понимании раннего развития условно можно отнести к двум крайним положениям: категорическому непринятию и фанатичной увлеченности. Начнем по порядку. Итак…

  • Раннее развитие – модное новшество, которое имеет множество неизученных негативных последствий. Идеи раннего развития отнюдь не новы: некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Японии, США, России, Италии, Германии, Франции и др.) постоянно изучают это явление. Например, в Италии это М. Монтессори, в США – Г. Доман, в Японии – Масару Ибука, в Германии – Ярослав Кох.
  • Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников.

Такие дети развиваются быстрее, чем в том случае, если бы с ними не занимались! У каждого конкретного ребенка есть свои сроки развития. Безусловно, существуют возрастные нормы, однако динамика в индивидуальном развитии каждого малыша определяется в сравнении его сегодняшнего с ним же, только вчерашним! Родителям не нужно оценивать «развитость» своего ребенка по отношению к другим детям, а тем более проводить такие категоричные параллели. Просто у ребенка, чья развивающая среда продуманно и специально организована взрослыми, гораздо больше возможностей для исследования, сопоставления и новых впечатлений, которые и дают толчок для «ускоренного» развития. Поэтому и темпы раннего развития для этих малышей различны.

  • «Мы хотим (не хотим) иметь ребенка-вундеркинда».

Скорее всего, за этим утверждением либо скрывается нежелание родителей уделять время своему ребенку, либо сказываются последствия того, как их самих «терроризировали» родители – всевозможными нелюбимыми кружками и секциями. Целью раннего развития не является «выращивание» гениев.

Противоположная точка зрения – стремление во что бы то ни стало вырастить вундеркинда – очевидно, так же вредна для гармоничного развития ребенка. Потому что она выявляет непомерные родительские амбиции и попытку самореализоваться за счет малыша, воплотить в нем то, что не удалось когда-то нам самим.

  • Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Мозг маленького непоседы снабжен системой «предохранителей»: в ситуации эмоциональной или информационной перегрузки он просто «отключается» – так срабатывает инстинкт самосохранения, который большинство из нас, к сожалению, с возрастом утрачивает. Если малыш начинает капризничать, отвлекаться, зевать, проявлять признаки нетерпения – это верный признак того, что пора отдыхать.

  • Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.

Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир и удовлетворять врожденный исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие – заинтересованность самого ребенка.

  • Раннее развитие «крадет» у ребенка беззаботное детство.

Это утверждение несет в себе непонимание главной идеи раннего развития: все должно быть ненавязчиво, играючи. Никакого вдалбливания, никакого насилия! Ребенок делает только то, что хочет сам, то, что ему интересно. А задача родителей – расширить его интересы, предложив на выбор массу увлекательных вещей и занятий, и поймать момент, когда ребенок заинтересуется чем-то одним.

Желание учиться, узнавать что-то новое необходимо маленькому человечку как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересующую его информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? Вопрос «Зачем ему это нужно в принципе?» отпадает сам собой.

На деле глубоко философское мнение о том, что ребенок «сам знает, что и когда ему нужно для нормального развития», оборачивается равнодушием к ребенку и его потребностям, а то и формальным отношением к нему со стороны родителей. Здесь хотелось бы напомнить, что без своевременной помощи взрослого, создающего необходимые для развития ребенка условия, интеллектуальный и психо-эмоциональный уровень малыша может так и остаться очень низким.

  • Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это действительно проблема времени. Однако далеко не все так однозначно, и ее решение во многом зависит от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить общению с крохой. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется!

Правила развития

Прежде чем вы определитесь с необходимой именно для вас системой развития, стоит вспомнить несколько простых правил:

Изучите те методики раннего развития, которые покажутся вам интересными. Посоветуйтесь со своим педиатром, специалистами по раннему развитию.

Собирайте информацию из разных источников и старайтесь осмысливать ее критически, перепроверяя достоверность предлагаемых фактов. Если вы решите отдать ребенка в дошкольное учреждение, специализирующееся на раннем развитии, выясните его репутацию и рейтинг на неформальных форумах вашего города.

Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.

Старайтесь, чтобы мероприятия по развитию ребенка не противоречили, а дополняли друг друга. Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша.

Любые игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к более сложному, а потом и к очень сложному». Обязательно учитывайте степень заинтересованности и радостности ребенка.

Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.

Только ли радость переполняет нас при ожидании появления дочери или сына? Конечно, это счастливое событие, но при этом всегда появляется волнение и беспокойство, ведь маленький человечек будет полностью зависеть от вас, и вам нужно будет воспитать его настоящим человеком, помочь ему правильно развиться, вырасти здоровым и полноценным.

Конечно, все заботливые мамы и папы интересуются развитием своего крохи, как только он появляется на свет. Они заинтересованы в том, чтобы малыш мог прижиться в обществе среди своих ровесников, сначала в садике, а потом и в учебном учреждении. Только родившийся кроха беспомощен, но в нем заложен колоссальный потенциал, который должен раскрыться, в чем ребенку необходима поддержка родителей. И тут нельзя указать конкретный период развития, ведь оно начинается с самого начала, и маленький человечек начинает становиться личностью. Именно развитие крохи в ранние годы жизни имеют большое значение для него, если при этом что-то было упущено, то полноценно это уже не будет компенсировано, когда дитя подрастет. О чем это говорит? О том, что потенциал человека полностью не реализуется.

Невыраженный потенциал развития детей и его последствия

Нередко дети невнимательны во время учебы, отчего они постоянно получают низкие оценки, имеют плохие отношения с учителями и не могут развиваться полноценно. Где искать источник проблемы? Конечно, тут нельзя указать только один фактор - они могут быть разными, однако это часто связано с периодом младенчества. Специалисты сообщают, что через неделю после появления ребенка у него начинается двухнедельный период, являющийся благоприятным для развития зрительного сосредоточения. В дальнейшем это будет играть огромную роль в развитии его внимательности. Поэтому вам в это время нужно будет активно общаться с крохой, побуждая его реагировать на движения глазами, чтобы он мог сосредоточить взгляд, например, на конкретной погремушке. Это очень важно, не упустите такой момент, в противном случае малыш не будет иметь возможность оптимально развивать свое внимание.

Что же можно сказать о способности взрослого человека делать какие-то движения руками? Про одного знакомого мы можем сказать: «У него золотые руки», к другому же такую метафору применить не получится при всем желании. Но не всем известно, что своими корнями проблемы такого типа уходят далеко в прошлое, когда человечек только начинал работать руками, брать игрушки, сжимать руку в кулачок. Маме нужно обязательно позаботиться, чтобы кисть руки ребенка развилась правильно, чтобы в определенном возрасте он мог выполнять простые движения ручками. Впоследствии это поможет человеку работать руками и не только, ведь, оказывается, от развития кисти и пальцев зависит способность малыша разговаривать, общаться с людьми. На развитие мышления малыша и его способность выражать эмоции влияют условия, создаваемые родителями в ранних периодах, в то время как они учат его переворачиваться с животика на спинку, садиться самостоятельно, а потом и ходить.

О чем нужно помнить родителям малыша?

Первые годы, прожитые малышом, как раз и определяют, будет ли он способен впоследствии реализовывать себя, самосовершенствоваться и жить в социуме достойно. Закладка основ происходит именно в ранние годы, в это время человечек становится личностью, формируется его физическое и психическое здоровье. Следить за этом нужно и матери, и отцу, чтобы оба родителя были заинтересованы в развитии крохи и соглашались друг с другом в выборе развивающей и воспитательной методик. Лишь благодаря совместному труду вы сможете добиться прекрасных результатов, ваша семья будет дружной, и радостный смех малыша будет раздаваться в вашей квартире намного чаще.

Многие психологи говорят о том, что воспитывать кроху с наибольшим вниманием нужно, пока ему не исполнилось три годика. В этот период его окружают практически только родственники, которые помогают ему удовлетворить его основные потребности, и при этом закладывается фундамент физического и психического здоровья ребенка. Он становится личностью. И здесь важно верно расставить приоритеты, вкладывая все свое внимание в воспитание крохи. Если вы что-то упустите, то восполнить это потом уже не получится. Поэтому помните: на вас лежит большая ответственность, и вам нужно быть осведомленными в данной сфере относительно закономерностей воспитания. Лишь благодаря этому вы обеспечите правильное развитие своего сына или дочери. Знать все о воспитании малыша нужно также бабушке и дедушке малыша, иначе получится так, что мама с папой учат его согласно одной методике, а остальные родственники перечеркивают весь эффект своими действиями.

Вы должны создавать особые условия, которые помогут малышу развиваться, вливаясь в жизнь без психологических травм. Также важно помогать маленькой личности реализовывать потенциал, который в ней заложен. Читая эти строки, вы наверняка понимаете, в чем причина проблем в воспитании многих современных детей лет 5-10 и старше: до трех лет малыша не воспитывали должным образом, родители упустили многие моменты, и исправить это уже возможности нет.

Как понять, каким образом нужно действовать?

Итак, о том, что воспитывать малыша нужно с ранних лет, мы уже знаем, как и о том, что это колоссальный и ответственный труд. Но не нужно беспокоиться на этот счет и волноваться, как именно организовать свои действия - прочесть об этом вы сможете во многих книгах по раннему воспитанию малышей. Это не только подскажет вам, что нужно делать, но и поспособствует более глубокому осознанию процесса воспитания и развития деток. Вы сможете понимать своего малыша более чутко, подбирать правильные решения в случае сложной ситуации. Специалисты разрабатывают целые программы, которые помогают воспитывать деток уже с момента их рождения. Такие пособия отражают главные закономерности развития, и родители, придерживающиеся указаний, получают всю информацию: вы узнаете, в какие моменты и каким образом нужно производить те или иные действия. Конечно, это ориентировочные сведения, ведь вам нужно будет учитывать индивидуальные особенности развития своего ребеночка.

Сияющая мать рассказывает подругам, что дочь в два с половиной года уже изъясняется сложными предложениями – и все благодаря карточкам, разложенным по всему дому. А счастливый отец не нарадуется на сына, который в том же возрасте научился считать до ста. Какие, казалось бы, еще нужны доказательства того, что методики раннего развития работают? Не будем спешить.

Во-первых, удивительные результаты детей – не обязательно то, чем они кажутся родителям. «Да, маленький ребенок иногда может перечислить цифры до 100, – согласна детский аналитик Анна Скавитина. – Но он просто запоминает их, как запомнил бы стихи. К счету это не имеет отношения».

Во-вторых, детские успехи не всегда связаны с методиками развития. «У ребенка, с которым родители много разговаривают, речь, конечно, развивается быстрее. Тем более если речь родителей красива и сложна, – отмечает детский психолог Галия Нигметжанова. – Возможно, он и без всяких карточек показывал бы те же успехи».

И наконец, в-третьих. Даже если результат достигнут и система раннего развития помогла, где гарантия, что это сделает ребенка в будущем счастливее и успешнее?

Ребенок как проект

Идеи раннего развития пришли в нашу страну вместе со множеством других ярких идей в начале 1990-х. И пришлись по душе многим родителям, которые в те бурные годы стремились контролировать если не свою жизнь, то хотя бы будущее детей. Стремление, безусловно, благое. Но отчасти и опасное, поскольку в стремлении формировать будущее ребенка – ради его же счастья, конечно! – слишком легко упустить из виду интересы самого ребенка.

«Минусы начинаются там, где желание «получить результат» берет верх над собственно родительским взглядом – а что там происходит с моим ребенком, а хорошо ли ему? – считает Галия Нигметжанова. – Опасно, когда ребенок призван демонстрировать успешность меня, взрослого, моему окружению». В этом случае у родителей есть соблазн превратить воспитание детей в «проект». Чем не достойная задача: вырастить если и не гения, то хотя бы очень успешного человека? Достойная при одном условии: заботы о ребенке. «Вырастешь – спасибо скажешь» – не аргумент.

Маленькие дети очень внушаемы. Все, что они получают в детском возрасте, протягивается потом и во взрослую жизнь. И тем важнее уважать личность ребенка, не навязывать ему нечто заведомо чуждое.

Пусть его научат

Между тем многочисленные школы, курсы и студии раннего развития отвечают в первую очередь именно родительским запросам, которые, в свою очередь, зависят от моды. Еще не так давно нам наперебой обещали обучить двух-трехлетних детей музыке, математике и иностранным языкам. Сегодня, когда у родителей в почете восточные практики, множатся студии детской йоги и даже курсы медитации для маленьких детей.

«Не вижу ничего плохого в том, что мать занимается йогой вместе с ребенком. Они в этот момент взаимодействуют, родитель что-то делает, а ребенок пытается ему подражать, у них устанавливается еще более плотный контакт, – говорит Анна Скавитина. – Но если родитель, сам не занимаясь йогой, отдает ребенка, мол, пусть его обучат тому, чего я сам не умею, – это уже не развитие». И это касается не только йоги.

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей, уверена Анна Скавитина: «Часто там работают девушки, не имеющие ни своих детей, ни специальных знаний. Да, мы получаем детей, которые натренированы в определенной области и могут это демонстрировать к удовольствию родителей. Но естественному развитию это скорее мешает».

Без вины виноватые

Еще одна причина увлечения ранним развитием – повышенная родительская тревожность. Будущие матери и отцы активно готовятся к родительству, заранее посещают семинары, покупают книги. «Но потом ощущают растерянность, потому что книги сулили одно, а в реальности все эти рекомендации выполнять сложно, – отмечает детский психолог Елена Морозова. – Многие родители не доверяют себе, своей интуиции; не развивают ее, иногда даже не включают ее, а доверяют советам специалистов из книг, тренингам. Поэтому они не всегда понимают, что делать, но при этом ощущают высокую ответственность перед обществом».

Чувство вины может заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь

Сегодня взрослым приходится жить в бешеном темпе. Чувство вины за то, что они слишком много работают и недостаточно времени уделяют ребенку, постоянные сомнения в том, «достаточно ли я хорошая мать», могут заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь, развивать по всем методикам сразу, отдавать на занятия очень рано, чтобы компенсировать собственное отсутствие.

Родители утомлены, ведь «список их обязанностей растет с каждым днем, – сочувствует психотерапевт Кристоф Андре. – Им нужно следить не только за тем, чтобы ребенок рос здоровым, но и чтобы он был счастлив и хорошо развивался. А в этой сфере мы все слегка дезориентированы».

Обожествление детства

Сегодня многим родителям и даже психологам свойствен несколько идеалистический взгляд на детство, согласно которому дети инстинктивно знают, что для них хорошо. Оборотная сторона этой идеализации – недоверие к авторитету, к интеллекту, вообще ко взрослым, (которые осуществляют над ребенком насилие, стремясь его «усреднить» и отрезать его от его чувств). При таком подходе лучшее, что могут сделать родители, – оставить ребенка в покое и не мешать ему самостоятельно выбрать то, что нравится. Правда, есть одно «но»: ребенку необходима связь со взрослым.

«Ребенок – существо, для которого понятия «нравится – не нравится», «удовольствие – неудовольствие» зависят от того, что нравится его родителям, – напоминает Галия Нигметжанова. – И лучше всего у него получается то, чем они с ним занимаются, получая сами от этого удовольствие».

Возможно, именно поэтому актерские и музыкальные династии встречаются чаще, чем династии сталеваров: дома нельзя варить сталь. Музыканты чаще вырастают в музыкальных семьях, где владение инструментом – нечто естественное. А актеры – в актерских, потому что растут в атмосфере раскованности и любви к сцене. Иногда родители и не хотят, чтобы дети шли по их стопам, но дети очень рано впитывают профессию.

Действует не столько методика, сколько пример, который мы подаем своей жизнью, своей увлеченностью

Эту точку зрения разделяет Кристоф Андре: «На ребенка действует не столько методика, сколько пример, который мы им подаем своей жизнью, своей увлеченностью». А что, если вам медведь наступил на ухо, но вы мечтаете, чтобы сын или дочь росли музыкальными? Для начала в доме должна звучать музыка. А дальше задача родителей – найти педагога, который заразит ребенка своей любовью.

«Роль взрослого остается ключевой, – убеждена Галия Нигметжанова. – И если это не родители, то тренер или педагог, который любит свое дело, хорошо понимает детей и обладает положительной энергетикой, харизмой». Как его узнать? После занятий у детей горят глаза, они не могут дождаться следующей встречи.

Лучшее развитие – игра

Большинство методик раннего развития делают упор на игровую форму занятий. Но ее не следует путать со спонтанной детской игрой.

Французский философ Мишель Монтень уверял, что «игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»; ему вторит российский психолог Лев Выготский, назвавший игру «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Недавние исследования показывают, что в процессе игры снижается активность миндалевидного тела – участка мозга, который реагирует на страх.

Кроме того, «при каждой успешно решенной игровой задаче определенные участки в среднем мозге, так называемые «центры вознаграждения», начинают усиленно «искрить», – уверяют нейробиолог Геральд Хютер и философ Кристоф Кварх, авторы книги «Спасите игру!». – Мы переживаем это чувство как радость, удовольствие, иногда даже восторг».

Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок

«Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок. Не через поучения и указания или прочие «развивающие мероприятия», а благодаря тому, что каждый день в игре они узнают больше о мире и о своих возможностях исследовать и творить этот мир», – резюмируют авторы книги.

В игре ребенок учится ориентироваться в мире и справляться с собой, со своими аффектами. Поэтому игра не может быть лишь «оболочкой» для развивающего мероприятия, а должна прежде всего оставаться именно игрой.

Три кита успеха

Сегодня уже не одно поколение детей проверило на себе раннее развитие. Какие выводы сделали психологи? «Доказать пользу или вред той или иной методики развития невозможно, – говорит Галия Нигметжанова. – Человек – открытая, саморазвивающаяся система. Мы не можем создать лабораторные условия и выявить, что его развивает, а что тормозит».

Но если мы намерены всерьез заняться развитием ребенка, нам, несомненно, понадобятся три «народных средства»: любовь и уважение к ребенку, искренний интерес к тому, чем мы с ним занимаемся, и время для игры. И вполне может оказаться, что других методик и не потребуется...

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка . Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Раннее развитие - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Многие специалисты, занимающиеся этим вопросом, такие как Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.
За последние 20-30 лет изменились общепринятые нормы. Раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.

Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6-7 лет). А до этого они, как правило, посещают детский сад.
В таком возрасте раннее развитие несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.

Раннее развитие подразумевает активную позицию матери (ведь именно она проводит с малышом больше всего времени) по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь малыша и творческого напряжения.

Советы

1. Не надо метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена - всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете нанести урон его психике.

2. Не ставьте себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить малыша.

3.
Не берите слепо все из того или иного способа обучения.
В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.

4. Не привлекайте малыша к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

ОТ ЧЕГО И ОТ КОГО ЗАВИСИТ РАСКРЫТИЕ ОДАРЕННОСТИ

Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.
Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий - природных задатков (анатомо-физиологических особенностей) ребенка.

Замечательные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов - их вообще не существует, ибо примененное - и удавшееся! - к одному может оказаться - и оказывается - совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное - своя удаленность от нас.
И добиться победы можно, лишь относясь к детям - ко всем детям - как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований - вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».
А поскольку вы, дорогие родители, сейчас - главные воспитатели вашего чудесного малыша, то помните, что каждый ребенок - талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в малыше все самое лучшее, что в нем есть, и развивать возможности, заложенные при рождении.

Взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.
Довольно часто, занимаясь ускоренным развитием интеллекта ребенка, взрослые забывают о том, что у него есть не только мозг, но и сердце, душа. Мы можем помочь ребенку обрести себя, но многое зависит от него самого.

Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Для некоторых взрослых в порядке вещей неуважительно относиться к ребенку. Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказал!», «Вот я до тебя доберусь!»

Советы специалистов по раннему развитию

Время раннего детства (до трех лет) уникально и мимолетно, поэтому очень важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно. Большую роль в этом играет специально созданная среда, в которой живет ребенок.

Что необходимо малышу:

Разнообразнейшие игрушки, дающие тактильные, зрительные, звуковые, обонятельные ощущения;

Специально оборудованные физкультурные уголки, которые предоставляют малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо его изучить, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;

Игры, сделанные для него родителями, соответствующие его интересам и возрастным возможностям;

Книги, напечатанные крупными понятными буквами, с большими картинками, изготовленные из материала, который не сможет испортить даже самый маленький карапуз;

Кубики с буквами или со слогами, в которые малыш может играть вместе с родителями;

Постоянные прогулки, экскурсии по интересным местам, беседы,
чтение книг.

И еще несколько советов.

Для занятий с малышом старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Лучше максимально полно использовать что-то одно, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий одновременно. Проявляйте творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм. Если ваш малыш с чем-то не справляется, упростите задание до минимума, даже если это и не соответствует методике. Сначала делайте все задания вместе, а потом пусть ребенок попробует выполнить их сам.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному».

Не ставьте перед собой четких норм по времени и количеству занятий с ребенком в день. Если вам по каким-то причинам не удастся позаниматься с малышом, не вините себя в этом. Даже небольшое количество занятий лучше, чем ничего.

Старайтесь больше разговаривать с малышом. Речь взрослого важнее любого методического пособия. Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена по принципу «ребенок и его окружение», и ее границы должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребенка.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации. Давайте ее с разных сторон, освещайте одну тему в играх, плакатах, кубиках, карточках, книгах, фильмах. Помогите малышу самому научиться добывать знания. Предоставьте ему в этом процессе свободу творчества.

Не давайте малышу знания, которые в ближайшее время ему не пригодятся. Лучше потратить драгоценное время на изучение того, что необходимо в первую очередь.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ребенку нужны время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

В процессе обучения ребенка не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например чтении или математике, забывая про остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка.

Совершенствуйтесь сами. Пусть ваш малыш видит, что учиться и познавать интересно и необходимо. Личный пример - лучшее пособие по воспитанию.

1. Начнем с себя. С самого раннего детства уважайте ребенка, тактично, в меру подчеркивайте в нем его индивидуальность. Воспитание одаренных детей - своеобразная лаборатория для самообучения родителей. Взрослым надо помнить о двух этапах самопостижения: первый этап - познать себя, второй - самоизменение. Познав себя, человек должен прийти к внутреннему равновесию, получить то, что никогда ни отнято, ни нарушено быть не может.
Не пытайтесь переносить на ребенка собственные увлечения, интересы и пристрастия. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда он не будет вторгаться.

2. Попробуйте маневрировать. Общение с ребенком раннего детства имеет свои особенности: он старается подражать взрослым, имитировать их действия. Поэтому родителям необходимо максимально продумывать способы влияния на одаренного малыша.
Для себя необходимо уяснить, что ребенку свойственны детская непосредственность, неуемность. Это абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о том, что он здоров и бодр. Пусть малыш бормочет, шумит, егозит, поет, совершает одни и те же действия по 5-10 раз.
Как только родители поймут это, они овладеют приемом выученной очевидности, и тогда можно использовать три маневра психологического воздействия на малыша:
а) временную самоизоляцию (незаметное наблюдение без вмешательства в игры, общение, поступки ребенка);
б) перераспределение внимания (отвлекается внимание ребенка от источника его капризов, раздражительности).
Например, у ребенка взрыв раздражения, вы начинаете отвлекать его на себя. Вы приковываетесь к чему-то, как бы совершенно забывая о ребенке. Сами с собой начинаете разговаривать (как интересно, что я нашел, какая вещица забавная и т. д.);
в) взаимоприемлемое согласие (если ребенок упрямится, а вы требуете немедленного подчинения, то это путь конфликта и затем насилия с вашей стороны). Необходимо частично уступить ребенку, чтобы обозначилось взаимопонимание.
Например, если ребенок хочет еще чуть-чуть погулять, разрешите ему - это не страшно, зато взаимная договоренность будет достигнута.

3. Пусть сам докопается. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать у него здоровую систему самовосприятия. Родители всегда должны быть правдивы с детьми, ведь они очень чувствительны ко лжи.
При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

4. Разнообразим информацию. Способность вбирать различную информацию у детского мозга выше, чем у взрослого. У родителей не должно быть боязни перенасытить детский мозг, потому что при избытке информации он отключается, и лишняя информация им не воспринимается. Поэтому необходимо, чтобы для интеллектуально развитых детей информации не оказалось слишком мало. Это характерно, в частности, для детей 2-3 лет. Одновременное обучение многим языкам вполне приемлемо для детей этого возраста в сочетании с игрой на музыкальном инструменте.

Многие считают, что в интеллектуальном развитии ребенка главным является накопление знаний о внешнем мире. Конечно, без них мы не можем формировать способности. Знания в данном случае - рабочий материал. Но знания и информация пока еще не имеют самодовлеющего значения. Гораздо важнее использовать их в качестве вспомогательного средства для развития общих умственных способностей и формирования у ребенка потребности к умственной деятельности. У одаренных детей эта потребность более активна и более высокого порядка. Вот почему родителям в конкретных жизненных ситуациях необходимо уметь находить способы действия, подкрепляющие эту умственную активность.

5. Собираем и классифицируем. К трем годам у малыша развивается отдел мозга, который имеет способность использовать сформированный интеллектуальный механизм для принятия самостоятельного решения. Ребенок быстрее запоминает то, что ему интересно. В это время возникает желание что-то созидать, осуществлять определенные действия. Взрослые при общении с ребенком должны учитывать все эти факторы. Они будут способствовать развитию интеллекта и формированию характера.
Память ребенка в этот период интенсивна и эффективна. Но она в большей степени ассоциативна, чем основана на понимании.

Ребенку хочется быстрее изучить буквы. Он настойчиво задает вопросы, по картинкам воспроизводит запоминающиеся истории несколько раз подряд. Его «репейная» память позволяет выучить огромное количество стихов, сильно его заинтересовавших.
Некоторые дети в возрасте 1,5-2,5 года знают около 150-200 куплетов разных стихотворений.

У одаренных детей в этом возрасте проявляется склонность к классифицированию, собирательству, обнаруживается способность к коллекционированию. Причем все это не является целью, а интересно для них как процесс. При этом их могут постигать неудачи. Но на этом не надо концентрировать внимание, а лучше попробовать еще
раз, но уже вместе.

6. Что в «Эрмитаже чудес»? Американский психолог X. Гарднер выделил семь разновидностей интеллекта, определяющих способности человека к умственной деятельности в разных сферах: язык, логика и математика, пространственное мышление, музыка, мышеч-но-двигательная сфера (танцы и атлетика), самопознание, межличностные отношения (лидерство, социальные способности). Все эти виды независимы друг от друга, за каждым из них ведет наблюдение особый отдел мозга. Считается, что чем больше сфер деятельности, в которых отличаются дети, тем они одареннее. А гениальность - это проявление всех видов деятельности.

Практика показывает, что в раннем детстве надо вовремя заметить у ребенка интерес к новизне. Это его ориентировочная реакция. Если она не направляется родителями, то угасает, как и биологические потребности. Поэтому необходимо поддерживать инициативу ребенка во всех видах деятельности. Одаренный малыш обладает страстной ориентировочной реакцией. Он особенно нуждается в обогащении, максимальном развертывании тех ценных качеств, которые у него проявляются.
В раннем детстве у малышей интенсивно формируются музыкальный слух, двигательная функция, математические задатки.

Одаренный ребенок нуждается в среде, богатой сенсорной информацией. В это время у него начинает проявляться эстетическое восприятие со своим доминантно-сенсорным реагированием. Дети не могут в раннем детстве разграничить слитые воедино реальность и фантазию. Они имеют свой внутренний «Эрмитаж чудес» в своем словесном расцвечивании и художестве. Малыши настолько сживаются с ним, что «летают» в пространстве живого воображения, которое рождает несуществующих героев, желанных волшебников и целую фантастическую жизнь - красочную, богатую, захватывающую...

Родители должны помнить, что это прообраз дальнейшей жизни одаренного ребенка, где сохраняются элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Именно эти качества дали человечеству интеллектуальный потенциал и в материальном, и в эстетическом развитии.

7. Нужно ли внушение? В первые годы жизни (до трех лет) целесообразно быть с ребенком прежде всего строгим, а уж потом добрым и ласковым. Именно в этот период нужно научить его уважать свою волю, его «я».

Надо помнить, что одна из самых трудных задач - воспитание этики. Специалисты утверждают, что не сознание само по себе и не воля сама по себе определяют тот или иной поступок детей, а их способность усилить или ослабить ту или иную конкурирующую потребность - страх, чувство долга, стыда или гордости. Воздействие родителей на ребенка должно постепенно затухать до школьной поры. Невмешательство и спокойное любование одаренными детьми в раннем возрасте, а потом ужесточение, строгость в более позднем приводят к покушению на их талант и вызывают сопротивление.
Одаренные дети во многом отличаются от своих сверстников, и родителям свойственно ожидание легкости во всех их действиях и различных начинаниях. Это ожидание часто бывает преувеличенным. Помните! До трех лет дети эмоционально несвободны, нетерпеливы, чувственно несбалансированны.

8. В палитре красок. «Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить» (Стендаль).
Психологами разных стран проводилось много исследований о влиянии среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов (помещения для групп в детском саду имеют разноцветные потолки, стены, пестрые одеяла и т. д.), в ней много блестящих предметов (блестящие мячики, яркие игрушки). Такое окружение стимулирует интеллект детей, а одаренных в особенности.
Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы взрослых. Их главная задача в семье, яслях, детских садах - пробудить у ребенка живой интерес.

Для этого важно создать необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточное количество карандашей, красок, бумаги, желательно нестандартной - разных размеров и разной формы. У малышей интерес к чему-то одному быстро пропадает - перевешивает любопытство. Оно безгранично. Нужны вдумчивая коррекция, исследовательская манера и заботливое долготерпение взрослых.

9. «Мелодия способностей». Отношение родителей к музыке передается детям, поэтому ваш настрой имеет огромное значение. Душа одаренного ребенка очень чувствительна к песенной интонации. Маленькие музыканты начинают петь в 2-3 года.
Раннее пение развивает музыкальность у ребенка, готовит его к восприятию более сложной музыки. Однако не следует перегружать малыша. Обилие новых впечатлений притупляет музыкальную отзывчивость ребенка, вызывает пресыщение.

Первые музыкальные впечатления малыша связаны с пением матери. Задушевные песни раннего детства - это формирование доброты, милосердия, ласки, чувствительности ребенка.
Накопленный опыт по музыкальному восприятию детей раннего возраста убеждает нас| что музыка Баха, Вивальди, Мусоргского, Моцарта, Чайковского, Бетховена способствует активному развитию слуха, памяти и интеллекта в целом. Детям в возрасте двух-трех лет рекомендуется слушать музыку не более 15 минут.
Уже в 2 года малыши могут быстро и неглубоко приседать, топать ножкой. Так рождается пляска. Они танцуют, услышав плясовую музыку, приглашают взрослых, и вы не должны отказываться.
Дети очень любят слушать сказки, рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями.

10. Истоки зла. Определение ребенка в детский коллектив (ясли, детский сад) - сложный процесс, влияющий на его психику. С одной стороны, заботливые родители, обстановка безопасности и комфорта, с другой - детский коллектив с бурлением чужих, открыто выраженных эмоций и притязаний.

Ребенок не сразу осознает и понимает, что от него хотят, почему ему не уступают игрушку или отнимают ее у него, почему он обязан ходить строем, взяв за руку неинтересного или враждебного ему сверстника, почему нельзя перечить воспитателю, а надо слушаться его, почему его собственное «я», такое значимое и важное дома, ничего не стоит здесь. А ведь рядом могут быть дети, подготовленные к агрессивности мира условиями домашней обстановки. Они своими действиями усиливают неизбежную атмосферу соперничества и полуосознанной агрессии в детской группе.

Предстоит этап воспитания, приучения детей к сосуществованию. Можно представить, как это удается одаренным детям, у которых очень богатое воображение. Здесь главное - не допустить психического надлома у ребенка. А ведь он бывает, и нередко, если отсутствует аналитический подход к воспитанию, дома и в яслях игнорируются интересы и желания ребенка. Чрезмерная забота родителей делает малыша нервным и застенчивым, однако ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, быстрее адаптируется к обществу, когда вырастает. Это верный путь к уравновешенности и доброте.
Дома и в яслях должна быть приятная психологическая атмосфера. Практикой доказано, что в ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, зреют ростки будущего несчастья и разрушения.

Анализ правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях и деформированных условиях. Это относится и к детям, соответствующим параметрам одаренности.

11. Подружимся с конфликтом. Примерно в 2 года ребенку становится неинтересно играть только с самим собой. Он начинает общаться с другими детьми и впервые узнает, как взаимодействовать с другими ребятишками. Если ему не удалось настоять на своем или подчиниться желанию большинства, появляются слезы. Приходится искать гармонию между общественным и индивидуальным.

Функциональные конфликты неизбежны, потому что они развивают личную инициативу, а для одаренных детей со страстным реагированием это присуще в большей мере. Сознание своего «я» у них ярче выражено, с двух до трех лет конфликты носят более пассивный характер, а после трех лет можно ожидать спровоцированных действий. Причины конфликтов разные, но в основном они возникают из-за недостатка ресурсов - чего-то не хватает (игрушек, мяча, качелей, санок и т. д.). Бывают конфликты, связанные с желаниями, потребностями и т. п. Экстренные попытки взрослых обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин возникновения конфликта не развивают в нем чувства сотрудничества.

Взрослым надо четко уяснить, что у детей своя логика. Процесс общения у них протекает по-своему. Если со стороны родителей будут только назидания, устрашения (увещевания наподобие «тот, кто ссорится с другим, - плохой»), то ребенок замкнется в себе, ожесточится.

Конфликты - это первые уроки жизни в коллективе. Вот почему родители должны создать положительный эмоциональный фон общения, атмосферу терпимости, уважения к личности ребенка, как бы он ни отличался от других. Одаренные дети в большинстве своем более настойчивы в конфликтах и требуют более взвешенного, продуманного, аргументированного разрешения его.

12. Найти причину. «Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Я. Корчак).
Психологическая неуравновешенность ребенка, выраженная в недовольстве и раздражении, порой не воспринимается взрослыми серьезно, отсутствуют даже попытки выяснить точную причину его бурных отрицательных эмоций.

Специалисты по детской психологии выделяют следующие причины детской раздражительности:
физическое состояние, вызванное болезнью;
голод или усталость;
сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
недостаток физических упражнений и как результат - накопившаяся неизрасходованная энергия;
желание настоять на своем;
подражание раздражительным родителям и воспитателям. Главные причины раздражительности ребенка - в его окружении
и воспитании.

Уверенность ребенка в том, что его не понимают, стимулирует раздражение. Если вместо того, чтобы выяснить его причину, следует наказание или невмешательство взрослых, то ребенок становится эгоистичным, упрямым.
Любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины.
Три последние причины детской раздражительности наиболее часто встречаются у одаренных детей. Если вы, родители, не будете считаться с чувствами ребенка, то он будет неудовлетворен.
Важно, чтобы взрослые для себя обозначили причину расстройства малыша и устранили ее, а не подавляли.

13. Осторожно с «ушастиком»! Родителям надо четко уяснить, что нельзя обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей и посторонних людей. Каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет. Последствия могут быть удручающими. Помните, что огромным душевным недугом является застенчивость. Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении, мешает ясно мыслить и эффективно общаться. Застенчивость с раннего детства сопровождается негативными переживаниями, тревожностью и депрессией.

14. Тайна созидательного начала. Мы уже говорили о том, что у ребенка в раннем детстве сильно развито воображение. Чтобы высвободить творческое начало, надо развить фантазию, предоставить ему большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д.

Желание, интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу. Очень важно в возрасте двух-трех лет развить у ребенка созидательное начало. Необходимо чаще привлекать его к строительным играм (сооружение комнаты, домика, мебели, дворика, гаража). Одаренные дети, как правило, при этом очень активны. Они легко справляются с выбором партнера как помощника и берут его «в дело». В этот момент вы можете с помощью приема сюжетного конструирования помочь ребенку встать на путь открытия, путь развития изобретательного таланта. По мнению многих психологов, не следует превращать свободу творчества детей в стихию, надо незаметно, неназойливо приучать их к сотрудничеству. Очень важно уметь правильно подсказать действия с учетом жизненного опыта ребенка. Здесь должно быть умелое сочетание прямого и косвенного подсказа. Одаренные дети нуждаются больше в косвенном подсказе. При этом они учатся самостоятельно находить нужные детали, элементы, строительные материалы и просить их у взрослых.

Помните, что чем больше мы предоставляем возможностей для творчества ребенка, тем сильнее ограничиваем симптомы отрицательного поведения. Одаренный ребенок, лишенный положительного творческого выхода, может направить свою энергию в совершенно нежелательном направлении.

15. А если нет симпатии? Самое сложное для родителей - это не превращать свободу малыша в безнаказанность, а помощь - в подсказку. На третьем году жизни у ребенка необходимо развивать чувство симпатии, что способствует его благотворному взаимоотношению со взрослыми, со своими сверстниками.
С самых ранних лет дети обращают внимание на внешность окружающих, доброжелательные манеры, привлекательную интонацию. Одаренные дети чаще могут вызвать симпатию. К ним тянутся, с ними хотят дружить, их хотят видеть своими партнерами в играх. Вот здесь-то и нужны приветливость, доверительность со стороны родителей, чтобы избежать превосходства, высокомерия в общении детей. Нужны теплые слова поддержки для новых творческих начинаний. Необходимо избегать критики первых проб, как бы ни были они неуклюжи. Одаренные дети стремятся творить не только для себя, но и для тех, кого любят.

16. К психологическому закаливанию. «Самостоятельность, как все качества, развивается через упражнения» (Г. Спенсер).
Вторая половина раннего детства - важный этап бурного развития у ребенка самостоятельности. В виде советов, просьб, сообщений дети получают информацию от взрослых о своих первых обязанностях: беречь одежду, не разбрасывать игрушки, выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда сестра готовит уроки, и т. д. Совершенствуются навыки самообслуживания. В играх дети самостоятельно воспроизводят некоторые последовательные эпизоды из жизни, учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения. У одаренных детей этот процесс сочетается с заметной активностью. Так как дети накапливают сведения более оперативно, то им необходимо предоставить возможность действовать не по приказу, а по словесному тактичному напоминанию.

В процессе организации самостоятельной деятельности детей от прямого совета, чем заняться («Построй домик для зайчика»), обычно переходят к наводящим вопросам, побуждающим их самостоятельно продолжать игру («Зачем нужен зайчику домик?», «Где лучше разместить клумбу?»).

Для формирования самостоятельности и активности детей важно осуществлять систему заданий нарастающей трудности. Ведь интерес и настойчивость появляются тогда, когда выполнение этих заданий потребует волевых усилий, напряжения.

Для всех детей, а для одаренных в особенности, большое значение имеют поощрения, а также привлечение внимания сверстников к проявлениям самостоятельности. Тогда ими овладевает чувство поиска самостоятельных занятий, желание справиться с ними и оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Родителям одаренных детей надо всячески поддерживать такую помощь, умножать и поощрять.

Преодоление трудностей в раннем возрасте - своего рода психологическое закаливание, но не следует чрезмерно затягивать тренировку настойчивости. Своевременно надо дать ребенку испытать радость победы. Он должен усвоить, что трудная задача небезнадежна, если приложить усилия для ее решения. Пытливый, любознательный, активный в поисках нового и жадный к впечатлениям малыш оценит радость от доступного ему труда.

17. Всегда ли нужен мажор? Есть мнение, что воспитание чувств у детей раннего возраста - это поддержание в них постоянного положительного эмоционального напряжения. Однако это не совсем так. Если ребенок проявляет склонность к повышенной эмоциональности, часто плачет, капризничает или неумеренно, безудержно и продолжительно радуется, необходимо принять меры, чтобы успокоить его. Такое состояние возникает у детей не столько под влиянием игр, даже часто подвижных, сколько в результате неукротимого воспитательного рвения взрослых, постоянных одергиваний, запретов и замечаний, ставящих ребенка в унизительное положение перед окружающими.

Родители, которые общаются с детьми спокойно, негромким голосом, отлично знают, что это одно из лучших средств воздействия. Их малыш выполняет просьбы сразу же, как только взрослый чуть-чуть повышает тон. И наоборот, дети, привыкшие к крику, угрозам, понуканиям, перестают реагировать на подобные попытки воздействия, что вынуждает взрослых искать еще более действенные меры. Одаренные дети особенно остро реагируют на силовые приемы воздействия. У одних развивается чувство страха, у других проявляется эмоциональная окаменелость, задержка психического развития.

Чувство страха сопровождается резкими изменениями в деятельности организма: появляются сердцебиение, одышка, бледность лица. Страх отрицательно влияет на формирование характера, делая ребенка робким, теряющимся перед трудностями, неуверенным в себе. Он затормаживает развитие способностей, делает природную одаренность ребенка усеченной. Вот почему родителям так важно не допускать у детей развития отрицательных эмоций и всячески способствовать развитию положительных.
Взрослым надо помнить, что радость, которую дети получают от игры, общения с окружающими, питает его активность, инициативу, поддерживает любознательность, а отрицательные эмоции, особенно продолжительные и часто возникающие, угнетают нервную систему ребенка. Они делают его вялым, эгоистичным, пассивным и капризным.

18. Взять или отдать? Нетерпимость и суетность взрослых порой отрицательно сказывается на отношении ребенка к собственности. Ребенок двухлетнего возраста не хочет ничем ни с кем делиться. Если вы заставите его отдать игрушку другому ребенку, то собственнические чувства малыша только усилятся. В этом случае необходим прием - чередование пользования, попеременное владение игрушкой. Лишь к трем годам ребенок получает удовольствие от общения со сверстниками. Он сам поделится игрушкой и не будет считать это своей обязанностью.

Навыки «отдавания и владения» лучше прививаются у детей раннего возраста в коллективе, если систематически их приучать обмениваться игрушками, делиться кусочком.
Замечено, что одаренные дети отличаются природной щедростью, если не происходит ее деформация в семье, где имеют место скупость и стяжательство родителей. Они очень склонны к обмену игрушками, предметами, потому что все новое их увлекает.
Родителям при обучении малыша навыкам добра и щедрости надо скрупулезно выбирать момент, используя состояние удовлетворенности ребенка. Не надо побуждать его к расставанию с любимой игрушкой, с вещью, к которой он привык.
Необходимо быть терпеливыми и снисходительными к странным комбинациям и детским ассоциациям с игрушками, стремиться уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка, связанные с его игрушечным миром.

Статьи по теме: