Предсвадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, девичник. Русская свадьба: традиции и обычаи

Помолвка заключается в объявлении молодых о том, что они решили стать мужем и женой. Как правило, в этот период жених и невеста решают вопросы подготовки к свадьбе, готовятся к грядущей супружеской жизни. Именно в этот период они еще могут отказаться от своего решения. Обряд помолвки - очень красивая традиция, о которой необходимо знать и учитывать все тонкости ее проведения.

По традиции помолвка (ранее рукобитье) следует за сватовством и предшествует обручению, и является важным моментом в предсвадебной подготовке. Этот обряд выражает всю серьезность и важность ваших отношений. Если вы не уверены в своем желании создать семью именно с этим человеком, не стоит объявлять о помолвке только потому, что так поступили ваши друзья. Сегодня, конечно, этот обряд носит больше условный характер и не является обязательной необходимостью, к ней относятся как к устаревшей формальности или красивому обычаю, который предшествует главному моменту в жизни. Тогда как раньше после рукобитья свадьба просто не могла не состояться. Только чрезвычайные обстоятельства, война или стихийные бедствия могли помешать свадьбе. А в допетровские времена нарушение сговора приравнивалось к оскорблению невесты, и в предусмотренных документах даже указывалась внушительная сумма за отказ от заключения брака.

Как правило, день подачи заявления в ЗАГС и является днем помолвки. После этого у пары есть только месяц на то, чтобы действительно решить для себя, а нужен ли этот брак, хочу ли я связать свою судьбу с этим человеком, чтобы потом не сожалеть о свершившимся.

Родители жениха и невесты должны первыми узнать о помолвке своих детей – это является главным условием данного обряда. По русской традиции будущий муж просит руки своей любимой у ее отца. Кстати, у этого обычая корни идут из глубокого прошлого, когда мужчина был главой семейства, и этот статус был непоколебим.

Как правило, жених и невеста организуют встречу родителей с обеих сторон для обсуждения деталей будущей свадьбы (определиться с количеством и составом гостей, местом проведения, организацией свадьбы, обсудить возможные варианты помощи родителей молодоженам в первое время и т.п.).

Как только согласие родителей на брак получено, а заявление в Загс подано, это событие можно и отметить, устроив, к примеру, торжественный ужин, на котором и объявить о помолвке и предполагаемой дате свадьбы. Отмечать это событие можно где угодно, все зависит от вашей фантазии и материального состояния. Если у вас в планах составление и подписание брачного контракта , то данное мероприятие как нельзя лучше подходит для этого. С этого момента пару можно называть женихом и невестой.

В старые времена родители невесты назначали сговорный день и время. Часто родителей жениха приглашали в дом невесты на какой-либо праздник под различными предлогами, при этом им не говорилось ни слова об истинных причинах торжества. Сам жених, его родители и близкие родственники собирались в дом невесты с подарками. В доме невесты гостей принимали со всякого рода почестями, кланялись друг другу и обменивались подарками. Подарок невесте мог быть в виде колечка, платка, золотого украшения и т.д. Раньше, по обычаю, во время сговора невеста отсутствовала, но в конце вечера от имени невесты кто-то из ее близких приносил подарки для жениха и его родных. Жениху, как правило, невестой дарилась вышитая рубашка, сшитая собственными руками. От сговора до свадьбы, независимо от продолжительности сроков, жених не имел право видеть невесту. Сроки от сговора до заключения брака могли быть разными, от недели и до нескольких месяцев, в зависимости от обстоятельств. Позднее обычай не видеть невесту пропал, жених мог после помолвки видеть невесту в любое время. До обряда рукобитья жених мог видеть невесту только во время смотрин. Стоит отметить, что в любом общественном месте в присутствии людей пара могла видеться, но никакие встречи наедине до родительского благословения были невозможны.

Гостей усаживали на почетные места под божницей. В течение нескольких минут гости и хозяева сидели молча – этого требовали тогдашние обычаи. За столом отец невесты объявлял о помолвке в виде короткой речи-тоста, заканчивающейся здравицей. Невеста и жених за столом сидели рядом, по правую руку невесты сидели родители жениха, по левую руку жениха - родители невесты. На помолвку невеста надевала светлое праздничное платье, а жених – строгий костюм. Затем писалась так называемая рядная запись, где указывались имена молодоженов, предполагаемая дата свадьбы, обязательство жениха взять в жены невесту, обязанности родственников невесты выдать ее замуж и дать за ней определенное приданное (заносилось буквально все), а также возможные «штрафы», неустойка или попятное за невыполнение обязанностей и т.п. Шедшая на попятную сторона должна была платить сумму, размер которой соответствовал бы состоянию. Сумма эта всегда была настолько велика, что бременем ложилась на плечи нарушителя. Также не редко в рядную запись заносилось условие, что муж не должен бить свою жену, чтобы можно было взыскать за обиду.

По случаю помолвки в богатых русских семьях родителями невесты устраивались балы с обильным угощением. Приглашение на торжество делались в виде специальных билетов и рассылались приглашенным, иногда старшие члены семьи давали объявления в газетах, которые оповещали об этом радостном событии. На бал приглашались близкие родственники, знакомые и влиятельные персоны, где глава семьи официально представлял всем жениха и невесту.

Хотя помолвки могли проходить совсем по-домашнему, без приглашения гостей. В данном случае сами родители или священник, которого приглашали на данное событие, благословляли жениха и невесту иконой, а семьи обменивались хлебом-солью. Отцы будущих мужа и жены отвешивали друг другу семь поклонов и называли свадебную дату. В случае если отец невесты скончался, то его место занимал ее брат, либо крестный или другой родственник-мужчина. После получения родительского благословения, жених и невеста по традиции обменивались кольцами. С этого момента молодые считались помолвленными.

По давней русской традиции в день помолвки жених в знак сильной любви преподносит невесте обручальное кольцо , как правило, с одним или несколькими драгоценными камнями. На этом кольце, на внутренней его стороне, жених заказывал гравировку даты обручения. Кроме того, указывались инициалы жениха на кольце невесты, и невесты на кольце жениха. Если невеста принимает кольцо, это говорит о подтверждении намерений обоих вступить в брак. Если же невеста отвергает предложение жениха о замужестве, то она отказывается от преподносимого ей кольца. Выбор кольца остается за женихом, здесь никаких особых правил, все зависит от тех или иных предпочтений. Как правило, обручальное кольцо невеста носит до свадьбы на безымянном пальце правой руки, а в день свадьбы до встречи с женихом снимает. Потом его можно носить поверх свадебного кольца, и если брак окажется удачным, передавать по наследству.

Помолвка в традициях разных стран.
В каждой стране обряд помолвки имел свои особенности. Так, например, в Германии она символизировала начало супружеских отношений. Сразу после обручения пара начинала жить, как сейчас это принято называть, гражданским браком. При этом данный период у молодой пары мог продолжаться не один год. В течение этого времени молодожены устанавливали степень совместимости и «сооружали» теплое и уютное гнездышко.

В Италии же под этим обрядом понималась подготовка к свадьбе, при этом жениху вплоть до венчания разрешалось только навещать иногда невесту в стенах ее дома под обязательным наблюдением родителей.

В Японии жених и невеста знакомились именно на помолвке, поскольку заключение браков происходило по договоренности родителей. Она считалась официальной церемонией, на которой, если намерения жениха относительно соблюдения всех формальностей были серьезными, он преподносил невесте в дар девять подарков. Если жених отказывался от соблюдения формальностей, он дарил меньшее количество подарков. При этом родные жениха вручали будущим родственникам материальную компенсацию и подарки с пожеланиями удачи. Родные невесты со своей стороны должны были одарить будущих родственников на сумму, которая наполовину меньше полученной. Сегодня в Японии этот обычай соблюдается все реже, а женихи дарят кольца своим возлюбленным на европейский манер.

В Швейцарии после помолвки молодые должны были провести беседу со священником, которая была неким тестом на готовность к супружеской жизни.

В Испании пара могла расторгнуть помолвку, если свадьба затягивалась более чем на три месяца.

В исламских страна, по Шариату, помолвкой является момент представления невесты жениху, когда ему разрешают увидеть ее лицо и обменяться несколькими фразами, но только в обязательном присутствии ее родственников. Нельзя касаться невесты до бракосочетания.

Помолвка для молодой пары является испытательным периодом, в который они проверяют надежность и способность друг друга к поддержке. Этот период показывает насколько сильно доверие жениха и невесты друг к другу, понимают ли они друг друга, могут ли принять привычки и недостатки друг друга. Это время, когда пара окончательно решает для себя, остаться свободными или скрепить свои отношения брачными узами.

Традиционно цикл образования новой семьи делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания);

Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник и жениховы посиделки);

Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир);

Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

В роли сватов обычно выступали родственники жениха, пользовавшиеся особым уважением, иногда - его родители или даже специально приглашенные люди, известные своим красноречием и обаянием. Иногда пользовались услугами свах, которые должны были вначале подобрать невесту: разузнать о том, какое приданое дается за ней и в чем оно состоит - в одежде, деньгах или вотчинах. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. В случае успеха сваха получала от заинтересованной стороны определенное вознаграждение и обязательно кашемировую шаль. Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступала на первую ступень правой ногой и при этом говорила: «Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится».

Дату сватовства выбирали особо. Прежде всего это должно было быть нечетное число, но ни в коем случае не тринадцатое, идеальный вариант - третье, пятое, седьмое или девятое числа месяца.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца. После ухода сватов кто- либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле. По дороге желательно было не встретить никого из знакомых и ни в коем случае ни с кем не разговаривать. Перед тем как постучать в дверь, надо было непременно прикоснуться плечом или рукой к дверному косяку. После приглашения в дом вначале полагалось перекреститься и только затем начинать разговор о будущем браке. И самая верная примета успеха дела - прикоснуться перед началом переговоров к ножке стола, за которым чаще всего велась беседа.

В разговоре не полагалось называть вещи своими именами: разговор начинали с посторонних тем и непосредственно к переговорам приступали в иносказательной форме: «Ищем телочку, не заблудилась ли» или «Хотим купить телочку», «У вас товар, у нас купец», «У вас куничка, у нас охотник» и т. д. Если ответ был положительным, родители невесты и сваты должны были трижды обойти вокруг стола, а если нет - сваты удалялись, стараясь закрыть дверь спиной, что должно было помешать девушке выйти замуж.

Сватовство проходило в два этапа - на первом принимали принципиальное реше-ние о том, состоится ли брак, а на следующий день договаривались о смотринах, которые, по обычаю, проходили через неделю в доме невесты.

Смотрины

Это событие состояло из двух частей - знакомства жениха и невесты и торга за приданое. Главное действующее лицо этого события - невеста, которая стремилась предстать перед родителями жениха в лучшем виде. По обычаю, она должна была переодеться не меньше трех раз, показать свое умение рукодель-ницы и собственноручно приготовить угощение.

Затем родители будущих супругов удалялись для переговоров о размере приданого. Если договориться удавалось, жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. Когда они возвращались, жениху подавали стакан медового питья. Если он согласен был взять девушку в жены, он выпивал его целиком, если нет - возвращал его полным. После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Сговор

Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.

Сваха была главным действующим лицом сговора, устраивая брак, она должна была соблюдать множество условностей: она не должна была садиться во все время свадебного сговора (иначе у молодых дети будут долго «сидеть» - поздно встанут на ноги), она не должна была есть и пить, оберегая будущих детей от обжорства и пьянства. Войдя в сени, сваха тайком похищала веник и прятала его в оборках широкой юбки во все время сговора: тогда, по поверью, сватовство должно было быть удачным. С той же целью перед началом сговора сваха грела руки у печи - считалось, что в печи обитают духи умерших родственников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила совета. Как только сваха входила в дом, двери немедленно запирали на крючок, чтобы случайный гость, зашедший в дом, не сглазил будущих жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора запрещалось открывать дверь кому бы то ни было.

На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте Божьего мило-сердия - икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона родительского благословения. В этом обряде участвовали крестная мать и крестный отец, которые также благословляли иконой. С этого дня невесту освобождали от всех работ по дому, она должна была заниматься только приданым и подготовкой к свадьбе.

Приметы и обычаи сговора

Тот платок, над которым новобрачная, будучи еще сговоренной, плакала, оста-вался навсегда в доме родителей, чтобы жить замужем - не плакаться.

Свадебный сговор не устраивали в среду и в пятницу - постные дни (пост в эти дни связан с тем, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос был распят).

Рукобитье

Это событие происходило за несколько дней до венчания. Сваты с отцом и матерью жениха в сопровождении родственников ехали к отцу и матери невесты. Приглашенные садились за стол, покрытый скатертью, на котором стояли пирог и соль. Отец невесты зажигал перед образом свечу, и все в избе вставали, а двери запирали - чтобы посторонний не мог сглазить. С молитвой родители молодых через стол скрепляли правые руки сватов, и, взяв со стола пирог, обводили им вокруг рук, трижды приговаривая: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Над руками пирог разламывали, одну половину отдавали отцу жениха, а другую - отцу невесты (чья половина окажется больше - у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства). Пирог должен был храниться у жениха и невесты до свадьбы, а после венчания новобрачные должны были съесть его прежде всего; причем жених - невестину половину, а невеста - женихову. При этом приговаривали: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же идно тесто в пироге, такожде и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь».

Накануне свадьбы. Девичник

Жених присылал подарки невесте - иголки, нитки, шелк, холст, ножницы и другие принадлежности для рукоделия. По традиции, в сундучок с подарками непременно надо было положить кнут и изюм и другие сухофрукты и сладости. Этот дар означал, что если будущая супруга оскорбит или обидит мужа, то бу-дет бита кнутом, а если будет хорошо себя вести, то изюмом и сладостями он обещает, что у нее не будет недостатка в дорогих вещах. Жених должен был также передать невесте драгоценности к свадебному платью, гребенку, зеркало, румяна, духи и мыло. Невеста в ответ посылала жениху рубашки или другую одежду, платки собственной работы.

На девичнике невеста прощалась с «красотой» - повязкой из парчи с позументами и лентами, которую девушка носила на гуляньях и хороводах, которую уносила ее сестра или подруга. Это был грустный день - невеста прощалась с девичеством и готовила себя к тяжелым испытаниям семейной жизни. Накануне свадьбы для невесты топили баню, которую охраняли друзья жениха или родственники невесты - караульщики. Обычно топил баню брат невесты, а воду носила сестра. В бане невеста мылась мылом, присланным женихом, угощала подруг, которые ее сопровождали, сладостями, присланными женихом.

В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.

Каждый обряд, связанный со свадьбой, имеет давние корни Обряды и традиции перекочевали из давней старины в современный мир в несколько измененном виде. Но, тем не менее, они остались, а многие и сегодня считают их соблюдение залогом счастливой семейной жизни.

В первую очередь хотелось бы остановить внимание на таком древнем обряде, как сватовство. Современная церемония сватовства достаточно проста – древние обряды на свадьбе, связанные с этим моментом, несколько упростились.

На сегодняшний день сама схема сватовства ограничивается тем, что потенциальный будущий муж, получив согласие от его избранницы, посещает родителей невесты. При этом обязательным атрибутом выступает букет, презентованный самой будущей жене и ее маме – своей теще. В большинстве своем родители невесты уже не один месяц знакомы с потенциальным зятем и отнюдь не против его кандидатуры в качестве супруга для своей дочери. В целом ритуал сватовства носит больше формальный характер.

Такая же церемония сватовства проходит и с родителями потенциального супруга будущей невесты. Свекор и свекруха принимают в своем доме будущих тестя и тещу, а также потенциальную невестку. В целом после проведенного совместного застолья сватовство считается завершенной, а сама процедура помолвки состоявшейся.

Традиции свадьбы – встреча молодоженов

Традиции свадьбы составлялись не одно десятилетие, и одним из важных моментом в свадебной церемонии выступает обряд встречи молодых с караваем и благословением пары родителями. При этом стоит сказать, что церемонии на свадьбе, предусматривающие сам процесс родительского благословения, выступали обязательным условием для полноценного православного брака и проводились перед венчанием в храме.

Сама встреча и получение родительского благословения начинается с того, что молодожены проходят через своеобразный коридор, созданный гостями свадьбы из рушников, и встают перед родителями. После трехкратного поклона своим родителям пара молодых торжественно получает от них благословение и свадебный каравай. Получив от родителей каравай, молодожены преломляют его каждый со своей стороны и, макая в соль, дают съесть каждый свой кусочек супругу.

Традиции свадьбы особое место отводят свадебному пирогу, поскольку никакая свадьба не может быть представлена без этого украшения самой церемонии. Именно момент совместного разрезания свадебного пирога – огромной кондитерской конструкции крема и бисквита, останется в памяти, как один из самых ярких и красочных моментов свадьбы.

Традиция — подносить свадебный торт молодоженам уходит своими корнями в Древний Рим. При всем том, что с теми временами нас разделяет 5 тысяч лет, данная свадебная церемония дошла до наших дней. Но стоит сказать, что хоть и самого понятия торт в то время люди не знали и не использовали, в самой церемонии на свадьбе использовали свадебный хлеб, выпеченный с соблюдением всех традиций из ячменя или пшеницы.

По самому ритуалу, принятому в те времена, жених обязан был разломать свадебный хлеб над головой своей избранницы и после дать каждому гостю небольшой кусочек от него, предлагая таким образом разделить с женихом радость. Сами крошки, которые попали на голову невесты от разломанного свадебного хлеба, жених собирал и разделял их со своей избранницей. Данный ритуал выступал своеобразным символом подчинения будущей супруги своему мужу.

На Руси таким свадебным тортом выступал традиционный каравай. Именно в этом отношении наши предки подходили с размахом и хорошим знанием дела, поскольку для приготовления этого свадебного атрибута требовались усилия нескольких людей.

Именно наши предки знали то, что замесом свадебного каравая занимались исключительно замужние женщины, а самим процессом выпечки в печи – мужчины. А вот нарезал сам свадебный каравай, украшенный ветками и ягодами калины, обязательно ребенок. Далее уже на самом свадебном торжестве нарезанный каравай разносили гостям исключительно сами сваты. При этом вся эта процедура угощения гостей свадебным караваем сопровождалась пением обрядовых песен. Их выполняли «каравайщики». Как правило, коснуться первыми самого готового каравая честь выпадала молодым, и все это делалось до венчания в храме.

Свадебный ритуал выкупа невесты

Сама традиция выкупа невесты как свадебный обряд достаточно древняя и стара как мир. На сегодняшний день многие свадебные церемонии воспринимают ритуал выкупа невесты как один из элементов свадебной игры, хотя наши предки вкладывали в него достаточно сакральный смысл и свой особый подтекст. Именно предки, опасаясь кровного смешения в роде, выбирали для жениха невесту из иного племени и региона.

Зачастую получить ее можно было в результате либо победы в военных действиях или же в ходе длинных переговоров и достижения определенных договоренностей, а именно — размера цены за невесту. На сегодняшний день сам свадебный ритуал выкупа молодой не столь обстоятелен и, как правило, сам выкуп носит условный характер в виде небольшого подарка родителям невесты, но также практикуется и своеобразное «подношение» и выкуп деньгами.

Свадебный ритуал покрывания невесты

В данном достаточно красивом свадебном ритуале особое место и участие отводится непосредственно невесте и свекрови. Именно наши предки наделяли данный ритуал особыми магическими чертами. В самом ритуале покрывания будущей жены и матери свекровь сама снимала с молодой фату и покрывала ее голову платком. Именно такие действия олицетворяли в себе сакральный смысл того, что девушка уже становится женщиной и женой.

В этот момент сама невеста может, как бы шутя, сбрасывать дважды с себя платок, но вот на третий раз свекровь завязывает сам платок на голове невестки. После этого все незамужние девушки, присутствующие на свадьбе, водят вокруг молодой хоровод, в то время как сама невеста примеряет на голову каждой свою фату, желая тем самым каждой из них поскорее выйти замуж и обрести свое семейное счастье.

Свадебная церемония передачи семейного очага молодоженам

Вся суть данного ритуала заключается в том, что именно родители молодых символически передают тепло от своего семейного очага новой семье. Сам ритуал проводится по завершении свадебного гулянья, когда сами молодые идут в новый дом и родители, как со стороны жениха, так и со стороны невесты зажигают по свече и одновременно двумя свечами зажигают общую свечу молодых, при этом произносят пожелания и наставления для молодой семьи.

Сам ритуал также предусматривает непосредственное участие и свадебных гостей. Они образуют круг и также держат в руках свечи, тем самым образуя своеобразный защитный круг вокруг молодых. Выключается свет в зале и молодожены становятся в импровизированный защитный круг с одной общей восковой свечой. В это время каждый из гостей произносит свое краткое пожелание и после этого поднимает свечу вверх и мысленно повторяют сказанное вслух пожелание и опускают свечу.

После того, как все гости высказали свое пожелание, родители молодых подходят к паре и произносят свои наставления и зажигают пламенем от своих свечей общую свечу новой семейной пары. Запалив свечу и пожелав молодым все самое лучшее свечи не гасят а ставят на столы, создавая при этом романтическую обстановку в ходе свадебной церемонии.

Свадебные приметы и ритуалы для счастливой семейной жизни

Хотелось бы еще раз остановиться на определенных приметах и обычаях, соблюдение которых, по верованиям и убеждениям многих, может сделать сам брак крепким и долгим. В особенности существует масса примет в отношении наряда невесты. В первую очередь речь идет о количестве пуговиц на платье невесты – оно должно быть обязательно четным, в то время как обувь молодой не должна содержать шнурков и веревочек, а нижнее белье должно быть обязательно белого цвета.

Многие считают, что количество гостей на свадьбе должно быть нечетным – это обеспечит молодым долгую и счастливую совместную семейную жизнь. После венчания в храме невеста должна была раздать каждому встречному мелочь – именно это обеспечивало молодой семье достаток и финансовое благополучие. А вот осыпание пары зерном или конфетами также сулило паре достаток и сладкую, благополучную жизнь.

Не менее интересной свадебной приметой служит то, что многим молодым кладут в бокал мелкие монетки на достаток и успех. Именно эти монетки стоит хранить в дальнейшем именно под скатертью на столе в доме молодых. Данный обряд сопутствовал привлечению достатка и благополучия в дом.

Предсвадебные обряды. включали в себя сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты. Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен.

Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели е, дом, хозяйство до этого они разузнавали о семье невесты, е зажиточности интересовались мнением односельчан о невесте и е семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда вс было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами.

Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорнности, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха. Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении бояр, т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных.

Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл - очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же будущую жизнь молодых. Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда.

Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с красотой, т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. На следующий день после свадьбы или через день молодожны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо.

Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни. Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой вс заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением е отцом и матерью. В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры. Величальные песни По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям - это один из самых ярких жанров.

По своему происхождению - это магические песни. Строгой закреплнности величальных песен в обрядах не было. Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы. Ой - свашенька пылка, Пылкай поскорей, Не мучь нашу девку Наша девка нежна, В городе зродилося, Калачами кормилася, Мдом поилася Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы свадебные чины жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д. и гости новобрачных.

Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена. Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-описания они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения. Как у тысяцкого головка - Ровно маковка в огороде А у тысяцкого бородка - Ровно медянка на блюдце Второй формой является вопросно-ответная форма обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого Ещ кто у нас на свадьбе маленек Да маленек - Да Птр у нас на свадьбе всех помене В начале песен идт риторическое восклицание, восхваляющее величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же величаемый человек вызвал такое восхищение.

Тысяцкий хорошенек - На тысяцком рубашка мовчановская, Как на тысяцком штаны бархатные Песни-обращения от начала и до конца обращение к величаемому - Уж ты винная ягодинка, Удалой добрый молодец У тебя же, у молодца, У тебя лицо белое, Примени к снегу белому Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы - Княгиня - душенька - Скажи, пожалуй, нам Про свою гостейку - У меня свет гостейка Такая-то Во любви позвана, Во чести посажена Повествовательная часть плюс монолог или диалог.

Повествовательная часть имеет три разновидности обычно изображается условный пейзаж и несколько персонажей, один или два из которых обязательно величаемые, а другие - выражают сво отношение к ним. На луге, луге стояли три роты, Три роты восины Посредь роты ходит - Свет Андрей Николаевич На нм шуба соболья, Она крыта парчою, Что парчою голубою Как бояре-то спросят - Господин наш полковник Тебя кто шубой дарил - Али тесть, али тща, Что дарил государь царь. в повествовательной части - пейзаж о величаемом человеке рассказывают или птицы или животные.

На дубочке два голубчика сидят, Они воркуют, говорят - Не было такого молодца Ивана Васильевича Ни в Казане, ни в городе Появился такой молодец у нас Он со тысячи на тысячу ступает. символическое описание величаемого при помощи параллелизма Что у светлого у месяца Отрастали золотые рога, Как у князя новобрачного Отрастали косы русые По могучим по плечикам Соезжались князья да бояры, Его кудрям дивовалися - Ещ что это за кудерьки, Ещ что это за русые Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого.

Чрная ягода смородинка Прилегала по круту Бережку - Прилегали кудри русые Ко тому лицу белому, Ко тому ль лицу румяному Что такого-то Русые кудри по плечам лежат, Брови чрные, как у соболя, Очи ясны, как у сокола Символическая часть плюс реальная.

Различие разновидностей этой формы а в основе построения лежит параллелизм. б прямое разъяснение символа. а Эта ягодка сладка, Земляника хороша Почему она сладка, Почему хороша - Потому она сладка, Потому хороша - На угорышке росла, Против солнышка цвела - На восточной стороне б Во саду было, во садику, Во зелном виноградику, Здесь катились два яблочка, Два яблочка, два садовые, Садовые, медовые Врозь по берегу катилися, Словно сахар рассыпалися 1. Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм Чарочка моя серебряная, На золотом блюдечке поднеснная - Кому чару пить, кому выпивать - Пить чару, выпивать чару Александру, Александру Михайловичу, Наталье, Наталье Семеновне - На здоровье, на здоровье, на здоровьице им. 2. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню. 3. Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнения.

Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням.

Песни - дополнения исполнялись за величальной песней Как у дружечки бородка - За то его цари любят, Господа-то почитают, На большо место сажают Слышишь ли, дружка Тебе песню пом, Тебе честь воздом, Воеводой называем - Воевода ты наш, воевода, Крепок ты наш содержитель Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения разбивались на части Спасибо, дружинушко, Спасибо, хоробренький, Что хорошо игриц даришь Дружинушко хорошенький, Дружинушко пригоженький Где-то ты хорошился Чи в меду, чи в патоке, Чи в наливном яблоке Подари, дружинушка, Подари, хоробренький, Не рублм, полтиною - Золотою гривною Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны.

Величальные песни исполнялись хором.

Итак 1 в центре внимания находился человек, его характеристика 2 все образы величальных песен можно разделить на две группы на собственно свадебные между ними есть определнная взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца. 3 Все образы кроме вдовы и вдовца создаются по одной схеме изображаются внешность, одежда, богатство и т.д. 4 Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определнности. 5 Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы. 6 Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств.

Корильные песни.

Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли е до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха. Идт старик с волоку, Нест пестерь с воробу На Васькину голову Чирей с овин Да короста с блин, Ниточек с моточек Да чирей на носочик, Чашка вкруг - Да чирей в пуп Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые призываются на его голову.

Корильные песни исполнялись только в доме невесты Выйди-ка, свекровья горбатая, Встреть-ка невесту богатую Выдь-ка, свекровь сопливая, Встреть-ка невесту счастливую В отличие от величальных песен, корильные создают комическо-сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками.

Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту противоречий и играя одной лишь своеобразностью Сам шестом Голова пестом, Уши ножницами, Руки грабельками, Ноги вилочками, Глаза дырочками про жениха В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков Дружка-вор, дружка-вор, Дружка - воровьи глаза По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных.

Бестолковый сватушко По невесту ехали, В огород заехали, Пива бочку пролили, Всю капусту полили, Верее молилися - Верея, вереюшка Укажи дороженьку По невесту ехати Характеристика персонажей. 1 возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении 2 образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой.

Вполне определнно можно говорить о мужском и женском персонажах. Например песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом. Тысяцкий - неумоя, Сватушка - кукомоя Сунься в лоханку - умойся, На тебе рогожку - утрися, На тебе лопатку - молися Не гнися, дружка, не гнися, Вот тебе лавочка - садися, Вот тебе помои - умойся, Вот тебе помело - утрися, Вот тебе заслонка - молися 3 корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив. членам свадебного поезда Уж что вы, бояре, не белы пришли Чрны, как вороны, широки бороды Сходите в кузнецы, скуйте топоры, Бежите во темны леса, Нарубите осинник, нажгите пепелу, Сварите щлоку - умойте головы, Купите бороны - расчешите бороды. 4 окружающий персонажей мир изображался фантастическим, ярким, существующим как бы вне реального пространства и времени.

Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причм нередко заглядывают в е тмные уголки.

В них употребляются такие детали, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильных песен и выразить к нему отрицательное отношение. Описательность - главная композиционная особенность, так как ругая человека, создавали, прежде всего, его портрет. У тебя - у богатины На горбу грибы выросли, На затылке - обабочки, На загривке - синявочки Ты - горохово пугало Шалаболы болтаются, Тебя кони пугаются Сравнительно редко используется композиционная форма повествовательная часть монолог.

Идт дружка на порог, А косым глазом В печь заглядывает Густа ль капуста, Да велик ли горшок каши Ой, иди, дружка, пройди, А мы тебя давно ждали, Лисицами двор слали, Сенцы - коврами, Избу - девицами Вот тебе лавочка - садися, Когда не нажрался Вот тебе корочка - подавися Встречаются и песни - диалоги У нашего подженишника Расчсаны кудри А знать, его черти скубли - А за что его драли А за что его лупили - Что нам мду не купили Способы описания персонажей. 1.способ прямого описания Как на дружке кафтан - Чрт по месяцу таскал Как на дружке сапоги - Они с искорками Они с искорками- Пальцы выскакали 2. изображение участника свадьбы при помощи описания его поступков.

Как Иван-то господин Да вс по миру ходил, Да вс по миру ходил, Суму новую носил Как у нас-то ночевал, Он на печке спал Он на печке спал, Он на полку взглянул Он на полку взглянул, Блинов стопу стянул. 3. изображение персонажа через описание тех событий, в которых он или участвует, или может принять участие события эти случаются или могут случиться обязательно не по его вине. Уж ты, тысячко, не садись к окну Ох, сегодня у нас перелт совы Полетит сова из окна в окно, Сядет она прямо на голову, Спустится сова потом на бороду 4. сами поющие накликают на голову того человека, которому потся песня, разные беды, невзгоды.

Не умытка дружко, Не умытко - Помойте их киселм, Оботрите его помелом, Положите его под полом, Покройте его корытом, Ой, тем корытом немытым В любой корильной песне используется или один, или два, или три, а то и все четыре способа описания.

В зависимости от этого они могут быть и двухчастными, и трхчастными, и четырхчастными. Корильные песни пародировали употреблявшийся в величальных песнях композиционный прим вопрос - ответ, наполнив его другим содержанием, текст которых строился при помощи ряда вопросов, соединяющихся попарно - по смыслу В огороде у нас не лук ли У нас тысяцкий не глуп ли - В огороде у нас не мак ли У нас тысяцкий не дурак ли Антитеза - принцип оформления корильных песен.

Как у нашей-то свашеньки хорошая шаль А у вашей-то свашеньки - мережа на голове Как у нашей-то свашеньки пальто хорошее, А у вашей-то свашеньки - рыболовная гуня Отрицание Друженька не хорошенький, Друженька не пригоженький Как на дружке-то кафтан Чрт по месяцу таскал Художественные средства оксюморон и эвфемизм. Оксюморон показывает несуществующие в действительности предметы - способствует созданию более яркой, запоминающейся картины.

Да и наша сваха богата У нашей-то свахи три рубахи Да перва-то рубаха дубовая, Да друга-то рубаха смоляная, Да третья-то рубаха крапивная Эвфемизмы также способствуют более яркому, но не прямому изображению участника свадьбы и отношения к нему скрытая ирония, юмор становится основой подтекста. Александр, не гляди под стол - У нас нет мослов А ботинки поросячьи Шубка рявкает, Шапка бряхнет А ботинки заскагочут Лирические песни Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в выражении или вполне определнного обрядового чувства, настроения.

Песни, воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный колорит свадьбы. Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам, но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего сво отношение к ним. По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни подразделяются на две противоположные группы отрицательные, положительные.

Свадебные события могут быть расположены в определнном порядке они дают представления о взаимоотношениях молодых до свадьбы, во время свадьбы и после не в определнной последовательности и оценка - указывает на е цикличность. 1 цикл - главное действующее лицо - невеста. Смысл песен заключается в том, чтобы как можно ярче, глубже и эмоциональнее представить трагическую судьбу девушки - невесты. Берегись, белая рыбица, Хотят тебя рыболовнички поймать, Во шлковые тенеты посадить, На двенадцать штук тебя разрубить, На двенадцать блюд тебя разложить.

События развиваются последовательно, со вс возрастающей драматической напряжнностью. Самая последняя песня, которая венчает эту группу, рассказывает о просьбе девушке Выкупи меня, матушка, из неволи - Что будет дать, дитятко - Сто рублей - Негде взять, дитятко 2 цикл. Также есть начало и конец. Но героев два - жених и невеста. Молодец спрашивает дорогу в е терем Ох, ты глупый, добрый молодец Уж, какая в терем дороженька Дороженька в чисто поле - Широко, прераздольное Здесь девушка радостно встречает весть о замужестве. Конец в этой группе не является неожиданным - когда уже муж спрашивает невесту, кто ей мил больше всех из роду - Мил мне, милшенек Иванушка в дому - Это-то, Машенька, правда, твоя Это-то, Машенька, истинная Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд, но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство - выражения эмоционального отношения к свадьбе как к факту действительности. Тема свадьбы проходит через все свадебные песни.

Среди свадебных лирических песен выделяются а лирические любовные отношения до свадьбы б лирические семейные после свадьбы. а Через быструю речку лежит дубовая дощечка, Что никто по этой дощечке, здесь никто не хаживал, Что никто не хаживал, никого не важивал Перешел детинушка, перевл девчоночку б Перешл Данила-сын, Перевл Настасьюшку, Перевмши, целовал, Целовамши миловал Перевод через реку и платок-подарок - символы брака.

Свадебная лирическая песня рассказывает о каком-нибудь одном событии из ряда событий, которые должны произойти или уже произошли с женихом и невестой. 1 изображение событий - строго объектизировано повествование в третьем лице единственного или множественного числа. 2 Не нарушалась временная последовательность их исполнения в обряде - зависит от логики развития обряда и чувства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Обрядовая поэзия

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словеснохудожественных жанров, связанных с народным календарм, который основывался на.. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для.. Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В России 100 и более лет назад принято было жениться очень рано. На это было много причин, в том числе - свадьбой родители пытались уберечь своих детей от соблазнов холостой жизни. Само окружение и обычаи тех давних времен способствовали семейной жизни - понятия холостяк в те времена не существовало. От женитьбы освобождались только больные и те, кто хотел посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. Молодые люди в основном при выборе партнера не имели своего мнения и должны были подчиняться родительской воле. Родители выбирали партию своему ребенку очень тщательно и ответственно. В расчет брались многие факторы: положение семьи, воспитание, количество имущества, на схожесть характеров также обращали внимание. Дети не противились такому положению. И очень часто такие браки оказывались счастливыми, отношения теплыми и близкими.

По традиции и всеобщему принятому мнению одинокая жизнь считалась неполноценной. Существовали подтверждающие поговорки:

Не женат - не человек.

Холостой - полчеловека.

Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.

Семья воюет, а одинокий горюет.

Для женщин девический статус также не являлся предпочитаемым:

Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа.

С ним горе, а без него - вдвое.

Хоть лыками сшит, да муж.

Свадебные обряды обозначали вступление жениха и невесты в другую жизнь. Старый свадебный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. В предсвадебный цикл входили сватовство, осмотр дома семьи будущего партнера, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане. Свадебный цикл состоял из свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встречи молодых в доме родителей, доставки приданого, обрядов до и после первой брачной ночи. Сам свадебный пир. И послесвадебные обряды включали в себя визиты молодых--- к ближайшим родственникам. Каждый из этих циклов был направлен на магическое привлечение гармонии, богатства и потомства в семье.

Самое важное в свадебных обрядах и приготовлениях было самое неожиданное на наш взгляд современного человека. "Выбирай не невесту, а сваху» - была широко известна пословица. К сватовству, которое проводила опытная профессиональная сваха, относились очень серьезно. Сваха совмещала в себе качества психолога, астролога, посредника и ведуньи. Поэтому сваха хорошо знала - какому жениху подойдет какая невеста. Это являлось залогом счастья будущей семьи. Сваха занималась не только самим процессом выбора пары и сватовства, но и также всеми сопутствующими деталями - получала информацию о семье брачной партии, о приданом, в чем оно выражается.

Вопрос о свадьбе решался быстро, хватало только присутствия свахи и родителей невесты. Далее через неделю следовали смотрины молодых. При удачном сватовстве родителям жениха передавался подробный список приданого, вплоть до постельного белья.

Смотрины обычно проходили в доме невесты. Жених с родителями и свахой должны были ехать к невесте не прямым путем, а окольным - делали круг, т.е. «запутывали путь» для злых сил. Родители невесты устраивали обед, во время которого составляли брачный контракт и в него включали приданое. В конце обеда все участники этого действия молились о счастье новой семьи и обходили стол по кругу.

Далее после смотрин приходил через сговора или помолвки. Этот этап был важнее даже венчания и свадебного торжества. Отказ от свадьбы после помолвки считался оскорблением и тяжким преступлением. Во времена до Петра I за отказ от свадьбы после помлвки полагалось уплатить большую пошлину, дворяне высшего сословия считали это оскорблением, которое смывалось дуэлью представителя мужского пола со стороны невесты с женихом.

День помолвки определяли родители невесты, в дом которых приезжали жених с родителями и родственниками. Они считались важными гостями и их усаживали на почетные места. Во время помолвки производилась официальная запись о будущей свадьбе. Сама невеста в помолвке не принимала участия. И жених видел ее только на свадьбе. В знак помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. На второй день после помолвки происходил обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым перевозилив дом жениха. После помолвки наступало время мальчишников и девишников. В высших сословиях чаще всего был распространен только мальчишник. Девишник устраивали только крестьяне.

TaroTaro желает Вам успехов и процветания.

Статьи по теме: