Сензитивный период автор. Что такое сензитивные периоды в развитии детей

Сензитивные периоды развития

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка ? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

« Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» - говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

Пять периодов развития речи по Выготскому:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

Сензитивный период для развития речи: от 0 до 6 лет

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых . Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях . Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

Сензитивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды , характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы . Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждением, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка.

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

Сензитивный период развития речи

(от рождения до 6 лет)

В первые шесть лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка. Поэтому не разговаривайте с детьми на упрощенном детском лепете.

Пожалуй, нижнюю границу этого сензитивного периода можно передвинуть на более ранние сроки развития детей. Современные учёные доказали, что важно разговаривать с ребёнком ещё до его рождения, когда он находится в утробе матери.

Сензитивный период развития чувства порядка

(от рождения до 3,5 лет)

Ребёнок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребёнок проживает и впитывает.

Что такое порядок во времени?

— Это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

Что такое порядок в пространстве?

— Это значит, что у каждой вещи — своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку, на которой доступно будут лежать книги ребёнка, бумага, карандаши, пластилин и другие необходимые принадлежности. Отведите место для игрушек, пусть их будет немного, но у каждой своё место. Хорошо бы иметь и шкафчик для одежды или хотя бы полочку, чтобы малыш мог самостоятельно пользоваться.

Что такое порядок во взаимоотношениях?

— Это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.

Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до трёх лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

Сензитивный период развития самостоятельности

(от рождения до 5 лет)

Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц — подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, считал ученик Марии Монтессори Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

Сензитивный период развития движений и действий

(от рождения до 4 лет)

Слава богу, современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия. Знаете ли вы, уважаемые родители, что мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Мудрая Мария Монтессори создала специальную среду, в которой дети могут свободно двигаться во время работы. Более того, в этой среде имеется специальная «шумная комната», в которой можно выплеснуть всю накопившуюся избыточную энергию, а также подкачать мышцы на тренажёрах, развить ловкость движений.

Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

Нижнюю границу этого сензитивного периода можно отодвинуть на более ранний период, с того момента, как малыш начал двигаться в животе мамы. Например, в книге доктора медицинских наук М.Л.Лазарева «Мамалыш — или рождение до рождения» описываются игры, в которые можно играть с малышом, когда он еще не родился.

Сензитивый период сенсорного развития

(от рождения до 5 лет)

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство — вершину сенсорного развития. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и сильные раздражители. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

Благодаря открытиям современных учёных, границы этого сезитивного периода можно отодвинуть в дородовое детство. М.Лазарев в книге «Мамалыш — или рождение до рождения» описывает пренатальные игры, когда активизированы сенсорные чувства ребёнка. Еще не родившийся малыш реагирует на поглаживания, чувствует звуки, запоминает звуковые образы.

Сезитивный период восприятия мелких предметов

(от 1,5 до 2,5 лет)

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года — имитирует пишущие движения, в 2, 7 — формирует валик из пластилина, в 2,9 — чертит закрытый круг.

Сензитивный период развития социальных навыков

(от 2 до 6 лет)

Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе. Не случайно в среде — Монтессори все материалы только в единственном числе. Это даёт возможность детям научиться договариваться, уметь ждать, уметь просить и отказывать, уметь благодарить и соглашаться сотрудничать.

Новейшие исследования доказывают, что границы этого сензитивного периода можно отодвинуть. Первый толчок ребёнка в утробе матери — это начало личности. Это значит, что малыш заявил о себе и готов к общению. «Ребёнку необходимо ответить, его надо поддержать, радоваться вместе с ним его активности. Диалог развивает мозг ребёнка», — пишет в книге «Мамалыш или рождение до рождения» М.Л.Лазарев.


Лариса Шумилова

Во-первых, родители обязательно должны знать, в какое именно время необходимо обратить внимание на тот или иной вид деятельности, так как никогда позже ребёнок уже не сможет обучиться ей так легко и радостно. Им следует предоставить возможность развиться новому умению в полной мере, обеспечить ребёнка соответствующими материалами и не ограничивать его деятельность с ними.

Родители или взрослые, не знакомые с особенностями сензитивных периодов, могут даже беспокоиться, что, например, их двухлетний ребёнок – «маньяк порядка», потому что расставляет свои игрушки на полочке в определённой последовательности. Зная о периоде восприятия порядка, родитель не будет волноваться, а наоборот предоставит ребёнку возможность складывать всё на свои места, и сам будет поддерживать этот порядок.

С другой стороны, если сензитивный период ещё не наступил, родителям следует подождать, а не пытаться обучить малыша тому, к чему он пока не готов.

Представим себе ребёнка около 3 лет, родители которого пытаются обучить его читать и писать, хотя самый благоприятный и простой период для этого начинается около 4 лет, когда ребёнок сможет выделять отдельные звуки в словах. А вот пик интереса к сенсорике, развития органов чувств – слуха, вкуса, осязания, восприятия формы, цвета и размера – приходится как раз на 3 года. И пока ребёнка пытаются обучить чтению, он теряет возможность уточнять восприятие и развивать органы чувств – то, что в дальнейшем он уже не сможет сделать так просто и с таким удовольствием.

Какие же сензитивные периоды можно выделить?

1. Период развития речи - от рождения до 6 лет.

Ребёнок с самого рождения усваивает родной язык. На втором году нарастает словарь ребёнка, хотя часто возникает непростая для него ситуация: ребёнок понимает смысл речи, но ему пока трудно объясниться. Наконец, в 2,5–3 года речь становится средством общения.

Ближе к 4 годам ребёнок начинает выделять отдельные звуки в словах, появляется интерес к чтению и письму.

2. Период сенсорного развития, уточнения восприятия органов чувств - от рождения до 5,5 лет.

Ребёнок обладает почти всеми чувствами уже в момент рождения. Но первые годы он постоянно развивает и утончает восприятие, таким образом он знакомится с окружающей действительностью, развивает свой ум. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», – говорит М. Монтессори. Пик данного сензитивного периода приходится на 3 года, к 4 годам интерес к сенсорике начинает угасать.

3. Период освоения движений и действий - от года до 4,5 лет.

Нормальное состояние бодрствующего ребёнка – движение. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Пик данного периода приходится на 3 года, к 4 годам ребёнок способен освоить практически все виды движений, доступных взрослому человеку.

4. Период восприятия порядка - от 1,5 до 4 лет.

Для ребёнка очень важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Это своего рода проявление стремления к безопасности. В этом возрасте легко приучить ребёнка сохранять внешний порядок, ставить вещи на свои места после использования, а также к соблюдению определенного режима дня.

5. Период интереса к мелким предметам - от 2 до 3,5 лет.

Ребёнок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом он также познаёт дробность мира, подготавливает мозг к операциям анализа и синтеза.

6. Период социальной адаптации - от 2 до 6 лет.

В этом возрасте уменьшается зависимость ребёнка от взрослого, ему интересны другие дети, нормы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Происходит активное впитывание культуры. Таким образом для ребёнка просто необходимо в этот период находиться в социуме, общаться со сверстниками и старшими.

Надо уточнить, что возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от ребёнка, его личных особенностей.

Воспитание ребенка – процесс ответственный, поэтому родителям стоит обращаться к опыту отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали различные процессы личностного развития. Наиболее интересна и применима на практике теория сензитивных периодов, которую ввела Мария Монессори. Согласно этой концепции, каждый конкретный возраст, начиная с раннего, оптимален для занятия определенным видом деятельности.

Определение

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

О роли и значении для родителей

Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:

  • начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
  • точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
  • спад, постепенное снижение интенсивности.

Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.

Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.

Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:

  • понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
  • разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.

Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.

Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.

Периодизация

Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.

Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.

Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:

  1. от 1,5 до 3 лет – развитие моторики и узнавание новых слов;
  2. 3-4 года – осознанность речи;
  3. 4-5 лет – восприятие письма, понимание размера, цвета, формы;
  4. 5-6 лет – способность изучать чтение и письмо, появление интереса к общению;
  5. 8-9 лет – повторный интерес к родному языку.

По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

  1. В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.
  2. До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.
  3. Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.
  4. В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.
  5. В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.
  6. 3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова. После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.
  7. В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.
  8. 5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Восприятие порядка

В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года. Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.

Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:

  1. в помещении (окружающем их пространстве);
  2. во времени (вот почему крайне важен режим дня);
  3. в родительском отношении.

Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах. Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям. В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике.

Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима.

Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

Сенсорное развитие

Продолжительность периода – с рождения до 5,5 лет, и в каждом возрасте для ребенка характерно развитие определенных чувств, это должны знать и понимать родители. По Монтессори, в этот период следует выполнять с малышами различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы.

Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.

Самый простой способ добиться необходимого развития – игра «Волшебный мешок»: в непрозрачный мешок помещаются разнообразные предметы. Задача ребенка – погрузить в него руку, на ощупь найти предмет и понять, что это такое, не подглядывая. Постепенно задача усложняется, в мешок складывают однородные предметы, например небольшие куски различных тканей: лен, шелк, хлопок. Ребенок учится определять и их.

Восприятие небольших предметов

Продолжительность – от 1,5 до 2,5 лет, именно в это время малыш стремится «исследовать» всевозможные мелочи – пуговицы, горошины, бусины. Наступает самое благоприятное время для развития мелкой моторики: нанизывание пуговиц либо бусин на нитки, работа с элементами конструктора.

Занятия с бусинами, фасолинами, крупами должны проводиться строго под контролем родителей, чтобы любопытный малыш не засунул предмет в ухо или нос.

Развитие действий и движений

Период продолжается от 1 до 4 лет, в это время малыш особенно подвижен, не может усидеть на месте, и от взрослых требуется помочь ему реализовать данную потребность, поскольку нехватка движения может вызвать отставание в развитии.

Чем важно движение для дошкольника?

  • Помогает развитию физических качеств.
  • За счет него организм получает необходимое количество кислорода.
  • Клетки головного мозга через кровь получают кислород в достаточном количестве, что благотворно сказывается на развитии мышления.

Поэтому можно сказать, что двигательная активность напрямую связана с познавательной и эмоциональной сферами. В это время не следует заставлять ребенка проводить много времени за столом, играя в настольные игры или складывая головоломки, для его нормального полноценного развития сейчас необходимы активные игры: бег, прыжки.

Развитие социальных навыков

В промежуток от 2,5 до 6 лет ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу:

  • как надо здороваться и прощаться;
  • как обратиться за помощью;
  • как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать.

Все это пригодится ребенку в его дальнейшей жизни.

Как применять свои знания?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать.

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Сензитивный период это самое благодатное время, в течении которого маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент своей жизни потратит гораздо больше усилий. Настолько больше, что может даже решить для себя, что не имеет к “этой” науке или к “этому” делу никаких способностей.

Нужно знать и учитывать, что для развития каждой способности мудрая природа определила свое время, особенное и неповторимое. Это время называется СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДОМ. Абсолютно каждый ребенок в строго определенное время, как по волшебству, делается особо восприимчивым к тем или иным видам деятельности, к усвоению тех или иных знаний, к овладению определенными способами получения этих знаний.

  1. Шесть сензитивных периодов по Марии Монтессори

Сензитивный период это не повторяющиеся моменты в развитии детей

Сензитивные периоды разные по длительности, но одинаковые по сути, их нельзя ни остановить, ни искусственно продлить или отодвинуть, так же как нельзя повлиять на любой закон природы. Об этих периодах просто надо знать, надо уметь их дожидаться и, конечно же, надо стараться использовать их с максимальной пользой для ребенка, организовывая повседневную жизнь малыша в согласии с его “космической программой развития”.

Сензитивные периоды не возобновляются. Никогда! Потерять это время – ничем не оправданное невежество по отношению к ребенку, полная реализация возможностей которого зависит от того, знает взрослый о том, на что, когда и как следует направить усилия своего воспитанника или нет. В своих трудах Мария Монтессори выделяет шесть сензитивных периодов, с точностью ученого определяя их названия и временную протяженность каждого. Итак, разберем шесть сензитивных периодов по Марии Монтессори.

Сензитивный период восприятия порядка

Восприятие порядка 0-3 года

Характеристика периода. Для ребенка важно “однажды и навсегда” познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем и овладения им. Для детской сущности не приемлем хаос ни в окружающей среде – начиная с порядка в его собственном доме, ни во времени – режиме дня, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому – в требованиях, которые они предъявляют ребенку.

Безалаберность, неряшливость в одежде и быту, отсутствие “внутренних часов”, необязательность во встречах, договоренностях, делах.

Сензитивный период сенсорного развития

Сенсорное развитие 0-5,5 лет

Характеристика периода. Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это, в свою очередь, становится возможным при умении человека не просто смотреть, слушать, ощупывать (что каждому дано в норме от природы), а всматриваться, вслушиваться и ощущать – эти умения приобретаются только в данном возрасте и в процессе специально организованной деятельности.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Неумение составить ясное представление о свойствах предмета и сделать вывод о его пригодности, качестве, надежности, прочности и прочего.

Сензитивный период восприятие маленьких предметов

Восприятие маленьких предметов 1,5-5,5 лет

Характеристика периода. Это самое беспокойное время для родителей, ребенка начинает привлекать “микромир”, поэтому им постоянно нужно быть начеку: не взял ли малыш в руки какую-нибудь мелочь, которая им может быть проглочена? Не разбирает ли он на части игрушку? И тут важно предоставить ребенку возможность своими руками создать что-то большое, целое: собрать модель, картину или бусы, составить аппликацию или мозаику.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Отсутствие познавательных интересов, желания заниматься творчеством (конструировать, мастерить).

Сензитивный период развития движения и действия

Развитие движения и действия 1-4 года

Характеристика периода. Очень важный период для развития и укрепления не только физического, но и интеллектуального здоровья ребенка. Его естественное развитие невозможно без насыщения крови кислородом, без питания клеток головного мозга. Способность легких принимать кислород напрямую связана с двигательной активностью и формируется и него в отведенное природой время.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Малоактивный образ жизни в “четырех стенах”, телемания, отсутствие интереса к спорту и общая физическая ослабленность организма.

Сензитивный период развития социальных навыков

Развитие социальных навыков 2,5-6 лет

Характеристика периода. Формы вежливого поведения становятся доступны ребенку именно в это время. Знакомство с этическими нормами для каждого человека является основой для адаптации в культурном обществе. Становиться членом этого общества ребенок начинает с раннего детства.

Сознательное нарушение общественных норм жизни, принятие ложных норм морали и нравственности: от открытого неуважения к другим людям до агрессивности по отношению к ним.

Сензитивный период развития речи

Развитие речи 0-6лет

Характеристика периода. До полугода ребенок вслушивается в звучащую речь и старается подражать ее звукам. В возрасте около года он начинает произносить свои первые слова. Около полутора лет – использовать их для выражения чувств и желаний. В два-три года малыш способен выражать свои мысли, объяснить поступки и действия.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Трудности в общении с людьми, в учебе, в осуществлении профессиональной деятельности, в воспитании собственных детей.

Каждый период имеет свое весьма спокойное начало (которое можно и не заметить, если ничего не знать о существовании данного периода) и свой пик (или время наибольшей интенсивности) с последующим спадом. При чем у каждого ребенка это происходит неповторимо, по “индивидуальному графику”.

По словам Марии Монтессори, взрослый обязан не только иметь представление о существовании сензитивных периодов развития ребенка, но и готовить их наступление или “зону ближайшего развития”: приобретать и создавать необходимые ребенку дидактические материалы, пособия, игрушки, иначе говоря создавать развивающую зону.

Материал взят из книги «Раннее развитие: лучшие методики и игры»

Теперь когда вы знаете о сензитивных периодах, нужно подумать в каких из них находится ваш ребенок на данный момент. Не впадайте в панику, не хватайтесь за все сразу. Если вы осознали, что один из периодов подходит к концу, сначала подумайте как ребенок развивался в этом направлении без вашего осознанного вмешательства, каковы его успехи, а уж затем составляйте план занятий.

Методика Монтессори в нашей семье имеет хаотичный характер. Я придерживаюсь мнения, что ребенок должен развиваться сбалансированно, поэтому не придерживаюсь какой либо методики на все 100%. Мне нравится идти за интересами сына, он сам мне показывает что ему нужно, что его увлекает. Тем не менее, я не могу поспорить с научными трудами Марии Монтессори на тему сензитивных периодов, поэтому постаралась помнить о них и в силу возможностей развивать.

Монтессори материалы не так сложно сделать своими руками, а в некоторых случаях их даже делать не нужно, просто нужно взять вещи имеющиеся в каждом доме и предоставить их ребенку в определенных занятиях. Когда Александру было 2 года 9 месяцев, мы обыграли первую часть книги о домашней школе Монтессори. участвовали кухонная утварь, бусины, манная крупа и многое другое, что без труда я нашла дома. мы подошли, когда ребенку исполнилось 3 года 6 месяцев. Здесь мне пришлось немного поработать. Я сделала набор для развития тактильных ощущений своими руками, лоскуты тканей с названиями на обратной стороне, цветные таблички нам удалось заменить уже имеющимся набором карточек.

И вот моему мальчику исполнилось 5 лет, он помогает в силу возможностей по дому, интересуется папиными инструментами. Подумав на эту тему я решила сделать ему тренажер с шурупами по методике Монтессори. В этом случае мне пришлось обратиться к плотнику. Я распечатала оригинал материала Монтессори, который стоит 120$.


Разработан Монтессори для координации движений глаз-рука. Помогает практическим навыкам, которые нужны в повседневной жизни.

Мы обсудили детали с плотником и решили сделать тренажер не из трех частей, а из одной. Все удовольствие мне обошлось в 35$.


Александр остался очень доволен! Тренажер используется им ежедневно, сейчас он просит заменить шурупы и тип отвертки на новые. Что ж, маме нужно просто доехать до магазина.


фото увеличивается при клике

Что еще можно сделать из Монтессори материалов своими руками. Очень советую всем родителям обратить внимание на доски-тренажеры, которые имеют разную модификацию и могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Я подобрала несколько фотографий из Интернета, чтобы дать понять идею моим читателям.

На этой фотографии хорошо видно, а точнее подписано все что находится на данной доске. Без умелых рук папы или плотника здесь не обойтись. Доски модифицирована таким образом, что при открывании замков дверца открывается. Лично моего сына очень интересуют замки с ключами, то есть если бы я делала ему, то всю доску заняли бы разнообразные замки.

Кто-то из креативных родителей подошел к вопросу вот так. Простая кухонная доска с множеством шпингалетов. В чем я вижу минус подобного материала. Только 3 шпингалета и 1 цепочка на данной доске имеют функциональную завершенность. То есть ребенок может увидеть конечный результат “открыл-закрыл”, все остальное не имеет логического смысла. Но мы люди взрослые, берем идею и бесполезные штуковины можно заменить на подвесные или встроенные замки.

На этом дорогие друзья, я завершу сегодняшний обзор Монтессори материалов своими руками. Надеюсь, что вам была полезна информация о сензитивных периодах. Вы конечно поняли, что это время упускать непростительно, нужно помочь нашим деткам развиваться в согласии с их “космической программой”.

Статьи по теме: