Открытое занятие подготовительная группа моя семья. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной группе "Моя семья"

Конспект занятия в подготовительной группе « Моя семья»

Цели:
- расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнять понятие «семья», «родственники»;
- сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я её ведущая Екатерина Николаевна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята подготовительной группы детского сада «Песенка» города Тольятти.
Ребята, я хочу рассказать вам сказку о ребёнке, который жил один. И начиналась она так: «Жил – был мальчик, который был один – одинёшенек на свете. (выставляется фигурка мальчика)
А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете?
Ну, тогда мы изменим сказку, и ну нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком? (Предложить детям выставить на фигурки членов семьи.)
Как, ребята, мы назовём одним словом родных людей, которые живут вместе? (Семья.)
Давайте, ребята, поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
(Ответы детей.) Это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Воспитатель: А сейчас игра. Кто лишний?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, отец.
Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)
Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, уважать, ухаживать, защищать.)
Какие вы, ребята, молодцы, всё знаете про семью и родственников! А давайте мы немного поиграем!?
Игра «Назови, кто кем кому приходится»
Кем приходится мальчик маме? (Сыном)
Кем приходится девочка папе? (Дочерью)
А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)

Воспитатель: Молодцы!
Коллективная аппликация
Воспитатель. Посмотрите,теперь у нашего мальчика есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом, где они будут жить счастливо!
Теперь, ребята, вы тоже можете наклеить свои домики на лист, и у нас получится город, наш любимый город Тольятти, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости, поздравлять друг друга и поддерживать.
Подойдите к столу, здесь разложены детали дома, их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом. Сначала найдите основу, затем крышу, окна и двери, наклеивайте всё в определённой последовательности и аккуратно.
Отлично! А сейчас немного поиграем.

Упражнение «Из семени дерево»
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево».
Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, а каждый из вас- семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимаетесь в комочек, закрываете голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове, телу).
С тёплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются).
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки), и наступает момент, когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются), и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям – соседям, дотрагивается своими листочками до деревьев – соседей, Садовника.
Ребята, посмотрите, у нас в саду открылась выставка рисунков «Моя семья». Подойдите, посмотрите, здесь есть ваши рисунки? Кто хочет рассказать о своей семье?
Дети рассказывают о своей семье.
Итог занятия: Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (Дети встают в круг, воспитатель берёт мяч.) Обмен впечатлениями.
Время занятия подошло к концу. И я хочу пожелать, чтобы у всех была крепкая семья,

Конспект тематического занятия «Моя семья»

(подготовительная группа)

Цели: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях;

Прививать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.

Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям. Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Воспитывать интерес к истории своей семьи

Предварительная работа:

Составление альбомов о семье вместе с родителями, беседы о работе родителей, о профессиях членов семьи, разучивание пословиц о семье.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о семье и узнаем что такое семья, чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей) .Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Только в дружной семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. Загадывание загадок о семье.

«Загадки про семью»

Кто не в шутку, а в серьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь, конечно…. (папа)

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы храма,

Не ругая нас с братишкой.

Кто же это? Наша… .(мама)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (дед)

Воспитатель: А еще есть такие слова: есть дочь и (сын, есть братья и (сестры). (Продолжают дети)

Воспитатель: Семейные обязанности. У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И, тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим. Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей). Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно.

Ребята, послушайте сказку

З И. Гамазкова

ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: - Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели! А Петя:- Не хочу!

- Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься?

- А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

- Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» - а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

- А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

- Вот оно что, - сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

- Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

- Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама - папу.

А папа - дедушку.

А дедушка - бабушку.

А бабушка - Петю.

Что произошло в этой семье?

Плохо это или хорошо, что все перестали помогать друг другу?

Как в семье необходимо жить?

Физминутка «Семейная зарядка»
- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:

Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)

Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом)
- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.
Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.
Мама (какая?) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;

Папа (какой?) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

Бабушка (какая?) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;

Дедушка (какой?) старый, умный, седой, добрый;

Рисунок «Мое генеалогическое дерево»

(воспитатель показывает рисунок, на котором изображено генеалогическое дерево) .

Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:

1. На вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя.

2. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей.

3. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.

(Дети рисуют своих родственников. После выполнения задания, ребята показывают друг другу деревья, обмениваются впечатлениями).

Завершить нашу встречу хочу стихотворением.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Задачи:

— обогащать обобщенные представления о составе семьи, нормах этикета, принятых в семье;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи;

— формировать навыки проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким людям;

— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : проектор, слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном»^ Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»), настольнопечатная игра «Правильно — неправильно», аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцков- ского), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, в нашей группе проводится конкурс газет на тему «Моя дружная семья». Вам нужно будет вместе с родителями рассказать в своей газете о важных и интересных событиях, которые произошли в вашей семье, семейных правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. А чтобы газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о семье.

Человек рождается в семье благодаря своим родителям. Скажите, пожалуйста, ваши родители всегда были родными людьми?

Дети. Нет, не всегда.

Воспитатель . Да, ваши родители не всегда были родными людьми. Где они жили до того, как встретиться друг с другом?

Дети отвечают.

Они жили в разных семьях, иногда — в разных городах и даже в разных странах. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?

Дети . Женихом и невестой.

Воспитатель . Как их называют после свадьбы?

Дети. Мужем и женой.

Воспитатель . Что такое свадьба?

Дети . Это праздник, в этот день жених и невеста надевают свадебные наряды, женятся.

Воспитатель. Свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Как вы думаете, в газетах, которые вы будете делать вместе со своими родителями, нужно рассказать о свадьбе родителей?

Дети . Да.

Воспитатель . Я согласна с вами, потому что этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. О каких еще интересных событиях, которые происходят в жизни семьи, вы можете рассказать в своих газетах?

Дети . О дне знакомства родителей, о днях рождения: своем, сестры, брата.

Воспитатель . Ребята, в газетах нужно будет рассказать не только об интересных событиях, но и о правилах поведения, поступках, которые ценятся в вашей семье. И чтобы рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить о том, что такое семья.

Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, на котором демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»).

Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?

Дети . На этих картинах изображены семьи.

Воспитатель . Почему вы решили, что на картинах изображены семьи, они ведь такие разные?

Дети. На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.

Воспитатель . Да, ребята, в семье бывает много людей, родственников. Слово «семья» состоит из двух частей — «семь» и «я». Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как художникам удалось передать их любовь, нежность, заботу?

Дети . Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица, они вместе отдыхают, вместе делают домашние дела.

Воспитатель. В семье все любят друг друга, а это значит, что все делают так, чтобы другому человеку было хорошо: радуются при встрече, скучают, когда надолго расстаются, вместе переживают успехи и неудачи. Вместе делают домашние дела, отдыхают. Вы правильно сказали, что любовь родителей к своим детям проявляется в их заботе. А как дети могут выразить свою любовь к старшим?

Дети . Они могут быть послушными, внимательными, помогать, не капризничать.

Воспитатель. К сожалению, не каждый человек может показать, что он любит своих родственников, а ведь им это очень приятно. Послушайте стихотворение о мальчике, который любит своих родных и умеет выразить свою любовь.

Ребенок читает стихотворение С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».

Ребята, кто из вас умеет превращаться дома в такого же доброго волшебника, как этот мальчик?

Дети отвечают.

Ребята, ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы часто их радуете?

Дети отвечают.

А как поступает мама, когда вы болеете?

Дети. Дает лекарство, покупает что-нибудь вкусненькое, говорит нам добрые и ласковые слова.

Воспитатель . А что вы делаете, если болеет мама? Или сестренка, или бабушка?

Дети отвечают.

Наверно, вам всем знакомо стихотворение «Посидим в тишине», которое написала Елена Благинина. Но я хочу, чтобы вы послушали его еще разок и ответили: кто из вас поступает так, как поступила эта девочка.

Ребенок читает стихотворение.

А можете ли вы заметить, что у мамы грустные глаза? Или только мама может заметить, что вы устали или приболели?

Дети отвечают.

Все маленькие дети очень часто плачут. Вот так, наверное, и вы, когда были маленькими, тоже часто плакали. А мамы вас утешали, успокаивали, да? А как они это делали? Что они вам говорили?

Дети отвечают.

И вот вы подросли. Можете ли вы утешить, успокоить свою маму, когда заметите, что в ее глазах блеснули слезинки? Как вы поступите? Сейчас, ребята, я открою вам один секрет: я знаю лекарство от грусти и слез. Оно помогает всем: и мамам, и бабушкам, и сестренкам. Я могу вам его подарить, но унесет его с собой только тот, кто запомнит его наизусть. Итак, если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что:

Ходит ежик во лесу,

Барабулька на носу!

Ежик ей ладошкой машет,

А она поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою

Завтра тоже в лес пойдем

И такую Барабульку

Обязательно найдем!

Н. Пикулева

Только рассказывать эту прибаутку нужно радостным голосом. Очень важно, когда человек видит настроение другого, может сообщить о своем состоянии и его правильно поймут. Чтобы в семье жили дружно, все выполняют правила. Давайте вспомним поведения детей в семье.

Игра «Правильно — неправильно»

Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинки, на которых изображены правила культурного поведения ребенка в семье: следит за тем, чтобы быть чистым и опрятным (стирает одежду, чистит обувь, умывается, принимает душ), следит за порядком (вовремя убирает игрушки, помогает убрать посуду).

Воспитатель. А еще какие правила культурного поведения в семье вы знаете?

Дети. Желать всем доброго утра и спокойной ночи.

Воспитатель . Почему нужно выполнять эти правила?

Дети . Чтобы у всех было хорошее настроение, ведь людям приятно слышать такие слова. Очень важно, чтобы в семье всем было хорошо и уютно.

Воспитатель. Ребята, а как в ваших семьях узнают что-то новое?

Дети. Читают книги, газеты, смотрят фильмы.

Воспитатель . Все верно, чтобы узнавать новое, родители покупают книги, газеты, читают их вместе с детьми, смотрят фильмы. А что делают в семье для того, чтобы научиться видеть красивое?

Дети . Слушают музыку, украшают дом цветами.

Воспитатель. Да, ребята, чтобы научиться видеть красивое, в семье слушают музыку, покупают картины, украшают свой дом цветами. Как в вашей семье заботятся о том, чтобы все были здоровыми?

Дети . Делают зарядку, занимаются спортом, летом купаются в речке, загорают, плавают в бассейне.

Воспитатель . Чтобы беречь свое здоровье, в семье занимаются спортом, делают зарядку, проводят выходные дни на природе, закаляются, посещают бассейн. Вот мы и вспомнили о том, что в крепкой дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Какие пословицы, поговорки вы знаете о таких семьях?

Дети . «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна».

Воспитатель . Молодцы, ребята, интересные рассказы придумали о своих семьях, много пословиц, стихов вспомнили! Я думаю, что у вас получатся замечательные газеты о семьях. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней Ю. Антонова о дружных семьях.

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

Олеся Яковлева
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя семья»

Программное содержание : Формировать представления детей о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья , из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью , воспитывать уважение к старшему поколению.

Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи .

Предварительная работа :

Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья” .

1. Организационный момент.

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Насти, от Насти к Диме, от Димы к Ладе и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

Ребёнок : Здравствуйте, гости дорогие. В нашу группу проходите , на наше занятие поглядите . Вы нам рады? Мы Вам тоже.

2. Основная часть

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу, «Моя семья » .

Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) А сейчас, я предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики) . Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали.

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья » , и я, ее ведущая Олеся Владиславовна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №2, группы «Мультяшки» Волгоградской области города Камышина. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье , о своих дорогих и близких людях.

Дети рассказывают стихи :

Про мою семью

Наша семья : папа, мама и я,

Кот Тимофей, хомячок Берендей.

Есть попугай, звать его Николай.

Все мы- семья и большие друзья .

Вечер собирает всю семью

Вечер собирает всю семью .

Наконец-то мы все вместе дома.

Как минуты эти я люблю,

Как мне все приятно и знакомо.

Мирная беседа за столом,

И такой прекрасный мамин ужин.

Каждый раз я думаю о том,

Что семейный дух всем очень нужен.

Лишь когда сплоченная семья ,

Все невзгоды кажутся пустыми.

Маму с папой обожаю я.

Очень хорошо мне рядом с ними.

Молодцы ребята. Ребята скажите пожалуйста

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети : Имя.

Воспитатель : Чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться гостям? 2 – 3 чел.

Дети : Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель : Благодарю участников.

Воспитатель : Даниил, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья , семейство.

Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья ?

С кем вы живете?

Дети : Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка.

Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

Дети читают стихи :

Я о своей семье хочу вам рассказать .

Моя мамуля- супер, просто класс!

Считаю : моя мама- это раз.

А папа в нашем доме- голова,

И значит, папа мой под цифрой два.

Я старший сын в семействе- это три.

Что маленький, на это не смотри.

Еще есть моя младшая сестра.

Капризничает с ночи до утра.

Ему уже совсем немало лет.

И будет он у нас под цифрой пять.

Готовит вкусно- все не перечесть.

И будет она уж под цифрой шесть.

Такая наша дружная семья .

И всех люблю и обожаю я.

А если кто-то будет прибывать,

Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй ? Перечислите их.

Дети : Да. Мама папа бабушка дедушка сестренка

Воспитатель : Все ли семьи одинаковые или разные?

Дети : Разные

Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на экран телевизора, (Фотографии семей) вы видите фотографии семьи , какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье . Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.

А кто может сказать что такое дом?

Ответы детей

ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, счастливо.

Скажите, а как появляется семья ?

Ответы детей

Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи , и его отмечают каждый год. Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей . Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом .

Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться : мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

Воспитатель : - Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

Я предлагаю поиграть в игру «добрые поступки» - пока звучит музыка дети передают мячик друг другу, на ком заканчивается музыка тот говорит хороший поступок, который совершил в своей семье .

Молодцы ребята.

А если у кого-то из членов семьи плохое настроение , с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова? Тогда поиграем :

Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.

4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО.

Ребенок читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

Мама уходит, спешит в магазин

Сережа! ты остаешься один.

Мама сказала : “Ты мне услужи,

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь мой сынок,

Поймай петуха и запри на замок.

Сестренка, тарелки, петух и дрова,

Но у меня одна голова!

Схватил я сестренку и запер в сарай

Сказал я сестренке : “Ты здесь поиграй”

Дрова я усердно помыл кипятком

Четыре тарелки разбил молотком,

Но долго пришлось с петухом воевать,

Ему не хотелось ложиться в кровать.

Песня про маму.

Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье , но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки) . Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы) . Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки. Я предлагаю Вам нарисовать вашу семью в виде дерева Ствол – это ваш дом а листья на дереве это ваши родные. Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

По окончании работы детей подвожу итог.

Воспитатель :

Что же такое семья ?

Ребенок :

Семья – это счастье , любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник , семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем. Волнение трепет.

Семья – это труд , друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно !

Семья – это сложно !

Но счастливо жить одному не возможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу чтоб про нас говорили друзья

Какая хорошая ваша семья !

Воспитатель :

Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья .

По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

Песня моя семья

На этом наша телепередача закончилась. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья » .

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Моя семья».

Цели :

Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи , знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью . Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье . Учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи .

Задачи :

Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.

Воспитание любви к своей семье , умение составлять генеалогическое древо.

Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи .

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Здесь находится ребус «7-Я» .

Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

Дети : Семья

Воспитатель : Правильно « семья » .

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье , о том, кто живет в семье , какой должна быть и как много значит для нас семья .

Как вы думаете, что такое семья ? (Ответы детей)

Да, семья- это самое главное , дорогое, что есть у человека.

А все семьи одинаковы ? (Ответы детей) .

Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих

родственников можно назвать словом «родня» .

Как надо относиться к семье ?

В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы» . Семья начинается с уютного теплого дома.

Воспитатель : Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос :

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети : Имя.

Воспитатель : Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.

И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о рождении» (слайд 2) . У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.

Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.

Дети : Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель : Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья

Воспитатель : Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью .

Воспитатель :

А сейчас подумайте над такими вопросами :

Кто самый старший в семье ?

Кто самый молодой?

А кто самый мудрый?

А какая у вас будет семья , когда вырастите?

А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится ?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»

1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.

Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка) .

2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.

Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка) .

3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.

И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)

4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа) .

5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.

Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки) .

6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)

Воспитатель : Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? (на доске)

Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек . Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас , а потом желающие расскажут о своей семье , посмотрите на доску, как составляется древо.

(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье )

Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Игра с мячом, «Какой, какая»

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный :

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи .

Сейчас мы с вами порассуждаем.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»

На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.

Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

Воспитатель : Все семьи одинаковые или разные?

Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи .

Какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье ? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.

Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю

ситуации, которые могут произойти в каждой семье ; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Д/и «Радость и печаль»

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку;

Разбили чашку;

Уступили место в автобусе бабушке;

Помогли маме с уборкой

Отыскали потерянные бабушкой очки;

Разбили чашку;

Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери» )

Семья – это самое дорогое , что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье , доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы,а вы закончите.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Мой дом – моя крепость.

Родительское слово на ветер не молвишь.

Мать кормит детей, а земля людей.

Мамонька родимая – свеча неугасимая.

Вся семья вместе , так и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

Материнская ласка конца не знает.

Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Пословицы учат нас ценить свою семью .

О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и поселим всех в один большой дом.

(Дети рисуют свою семью и рисунки поселяют в окошка большого дома).

Вот какие дружные семьи живут в этом доме .

Воспитатель : Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья . Пока в семье дружба , все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора , кто-то обиделся на другого члена семьи , и уже круг дружной семьи разъединился . И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи , уважать старших, помогать младшим.

Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)

Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье ? (Здоровья, радости, благополучия) .

Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное «Пусть» .

«Пусть всегда будет в вашей семье …» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь) .

Итог занятия

Воспитатель : Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи !

Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга , дружно живут вместе.

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья ?

Кто такие родственники?

Как другими словами можно назвать папу и маму?

Как люди должны жить в семье ?

Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.


Статьи по теме: